cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Темы по егэ истории: Какие темы нужно знать к ЕГЭ по истории?

Народы и древнейшие государства на территории России

Восточные славяне в древности

Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.


Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».


Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с «военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.


Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков.

Весь окружающий мир был населён богами:
     Хорс – бог солнца;
     Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
     Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
     Перун – бог грозы, грома и молний;
     Стрибог – бог ветра;
     Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
     Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
     Лада – богиня любви и брака;
     Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
     Леший
– хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
     Водяной – хозяин водных пространств.
 О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.

Создание древнерусского государства

Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.

 Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
 Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).

 Согласно договорной концепции государство возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их государственным органам.


Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
     на юге — поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты;
     в центральной и северо-восточной части — радимичи, дреговичи, вятичи;
     на севере — словене (ильменские), кривичи, полочане.

 Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.


 В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
 В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный центры восточных славян.
 В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.), Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.

Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год, то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год, то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.

Причины создания государства у восточных славян:
     общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
     социально-экономические – появление частной собственности и имущественного и социального расслоения населения, необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
     внешне-политические – необходимость освобождения от власти соседних народов и государств.


Теории возникновения Древнерусского государства
 Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и появления различных теорий.
 Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.

 Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в Восточной Пруссии.
 Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое положение в системе управления нового государства.


Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
 В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется на все восточно-славянские племена-княжения. Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи.
 В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после подавления восстания изменяет систему сбора дани:

полюдье было заменено повозом, установлены уроки и погосты.
 В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
 К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно умер. Началась новая усобица.
 Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г. , когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
 При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам закон – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре началась новая волна усобиц.
 Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было раннефеодальной монархией. Её основные черты:
 – во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин;
 – управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
 – важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
 – взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.

Внешняя политика. Древнерусское государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж- дународных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских государств.
 На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
 На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн. Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
 Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
 На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
 На южном направлении развиваются экономические, политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
 – порядок выкупа пленных;
 – наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
 – правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
 – наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
 – береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.

Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.

 Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины кн. Игоря,
 – обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
 – вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
 Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
 Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
 Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов… Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти»». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
 Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
 Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг. был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
 – из культурных достижений предшествующих поколений;
 – вклада живущих поколений;
 – заимствований из культур других народов и стран.


 Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян. Зарождается письменность – четы и резы.


Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
 – наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у древнерусского государства были с Византией;
 – принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с Византией и христианскими государствами Европы;
 – восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
 Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
 Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси библиотека.
 Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении… Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты русичей, и др.
 В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
 Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
 Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
 С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
 Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
 Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.


 В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
 – господство религиозного мировоззрения;
 – накопление знаний;
 – общая замедленность темпов культурного развития;
 – влияние европейской культуры.

Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения

Москва как центр объединения русских земель

После падения роли Киева как центра древнерусской государственности наибольшее значение в русской политической жизни приобрели Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество. Ханы Золотой Орды считали владимирского князя главой всей Северо-Восточной Руси. Однако вскоре удельные князья начали оспаривать данную прерогативу, вступив в борьбу за княжение во Владимире. Наиболее активными в этой борьбе оказались тверские и московские князья.

Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы:

  • личностные качества первых московских князей (Иван І Калита, Дмитрий Донской), их политическая деятельность;
  • выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
  • поддержка церкви и перенесение центра русского православия из Владимира в Москву;
  • содействие Орды, передавшей ярлыки на княжение московским князьям.

Создание единого Российского централизованного государства включало два взаимодополняющих процесса: формирование территории государства и организация аппарата управления страной. Территория государства складывалась вследствие присоединения к Москве ранее независимых княжеств. Это происходило разными путями. Московские князья не только завоёвывали новые территории, но и занимались «округлением» своих владений, за счёт присоединения земель своих союзников, не брезговали они и подкупом приближённых противника и т.п. Этот процесс занял более двух веков.

