cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок мира 1 сентября 2019 года на тему россия устремленная в будущее: Единый урок 1 сентября. В День знаний Владимир Путин провел Всероссийский открытый урок «Россия, устремленная в будущее. У нас одна Земля

Классный час 1 сентября 2019 года: тема классного часа

День знаний — настоящий школьный праздник. Уже несколько лет он проходит по всей стране в одном формате: торжественная линейка и классный час. Никакой учебы и уроков! Кроме одного, самого главного — это Урок Мира. 1 сентября 2019 г учителям рекомендовано самим подбирать тему классного часа в рамках акции “Всероссийский Урок Мира”. Большинство учителей предпочитает традиционно обращаться к теме мира, дружбы, патриотизма.

Содержание

  • О Дне знаний
  • Что такое классный час?
  • Тематические уроки 1 сентября
  • Методические рекомендации
  • Опыт коллег
  • Современное восприятие темы родителями и детьми
  • Форма проведения уроков Мира

О Дне знаний

Официально чествуемым праздником День знаний на территории нашего государства, разумеется, был не всегда. Начнем с того, что во времена царизма вообще зачастую не существовало единой даты, когда ученики всех классов от любых заведений приступали к занятиям.

В основном это объяснялось тем, что большинство гимназий, церковно-приходских школ и других образовательных формаций не имели единого органа контроля и управления – разве что совещательные попечительские советы и им подобные структуры, они обладали частным финансированием и, соответственно, находились, в большинстве своем, в церковной или дворянской, мануфактурной собственности. К тому же большую роль играло сильное разделение на сельские и городские школы, ведь в первых дети, активно помогающие родителям в сельскохозяйственных работах, не могли приступить к занятиям ранее чуть ли не начала зимы. В то время как в городе ребята по традиции начинали учиться в конце августа – середине октября.

Подобная мешанина сохранялась довольно долго и уже после прихода советской власти: вначале становления коммунистического строя попросту было не до нормальной организации школьного распорядка. Единственное, о чем озаботились в верхах – это чтобы абсолютно все дети восьми-десяти лет, без исключений, принимались в школы осенью в целях борьбы со всеобщей малограмотностью.

Конкретно дату 1 сентября за началом учебного года для всех учебных заведений Союза закрепили только в 1935 году после соответствующего постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР. Интересно, что именно это число выбрали совершенно не зря. После Первой Мировой войны молодые социалисты Европы выступили с предложением каждый год в школах проводить Международный юношеский день с антивоенными акциями и уроками мира, и в 1932 году Коминтерн Молодежи предложил зафиксировать это ежегодное событие именно первым днем сентября.

Почти до самого начала Перестройки в Советском Союзе 1 сентября начиналось с торжественной линейки и урока мира, а затем у детей проводились обычные занятия по расписанию. Но, в 1984 году было властями принято решение закрепить за этим днем официальное название Дня знаний, и с тех пор, как правило, предметы в него не преподают, а внимание концентрируется сугубо на праздничных мероприятиях и воспитательно-информационной работе.

Что такое классный час?

Классный час – это гибкая форма коммуникации педагога и учеников, когда воспитанники вовлекаются в особою деятельность, которая формирует у них правильную систему отношений к окружающему пространству.

Классный час реализует следующие функции:

  1. Просветительскую: приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу.
  2. Ориентирующую: формирование позиции к разным явлениям окружающей действительности.
  3. Направляющую: применение полученных знаний в практической жизни.
  4. Формирующую: развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведение, поступки, навык к плодотворному общению и аргументации собственного мнения.

Тематические уроки 1 сентября

Тематический классный час проходит во всех школах по поводу начала нового учебного года. 1 сентября, в День знаний в 2017-2018 учебном году, во всех школах страны прошёл тематический урок «Россия, устремленная в будущее».

В некоторых школах тему дает директор или секретарь. Если нет, то учитель обязан сам подобрать подходящую тему урока. Она может быть на такие темы:

  • патриотическую;
  • воспитательную;
  • свободную.

Наиболее популярная патриотическая тема. Особенно в младших классах. Обычно на первом уроке 1 сентября говорят о значимости флага страны, гимне.

Что рассказать детям? О том, как важно жить в мире друг с другом и стараться избегать войны. Потому что мирное время – это возможность получения образования, счастливой жизни, создания семьи. Детям можно показать фотографии из тех точек мира, в которых в данное время идут военные действия. От битв государств страдают обычные люди и, конечно, дети.

Возраст школьников Предлагаемые темы классного часа
1 класс «Знакомство с правилами и распорядком дня в школе
«Заметки из истории и жизни учебного заведения»
«Знаменитые выпускники»
2 – 6 класс «Как я провел каникулы»
«Я талантлив»
«Учеба и спорт»
7 – 8 классы «Я и закон»
«Старшее поколение»
«Здоровый образ жизни»
9 класс «Моя Родина»
«Моя будущая профессия»
10-11 классы «Куда пойти учиться?»
«Кто я в политике?»

Учителя самых маленьких ребят ставят перед собой такие задачи:

  • ознакомить детишек с понятиями «мир», «родина», «родной край», «патриотизм»;
  • объяснить значение «белого голубя» как символа;
  • трактовать цвета национального триколора.

Основная цель урока Мира – воспитание патриотизма и глубокой гордости за свою Родину в каждом школьнике.

Методические рекомендации

В помощь учителям выпускаются методические рекомендации. Например, московская “Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования” разработала методические рекомендации по организации и проведению Урока Мира.

Методичка дает не только подробные примеры того, как можно раскрыть тему мира в разных классах. В списке литературы и в электронных источниках учитель найдет полезные идеи для мероприятия. Из приложения можно взять пословицы и поговорки по теме, можно использовать список лауреатов Нобелевской премии мира, ведь 21 сентября празднуется Международный день мира.

Опыт коллег

Если нужен уже апробированный классный час, готовые разработки, то учителя могут воспользоваться опытом своих коллег. В сети есть множество ресурсов для публикации педагогических наработок. Не проблема найти подходящий сценарий классного часа на тему “Урок Мира”.

Есть даже видеоуроки, которые помогут заранее спрогнозировать реакцию учеников, выбрать самое интересное и избежать ошибок в проведении. Например:

Современное восприятие темы родителями и детьми

Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, чем больше вокруг негатива, тем неоднозначнее становится реакция родителей и учеников на проблемы, затрагиваемые в школьной воспитательной работе.

Так, социологический опрос в крупной родительской группе ВКонтакте показал:

  • 35% родителей за показ видео о ВОВ, Бесланской трагедии и т.п.;
  • 12% против;
  • 53% считают, что только в старших классах.

Современному учителю необходимо это учитывать при подготовке Урока Мира. Сцены смерти и насилия, тема межнациональных конфликтов, трактовка исторических событий — лучше заранее все согласовать с администрацией.

Форма проведения уроков Мира

Формы мероприятий обширны и обуславливаются возрастом учеников, их индивидуальными психологическими особенностями, опытом и выбором учителя.

Это могут быть:

  • дискуссии;
  • конкурсы;
  • творческие формы занятий;
  • игры;
  • тренинги;
  • весёлые старты;
  • экскурсии.

Учителя во время тематических классных часов используют ряд методических приемов:

  • интерактивную или игровую формы проведения урока;
  • презентации;
  • наглядные материалы.

Ответственность за организацию, подготовку, выполнение и результаты таких уроков несёт классный руководитель.

» Россия, устремленная в будущее».

Тематический урок

«Россия, устремленная в будущее».

 

 

Цели: формирование у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе; обучающиеся должны осознавать свое место в современной России и её развитии, свои собственные возможности и возможности своих сверстников; ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами.

Задачи:

  • образовательная: освоение нового, ранее не изучавшегося материала о перспективных направлениях развития России, развитии российской экономики, науки и технологии, новых производств, освоение новых российских территорий и поддержки экологии и окружающей среды;
  • воспитательная: воспитание у учащихся гордости и уважения к Российской Федерации сегодня, её развитию, формирования чувства патриотизма;
  • развивающая: заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: персональный компьютер, презентация Mikrosoft PowerPoint, картинный ряд из шести таблиц «Россия – Родина моя».

 

Ход тематического урока:

I.Организационный момент.

II. Введение в тему.

(слайд 1)

В городах, станицах, селах

Заливается звонок,-

Самый первый нынче в школах

Начинается урок!

 

(слайд 2)- просмотр видеоролика о России для детей.

https://yandex.ru/video/search?text=скачать%20бесплатно%20видеоролик%20о%20России%20для%20детей&path=wizard&noreask=1&reqid=1503933401575089-1714194802972296594732524-sas1-8618-V

 

— Вы сейчас посмотрите видеоролик, после чего постарайтесь ответить на вопрос « О чем он?»

  ПРОСМОТР

— О чем рассказал вам видеоролик?

— Какой стране посвящен?

— Молодцы, это действительно, Россия, Российская Федерация, наше Отечество.

Федерация – союз, объединение народов, территорий.

(слайд 3)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(слайд 4)

Россия…

Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

— Кто из вас уже догадался, о чем пойдет речь на первом уроке нового учебного года, и объявит тему урока?

Наша страна – Россия.

III. Актуализация опорных знаний.

— Что вы знаете о России?

   Россия самая большая страна в мире. Ее территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от ее западных границ до восточных.

(слайды 5-9)

РОССИЯ

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Автор   В. Духанин

 

— Почему надо изучать Россию?

— Для чего надо знать как можно больше о своей стране?

— Откуда появилось такое название – «Россия»?

      В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло».

Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

      Русь страна рек и озер. Русь светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, — Россией.

— Мы с вами граждане Российского государства и должны знать о своей Родине, должны гордиться Россией. А олицетворяют (представляют) ее государственные символы.

-Может кто-нибудь знает, что обозначает слово символы?

— Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

—  Какие вы знаете государственные символы? (Герб, флаг, гимн)

(слайд 10-13)

Ребята, а существуют еще символы власти – скипетр и держава.

(на доске плакаты с изображением  скипетра и державы)

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр – это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе – золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими символами самодержавной власти.

(слайд14)

— Назовите столицу России.

Действительно, Москва – столица, главный город нашей Родины, России.

— Что, по вашему, объединяет нас всех?

— Правильно, мы- россияне!

(слайд 15)

— Чем  гордятся россияне?

(слайд 16)                            

Вот он вечный огонь.

Взгляд героев суров:

Не забыть никому

Ни войны, ни врагов.

(слайд 17)

— Много вы знаете о нашей Родине. Но скажите, когда мы празднуем День России?

( на доске плакат- Памятные даты России)

 

-Правильно, молодцы. Все эти даты связаны с историей России в далеком прошлом. Но мы живем в сегодняшнем мире, настоящей жизнью. И каждый россиянин, как и ученик в школе после окончания урока, ждет  ПЕРЕМЕН (дети должны ответить хором).

(слайд 18)

 

IV. Знакомство с новым материалом- «Россия, устремленная в будущее».

(слайды 19-23)

  Мы все ждем перемен. А для этого мы все должны думать о будущем нашей страны.

В нашей стране разработан долгосрочный социально- экономический проект развития нашей страны до 2035 года. Этот проект будет работать над развитием многих отраслей нашей  экономики. А результата мы увидим в 2035 году.

Но уже сейчас  действует программа с 01 октября 2016 года « Получить гектар земли на Дальнем Востоке».

Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки.

 

(слайды 24-29)

 Очень интересны СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ.

Владимир Путин: «Мне импонирует сама миссия РГО: «Вдохновлять людей на любовь к России». В этой фразе заключено стремление открыть и российскому обществу, и всему миру красоту, многообразие, самобытность России, представить её достоверный образ. И я рад возможности принять личное участие в работе Русского географического общества, помочь реализации его ярких, содержательных проектов».

Исследования проводят специалисты Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова (ИПЭЭ РАН) и Русского географического общества (РГО) в рамках постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России. На сегодняшний день осуществляются программы «Белый медведь», «Амурский тигр», «Ирбис – снежный барс», «Белуха – белый кит» и «Дальневосточный леопард».

http://programmes.putin.kremlin.ru/

 

 

(слайды 30-32)

-Какой будет наша планета?

 Зависит от вас. Сегодня вы – дети, сидящие за партами, а завтра – вы – врачи, программисты, музыканты, учителя, военные, инженеры.

— Какие же профессии будущего ждут вас? Посмотрим видеоролик.

https://yandex.ru/video/search?filmId=3670336003915810020&text=видеоролик%20о%20развитии%20инженерной%20профессии%20и%20робототехники%20для%20детей%20начальных%20классов&noreask=1&path=wizard&reqid=1504022380678180-1685271053188298728230019-sas1-5504-V

 

V. Рефлексия.

  Сегодня мы много вспомнили и узнали о нашей необъятной России.

-Какое впечатление у вас осталось от первого урока?

-Появилось ли у вас желание самим принять участие в проектах  развития нашей страны?

   Наш первый урок закончен, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.

(звучит песня о России)

https://yandex.ru/video/search?filmId=4623449255767318411&text=скач

ать%20бесплатно%20видеоролик%20о%20России%20для%20детей

&noreask=1&path=wizard&reqid=150393340

1575089-1714194802972296594732524-sas1-8618-V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миростроительство с Россией: уроки Горбачева

Чему мы можем научиться из взлетов и падений российского лидера, стремившегося к миру в Европе?

Четверг, 1 сентября 2022 г. / Автор: Джеймс Руперт

Тип публикации: Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

Михаил Горбачев вошел в историю как трагическая фигура — прагматик, который правил Советским Союзом 66 месяцев, веря, что сможет спасти его дисфункциональную империю, возглавляемую Россией, с помощью либерализирующих реформ. Однако борьба Горбачева за гуманизацию советской машины привела к ее краху. И хотя ему и его западным коллегам удалось положить конец холодной войне, Горбачев в последние месяцы своей жизни наблюдал, как его преемник разжигает на Украине катастрофическую версию кровопролития, которое он стремился предотвратить в Европе. Всякий раз, когда Россия и мир смогут восстановить тот миротворческий момент, который был представлен прагматизмом Горбачева 40 лет назад, его наследие поможет сформировать его.

Михаил Горбачев и Рональд Рейган обмениваются взглядами после своих первых двухдневных встреч в Женеве в 1985 году. Установление личных отношений Горбачева с западными лидерами было жизненно важным для прекращения холодной войны. (Белый дом/Билл Фитц-Патрик)

Сюрприз Горбачева

В 1985 году Советским Союзом десятилетиями правили престарелые или немощные люди — Леонид Брежнев, Юрий Андропов и Константин Черненко, управлявшие его неповоротливой бюрократией. «Это поколение лидеров все чаще видело, что СССР отстает от свободного мира в экономическом и технологическом плане», — сказал Дон Дженсен, исследователь России и бывший дипломат, который руководит программами USIP, ориентированными на Россию. Они протянули целое поколение партийных рядов, чтобы вытащить Горбачева, который был на десятки лет моложе и публично неизвестен, в правящий круг. Он стал восьмым верховным лидером Советского Союза в возрасте 54 лет, быстро борясь с коррупцией. Горбачев выдвинул гласность , или открытость к ранее запрещенному публичному обсуждению болезней страны, и он попытался реструктурировать политику и экономику, ослабив элементы централизованного контроля.

Самым историческим изменением Горбачева был отказ от насильственных репрессий, которые были частой реакцией Советского Союза на любое серьезное сопротивление его власти. Наиболее заметно то, что Никита Хрущев использовал советские войска для подавления антисоветского восстания 1956 года в Венгрии, как и Брежнев против Чехословакии в 1956 году.68 Либерализация Пражской весны. Андропов помог провести обе репрессии.

Напротив, по мере того, как экономический спад в советском блоке вызывал все более открытое несогласие в 1980-е годы, «Горбачев, за немногими исключениями, был настроен против авторитарных репрессий», — сказал Дженсен. Решающий момент наступил в Восточной Европе в 1989 году, когда реформистские движения, в том числе взлом Берлинской стены восточными немцами, подорвали полдюжины коммунистических режимов, союзников Советского Союза. Горбачев решил, что Москва не будет использовать свою армию и потворствовать другому кровопролитию, чтобы сохранить своих союзников у власти. Норвежский Нобелевский комитет наградил Горбачева 19-й90 Нобелевская премия мира, отдав ему «главную заслугу» в прекращении «холодной войны между Востоком и Западом».

«Мы умеем вести бизнес»

В то же время Горбачев заложил основы личного доверия со своими противниками по обе стороны границы холодной войны. «Мне нравится г-н Горбачев», — заявила премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер после первой встречи с ним. «Мы можем вести дела вместе», в частности, «чтобы убедиться, что война больше никогда не начнется».

Горбачев и президент Рональд Рейган «осознали чудовищность того, что было поставлено на карту», ​​— сказал ветеран USIP фотограф Билл Фитц-Патрик, который в качестве фотографа Белого дома наблюдал за личными разговорами двух лидеров. «Каждый из них осознал искренность парня, сидящего за столом переговоров, и я думаю, именно это положило начало их дружбе». Отношения мужчин облегчили бы 1987 соглашение об уничтожении целого класса тысяч ядерных ракет средней дальности. Затем Горбачев продвинулся вперед с Рейганом и подписал с президентом Джорджем Бушем-младшим. Буша, договор СНВ 1991 года о сокращении стратегических ядерных сил.

Но дома ослабление репрессий Горбачевым привело к тому, что советское государство раскололось быстрее, чем он успел отреагировать. От Балтики до Каспийского моря нерусское население требовало большей автономии, а иногда и боролось за нее. В нескольких случаях Горбачев вернулся к силе, направив войска, которые открыли огонь по демонстрантам — в Азербайджане в 1919 г.90, а в Прибалтике годом позже. Но конец его правления был уже близок, поскольку в августе 1991 года бескомпромиссные чиновники, в том числе глава КГБ, предприняли попытку государственного переворота, арестовав Горбачева в загородном доме. Он был спасен только тогда, когда его восходящий соперник, президент Российской республики Борис Ельцин, вызвал массовые протесты, которые помешали перевороту. В течение четырех месяцев Ельцин и другие лидеры 15 советских республик договорились о роспуске СССР, что было оформлено отставкой Горбачева.

Как Горбачев породил Путина

«Горбачев думал, что сможет либерализовать СССР, чтобы сохранить его, — сказал Дженсен. «Но ослабление репрессий высвободило национализм и экстремизм в Российской империи конца 20-го века, которые он не мог контролировать. Последовавшие за этим потрясения и упадок подготовили почву для прихода к власти Владимира Путина, бывшего офицера КГБ, который удерживает власть в основном за счет усиления страхов и унижений россиян по поводу утраты их страной статуса мировой сверхдержавы. Более 20 лет Путин изображал склонность Горбачева и Ельцина к либерализации как слабость, которую Запад использовал, чтобы вызвать у россиян распад Советского Союза — , по его словам, «величайшую геополитическую катастрофу» 20-го века».

Путин изобразил Горбачева простофилей Запада, который сдал советскую сверхдержаву, оставив Россию уязвимой перед враждебным альянсом НАТО, к которому с тех пор присоединились 10 государств-членов в Восточной Европе, включая три бывшие советские прибалтийские республики. Поскольку конфронтация между НАТО и Россией возродилась за последние 20 лет, Путин возложил вину исключительно на НАТО, обвинив ее в нарушении обещаний не расширяться на восток. Он помог маргинализировать более умеренную точку зрения Горбачева, которая возлагала вину на НАТО, но также призывала к устойчивой дипломатии с Западом как критически важной в вопросах безопасности, от ядерного оружия до «пандемии» COVID и климатической проблемы.

Будучи российским диктатором, который полагается на насилие для сохранения власти, Путин является возвратом к советским лидерам, чей авторитаризм Горбачев отвергал, и, возможно, его самая большая уязвимость заключалась в демократическом примере бывших подданных России, 44 миллионов украинцев. Пока Путин нападал на украинскую демократию, Горбачев колебался. В интервью журналу TIME в 2014 году он назвал захват Путиным Крыма приемлемым, а реакцию на попытки Запада маргинализировать Россию — «каким-то захолустьем, провинцией». Но когда в феврале Путин развязал свою более масштабную войну против Украины, Фонд Горбачева, который последний советский лидер основал для ведения международного диалога о международном мире и сотрудничестве, призвал к «скорейшему прекращению боевых действий и немедленному началу мирных переговоров».

Смерть Горбачева на этой неделе лишь продемонстрировала его изоляцию в России и в мире после окончания холодной войны, который он помог создать. В коротком письме Путин просто сказал семье Горбачева, что его предшественник «оказал огромное влияние на ход мировой истории», управляя «во времена сложных и драматических перемен» и предлагая «свои решения давних проблем». Собственный фонд Горбачева, чья видимая деятельность сошла на нет в последней главе его жизни, не сделал никаких заявлений о его смерти, опубликовав лишь его мрачный мемориальный портрет.

Уроки эпохи Горбачева

Поскольку война в Украине продолжается и, несомненно, в ближайшие годы, западное миростроительство столкнется как с вызовом, так и с императивом восстановления основы для переговоров о новых рамках мира и стабильности в Европе и во всем мире. Взлет и падение Михаила Горбачева как переговорщика Запада по вопросам мира преподнесут уроки.

  1. Доверительные отношения с российскими лидерами будут иметь жизненно важное значение, а теперь это будет труднее. Отчеты западных лидеров о своих встречах с российскими и советскими лидерами, датируемые, по крайней мере, периодом встречи президента Гарри Трумэна с Иосифом Сталиным, подчеркивают, что Горбачев был нетипичен в своей способности строить личные отношения, посредством которых можно было договориться о лучшем состоянии мира. Путин однажды продемонстрировал элементы этой способности, что привело к тому, что его первый американский коллега, президент Билл Клинтон, назвал его «прямолинейным» человеком, с которым Америка могла бы «вести дела». Но он поджег международное доверие последовательными войнами все возрастающего масштаба — в Грузии в 2008 году и украинском Крыму и Донбассе в 2014 году, а теперь это самая разрушительная война в Европе за последние десятилетия.
  2. Любого российского лидера, с которым Запад будет взаимодействовать, будут сдерживать страхи и унижения русских. Путин усилил и манипулировал гневом россиян по поводу того, что их страна была понижена в должности из сверхдержавы до государства-изгоя. Но чувство жертвы у россиян уходит корнями гораздо глубже, чем в путинскую риторику, и не умрет вместе с ним. Горбачев и другие россияне, независимые от Путина, в течение многих лет выражали свое искреннее разочарование в связи с последовательным расширением НАТО в Европе, чувство, которому придется противостоять возможному миротворчеству с Россией.
  3. Надежды на российскую демократию были одновременно посеяны — и подорваны — горбачевской попыткой либерализации. Спустя тридцать лет после падения Горбачева Путин отменил многие из своих реформ, восстановив власть сильного человека. Тем не менее, совсем недавно, восемь месяцев назад, Горбачев смог заявить, что разворот неполный. «Люди действительно получили права и свободы, которыми они пользуются до сих пор», — сказал он агентству «Интерфакс». «Свобода слова, собраний, печати, отмена цензуры, свобода вероисповедания, закон о въезде и выезде из страны, свобода предпринимательства — можно ли все это отменить?» С тех пор Путин усилил эту отмену, вынудив независимые СМИ и инакомыслящих бежать в подполье или за границу, но вопрос Горбачева остается в силе.

Основной революцией Горбачева был широкий (хотя и не совсем полный) отказ от насилия как необходимого инструмента российского управления. В конце концов она потерпела поражение из-за глубоких неразрешенных конфликтов в России, авторитарных импульсов и народного недовольства, как естественного, так и усиленного. Тем, кто стремится к миру с этим государством, в ближайшие годы придется иметь дело с реалиями, которые в конечном итоге бросили вызов горбачевским попыткам перемен.

Связанные публикации

Успех. Это потенциальный результат, к которому США, Украина, союзные и партнерские правительства, а также представители частного сектора должны быть готовы противостоять. Украинские контрнаступления, поддерживаемые расширенной и ускоренной поддержкой США и их союзников, продолжают вытеснять российские войска с территории Украины, хотя и с меньшими темпами. Однако эти с трудом достигнутые успехи влекут за собой возможные проблемы, которые также необходимо решать.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

Совместное заявление лидеров на саммите G20, хотя и носило в значительной степени символический характер, показало, что «Россия гораздо более изолирована, чем мы, возможно, подозревали», — говорит Мэри Гланц из USIP, добавляя, что антиимпериалистическое оправдание России для война на Украине «не набирает оборотов, как мы думали».

Тип: Подкаст

Анализ и предотвращение конфликтов

Когда во вторник ракета попала в польскую деревню, убив двух фермеров, война России с Украиной переместилась прямо на территорию союзника по НАТО. Непосредственная неопределенность включала в себя слухи в СМИ и заявление правительства Украины о том, что Россия нанесла удар по Польше, что может привести к прямому ответу НАТО и расширению войны. Эта непосредственная угроза уменьшилась по мере появления доказательств того, что украинская ракета ПВО отклонилась от курса, но этот инцидент показал, что опасность эскалации войны реальна. Единственное верное средство от этой угрозы — это прекращение Россией войны против Украины.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

С тех пор, как в феврале прошлого года Россия начала наступление на Украину, Индия и Китай перешагнули через забор, намекая на свою обеспокоенность глобальными последствиями войны, избегая при этом прямой публичной критики Москвы. Несмотря на риторический ужас и призывы к мирному урегулированию, ни один из них не продемонстрировал готовности дать осмысленный отпор путинской эскалации в Украине. Вместо этого две азиатские ядерные державы подходят к ситуации с осторожностью и расчетливой дипломатией для защиты собственных стратегических интересов — как в России, так и на Западе.

Тип: Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика

Просмотреть все публикации

Мирные переговоры между Россией и Украиной: Миссия невыполнима

Президент Владимир Путин обострил войну России против Украины в сентябре 2022 года, объявив частичную мобилизацию и повторив свою угрозу применения ядерного оружия. Но что действительно положило конец усилиям по установлению мира, которые продолжались после вторжения 24 февраля, так это провозглашенная аннексия украинских областей Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской. С момента своего избрания в 2019 г.Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно призывал Путина согласиться на личную встречу, даже в первые недели российского вторжения в этом году. Но 4 октября 2022 года в ответ на действия российской стороны подписал указ об отказе от прямых переговоров. С самого начала российской агрессии в 2014 году и тем более с 24 февраля 2022 года ход украинско-российских переговоров сильно зависел от обстановки на поле боя и более широкого политического контекста.

Война России против Украины началась с аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе в марте-апреле 2014 года. С самого начала она сопровождалась переговорами. Но перспективы решения путем переговоров сегодня туманнее, чем когда-либо.

От Минских соглашений до российского вторжения

В ответ на вспышку вооруженного конфликта в 2014 году последовал ряд посреднических инициатив, но ни одна из них не смогла остановить эскалацию. «Нормандский формат» возник в июне 2014 года в связи с празднованием семидесятой годовщины высадки союзников в Нормандии. Первоначально в нее входили президент Украины Петр Порошенко, Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель. Нормандский формат встречался в Минске в сентябре 2014 г. и феврале 2015 г. для переговоров о прекращении огня на Донбассе. Никогда не было никаких разговоров о Крыме, который Россия исключила после аннексии полуострова.

Нормандский формат действительно привел к заключению Минских соглашений, в которых излагались условия прекращения огня и намечались шаги к политическому урегулированию. Все участники, в том числе и Россия, признали оккупированные районы Донбасса территорией Украинского государства. Им должны были быть предоставлены определенные права автономии и возвращены под контроль Киева через политический процесс и выборы. Однако за восемь лет, предшествовавших полномасштабному российскому вторжению в феврале 2022 года, сторонам так и не удалось договориться по элементарным вопросам статуса или последовательности политических положений и положений, связанных с безопасностью. Таким образом, реализация соглашений оставалась заблокированной в течение всего периода. Обе стороны, безусловно, виновны в обструкции. Но именно Россия, чье последовательное отрицание своей роли в конфликте создало фундаментальный дисбаланс. Вместо этого Москва настаивала на том, что это был внутренний конфликт, и стремилась всеми средствами заставить Киев пойти на прямые переговоры с спонсируемыми Россией де-факто правителями в Донецке и Луганске. В 2019 годуКремль начал систематически натурализовать граждан Донбасса, что является грубым нарушением духа Минских соглашений. Именно этот процесс заложил основу для признания Москвой «независимости» Донецка и Луганска 21 февраля 2022 года. Ситуация на линии соприкосновения везде оставалась нестабильной, регулярные нарушения режима прекращения огня приводили к жертвам среди мирного населения. Из почти 14 000 смертей, вызванных войной России против Украины до 24 февраля 2022 г., значительно более половины пришлось на период после заключения Минских соглашений в феврале 2015 г.

Нормандский формат продолжал искать политическую основу для решения незадолго до возобновления российского вторжения в 2022 году. Координируемая ОБСЕ Трехсторонняя контактная группа (ТКГ), которая отвечала за конкретную реализацию и консультации по ситуации в регионе конфликта , также действовала до начала 2022 года. В ее состав входили представители Украины и России, а в ее заседаниях регулярно участвовали де-факто правители оккупированных регионов Донбасса. ОБСЕ также содержала Специальную мониторинговую миссию (СММ) в Украине, основной задачей которой было наблюдение за конфликтом на востоке.

В 2021 году резко обострилась напряженность. Россия сосредоточила силы на границе с Украиной и усилила свою агрессивную и империалистическую риторику. В декабре 2021 года, воодушевленная хаотичным уходом Запада из Афганистана, Москва перешла на новый уровень и обратилась со своими требованиями напрямую к США и НАТО. Россия предъявила западным союзникам ультиматум под видом двух проектов договоров о «гарантиях безопасности»: НАТО должно согласиться не принимать новых членов и воздерживаться от любой формы военной деятельности на Украине и в других соседних с Россией государствах. Альянс также должен был ограничить свою военную деятельность государствами, которые уже были членами 19 мая.97. Соединенные Штаты должны были вывести свое ядерное оружие из Европы. Россия требовала не меньше, чем раздела Европы на российскую и американскую сферы влияния и «решения украинского вопроса» над головами украинцев. Следовательно, российское дипломатическое наступление было логично направлено прежде всего на Вашингтон и уже во вторую очередь на европейских союзников по НАТО. Помимо вышеупомянутых максимальных требований, в документах также содержались предложения по механизмам консультаций, укреплению доверия и контролю над вооружениями. Несмотря на интенсивную дипломатию между западными столицами и Москвой в январе и феврале 2022 года, Путин не был готов к переговорам по отдельным аспектам. Соединенные Штаты положительно отреагировали на некоторые российские предложения, но Москва настаивала на всем пакете и продолжала курс на разрыв.

От российского вторжения до Стамбульского коммюнике

Москва разрушила все существующие переговорные форматы признанием «народных республик» Донецкой и Луганской областей 21 февраля 2022 года и полным вторжением через три дня. Это также подорвало основу Минских соглашений и СММ, оба из которых зависели от принципиального признания территориальной целостности Украины всеми участниками (хотя русские всегда исключали Крым). Сотрудникам Миссии наблюдателей пришлось бежать с востока Украины, когда началось вторжение, а срок ее мандата истек 31 марта 2022 года9.0003

Во время вторжения российская сторона заявила, что по-прежнему «готова к диалогу». Но ее условия прекращения войны были равносильны полной капитуляции и роспуску украинского государства: Украина должна сложить оружие, отказаться от всякого намерения вступить в НАТО, принять статус постоянного нейтралитета, предоставить русскому языку статус официального, признать Крым России и т.н. Донецкой и Луганской народных республик как независимых, а также «денацифицировать» и «демилитаризовать». Другими словами, она должна была подвергнуться смене режима по желанию Москвы.

Киев отказался и обусловил переговоры прекращением огня. Зеленский призвал Путина согласиться на немедленные прямые переговоры. В конце концов, под огромным военным давлением украинская сторона согласилась направить делегацию в Гомель в Беларуси 28 февраля. Дальнейшие встречи состоялись 3 и 7 марта; впоследствии переговоры продолжились онлайн. 10 марта в Анкаре состоялась встреча двух министров иностранных дел Дмитрия Кулебы и Сергея Лаврова. 29 марта делегации вновь собрались при посредничестве Турции в Стамбуле. Там украинская сторона представила «Стамбульское коммюнике» из десяти пунктов, в котором изложены условия прекращения огня, постоянного нейтралитета Украины и международных гарантий безопасности. Также предлагалось уточнить статус Крыма в течение пятнадцати лет. Оставшиеся спорные вопросы должны были решаться на встрече двух президентов. В текст не было включено требование Украины к российским войскам отойти за линию соприкосновения по состоянию на 23 февраля 2022 г.

Стамбульское коммюнике изложило позицию Украины и ее ответ на первоначальный российский ультиматум. Документ предлагал далеко идущие уступки. Участники переговоров подчеркивали, что Коммюнике было предварительно согласовано сторонами и могло стать основой для мирного урегулирования.

От Стамбульского коммюнике до срыва переговоров о прекращении огня

Буквально через день после встречи в Стамбуле Кремль категорически отверг переговоры по Крыму. В телефонном разговоре с премьер-министром Италии Марио Драги Путин сказал, что время для прекращения огня или встречи с Зеленским еще не пришло. Переговоры по украинскому предложению продолжались онлайн до первой половины апреля. Рабочие группы обсудили такие темы, как вопросы безопасности, гуманитарные вопросы и обмен пленными. По словам участников, был определенный прогресс. Но две стороны оставались непримиримыми по двум пунктам:

Гарантии безопасности: Украина потребовала гарантий безопасности в качестве предварительного условия нейтралитета. Они должны были быть максимально приближены к условиям Североатлантического договора (коллективная оборона по статье 5). В течение апреля украинская сторона стала требовать два документа: соглашение о прекращении огня с Россией и соглашение о безопасности с группой государств-гарантов, кроме России. Иными словами, Киев больше не желал принимать Россию в качестве гаранта. Москва же настаивала на том, чтобы сыграть роль в гарантиях безопасности, закрепить их в Совете Безопасности ООН и урегулировать все открытые вопросы в одном документе. Российская сторона также настаивала на увязке этих вопросов с собственными декабрьскими требованиями 2021 года о гарантиях безопасности со стороны США и НАТО.

Статус Крыма и Донбасса: В Стамбульском коммюнике украинцы предложили переговоры о статусе Крыма, но отказались узаконить незаконное признание Москвой Донецка и Луганска в любой форме. Россия отвергала любую дискуссию о Крыме и настаивала на «независимости» «народных республик». Эти разногласия по вопросам статуса препятствовали достижению согласия. Они также распространились на обсуждение вопросов безопасности. В Стамбульском коммюнике Украина по-прежнему была готова исключить Крым и оккупированные районы Донбасса из сферы гарантий безопасности. К концу апреля Киев требовал, чтобы гарантии безопасности распространялись на оба региона.

Российская сторона неоднократно обвиняла Украину в срыве переговоров или отклонении от сути Стамбульского коммюнике. Но при любой оценке необходимо принимать во внимание политический и военный контекст. Резкое ухудшение атмосферы в апреле объясняется событиями на поле боя. После провала наступления на Киев Москва отказалась от северного фронта и сосредоточила свои военные усилия на Донбассе и юге Украины. Пока российское политическое руководство говорило о «жесте доброй воли», преступления против мирного населения, обнаруженные на освобожденных территориях, вызвали возмущение в Украине и за рубежом. Хотя изначально Киев оставался за столом переговоров, общественная поддержка компромисса с Россией испарилась в свете изображений из Бучи, Ирпеня и других мест. Самым острым вопросом сейчас было, как наказать российские военные преступления и совершает ли Россия геноцид против украинского населения.

В тот же период в Украину поступили первые крупные поставки западного оружия. На конференции в Рамштайне 26 апреля западные союзники и другие государства согласились оказывать Киеву систематическую военную поддержку. Этот сдвиг в позиции Запада представлял собой ответ на преступления российских войск. Это также было связано с осознанием того, что Украина смогла успешно противостоять российскому нападению. На Украине теперь росло убеждение, что врага можно отразить военным путем.

Еще одним фактором, подтолкнувшим переговоры о прекращении огня к срыву, стала битва за Мариуполь. Международные усилия по созданию гуманитарных коридоров для гражданского населения, украинских солдат и мирных жителей на осажденном Азовском металлургическом комбинате неоднократно терпели неудачу. В середине апреля Зеленский исключил возможность дальнейших переговоров о прекращении огня в случае гибели мирных жителей или военнопленных. 16 мая российские войска наконец установили полный контроль над Азовским металлургическим заводом. Более 1700 украинских солдат и ополченцев попали в плен (некоторые из них тем временем были освобождены в результате обмена пленными). В России для «нацистских преступников» требовались самые суровые меры, вплоть до смертной казни. 17 мая сначала Украина, а затем и Россия официально вышли из переговоров о прекращении огня.

Гуманитарные вопросы и побочные эффекты войны

Даже после 17 мая контакты не были прерваны полностью. Стороны продолжили обсуждение гуманитарных вопросов, особенно обмена пленными и останками погибших. Этот канал связи остается открытым и по сей день. Посреднические усилия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша также разработали динамичный трек переговоров об открытии заблокированных украинских портов на Черном море, чтобы разрешить отправку остро необходимого украинского зерна. 22 июля 2022 года так называемая зерновая сделка позволила экспортировать украинское зерно из украинских черноморских портов Одесса, Черноморск и Южный. Однако Россия не сняла военную блокаду украинских портов, а Украина не пожелала разминировать свои прибрежные воды. Стороны согласились, что это очень сложный и хрупкий механизм: украинские пилоты ведут коммерческие грузовые суда через заминированные прибрежные воды. Совместный координационный центр в Стамбуле с персоналом Турции, ООН, Украины и России следит за тем, чтобы суда не использовались для доставки оружия в Украину. В Lloyd’s of London был создан «Морской грузовой и военный центр», чтобы застраховать связанные с этим огромные риски. Россия также получила обязательство от Организации Объединенных Наций «продолжать усилия по содействию прозрачному беспрепятственному доступу продуктов питания и удобрений… происходящих из Российской Федерации на мировые рынки. Отказ одной из сторон подписать совместный документ отражает хрупкость соглашения. Вместо этого каждая сторона подписала собственное соглашение с посредниками. Россия приостановила свое участие 29октября, но снова присоединился через четыре дня. Инцидент показывает, насколько сложным может быть его продление (каждые 120 дней, первый срок — 19 ноября).

В течение нескольких недель после успешного заключения зерновой сделки Турция и ООН стремились использовать положительную динамику для устранения других вторичных последствий войны. Первым приоритетом была АЭС в Запорожье. Инспекция Международного агентства по атомной энергии изначально была заблокирована из-за того, что Москва настаивала на въезде делегации через территорию России. После нескольких недель напряженных переговоров делегация все-таки прибыла через Киев в конце августа, тем самым соблюдая суверенитет Украины над оккупированными территориями.

В своем выступлении 30 сентября 2022 года, посвященном аннексии оккупированных территорий на востоке и юге Украины, Путин заявил, что Россия больше не желает вести переговоры об их статусе. Другими словами, он расширил красную линию России в отношении Крыма, включив в нее и недавно присоединенные территории. При этом он пригрозил ответить на любые дальнейшие нападения на то, что теперь якобы является «российской территорией», репрессиями вплоть до применения ядерного оружия. Такими шагами российская сторона сделала какое-либо дипломатическое решение крайне маловероятным в обозримом будущем.

Позиции воюющих сторон

Украина находится в состоянии войны с Россией с момента нападения России в марте 2014 года. С украинской точки зрения аннексия Крыма и война на Донбассе с 2014 года были неотъемлемыми составляющими этой войны, конца из которых повлечет за собой полное восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины. Поэтому Киев последовательно отказывался вести прямые переговоры с поддерживаемыми Россией де-факто правителями «народных республик» Донецкой и Луганской областей. Хотя Зеленский обещал сделать больше для мирного населения на оккупированных территориях, когда его избрали весной 2019 года. , он также настаивал на том, что урегулирование конфликта может быть достигнуто только путем переговоров с Москвой. В этом ключе он неоднократно призывал Путина согласиться на прямые переговоры. Еще до 24 февраля 2022 года прочное примирение с Россией считалось в Украине нереальным. Вместо этого Киев стремился к самым тесным политическим и военным связям с Западом. Российское вторжение в феврале 2022 года еще больше укрепило эту позицию. Получение официального статуса кандидата в члены ЕС является важным шагом для Украины. Киев также продолжает активно добиваться гарантий безопасности и в сентябре 2022 года опубликовал предложение Киевского договора о безопасности между Украиной и поддерживающими его государствами.

Россия, с другой стороны, последовательно отрицала свою роль стороны конфликта с 2014 по 2022 год. В российском дискурсе проводилось четкое различие между Крымом и Донбассом. Война на Донбассе конструировалась как внутренний конфликт, в котором русское и русскоязычное население востока Украины защищалось от «нелегитимного режима неонацистов и фашистов» в Киеве. Любое участие России было категорически отвергнуто. Вместо этого Москва настаивала на том, что она сама является объектом враждебной политики Запада, направленной на подавление российского влияния в Европе и подчинение России. Что касается российского политического руководства, то Украина никогда не была независимым игроком или противником, а была марионеткой США и Запада. Поэтому Москва искала решения не в рамках российско-украинских отношений, а с Западом. Именно в таком контексте следует понимать проекты договоров о «гарантиях безопасности» от декабря 2021 года: как попытку шантажом добиться от США соглашения. Учитывая, насколько это было оформлено как ультиматум, сомнительно, действительно ли Путин пытался достичь новых геополитических договоренностей с западными державами или просто искал предлог для нанесения удара. Но оба текста явно нацелены на то, чтобы урегулировать «украинский вопрос» напрямую с США, оставив Киев в дураках. Угроза применения ядерного оружия также должна быть истолкована как попытка парализовать поддержку Украины Западом и добиться договоренности между великими державами.

Посреднические усилия

Российское вторжение в феврале 2022 года разрушило все существующие переговорные форматы. Другие действующие лица быстро занялись заполнением вакуума, образовавшегося в результате краха «нормандского формата» и Трехсторонней контактной группы. В первые недели войны с инициативами выступили, в частности, Израиль, Италия и Южная Африка. К марту и апрелю президент Турции Эрдоган укрепил свои позиции в качестве ведущего посредника. Обе стороны конфликта видят в нем серьезного и приемлемого собеседника: Украина может рассчитывать на поддержку Анкары в вопросах своего суверенитета и территориальной целостности, а также получает военные поставки из Турции. С точки зрения Украины также положительно, что у Эрдогана есть прямая связь с Путиным. Путин, в свою очередь, поддерживает деловые отношения со своим турецким коллегой, имея опыт поиска компромиссов по сложным вопросам в российско-турецких отношениях. Анкара неуклонно расширяла свое геополитическое влияние в южном соседстве России и заслужила уважение Москвы. В этом конфликте на карту поставлены сложные интересы Турции. Он поддерживает тесные политические и экономические отношения с обеими сторонами. И в настоящее время он получает экономическую выгоду от конфликта, используя такие каналы, как импорт дешевой энергии из России и механизмы в обход западных санкций. В то же время война дестабилизирует геостратегическую ситуацию в крайне важном для Турции Черноморском регионе. Эрдоган неоднократно призывал Москву вернуть оккупированные регионы под контроль Киева. Аннексии России, провозглашенные в конце сентября, также значительно затрудняют его посреднические усилия.

Западные игроки лишь косвенно (если вообще участвовали) в посреднических усилиях с 24 февраля 2022 года. Действия Москвы разрушили переговорные форматы и на данный момент уничтожили основу для любого дальнейшего участия Германии, Франции или ОБСЕ. Более того, Минские соглашения сейчас политически дискредитированы в Украине и среди некоторых западных партнеров. Независимо от того, оправдана ли критика и в какой степени, Минск, наряду с «Северным потоком — 2» и другими элементами, выступает за провал немецкой (и французской) политики в отношении Восточной Европы. Западные государства и западные альянсы сейчас вовлечены гораздо более тесно, чем в период с 2014 по 2022 год. Они ввели беспрецедентные санкции против России и массово поддерживают Украину оружием. Своим решением о вторжении Путин порвал все отношения с Западом. Ни один западный лидер сейчас не имеет доступа к российскому правителю, за исключением разве что американского президента. Кроме того, Запад подтвердил принцип «ничего об Украине без Украины» в переговорах с Россией, что неоднократно подчеркивал и Джо Байден. В обозримом будущем их возможности останутся ограниченными поддержкой переговоров со стороны. Чтобы изменить это, потребуется существенно иной курс действий России, и в этом случае у западных акторов будет множество инструментов и стимулов для оказания положительного влияния. Однако в настоящее время нет никаких признаков ни того, ни другого.

Перспективы и рекомендации

Мирные переговоры всегда определяются военной обстановкой, соотношением сил между воюющими сторонами. В начале последнего вторжения Россия пыталась захватить Украину и навязать Киеву продиктованный мир. Он потерпел неудачу как в военном, так и в политическом отношении. Тем не менее, украинское политическое руководство было готово пойти на далеко идущие компромиссы в свете сильного давления на первом этапе переговоров. С апреля военный баланс постоянно смещается в сторону Украины. Российские военные преступления разрушили всякое доверие к переговорному решению, а позиция Украины ужесточилась. Киев также приобрел огромную международную славу благодаря войне и своим военным успехам. Хотя Россия не полностью изолирована, решение Путина продолжать эскалацию, несмотря на военные неудачи, также вызывает вопросы у его сторонников в Пекине и Анкаре. Своими последними аннексиями Путин исключил всякую возможность дальнейших переговоров. Пока Россия не потеряла всякую надежду на победу в войне на поле боя, нет перспективы дипломатического решения, сохраняющего украинскую государственность, независимость и территориальную целостность.

Тем временем сторонники Украины должны сконцентрироваться главным образом на следующих трех областях:

Поставки вооружений и переговоры о прекращении огня: Военная поддержка Украины необходима, чтобы изменить баланс сил и создать «окно возможностей» для реальных переговоров о прекращении огня. Только так можно достоверно утверждать, что это решение Киева, когда и на каких условиях возобновить переговоры. Хотелось бы вернуться к Стамбульскому коммюнике, но этот путь преграждают российские аннексии в сентябре. Экономические санкции также должны быть ужесточены. Например, после частичной мобилизации в России западные предприятия, все еще работающие там, были обязаны поддерживать усилия государства по набору кадров. Это должно быть прекращено.

Переговоры о прекращении огня — это скорее среднесрочная перспектива. И прочный мир между Украиной и Россией — в смысле чего-то большего, чем прекращение военного насилия — возможен только в долгосрочной перспективе, если вообще возможен. Это потребует фундаментальной переориентации российской политики, другими словами, глубоких политических изменений в России. Это делает переговоры, если они когда-либо начнутся, еще более запутанными и сложными. Прекращение огня должно быть обеспечено и контролироваться на международном уровне. Уже разрабатываются планы необходимой международной миссии и других сопутствующих мероприятий. Над этим нужно работать и координировать между западными союзниками и Киевом. Гарантии безопасности для Украины являются элементарной частью этого процесса.

Сделка с зерном: Сделка с зерном в опасности. Германия и другие международные игроки должны сделать все, что в их силах, чтобы он продолжал функционировать, несмотря на последнюю эскалацию со стороны России. Это важно не только в связи с войной и экономическим положением Украины. Если сделка развалится, это окажет драматическое влияние на продовольственную ситуацию в Африке и других частях мира. Российская пропаганда уже ловко использует это, чтобы вбить клин между Украиной и Западом, с одной стороны, и пострадавшими государствами Глобального Юга, с другой. Здесь западные страны должны продемонстрировать твердую приверженность, чтобы повысить доверие к себе со стороны этих государств и обществ.

Международный контекст: Международный контекст войны России против Украины чрезвычайно сложен и отражает структурные сдвиги в глобальном порядке. Изолировать Россию на международном уровне по-прежнему будет невозможно, поскольку такие игроки, как Китай, Индия и Турция, будут продолжать извлекать выгоду из тесных отношений с Москвой. Тем не менее немецкая и европейская дипломатия должны стремиться к обсуждению каждого отдельного вопроса, в котором могут быть выявлены общие интересы. Это относится прежде всего к опасности ядерной эскалации, которая, вероятно, также будет беспокоить Пекин и Нью-Дели, а также к империалистическим попыткам России завладеть украинской территорией, с которыми Турция, как крупнейшая черноморская держава, сталкивается с проблемами. Переговоры с Москвой об опасности ядерной эскалации также должны продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *