Упрямец во всем илья матвеевич оставался упрямцем и в учении: Attention Required! | Cloudflare
Читать онлайн Журбины страница 61
И еще вспомнил Илья Матвеевич — не гражданскую войну, а Великую Отечественную. Приехали они с бригадой ремонтников за несколько сотен километров от Лады на стоянку боевых кораблей. Надо было заделать огромную пробоину, которую немецкая торпеда разворотила в подводной части бортовой обшивки крейсера. Зима подходила к концу, вокруг кораблей лежал толстый лед, а на расстоянии выстрела дальнобойной пушки был враг.
Военные моряки еще с осени установили на пробоину деревянный кессон, но произвести ремонт своими силами не смогли. Илья Матвеевич и Александр Александрович спустились в кессон. Он стоял непрочно, его заливало ледяной водой. Пробоина была серьезная, броня, разорванная торпедой, висела лоскутьями. Работа предстояла большая.
Выйдя из кессона, оба задумались. Рабочих спускать в этот шаткий дощатый ящик опасно: хлынет вода — пропадут ребята, не выдержат. Делать новый — долго. А морское командование просит закончить ремонт как можно скорей.
— Я думаю так, — сказал тогда Илья Матвеевич. — Полезем-ка мы, Саня, с тобой вдвоем… Старые зубры. Если справимся с заданием, значит, выстояли боевую вахту. А кости если сложим, ну что же — война! Как смотришь?
— Обыкновенно смотрю. Пойдем, Илюша.
Несколько суток они провели подо льдом, в кессоне.
Сами были и разметчиками, и газорезчиками, и сварщиками. Противник обстреливал стоянку. В кессон при близких ударах снарядов врывалась вода, и тогда они работали почти по пояс в воде, пока ее не откачают. Однажды снаряд упал рядом с крейсером, кессон залило так, что моряки вытащили их без сознания, захлебнувшихся; поили спиртом, растирали сапожными щетками, суконками.
Когда обсушились, обогрелись, — снова пошли под лед. Стояли вахту дальше.
Вспомнив те времена, Илья Матвеевич мысленно выругался: «Поди ты к лешему со своими ссорами!» — и зашагал на стапель. Увидев его, Александр Александрович сделал какой-то зигзаг между разобранными кильблоками и исчез, скрылся. «Хорошо, — сказал обозленный Илья Матвеевич. — Упрямствуй. А еще о справедливости болтаешь. Где же твоя справедливость?» Он догадывался, как теперь пойдет дело. Александр Александрович закончит уборку стапеля, наведет там полный порядок и отправится к директору. Иван Степанович будет растроган стариковскими сетованиями, размякнет — Александра Александровича переведут на ремонтные работы. Останется Илья Матвеевич один. Не в буквальном смысле слова один — у него есть еще трое мастеров, двое из них инженеры, — но в смысле дружеской поддержки.
Разве только дома, в личной жизни, нужна человеку дружеская поддержка? На работе она необходима не меньше, а, пожалуй, еще больше. Не с каждым посоветуешься, не каждому выскажешь свои сомнения. Иной неправильно истолкует твое слово, не так поймет тебя, не разделит с тобой твои мысли.
С Александром Александровичем они делили все — и удачи и неудачи, и успехи и промахи, и любые начинания. И вот старый леший вздумал бросить его, Илью Матвеевича, трудностей испугался, захотел податься туда, где полегче, попроще. Не ожидал, не ожидал Илья Матвеевич такой трусости от тебя, товарищ Басманов. Валяй, иди к директору; ремонтируй старые галоши. Илья Матвеевич лезть следом за тобой на печку и не подумает. Если понадобится, другого мастера найдет.
Но при мысли о другом мастере Илья Матвеевич затосковал. Придет чужой человек, незнакомый, непонятый… Да хоть и знакомый — кто может заменить Саню? Снова поискал взглядом Александра Александровича. На стапеле его не было. Окончательно обозлился.
На другой день они, как всегда, встретились возле калитки Александра Александровича, по всю дорогу до завода шли молча — ни один не заговаривал, ожидая от другого первых слов примирения. Не дождались.
Разговор о печках, о возрасте, о необходимости уступить дорогу молодым больше не возобновлялся. Александр Александрович сделал по-своему; через несколько дней он заявил, что Иван Степанович разрешил ему уйти работать в док.
Следующим утром Илья Матвеевич, идя на завод, на Канатную улицу со своей Якорной не сворачивал. Он тяжело переживал то, что называл изменой Александра Александровича. Теперь у него не было привычной поддержки, отныне он везде и всюду должен за все отвечать сам и рассчитывать только на себя. Вновь он задумался о Титове — не о том, каким Илья Матвеевич представлял себе талантливого кораблестроителя, не о практике Титове — нет, о другом, изображенном в книге академика Крылова. Он ужо давно следовал примеру крыловского Титова и не первый месяц тайком от Агафьи Карповны, когда она уснет, просиживал по ночам над учебниками Тони. Но поступал он не во всем по примеру Титова. Титов не стеснялся обращаться за помощью к инженерам — он, Илья Матвеевич, ни к кому еще не обращался. И получается: география, история, биология — просто, читай да запоминай, а математика и физика — их сам не больно раскусишь, помощь нужна. Вот и задумался о Петре Акиндиновиче. Пошел бы тот к Зинаиде Павловне или нет? А отчего не пойти, в конце концов? Пусть погоняет его по учебникам. Она вроде бы скромница, болтать о том, что начальник стапельного участка заделался школьником, не будет.
Он нашел Зину в бюро технической информации. Там только что закончилось какое-то совещание, было накурено. Зина открывала форточки. Илья Матвеевич принялся рассматривать на столе электросварочный автомат незнакомой ему марки.
— Самый новый, — сказала Зина, — на днях получили. Собрала вот мастеров, ознакомила. Остались довольны. Говорят: хороший. Садитесь, Илья Матвеевич, пожалуйста.
— Некогда рассиживаться. Я на минутку. — Он не думал, что так трудно будет вести этот разговор. — У меня такое дело… как бы объяснить похитрей?.. Ну, в общем, кто я есть с точки зрения науки?
Зина удивленно расширила глаза в золотистых ресницах.
— Вижу: вопрос непонятный, — продолжал Илья Матвеевич. — Скажу иначе. Не довелось мне учиться за школьной партой. На стапелях учился. Наука эта прочная, да только узкая — полного обзора не дает. Кое-что, конечно, сам делаю, грызу помаленьку, но не все разгрызаю, не все по зубам…
И снова никак не высказать было главное — зачем пришел.
— Вы хотите, чтобы я вам помогла? — спросила Зина, не веря себе; глаза ее раскрылись еще шире.
— А что — не выйдет?
— Не в том дело… Не знаю… — Зина растерялась. — Смогу ли я? Вы такой человек!..
— Возьмем да и попытаем. По рукам, что ли?
— Я-то согласна, я с радостью! Будете ли вы довольны — боюсь.
— Ну значит, договорились? Когда приходить?
— Куда приходить? Я сама к вам приду.
— Нет, это не годится — вам ходить. Я ученик, я и ходи. Только так, Зинаида Павловна… — Илья Матвеевич помялся и добавил не без смущения: — Такой уговор, между прочим… никому про это ни-ни, ни слова. Ни домашним моим, ни чужим. Будто бы и нет никаких занятий. Не молоденький, совестно.
— Учиться совестно? Неправда это, Илья Матвеевич! Неправда!
— Правда ли, неправда, а вот совестно — и все тут.
Договорились, что заниматься они будут два раза в неделю, условились о днях. Илья Матвеевич ушел. Зина разволновалась. Кого она взялась учить, и разве она учительница для Ильи Матвеевича? Надо было отказаться. Но как откажешься? Отказать такому человеку в такой просьбе — по меньшей мере подло. Нет, она постарается, постарается сделать для Ильи Матвеевича все, что в ее силах. Удивительные вещи творятся на этой Ладе! Ты — инженер, имеешь диплом, но тебе не доверяют самостоятельную серьезную работу. Требуют от тебя опыта. А человек с опытом, большой специалист, идет к тебе за школьными знаниями. Может быть, не только на Ладе, — везде в жизни такое? Еще плохо она, Зина, знает жизнь.
Занятия пошли совсем не так, как представляла себе Зина, пошли для нее трудно. Взялись, например, за физику; Илья Матвеевич почти ничего не знал о газах, мало знал об электричестве, надо было проходить с ним все сначала. Зато его познаниям в механике мог позавидовать любой выпускник института. Взялись за математику. Илья Матвеевич уверенно производил сложнейшие тригонометрические построения, но такими приемами, по таким формулам, о которых и слыхом не слыхивали в институте. Это были приемы и формулы практиков. Они имели сходство с народной медициной, с народными способами предсказывать погоду, основанными на многовековом опыте.
Если бы Зина вздумала изобразить познания Ильи Матвеевича графически, на бумаге получилась бы причудливая кривая с резкими взлетами острых пиков и с глубочайшими провалами до нулевой линии. Ей, Зине, предстояло заполнить эти провалы, выровнять кривую. Она работала с Ильей Матвеевичем, проявляя небывалое для нее терпение. Она даже прочла несколько брошюр по педагогике. Но напрасно: то, что годилось для ребят, к Илье Матвеевичу никак не подходило. Его не надо было ни заставлять, ни подгонять, ему надо было просто объяснять. Кажется, дело нехитрое? Но вот нехитрое, а поди справься с ним. Объясняешь одно — твердит: не понимаю. Начинаешь объяснять другое, ничуть не менее сложное, — скажет: чего жвачку-то жевать, время тратить, без объяснений ясно, не солома в голове. Еще и обижается.
Трудно было Зине, очень трудно, и все-таки она ни разу не пожалела о том, что взялась заниматься с Ильей Матвеевичем. Слишком наглядны были результаты этих занятий. Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. Неторопливо, без скачков, но с удивительной основательностью он накапливал знания; он как бы строил прочное здание, пригонял камень к камню плотно, без всяких зазоров, и, только уложив один ряд, принимался за другой. «Так он и корабли строит, — думала, следя за ним, Зина. — С тщательностью часовщика».
Занятия пошли совсем не так, как представляла себе Зина, пошли для нее трудно. Взялись, например, за физику; Илья Матвеевич почти ничего не знал о газах, мало знал об электричестве, надо было проходить с ним все сначала. Зато его познаниям в механике мог позавидовать любой выпускник института. Взялись за математику. Илья Матвеевич уверенно производил сложнейшие тригонометрические построения, но такими приемами, по таким формулам, о которых и слыхом не слыхивали в институте. Это были приемы и формулы практиков. Они имели сходство с народной медициной, с народными способами предсказывать погоду, основанными на многовековом опыте.
Если бы Зина вздумала изобразить познания Ильи Матвеевича графически, на бумаге получилась бы причудливая кривая с резкими взлетами острых пиков и с глубочайшими провалами до нулевой линии. Ей, Зине, предстояло заполнить эти провалы, выровнять кривую. Она работала с Ильей Матвеевичем, проявляя небывалое для нее терпение. Она даже прочла несколько брошюр по педагогике. Но напрасно: то, что годилось для ребят, к Илье Матвеевичу никак не подходило. Его не надо было ни заставлять, ни подгонять, ему надо было просто объяснять. Кажется, дело нехитрое? Но вот нехитрое, а поди справься с ним. Объясняешь одно — твердит: не понимаю. Начинаешь объяснять другое, ничуть не менее сложное, — скажет: чего жвачку-то жевать, время тратить, без объяснений ясно, не солома в голове. Еще и обижается.
Трудно было Зине, очень трудно, и все-таки она ни разу не пожалела о том, что взялась заниматься с Ильей Матвеевичем. Слишком наглядны были результаты этих занятий. Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. Неторопливо, без скачков, но с удивительной основательностью он накапливал знания; он как бы строил прочное здание, пригонял камень к камню плотно, без всяких зазоров, и, только уложив один ряд, принимался за другой. «Так он и корабли строит, — думала, следя за ним, Зина. — С тщательностью часовщика».
Илья Матвеевич занимался с Зиной весь май. Он приходил к ней в понедельник и четверг. Дома говорил, что идет на курсы мастеров, в баню или на рыбалку. Когда говорил: в баню — приносил к Зине веник и чемоданчик; когда на рыбалку — удочки и жестянку с червями. Агафья Карповна удивлялась, почему он так долго моется; получалось, конечно, слишком долго, потому что после урока Илья Матвеевич и в самом деле шел в баню: надо же белье переменить и голову показать влажную. «На полке залежался, — отвечал он бодро. — Пар хорош!» — «Так залежишься — не дай бог, не встанешь, — сетовала Агафья Карповна. — Не молоденький — сердце трепать». Удивлялись в семье и тому, что рыба вдруг перестала клевать. Куда бы ни шел Илья Матвеевич — на Ладу, на Веряжку, — возвращался с пустыми руками или приносил десяток ершей: покупал их на мосту у мальчишек. Хитрил всячески, не хотел, чтобы знали, куда он ходит.
Однажды Илья Матвеевич пропустил занятие. В четверг было партийное собрание, закончили поздно, в одиннадцатом часу. Пришел Илья Матвеевич к Зине в пятницу — авось да свободна она. Не хотелось терять дорогое время: в субботу не уйдешь из дому — с гостями сиди, в воскресенье — и подавно закрутишься. До понедельника, значит, ждать? Долго. Пришел он с удочками. Зина была дома, но почему-то сильно покраснела, открыв ему дверь. «Уж не на кавалера ли наскочил? — подумал Илья Матвеевич, когда увидел, как она смущена. — Вот оказия!» Он потоптался в прихожей, заглянул в комнату. Ну и штука! За столом сидел Алексей. Куда нашел дорогу, — ну и ходок.
Внимательно посмотрели друг на друга; Алексей что-то смахнул со стола себе на колени, спросил:
— Батя?
— Ага, я, — Илья Матвеевич вошел в комнату. — Ты что тут?
— Так просто.
— Просто? Ну вот, получается, оба мы просто. Мне с Зинаидой Павловной об информации потолковать надо. Под столом-то что прячешь?
Зина не знала, как ей быть, расстроилась. Вдруг Илья Матвеевич поссорится с Алексеем? Что тогда? Ужас!
— Под столом? — ответил Алексей. — Под столом книжка. Вот она! — Он бросил на стол учебник физики.
Илья Матвеевич увидел свой учебник, недовольно посмотрел на Зину. Неужели выдала секрет? И кому? Алешке. Разболтает теперь.
— Зачем взял? — спросил он.
— Посмотреть. А что — нельзя?
— Почему нельзя? Моя, что ли? Смотри.
— Батя, — сказал Алексей с улыбкой. — А книжка-то ведь как раз твоя. — Он раскрыл учебник, на титульном листе стояла подпись: «И. Журбин».
Илья Матвеевич пробурчал что-то невнятное.
— Батя, — снова проговорил Алексей, — не напускай туману.
— Какого еще туману?
— Вообще.
— Вот дам тебе сейчас «вообще» по затылку!
— Ну дай, не жалко, дай! Только не напускай туману. Я же тебя каждый понедельник и четверг из окошка вижу, как идешь к Зинаиде Павловне. С веником сегодня или с удочками?
Озадаченный Илья Матвеевич с силой дернул за бровь, поморщился.
— С удочками, — ответил он, и в глазах у него сверкнули веселые огоньки. — А ты с чем ходишь?
— Ни с чем. Мне прятаться не надо. Перебежал из подъезда в подъезд — и тут. На урок, значит, пришел, батя? Может, мне уйти?
Илья Матвеевич не мог не оценить поведения сына по достоинству: знал, паршивец, но молчал, не проболтался.
— Сиди, — сказал он, — вместе уйдем. Начнем, что ли, Зинаида Павловна?
— А ты что, батя, проходишь?
— Поучись вместе со мной — узнаешь. Польза будет.
Зина обрадовалась: все обошлось, скандала не получилось. Журбины не поссорились.
Пока Зина и Илья Матвеевич занимались, Алексей сидел и слушал. Когда занятие было закончено, он сказал:
— А я тебя, батя, обогнал!
— То есть как?
— Ну, дальше, дальше прошел по учебникам.
— Докуда же, братец?
Отец принялся экзаменовать сына, сын отвечал отцу тем же. «А ну, реши эту!» — говорил один, указывая на номер задачи. Другой решал и тоже требовал: «А ты реши-ка попробуй эту!» Придирались друг к другу, как ни один учитель не придирается к своему ученику.
— Где же ты учишься? — спросил Илья Матвеевич.
— В вечерней школе, в десятом классе. Как учился Антон. Ходил бы и ты туда, а? Зинаиде-то Павловне, наверно, трудно. Со мной было занималась, с тобой теперь. Учебно-курсовой комбинат!
Зина горячо запротестовала, она сказала, что такие разговоры ее обижают.
Пора было уходить. В передней, увидев удочки, Алексей рассмеялся:
— Чудак-рыбак, батя!
— Понесешь их. До дому проводишь.
Попрощались с Зиной, ушли. По дороге Илья Матвеевич спросил:
— А ты что? Так учишься, для интересу, или со значением?
— Со значением. Хочу на заочное в вуз поступить.
— Правильно, правильно соображаешь. Куда подашь-то?
— Куда же иначе? Где и Антон учился. Я узнал: у них заочное есть.
— Подавай, подавай! Если трудно будет, можешь и работу бросить.
— Нет, батя, работу я не брошу. Я без работы не проживу.
— То есть как не проживешь? Отец прокормит, полагаю.
— Не про кормежку говорю. Знаешь, сказано: труд — естественная потребность человека.
— Знаю. Еще один к тебе вопросик, Алексей. Ты, того-этого, не амуры ли крутишь с Зинаидой Павловной? Не серчай, по-отцовски спрашиваю.
— Выдумал, батя!
— Ничего не выдумал. Девушка она симпатичная, достойная, дай бог каждому такую невесту.
— Сказать тебе, батя, правду? Только чтобы дальше не пошло?
— Отцу условия?
— Дело-то серьезное, вот и условия. Понимаешь, батя, наблюдаю второй месяц… и только одно от нее слышу: Виктор Ильич да Виктор Ильич…
— Болтай больше! — Илья Матвеевич даже остановился на тропинке среди кустов. — Как же это? А он что?
— Он? Он ничего. Сам по себе.
— Плохо, Алешка! Крепко плохо. Женатый человек.
— Да какой он женатый! Жена сбежала.
— Какой ни есть, а женатый. Ты ее отговори. Беда ей будет. Одни огорчения.
Предыдущее:
Тире между подлежащим и сказуемым (грамота.ру)
Обособление согласованных определений (грамота.ру)
Обособление распространенных приложений (грамота.ру)
Обособление обстоятельств (грамота.ру)
Обособление уточняющих и пояснительных оборотов (грамота.ру)
Определение, его разновидности, отграничение определения от других членов (школьный учебник)
Однородные и неоднородные определения (школьный учебник)
Обособление согласованных определений (школьный учебник)
Обособление несогласованных определений (школьный учебник)
Приложение как разновидность определения (школьный учебник)
Обособление приложений (школьный учебник)
I. Определяемое слово — местоимение. Любое приложение при местоимении обособляется:
Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
Вот оно, объяснение.
II. Определяемое слово — существительное.
1) Определяемое слово — имя собственное. В этом случае приложение обособляется, только если стоит после определяемого слова:
Сергей Никанорыч, буфетчик, налил пять стаканов чаю.
Однако, если приложение стоит до определяемого слова и имеет добавочное обстоятельное значение (можно заменить придаточным предложением с союзами «так как», «хотя»), то оно также обособляется:
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.
– Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём, он оставался упрямцем и в учении.2) Определяемое слово — имя нарицательное, а приложение — имя собственное. Обособляется, если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его):
В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина.
– В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина.3) Определяемое слово — имя нарицательное, приложение — имя нарицательное с зависимыми словами, или несколько однородных приложений, обособляются независимо от того, до или после определяемого слова стоит приложение:
Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были ещё живы.
Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье.
4) Определяемое слово — имя нарицательное, приложение — одиночное имя нарицательное. Обособляется только тогда, когда приложение имеет пояснительное значение, а определяемое слово — дополнительные слова.
Ухаживала за мной одна девушка, полька.
(Иногда может обособляться, потому что автору захотелось сделать акцент на этом слове.)
Отца, пьяницу, кормила с малых лет, и сама себя.
5) Приложение с союзом как обычно имеет дополнительное значение причинности (можно заменить придаточным причины с союзами так как, потому что, поскольку или оборотом со словом будучи) и обособляется. Если оборот с союзом как имеет значение «в качестве», то присоединяемый оборот не обособляется. Например:
Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия.
Полученный ответ рассматривается как согласие.
6) Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. обособляются, если произносятся с интонацией обособления.
Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка.
Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил.
Примечание 1
Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире в следующих случаях:
1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить «а именно» (особенно если приложение стоит в конце предложения, имеет зависимые слова и внутри него уже есть знаки препинания).
В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне квартиры Серафимы, пристроенной к стене конюшни.
2) если одиночное или распространённое приложение стоит в конце предложения и при этом подчеркивается его самостоятельность или даётся разъяснение такого приложения.
Я не слишком люблю это дерево – осину.
В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах – совершенный медведь.
3) если приложение стоит в середине предложения и имеет пояснительный характер (тире ставится с двух сторон).
Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы.
Примечание 2
Второе тире опускается:
1) если после обособленного приложения ставится запятая, например:
Используя специальное устройство – шагометр, я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма.
2) если приложение выражает более конкретное значение, а предшествующее определяемое слово – более общее значение, например:
На совещании министров иностранных дел – членов «большой восьмёрки» выступил министр иностранных дел России.
3) если приложение предшествует определяемому слову, например:
Один из аутсайдеров чемпионата России по футболу – команда Саратова неожиданно выиграла две игры подряд.
(на этом моменте можно плакать)
Источник
Обособленные приложения
1. Обособляется распространённое приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже –впереди него)
Старуха, Гришкина мать, умерла. Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы.
Обособляются также конструкции типа: Выступал постановщик фильма, он же исполнитель одной из ролей, Эльдар Рязанов.
2. Обособляется одиночное (нераспространённое) приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова: Ухаживала за мной одна девушка, полька.
3. Обособляется приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого слова: Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке.
Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.
Но (без добавочного значения) Поручик царской армии Василий Данилович пробирался из немецкого плена на родину.
4. Всегда обособляется приложение, при личном местоимении: Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Ещё вчера беглецы, они сегодня становились изгнанниками.
5. Обособляется приложение, которое относится к отсутствующему в данном предложении слову, если последнее подсказывается контекстом: Ты держи его, а то уйдёт, анафема!
6. Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным значением причинности), а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.д. Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного украшения. Студент этот, по имени Михалевич, искренно полюбил Лаврецкого.
(Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не обособляется: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу)
7. Собственное имя лица или кличка животного выступают в роли обособленного приложения, если они поясняют, либо уточняют нарицательное существительное (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то есть, а зовут его). Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.
При обособлении приложений вместо запятой употребляется тире в следующих случаях:
- Если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно: В дальнем углу светилось жёлтое пятно – огонь квартиры Серафимы. Н а суховатом лице Нечаева, с мягким мальчишеским лбом, остались следы ожогов – два белых незагорающих пятна.
- Перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчёркивается самостоятельность либо даётся разъяснение такого приложения: Я не слишком люблю это дерево – осину. Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд – глубокую яругу, заросшую бурьяном.
- Для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер: Лёгкие судороги – признак сильного чувства – пробежали по широким губам.
Десять способов справиться с упрямым ребенком
Работа с упрямыми детьми — сложная задача для родителей, поскольку заставить их выполнять даже самые простые дела, такие как принятие ванны, прием пищи или ложиться спать, — это повседневная битва. Родители непреднамеренно поощряют непреклонное поведение детей, поддаваясь их истерикам.
Лучший способ справиться с упрямым ребенком — показать ему, что его поведение не работает. Для достижения желаемого результата обратите внимание на их хорошее поведение. MomJunction перечислил несколько советов, которые могут помочь справиться с упрямым ребенком.
Характеристики упрямого ребенка
Не каждый ребенок, который проявляет свободную волю, упрям. Прежде чем предпринимать какие-либо решительные действия, важно понять, упрям или решителен ваш ребенок. Сильные дети могут быть очень умными и творческими. Они задают много вопросов, которые могут выглядеть как бунт. У них есть мнения и они «деятели». С другой стороны, упрямые дети придерживаются своего мнения и не будут готовы слушать то, что вы хотите сказать.
Вот еще несколько характеристик, которые могут проявлять упрямые дети.
- У них сильная потребность в том, чтобы их признавали и слышали.Поэтому они могут часто привлекать ваше внимание.
- Они могли быть очень независимыми.
- Они преданы своему делу и стремятся делать то, что им нравится.
- Истерики случаются у всех детей, но у упрямых случаются истерики чаще.
- У них сильные лидерские качества — иногда они могут быть «властными».
- Им нравится делать вещи в своем темпе.
Управлять упрямым ребенком может быть сложно, но это еще не все.
Психология упрямого ребенка: понимание упрямых детей
Если решимость — одна из ваших сильных сторон, вам бы хотелось видеть это и в своих детях.Но самое сложное — понять разницу между решимостью и упорством. Так как же отличить одно от другого?
- Словарное значение определения — «твердость цели».
- Упрямство определяется как непоколебимая решимость что-то сделать или действовать определенным образом. Проще говоря, это отказ изменить свои мысли, поведение или действия независимо от внешнего давления, заставляющего поступить иначе.
- Упрямство у детей может быть генетическим или приобретенным поведением из-за влияния окружающей среды (1).
Работа с упрямыми детьми может потребовать дополнительного терпения и усилий, так как вам нужно будет внимательно наблюдать и понимать характер поведения своего ребенка. Далее мы дадим вам несколько советов, которые могут помочь в борьбе с упрямыми детьми.
Советы, которые могут помочь справиться с упрямыми детьми
У вас может быть упрямый малыш, который отказывается оставаться в своей кроватке или отмахивается от ложки для хлопьев каждый раз, когда вы пытаетесь его накормить. Или у вас может быть упрямый шестилетний ребенок, который настаивает на том, чтобы носить одну и ту же одежду каждый день, и топает ногой, игнорируя все правила или инструкции, которые вы им даете.Вот несколько советов, которые могут пригодиться в борьбе с упрямым характером вашего ребенка.
1. Попробуйте послушать
Связь — улица с двусторонним движением. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок слушал вас, вы должны сначала захотеть его выслушать. Упрямые дети могут иметь твердое мнение и склонны к спорам.
Они могут проявить дерзость, если почувствуют, что их не слышат. В большинстве случаев, когда ваш ребенок настаивает на том, чтобы что-то делал или не делал, выслушивание его и открытый разговор о том, что его беспокоит, может помочь.Например, если ваш ребенок устраивает истерику, чтобы закончить обед, не кормите его принудительно. Вместо этого спросите их, почему они не хотят есть и слушать — это может быть потому, что они игривы или у них болит живот.
Если вы хотите, чтобы ваш упрямый пятилетний ребенок слушал вас, постарайтесь подойти спокойно и практично, а не в лоб.
2. Общайтесь с ними, не заставляйте их
Когда вы принуждаете детей к чему-то, они склонны бунтовать и делать все, что не должны.Термин, лучше всего определяющий такое поведение, — это противодействие, которое является общей чертой упрямых детей. Противодействие является инстинктивным и не ограничивается только детьми. Общайтесь со своими детьми.
Например, принуждение вашего шестилетнего ребенка, который настаивает на том, чтобы смотреть телевизор перед сном, не поможет. Вместо этого сядьте с ними и проявите интерес к тому, что они смотрят. Когда вы проявляете заботу, дети наверняка откликнутся.
Дети, которые общаются со своими родителями или опекунами, хотят сотрудничать.« Установление непоколебимой связи с непокорными детьми облегчает общение с ними, », — говорит Сьюзан Стиффелман в своей книге «Воспитание без борьбы за власть».
Сделайте первый шаг к общению со своим ребенком сегодня — обнимите его! (2)
3. Предложите им варианты.
У упрямых детей может быть собственное мнение, и они не всегда любят, когда им говорят, что им делать. Скажите своей упрямой четырехлетней девочке, что она должна лечь в постель к 9 часам вечера, и все, что вы получите от них, — это громкое «Нет!».Скажите своему непреклонному пятилетнему ребенку купить игрушку, которую вы выбрали, и он НЕ захочет этого. Дайте детям возможность выбора, а не директивы. Вместо того, чтобы говорить им, чтобы они ложились спать, спросите их, хотят ли они прочитать сказку на ночь A или B.
Ваш ребенок может продолжать сопротивляться и говорить: «Я не пойду спать!». Когда это произойдет, сохраняйте спокойствие и говорите им как ни в чем не бывало: «Ну, это был не один из вариантов». Вы можете повторять одно и то же столько раз, сколько нужно, и как можно спокойнее.Когда вы говорите, что ваш рекорд зашит, ваш ребенок, скорее всего, уступит.
Тем не менее, слишком много вариантов тоже не годятся. Например, если вы попросите ребенка выбрать один наряд из гардероба, это может сбить его с толку. Вы можете избежать этой проблемы, сведя к минимуму варианты до двух или трех нарядов, выбранных вами, и попросив вашего ребенка выбрать из них.
4. Сохраняйте спокойствие
Крик на вызывающего, кричащего ребенка превратит обычный разговор между родителем и ребенком в кричащую схватку.Ваш ребенок может воспринять ваш ответ как приглашение к словесной схватке. Это только усугубит ситуацию. Вы, взрослый, сами должны довести разговор до практического завершения. Помогите ребенку понять, что нужно что-то делать или вести себя определенным образом.
Делайте все необходимое, чтобы сохранять спокойствие — медитируйте, занимайтесь спортом или слушайте музыку. Включите дома успокаивающую или расслабляющую музыку, чтобы ее могли слушать даже ваши дети. Время от времени включайте любимую музыку вашего ребенка. Таким образом, вы можете получить их «голос», а также дать им возможность расслабиться.
5. Уважайте их
Ваш ребенок, вероятно, не примет власть, если вы ему ее навяжете. Вот несколько способов продемонстрировать уважение в своих отношениях:
- Заручитесь сотрудничеством, не настаивайте на соблюдении директив.
- Имейте единые правила для всех ваших детей и не расслабляйтесь только потому, что вам это удобно.
- Сочувствуйте им — никогда не отвергайте их чувства или идеи.
- Позвольте вашим детям делать все, что они могут для себя, избегайте искушения сделать что-нибудь для них, чтобы облегчить их бремя.Это также говорит им, что вы им доверяете.
- Говори, что ты имеешь в виду, и делай, что говоришь.
Подавать примером — вот мантра, которой вы должны следовать, потому что ваши дети все время наблюдают за вами, по словам Бетси Браун Браун, автора книги «Ты не мой хозяин».
6. Работайте с ними
Упрямые или волевые дети очень чувствительны к тому, как вы с ними обращаетесь. Так что будьте осторожны с тоном, языком тела и лексикой, которую вы используете. Когда им становится не по себе из-за вашего поведения, они делают то, что знают лучше всего, чтобы защитить себя: бунтуют, разговаривают и проявляют агрессию.
- Если вы измените подход к упрямому ребенку, это может изменить его реакцию на вас. Вместо того, чтобы говорить им, что делать, станьте партнером.
- Используйте такие фразы, как «давайте сделаем это…», «как насчет того, чтобы попробовать это…» вместо «я хочу, чтобы вы сделали…».
- Используйте забавные занятия, чтобы побудить детей чем-нибудь заняться. Например, если вы хотите, чтобы ваш упрямый ребенок убрал свои игрушки, начните делать это самостоятельно и попросите его стать вашим «особым помощником».
- Вы также можете рассчитать время занятия и предложить ребенку убрать игрушки быстрее, чем вы можете.Это хитрый трюк, который в большинстве случаев работает.
7. Договориться
Иногда необходимо договориться с детьми. Им свойственно действовать, когда они не получают того, чего хотят. Если вы хотите, чтобы они вас слушали, вам нужно знать, что им мешает.
- Для начала задайте несколько вопросов, например: «Что вас беспокоит?» «Что-то случилось?» или «Вам что-нибудь нужно?» чтобы заставить их говорить об этом. Это говорит им, что вы уважаете их желания и готовы их учитывать.
- Переговоры не обязательно означают, что вы всегда уступаете их требованиям. Все дело в внимательности и практичности.
- Например, ваш ребенок может не захотеть ложиться спать в установленный час. Вместо того, чтобы настаивать, попробуйте договориться о времени отхода ко сну, которое устраивает вас обоих.
8. Создайте в доме благоприятную атмосферу
Дети учатся через наблюдение и опыт (3). Если они видят, как их родители все время спорят, они научатся подражать этому.Семейные разногласия между родителями могут привести к возникновению в доме стрессовой обстановки, влияющей на настроение и поведение детей. Согласно исследованию, семейные разногласия могут привести к социальной изоляции и даже агрессии у детей (4).
9. Поймите точку зрения ребенка
Чтобы лучше понять поведение своего упрямого ребенка, попробуйте взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Поставьте себя на место ребенка и попытайтесь представить, через что он должен пройти, чтобы вести себя таким образом.Чем больше вы будете знать своего ребенка, тем лучше вы сможете справиться с его упрямством.
Сочувствуйте ребенку, даже не поддаваясь его требованиям. Вы можете понять их разочарование, гнев или разочарование и поддержать их, сохраняя твердость.
Например, если ваш ребенок не хочет делать домашнее задание, он или она перегружены этой задачей. Если у вас слишком много дел или если ваш ребенок не может сосредоточиться, вы можете помочь, разбив домашнее задание на более мелкие задачи, которые можно выполнить за короткое время.Вы можете включить короткие, одно- или двухминутные перерывы между задачами, чтобы сделать их менее напряженными.
10. Подкрепляйте позитивное поведение
Бывают моменты, когда вы не будете знать, что делать с упрямыми детьми, чтобы контролировать их гнев и агрессивное поведение. Но если вы отреагируете не задумываясь, у вас может развиться негативное отношение к проблеме и даже невольно усилить их негативное поведение.
Например, ваш ребенок может говорить «Нет!» почти ко всему, что вы говорите.Подумайте об этом — вы часто говорите «нет»? Если да, то вы подкрепляете негативное поведение примером.
Один из способов изменить негативную реакцию вашего упрямого ребенка — это игра «Да», умная стратегия, рекомендованная семейным и семейным терапевтом Сьюзен Стиффелман.
Играя в эту игру, ваш ребенок должен на все сказать «да» или «нет». Такие вопросы, как «Вы любите мороженое, не так ли?» «Любишь ли ты играть со своими игрушками?» или «Хотите посмотреть, будет ли завтра ваш динозавр плавать в ванне?» скорее всего, получат от вашего ребенка «Да».Чем больше ваш ребенок ответит положительно, тем больше он будет чувствовать, что его слышат и ценят.
Как справиться с некоторыми типичными проблемами с упрямым ребенком
Вот некоторые общие проблемы, с которыми родители могут столкнуться при общении с упрямым ребенком
1. Как приучить к горшку упрямого ребенка?
Приучение к горшку и так сложно, но когда вы имеете дело с упрямым ребенком, это может стать проблемой. Вы можете приучить своего трехлетнего упрямого и агрессивного ребенка к горшку:
- Поговорим об этом.
- Объясняю им, как это делается.
- Делайте это весело — не расстраивайтесь, если ваш ребенок отказывается пользоваться туалетом.
Помните, что упрямому ребенку может потребоваться больше времени, чтобы научиться пользоваться туалетом, чем послушному. Вы должны сохранять терпение и работать со своим ребенком, чтобы помочь ему достичь цели, а не подталкивать к ней.
2. Как заставить поесть упрямого ребенка?
Дети очень привередливы в еде. Тем не менее, вы не всегда можете кормить своего ребенка тем, что он хочет.Лучший способ сделать так, чтобы ваши упрямые дети получали то, что им нравится, — это весело провести время за ужином.
- Используйте творческие способы преподнести еду своему малышу.
- Вовлеките их за обеденным столом (попросите их накрыть стол, подать и т. Д.).
- Поощряйте их попробовать еду (хотя бы один кусочек), прежде чем отказываться от нее. Подавайте им все небольшими порциями и позвольте им выбирать.
- Наградите их десертом или угощением, если они закончат свою трапезу.
3.Как наказать упрямого ребенка?
Детям нужны правила и дисциплина. Ваш ребенок должен знать, что его действия будут иметь хорошие или плохие последствия.
Убедитесь, что они полностью осведомлены о последствиях нарушения правил.
Последствия должны быть немедленными, особенно когда вы имеете дело с детьми, чтобы они могли связать свои действия с результатом. Тайм-ауты, сокращение игрового времени или просмотра телевизора и выполнение небольших дел по дому — вот несколько способов дисциплинировать ребенка.Вы также можете творчески подходить к последствиям в зависимости от проблемы.
Помните, что идея состоит не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы заставить его осознать, что его поведение неправильно.
Если у вас есть другие советы о том, как обращаться с упрямым ребенком, и вы хотите поделиться своей историей с другими мамами, не стесняйтесь использовать наш раздел комментариев. Мы хотели бы услышать от вас!