Урок власть и политика: Политика и власть | План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме:
Политика и власть | План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме:
Класс 9
Тема: Политика и власть
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология, легитимность, публичность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала.
План:
- Что такое политика?
- Политическая власть
- Роль политики в жизни общества
- Политическая жизнь и средства массовой информации
1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».
- Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» — сочинение о государстве, правительстве, правлении.
- Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.
-политика – это искусство управлять государством.
-политика – это искусство возможного.
-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
- О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
- П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
- М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».
Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.
Работа в рабочей тетради – задание № 1.
Политология – наука, изучающая политику.
Функции (роли) политики:
- Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
- Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
- Обеспечение социального развитие общества и человека;
- Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
- Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.
2. Политическая власть.
Что по вашему такое власть?
Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.
Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)
2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)
3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).
4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)
5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)
6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.
Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.
Задание: стр. 5-6- прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Работа в рабочей тетради – задание № 4.
Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться .
Признаки политической власти:
- Легитимность
- Публичность
- многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
- верховенство над всеми иными силами общества.
Работа с документом стр. 6.
3. Роль политики в жизни общества.
Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?
4. Политическая власть и средства массовой информации.
!!!!Главное:
- СМИ – главный канал политики
- Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
- Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.
- СМИ – четвёртая власть
Работа в рабочей тетради – задание №7.
- Закрепление изученного материала.
- Проверь себя
- В классе и дома
- Домашнее задание.
- Прочитать параграф 1
- Рабочая тетрадь№ 3,5,6,8.
- Выучить определения и подготовиться к тесту.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Политика и власть (тема обществознания, 9 класс)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 3310.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 3310.
Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Политика
Под политикой понимают деятельность, которая связана с управлением обществом, осуществлением власти, в переводе с греческого означает “искусство управление обществом”. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.
Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.
Политическая власть
Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми и может повлиять на поведение других людей. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:
- президент по отношению к гражданам;
- офицер по отношению к солдатам;
- учитель по отношению к ученикам.
Особенности власти:
- властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
- политическая власть распространяется на большие группы людей;
- власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.
Роль политики и власти
В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе. Политическая власть – это право, возможность и способность повлиять на политическое поведение других людей.
Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.
Средства массовой информации
В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.
Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.
Значение средств массовой информации состоит в том, что они:
- дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
- вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
- быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
- поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.
Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Сергей Борисов
10/10
Виталий Морозов
7/10
Никита Глушич
8/10
Алексей Печенов
10/10
Дмитрий Кувика
10/10
Адам Веркотик
10/10
Елизавета Коньшина
10/10
Марина Васильева
9/10
Леха Баландин
10/10
Азрет Исмаилов
8/10
Оценка доклада
4. 2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 3310.
А какая ваша оценка?
БЛОК 6: Власть и авторитет – я босс! Я?
Раздел 6: Ключевое понятие – «Власть и власть» (для начального уровня)
Справочная информация для учителей: легитимная власть – принцип делегирования на начальном уровне
Учащиеся в возрасте 10 лет и старше способны мыслить абстрактно. Они могут распознавать и развивать структуры в своей среде и способны различать свои собственные интересы и интересы других. По мере взросления они смогут делать это все больше и больше.
Начиная с 10-летнего возраста учащиеся начинают понимать взаимосвязь между пространством и временем, а также развивать способность выражать и воспринимать чувства и распознавать нормы. К этому возрасту учащиеся уже хорошо знакомятся с окружающей средой, в которой живут, и начинают проявлять большой интерес к неизведанному. Их восприятие социальных систем (ассоциаций, клубов, молодежных групп и т.
Общественная жизнь класса и школы становится все более важной. Как устроена общественная жизнь? Какие правила важны? Кто разрабатывает эти правила и кто принимает решения по ним? Кто может изменить эти правила?
В поисках ответов на эти вопросы необходимо не только знакомиться с политической системой сообщества или, шире, государства, но и уметь влиять на структуры и процессы внутри этого сообщества – иными словами, «жить» демократией.
В частности, в средней школе I ступени условия для инициирования совместных внешкольных проектов очень благоприятны для психологии развития ребенка. Студенты могут распознать цикл политических процессов и понять процесс принятия решений. Более того, большинство решений, актуальных для учащихся этого возраста, принимаются на уровне сообщества (например, о дорожном движении, местах проведения досуга и т.
Власть и авторитет – принцип делегирования – это один из шагов в повышении этого осознания. Следующая серия уроков визуализирует политические процессы в школе по аналогии с теми, которые происходят вне школы. В этом отношении избрание главы класса не должно быть изолированным мероприятием, а должно использоваться в качестве модели. В отличие от школьных мероприятий, таких как имитационные выборы, когда учащиеся разыгрывают или воспроизводят политические выборы, избрание руководителя класса должно влиять на повседневную жизнь в школе.
