cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тематический контроль в доу по фэмп по фгос: тематический контроль «Развитие математических представлений у детей посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП» | Материал:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам тематического контроля «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ» (младшая, средняя/старшая, подготовительная к школе группы)

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

по итогам  тематического  контроля

«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

(младшая, средняя/старшая, подготовительная к школе группы)

 

Цель: определить эффективность воспитательно — образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП.

Сроки проведения: с 12.11. по 16.11.2018 г.

Ответственные:  Г.П. Резанцева – заведующий МДОУ «ДС №8»,   Н.Н. Демьяненко  – старший воспитатель                                                                                                    

        

 

        Старшим воспитателем Н. Н. Демьяненко при участии заведующего  Резанцевой Г.П.  и в соответствии с планом работы ДОУ на 2018- 2019 учебный год, на основании приказа № 68   от    25.10.2018 г.,   в   целях    определения  эффективности воспитательно  –  образовательной   работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

 был проведён тематический  контроль  по вышеуказанной теме. 

 

 

            В  период   с   12.11. по 16.11.2018 г. заведующим   МДОУ «ДС   №8» Г.П. Резанцевой  

      и старшим воспитателем Н.Н. Демьяненко проводился тематический контроль       «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Проверка осуществлялась   согласно плану тематического контроля. Были проанализированы следующие  вопросы:

— Оценка профессионального мастерства воспитателя.

— Создание условий в группе.

— Планирование работы.

— Взаимодействие  с родителями.

      Использовались следующие формы и методы контроля:

— Анализ диагностических карт обследования детей.

— Анализ проведения ООД  воспитателями.

— Анализ предметно – развивающей среды (с точки зрения ее содержания).

— Проверка планов с точки зрения планирования:

   работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста во время ООД,

   в свободной и игровой деятельности.

— Анкетирование родителей.

— Анализ наглядной информации для родителей в группе.

       

Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

 

            В результате проведенного   контроля установлено следующее:

           1. Работа педагогов ДОУ по данному направлению осуществляется систематически, по всем требованиям ФГОС ДО, Основной Образовательной Программы МДОУ «ДС   №8»  и  с учетом  возрастных особенностей детей. Обследование уровня развития детей по данной проблеме с  помощью использования  педагогами  методов  наблюдения  и опроса.

дало следующие результаты:

           Из  34  опрошенных  детей   (Средняя / старшая, подготовительная гр.)  

           у 30% — высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, соответствующий программным целям и задачам,  возрасту обучающихся.

           у 60 %   — уровень элементарных математических представлений  проявляется на среднем уровне,  достаточно  много  детей  малоактивных,  равнодушных,  «молчунов»,  особенно  это  наблюдается  в  средней группе;

          у 10% —  низкий уровень применения элементарных математических представлений  в различных видах детской деятельности.

            Таким образом, по результатам мониторинга можно отметить, что у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп элементарные математические представления в основном сформированы в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС ДО.

            2. При  изучении  уровня  профессионального  мастерства  воспитателей  в  ДОУ  прошел  обмен  опытом  между  педагогами – открытый показ организованной  образовательной деятельности по ФЭМП. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка. Все педагоги выбрали игровую форму организации образовательной деятельности.

По результатам  просмотра  были  выявлены  следующие  положительные  моменты: 

·         Просмотр  ООД  в младшей  группе  (воспитатель Смирнова М.М.) показал,  что  дети не очень активны, не все вопросы к детям четко продуманы педагогом. Положительным является то, что удачно смоделирована игровая ситуация.

 

·           В  ООД  старшей группы  (Воспитатель И.Н. Часовская)  использованы также игровые моменты, задания продуманы, интересны, применялись занимательный материал, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционное оборудование.  Дети данной группы    справляются  с  предложенным  материалом, но не   всегда самостоятельно ищут  ответ.

 

·           Просмотр ООД в подготовительной к школе группе (воспитатель Степанова И. В.) показал, что    дети  сохраняют  интерес  на  протяжение  всей  ООД, задания  подобраны   с  учетом  возраста  детей, были применены современные компьютерные и здоровьесберегающие технологии. Однако было недостаточно заданий,  требующих самостоятельного мышления, элементов подготовки детей к школе, отсутствовала работа по подгруппам, в парах.

 

Для  выяснения  уровня  знаний  по  данной  теме  контроля,  воспитателям  был  предложена  карта  самооценки  профессионального мастерства  по  ФЭМП,

Анализ  ответов  показал:

—  96%  педагогов  хорошо знают методики проведения диагностики формирования математических представлений детей, их инд. особенности мышления, внимания, памяти каждого ребенка своей возрастной группы;

— в  вопросах  об  особенностях  организации    ООД по образовательной деятельности  в  соответствии  с  ФГОС ДО  затруднения  возникли  в определении  цели  и задач ООД;

— сложности возникают у педагогов и в формулировке вопросов к детям, использовании их как одного из активизирующих приемов.

   Таким  образом, воспитатели  ориентируются  в методике по ФЭМП, развивающих  технологиях,  особенностях  организации  познавательной  деятельности,  но  имеются  затруднения  в  постанове цели и задач ООД, использовании  этапов  анализа,    разнообразия  мотивации.

            3. Анализ условий, созданных для формирования у детей элементарных математических представлений в младшей, средней/старшей и подготовительной к школе группе показал:

—  во всех трех  группах имеется разнообразный, в  достаточном количестве  раздаточный и демонстрационный материал. Имеющиеся пособия грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по  ФЭМП, развитию логического мышления, памяти;

— во всех группах недостаточное  разнообразие игр математического характера, нет развивающих, интеллектуальных, логико-математических  игр соответственно возрасту детей группы.

—  к сожалению, из — за отсутствия места  ни в одной группе нет центра   занимательной  математики, и все пособия хранятся в шкафу, в недоступном  детям месте.  

            4. Анализ календарного планирования работы по ФЭМП у детей свидетельствует о соблюдении требований образовательной программы ДОУ, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала.

            Регулярно проводится организованная образовательная деятельность по ФЭМП.

            В режимных моментах и в игровой деятельности педагоги младшей, средней/старшей и подготовительной к школе  групп  недостаточно планируют индивидуальную  работу с детьми на развитие логического мышления, памяти, смекалки.

            Анализ планов показал, что в ООД других видов деятельности  не отражается тема математики, развития памяти, логического мышления. Не отражено в планах проведение с детьми интеллектуальных игр, досугов познавательного характера.

            Также в планах   не отражено  взаимодействие с родителями по формированию  у детей элементарных математических представлений.

5.  С  целью  выявления  представлений  родителей  о формировании у детей элементарных математических представлений    в  ДОУ  было  проведено  анкетирование  родителей.

       На вопросы анкеты было  предложено ответить  56 родителям, ответили  42 родителя, что составляет 75 % .

Результаты  показали:

— с требованиями программы детского сада по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста знакомы только  -23% родителей

 

— основной  целью ФЭМП у детей в детском саду считают:

         а) научить считать, решать задачи, выучить цифры – 12% опрошенных  родителей;

         б) научить ориентироваться в пространстве и во времени — 0% опрошенных родителей;

         в) подготовить к обучению в школе -14% опрошенных родителей;

         г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации – 54% опрошенных родителей.

— в детском саду созданы благоприятные условия для развития мышления детей.

     так считают 97% опрошенных родителей.

—  45% опрошенных родителей ответили, что дети иногда играют в развивающие игры.

   Для  поддержания  интереса ребенка к таким играм

   — 38 % опрошенных родителей покупают такие игры;

   — 5%    опрошенных родителей предлагают детям играть в компьютере или телефоне;

— 2% ответили, что иногда играют с детьми в шашки;

   — 55%  опрошенных родителей ответили, что их дети дома в развивающие игры не играют, родители ничего не делают для развития интереса детей к развивающим играм.  

— о наглядной информации в группе  по ФЭМП ответы распределились следующим образом:

       а) информация отсутствует – 47% опрошенных родителей;

       б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание – 0% опрошенных родителей;

       в) информация есть, но крайне скудная – 0% опрошенных родителей;

       г) я не обращаю на нее внимание – 53% опрошенных родителей;

       д) наглядная информация интересна и полезна для меня – 0 % опрошенных родителей.

            Анализ наглядной информации для родителей  во всех проверяемых группах позволяет сделать вывод, что воспитатели уделяют недостаточно внимания взаимодействию ДОУ и семьи по формированию у детей элементарных математических представлений:

— в родительских уголках отсутствует информация  по формированию элементарных математических представлений у детей;

—  мало планируется консультаций для родителей по этому вопросу.

 

Вывод по тематическому контролю.

            Эффективность  работы   педагогов  по формированию элементарных математических   представлений у детей    в  ДОУ  можно считать   удовлетворительной,  при  выполнении  следующих  рекомендаций:

1.      Создать   доступную  насыщенную  предметно-пространственную  среду  для  формирования элементарных математических представлений  у  детей. Организовать  центры  занимательной  математики, периодически  пополнять их развивающими  играми.

2.      Для  обеспечения  устойчивых  познавательных  интересов  у  детей  на  ООД  необходимо  соблюдать  следующие  педагогические  условия:  включение  занимательности  в  содержание  ООД  и  режимные  моменты;  создавать  проблемно-поисковые  ситуации; использовать  этапы  анализа,  открытости,  разные  формы  организации  детей.

3.      Обратить  внимание на систему планирования работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в различных видах деятельности, в организованной  образовательной деятельности других направлений.           

4.      Продумать и разнообразить формы ознакомления родителей  с работой в группе по формированию у детей элементарных математических представлений.

5.      Познакомить  родителей на ближайших родительских собраниях с целями и задачам образовательной области «Познавательное развитие» раздел  «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

6. Подготовить и провести консультацию для родителей «Роль развивающих игр для     всестороннего развития ребенка-дошкольника».

