Урок рождество богородицы: План-конспект на тему: Рождество Пресвятой Богородицы
Тема: «Светлый праздник Рождества Богородицы».
Цели и задачи: формировать у детей художественно-познавательный интерес, формировать и развивать систему знаний учащихся о народном христианском календаре.
Воспитывать у учащихся нравственность, развивать познавательные способности каждого ребенка.
Ход занятия.
21 сентября праздник Рождества Пресвятой Богородицы (посмотрите на плакат с изображением Богородицы). Приходится он на особое время – осеннее равноденствие. В этот день в народе отмечали “осенины” – встречу осени. В далекие времена рано утром женщины выходили к берегам рек встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг неё пели песни. Потом хлеб разламывали на куски по числу участников и кормили им домашний скот. Этот праздник в народе называли праздником урожая. Он посвящался главным на уборке урожая женщинам – жницам. Жнеи звали к себе в помощницы главную жницу – Богородицу, верили в ее помощь, благодарили за урожай. Справляли праздник, целую неделю. Его отмечали хождением в гости, широким хлебосольством. И всегда благодарили Богородицу.
Предание о рождении Девы Марии.
Как гласит Предание, рождение Богородицы произошло в небольшом городе, который находился чуть севернее Иерусалима, — в Назарете. Назарет располагался на откосе одной из гор и был столь незначителен и незаметен, что никто и подумать не мог о грядущем великом чуде, которое возвысит это место. Между тем, именно в этом городе родилась женщина, которая подарила человечеству Спасителя.
В Назарете жила семья Иоакима и Анны, отличающаяся благочестивым поведением, праведностью и милосердием к людям. Прародителем Иоакима был царь Давид, Анна же происходила из рода священника. Семья считалась зажиточной — у Иоакима было большое поголовье скота — но материальные блага не повлияли на чистоту душ супругов. Жители города очень любили и уважали пожилую чету за богобоязненное поведение и готовность помочь ближнему. Единственная боль омрачала существование Иоакима и Анны: седина уже коснулась их волос, но Господь так и не послал им ребенка, невзирая на праведную жизнь и беспрестанные молитвы супругов. А ведь бездетность в то время считалась наказанием Божьим. Переломным моментом для Иоакима послужило событие, произошедшее во время обряда приношения Богу даров. Священник, увидев, что Иоаким желает поднести дар, отказал ему в этом праве, жестоко упрекнув его в том, что он бесплоден, а значит, недостоин участвовать в обряде. После этого скорбящий Иоаким удалился в пустыню, где претерпевал жестокие лишения, постился и возносил молитвы Господу. Анна осталась одна в великой печали. День и ночь она усердно молилась о том, чтобы Бог послал им дитя.
Господь услышал просьбы супругов. Когда они находились порознь, обоим было видение Ангела, который возвестил о том, что Бог подарит чете потомство, слава о котором разойдется по всему миру. Дочь велено было наречь Марией, что переводится как «надежда».
В доказательство верности этих слов Ангел обещал, что супруги увидятся возле Золотых ворот Иерусалима. И действительно — супруги встретились, и радость воцарилась в их сердцах. Анна зачала, и спустя 9 месяцев на свет появилась та, которой суждено было стать матерью Иисуса Христа.
Люди часто обращаются за помощью когда им плохо, и благодарят когда все, хорошо произнося при этом два слова. А какие это слова мы узнаем их стихотворения.
Два слова есть у нас в душе,
Мы с детства слышим их уже,
Вплетаясь в жизненный сюжет,
Взрослея понемногу,
Ещё не понимая суть,
Когда минуют страх и жуть,
Иль в тупике увидим путь,
Мы скажем – Слава Богу!
Когда внезапно повезет,
Иль дождик урожай спасет,
Или попутчика найдет
Собравшийся в дорогу,
Есть, что достать из кошелька,
Или сердечная тоска
Уйдет и станет жизнь легка
Мы скажем – Слава Богу!
Когда все хвори мимо нас,
Хлеб на столе в вечерний час,
И друг, что век не кажет глаз,
Смеётся у порога,
Когда под крышей мир и лад,
Часы идут, сердца стучат,
А в доме голоса звучат,
Мы скажем – Слава Богу!
А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунки на свободную тему. Рисуем то, что дарит радость и тепло, что согревает и наполняет счастьем вашу душу. Это может быть море, солнце, птицы, небо и т.д.
Все рисунки вывешиваются на доску, и подводится итог.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
(МОУ «СОШ № 9»)
140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07
E-mail: [email protected] ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001
______________________________________________________________________________________
Разработка занятия «Рождество Пресвятой Богородицы»
2017 – 2018 уч. год
г. Воскресенск
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей праздника «Рождество Пресвятой Богородицы».
- Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.
- Обогатить духовный мир учащихся.
- Воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа.
Оборудование:
На доске:
— икона «Рождество Пресвятой Богородицы», украшенная осенними
листьями.
— Иллюстрация храма Рождества Богородицы.
— Записи:
Место рождения Девы Марии…
Родители Девы Марии…
Мария — ….
Ход занятия:
1. Орг. момент.
(настрой на работу).
2. Повторение ранее изученного материала.
У. – Ребята, давайте вспомним самые главные православные праздники на Руси. Чему они посвящены?
Ответы детей: («Рождество Христово», «Крещение Господне», «Воскресение Христово», «Преображение Господне», «Воздвиженье Креста Господня»).
3. Подготовительная работа к изучению новой темы
У. — Какое время года сейчас идет, какой месяц? (осень, сентябрь).
У. — Какие православные праздники празднует православная церковь в сентябре? (Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвиженье Креста Господня).
— Как вы понимаете слово «рождество»?
— С каким чувством воспринимают рождение ребенка?
— Наверняка у многих из вас есть младшие братья и сестры. Кто хочет поделиться с нами рассказом об их рождении?
— Через несколько дней мы с вами будем праздновать рождение Божией Матери. Рождество. Рождение Богородицы. Это величайшее в истории человечества событие празднуют ежегодно 8 сентября по старому стилю или 21 сентября по новому стилю. И уходящие краски лета и золото осенней природы как бы напоминают нам о духовных сокровищах Девы Марии. (слайд 3)
- Изучение нового материала
а) Вступительная беседа:
– Ребята, расскажите, что вы знаете об этом празднике?
( слушаем варианты детей).
б) Сообщение учителя:
— Церковный год начинается 1 сентября. Поэтому в ряду праздников первым из двенадцати самых главных праздников является праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Он празднуется 21 сентября. Этот праздник считается началом всех христианских праздников.
— Почему же так радостен этот праздник?
Ответ дается в праздничном молитвенном песнопении, который называется тропарь. (Работа по карточкам: на карточках – перевод тропаря).
На церковнославянском: (слайд 4)
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
На русском: (слайд 5)
«Рождение Твое, Богородице Дево, принесло радость всей Вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш. Разрушив проклятие, Он дал благословение, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь».
У. — Этот праздник был первым предвестием будущего спасения людей.
в) История установления праздника
У. – Ребята, послушайте историю праздника, и вам нужно будет дополнить записи на доске.
У. – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предоставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
У. – Что значит имя Мария?
Д. – Имя Мария означает «благодать».
У. –(слайд 7) Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство пары, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
У. –Ребята, вы прослушали историю праздника, и теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, и дополните записи на доске:
Место рождения Девы Марии: город Назарет.
Родители Девы Марии: Иоаким и Анна.
Мария – «благодать».
6. Физкультминутка. выполняют движения:
Мы листики осенние, (присесть)
На ветках мы сидим.
Сидим, сидим и ветра ждем:
Когда же полетим?
Дунул ветер – полетели… (машут руками)
Мы летели, мы летели (кружатся)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал (руки вверх)
И листочки все поднял. (потянуться)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (кружатся на месте)
7. Закрепление изученного материала.
У. — Великие двунадесятые праздники годового круга на языке природы воплощают Священные ритмы древнего земледельческого и православного календаря. В избах и на полях обновляли старый огонь. Старый гасили, а новый возжигали. Праздник Рождества пресвятой Богородицы считается семейным праздником. Потому что Матерь Божия является Мамой не только Иисусу Христу, но и всему человечеству. Поэтому и в наших семьях должны царить любовь, доброта, милосердие и послушание. И не только в этот год человек должен помнить о своей семье, но и всегда.
У. -Какие пословицы о семье вы нашли к сегодняшнему уроку.
Дети читают пословицы:
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Материнская молитва со дна морского вынимает.
- Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.
- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
- Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.
- Братская любовь крепче каменных стен.
- Вся семья вместе, та и душа на месте
У. — И в преддверии праздника я попрошу ребят прославить Рождество Богородицы стихотворениями:
1-ый ученик:
Богородицы день рождения,
Праздник Веры, Любви и Спасения.
Сколько ласки в нем и доброты…
2-ой:
В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Началом нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена.
3-ий:
В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Они Пречистую Марию прославляли,
Что людям лествицей дана на небеса.
У. — В России русский народ, как никакой другой особенно чувствовал покров Святой Девы. Поэтому так много монастырей и храмом посвящено Пресвятой Богородице (фото храма Рождества Богородицы)
(слайды 8,9,10).
- Итог занятия
У. –Ребята, вы прослушали историю праздника, и теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, и дополните записи на доске:
Место рождения Девы Марии: город Назарет.
Родители Девы Марии: Иоаким и Анна.
Мария – «благодать».
У. — В конце урока я хочу поблагодарить вас за работу и примите на память о нашем уроке открытку.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«Рождество Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Подготовила: воспитатель МДОАУ № 1 «Звездочка»
Головина Инна Николаевна
Конспекты занятий
По познавательному развитию
Тематическая разработка занятия в ДОУ
для детей старшего дошкольного возраста
«Рождество Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Программные задачи:
-Дать детям доступные представления о Земной жизни Пресвятой Богородицы
— Обогащать словарь детей новыми выражениями и словами (город Назарет, благочестивая семья, Благая весть, ясли, явления Пресвятой Богородицы)
— Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Пресвятой Богородицей
— Приобщать детей к благочестивым традициям
— Воспитывать у детей, почитание, нежность, заботу к своей маме
— Воспитывать внимание и послушание
Материал к занятию:
— Иллюстрации репродукций икон (Земная жизнь Пресвятой Богородицы)
— Статуэтка ангелочка
Предварительная работа:
— Чтение рассказа «Самое дорогое» Светлана Усачёва;
— «Священная история в рассказах для детей» С. С. Куломзина, Москва – 2003год;
— «Святое» – рассказы для детей, 2006 год;
Непосредственная образовательная деятельность
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу открыть вам тайну. Когда я была маленькая, мне бабушка подарила (показываю статуэтку ангелочка). Ребята кто это?
Дети: Ангел, ангелочек.
Воспитатель: Да, это ангелочек. Я очень любила с ним играть, разговаривать , а моя бабушка рассказывала мне много-много интересных историй. А сегодня одну из таких историй расскажу и я вам. Садитесь поудобнее и слушайте.
Воспитатель: У каждого человека есть свой ангел – хранитель, которого нам дает Господь, когда человек только появляется на свет , мы с вами конечно же его не видим, но зато он охраняет нас от различных бед и днем и ночью. Вы знаете, что Господь нас очень любит и поэтому у нас с вами есть еще один ангел- хранитель, которого вы видите каждый день, когда просыпаетесь в своей кроватке, кто вам приготовит вкусный завтрак и нежно пошепчет на ушко «Я тебя люблю малыш….». Вы догадались о ком я говорю (ответы детей), конечно же это наши милые мамы. (Воспитатель читает стихотворение) Мама детям лучший друг, Она поможет всем вокруг. Если случиться беда Мама на помощь придет всегда.
Воспитатель: Ребята, а есть ещё одна мама, которую знают все люди на свете. Это самая Великая Матерь – Дева Мария. Она родила Спасителя мира-Иисуса Христа (Иллюстрации репродукций икон Богородицы).
Воспитатель: Пресвятая Богородица — это тоже наша мама! И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью. Получается, что у нас две мамы. Одна рядом, а другая мама – Царица Небесная.
«Над кроватью чуть в сторонке
Божьей Матери иконка
Добрый свет ее лучится.
А если мама отлучится.
То ни страшно мне одной
— Богородица со мной».
Ребята, а вы хотите узнать о жизни Пресвятой Богородицы на земле?
Дети: Да.
Воспитатель: Давным-давно в Галилейском городе Назарете жила благочестивая семья – Иоаким и Анна. Прожили они долгую жизнь в трудах и молитвах, помогали бедным и больным. И все бы было хорошо, да вот только не было у них детей.
У всех соседей в домах звенели детские голоса, а у Анны сердце сжималось от горя. Днем и ночью молили они Бога о рождении ребенка. Но время шло и Иоаким и Анна стали пожилыми.
От горя и печали Иоаким ушел в горы, где молил о рождении ребенка. Анна же оставшись дома, в слезах вышла в сад. Вокруг зеленела трава, цвели цветы. Анна села под дерево и увидела на нем гнездо, в котором птица кормила своих птенцов. Еще сильнее заплакала Анна, еще сильнее стала просить Бога послать ей ребенка. Вдруг перед ней появился Ангел, который сообщил ей о скором рождении дочери. Обрадованные супруги поблагодарили Бога за эту весть и пообещали отдать ребенка в Храм на воспитание.
И вот в назначенный час Анна родила маленькую девочку, которую назвали Марией.
«Репродукция иконы Рождество Пресвятой Богородицы»
«В тот день особенно цветы благоухали
И птицы пели звонче, чем всегда,
Начало нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена»!
Ни богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава была уготована Пречистой Деве Марии. Об этом поет Церковь в праздничны песнопениях.
Читаю детям тропарь праздника:
Рождество Твое, Богородице Дево,
Радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Воспитатель: Так красиво звучит тропарь – праздничное песнопение Рождества Пресвятой Богородицы по-славянски, а теперь послушайте его по-русски (воспитатель читает тропарь).
Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру,
потому что от Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;
Воспитатель: В это воскресенье в нашем храме отмечался праздник «Рождество Пресвятой Богородицы». На праздничной службе в храме пели величание Богородице. Послушайте, как красиво звучит это песнопение.
(прослушивания аудиозаписи)
Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим Рождество Твое.
(дети рассматривают икону Рождество Пресвятой Богородицы ).
Воспитатель: Посмотрите, какая она маленькая, беззащитная. С какой любовью смотрят на нее мать Анна и девушки рядом с ней. А кого вы видите вверху над постелью Анны?
Дети: Ангелочки.
Воспитатель: Да ребята, — это Ангелочки. Посмотрите, как они тоже радуются рождению малышки.
Мария росла и отличалась от всех детей. Была необыкновенно умным и любознательным ребёнком, но при этом отличалась смирением, трудолюбием, кротостью, самопожертвованием и милосердием. С детских лет Мария не была похожа на других. Всего лишь три года Мария жила с родителями. И вот маленькую Марию в сопровождении нарядных девушек повели в Храм.
До четырнадцати лет Дева Мария жила в Храме, родителей у нее уже не было в живых. Дева Мария была очень послушна, трудолюбива, три раза на день читала молитвы. Всех окружающих поражало необыкновенное развитие Её ума и сердца. Каждый день Девы Марии отличался особенной чистотою и трудолюбием. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом, по три раза в день совершала молитву. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием: пряла лён и шерсть, вышивала шелками, превосходя всех своих подруг и природным разумом, развитым чтением, и в искусстве ремесла. Всех изумляло совершенство Её души. Она была смиренна сердцем, благомудренна в беседе; говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна. К бедным и страждущим проявляла милость и никому не отказывала в помощи.
Став взрослой, Дева Мария жила в семье старца Иосифа, который был назначен священниками ей опекуном. Она работала наравне со всеми членами семьи: пряла лен и шерсть, вышивала шелком.
Однажды перед Девой Марией появился Архангел Гавриил с благой вестью. Он сказал, что Мария скоро родит Сына и даст Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. День, когда Мария узнала о том, что у нее родится Сын – Спаситель Мира называется Благовещение Пресвятой Богородицы. Через определенное время пришел миг, когда родился Спаситель Мира Иисус Христос (показ репродукции Пресвятая Богородица с Иисусом на руках).
Вот такую историю рассказывала мне моя бабушка.
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа №2 города Армавира
«Рождество Пресвятой Богородицы»
(Разработка Единого Всекубанского классного часа, посвященного Дню матери)
Кириченко Ульяна Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №2 г. Армавира
Краснодарского края
2013-2014 уч.г.
Цели:
-обучающие: знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.
-воспитательные: содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера.
-развивающие: способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить сложные фразы.
