Тест по фаусту гете с ответами – Тест с ответами: И.Гёте «Фауст»
Тест с ответами: И.Гёте «Фауст»
1. Зритель, по мнению директора театра:
а) Грубый, бестолковый и не имеющий собственного мнения+
б) Вдумчивый и ранимый, но не слишком проницательный
в) Задиристый и злобный, всегда готовый освистать и высмеять
2. Начало действия первой части происходит:
а) В аду
б) На земле
в) На небе+
3. Пари заключенное между духом Мефистофелем и Господом?
а) Что Фауст не сможет спасти от него свою душу+
б) Что Маргарита (Гретхен) продаст ему свою душу
в) Что Вагнер — ученик Фауста, предаст своего учителя
4. В кого превратился Мефистофель, чтобы попасть в дом Фауста?
а) В кошку
б) В девушку
в) В собаку+
5. Профессия Фауста:
а) Писатель и поэт
б) Профессор и врач+
в) Банкир
6. Фауст, изучив многие науки считает себя:
а) Великим учёным
б) Дураком+
в) Лентяем
7. Человек дорос до того, … по мнению Вагнера:
а) Чтобы знать ответ на все свои загадки+
б) Чтобы понять, что он не знает ничего
8. Кем/ чем спасен Фауст от самоубийства?
а) Мефистофелем
б) Вагнером
в) Благовестом+
9. Мефистофель предложил Фаусту:
а) Продать свою душу за великие знания
б) Развлечься и изведать, что означает полнота жизни+
в) Продать свою душу в обмен на излечение Маргариты от страшного недуга
10. Чтобы стать рабом Мефистофеля Фауст должен просить…
а) Чтобы девушка излечилась
б) Чтобы Мефистофель научил его летать
в) Чтобы мгновение остановилось+
11. Возраст Гретхен:
а) 15 лет+
б) 20 лет
в) 50 лет
12. Признает девушка в Мефистофеле посланца зла?
а) Да+
б) Нет
13. Брата Маргариты — Валентина убивает:
а) Мефистофель
б) Маргарита
в) Фауст+
14. После бегства Фауста Маргарита:
а) Ушла в монастырь
б) Родила и утопила свою дочь+
в) Покончила жизнь самоубийством
15. Изо рта красотки на бале сатаны выпрыгивает:
б) Мефистофель
в) Розовая мышь+
16. С Маргаритой в тюрьме происходит то, что…
а) Она стала изучать медицину
б) Она лишилась рассудка+
в) Она продала душу Мефистофелю
17. Девушка спасает свою душу от дьявола?
а) Да, так как она не приняла его услуги и раскаялась+
б) Нет, все её грехи были смертными
в) Нет, потому что она приняла услуги дьявола и бежала с Фаустом
18. Мефистофель предложил людям в государстве, где царит разлад по причине оскудения казны:
а) Покупать волшебное зелье
б) Совершить переворот
в) Покупать акции+
19. Фауст приводит на бал императора из мира языческих богов, от которого ему дал ключ Мефистофель:
а) Париса и Елену+
б) Венеру и Аполлона
в) Зевса и Геру
20. Вагнер в отсутствии учителя …
а) занят созданием искусственного человека в колбе+
б) борется с эпидемией чумы, захватившей город
в) пытается спасти Маргариту
21. Гомункул страдает …
а) От неизлечимой болезни, ведущей его к смерти
б) От двойственности собственной природы+
в) От ненависти ко всему живому
22. Фаусту удалось разыскать прекрасную Елену и соединиться с ней?
а) Да+
б) Нет
23. Чей сын Эвфорион?
а) Вагнера и Маргариты
б) Фауста и Елены+
в) Мефистофеля и Маргариты
24. После расставания с Еленой Фауст хочет построить:
а) Дворец
б) Дом для бедняков
в) Плотину+
25. Фауст просит сделать Мефистофеля с упрямыми бедняками:
а) Убить их
б) Уговорить их меняться+
в) Унести их в другие земли
26. Мефистофель выиграл пари?
а) Да
б) Нет+
27. Где Фауст в первом действии трагедии?
а) На приеме у короля
б) На кладбище
в) На площади
г) В своей комнате-кабинете+
д) На корабле
28. На каком празднике Фауст и Вагнер встречают народ за городом?
а) На Рождество
б) На Пасху+
в) На Троицын день
г) На день Св. Мартина
29. Облик, в котором Мефистофель первый раз является к Фаусту:
а) В облике странствующего проповедника
б) В одежде рыцаря
в) В одежде монаха
г) В облике матроса
д) В виде черного пса+
30. Фауст первый раз видит Гретхен:
а) В лесу с вязанкой дров
б) На улице после ее выхода из церкви+
в) У колодца с ведром воды
г) На площади во время городских танцев
д) В церкви во время проповеди священника
31. Что делает Валентин, когда узнает о позоре сестры?
а) Вызвал Фауста на поединок+
б) Пожаловался королю
в) Напал на Фауста с группой приятелей
г) Написал на Фауста донос
д) Не предпринял никаких действий
liketest.ru
Материал по литературе (9 класс) на тему: Практикум по трагедии И.В.Гёте «Фауст»
ВОПРОСЫ ПО ТРАГЕДИИ И.В. ГЁТЕ «ФАУСТ»
- Какой деятельностью занимался в своей жизни И.В.Гёте? Где начался его творческий путь?
- Какие государственные обязанности выполнял И.В.Гёте?
- Чему посвятил себя И.В.Гёте, будучи в Италии?
- В чем состоит универсальность таланта И.В.Гёте?
- Из каких источников почерпнул Гёте сюжет «Фауста»?
- Каковы жанровые особенности «Фауста»?
- О чём спорят Мефистофель и Господь в «Прологе на небесах»? В чём заключается их пари?
- Кто такой Фауст? Почему в конце своей жизни он разочарован?
- Что останавливает Фауста от самоубийства?
- В какой момент в жизни Фауста появляется Мефистофель?
- Почему Мефистофель является антагонистом Фауста?
- Какой договор и ради чего заключает Фауст с Мефистофелем?
- Какие условия ставит перед Фаустом Мефистофель?
- Где Фауст знакомится с Маргаритой? Какие качества отличают эту женщину?
- Какова судьба Маргариты? Как Мефистофель губит её? Кто стал причиной её гибели?
- Как Фауст путешествует во времени? Что он пытается сделать для людей?
- Как утопические замыслы Фауста рушатся при столкновении с действительностью?
- Кто победил в споре – Мефистофель лил Фауст? Почему душа Фауста была спасена?
- Какова идея трагедии «Фауст»?
Карточка №1
« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» — драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.
«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» — вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)
- Какова тема трагедии «Фауст»?
- Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?
- Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?
Карточка №1 « Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» — драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел. «Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» — вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)
|
Карточка №2
«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.
В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)
- Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?
- Чем близок автору образ Фауста?
- В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?
Карточка №2 «Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник. В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)
|
Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
- Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
- Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?
Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
- Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
- Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?
Карточка №3 « Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
|
Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил».
(И.Ф.Волков)
1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?
2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?
3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?
Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил».
(И.Ф.Волков)
1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?
2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?
3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?
Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил».
(И.Ф.Волков)
1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?
2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?
3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?
Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил».
(И.Ф.Волков)
1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?
2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?
3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?
Карточка №1
« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» — драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.
«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» — вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)
- Какова тема трагедии «Фауст»?
- Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?
- Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?
Карточка №1 « Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» — драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел. «Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» — вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)
|
Карточка №2
«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.
В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)
- Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?
- Чем близок автору образ Фауста?
- В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?
Карточка №2 «Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник. В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)
|
Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
- Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
- Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?
Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
- Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
- Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?
Карточка №3 « Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)
|
Карточка №5
Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?
- Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
- Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.
- Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
- Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?
- Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
- Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
- Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…
Карточка №5
Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?
- Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
- Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.
- Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
- Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?
- Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
- Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
- Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…
Карточка №5
Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?
- Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
- Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.
- Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
- Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?
- Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
- Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
- Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…
Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.
С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)
- Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
- Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
- Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?
Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.
С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)
- Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
- Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
- Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?
Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.
С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)
- Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
- Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
- Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?
Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.
С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)
- Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
- Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
- Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?
ПРАКТИКУМ
ПО ТРАГЕДИИ И.В.ГЁТЕ «ФАУСТ»
(ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ)
9 КЛАСС
nsportal.ru
Тест по произведению Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»
Тест по произведению
Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»
Между кем был заключён спор за душу Фауста? (Между Богом и Мефистофелем)
Кем по профессии был Фауст? ( Доктор)
В какой божественный праздник Фауст решает выпить яд? (В праздник святой Пасхи)
Как звали возлюбленную Фауста? (Маргарита (Гретхен))
Какая трагедия произошла между Фаустом и братом его возлюбленной? (Фауст убил Валентина, умирая, брат проклял сестру)
Какие преступления совершает возлюбленная Фауста ради любви к нему? (Убила мать, утопила дочь)
Как была наказана возлюбленная Фауста за свои преступления? (Заключена в тюрьму)
Куда отправился Фауст и Мефистофель с целью продолжить гулянье и развлеченье (на гору Броккен в Вальпургиеву ночь)
Что случилось с возлюбленной Фауста, отягощённой совестью за содеянные преступления? (Она сошла с ума)
10. Как юная возлюбленная Фауста спасла свою душу ? (Отказалась бежать с Фаустом из темницы)
В кого влюбляется Фауст в императорском дворце? (в прекрасную Елену)
Прообразом какого английского поэта является сын Фауста и Елены Эвфорион? (Байрона)
Какую идею мешает осуществить Фаусту Мефистофель? (Построить платину, чтобы отвоевать у океана клочок земли)
Что случилось со стариками, которых Фауст хотел выселить из хижины, мешавшей осуществлению его идее, и их гостем? (Гостя убил Мефистофель, старики умерли от отчаяния, или Погибли)
Какой недуг постиг Фауста в конце жизни? (Он ослеп)
Фауст слышит стук лопат, движение, голоса и думает, что осуществляется его мечта. Он даёт команды землекопам, но Мефистофель сыграл с ним злую шутку. Что же на самом деле происходит вокруг Фауста ? (Лемуры роют ему могилу)
К какому важному выводу приходит Фауст в конце жизни, возвращаясь к вопросу о переводе Нового Завета? (Вначале было дело)
Кто стал проводником Фауста в Иной мир? (Гретхен (Маргарита)).
Критерии оценки
Количество правильных ответов Оценка
18-19 «5»
14-17 «4»
9-13 «3»
0-8 «2»
Приложенные файлы
schoolfiles.net
Тест с ответами: «И.В.Гете» | Образовательный портал
1. В каком году родился Иоганн Гете:
а) В 1749 +
б) В 1744
в) В 1739
2. Как происходило начальное обучение Гете:
а) Полностью обучался на дому
б) Сначала ходил в школу, затем перешел на домашнее обучение +
в) Вообще не получил образования
3. Где Гете узнал о существовании чернокнижника Фауста:
а) Из разговора в таверне
б) Из рассказов друзей
в) В одной из книг родительской библиотеки +
4. В какой университет поступил Гете в 1765 году:
а) В Лейпцигский +
б) В Ростокский
в) В Мюнхенский
5. Почему Гете бросил учебу в университете:
б) Надоело получать образование
в) Заболел туберкулезом +
6. Какая пьеса Гете вышла в свет в 1773 году:
а) «Соучастники»
б) «Гец фон Берлихинген с железною рукою» +
в) «Страдание юного Вертера»
7. В каком году Гете написал мистическую балладу «Лесной царь»:
а) В 1777
б) В 1773
в) В 1782 +
8. Загадочную силу на службе Зла в своей пьесе «Фауст» Гете называет:
а) Мефистофелем +
б) Воландом
в) Дьяволом
9. Какую коллекцию создал Гете:
а) Оружия
б) Бабочек
в) Минералов +
10. Какое образование получил Гёте:
а) Историческое
б) Юридическое +
в) Филологическое
11. Какую комедию написал Гёте, скучая во время болезни:
а) Криминальную +
б) Нравов
в) Семейную
12. После знакомства с каким человеком в творчестве Гёте наметился перелом:
а) С Кэтхен Шойнкопф
б) С Гердером +
в) С Эккерманом
13. С молодыми писателями какой эпохи Гёте завязывает отношения в Страсбурге:
а) Бури и натиска +
б) Эпохи Просвещения
в) Барокко
14. Какое произведение поставило Гёте во главу писателей «Бури и натиска»:
а) Клавиго
б) Страдания юного Вертера
в) Гёц фон Берлихинген +
15. Какое произведение периода «Бури и натиска» дало Гёте мировую славу:
а) Страдания юного Вертера +
б) Ифигения
в) Лесной царь
16. Какое произведение Гёте является наиболее известным:
а) Ифигения
б) Фауст +
в) Страдания юного Вертера
17. Какое пари заключается между Господом и Мефистофелем:
а) Сможет ли Фауст заполучить Елену Прекрасную
б) Сможет ли Фауст обуздать свою нечеловеческую гордыню?
в) Сможет ли Фауст спасти свою душу? +
18. В каком образе Фауст впервые встретил Мефистофеля:
а) Черного кота
б) Черного пуделя +
в) Белого пуделя
19. Куда попадает душа Фауста в гётевском варианте легенды:
б) В ад
в) В рай +
20. Зритель, по мнению директора театра:
а) Задиристый и злобный, всегда готовый освистать и высмеять
б) Грубый, бестолковый и не имеющий собственного мнения +
в) Вдумчивый и ранимый, но не слишком проницательный
21. В кого превратился Мефистофель, чтобы попасть в дом Фауста:
а) В собаку +
б) В кошку
в) В девушку
22. Профессия Фауста:
а) Банкир
б) Профессор и врач +
в) Писатель и поэт
23. Фауст, изучив многие науки считает себя:
а) Великим учёным
б) Лентяем
в) Дураком +
24. Мать Гёте называла любовницу сына:
а) «тайна ложа»
б) «сокровище ложа» +
в) «клад ложа»
25. В этом Гёте сопровождал герцога Карла Августа, командовавшего полком в прусской армии, во время австро-прусского похода против революционной Франции:
а) 1799 г.
б) 1782 г.
в) 1792 г. +
26. В публицистике последних лет Гёте, отвергая национализм и мистические стороны немецкого романтизма, высоко оценивал романтизм:
б) Байрона +
в) Канта
27. Кем или чем спасен Фауст от самоубийства:
а) Благовестом +
б) Мефистофелем
в) Вагнером
28. Мефистофель предложил Фаусту:
а) Продать свою душу за великие знания
б) Продать свою душу в обмен на излечение Маргариты от страшного недуга
в) Развлечься и изведать, что означает полнота жизни +
29. После бегства Фауста Маргарита:
а) Родила и утопила свою дочь +
б) Ушла в монастырь
в) Покончила жизнь самоубийством
30. В каком году умер Гете:
а) В 1799
б) В 1832 +
в) В 1830
liketest.ru
Блог учителя русской словесности AVGUSTINA : ТЕСТЫ по «Фаусту» Гёте
ТЕСТЫ по «Фаусту» Гёте
- Кто произносит эти слова? «Кто хочет действовать, тот позабудь покой»
- Вагнер
- Фауст
- Мефистофель
- Бог
- Мефистофель
- Фауст
- Маргарита
- Вагнер
- Бог
- Мефистофель
- Фауст
- Вагнер
- Мефистофель
- Ариэль
- Бог
- Фауст
- Мефистофель
- Бог
- Вагнер
- Фауст
- Фауст
- Бог
- Мефистофель
- Вагнер
- Бог
- Мефистофель
- Фауст
- Вагнер
- О Мефистофеле
- О Фаусте
- О Маргарите
- О Вагнере
- Фауста
- Вагнера
- Бога
- Мефистофеля
- Мефистофель
- Вагнер
- Маргарита
- Фауст
galina-galina-kravchenko.blogspot.com
Тема теста: Иоганн Вольфганг Гете
1. Почему философов, писателей, ученых одного из столетий в истории европейской культуры называли просветителями?
Считалось, что они несли людям свет новой истины.
Прием намека
2. Понимание какой истины приходит к Фаусту в финале поэмы?
За свои ошибки человек может заслужить прощение лишь неутомимой работой, борьбой. Лишь тот жизни и воли достойный, Кто бьется изо дня в день за них.
Объединение фантастических элементов с бытовыми деталями.
3. Какие три основные науки Средневековья изучает доктор Фауст?
Философию, юриспруденцию и богословие. Дух Земли, который вызвал Фауст, не хочет раскрыть Фаусту тайну бытия.
В курятнике. Кристалликами камфары.
4. Что означает понятие «драматическая поэма»?
В такой поэме полностью отсутствует авторский язык, а содержание раскрывается через монологи и реплики персонажей.
Скепсис, цинизм
5. Чем отличаются взгляды на человека Бога и Мефистофеля в Прологе на небе. К какому соглашению приходят Рафаэль и Фауст?
Бог считает человека совершенным, Мефистофель — низшим и грешным. Рафаэль обязуется во всем помогать Фаусту, но когда Фауст достигнет счастья, тогда он должен умереть и отдать душу Рафаэлю.
Магический реализм
6. Сколько лет прошло между написанием первой и второй частей поэмы «Фауст»?
Двадцать лет.
Сто лет
7. Что легло в основу создания поэмы «Фауст»?
Старинная немецкая легенда, а также трагедия английского драматурга, современника У. Шекспира.
Завернул старика в одеяло и отнес спать под навес
8. Какие три мира переплетаются в балладе Гете «Ольховый король»
Реальный, фантастический и психологический.
Смысл жизни видел в развитии, усовершенствовании всех своих духовных задатков.
9. Какой закон жизни в эпоху Просвещения считали высочайшим, главнейшим?
Закон Ума.
французскую Энциклопедию
10. Что по сей день поражает знатоков жизненного и творческого пути Гете?
Великий гуманист, он чуть ли не важнейшей целью своей жизни считал борьбу с тьмой
Гете побеждал болезни, серьезно занимался самообразованием.
www.litrasoch.ru
И.В. Гёте. Четыре урока с «Фаустом»
Разделы: Литература
Репродукции картин европейских художников эпохи Просвещения (Ватто, Буше, Шарден, Греза, Фрагонар).
XVIII век в Западной Европе характеризуется освободительным движением буржуазии.
Следствием этого являлось культурное движение, поднятое идеологами буржуазного класса. Поэтому XVIII век принято называть веком Просвещения.
Просветители боролись за свободу, равенство и справедливость для всех сословий в будущем буржуазном обществе.
«Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике … «, – писал Ф.Энгельс.
Наиболее активно просвещение буржуазии прошло во Франции, где совершилась в конце XVIII века буржуазно – демократическая революция.
Просвещение в Германии, на родине Гете, носило более умеренный характер. С конца XV! века Германия стала отставать в своем экономическом развитии от других европейских стран (перемещение торговых путей к Атлантическому океану). 30-ти летняя война (1618 – 1648 гг.), а затем междоусобные войны окончательно разорили ее экономику. Германия представляла собой политически раздробленную страну. В ее состав входило более трехсот самостоятельных владений. В немецких княжествах царил жестокий режим.
Князья, утопая в разврате и удовольствии, представляли неограниченную власть своим министрам и чиновникам, которые получали возможность угнетать несчастный народ безжалостно.
В Германии не было такой общественной силы, которая могла бы противостоять феодально-абсолютистскому режиму. Ни народ, ни немецкие буржуа не могли активно включиться в политическую борьбу.
В стране господствовало французское подражательство. Князья всячески стремились походить на французского короля, устраивали пышные празднества, при дворах говорили и писали только по-французски.
В этих условиях в Германии особенно обострялось национальное чувство, стремление возродить героический дух немецкого народа и национальную немецкую культуру.
Много усилий для этого приложили просветители – представители бурного, но кратковременного движения «Бури и натиска», штюрмеры, как они себя называли. Среди них были Гете и Шиллер.
(Сообщение ученика о жизни и творчестве Гете).
За 82 года жизни Гете создал большое количество произведений: 1600 стихов, 3 поэмы – «Герман и Доротея», «Рейнеке – Лис», «Ахиллес»; 3 романа – «Страдание молодого Вертера», «Сродство по выбору», «Вильгельм Мейстер»; 54 драмы, среди которых «Фауст»; 20 книг автобиографии, «Поэзия и правда», описания путешествий; дневники, очерки и т.п.
Творчество Гете противоречиво. В период штюрмерства он выступал с бунтарскими призывами к борьбе против всего косного и консервативного.
Став министром при дворе веймарского герцога, он провозглашал примирение с действительностью, хотя и сохранял веру в гуманистические идеалы. Он был сыном своего века и вынужден был уступать обстоятельствам.
Энгельс писал: «Гете то колоссально велик, то мелок … «.
Гете не искал выхода из сложившихся условий в борьбе народных масс. Он видел выход только в личной деятельности и в нравственном перевоспитании человека, в развитии в нем чувства коллективизма и отказа от эгоистических, собственнических интересов.
В связи с этим следует вспомнить еще одно суждение Энгельса: «И Гете был не в силах победить немецкое убожество; напротив, оно побеждает его; и эта победа убожества над величайшим немцем является лучшим доказательством того, что «изнyтpи» его нельзя победить».
(Краткое сообщение из истории создания «Фауста».)
Идея «Фауста» владела сознанием Гете всю его жизнь (с 1774 г. – 1830 г.). Это говорит о том, что ему был близок образ искателя истины.
1–2 уроки.
Композиция и идейно-тематическое содержание трагедии. Обзор «Пролога на небе; Сцены 1,2,3,4 первой части. Антитеза Фауст – Мефистофель; Фауст – Вагнер;
«Что дашь ты, жалкий бес,
какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?»
(Гете И. «Фауст»)
Свою трагедию «Фауст» Гете построил очень своеобразно. Она имеет две композиции: внешнюю и внутреннюю. Внешняя композиция: два пролога (пролог в театре и пролог на небе) и две части.
Внутренняя композиция основана на резком контрасте верхов и низов общества. В первой части Гете показывает жизнь третьего сословия в маленьком немецком городке в эпоху средневековья.
Во второй части Гете знакомит читателей с жизнью верхов общества.
Гете обличает «мир» верхов. Он не изображает и не упоминает ни одного исторического события, но все идеи, выраженные в трагедии, соотносятся с эпохой Гете, эпохой больших революционных сдвигов.
Он не был сторонником революционных преобразований, но ясно понимал, что начинается новая эпоха всемирной истории. Каково место человека в новой эпохе, смысл его жизни, его призвание – разрешение этого философского вопроса становится идейной задачей Гете в «Фаусте». Автор ставит проблему активного и пассивного разума. Для понимания этой проблемы важен «Пролог на небе», где дана предыстория событий, развертывающихся в трагедии: спор о Фаусте между богом и чертом и предсказания благополучной развязки трагедии. Пролог открывается гимном гармонии Вселенной, движение которой непостижимо и таинственно.
Но вслед за прославлением бога – творца Вселенной – следуют резкие и насмешливые слова Мефистофеля:
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках,
Чудак такой же он, как был в начале века.
«Разум свой, говорит Мефистофель, человек смог употребить лишь на то, чтоб из скотов скотиной быть!» (зачитывается спор бога и Мефистофеля о Фаусте по ролям).
От слов «Ты знаешь Фауста?» до слов «Сознаньем истины полна!» (стр. 48–49).
Мефистофель в своем монологе представляет человека как смешного и несчастного чудака, разум которого пассивен. Но среди людей он выделяет доктора Фауста, «не такого, как все». Это одинокий печальный мечтатель, наделенный активным, ищущим разумом.
– Как вы думаете, какая форма человеческого разума более полезна для людей, для общества?
Да, Гете в трагедии «Фауст» прославляет активный человеческий разум, искания которого направлены на благо людей.
Это составляет идею трагедии.
С Фаустом Гете знакомит нас уже в первой сцене первого действия.
Вот его монолог (зачитывается до слов «Так пес не стал бы жить! Погибли годы» стр. 53–54).
Фауст стар годами, но не умом, и силы его для исканий еще не иссякли. Он говорит:
«Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться!»
Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место человека в нем с помощью науки, волшебства, магии, доктор Фауст решает умереть.
Он уже подносит чашу с ядом к своим устам, но раздается пасхальный звон. Фауст опускает чашу: не религия, не вера останавливает его («Не имею веры! Могу ли верить я?»). Он вспоминает о своей юности.
О нет! Не сделаю я рокового шага;
Воспоминанием все муки смягчены!
О звуки дивные, плывете надо мною!
Я слезы лью, мирюсь я с жизнию земною!
Фауст идет к людям.
Во II сцене («У городских ворот») Гете показывает, как народ радуется первым весенним дням и стремится на природу. (чтение по ролям второй сцены с начала до слов старухи «Вишь, как разряжены! … » стр. 70).
– Чем отличается эта сцена от пролога на небе?
(Там – космический фон и фантастические образы из христианской мифологии: бог, черт, архангелы. Здесь – реалистическая бытовая картина. Ее действующие лица – представители различных сословий средневекового города: подмастерья, служанки, студенты, горожане, нищие и др.).
Мефистофель говорит, что Фауст не такой, как все люди, и Гете проверяет своего героя через взаимоотношения с народом.
Вот Фауст со своим учеником Вагнером наблюдает за народом, и каждый по-разному к ним относится.
(Читаем их диалог от слов Фауста «Прошли бесконечные зимние дни … » до «Крестьяне танцуют под липой … » стр. 72).
Фауст чувствует себя человеком среди крестьян, потому что он лечил их во время эпидемий. Народ благодарит его: «Ученый муж, ты многих спас; живи ж сто лет, спасая нас!» (Прочтите, что об этом говорит Вагнер, стр. 74).
Вагнер предполагает, что доктор должен быть счастливым человеком, потому что он известный ученый и его так любит народ. Но он не может понять неудовлетворенности Фауста своими знаниями, его скептицизм и печали. Недаром Фауст говорит, наблюдая заходящее солнце:
О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли
И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!
(Прочитать, как на это отвечает Вагнер, человек ограниченный и педантичный стр. 77, 78; «Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!..).
Вагнер не умеет мечтать, как Фауст, он не наделен ищущим, активным разумом.
Гете заставляет Фауста вторично сказать о своей неудовлетворенности, о своем романтическом двоемирии.
(Читать от слов: «Ах, две души живут в большой груди моей … » до слов «О духи, если вы … » стр. 78).
– Теперь скажите, каков в вашем представлении умный человек, и является ли им Фауст?
Сцены III и IV вводят нас в кабинет доктора Фауста. Придя с народного гуляния, он садится за работу – перевод Евангелия с латинского языка на немецкий.
Фауст дает свободный перевод Евангелия сообразно со своим мировоззрением материалиста, человека активно умного.
(Читаем от слов: «Написано: «Вначале было Слово» до слов «Пудель, не смей же визжать … » стр. 82,83).
Мы видим, переводя Евангелие, Фауст трудится для народа.
Теперь посмотрим, какова в трагедии роль Мефистофеля?
– Он своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.
(Читаем: «Я отрицаю все – и в этом суть моя … » по «Вот это все – моя стихия» стр. 86). Но отрицание, разрушение, зло, которое символизирует Мефистофель, не всесильны, и он сам признает это.
– Что оказывается сильнее зла и разрушения?
(Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь.) Мефистофель говорит: «Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется … » до «В тепле и холоде зародыш разовьется … » стр. 87.
Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле. Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом: «Может быть, с тобой и договор возможно заключить?». Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой «путем превратным» и завладеть его душой. – Обратите внимание на то, кто из спорящих, Фауст или Мефистофель, ставит условия договора и каковы они?
(стр.89; 99,100)
(Условия ставит Фауст. Он хочет земных радостей: «Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения».
Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; «И буду я собой доволен сам … тогда воскликну я: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!». Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью).
Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель. – Как характеризует Мефистофеля его разговор с учеником? (По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый. Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним.
Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, «слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого.»).
– Какой общеизвестный афоризм высказывает в разговоре с учеником Мефистофель?
(Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.)
Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение – различные цели.
Домашнее задание
- Читать сцены 12, 19, 25 1 части.
- Конспект лекции читать.
- Ответить на вопрос: – Как я понимаю свой долг перед тем, кого люблю?
3–4 уроки.
Тема: Обзор сцен 12, 19,25 первой части. Образная антитеза Фауст – Маргарита. Особенности реализма трагедии, роль условности и фантастики. «Вечные образы» мировой литературы. В чем смысл жизни человека. (Опера Гуно «Фауст», ария Маргариты)
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!»
«Фауст»
И.В.Гете – представитель просветительского реализма. Что характерно для этого метода? Это приближение литературы к современной действительности и правдивое ее отражение. Это критическое освещение современной писателю жизни; отказ от революционных преобразований жизни, ориентация на перевоспитание человека, перестройку его сознания.
В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как источника нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь к Маргарите, а потом к Елене он дорисовывает облик Фауста.
Своеобразным прологом к теме любви в «Фаусте» могут послужить лирические стихи Гете. Слушаем их. (Читают стихи «Свидание и разлука», «Майская ночь»)
В нескольких сценах 1 части Гете рассказывает о трагической судьбе Маргариты, ставшей, по замыслу Мефистофеля, жертвой Фауста.
Совращение девушки продумано чертом. Фауст якобы случайно знакомится с Маргаритой, он хочет ее проводить, но она убегает. Мефистофель подкладывает ей подарок, он попадает в руки пастора (священнослужителя). Второй подарок Маргарита утаивает от матери и, по совету Марты, соглашается тайно встретиться с Фаустом. Так Мефистофель совращает наивную, чистую девушку.
Маргарита воспитана в домостроевских (строгих) традициях, основанных на вере. Фауста привлекает в Маргарите, прежде всего ее спокойная и ясная душа, искренность. Он не замечает того, что она вместе с тем пассивная представительница мещанской среды. Маргарита не ищет сама и не помогает Фаусту искать выход из ненавистного ему обывательского мира, напротив, она привязывает его к нему.
Сейчас мы познакомимся со сценами 12, 19, 25, в которых наиболее полно раскрывается нравственный облик героев.
(Читают по ролям сцену 12. Начало до слов Маргариты: «Да, я ее вскормила, воспитала … » стр. 168–170. От слов Фауста: «Так ты меня сейчас, мой ангелок, узнала … » до слов Марты «Смеркается … » стр. 172–174.)
– Какова Маргарита по первому впечатлению?
(Отвечают: Скромная труженица. Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Он сразу говорит ей, что ценит в ней «невинность, простоту, смиренье, скромность чувств невинную … «). Фауст говорит Марго о своей любви, о том, что их «счастье будет бесконечно, а блаженство вечно». Но в этот момент он заблуждается. В любви к Марго он не находит счастья.
Из его уст рвутся трагические слова, говорящие о его неудовлетворенности: «Для человека, вижу я теперь, нет совершенного», (стр.179), а чуть позднее: «В душе моей давно огонь не блещет». (стр. 196)
В сцене 19 Гете вводит новый персонаж – брата Маргариты, солдата Валентина. В своем монологе он полностью выражает свои чувства.
(Читаем: до слов «Не скажешь им, что это ложь!» стр. 195–196.)
– Как вы думаете, в чем причина страданий Валентина?
(Отвечают: Валентин страдает от своего бессилия перед молвой, которая осудила Маргариту за незаконную любовь к Фаусту. Валентин страдает еще и потому, что раньше он мог гордиться своей сестрой, а теперь ему стыдно за нее.)
Фауст, пришедший на свидание к Марго, смертельно ранит Валентина на поединке. (Читаем: конец сцены 19 от слов Валентина «Я умираю. Так легко сказать … » до конца сцены стр. 200–202.)
Умирая, Валентин говорит Марго об ожидающей ее трагичной участи: грешницу ждет всеобщее презрение. И как мастерски Гете только в двух репликах Маргариты подтверждает ее согласие с братом. Сначала она говорит: «О боже! Брат мой, что такое?» После его монолога – «О муки ада! Брат мой, брат!» Гете вкладывает эти слова в ее уста согласно средневековому поверью: праведники обращаются за помощью к силам небесным, грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех. Это же подтверждает сцена 20: под давлением угрызений совести Марго падает без сознания в соборе.
(Читаем: из последней 25 сцены 1 действия. Марго в тюрьме, к ней приходит Фауст, чтобы увести ее и спасти. им руководит скорее чувство долга, чем любви. От слов Марго «Так это ты? Наверно это ты? До конца стр. 229–235.)
– Виновен ли Фауст в трагедии Гретхен?
(Виновен, потому что, любя Маргариту, хотел быть счастливым прежде всего сам, думая только о себе.)
Обратите внимание на то, Фауст всегда исчезает в самый трагический для Маргариты момент: он бросает ее с тяжело раненым братом; дает яд ее матери; в тот момент, когда она должна решать судьбу их ребенка; в тюрьме перед казнью. Все это подтверждает эгоизм Фауста.
– Как вы понимаете чувство ответственности, долга за тех, кого вы любите? (ответ произвольный, дискуссионный)
– Теперь подумайте, можно ли, сказать, что любовь Марго сделала Фауста лучше, «окрыляла его»? Что значит выражение «любовь не дает крыльев»?
(Ответ: Любовь к Маргарите не могла «окрылять» Фауста на искания, потому что она была ограниченным человеком. Ее удовлетворяло то малое, что она имела, не стремилась к другому, лучшему. В умственном отношении она была ниже Фауста и не могла его понять. Фауста удовлетворило в ней только плотская любовь, физиологическая.)
Итак, эпизод с Марго важен был для Гете потому, что он смог показать, как в любви к обыкновенной, ограниченной девушке Фауст не нашел смысла своей жизни и не сказал своих «вещих слов».
Автор показал, что из-за Фауста, лишенного чувства долга перед любимой, погибает Маргарита. В любви он был эгоистом, думая только о себе, поэтому потерял свое счастье и свою любимую. В этом эпизоде Гете, несомненно, осуждает своего героя.
Домашнее задание
- Вопрос: Если я Фауст, то в чем я буду искать смысл своей жизни? (К письменному ответу подготовиться)
- Выписать и выучить из прочитанных глав афоризмы Гете.
Литература:
- Гете И.В. Фауст, М., 1977 г.
- Зарубежная литература, факультативный курс, М., 1984 г.
- Т.Луценко, Зарубежная литература в школе, Минск, 1973 г.
- С.Тураев. “Фауст” – великое творение Гете.
24.01.2010
urok.1sept.ru