Политика московских князей

У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276–1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

В 1319 г. московский князь Юрий Данилович впервые получил в ставке хана ярлык на великое княжение. Обещая увеличить сбор дани, князь получил благосклонное отношение ордынцев. Не стоит упускать из виду и тот факт, что он был женат на сестре хана Узбека. Но окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван І Данилович Калита (1283–1340) — великий князь московский (1325–1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с ордынцами подавил антиордынское восстание населения Твери. В результате подавления восстания произошёл не только переход великокняжеского ярлыка к Ивану Даниловичу. Было ликвидировано баскачество. Теперь миссия сбора дани возлагалась непосредственно на великого князя. Это предоставило московским князьям возможность получения дополнительных доходов.

Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — «Калита» (сума для денег).

Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.

Дмитрий Донской (1350–1389) — князь московский (1359–1389) и владимирский. Будучи московским князем стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс московского возвышения необратимым.

Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60‑х — первой половины 70‑х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже.

На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389–1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.

К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха, а после падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Усиление позиций Москвы совпало с началом периода внутренних конфликтов и междоусобиц в Золотой Орде. Поводом к обострению отношений с монголами стало требование хана Мамая увеличить размер собираемой дани. И русичи, и ордынцы тщательно готовились к сражению. Ордынцы собрали до 100 тыс. человек. Их поддерживали князь ВКЛ Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.

Дмитрию Донскому удалось собрать общерусское ополчение. В союзе с ним выступили даже литовские князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубецкой. Русское воинство поддерживала Православная церковь. Существует легенда, что перед битвой на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил благословление от Сергия Радонежского.

Ощутимое поражение было нанесено ордынцам в Куликовской битве (1380). Началу битвы предшествовал ставший легендарным поединок между русским богатырём Пересветом и Челубеем со стороны монголов. Хотя победа войска московского князя Дмитрия Донского не привела к полному освобождению Руси от ига, более того, в 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем, сменившим Мамая, однако именно после битвы на Куликовом поле окончательно утвердилась роль Москвы как общерусского центра сплочения всех сил против Орды, а жители разных русских городов впервые ощутили себя представителями одного народа.

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории на селения. Русский город

Колонизация Северо-Восточной Руси

Северо-Восточная Русь — группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XV вв., вокруг которых стало складываться современное Российское государство.

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — достаточно длительный процесс расселения славян на финно-угорских землях Волго-Окского междуречья, начало которому было положено в IX в. В результате этого процесса были созданы предпосылки к формированию в этом регионе великорусской народности, следствием чего стало увеличение удельного веса Владимиро-Суздальского княжества среди земель, ранее входивших в состав Древней Руси.

Славянскую колонизацию данного региона можно разделить на несколько этапов. Первым этапом стало появление в северо-восточной части Руси в IX–X вв. первых славянских поселенцев. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья. Дальше на север заняли территорию ильменские словене. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.

На втором этапе колонизации в XII–XIII вв. миграция южнорусского населения происходила в Ростово-Суздальскую землю. Активным участником колонизации Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он переманивал новых поселенцев, предоставляя им ссуды для обоснования на новом месте. Переселенцы получали статус вольных земледельцев, что освобождало их от несения многих феодальных повинностей. Андрей Боголюбский продолжил колонизационную деятельность отца.

Третий этап колонизации приходится на период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Восстановление экономики русских земель

Золотоордынское нашествие стало причиной торможения и упадка экономического развития русских земель. Процесс восстановления Северо-Восточной Руси пришёлся на XIV–XV вв. Восстанавливались заброшенные угодья и осваивались новые земли, основывались новые поселения — слободы, деревни, сёла. Происходило увеличение площадей пахотных земель и совершенствование способов обработки почв. Трёхполье стало доминирующей системой земледелия. Повсеместно использовались орудия труда, изготовленные из металлов (соха, плуг). Возрождалось огородничество и садоводство. На смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство.

В этот период Москва не только увеличила своё политическое значение, но и стала крупным центром ремесленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Этому способствовало её географическое положение важного узла сухопутных и водных путей, служивших как для торговых, так и военных целей.

Формы землевладения и категории населения

С конца XIII в. начинается период быстрого роста крупного феодального землевладения. Её основной формой оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. С середины XIV в. значительно возросли землевладения монастырей. Это можно проследить на примере знаменитого Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), у истоков которого стоял Сергий Радонежский (1321–391). На окраинах Руси также ещё оставались земли крестьянских общин, которые платили подати в государственную казну.

Увеличению вотчинных наделов способствовало пожалование князем земли с крестьянами. Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри) с целью более быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчин предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание на определённых условиях. В Русском государстве XIV–XV вв. эта форма землевладения получила название служилого, или поместного, и стала основой материального благополучия дворян.

К основным категориям населения относились: великие князья, удельные князья, служилые князья, бояре, слуги. К XIV в. отошли в прошлое многие термины, обозначавшие разнообразные формы зависимости эпохи Древней Руси («закупы», «смерды», «изгои»). Им на смену пришло универсальное название — крестьяне (свободные общинники и находившиеся в полной зависимости от феодалов).

Русский город

Восстановление сельскохозяйственных угодий благоприятно сказалось на развитии городов. Упадок таких крупных городов, как Владимир, Суздаль, Ростов, изменения в характере экономических и торговых отношений обусловили появление в XIII– XV вв. новых центров: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В них росло население, возрождалось строительство из камня, увеличивался удельный вес ремесленников и купцов. Наиболее развитой оставалась торговля сельскохозяйственной продукцией, но быстро развивались и ремёсла: кузнечное и литейное дело, металлообработка, монетное дело.

Русские города по-прежнему зависели от феодального государства, что отличало их от городов Западной Европы, многие из которых имели самоуправление. Свободных горожан делили на «чёрных ремесленников», которые были обременены «тяглом» — комплексом повинностей натурального и денежного характера, выплачиваемых в пользу государства, и боярских, монастырских либо княжеских ремесленников, освобождённых от тягловой повинности.

Культурное развитие русских земель и княжеств в XIIІ — середине XV в

На развитие культуры этого периода определяющее влияние оказало преодоление последствий ордынского нашествия и превращение Москвы в главный объединительный центр Северо-Восточной Руси.

В литературе значительное количество произведений было посвящено борьбе с ордынцами («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.). Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468–1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера. Широкое распространение получили жития, являвшиеся примером симбиоза церковной и светской литературы («Житие Александра Невского»). Возродилось летописание («Русский Хронограф»). В 1408 г. было завершено составление первого Общерусского летописного свода (Троицкая летопись).

В архитектуре возвращает былые позиции каменное строительство (церковь Спаса в Новгороде, белокаменные стены Московского Кремля (1367), являвшегося единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и др.). Начинается привлечение европейских архитекторов, главным образом, итальянцев.

В живописи по-прежнему доминирует иконопись. Выдающимися представителями иконописи того периода были Феофан Грек (1340–1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (московская церковь Рождества Богородицы) и Андрей Рублёв (ок. 1360–1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в., канонизированный Русской православной церковью в лике преподобных. Кисти Андрея Рублёва принадлежит знаменитая икона «Троица» (ок. 1420–1430), которая стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Выдающемуся иконописцу принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, икон Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

AP Обзор тем по истории США

AP Обзор тем по истории США — Примечания к изучению
  • Планы глав
  • Словарь
  • Практические тесты
  • Обзоры тем
  • Хронология
  • 9 0003 Судебные дела
  • Образцы эссе

ShareTweetPostMessage

Студенты, которые При сдаче экзамена AP по истории США следует ознакомиться со следующими схемами тем.

Эти важные концепции истории США необходимы для успешной сдачи экзамена AP US History (APUSH).

Лицензия Монтерейского института технологий и образования (под Creative Commons).

  • Открытие и заселение Нового Света
  • Европа и стремление к исследованиям
  • Испанские и французские исследования
  • Первые английские поселения
  • Колонии Новой Англии
  • Средние, Чесапикские и Южные колонии
  • Колониальные Жизнь
  • Научная и религиозная трансформация
  • Французско-индийская война
  • Имперская реорганизация
  • Философия американской революции
  • Декларация независимости
  • Война за независимость
  • Статьи Конфедерации
  • Конфедерация сталкивается с проблемами 9000 4
  • Филадельфийская конвенция
  • Федералисты против антифедералистов
  • Развитие Двухпартийная система
  • Джон Адамс
  • Джефферсон как президент
  • Война 1812 года
  • Джеймс Монро
  • Рост национальной экономики
  • Транспортная революция
  • Кинг Коттон
  • Демократия и «простой человек»
  • Кризис обнуления
  • Банк Соединенных Штатов
  • 90 003 Переселение индейцев
  • Трансцендентализм, религия и Утопические движения
  • Крестовые походы за реформы
  • Манифест судьбы
  • Десятилетие кризиса
  • Приближающаяся война
  • Гражданская война
  • Отмена рабства
  • Последствия гражданской войны
  • Планы реконструкции президента и Конгресса
  • Конец реконструкции
  • Новый Юг
  • Внимание к Западу
  • Противостояние с коренными американцами
  • C attle, Frontiers, and Farming
  • Конец Frontier
  • Скандал и коррупция Золотого века
  • Культура потребления
  • Восстание профсоюзов
  • Рост городов
  • Жизнь в городе
  • Аграрное восстание
  • Прогрессивный импульс
  • Прогрессивные президенты
  • Мак-Кинли и Рузвельт
  • Тафт и Вильсон
  • Вступление США в Первую мировую войну
  • Мирные конференции 90 004
  • Социальная напряженность
  • Причины и следствия
  • Новый курс
  • Неудачи дипломатии
  • Вторая мировая война
  • Тыл
  • Дипломатия военного времени
  • Конец войны
  • Сдерживание
  • Конфликт в Азии
  • Красная угроза — снова
  • Внутренние улучшения
  • Внешняя политика
  • Борьба с Джимом Кроу
  • Последствия движения за гражданские права
  • Бэби-бум
  • Материальная культура
  • Кеннеди — Джон Ф. Кеннеди
  • LBJ – Линдон Бейнс Джонсон
  • Никсон и внешняя политика
  • Никсон и внутренние проблемы
  • Форд, Картер и Рейган
  • Переход в новое тысячелетие

Экзамен по истории США AP — AP Central

Экзамен AP по истории США имеет одинаковые типы вопросов, правила взвешивания и оценки каждый год, поэтому вы и ваши студенты знаете, чего ожидать в день экзамена.

Раздел I, Часть A: Множественный выбор

55 вопросов | 55 минут | 40% баллов за экзамен

  • Вопросы обычно появляются в наборах из 3–4 вопросов.
  • Учащиеся анализируют исторические тексты, интерпретации и свидетельства.
  • Включены первичные и вторичные источники, изображения, графики и карты.
Раздел I, Часть B: Краткий ответ

3 вопроса | 40 минут | 20% от экзаменационного балла

  • Учащиеся анализируют интерпретации историков, исторические источники и предположения об истории.
  • Вопросы дают учащимся возможность продемонстрировать то, что они знают лучше всего.
  • Некоторые вопросы включают тексты, изображения, графики или карты.
  • Учащиеся выбирают один из двух вариантов последнего обязательного вопроса с кратким ответом, каждый из которых посвящен определенному периоду времени:
    • Вопрос 1 обязателен, включает 1–2 вторичных источника и посвящен историческим событиям или процессам между 1754 и 1980 годами.
    • Вопрос 2 является обязательным, включает 1 первоисточник и посвящен историческим событиям или процессам между 1754 и 1980 годами.
    • Учащиеся выбирают между вопросом 3 (в котором основное внимание уделяется историческим событиям или процессам между 1491 и 1877 г.) и вопрос 4 (в котором основное внимание уделяется историческим событиям или процессам между 1865 и 2001 гг.) для последнего вопроса. Никакие источники не включены ни для Вопроса 3, ни для Вопроса 4.
Раздел II: Вопросы, основанные на документах, и длинное эссе

2 вопроса | 1 час 40 минут | 40% от экзаменационного балла

Вопрос на основе документов (DBQ)

Рекомендуемое время: 1 час (включая 15-минутный период чтения) | 25% от экзаменационного балла

  • Студентам предлагается 7 документов, предлагающих различные точки зрения на историческое развитие или процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *