Урок гости обломова – Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Конспект урока «Гости Обломова»
Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: «В гостях у Обломова». Урок литературы в 10 классе
ПРЕДМЕТ: литература, 10 класс.
РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов».
ТЕМА: Характеристика главного героя. Образ Обломова.
ЦЕЛЬ: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей;
развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, навыков работы в группе, творческих способностей.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение, проблемно-ориентированная дискуссия, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии, групповые технологии.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданием, тексты произведения.
ХОД УРОКА:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
- Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Задачи:
- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
- выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
- осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.
На прошлых уроках мы познакомились с историей создания романа, с его сюжетом и композицией, с основной проблематикой этого произведения.
Вопросы для повторения: карточки.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Какое место в творчестве Гончарова занимает роман «Обломов»? | Центральное |
2) В каком литературном направлении работал Гончаров? | Реализм |
3) В чем заключается основная проблематика произведения? | Столкновение патриархального и буржуазного жизненных укладов |
4) Назовите главных героев романа. | Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына |
Совместная проверка, самооценка.
III. Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- показать значимость изучения нового материала;
- поставить перед учащимися учебную проблему.
Высказывания известных критиков, которые мы видим на экране, касаются личности главного героя романа Гончарова. Давайте проанализируем их.
ЦИТАТА | АНАЛИЗ (работа обучающихся) |
«Образ Обломова – последний в ряду образов «лишних людей». Н.А. Добролюбов | Критик считает Обломова ненужным, никчемным человеком, презирает его. |
«Обломов с его добротой и неспособностью к злу заслуживает беспредельной любви». А.В. Дружинин | Критик высоко ценит нравственные качества героя, уважает и любит его. |
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: мнения критиков противоположны.
На экране высказывание И.С. Тургенева об Обломове: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
Вопросы по цитате:
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Что хотел сказать Тургенев этим высказыванием? | Тургенев говорил о национальных чертах. |
2) Мы согласимся или опровергнем мнение Тургенева? | Мнения разделяются. |
3) Какое мнение об Обломове существует в народе? | Образ героя ассоциируется у людей со словом «лень». |
Какой же будет цель урока?
Ее ученики должны сформулировать сами: выяснить, кто из критиков прав. А для этого нужно составить свое мнение о герое.
Задачи: познакомиться с главным героем произведения, выяснить, кто такой Обломов? Что он представляет из себя как личность?
IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа. Наша цель – знакомство с героем.
Фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) В какой мы эпохе? | 19 век |
2) В каком мы городе? | Петербург |
3) К какому социальному кругу принадлежит герой? | Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне |
4) Где можно было встретить людей этого круга? | На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы. |
5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя? | Гороховая улица, съемная квартира. |
6) Почему герой сейчас дома? | Обломов всегда дома. |
Вывод: нам придется идти к Обломову в гости.
Поэтому мы можем назвать наш сегодняшний урок «В гостях у Обломова».
V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Задачи:
1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Пока мы идем к Илье Ильичу в гости, давайте поговорим о нем, соберем сведения. Что мы о нем знаем?
Индивидуальные задания (4 человека):
ВОПРОС | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Почему Обломов не служит? | Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку. |
2) Почему он не женат? | Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает. |
3) Он богатый человек? | Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство разрушено. Обломов получает из деревни письма с просьбой приехать, но все откладывает поездку, потому что у него еще не готов план преобразований имения. |
4) А сколько лет герою? | 32 — 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека. |
Вывод: | Обломов – странная личность. |
Но вот мы и пришли на Гороховую улицу. Давайте зайдем в дом.
Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1.
Фронтальная работа.
ВОПРОС | ОТВЕТ (подтверждается цитатой из текста) |
1) Теория: как называется описание жилища? | Интерьер |
2) Сколько комнат в квартире? | 4 комнаты, но жил он в одной. Она была и спальней, и кабинетом, и приемной, и столовой. В остальных мебель была закрыта чехлами, на окнах закрыты шторы. |
3) Что из себя представляет жилище героя? | Бюро красного дерев, обитые шелком диваны, ковры, картины, бронза, фарфор. Паутина, пыльное зеркало, пятна на коврах, грязная посуда и крошки на столе. |
Вывод: | Красивая обстановка и дорогие вещи не важны для хозяина, на всем в его доме лежит печать запустения, запущенности. |
А вот и хозяин квартиры –Илья Ильич Обломов. Каков он из себя?
Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1, 6, 7. Ответы обучающихся иллюстрируются цитатами из текста.
Фронтальная работа.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Теория: как называется описание человека в литературе? | Портрет |
2) Внешность героя. | Тридцатилетний мужчина среднего роста, приятной наружности, обрюзг не по летам, маленькие руки, мягкие плечи, изнеженный. |
3) Характер | Беспечный, мягкий, апатичный. |
4) Костюм | Удобный шлафрок (халат) из персидского шелка, очень широкий, мягкий и удобный. Домашние мягкие, широкие, длинные туфли. |
5) Любимые занятия | Лежать на диване, смотреть в окно и мечтать, строить планы. |
6) Теория: как называют вещи, предметы, характеризующие героя? | Художественная деталь |
7) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова. | Халат, домашние туфли, диван. |
8) Проанализируем художественное оформление книг, по которым мы работаем. | На обложке художник изображает вещи, характеризующие героя: диван, на него брошен халат, под диваном домашние туфли. |
9) Ключевые слова в описании героя, его вещей, обстановки. | Гладкий, мягкий, широкий, удобный. |
10) Явления, сопровождающие жизнь героя | Каждый день Обломов лежа на диване видит в окно закат. Он восхищается этим роскошным, красивым зрелищем. Рассветов герой не может видеть – рано утром он спит. |
11) Люди, находящиеся радом с героем | Слуга Захар состоит при Обломове всю жизнь. Он лентяй, неряха, неопрятный, неловкий, но преданный. |
12) Срочные дела героя | 1. Ответить на письмо старосты, заняться делами имения 2. Найти новую квартиру и переехать 3. Заняться счетами |
13) Как герой занимается делами, как решает насущные проблемы? | Расстраивается: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает», теряется, откладывает решение на потом. Проблемы пугают героя. Он не знает, как их решать. |
14) На что рассчитывает герой в решении своих проблем? | Ключевые слова: авось, может быть, как-нибудь. Надеется на счастливый случай, неожиданную помощь или «как-нибудь само устроится». |
Вывод: | Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы — в мечтах. В реальной жизни он беспомощен. |
Группа обучающихся представляет индивидуальное домашнее задание – мини-презентацию на тему «Портрет Обломова» (портреты героя, в исполнении разных художников; кадры из фильма «Один день из жизни Обломова», иллюстрации к разным изданиям произведения).
Теперь мы хорошо представляем внешний облик героя, черты его характера, знаем, какой образ жизни он ведет.
Но мы не одни в гостях у Обломова. Кто и зачем приходит к Обломову?
Самостоятельная работа. Групповое задание (разноуровневое). Ответы на вопросы с приведением цитат. Часть 1, глава 2, 3.
№ группы | ВОПРОС | ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1 группа | Кто приходит к Обломову? | Знакомые и бывшие сослуживцы: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. |
2 группа | О чем разговаривают? | Рассказывают о карьере, своих личных делах, светской жизни, общих знакомых. Приглашают Обломова на гулянье, в парк, в гости. |
3 группа | Зачем гости приходят к Обломову? | Пообедать, пообщаться, прихватить вещи, занять денег, покурить дорогие сигары, похвастаться. У Обломова они «находили теплый покойный приют». |
4 группа | Зачем Обломову гости? | От Тарантьева ждал советов и помощи в решении своих проблем. Алексеев был для него благодарным слушателем. Благодаря гостям Обломов поддерживает связь с миром. |
5 группа | Мнение Обломова о карьере. | Рассказам о карьере и службе он не завидует, а сочувствует. Обломов гордился и «испытывал чувство мирной радости», что ему не надо ходить на службу. |
6 группа | Мнение Обломова о светской жизни. | Светская жизнь была ему скучна, Обломов считал балы и приемы пустой тратой времени и суетой. |
7 группа | Мнение Обломова о современном искусстве и отношении к человеку. | Современное искусство, по мнению Обломова, пусто, не сочувствует человеку, существует по принципу: «Для мысли не надо сердца». Обломов считает человека – вселенной, «сосудом, в котором есть высшее начало». Обломов эмоционально спорит, доказывая, что «человека надо любить, помнить в нем самого себя», «падшему надо протянуть руку или горько плакать над ним». |
Вывод: | Обломову нужны гости, чтобы поддерживать связь с внешним миром, узнать новости, послушать других и высказать свое мнение. |
- Этап первичной проверки понимания учащимися новых знаний.
Задачи:
- установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
- выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
- выявить неверные представления и скорректировать их.
Что теперь мы можем сказать о герое? Меняется ли наше мнение о нем?
Диспут. Выскажете свое мнение о мировоззрении героя.
* Обломов – человек с богатым внутренним миром.
* Он самодостаточен.
* У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на все.
* Он не хочет поступать как все.
* Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний.
* По его мнению, это полезнее и приятнее душных приемов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека.
* Он живет в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.
- Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.
Задачи:
- закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу;
- установить правильность и осознанность изученного материала;
- обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Составление сводной таблицы «Портрет героя» по пунктам на доске и в тетрадях.
№ п/п | Критерий (называется учителем) | Характеристика (дается обучающимися) |
1 | Имя | Илья Ильич (мягкое, нежное, с большим количеством мягких знаков, переливающееся). |
2 | Внешность | Приятный, симпатичный, изнеженный, обрюзгший. |
3 | Характер | Мягкий, добрый, доверчивый, нерешительный. |
4 | Отношение к жизни | Беспечное, легкомысленное, не умеет решать проблемы, боится жизни. |
5 | Деятельность | Внутренняя жизнь –«простор чувствам и воображению». |
6 | Светская жизнь | Пустая трата времени |
7 | Карьера | Напрасная суета. Не умеет работать, боится ответственности. |
8 | Отношение к своему образу жизни | Рад так жизнь, счастлив, что может себе это позволить. |
VIII. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Подведем итоги сегодняшнего урока. Мы познакомились с героем, узнали о его образе жизни, мировоззрении, интересах, мечтах и страхах.
Давайте вернемся к высказываниям критиков.
Фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1. Почему Н.А. Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком»? | Обломов критиковал устройство жизни, не хотел участвовать в жизни общества. |
2. За что, по мнению А.В. Дружинина Обломов «заслуживает беспредельной любви»? | К Обломову тянутся люди из-за его доброты, щедрости, мягкого характера. |
3. Согласимся ли мы с высказыванием Тургенева? | Многие черты Обломова есть в русском национальном характере: доброта, отходчивость, щедрость, любовь к свободе, надежда на «авось», желание пофилософствовать, помечтать. |
4. Мнение какого критика вам ближе? | Индивидуальные ответы. |
IX. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
- выявить качество и уровень знаний;
- обеспечить коррекцию знаний;
- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.
Результат учебной деятельности. Вербальная рефлексия | Обучающиеся отвечают на вопрос: «Что узнали нового о герое произведения?» Мы побывали в гостях у литературного героя, увидели его жилище, узнали круг его общения, его интересы. |
Перспектива дальнейшей работы. | Обстоятельства заставляют героя задуматься: «Почему я такой?» Почему Обломов боится жизни, не умеет решать проблемы, не умеет работать и учиться? На все эти вопросы мы ответим на следующем уроке. |
Результат работы на уроке. Самоанализ, самооценка. | Тест
|
Домашнее задание. | Домашнее задание: часть 1, глава 9 – «Сон Обломова» — чтение, знание текста, пересказ. |
Оценки | Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке. |
nsportal.ru
Гости Обломова и цель их прихода (таблица)
Роман «Обломов» — это классика, к которой интерес то стихает, то, наоборот, разгорается с огромной силой. Дело в персонаже Ильи Ильича, который становится символом одних эпох, и отрицательным героем других.
Гости Обломова и цель их прихода помогут понять характер сложного персонажа.
Гости Обломова
На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.
Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.
Волков
Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:
«В десять мест в один день – несчастный!».
Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.Судьбинский
Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.
Пенкин
С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.
Алексеев
Цель его посещения Обломова, как и всей жизни, – поесть. Он приглашает Илью на обед к общему знакомому, а после обеда поехать с друзьями в Екатерингоф. Обломов предлагает остаться и отобедать с ним. Алексеев — робкий человек, боящийся самого себя. Он не продвигается по службе, не имеет своего мнения, подстраиваться под других, теряя постепенно лицо. Становится непримечательным внешне и внутри. Но только этому тихому гостю Обломов смог озвучить свои проблемы.
Тарантьев
Земляк и приятель Ильи Ильича Тарантьев — шумный и грубый гость. Он не спрашивая согласия, пытается поднять Обломова с кровати. По требованию Тарантьева слуга Захар одевает барина. Обломов садится в кресло. Тарантьев был приглашенным гостем, его позвали на обед, но еще одна цель визита – выпросить черный фрак. Помешал наглости гостя только слуга. Тарантьев постоянно бранится, ворчит и ругается. Он недоволен всем на свете, ищет выгоду, возможность обмануть и смошенничать.
Доктор
Цель посещения доктора – здоровье Обломова. Он предупреждает Илью о возможности удара (инсульта), о необходимости смены образа жизни, но тот не прислушивается к его советам. Доктор элегантен и привлекателен. Он вхож в дома богатых пациентов, поэтому сдержан и спокоен. Врач имеет хороший доход, поведение его вызывает интерес.
Другие материалы по роману «Обломов»:
Краткое содержание
Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»
Образ и характеристика Штольца
Образ и характеристика Обломова
Образ и характеристика Ольги Ильинской
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Отношения Ольги и Обломова
Детство Обломова
Образ жизни Обломова
Женские образы в романе
Гости Обломова и цель их прихода
История создания романа
frigato.ru
Урок литературы на тему «Обломов
Сидоренко Ирина Михайловна,
МБОУ СОШ,
с. Татыр-Узяк,
Хайбуллинский район, РБ,
учитель русского языка и литературы.
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова».
(Знакомство с героем)
Цель: Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Познакомить учащихся с понятием символики имени, детали.
Развивающие:
Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
Совершенствовать навыки анализа эпизода, умение работать в группах.
Совершенствовать навык составления синквейна.
Воспитательные:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие самостоятельности мышления школьника.
Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы для работы в группах.
Конспект урока «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова»
(Знакомство с героем).
1. Оргмомент. Постановка проблемы урока. Слайд №1, 2. 3 мин.
Ленин В.И.«Был такой тип русской жизни — Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».
И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
-Опираясь на цитаты Ленина и Тургенева, сформулируйте и запишите проблему данного урока.
(Кто такой Обломов? Почему мнения о герое столь противоположны?).
-Исходя из данной проблемы, давайте определим тему.
(Знакомство с героем романа).
-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
(учащиеся выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске)
ИМЯ
ПОРТРЕТ
ИНТЕРЬЕР
ОДЕЖДА
ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ
— При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
Слайд № 3. (гиперссылки)
Цель урока – выявить художественные приемы, необходимые для создания образа героя.
Слово учителя.
Роман «Обломов» — это роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить психологическое исследование отдельной биографии. Илья Ильич Обломов — средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» — значит «разгадать» лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.
Мы попытаемся разобраться в этом герое и в этой книге не только на данном уроке, но и на последующих уроках тоже.
2.Первичное восприятие романа. 2 мин.
Вы прочитали первые 8 глав романа. Каковы ваши первые впечатления о герое?
Проверка д.з. сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?»
В конце урока мы выясним, осталось ли мнение о герое таким же или изменилось после анализа образа.
3. Анализ имени героя. Слайд № 4.( Гиперссылка на слайде № 3) — 5 мин.
Анализируя драму Островского «Гроза», мы уже выяснили, что писатель очень серьезно относится к выбору имен для своих персонажей. Часто имя символично, отражает характер героя.
— Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?
(ответы уч-ся)
Слайд № 4.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив
себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
— Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
(ответы уч-ся)
Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
4. Анализ эпизода: портрет и интерьер. (Гиперссылка на слайде № 3) – 6 мин.
Продолжим знакомство с главным героем. Слайд 4
Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
Проанализируем 2 эпизода:
Задание для 1 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)
Задание для 2 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац)
Проверка. Слайд № 5, 8 (Гиперссылка на слайде № 3)
Портрет Обломова (выступление учащейся).
Что можно сказать о характере Обломова по его портрету? Работа с текстовыделителем на экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова.
(портрет противоречив. С одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.
Интерьер (выступление учащейся).
Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
Работа с текстовыделителем на экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова. (лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий).
Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя.
5. Работа с символикой детали. Слайд № 6, 7. (Гиперссылка на слайде № 6) 5 мин.
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.
Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(гл 1 , 6-7 абзац)
(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).
Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату». Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.
Прослушайте стихотворение Вяземского П.А.
(чтение подготовленным учащимся)
Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом
Как эта ода халату комментирует этапы жизни Обломова?
(ответы учащихся)
Слайд № 7
Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности).
6. Промежуточный вывод. 3 мин.
Мы проанализировали портрет, интерьер, одежду героя. Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить после анализа первой главы?
Обсуждение в паре и ответ.
Слайд № 9
7. Работа в группах по таблице. Анализ эпизода: Обломов и его гости. Слайды № 10-14 (гиперссылка слайд № 3) 10 мин.
Парад гостей во второй главе — еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Слайд № 10
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?
Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова. Почему Обломов считает каждого несчастным? Работаем со 2 главой 1 части.
1 группа. Визитер Волков ( выпишите ключевые слова, характеризующие героя)_________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы
Ответы
Цитаты
О чем разговаривают
Зачем гости приходят к Обломову?
Зачем Обломову гости
Как встречает визитёра Обломов?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?
Проверка. Слайд № 11(Гиперссылка на слайде № 10)Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.
Почему Обломов считает Волкова несчастным?
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
2 группа. Визитер Судьбинский ( по таблице, аналогичной 1)
Проверка. Слайд № 12 (Гиперссылка на слайде № 10) Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой»
«сколько дела — ужас»,«меня очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» .
Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»
3 группа. Визитер Пенкин. ( по таблице)
Проверка. Слайд № 13 (Гиперссылка на слайде № 10) Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».
Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью.
Вслед за первыми тремя посетителями появляются еще два героя, Алексеев и Тарантьев , которые названы пародией Обломова, его обезображенными двойниками?
4 группа. Визитер Алексеев ( по таблице)
Проверка. Слайд № 14 (Гиперссылка на слайде № 10)
5 группа. Визитер Тарантьев ( по таблице)
Почему их можно назвать двойниками главного героя?
Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве и в Тарантьеве.
Итак, вот эта среда, которая окружает Обломова.
Где можно было встретить людей этого круга?
( В театре, на службе и т.д.)
Можно ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых? Затрагивают ли данную проблему современные писатели? Вспомним произведение Сергея Довлатова « Заповедник», экскурсовода Митрофанова.
Как ведет себя он? Похож ли он на Обломова? Если да, то чем?
( Ответы учащихся. В школьные годы Митрофанов славился так называемой «зеркальной памятью». С легкостью заучивал наизусть целые главы из учебников. Его демонстрировали как чудо-ребенка. Мало того, Бог одарил его неутолимой жаждой знаний. В нем сочетались безграничная любознательность и феноменальная память. Его ожидала блестящая научная карьера.
Первая же его курсовая работа осталась незавершенной Митрофанов вырос фантастическим лентяем, если можно назвать лентяем человека, прочитавшего десять тысяч книг.