 

 

Заведующий  МДОУ «ДС №8» _____________/ Г.П. Резанцева /

Ст. воспитатель ____________/ Н.Н. Демьяненко /

                                                                 

 

 

С результатами справки ознакомлены:

«___________»  201__ г.                            _____________    Степанова И.В.

« __________ »  201__ г.                            _____________      Смирнова М.М.

«___________ »  201__ г.                             _____________      Часовская И.Н.

«___________»  201__ г.                            _____________      Гоголева Г.Н.

 

 

 

 

 

 

Тематический контроль по фэмп — Детский сад «Кораблик» Нарьян-Мар

В нашем детском саду работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Для работы в этом направлении были запланированы ряд мероприятий:

— Семинар «Первые шаги в математику», который позволил систематизировать знания воспитателей по ФЭМП у детей;

— Консультации: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».

— Открытые просмотры занятий по ФЭМП в старше, речевой и подготовительной группах;

—  Смотр-конкурс зон «Математический уголок»

—  Оформление стенгазеты для родителей «Математическая газета»

        С целью изучения уровня овладения коллективом знаний по ФЭМП и практического их применения проводился тематический контроль.

Результаты следующие:

1. Анализ уровня развития детей.

Для обследования уровня ФЭМП использовались следующие мероприятия:

  • обследование детей всех возрастных групп по специально разработанным схемам;
  • анализ деятельности детей на занятиях;
  • анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
  • анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Было выявлено:

2-я младшая группа № 1 и 2-я младшая группа № 2

68% и 72% владеют навыками счета (счёт в пределах 3), умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

76% и 75% — умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

100% и 98% — умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке.

Лишь 38% и 40% умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко,  далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 40% и 50% детей.

 Средняя № 1 и средняя № 2 группы

 75% и 68% % считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

100% и 100% знают порядковый счет.

75% и 80% хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

54% и 59% употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

100% и 100% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

У 79% и 85% сформированы пространственно-временные представления.

Старшая

83% владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.

72% умеют сравнивать два числа и пользоваться знаками <, >, =. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10.

62% сформированы понятия высоты, ширины, длины.

97% — знают геометрические фигуры и их признаки.

64% могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

895%   сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Подготовительная  группа

100% владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

99% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.

90% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

У 93% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

80% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

90% сформированы пространственно-временные представления.

89% умеют ориентироваться на листе бумаги.

Речевая  

89% группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

89% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.

89% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

86% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

89% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

89% сформированы пространственно-временные представления.

82% умеют ориентироваться на листе бумаги.

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Педагоги владеют знаниями программы по ФЭМП у детей; знают цели и задачи своей возрастной группы. Все педагоги владеют методикой проведения диагностики ФЭМП детей. В работе используют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка своей группы.

При подаче нового материала используют демонстрационный материал; применяют доступные детям формы объяснения; тщательно продумывают вопросы и предполагаемые ответы детей. Речь спокойная.

Все педагоги проводят работу согласно перспективному планированию.

Воспитатели посетили НОД у своих коллег. Затем приняли участие в активном обсуждении. Анализ показал: воспитатели тщательно готовятся. Разрабатывают конспекты НОД, используют доступные формы, демонстрационный материал, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: поддерживают интерес на протяжении всего занятия.

После проведенного мониторинга, воспитатели заполняют индивидуальные маршруты. Где отмечают, над чем нужно поработать с каждым ребенком по ФЭМП.

В циклограммы каждой возрастной группы включены проведения дидактических игр по ФЭМП.

С педагогами было проведено анкетирование, где были выяснены основные проблемы и достижения.

3. Предметно – развивающая среда.

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В группах имеются зоны для ФЭМП. В каждой группе есть математический уголок, в котором размещены: счетный материал, логические игры,  игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.

В каждой группе имеются уголки экспериментирования для исследовательских опытов детей. Мини-лаборатории оснащены разнообразным оборудованием: колбами, лупами, пипетками, воронками, магнитами и т.д.

В речевой группе оборудован центр воды и песка.

Проведенный конкурс математических уголков среди всех возрастных групп показал, что педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по ФЭМП. Все критерии конкурса были выполнены.

4. Планирование работы.

        Проверка перспективных и календарных планов всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по ФЭМП на занятиях, в совместной, в свободной  деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.

        5. Работа с родителями.

На момент проверки в группах оформлена информация для родителей: математические газеты и письменные консультации, рекомендации как проводить дома игры с математическим содержанием. На родительских собраниях освещались возрастные особенности детей.и соответственно какие знания и умения по ФЭМП присущи каждой возрастной группе.

Рекомендации:

  1. систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
  2. Провести консультацию в «Школе молодых педагогов»: «Основные приемы и методы работы в ДОУ по ФЭМП»
  3. Включить тему ФЭМП в качестве годовой задачи в новом учебном году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *