Тематический контроль в доу по фэмп по фгос: тематический контроль «Развитие математических представлений у детей посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП» | Материал:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам тематического контроля «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ» (младшая, средняя/старшая, подготовительная к школе группы)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам тематического контроля
«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
(младшая, средняя/старшая, подготовительная к школе группы)
Цель: определить эффективность воспитательно — образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП.
Сроки проведения: с 12.11. по 16.11.2018 г.
Ответственные: Г.П. Резанцева – заведующий МДОУ «ДС №8», Н.Н. Демьяненко – старший воспитатель
Старшим воспитателем Н. Н. Демьяненко при участии заведующего Резанцевой Г.П. и в соответствии с планом работы ДОУ на 2018- 2019 учебный год, на основании приказа № 68 от 25.10.2018 г., в целях определения эффективности воспитательно – образовательной работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
был проведён тематический контроль по вышеуказанной теме.
В период с 12.11. по 16.11.2018 г. заведующим МДОУ «ДС №8» Г.П. Резанцевой
и старшим воспитателем Н.Н. Демьяненко проводился тематический контроль «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Проверка осуществлялась согласно плану тематического контроля. Были проанализированы следующие вопросы:
— Оценка профессионального мастерства воспитателя.
— Создание условий в группе.
— Планирование работы.
— Взаимодействие с родителями.
Использовались следующие формы и методы контроля:
— Анализ диагностических карт обследования детей.
— Анализ проведения ООД воспитателями.
— Анализ предметно – развивающей среды (с точки зрения ее содержания).
— Проверка планов с точки зрения планирования:
работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста во время ООД,
в свободной и игровой деятельности.
— Анкетирование родителей.
— Анализ наглядной информации для родителей в группе.
Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.
В результате проведенного контроля установлено следующее:
1. Работа педагогов ДОУ по данному направлению осуществляется систематически, по всем требованиям ФГОС ДО, Основной Образовательной Программы МДОУ «ДС №8» и с учетом возрастных особенностей детей. Обследование уровня развития детей по данной проблеме с помощью использования педагогами методов наблюдения и опроса.
Из 34 опрошенных детей (Средняя / старшая, подготовительная гр.)
у 30% — высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, соответствующий программным целям и задачам, возрасту обучающихся.
у 60 % — уровень элементарных математических представлений проявляется на среднем уровне, достаточно много детей малоактивных, равнодушных, «молчунов», особенно это наблюдается в средней группе;
у 10% — низкий уровень применения элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности.
Таким образом, по результатам мониторинга можно отметить, что у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп элементарные математические представления в основном сформированы в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС ДО.
2. При изучении уровня профессионального мастерства воспитателей в ДОУ прошел обмен опытом между педагогами – открытый показ организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка. Все педагоги выбрали игровую форму организации образовательной деятельности.
По результатам просмотра были выявлены следующие положительные моменты:
· Просмотр ООД в младшей группе (воспитатель Смирнова М.М.) показал, что дети не очень активны, не все вопросы к детям четко продуманы педагогом. Положительным является то, что удачно смоделирована игровая ситуация.
· В ООД старшей группы (Воспитатель И.Н. Часовская) использованы также игровые моменты, задания продуманы, интересны, применялись занимательный материал, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционное оборудование. Дети данной группы справляются с предложенным материалом, но не всегда самостоятельно ищут ответ.
· Просмотр ООД в подготовительной к школе группе (воспитатель Степанова И. В.) показал, что дети сохраняют интерес на протяжение всей ООД, задания подобраны с учетом возраста детей, были применены современные компьютерные и здоровьесберегающие технологии. Однако было недостаточно заданий, требующих самостоятельного мышления, элементов подготовки детей к школе, отсутствовала работа по подгруппам, в парах.
Для выяснения уровня знаний по данной теме контроля, воспитателям был предложена карта самооценки профессионального мастерства по ФЭМП,
Анализ ответов показал:
— 96% педагогов хорошо знают методики проведения диагностики формирования математических представлений детей, их инд. особенности мышления, внимания, памяти каждого ребенка своей возрастной группы;
— в вопросах об особенностях организации ООД по образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО затруднения возникли в определении цели и задач ООД;
— сложности возникают у педагогов и в формулировке вопросов к детям, использовании их как одного из активизирующих приемов.
Таким образом, воспитатели ориентируются в методике по ФЭМП, развивающих технологиях, особенностях организации познавательной деятельности, но имеются затруднения в постанове цели и задач ООД, использовании этапов анализа, разнообразия мотивации.
3. Анализ условий, созданных для формирования у детей элементарных математических представлений в младшей, средней/старшей и подготовительной к школе группе показал:
— во всех трех группах имеется разнообразный, в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал. Имеющиеся пособия грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по ФЭМП, развитию логического мышления, памяти;
— во всех группах недостаточное разнообразие игр математического характера, нет развивающих, интеллектуальных, логико-математических игр соответственно возрасту детей группы.
— к сожалению, из — за отсутствия места ни в одной группе нет центра занимательной математики, и все пособия хранятся в шкафу, в недоступном детям месте.
4. Анализ календарного планирования работы по ФЭМП у детей свидетельствует о соблюдении требований образовательной программы ДОУ, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала.
Регулярно проводится организованная образовательная деятельность по ФЭМП.
В режимных моментах и в игровой деятельности педагоги младшей, средней/старшей и подготовительной к школе групп недостаточно планируют индивидуальную работу с детьми на развитие логического мышления, памяти, смекалки.
Анализ планов показал, что в ООД других видов деятельности не отражается тема математики, развития памяти, логического мышления. Не отражено в планах проведение с детьми интеллектуальных игр, досугов познавательного характера.
Также в планах не отражено взаимодействие с родителями по формированию у детей элементарных математических представлений.
5. С целью выявления представлений родителей о формировании у детей элементарных математических представлений в ДОУ было проведено анкетирование родителей.
Результаты показали:
— с требованиями программы детского сада по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста знакомы только -23% родителей
— основной целью ФЭМП у детей в детском саду считают:
а) научить считать, решать задачи, выучить цифры – 12% опрошенных родителей;
б) научить ориентироваться в пространстве и во времени — 0% опрошенных родителей;
в) подготовить к обучению в школе -14% опрошенных родителей;
г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации – 54% опрошенных родителей.
— в детском саду созданы благоприятные условия для развития мышления детей.
так считают 97% опрошенных родителей.
— 45% опрошенных родителей ответили, что дети иногда играют в развивающие игры.
Для поддержания интереса ребенка к таким играм
— 38 % опрошенных родителей покупают такие игры;
— 5% опрошенных родителей предлагают детям играть в компьютере или телефоне;
— 2% ответили, что иногда играют с детьми в шашки;
— 55% опрошенных родителей ответили, что их дети дома в развивающие игры не играют, родители ничего не делают для развития интереса детей к развивающим играм.
— о наглядной информации в группе по ФЭМП ответы распределились следующим образом:
а) информация отсутствует – 47% опрошенных родителей;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание – 0% опрошенных родителей;
в) информация есть, но крайне скудная – 0% опрошенных родителей;
г) я не обращаю на нее внимание – 53% опрошенных родителей;
д) наглядная информация интересна и полезна для меня – 0 % опрошенных родителей.
Анализ наглядной информации для родителей во всех проверяемых группах позволяет сделать вывод, что воспитатели уделяют недостаточно внимания взаимодействию ДОУ и семьи по формированию у детей элементарных математических представлений:
— в родительских уголках отсутствует информация по формированию элементарных математических представлений у детей;
— мало планируется консультаций для родителей по этому вопросу.
Вывод по тематическому контролю.
Эффективность работы педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей в ДОУ можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций:
1. Создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для формирования элементарных математических представлений у детей. Организовать центры занимательной математики, периодически пополнять их развивающими играми.
2. Для обеспечения устойчивых познавательных интересов у детей на ООД необходимо соблюдать следующие педагогические условия: включение занимательности в содержание ООД и режимные моменты; создавать проблемно-поисковые ситуации; использовать этапы анализа, открытости, разные формы организации детей.
3. Обратить внимание на систему планирования работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в различных видах деятельности, в организованной образовательной деятельности других направлений.
4. Продумать и разнообразить формы ознакомления родителей с работой в группе по формированию у детей элементарных математических представлений.
5. Познакомить родителей на ближайших родительских собраниях с целями и задачам образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
6. Подготовить и провести консультацию для родителей «Роль развивающих игр для всестороннего развития ребенка-дошкольника».
Заведующий МДОУ «ДС №8» _____________/ Г.П. Резанцева /
Ст. воспитатель ____________/ Н.Н. Демьяненко /
С результатами справки ознакомлены:
«___________» 201__ г. _____________ Степанова И.В.
« __________ » 201__ г. _____________ Смирнова М.М.
«___________ » 201__ г. _____________ Часовская И.Н.
«___________» 201__ г. _____________ Гоголева Г.Н.
Тематический контроль по фэмп — Детский сад «Кораблик» Нарьян-Мар
В нашем детском саду работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Для работы в этом направлении были запланированы ряд мероприятий:
— Семинар «Первые шаги в математику», который позволил систематизировать знания воспитателей по ФЭМП у детей;
— Консультации: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».
— Открытые просмотры занятий по ФЭМП в старше, речевой и подготовительной группах;
— Смотр-конкурс зон «Математический уголок»
— Оформление стенгазеты для родителей «Математическая газета»
С целью изучения уровня овладения коллективом знаний по ФЭМП и практического их применения проводился тематический контроль.
Результаты следующие:
1. Анализ уровня развития детей.
Для обследования уровня ФЭМП использовались следующие мероприятия:
- обследование детей всех возрастных групп по специально разработанным схемам;
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Было выявлено:
2-я младшая группа № 1 и 2-я младшая группа № 2
68% и 72% владеют навыками счета (счёт в пределах 3), умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
76% и 75% — умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
100% и 98% — умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке.
Лишь 38% и 40% умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.
Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 40% и 50% детей.
Средняя № 1 и средняя № 2 группы
75% и 68% % считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.
100% и 100% знают порядковый счет.
75% и 80% хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.
54% и 59% употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
100% и 100% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
У 79% и 85% сформированы пространственно-временные представления.
Старшая
83% владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.
72% умеют сравнивать два числа и пользоваться знаками <, >, =. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10.
62% сформированы понятия высоты, ширины, длины.
97% — знают геометрические фигуры и их признаки.
64% могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.
895% сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Подготовительная группа
100% владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.
99% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.
90% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).
У 93% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
80% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.
90% сформированы пространственно-временные представления.
89% умеют ориентироваться на листе бумаги.
Речевая
89% группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.
89% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.
89% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).
86% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
89% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.
89% сформированы пространственно-временные представления.
82% умеют ориентироваться на листе бумаги.
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Педагоги владеют знаниями программы по ФЭМП у детей; знают цели и задачи своей возрастной группы. Все педагоги владеют методикой проведения диагностики ФЭМП детей. В работе используют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка своей группы.
При подаче нового материала используют демонстрационный материал; применяют доступные детям формы объяснения; тщательно продумывают вопросы и предполагаемые ответы детей. Речь спокойная.
Все педагоги проводят работу согласно перспективному планированию.
Воспитатели посетили НОД у своих коллег. Затем приняли участие в активном обсуждении. Анализ показал: воспитатели тщательно готовятся. Разрабатывают конспекты НОД, используют доступные формы, демонстрационный материал, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: поддерживают интерес на протяжении всего занятия.
После проведенного мониторинга, воспитатели заполняют индивидуальные маршруты. Где отмечают, над чем нужно поработать с каждым ребенком по ФЭМП.
В циклограммы каждой возрастной группы включены проведения дидактических игр по ФЭМП.
С педагогами было проведено анкетирование, где были выяснены основные проблемы и достижения.
3. Предметно – развивающая среда.
Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В группах имеются зоны для ФЭМП. В каждой группе есть математический уголок, в котором размещены: счетный материал, логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.
В каждой группе имеются уголки экспериментирования для исследовательских опытов детей. Мини-лаборатории оснащены разнообразным оборудованием: колбами, лупами, пипетками, воронками, магнитами и т.д.
В речевой группе оборудован центр воды и песка.
Проведенный конкурс математических уголков среди всех возрастных групп показал, что педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по ФЭМП. Все критерии конкурса были выполнены.
4. Планирование работы.
Проверка перспективных и календарных планов всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по ФЭМП на занятиях, в совместной, в свободной деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.
5. Работа с родителями.
На момент проверки в группах оформлена информация для родителей: математические газеты и письменные консультации, рекомендации как проводить дома игры с математическим содержанием. На родительских собраниях освещались возрастные особенности детей.и соответственно какие знания и умения по ФЭМП присущи каждой возрастной группе.
Рекомендации:
- систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
- Провести консультацию в «Школе молодых педагогов»: «Основные приемы и методы работы в ДОУ по ФЭМП»
- Включить тему ФЭМП в качестве годовой задачи в новом учебном году.