Целью обучения демократической гражданственности является поддержка развития компетенций в трех областях. Это подразделение имеет следующий профиль компетенции:
Компетенция в … | ||
… политический анализ и суждения | … использование методов | … принятие политических решений и действия |
** | *** | ** |
Опора ящика для инструментов | |
В этом разделе будут использоваться следующие инструменты из набора инструментов учащихся. Преподаватель должен решить , все ли учащиеся нуждаются в дополнительной подготовке для работы с этими инструментами. | |
0 | Исследования в библиотеках |
0 | Поиск в Интернете |
0 | Проведение интервью и опросов |
0 | Интерпретация изображений |
0 | Интеллект-карты |
0 | Создание постеров |
0 | Проведение выставок |
Х | Планирование и проведение презентаций |
0 | Подготовка диапозитивов или презентации PowerPoint |
0 | Написание газетных статей |
0 | Постановка спектаклей |
Х | Проведение дебатов |
Блок 6: Власть и власть
Я босс! Я?
Легитимная власть – принцип делегирования на начальном уровне
Название урока | Цели обучения | Задания для учащихся | Ресурсы | Методы |
Урок 1: Супергерой? | ![]() | Учащиеся обсуждают обязанности, компетенции и должность, которую должен занимать руководитель класса. | Флипчарт, карандаши, раздаточный материал, большое изображение супергероя. | Индивидуальная работа, работа в группах, общее обсуждение. |
Урок 2: Хорошие парни, плохие парни…? | Учащиеся понимают идею о том, что один человек может представлять группу людей. Они развивают понимание концепции делегирования полномочий и подотчетности. | Студенты сравнивают свои идеи со схемой политического представительства в демократическом обществе. Они обсуждают свои взгляды на политиков и сравнивают их с мнениями других людей. Для этого они проводят короткие интервью. | Схема политического представительства, карандаши, бумага.![]() | Индивидуальная работа, работа в парах, общее обсуждение. |
Урок 3: Один человек делает все, остальные ничего не делают? | Студенты размышляют об обязанностях и компетенции различных должностей и понимают процесс выборов и его последствия. | Учащиеся представляют результаты опроса в классе. Они определяют обязанности и компетенции различных должностей и избирают учащегося старостой класса. | Флипчарт, карандаши, избирательные карточки, список желающих на должность классного руководителя, распечатанные копии раздаточного материала. | Пленарное обсуждение. |
Урок 4: Разделение власти | Студенты знакомятся с понятиями переизбрания и отмены избрания.![]() | Учащиеся обсуждают и определяют критерии, позволяющие им контролировать работу классного руководителя. | Флипчарт, карандаши. | Пленарное обсуждение. |
Урок 1. Определение мощности | IB DP Global Politics
Ключевой момент:
Власть — это способность контролировать или влиять на поведение людей. Власть, которая считается легитимной, может называться властью. Власть существует во всех социальных отношениях между людьми.
Согласны ли вы с этим определением власти? Как вы могли бы определить власть по-другому? Напишите свое собственное определение власти на стикере и прикрепите его на стену. Потратьте несколько минут, чтобы посмотреть на определения других людей. Мы вернемся к этим определениям позже.
youtube.com/embed/nm6DO_7px1I?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>
Давайте рассмотрим, какое отношение понятие власти имеет к нашей повседневной жизни. Проведите мозговой штурм всех людей, которые имеют (или имели) власть над вами в вашей жизни. Попробуйте мыслить нестандартно и выйти за рамки очевидных ответов, предложенных ниже. Вы также можете подумать над тем, над кем вы имеете власть в своей жизни.
IB определяет власть в следующих терминах:
Власть можно рассматривать как способность производить изменения и рассматривать ее не как единую или независимую силу, а как аспект отношений между функционирующими людьми. внутри социальной организации. Противоречивые отношения между людьми и группами людей доминируют в политике, особенно в эту эпоху усиливающейся глобализации, и поэтому понимание динамики власти играет заметную роль в понимании глобальной политики.
Мы видим, что власть — не такое простое понятие, как мы могли сначала подумать. Многие авторы утверждают, что существуют разные типы власти и существует множество конкурирующих теорий власти. Посмотрите эти короткие видеоклипы и во время их просмотра подумайте:
- Как мы можем различать разные типы энергии?
- Вы хотите каким-либо образом изменить исходное определение силы?