cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок власть и политика: Политика и власть | План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме:

Политика и власть | План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме:

Класс 9

Тема: Политика и власть

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология,  легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?
  2. Политическая власть
  3. Роль политики в жизни общества
  4. Политическая жизнь и средства массовой информации

1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях.  И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» — сочинение о государстве, правительстве, правлении.
  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку. 

-политика – это искусство управлять государством.

-политика – это искусство возможного.

-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
  • П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика неразрывно связана с государством.  В разных общественных группах отношение  к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции.  (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Работа в рабочей тетради – задание № 1.

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли)  политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
  • Обеспечение социального развитие общества и человека;
  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

2. Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

  Познавательные задания:  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме  святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».  (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?  

 Они строятся по принципу «господство-подчинение».  Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе. 

Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Задание: стр. 5-6-  прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Работа в рабочей тетради – задание № 4.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической.  Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай  в руки власть,  когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

  • Легитимность
  • Публичность
  • многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
  • верховенство над всеми иными силами общества.

Работа с документом стр. 6.

3. Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

4. Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

  • СМИ – главный канал политики
  • Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
  • Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.
  • СМИ – четвёртая власть

Работа в рабочей тетради – задание №7.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Проверь себя
  • В классе и дома
  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 1
  • Рабочая тетрадь№ 3,5,6,8.
  • Выучить определения и подготовиться к тесту.
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Политика и власть (тема обществознания, 9 класс)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3310.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3310.

Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с управлением обществом, осуществлением власти, в переводе с греческого означает “искусство управление обществом”. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.

Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми и может повлиять на поведение других людей. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе. Политическая власть – это право, возможность и способность повлиять на политическое поведение других людей.

Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам.

Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Борисов

    10/10

  • Виталий Морозов

    7/10

  • Никита Глушич

    8/10

  • Алексей Печенов

    10/10

  • Дмитрий Кувика

    10/10

  • Адам Веркотик

    10/10

  • Елизавета Коньшина

    10/10

  • Марина Васильева

    9/10

  • Леха Баландин

    10/10

  • Азрет Исмаилов

    8/10

Оценка доклада

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3310.


А какая ваша оценка?

БЛОК 6: Власть и авторитет – я босс! Я?

Раздел 6: Ключевое понятие – «Власть и власть» (для начального уровня)

Справочная информация для учителей: легитимная власть – принцип делегирования на начальном уровне

Учащиеся в возрасте 10 лет и старше способны мыслить абстрактно. Они могут распознавать и развивать структуры в своей среде и способны различать свои собственные интересы и интересы других. По мере взросления они смогут делать это все больше и больше.

Начиная с 10-летнего возраста учащиеся начинают понимать взаимосвязь между пространством и временем, а также развивать способность выражать и воспринимать чувства и распознавать нормы. К этому возрасту учащиеся уже хорошо знакомятся с окружающей средой, в которой живут, и начинают проявлять большой интерес к неизведанному. Их восприятие социальных систем (ассоциаций, клубов, молодежных групп и т.

д.) становится более детальным и, таким образом, они становятся более мотивированными и вовлеченными в защиту других людей и лоббирование их интересов.

Общественная жизнь класса и школы становится все более важной. Как устроена общественная жизнь? Какие правила важны? Кто разрабатывает эти правила и кто принимает решения по ним? Кто может изменить эти правила?

В поисках ответов на эти вопросы необходимо не только знакомиться с политической системой сообщества или, шире, государства, но и уметь влиять на структуры и процессы внутри этого сообщества – иными словами, «жить» демократией.

В частности, в средней школе I ступени условия для инициирования совместных внешкольных проектов очень благоприятны для психологии развития ребенка. Студенты могут распознать цикл политических процессов и понять процесс принятия решений. Более того, большинство решений, актуальных для учащихся этого возраста, принимаются на уровне сообщества (например, о дорожном движении, местах проведения досуга и т.

д.). Учащиеся могут получить важную информацию, если их поощряют брать на себя социальную ответственность и если они чувствуют себя ответственными за часть своей школьной жизни. Занимаясь такими темами, как делегирование полномочий, они могут накопить конкретный опыт участия и ответственности в своей повседневной жизни. Чем больше реального опыта получат учащиеся этого возраста и чем больше у них будет ситуаций, дающих им возможность влиять на политические процессы, тем выше вероятность того, что в дальнейшем они будут участвовать в процессах принятия решений и разовьют чувство ответственности за общество.

Власть и авторитет – принцип делегирования – это один из шагов в повышении этого осознания. Следующая серия уроков визуализирует политические процессы в школе по аналогии с теми, которые происходят вне школы. В этом отношении избрание главы класса не должно быть изолированным мероприятием, а должно использоваться в качестве модели. В отличие от школьных мероприятий, таких как имитационные выборы, когда учащиеся разыгрывают или воспроизводят политические выборы, избрание руководителя класса должно влиять на повседневную жизнь в школе.

Целью обучения демократической гражданственности является поддержка развития компетенций в трех областях. Это подразделение имеет следующий профиль компетенции:

 

Компетенция в …
… политический анализ и суждения … использование методов … принятие политических решений и действия
** *** **
Опора ящика для инструментов
В этом разделе будут использоваться следующие инструменты из набора инструментов учащихся. Преподаватель должен решить , все ли учащиеся нуждаются в дополнительной подготовке для работы с этими инструментами.
0 Исследования в библиотеках
0 Поиск в Интернете
0 Проведение интервью и опросов
0 Интерпретация изображений
0 Интеллект-карты
0 Создание постеров
0 Проведение выставок
Х Планирование и проведение презентаций
0 Подготовка диапозитивов или презентации PowerPoint
0 Написание газетных статей
0 Постановка спектаклей
Х Проведение дебатов

 

Блок 6: Власть и власть

Я босс! Я?

Легитимная власть – принцип делегирования на начальном уровне

 

Название урока Цели обучения Задания для учащихся Ресурсы Методы

Урок 1:

Супергерой?

Учащиеся размышляют над концепцией ответственности и полномочий, обсуждая должность классного руководителя.
Учащиеся обсуждают обязанности, компетенции и должность, которую должен занимать руководитель класса. Флипчарт, карандаши, раздаточный материал, большое изображение супергероя. Индивидуальная работа, работа в группах, общее обсуждение.

Урок 2:

Хорошие парни, плохие парни…?

Учащиеся понимают идею о том, что один человек может представлять группу людей. Они развивают понимание концепции делегирования полномочий и подотчетности. Студенты сравнивают свои идеи со схемой политического представительства в демократическом обществе. Они обсуждают свои взгляды на политиков и сравнивают их с мнениями других людей. Для этого они проводят короткие интервью. Схема политического представительства, карандаши, бумага. Индивидуальная работа, работа в парах, общее обсуждение.

Урок 3:

Один человек делает все, остальные ничего не делают?

Студенты размышляют об обязанностях и компетенции различных должностей и понимают процесс выборов и его последствия. Учащиеся представляют результаты опроса в классе. Они определяют обязанности и компетенции различных должностей и избирают учащегося старостой класса. Флипчарт, карандаши, избирательные карточки, список желающих на должность классного руководителя, распечатанные копии раздаточного материала. Пленарное обсуждение.

Урок 4:

Разделение власти

Студенты знакомятся с понятиями переизбрания и отмены избрания. Они отражают критерии определения системы представительства. Учащиеся обсуждают и определяют критерии, позволяющие им контролировать работу классного руководителя. Флипчарт, карандаши. Пленарное обсуждение.

 

Урок 1. Определение мощности | IB DP Global Politics

Ключевой момент:

Власть — это способность контролировать или влиять на поведение людей. Власть, которая считается легитимной, может называться властью. Власть существует во всех социальных отношениях между людьми.

Согласны ли вы с этим определением власти? Как вы могли бы определить власть по-другому? Напишите свое собственное определение власти на стикере и прикрепите его на стену. Потратьте несколько минут, чтобы посмотреть на определения других людей. Мы вернемся к этим определениям позже.

 

Давайте рассмотрим, какое отношение понятие власти имеет к нашей повседневной жизни. Проведите мозговой штурм всех людей, которые имеют (или имели) власть над вами в вашей жизни. Попробуйте мыслить нестандартно и выйти за рамки очевидных ответов, предложенных ниже. Вы также можете подумать над тем, над кем вы имеете власть в своей жизни.

IB определяет власть в следующих терминах:

Власть можно рассматривать как способность производить изменения и рассматривать ее не как единую или независимую силу, а как аспект отношений между функционирующими людьми. внутри социальной организации. Противоречивые отношения между людьми и группами людей доминируют в политике, особенно в эту эпоху усиливающейся глобализации, и поэтому понимание динамики власти играет заметную роль в понимании глобальной политики.

Мы видим, что власть — не такое простое понятие, как мы могли сначала подумать. Многие авторы утверждают, что существуют разные типы власти и существует множество конкурирующих теорий власти. Посмотрите эти короткие видеоклипы и во время их просмотра подумайте:

  1. Как мы можем различать разные типы энергии?
  2. Вы хотите каким-либо образом изменить исходное определение силы?