Форма занятия: классный час, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя:
Слайд 1
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
-Дети, я сегодня принесла икону Владимирской Божьей Матери. Слайд 2.Божия матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботится о Нем. У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца.
-У каждого человека есть мама. И у Иисуса Христа была тоже мама. И звали ее Марией. В Библии ее называют Пресвятой Девой Марией.
Сегодня мы с Вами поговорим о её земной жизни.
А может, дети, кто — нибудь из вас знает кто были её родители? Учитель. Родители Её были благочестивые, их звали Иоаким и Анна. Слайд 3-4.Жили они в небольшом городке Назарете, на берегу озера. Они были праведными, смиренными, милосердными. Вся жизнь их была проникнута любовью к Богу и людям. Мирно текла их жизнь. Но одно печалило, что прожив до старости, у них не было детей. А они так молились!…
И Бог даровал им Дитя. Родилась долгожданная Дочь – плод многолетних молитв. И назвали ее Мария – что означает – Госпожа. На Православном языке день этот носит название «Рождество Пресвятой Богородицы». Слайд 5
Анна прославила в молитвах Бога и сказала, что отдаст это Дитя на служение Ему.
Рассматривание иконы «Рождество Богородицы»
Учитель. Чтобы хорошо прожить свою жизнь, необходимо многому учиться с детства.
Мария недолго прожила в доме родителей. Всего три года. И Иоким и Анна исполнили своё обещание — посвятить Дитя Богу и отдать Её на воспитание в храм.
Слайд 6
Когда Марии исполнилось три годика, повели родители свою Дочь в Иерусалимский храм. Поставили свое милое Дитя на первую ступеньку, и Она без всякой помощи, сама, поднялась до самой верхней, пятнадцатой ступеньки, а ступеньки – то были высокими! Вот это – то и удивительно, что Она, такая маленькая кроха, а сама поднялась.
А там Ее встретил главный священнослужитель Захария и ввел в храм. И никто еще не знал, кроме Бога, что Мария будет Матерью Сына Божьего. Но уже тогда видели, какой это необыкновенный Ребенок. Так и осталась Мария при храме воспитываться, пока не выросла. И теперь этот день считается святым праздником и носит название «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Рассматривание иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Всё своё детство Мария провела в храме. Много молилась, читала Святое Писание, соблюдала посты. Была скромной во всём, аккуратной, кроткой, смиренной. Очень трудолюбивой. Училась разному рукоделию: пряла, вышивала.
А, чем полезным, дети, вы занимаетесь дома?
Учитель. Когда Дева Мария повзрослела, ей нельзя было оставаться в храме. Таков был закон. Родители её умерли. Она осталась сиротой.
Священники храма решили не оставлять Деву Марию без покровительства. И заботу о Ней вскоре принял праведный старец Иосиф, по профессии плотник.
Живя в доме Иосифа, Дева Мария занималась тем же, что и в храме: жила скромно и тихо.
Но вот однажды произошло удивительное событие, не только в жизни Пресвятой девы, но и всего человечества. Однажды, стоя на молитве, увидела Она Ангела. Ангел сказал Ей, что Богу угодно, чтобы Она родила Сына. Дева Мария сказала, что исполнит волю Бога. И этот день считается святым праздником и называется «Благовещеньем». Слайд 7
И у Нее вскоре родился Сын Божий – Иисус Христос. И день этот называется «Рождество Христово» Слайд 8
Праведный старец Симеон сразу узнал в младенце Спасителя. Он предупредил Марию о будущем Иисуса, сказав, что Ей придётся много пострадать и что Она увидит смерть своего Сына. Этот праздник носит название «Сретение Господне» то есть встреча с Богом. Слайд 9
Пресвятая Богородица ещё долго прожила на земле, у любимого ученика своего сына — Иоанна. Но настало и Её время покинуть землю. Она не умерла, а как бы уснула. И была взята на небо. В Русской Православной Церкви есть такой великий праздник «Успение Пресвятой Богородицы». Слайд 10
Стихотворения читают дети.(звучит музыка)
1.Давай поговорим о чудесах.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.
2. Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.
3.Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам — жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.
4.Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах — твержу, твердил и буду.
-Чтобы понимать друг друга, нам нужны переводчики и словари. Но мы не понимаем Божьего языка, нам нужен переводчик. Поэтому Бог разговаривает с нами на языке чудес.
ЧТО ЕСТЬ ЧУДО?
5.Есть семь чудес?! Не правда то,
Весь мир, чем вам не чудо?
Как создан он, и создал кто?
И взялся он откуда?
6.Учёных лепет, версий рой –
Игра ума не боле:
За ограниченной чертой
Он подчинен неволе.
7. А сердцу не вменить закон,
Любви не свяжешь крылья,
И сотней ангелов с икон
Взлетает эскадрилья…
8. К земле прижались небеса,
Душа поёт воскресно,
Как трудно верить в чудеса,
Когда вокруг чудесно…
-А теперь давайте вернёмся к жизни девы Марии. Эта девочка была очень трудолюбива. Её старание и терпение удивляли всех. Где же вы, дети, можете проявить эти качества? Кто может сказать о себе, что оно очень старателен и трудолюбив?
Творческое задание.
Я предлагаю вам отметить знаком «+»занятия, требующие старания и терпения. Дети работают по группам.
Ребенок пришивает пуговицу.
Ребенок смотрит телевизор.
Ребенок играет на фортепиано.
Ребенок учит уроки.
Ребенок убирает игрушки.
Ребенок бегает на перемене.
Ребенок ухаживает за растениями.
-А какой подарок маме мы подарим в этот день? Какому подарку мама была бы очень рада, о чём она мечтает? Этот подарок не вещь и не цветы, не поделка, не красивые слова. Давайте подумаем вместе, что может порадовать маму. (Дети высказываются)
Дети, как вы думаете, что мы должны делать, чтобы благочестиво жить?
Учитель. Делать добрые дела, любить друг друга, помогать, прощать обиды, быть послушными родителям, учителям.
— Самым большим подарком для мамы будет ваше хорошее поведение и поступки, добросовестная учёба, одним словом большое послушание. И этим вы будете радовать самого любимого и самого дорогого человека на земле – вашу МАМУ! Так какой подарок маме мы подарим в этот день?
В последнее воскресенье ноября в России отмечается день самого дорогого человека для большинства людей — День Матери. Именно так, с большой буквы, хотелось бы писать о той, кому есть более ласковое название — «Мама»!
Вручение мамам открыток.
Подведение итога урока:
Рассматривание иконы «Пресвятая Богородица»: Слайд 11
— Ребята, посмотрите на икону. Что вы можете сказать о Богородице? Какая она?
Смиренная, скромная, добрая, нет у нее ничего сурового во взгляде, она – олицетворение чистоты. Глядя на эту икону можно сказать, что Богородица, как родная мамочка помогает, защищает нас от различных бед.
Список использованной литературы
1. Семенова, Г. Икона Божией Матери Сладкое лобзание : Заступница усердная / Г. Семенова // Божий мир. – 2009. – № 6. – С. 8 – 9.
2. Сиварева, Т. Введение во храм Пресвятой Богородицы / Т. Сиварева // Свечечка. – 2008. – № 12. – С. 5.
3. Кострова, Л. “Анна с Иокимом к храму Марию ведут…” : урок-театрализованное представление / Л. Кострова // Духовно-нраственное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 100 – 103.
4. Земная жизнь Пресвятой Богородицы // В подарок матери и дочери. – М. : Лествица, 2003. – С. 3 – 25.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://www.vidania.ru/literatura/zemnaya_zizn_bogorodicy/uchenie_cerkvi_o_boziey_matery.html
2.http://do.pstbi.ru
Тема. «Праздник Покрова Божией Матери»
Цели урока. Познакомить с историей возникновения праздника, с житиями
святого Андрея и преподобного Романа Сладкопевца; развивать речь и мышление учащихся.
Ход урока
I. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о празднике Покрова;
А что значит «покров»?
Дети. Это то, чем покрывают что-нибудь.
У. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией
Матери.
В этот день мы вспоминаем, что Дева Мария покрывает нас Своим
покровом, защищает нас от всяких бед.
Послушайте, как об этом празднике
говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне».
«Так вот что это — Покров! Это — там, высоко, за звездами:
там — Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит: «Сама
Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим
ангелом — Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и держит над всей
землей великий Покров — омофор, и освящается небо и земля, и все церкви
засветятся, и люди возвеселятся».
А я — увижу? Нет: .далеко, за звездами. А один святой человек видел,
дадено ему было видеть и нам возвестить — в старинном то граде было, —
чтобы не устрашились люди, а жили — радовались.
— Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».
Чти говорит мальчик Ваня об этом празднике?
Д. Он говорит, что Божья Матерь защищает всех людей Своим покровом. А
еще он хочет увидеть это, но не может, и говорит, что один человек это
видел.
II. Изучение нового материала
У. Хотите узнать, что за человек смог увидеть такое чудо?
Этого человека звали Андрей, в детстве он попал в плен, но .ему повезло:
его хозяином оказался добрый человек, он воспитал Андрея как своего
сына. Когда мальчик вырос, он принял подвиг юродства. Кого называют
юродивыми?
Д. Это люди, которые притворялись безумными, а на самом деле обличали
людские грехи и молились за людей.
У. Да, таким был святой Андрей: жил он подаянием, по ночам молился за
тех, кто гнал его днем.
Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был восхищен
в рай, где видел Самого Господа и многих святых. Не увидел он только
Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям.
Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а
на земле. Было это так. Город, где жил святой Андрей, окружили враги, и
жители собрались в церквах, чтобы помолиться об избавлении города от
врагов. Святой Андрей и его ученик Епифаний тоже были в храме. И вдруг
святой, подняв голову, увидел Царицу Небесную. Она шла по воздуху,
окруженная ангелами и святыми, а рядом с Ней шли апостол Иоанн Богослов
и Креститель Господень Иоанн. Пресвятая Дева стала на колени и начала
молиться, а потом Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его
над людьми, защищая их от врагов. Это чудо видели только святой Андрей и
Епифаний, они рассказали о нем всем людям, и этот рассказ произвел
сильное впечатление.
Давайте рассмотрим икону Покрова Божией Матери. Что вы на ней видите?
Д. На иконе изображен храм, в нем люди, а над ними Божия Матерь.
У. Посмотрите на икону. Видите человека в простой одежде, босиком? Это
святой Андрей, а рядом с ним его ученик Епифаний. В центре иконы стоит
диакон. Что это за человек?
Д. Он помогает священнику совершать службу.
У, Этого диакона зовут Роман Сладкопевец. Сейчас я расскажу вам его
житие, а вы подумайте, почему он изображен на этой иконе.
Святой Роман прислуживал в церкви. Хотя он был молод и неграмотен,
патриарх назначил ему такое же жалованье, как и другим служителям, а им
это не понравилось, и они решили подшутить над святым. Однажды во время
службы они схватили преподобного Романа и, поставив его посреди церкви,
предложили ему пропеть песнопения. Подвергшийся такому оскорблению,
совсем не умевший петь. Роман горько заплакал. После службы он долго
молился перед образом Богородицы, прося Ее помощи. После этого Роман
заснул, и во сне ему явилась Пресвятая Дева, Она вручила ему маленький
свиток и велела его проглотить. Когда преподобный Роман проснулся, то
почувствовал, что он научился грамоте и пению. Обрадованный Роман
поблагодарил Богородицу за Ее дар и поспешил в церковь. Роман смело
вышел вперед и запел кондак Рождества. Потом патриарх рукоположил
святого Романа во диакона. С тех пор Роман написал множество песнопений,
которые и сейчас поются в церкви.
Теперь ответьте на вопрос: почему преподобный Роман изображен на иконе
Покрова?
Д. Потому что Божия Матерь Своим покровом защитила его от насмешек.
У. Богородица своим покровом охраняет всех нас, об этом стихотворение
Рутенина
«Осень. Покров».
Слякоть пусть и бездорожье
-Не скучай, потупя взор!
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор!
От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома
-Укрывает всех Покровом
Богородица Сама!
О чем говорится в этом стихотворении?
Д. О том, что не надо ничего
бояться, потому что Богородица всегда защитит нас, если мы поверим в Ее
святую помощь.
У. Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Может
быть, кто-нибудь из вас знает такую историю?
Дети отвечают.
— А сейчас я тоже хочу рассказать вам одну такую историю о том, как
Божия Матерь спасла детей.
Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от
фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога
шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но
так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся»
машиной возникла женщина. Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер
выскочил из кабины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись,
но туг же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел
немного вперед — там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей.
На Руси очень почитался праздник Покрова, в честь него строилось
множество храмов, писались иконы. Наиболее известна Псково-Покровская
икона, которая спасла Псков от нашествия польских нойск.
III. Закрепление материала
У. Послушайте стихотворение
Кельша «Покров Пресвятой Богородицы» и
скажите, о каких событиях в нем говорится.
В святом Царе-граде творит патриарх
Во храме Влахернском моленье,
С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,
Прося от врагов избавленья.
Пред Ликом Пречистой там к полу приник
Главою Андрей юродивый,
И с ним Епифаний, его ученик,
В молитве стоит молчаливо.
Вдруг храм озарился небесным огнем,
В нем велие чудо свершилось:
Среди херувимов, в величьи святом
Пречистая .Матерь явилась.
Молящихся в храме усердно людей
Покрыла Она омофором…
«Ты видишь ли, видишь ли?» — вскрикнул Андрей,
С блистающим радостно взором.
И молвил ему Епифаний в ответ:
«Да, отче: Пречистая Дева
Покровом Своим нас спасает от бед,
От вражьего страшного гнева!»
И, бросивши лагерь свой, злой сарацин
Бежал из-под стен Царя-града —
Набегу неверных, свирепых дружин
Предстала незримо преграда.
Издревле Христов непреложный закон
Принявши из рук Византии,
И мы с незапамятных, древних времен
Все молимся Деве Марии.
О чем говорится в этом стихотворении?
Д. О том, как Царьград окружили враги и все стали молиться об избавлении от
врагов. И тогда юродивому Андрею и Епифанию было видение: они увидели,
как Божия Матерь покрывает всех молящихся Своим покровом. После этого
враги бежали от города. С тех пор Православная Церковь празднует это
событие.
IV. Подведение итогов
У. О чем мы сегодня с вами говорили?
Что вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
V. Домашнее задание
У. Дома найдите изображение Покровского храма и нарисуйте его.
Ю. Клюева
Рождество Пресвятой Богородицы
ЦЕЛЬ: углубить знания о православном календаре как способе организации жизни христиан на пути спасения.
ЗАДАЧИ:
— познакомить учащихся с вехами судьбы и жизни Пресвятой Девы Марии, задуматься о том, почему Ее так почитают в Православном мире.
— рассмотреть иконы Божьей Матери, узнать их виды, назначение, историю;
— учиться наблюдать, видеть и ценить не только красоту окружающего мира, но и духовную красоту человека, стремиться стать духовно богатой личностью
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Божественное домостроительство. Рождество Богородицы. Дева Мария. Кротость. Смирение. Царство Небесное. Богоотцы. Небесное веселье. Христианская радость. Иконы Богородицы.
СРЕДСТВА: учебное пособие, иллюстрации №1-7, презентация, видео «Рождество Пресвятой Богородицы», музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент
II. Объявление темы, целей и задач урока:
Учитель:
— Ребята, тема сегодняшнего урока «Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы» / запись в тетрадь/ С праздником Рождество Пресвятой Богородицы вы знакомы с курса ОПК 5 класса.
— Сегодня на уроке мы вспомним, о каких событиях Священной истории рассказывает этот праздник, рассмотрим иконы Божьей Матери, узнаем их виды, назначение и историю.
III. Актуализация знаний по теме «Православные праздники»
— Жизнь христиан на Руси была устроена Церковью по церковному календарю в череде церковных праздников и подготовительных к ним дней. Давайте вспомним главные праздники православного календаря, или как мы их называем? /Двунадесятые праздники/
1. Работа у доски по карточкам:
Расположить карточки в соответствии: Праздник – дата и в правильной последовательности, согласно годичному кругу богослужения. /Приложение 1/
2. Индивидуальный опрос:
— А пока ребята выполняют задание, мы с вами вспомним, как называется череда подготовительных дней к праздникам? /пост/ Какие посты Православного календаря вы знаете? / В православном календаре четыре больших поста: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост и Успенский. Кроме того, православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу каждой недели. Это дни, в которые был предан и распят Иисус Христос/
— Самые почитаемые христианские праздники, расположены в годичном круге богослужения. Расскажите об этом расположении? /Годичный круг богослужения можно разделить на три периода: I- от Новолетия – до Рождества Христова: в нём события Священной истории, произошедшие до пришествия в мир Спасителя. Он состоит почти из одних Богородичных праздников. II – от Рождества Христова до Дня Святой Троицы: в нем рассказывается о земной жизни Спасителя, это праздники Господские. III – начинается событием рождения Церкви Христовой – праздником Святой Троицы и длится до Новолетия: он посвящён праздникам святых Церкви Христовой. По длительности эти периоды года приблизительно одинаковы. Но по смыслу – различны/
3. Проверка работы у доски:
— Все события Священной истории раскрываются в богослужении Двунадесятых главных христианских праздников, которые посвящены важнейшим событиям в Божественном домостроительстве человеческого спасения. Итак, что это за праздники и когда они празднуются?
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
2. Введение Богородицы во храм – 4 декабря
3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
4. Рождество Христово – 7 января
5. Сретение Господне – 15 февраля
6. Крещение Господне – 19 января
7. Преображение Господне – 19 августа
8. Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи
9. Вознесение Господне – в 40 день после Пасхи
10. Пятидесятница /Святая Троица/ — в 50 день после Пасхи
11. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
12 Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Самый Великий христианский праздник Воскресение Христово – Пасха.
Часть праздников закреплена за определёнными датами и составляет неподвижный круг праздников /непереходящие/. Другая часть – праздники подвижного /переходящего/ пасхального цикла. Это – Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Троица. Их даты определяются по лунному календарю, и каждый год они приходятся на разные дни.
4. Фронтальный опрос.
Расскажите, каким событиям посвящены эти праздники? /Приложение 2/
5. Сообщения.
— Из поколения в поколение в каждой благочестивой православной семье свято хранили христианские традиции почитания церковных праздников. Почитались на Руси и праздники святых, прославившихся подвигом семейной жизни. Приведите примеры таких семей? /1. Родители Девы Марии – праведные Иоаким и Анна. 2. Святые мученики Адриан и Наталия. 3. Святые Захария и Елизавета. 4. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские. 5. Святые преподобные Петр и Февронья Муромские. 6. Святые князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Московская.
Сообщения: 1. Святые преподобные Петр и Февронья Муромские.
2. Святые князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Московская.
IV. Изучение новой темы
1. Просмотр видеофильма «Рождество Пресвятой Богородицы»
— Итак, мы с вами уже узнали о том, какое место занимали праздники в православном календаре, в жизни семьи. Узнали и о том, что православный праздник не похож на обычный. Православные праздники ведут христиан путём следования за Христом. Это путь к спасению.
— Сегодня мы будем вспоминать события праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В православном календаре – это первый Богородичный праздник. Ведь церковный год начинался на Руси с сентября. Давайте вспомним, о каких событиях Священной истории рассказывает этот праздник. /Просмотр фильма/
2. Лекция учителя «Иконы, посвящённые Богородице», сопровождающаяся презентацией:
— Богородицу почитают как свою Мать христиане всего мира. Они называют Её Заступницей, Утешительницей, Неопалимой Купиной, Подательницей ума, Нечаянной радостью, Милующей, Всех скорбящих Радостью. Не сосчитать всех нежных имён, с которыми обращаются христиане к Матери Божией. Эти имена связаны с явлением людям чудесной помощи Пресвятой Богородицы от Её чудотворных икон./слайд 1/
— О том, как выглядела Богородица, сохранились известия в исторических описаниях святого Епифания. Все кто жил в то время и удостоился видеть Пресвятую Богородицу, рассказывают, что Её внешность была облечена дивной красотой. Роста Она была немного выше среднего. Цвет лица Её был, как цвет зерна пшеничного. Волосы у неё были светло-русые и намного златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный; брови немного наклоненные и черные; уста подобны цвету розы; лицо немного продолговатое; руки и пальцы длинные. Одежда Её никогда не была роскошной. Походка была величественная и твёрдая; взгляд серьёзный и приятный. Говорила Она редко и немного. Речь была кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца. Вся красота Её божественной души отражалась на её прекрасном лице./слайд 2/
— На иконах Матерь Божия изображается по-разному. Просмотрите, пожалуйста, представленный на слайдах видеоряд с иконами Божией Матери.
/Слайд 3, музыкальное сопровождение/
— Первая икона Пресвятой Богородицы была написана еще при ее жизни Евангелистом Лукой.
— Принято говорить о разных иконографических типах изображения Богородицы. С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные иконографические типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства.
/Слайд 4/
Рассмотрим основные иконографические типы изображения Богородицы :
1. Иконографический тип «Елеуса» или «Милующая», сложился в Византии в XI веке, изображает Богоматерь и Младенца, склонённых друг к другу. Предвидящий ожидающий страдания, младенец прикасается своей щекой к щеке Богоматери, которая, склонив голову, поддерживает его. Богоматерь с умилением смотрит на Сына, ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может находиться с правой, и левой стороны от неё.
К этому типу относятся: «Владимирская», «Взыскание погибших», «Донская», «Федоровская», «Ярославская», «Яхромская» и др. . /слайд 5/
2. «Одигитрия» — «Путеводительница», то есть указывающая путь к Христу, Путеводительница к Богу, вечному спасению.
По преданию первая икона этого типа написана евангелистом Лукой. Иисус-младенец на руках у Богоматери сидит прямо на некотором отдалении от нее и смотрит перед собой. В левой руке у Него свиток, знак Его учения, а правой он благословляет. Богородица правой рукой указывает на младенца.
К иконографическому типу «Одигитрия» относятся иконы: «Иверская», «Казанская», «Псковская», «Смоленская», «Тихвинская» и др. . /слайд 6/
3. «Оранта» («Знамение», «Молящаяся»). Это иконы: «Курская», «Новгородская», «Знамение» и др. Богоматерь изображается или во весь рост, или по пояс, руки подняты до уровня плеч, с повернутыми к нам ладонями в молитвенной позе, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа. /слайд 7/
V. Итог урока
— В заключение нашего урока хочу процитировать слова Святого Амвросия. Он в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.» /слайд 8/
— Так в чём же проявляется нравственный образ и слава Пресвятой Богородицы?
(Она воистину исполняла волю Небесного Отца. Она была милосердна к злым и неблагодарным и матерински все терпела от названных Своих детей, ибо, по слову апостола Павла, «любовь долготерпит… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».)
Прослушивание песни «Матерь Богородица» /слайд 9/
VI. Домашнее задание. /слайд 10/
1. Стр. 4-6 пересказ
2. Записи в тетради по теме учить.
3. Творческое задание на выбор: 1. Найти иллюстрации, фотографии чудотворных икон Пресвятой Богородицы, подготовить рассказ о них.
2. Составить кроссворд.
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к занятию. | Приветствие учащихся. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. Проверка готовности к занятию. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Актуализация опорных знаний. | Кто из вас помнит, что такое Библия? Кто такой Иисус Христос? Кто такая Дева Мария? | Отвечают по очереди вытягивая карточки с вопросами. | Учатся самостоятельно формулировать ответ; делать выводы; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. | Фронтальный. Устные ответы | |
3. Постановка цели урока. | Принятие целей учебно- познавательной деятельности. Сообщение темы занятия. | Адам и Ева были изгнаны из рая, и все люди, родившиеся от них, не могли уже жить в этом прекрасном саду. Через грех в мир вошло зло и разрушило гармонию внутренней и внешней жизни. Но Творец продолжал заботиться о человеческом мире. Через своих избранников- пророков- Бог учил людей и обещал даровать спасение от грехов, послав Спасителя – Своего Сына. Тысячи лет люди ждали Спасителя мира, и наконец, Божие обещание исполнилось – родился Иисус Христос. Это произошло более тысячи лет назад. О жизни Иисуса Христа и о даровании через Него человечеству освобождения от рабства греху рассказывает Евангелие. Об этой книге мы и будем сегодня говорить на уроке. -Что же это за книга? -Прочитайте тему урока. =Евангелие- книга о Спасителе и спасении. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Учатся анализировать принимать и выполнять учебную задачу. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
4. Усвоение знаний и способов действий. | Объяснение новых понятий. Запись фактов в тетрадь. | — Евангелие является частью Библии, это книга, в которой рассказывается о Спасителе и спасении. Слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «Благая весть» или «Благовествование» -Как вы думаете, что значит благая весть? — Благая весть – весть радостная, добрая о Спасителе и спасении человечества. об Иисусе Христе (слайды 5,6) — Евангелие рассказывает о том, что Иисус Христос не был обыкновенным человеком: Он был Богочеловеком, т.е. обладал природой Божественной и человеческой одновременно. Христос воплотился от Духа Святого и Девы Марии, поэтому Он Сын Божий и Сын Человеческий. Матерь Спасителя христиане называют Пречистой Девой Марией, Пресвятой Богородицей, Царицей Небесной, Богоматерью. О родителях Девы Марии -Предание рассказывает, что Мария родилась в далёком городе Назарете, который находился в Палестине. Родителей Марии звали Иоаким и Анна. Это были очень благочестивые люди. Они прожили в любви и согласии 50 лет. Одно лишь омрачало их жизнь: у них не было детей. Иоаким и Анна не переставали молить Бога о даровании им ребёнка и дали обет посвятить его Богу. (слайд 7) -Когда Марии исполнилось 3 года, родители привели Её в храм, чтобы исполнить данный Богу обет. Торжественное посвящение Девы Марии Богу – Введение во храм Пресвятой Богородицы – празднуется 4 декабря. (Слайд 10) -Православный народ с особым благоговением почитает Богородицу и Её праведных родителей. Рождество Богородицы отмечается 21 сентября как один из самых главных православных праздников. (слайд 9) -В Её честь построены храмы. (слайд 11) -Богородица считается покровительницей нашего Отечества. Огромное количество икон посвящено Богоматери, Рождеству и другим события Её жизни. (слайды 11- 14) | Учащиеся запоминают учебный материал. Отвечают на вопросы. Делают соответствующие записи в тетрадь. | Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: | Фронтальный. Наблюдение учителя.
|
5. Физкульт-минутка. | Интерактивная физминутка | Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке. | Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. | Осуществлять профилактику утомления. | Коллективный. Наблюдение учителя. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Формирование навыков счёта. | Записи в тетрадях: Пророк- праведный человек, вещающий людям волю божью. Обет- обещание Богу. Палестина- Святая земля, где родился и жил Господь Иисус Христос. Назарет – город, где родилась Пр. Богородица. Иерусалим – главный город Палестины. Чтение библии | Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы. Записывают в тетрадь новые понятия. | Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) | Фронтальный, коллективный. Наблюдение учителя, работы в тетради. Самоконтроль |
7. Итог занятия | Подведение итогов. | Сто такое Евангелие? О чем она рассказывает? Когда отмечают Рождество Пресвятой Богородицы? Какого числа отмечают введении Её в храм и праздниками в честь этих событий. | Отвечают на вопросы | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Фронтальный |
8. Рефлексивно-оценочный. | Обобщение | Что нового интересного узнали? Что особенно понравилось? Какие вопросы у вас возникли? О чем еще хотели услышать на нашем занятии? | Учащиеся отвечают на вопросы. Выбирают сигнальную карточку | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка |
9. Домашнее задание | Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? ( нарисовать рисунок по теме.) | Ответы на вопросы. Запись домашнего задания. | Самоконтроль |