Митрофанов не умывался, не брился, не посещал ленинских субботников. Не возвращал долгов и не зашнуровывал ботинок. Надевать кепку он ленился. Он просто клал ее на голову.
Из университета Митрофанова отчислили. Работать он тоже не хотел. Типичный современный Обломов. Раз еще есть такие люди в обществе, то проблема остается актуальной и по сей день)
8. Самооценивание работы в группах.
Слайд № 15
Вы согласны с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем? Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
Если Обломова обозначить точкой, а среду, в которой он жил (в Петербурге) — окружностью. Где по отношению к реальному миру находится Обломов?
(рядом, вне среды)
Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд № 16
Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
Напишите синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.
Работа учеников.
Обломов
добрый ленивый
лежит спит мечтает
«Изменит ли его любовь?»
вопрос
9. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 17
Обязательная часть.
Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов»,
учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с.187- 189 .
Задание по выбору
ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное)
Сочинение-миниатюра
«Сон Обломова» или развернутый план «День Обломова».
Задание по выбору
АНАЛИТИЧЕСКОЕ:
(письменное)
1.Учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в с.190 (анализ гл 8 по вопросам)
или (устное) 2. Проанализировать гл.5-6 ч. ч. I . Рассказать о формировании характера Обломова.
Использованные источники:
Гончаров И.А. Обломов: роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе 19в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2002
Роман Гончарова И.А. «Обломов» в русской критике: Сб. статей/сост. Отрадин М.В. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991
4.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2006
infourok.ru
Гости Обломова в романе «Обломов»: характеристика посетителей, описание визитеров (таблица, список) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Обломов и Тарантьев. Художник В. В. Морозов |
Гости Обломова — это люди различных занятий и интересов: пожилые и молодые, бедные и богатые, деловые и ленивые.
Гости Обломова в романе «Обломов»: краткая характеристика посетителей, описание визитеров (таблица, список)
В начале романа «Обломов» описывается один день из жизни Ильи Обломова. В этот день к Обломову в гости приходит 6 приятелей. Визитеры появляются в квартире главного героя в следующем порядке:
- Волков
- Судьбинский
- Пенкин
- Алексеев
- Тарантьев
- Доктор Обломова
Гости Обломова в романе «Обломов» Гончарова | |
Волков — жизнерадостный, беспечный молодой человек в возрасте 25 лет. Волков — модный щеголь. Носит прическу и одежду по последней моде. Живет бурной светской жизнью: каждый день ездит на балы, в театр и т.д. Жизнь Волкова – это вечный праздник. У него и Обломова много общих знакомых в свете. | |
Судьбинский — бывший сослуживец Обломова по канцелярии. Судьбинский строит карьеру, получает повышения и награды. Он хорошо зарабатывает, но при этом и много работает. Он ездит в командировки и вечно занят. Смысл жизни Судьбинского заключается в карьере. | |
Пенкин — модный литератор, писатель. Пенкин придерживается модных взглядов в литературе. Он пишет статьи о реальной жизни, светских новостях и т.д. Пенкин неплохо зарабатывает, обедает в модном ресторане. На момент повествования Пенкин также публикует свой первый рассказ в журнале. | |
Иван Алексеевич Алексеев — незаметный, ничем не примечательный человек, мелкий чиновник. Алексеев — робкий, безответный, кроткий человек. У него нет своего мнения, он всегда подстраивается под окружающих. Он ходит в гости к Обломову, чтобы вкусно поесть. | |
Михей Андреевич Тарантьев — земляк и приятель Обломова. Ему около 40 лет. Тарантьев — шумный, грубый, недобрый человек. Он все время бранится и ругается. Работает 25 лет на одной должности без повышения. Тарантьев — обманщик и мошенник. Он любит вкусно поесть в гостях у Обломова и других знакомых. | |
Доктор — старый знакомый Обломова. Доктор давно занимается здоровьем Обломова. Доктор — внимательный и сдержанный человек. Он лечит богатых пациентов, хорошо зарабатывает и элегантно одевается. Доктор предупреждает Обломова о том, что тот рискует умереть от инсульта (удара). Доктор советует Обломову изменить образ жизни. Обломов не следует его советам. |
Илья Обломов и его гости
Самыми частыми, «усердными» гостями Обломова являются Алексеев и Тарантьев:
«…Таковы были два самые усердные посетителя Обломова…»Другие приятели Обломова приходят к нему реже и ненадолго:
«…Другие гости заходили нечасто, на минуту, как первые три гостя; с ними со всеми все более и более порывались живые связи. Обломов иногда интересовался какой-нибудь новостью, пятиминутным разговором, потом, удовлетворенный этим, молчал. Им надо было платить взаимностью, принимать участие в том, что их интересовало.»Гости Обломова ведут образ жизни, очень далекий от его образа жизни. Обломову не нравится, что приятели своими визитами пытаются втянуть его в свою бурную жизнь:
«Они купались в людской толпе; всякий понимал жизнь по-своему, как не хотел понимать ее Обломов, а они путали в нее и его: все это не нравилось ему, отталкивало его, было ему не по душе…»
Это была характеристика гостей Обломова в романе «Обломов»: описание посетителей, визитеров (список, таблица).
www.literaturus.ru
Урок литературы по роману И.А. Гончарова «Обломов» по теме «Причины деградации Обломова». 10-й класс
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 10
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (1,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Загрузить презентацию (1,4 МБ)
Загрузить презентацию (1,3 МБ)
Большое место в школьной программе по литературе занимает изучение прозаических произведений как по числу названий, так и по количеству часов, которое на их изучение отводится. На первый взгляд анализ прозы легче, чем разбор произведений других жанров. Но в школе глухих и слабослышащих изучение романов, рассказов вызывает дополнительные трудности. Небольшой словарный запас неслышащих учащихся затрудняет формирование логически связанных мыслей, порождает поверхностное, однозначное понимание явлений и событий. Учащимся очень трудно не только разобраться с художественными особенностями романа, рассказа, но и понять сюжетную линию произведения. Учителю специальной школы в такой сложной ситуации проще всего взять инициативу на себя: пересказывать сюжет, событийную канву произведения, составлять формальные характеристики героев, тем самым окончательно отучить учащихся от чтения художественного произведения и размышления над ним.
К сожалению, процент учащихся, прочитавших роман до его изучения в школе целиком или частично, ничтожно мал не только в специальной, но и в массовой школе. Поэтому учителю необходимо вести работу по последовательному приобщению учащихся к чтению, к чтению-наблюдению, к чтению- анализу в той форме, в какой это возможно сделать в школе глухих. Учитель должен помочь неслышащему учащемуся разобраться в мотивах поведения героя, увидеть за одиночными фактами причинно-следственную связь явлений.
Значительное время на уроке уделяется работе со словарем. Через осознание лексического значения незнакомых слов в контексте произведения учащийся поднимается до понимания сложных, неоднозначных событий, явлений, которые происходят во внутреннем мире героя и в мире, который его окружает.
Необходимо учитывать специфику восприятия глухих. Оно построено на действенном начале, где через поступки выявляется личность героя. При разборе основных компонентов, составляющих суть литературного образа, неслышащий учащийся должен предельно зримо выявить основной внутренний конфликт персонажа, проследить, как меняется герой в зависимости от событий, происходящих в произведении.
При изучении романа И. А. Гончарова “Обломов” в специальной школе большое внимание уделяется работе над характеристикой главного героя романа.
Данный урок “Причины деградации Обломова” помогает учащимся рассмотреть внутренние и внешние причины, которые формируют характер героя, влияют на его судьбу. Это не первый урок по изучению романа. Учащиеся уже познакомились с героем и выполнили индивидуальные мини-презентации. (Приложение 1). Презентации состоят из 1-2 слайдов, демонстрируются в начале урока. Они позволяют учащимся восстановить в памяти изученный материал и включиться в работу. Слайды могут подготавливаться как в школе в компьютерном кабинете, так и дома. Учитель помогает обобщить полученную информацию, используя слайды презентации, и подводит учащихся к проблемному вопросу (Приложение 1).
Вопрос необходимо формулировать в простой и доступной форме. Проблемный вопрос, который предлагается на уроке, должен носить зримый, образный характер и быть понятен учащимся. Необходимо избегать сложных абстрактных формулировок вопроса, которые с трудом воспринимаются неслышащими учащимися.
Для выявления внутренних причин, влияющих на характер героя, проводится работа по сопоставлению описания образа жизни Обломова в 1 и 9 главах романа. При выполнении домашнего задания учащиеся знакомятся с романом, но, к сожалению, не все и не всегда прочитывают необходимый материал внимательно. Поэтому на уроке им предлагается более тщательно поработать с текстом. Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых выписывает к себе в тетрадь словарь по предложенным темам: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. На данном уроке сопоставление проводится в форме решения кроссвордов. Правильно ответить на вопрос учащимся помогают записи в тетрадях.
Обычно игровые формы используются на обобщающих уроках или литературных вечерах. В данном случае такая форма применяется, как элемент урока при решении проблемного вопроса.
Кроссворд и сканворд показываются последовательно, учащиеся каждой группы могут принять участие в решении заданий. В кроссворде учащимся дополнительно необходимо выполнить задание: составить словосочетания. Составленные словосочетания не только являются заданиями по развитию речи, но и способствуют более полному представлению учащихся об образе жизни Обломова в Петербурге. Результаты работы над кроссвордами помогают сделать правильный вывод о том, какой образ жизни был ближе главному герою романа. Такой нетрадиционный подход формирует у учащихся более емкие и прочные представления. В сильных классах к составлению таких заданий-кроссвордов можно привлекать учащихся: они могут составлять задания, участвовать в поиске иллюстраций.
Познакомиться с внешними причинами, влияющими на формирование характера героя, помогают ответы учащихся на вопросы домашнего задания.
Обобщение и вывод по теме урока проводится в виде выполнения письменного задания. При составлении связных ответов в помощь учащимся предлагаются слайды презентации. (Приложение 1). Степень их использования на уроке определяется индивидуальными особенностями учащихся данного класса. В классе с более сильным контингентом учащихся помощь может быть минимальной, в слабых классах – слайды показываются последовательно при ответе на каждый вопрос задания.
Тема: Причины деградации Обломова
Цель урока: Сформировать представления о причинах деградации главного героя романа через постановку проблемного вопроса.
Задачи:
Образовательные:
- Рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.
Развивающие:
- Развивать умения внимательного прочтения текста при выделении деталей описания.
Воспитательные:
- Формировать навыки общения и умения работать в группах.
Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, экран, слайды презентаций учащихся, авторские презентации к уроку, роман И.А.Гончарова “Обломов”.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие классу.
Актуализация
— О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
— Какой роман мы читаем?
— Как зовут главного героя романа?
На прошлом уроке мы говорили о романе И.А.Гончарова “Обломов”, об основной теме романа, о содержании романа, о главном герое – Илье Ильиче Обломове.
— Что же нового мы узнали о романе и о его главном герое. Давайте вспомним.
Выступления учащихся.
Темы выступлений
- Предпосылки создания образа Обломова.
- Замысел, публикация романа.
- Портрет героя.
- Один день из жизни Обломова.
Учащиеся делают краткие сообщения по слайдам презентации. (Остальные учащиеся вместе с учителем участвуют в обсуждении и обобщении полученной информации). (Приложение 1).
Слайды № 1- 9
Вывод:
— Наш герой, Илья Ильич Обломов, так и жил, практически не вставая с дивана. Мягкий восточный халат из персидской материи обнимал его изнеженное тело.
— И этот неподвижный человек – главный герой романа? Вас это удивляет?
— Конечно. Обычно главные герои способны на действие, на поступок. Обломов совсем другой.
Слайд № 10
Этап освоения новых знаний
— Давайте повнимательней вглядимся в него, и, может быть, то, что нас удивляет, покажется естественным и закономерным.
— Не спеша начинает Гончаров своё повествование о молодом ещё человеке.
— Было время, когда наш герой испытывал стремления и надежды, ждал многого от судьбы и от самого себя. Но жизнь в представлении Обломова “разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки…другая – из покоя и мирного веселья”. Душа тянулась ко второй, служба приносила лишь страдания. Обломов вышел в отставку.
Слайд № 11
— Несколько лет продолжается неутомимая работа над планом переделки имения. Правда, Гончаров подчеркивает, что герой обдумывает план, лежа на диване. Устав от праведных трудов, Обломов решает отдохнуть. Он погружается в мечтания.
– Именно в мечтаниях находил Обломов высшую сладость. Настоящая его жизнь проходила в мире, созданном им самим.
Слайд № 12
— Вся первая часть романа – рассказ об одном только его дне. Кажется, что с героем ничего не происходит: он лежит, спит, видит сон.
— Но автор обращает наше внимание на мельчайшие подробности быта Обломова, на историю его жизни, приведшей Илью Ильича на диван, раскрывая причины апатии этого человека.
Постановка проблемного вопроса
— Нам с вами необходимо ответить на вопрос: почему Илья Обломов не может “встать с дивана”? Что же явилось причиной того, что из живого, любознательного мальчика он превратился в человека, которому ничего не нужно в жизни. На этот вопрос мы попытаемся ответить.
Слайды № 13, 14
Тема нашего урока “Причины деградации Обломова”.
(работа над словарем)
Слайды №15, 16
— Причины деградации (изменений) героя находятся и в его характере, и в окружающем Обломова обществе. Рассмотрим их.
Слайд № 17
— Истоки характера Ильи Ильича Обломова надо искать в его детстве: в воспитании героя, в образе жизни, который вели близкие ему люди в Обломовке.
Слайд № 18
— Гончаров – мастер описаний. Мы уже познакомились с описанием комнаты Обломова в Петербурге, узнали об образе жизни обломовцев.
Слайды №19, 20
— Через портреты, пейзажи, описание комнат, бытовых сцен автор пытается передать нам внутреннее состояние героев, помогает понять, как окружающая действительность влияет на формирование взглядов, принципов героя. Проверим это.
Работа в группах
— Сейчас мы будем с вами искать детали, те предметы, которые окружают Обломова в его городской квартире и те, которые являются составляющей обеда в Обломовке в детстве героя.
— Мы будем работать в группах. Посмотрите на доску. Что вы видите?
— Определите: в какой группе вы хотите работать.
- 1 группа – Описание комнаты (интерьера), где живет Обломов. (Роман “Обломов”. гл. 1).
- 2 группа – Описание обеда в Обломовке в главе “Сон Обломова”. (Роман“Обломов”, гл. 9). Работа учащихся с текстом романа “Обломов”
(На доске написаны названия тем: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. Учащиеся должны прочитать необходимые тексты из романа и выписать к себе в тетради:
1 группа — названия предметов интерьера, которые окружают героя в его квартире;
2 группа – то, что подают в Обломовке к обеду).
Работа с кроссвордом и сканвордом.
Сейчас мы проверим: внимательно ли вы читали.
Презентация 1
Презентация 2
(Каждая группа разгадывают кроссворды по своей теме. Но если вопрос вызывает затруднение, то учащиеся другой группы приходят на помощь).
— Какой же мы можем сделать вывод? Какое описание вам нравится больше?
— Конечно, нам всем хочется побыстрее покинуть комнату на улице Гороховой и вместе с Обломовым окунуться в беззаботную жизнь, которую ведут обломовцы.
Вывод
Да, Обломова влечет к покою, к вкусному обеду, заботам маменьки. Воспитание, беззаботная жизнь в Обломовке сформировали из него слабого и безвольного человека, который ничего не делал в своей жизни собственными руками. Всё делали за него другие. Мы можем согласиться с тем, что барское воспитание, когда ничего не нужно делать самому, является причиной изменений (деградации), происходящих в Обломове.
— Но причины изменений, происходящих в Обломове – не только в нем самом, но и в пороках общества, окружающего героя.
— Попробуем доказать это.
Этап проверки домашнего задания
(Ответы учащихся на вопросы домашнего задания)
Вопросы
- Назовите имена гостей Обломова.
- О чем рассказывает Волков?
- Чем занимается Судьбинский?
- Кто такой Пенкин?
- На какие две беды пытается Обломов пожаловаться гостям?
Слушают ли его гости?
Этап повторения и обобщения
(Работа со слайдами презентации по роману “Обломов”. Приложение 1).
(Учащиеся письменно отвечают на вопросы, используя слайды презентации)
Доска
Вопросы
- О чем мечтает Обломов?
- Сбываются ли его мечты?
- Назовите причины изменений, происходящих в характере (деградации) Обломова?
- На что направлена деятельность Волкова, Судьбинского, Пенкина?
- Как вы думаете: может или нет проявить себя в таких условиях молодой человек, не отказавшись от своих идеалов (взглядов)? Почему?
Слайды № 21- 23
— Волков, Судьбинский, Пенкин создают атмосферу “ложной деятельности”, которая направлена на удовлетворение тщеславных, корыстных, эгоистических интересов. В таких условиях образованному, молодому интеллигентному человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов.
— В такой ситуации Обломов выбирает бездействие и сон.
Слайд № 24
Подведение итогов урока
— О чем мы с вами говорили на уроке?
— Как вы ответите на вопрос: почему же Илья Обломов не может “встать с дивана”?
— В чем состоят причины деградации героя, назовите их?
— Мы доказали, что причины деградации Обломова надо искать в характере героя, в его воспитании, а также в пороках общества, окружающего его.
— Люди, которых мы видим на страницах романа, не приносят пользы обществу, но делают вид, что они постоянно в движении, в деятельности, всем интересуются. Но это ложь! Главная их забота о себе. Им важно получить выгодную работу, жениться на богатой наследнице, иметь много денег и снова ничего не делать.
— Вы встречали таких людей в современной жизни?
— Таких людей, которые рассказывают о том, что они приносят пользу обществу, можно встретить и сегодня. На самом деле они всегда думают только о себе, о своей выгоде. Роман И.А. Гончарова современен и сегодня.
Домашнее задание
Подготовить презентацию и устное выступление по теме “Детство Штольца”.
18.12.2012
urok.1sept.ru
Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» | Поурочные планы по русской литературе 10 класс
Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
29.03.2013 19537 0Урок
71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Цели: выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Обломов»
С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова [13. С. 68].) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!
Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.
Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.
Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.
2. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата?
3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)
4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)
5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.
9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?
12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.
Домашнее задание.
1. Роман «Обломов» дочитать.
2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)
tak-to-ent.net
Ольга жила со своей тетушкой. – отношение
к Штольцу: – любила она музыку, но пела чаще втихомолку. – с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171) – Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда… – Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова. Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!» До Ольги: После знакомства с Ольгой: «По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172) «– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками , и головой». После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки. Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182). Обломов проживает жизнь во снах. Ветка сирени. Запах любви (стр. 195). «Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208). «Опять жизнь, опять надежда!» Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215). Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце. «Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…» Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219). стр. 252 – конец II части. После переезда Обломов и Ольга не перестают
общаться. «В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей». «Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть.
Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге». Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302) Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова. Ольга плакала. Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка. |
«Дом вдовы коллежского секретаря
Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел
въехать на двор. Обломов – новый жилец. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260).
«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.» «Она тупо выслушала и тупо задумалась». «У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262) «– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262) «Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге». «Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292) Мосты развели на Неве. Проблема с Ольгой развелась сама по себе => Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296) => С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит. «Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)
После возвращения от Ольги: Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат»! (Хозяйка вымыла и почистила) Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него. => Часть IV. Год прошел со времени болезни Ильи Ильича. В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327) Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой. Отношение Обломова к Агафье: «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332) «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…» «Но ему не было скучно…» «И главное, все это делалось покойно…» «Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он». «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна». Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке. Было тепло, покойно и сытно. Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416) |
urok.1sept.ru