cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Стрекоза и муравей басня на новый лад: Сценка «Стрекоза и Муравей» на новый лад | Картотека (подготовительная группа):

Содержание

Старые сказки на новый лад

Репка (на новый лад)

Автор: Посадил дед репку.
Посадил, а полить ее забыл.

Дед: Эх, надо бы репку полить!
Нет уж, лучше посижу
Да футбол погляжу.
Эй, бабка, надо бы репку полить.

Бабка: Я устала. Полежу,
Сериал свой догляжу.
Эй, внучка, надо бы репку полить.

Внучка: Не могу. Сегодня с Петей я
иду на дискотеку.
Жучка, надо бы репку полить.

Жучка: Нет, на вас я удивляюсь,
Я ведь репкой не питаюсь.
Кошка, надо бы репку полить.

Кошка: Не могу. Мне в шубе душно
И к овощам я равнодушна.
Эй, мышка, надо бы репку полить.

Мышка: Нет, идти к вам погожу,
В мышеловку угожу.

Автор: Семья работать не хотела,
А лето быстро пролетело.
Собрался народ,
Заглянул в огород,
Ничего не поймет – лишь трава растет.
Чешет затылок дедка.

Дед: Куда же девалась репка?

Мораль: Хочешь кушать – не ленись,
А старайся, трудись.
“Как потопали,
Так и полопали”.

Стрекоза и муравей (басня на новый лад)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное гуляла,
Все скакала, да порхала.
Скажем прямо: не скучала.

У компьютера сидела,
Фильмы в телеке глядела,
В телефоне все копалась,
Да на роликах каталась.

Очень близко, рядом с ней
Жил учитель Муравей
Летом спортом занимался,
Много книг читать старался.

Стрекоза над ним смеялась
И буквально издевалась:
“Брось ты всю науку эту,
Побежим на дискотеку
Летом надо отдыхать,
А не с книжкой засыхать”.

Лето быстро пролетело,
Осень уж катит в глаза.
И уверенно, и смело
В класс влетает Стрекоза.
Школьный прозвенел звонок,
Муравей ведет урок:

“Расскажи-ка всем нам в классе,
Что ты знаешь о Кузбассе?”.

“Это кинотеатр такой,
Фильм идет там неплохой
Я на нем в 3D сидела
И во все глаза глядела”.

(В ужасе наш Муравей
Покраснел аж до бровей).

“Отвечай без промедленья
Нам таблицу умноженья.
Дважды два?”

“Не помню я”.

“Пятью пять”.

“Не знаю, я вопросы ваши
Плохо понимаю”.

И с мольбою Стрекоза
Муравью глядит в глаза:
“Помоги мне, кум мой милый,
Дай ты мне собраться с силой,
Научи, чему обучен,
Дай мозги собрать мне в кучу”.

“Кумушка, мне странно это
Повторяла ли ты летом?”.

“До того ль, голубчик, было
В летних лагерях у нас
Песни, пляски каждый час.
Так, что голову вскружило.
И роман я закрутила,

Все на свете позабыла”.

“А так ты…” – “Я без души
Лето красное все пела…”.

“Ты все пела? Это дело:
Ставлю два – иди пляши!”.

Мораль такая басни нашей
И каждый ученик ее поймет:
Кто летом много беззаботно пляшет,
Тот осенью обычно слезы льет.

сценарий сказки Стрекоза и муравей

МОУ «Красногорская СОШ №1»

Фестиваль

«Радуга друзей»

Сценарий сказки «Стрекоза и Муравей»

Сочинила

Дмитриева Елена Григорьевна

МОУ Красногорская СОШ №1,

Звениговский район,

Республика Марий Эл

Сценарий сказки «Стрекоза и муравей»

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

БАБОЧКИ

ЗАЙЦЫ

МЕДВЕДИ

Автор

Мы спектакль свой начинаем –

«Стрекоза и муравей».

В сказку басню приглашаем

Всех: и взрослых, и детей.

Сочинил её когда-то

Добрый дедушка Крылов.

А сегодня мы, ребята,

Вспомним басню эту вновь.

(На переднем плане сцены появляется Муравей.

Муравей

Я Муравей,

Всем здравствуйте, привет!

Трудолюбивей

Существа на свете нет!

Я всех зверей собрал,

Всем дал работу.

В разгаре лето –

Всем гулять охота.

Но помнить мы должны

Не только о веселье,

Построим дом – и будет новоселье!

Автор

Веселье — потом,

Сначала строим дом.

Веселье – потом,

Сначала строим дом!

(Муравей постукивает молотком, изображая строителя. На переднем плане сцены появляются пританцовывая бабочки, в руках ведерки и лопатки).

Бабочка

Как прекрасно наше лето!

Ярким солнцем всё согрето.

Будем весело порхать

И пыльцу с цветов сбирать.

Автор

Трудятся пчелы, звери и птицы.

А по-другому жить не годится!

(появляется разодетая в яркий наряд Стрекоза)

Стрекоза:

Бабочки-красавицы,

Что вы тут летаете?

Бабочки:

Мы пыльцы насобираем,

Из неё мы клея сварим.

Звери строят новый дом,

Будут жить зимою в нем.

Стрекоза:

Вы торопитесь напрасно,

Как тепло в лесу, прекрасно!

Мне не нужен летом дом,

Дом построю я потом.

Какая красота!

Цветы, листочки, травы!

В деревьях и кустах –

Всё резвость, всё забавы.

Мечтаю я о том, Чтоб лету не кончаться.

Мне каждый кустик – дом,

И я хочу смеяться.

Хи-хи, ха-ха!

Заботы – чепуха!

Ха-ха, хи-хи!

Работают лишь только чудаки!

(Стрекоза смеётся и улетает. На передний план сцены выходят зайцы.

(На сцене снова появляется Стрекоза)

Стрекоза:

Ну, а вы зачем стучали?

Всех ворон перепугали.

Заяц:

Звери строят новый дом,

Будут жить зимою в нем.

Стрекоза.

Вот нашли себе заботу-

Летом строить зимний дом.

Не хочу сейчас работать,

Дом построю я потом!

(Улетает, напевая.)

Хи-хи, ха-ха!

Заботы – чепуха!

(На сцене появляются медведи. Они тащат бревна.

(На сцену вылетает Стрекоза.)

Стрекоза:

Неужели не устали?

Сколько бревен натаскали!

Медведи:

Мишки любят потрудиться,

Нам лениться не годится!

Стрекоза:

Мне не нужен летом дом,

Дом построю я потом.

(Улетает, напевая.)

Ха-ха, хи-хи!

Работают лишь только чудаки!

(Звери ставят дом.

Муравей:

Наконец готов наш дом,

В нем мы дружно заживем!

(Звери входят в дом.

Автор

Летние денечки быстро пролетели,

Желтые листочки на землю слетели.

Желтые листочки на землю слетели.

Льется дождик частый, ветер задувает,

На дворе ненастье, ах, как холодает!

На дворе ненастье, холодает!

(На авансцену выходит Муравей и начинает месить тесто для пирога.

Напеку я много плюшек

Для своих друзей зверушек,

Ведь сегодня новоселье,

Значит праздник и веселье.

Все

Веселье, веселье,

В лесу у нас веселье.

Веселье, веселье,

В лесу у нас веселье!

(Появляется Стрекоза. Дрожит от холода.)

Стрекоза:

Ой, как холодно кругом!

(Оглядывается.)

Вот так счастье – новый дом!

(Подходит к Муравью. )

Здравствуй, добрый Муравей,

Ты сегодня ждешь гостей?

Пожалей меня, кум милый,

Покорми и обогрей.

Муравей: (строго)

Летом все зверье трудилось,

Ты же только веселилась.

Лето целое пропела,

А работать не хотела.

Стрекоза:

Я все пела да гуляла,

Даже чуточку устала.

Муравей:

Нарезвилась от души,

А теперь иди, пляши!

Стрекоза:

Ой, пришла беда моя!

Ой, зимой погибну я (плачет).

Все:

Летом все зверье трудилось,

Ты же только веселилась…

Стрекоза:

Вы, пожалуйста, простите,

В новый дом меня пустите.

Буду печку я топить,

Буду воду я носить.

Поняла я все, друзья,

Мне без вас прожить нельзя!

Муравей:

Может, нам ее простить?

В дом пустить и угостить?

Ведь у всех сегодня праздник!

(Зайцу.)

Как ты думаешь, проказник?

Заяц:

Думаю ее простить

И на праздник пригласить!

(Все участники спектакля выстраиваются в полукруг.

Автор.

1.Все дети любят сказки,

Волшебный добрый мир,

2.Хорошую развязку,

В конце – веселый пир.

3.Мы наше представленье

Закончить не спешим

4.И всех на угощенье

Сегодня пригласим.

Автор

Сказка, сказка, ах, какая прелесть!

Сказка, сказка – это наша жизнь.

В сказке солнце, дождь и листьев шелест.

Расставаться с ней не торопись. Кланяются и уходят со сцены.)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/290909-scenarij-skazki-strekoza-i-muravej

Прочитайте прыгающую стрекозу. Иван Крылов

Кто такие Стрекоза и Муравей, знает каждый взрослый. Пришло время познакомить вашего ребенка с этими яркими персонажами знаменитой басни «Стрекоза и Муравей».

Басня «Стрекоза и Муравей».

Прыгун Стрекоза
Красное лето запело
Не успел оглянуться
Как зима катит в глаза.
Умерло поле,
Нет больше светлых дней,
Как под каждым листом
И стол, и дом были готовы.

Все пропало: с холодной зимой
Нужда, голод приходит
Стрекоза больше не поет
И кто будет против
На животе петь голодному!
Злая тоска унылая,
Она ползет к Муравью:
Не оставляй меня, милый друг!
Дай мне сил собраться
И до весны только дней
Накорми и согрей!

Сплетник, мне это странно:
Вы летом работали?
Муравей говорит ей.

До этого, дорогая, было?
В мягких муравьях у нас —
Песни, шалости каждый час,
Чтоб голова вскружилась.

Ах, так ты…

Я пропел все лето без души.

Вы все пели? Это дело:
Так что давай, танцуй!

Мораль басни Крылова «Стрекоза и Муравей».

Мораль басни «Стрекоза и Муравей» о трудолюбивом муравье и легкомысленной стрекозе заключена в двух последних строчках произведения со смыслом, что нельзя сегодня все время жить и только развлекаться, вы также нужно работать, даже если ты совсем не хочешь этого делать, потому что никто, кроме тебя самого, конечно же, никогда о тебе не позаботится.

Разбор басни «Стрекоза и Муравей».

По своей сути басня «Стрекоза и Муравей» является переводом одной из басен («Цикада и Муравей») другого автора — Жана де Лафонтена, сюжет которой также не оригинален. Оно заимствовано из произведений древнегреческого баснописца Эзопа. Тем не менее произведения и Лафонтена, и Крылова сложно назвать простым переводом, так как каждое из них адаптировано к определенному народу и их быту, характерному для времени и места проживания автора.

Крылов написал басню «Стрекоза и Муравей» в начале XIX века, поэтому неудивительно, что ее главным положительным героем стал трудолюбивый муравей, который, как и все крестьяне того времени, не покладая рук трудился все лето, чтобы не голодать зимой. Стрекоза в то время жила в свое удовольствие, веселилась и даже не думала о том, что будет делать, когда наступят холода. Когда наступили холода, Прыгуну ничего не оставалось, как пойти к Муравью просить милостыню. Муравей, внимательно поинтересовавшись, чем все это время занимается Стрекоза, понимает, что во всех его бедах виновата именно Стрекоза, поэтому вместо крова и еды он в шутку издевается над легкомысленным насекомым. Отсюда мораль о необходимости заботиться о будущем уже сегодня.

Крылатые выражения из басни «Стрекоза и Муравей».

  • «Вы все пели? Это дело: Так что давай, танцуй!» — с момента написания басни означает насмешку/упрек в адрес беззаботного человека.
  • «Прыгающая стрекоза» — употребляется в современной речи для характеристики легкомысленной, ветреной женщины.

Арьянов Н., Кривохижин В.

Руководитель проекта:

Сабинская Татьяна Ануприевна

Учреждение:

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

В научно-исследовательская работа по литературе «Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»

авторы изучают историю создания известной басни, выполняют литературоведческий и биологический анализ произведения. Проводится опрос, осуществляется литературно-биологическое сопоставление персонажей, устанавливаются междисциплинарные связи.

Введение
Глава 1. Басня и великие баснописцы.
Глава 2. История создания басни «Стрекоза и Муравей»
Глава 3. Литературно-биологический анализ басни.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложения.

Введение

Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы каждому с раннего детства. Но уверены ли вы, что хорошо знаете всеми любимые произведения и все, что с ними связано?

Если прочитать знакомые строки повнимательнее, то может возникнуть много вопросов. Это стало для меня такой загадкой.

басня «Стрекоза и муравей» . Почему баснописец сделал этих насекомых своими героями?

Выделенное противоречие позволило определить исследовательскую задачу: в чем секрет басни Крылова?

Объект исследования: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей».

Объект исследования: изображений стрекозы и муравья с точки зрения литературы и энтомологии.

Исследовательская гипотеза: замысел автора басни будет более понятен, если мы узнаем историю создания басни и анализируем образы главных героев.

Басни И.А. Крылова входят в школьную программу литературы, поэтому данное исследование является актуальным, так как поможет мне и моим одноклассникам в понимании творчества великого русского баснописца.

Цель исследования: узнать историю создания басни И.А. Крылова»

стрекоза и муравей» и выполнить литературно-биологический анализ произведения.

Цели исследования:

  • изучение литературных источников по истории басен разных авторов;
  • изучить литературу о насекомых;
  • провести опрос учащихся классов с целью выявления информации, которую они знают о баснях Крылова;
  • провести литературно-биологическое сравнение героев басни;
  • на основе проделанной работы установить межпредметные связи и сделать вывод о роли различных объектов в формировании разнообразной картины мира.

Методы исследования:

  1. Опрос одноклассников;
  2. Анализ источников информации;
  3. Сравнительный анализ.

Практическая значимость исследования:
Фактический материал, выводы и результаты научно-исследовательской работы могут быть использованы в качестве дополнительного (иллюстративного) материала при изучении литературы, биологии, внеурочной деятельности.

Глава 1. Басня и великие баснописцы

Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, знакомясь уже в начальной школе. Встречает и тут же забывает.

Басня — довольно непопулярный жанр, так как воспринимается только как нравоучительный, или, в крайнем случае, как небольшой рассказ развлекательного плана.

Басня незаслуженно остается в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы просто мало о ней знаем!?

Что за басня , откуда она взялась , из чего она «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке? Попробуем разобраться.

  1. Каких известных баснописцев вы знаете?
  2. О каких баснях И.
    А. Крылова ты читал?
  3. Кто стал героем Крыловских демонов?
  4. Знаете ли вы историю басни Стрекоза и Муравей?

100% учащихся назвали имя И.А. Крылова, 45% помнили Эзопа.

— «Ворона и лиса»;
— «Свинья под дубом»;
— «Волк в конуре»;
— Стрекоза и Муравей.

Героями басен были животные и насекомые. А историю басни Стрекоза и Муравей мало кто знает.

« Басня — аллегорический, поучительный рассказ, басня, басня, притча, где принято изображать животных и даже вещи словесно ». [№2, т.1, стр. 52]
« Басня — короткое аллегорическое нравоучительное стихотворение, рассказ «. [№4, стр. 37]

Самыми известными в мире были, пожалуй, только три мудреца-баснописца: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш русский «дедушка Крылов». Гоголь назвал собрание Басни Крылова «книга мудрости самого народа». Франция, Германия и Англия.

Эзоп считается основоположником басни как жанра, а также создателем художественного языка аллегории, эзоповского языка, не утратившего своей актуальности с древнейших времен до наших дней.



Эзоп — полулегендарный деятель древнегреческой литературы, баснописец, живший в 11 веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом, сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь о том, что Эзоп был рабом на острове Самос, затем был освобожден, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит.

Он не мог откровенно осуждать человеческие пороки, поэтому обращался к басням, в которых выражал свои мысли не прямо, а с помощью замысловатых аллегорий: говорят о лисе и винограде, а нужно иметь в виду человека и объект его устремлений.

Его басни давно прославлены на весь мир, и все последующие баснописцы испытали влияние его таланта.

Жан де Лафонтен — тоже известный, но только французский баснописец. Его отец служил в лесном ведомстве, и детство Лафонтена прошло среди лесов и полей. В 1668 г. появились первые шесть сборников басен под скромным названием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном».

Художественная значимость басен Лафонтена обусловлена ​​их образным языком, богатством и разнообразием поэтической формы.

Великоросс баснописец И.А. Крылов — писатель редкой судьбы. Родился в Москве в семье небогатого армейского капитана. После выхода отца на пенсию семья поселилась в Твери. После смерти отца семья осталась без средств к существованию, и с десятилетнего возраста Крылову пришлось работать писцом в тверском дворе.

Зимой 1782 года Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашел то, о чем мечтал: образованных людей, книги, театр. Он создал новый сатирический журнал «Зритель», который сразу стал популярным.

Он открыл для себя свой счастливый жанр — басню. В ней соединились все грани его писательского таланта. Всего при жизни Крылова было издано девять сборников басен. Когда его спросили, почему он выбрал такое стихотворение, он сказал: Ведь за меня говорят мои животные ».

Глава 2.

История создания басни «Стрекоза и Муравей».


В 1808 году вышла басня Ивана Андреевича Крылова « стрекоза и муравей» Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он перевел на русский язык басню « цикада и муравей » французского поэта Жана де Лафонтена (1621- 1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у великого греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Зимой муравей вытащил из укромного места на просушку свои припасы, которые накопил за лето. Голодный кузнечик умолял его дать ему еды, чтобы выжить. Муравей спросил его: Что ты делал этим летом? «. Кузнечик ответил: Пел без отдыха «. Муравей засмеялся и, убирая припасы, сказал: « Танцуй зимой, если пел летом ».

Лафонтен изменил этот сюжет. Самец кузнечика Эзопа превратился в самку цикады Лафонтена. Поскольку слово « ant » ( la Fourmi ) во французском языке тоже женского рода, то и история получилась не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

В басне Лафонтена разговаривают два соседа: хозяйственный Муравей и легкомысленная цикада.

Лето целое цикада
День за днём Рад был петь.
Но лето уходит красное,
И нет припасов на зиму.
Она не голодала
Она побежала к Муравью,
Если возможно, одолжите еды и питья у соседки.
«Как только снова к нам придет лето,
Все готово вернуться сполна, —
Обещает ей Цикада. —
Я передам слово, если надо.»
Муравей крайне редко
В долг дает, вся беда в этом.
«Что ты делал летом?» —
Она говорит своей соседке.
«День и ночь, не вини меня,
Она пела всем вокруг песни.
«Если так, то я очень счастлива!
А теперь танцуй!»

Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравья еды, она просит еды в кредит.Однако Муравей отказывает соседке, обрекая ее на голодную смерть.То, что между строк Лафонтен предсказывает цикаде смерть, понятно от того, что цикада была выбрана в качестве главного героя.

В диалоге Платона «Федр» о цикадах рассказывается следующая легенда: «Цикады были когда-то людьми, еще до рождения Муз. удовольствие, что среди песен забыли о еде и питье и в самозабвении умерли.От них пошла порода цикад: они получили от Муз такой подарок, что, родившись, нуждаются не в пище, а сразу, без пищу и питье, они начинают петь, пока не умрут.0003

Итак, речь идёт о цикаде в первоисточнике. Это действительно голосистое насекомое, как говорят. И поет и танцует. А вот цикады водились в Средиземноморье. Да и название «Цикада и Муравей» воспринималось как нечто иностранное.

А. Крылов писал для простых людей. Поэтому он заменяет иноземную цикаду русской стрекозой, наделяя ее некоторыми чертами кузнечика, ближайшего родственника южной цикады.

И.А. Крылов не только переводил. И переосмыслил басню Лафонтена. Так появилась оригинальная пара Стрекоза и Муравей, над которой смеется и глубоко задумывается не одно поколение читателей.

Глава 3. Литературно-биологический анализ басни


Каждая строчка этой басни — совершенство! Персонажи живые, яркие, узнаваемые. Я. Крылов называет Стрекоза Прыгун. Одним словом, автор басни раскрывает беззаботный характер этого персонажа (игривость, песни каждый час).

Стрекоза просит приюта только до весны дней. Это много, потому что только поздняя осень, а запасы нужно беречь до весны.

Но стрекоза этого не понимает. Ведь работать она не привыкла, на зиму не запаслась, небрежный характер погубит Стрекозу.

А теперь давайте посмотрим на этого персонажа басни с биологической точки зрения и выясним, насколько литературный образ стрекозы соответствует ее биологическим характеристикам.

Если проанализировать эту басню с точки зрения энтомологии (науки о насекомых), то можно найти много ошибок. Обратимся к тексту басни. Вот строки произведения, где описанные И.А. Крылов, факты не соответствуют действительности.

Стрекоза

При создании этого образа Муравей Крылов использует только один глагол, характеризующий героя. Он спрашивает: « Вы работали летом? «. Это жизненная философия Муравья, это для него главное, поэтому других характеристик не требуется. Все чисто. Муравей во всех литературных и фольклорных произведениях показан как неутомимый труженик. Он трудолюбив, вынослив, настойчив.

А насколько литературный образ муравья совпадает с его биологическими характеристиками?

Хотя о муравье в работе практически ничего не написано, наше представление о нем почти полностью совпадает с имеющимися у нас данными: муравьи трудолюбивы, они постоянно что-то делают все лето.

Муравей

На основании проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что литературный образ совершенно не совпадает с биологическим портретом насекомого.

Так что Крылов элементарных вещей не знал. Конечно, это неправда. Вышеуказанные «ошибки» можно отнести к блестящему переосмыслению классических образов.

Заключение

Работая над проектом, мы убедились, что мир произведения искусства и мир дикой природы разные. Художественный мир – это мир искусства, созданный воображением автора.

И Крылову вовсе не обязательно было быть биологом, чтобы его труд остался на века, говоря о нравственных ценностях.

Мы любим эти басни, и всем понятен их нравоучительный смысл.

Данная исследовательская работа (проект) по литературе «Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» позволила нам совершенно по-новому взглянуть не только на данное произведение, но и на школьные предметы, изучаемые в школе.

Насколько отличается Стрекоза в басне И.А. Крылова и в мире живой природы и насколько реалистично изображен Муравей. При столь разных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.

Список использованной литературы

1. Крылов И.А. Басни. — М.: Просвещение, 1985.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1988.

3. Аттенборо Д. «Мир насекомых» — Дрофа, 2011.

Приложение

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Прыгун Стрекоза
Лето пело красное;
Не успел оглянуться
Как зима катит в глаза.
Поле мертво;
Нет больше светлых дней,
Как под каждым листом
И стол, и дом были готовы.
Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит;
Стрекоза больше не поет:
А кто будет против
На живот голодным петь!
Злая тоска унылая,
Она ползет к Муравью:
«Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне силы собраться
И до весны только дней
Накорми и согрей!» —
«Сплетник, мне вот это странно:
Вы летом работали? —
Муравей говорит ей.
«До этого, батенька, было?
В мягких муравьях у нас
Песен, игривости каждый час,
Так голова закружилась.» —
«Ах, так ты…» — «Я без души
Целое лето пела. —
«Вы все пели? это дело:
Так что давай, танцуй!»

«Прыжок Драконфляй
Красный лето Sang…»
(«Dragonfly and Ant»,
I. A. Krylov)

S T R E C O Z A I M U R A V E Y
(ДВА СОДЕЛИ …)

Dragonfly
Summer Sang; не успеешь оглянуться
Как зима катит в глаза
Как-то смотрит — под простыню —
Старый желудь — чей-то дом.
На пороге — Муравей:
(Он был ей, типа, крестным отцом)
«Да ты летом работал?», —
Понеслось. — «Это странно!»
Стрекоза отвечает, —
«Я пела! Ну, он сказал!
«А теперь мой кум..?», —
«Я в казино ночью!
Один из Жуков держит.
Сейчас розыгрыш призов.»
И помчался, подняв пыль,
Наняв тройку саранчи.
Муравей выругался.
Снова взял лопату…

«Все пропало: с холодной зимой
Нужда, голод идет»;
Муравей ждёт суку
Чтоб прогнать! Вот… слышит шум —
Выбегает! — «Здравствуй, кума! «, —
Стрекоза машет ему рукой.
Глаза светятся блеском!
«Ты… всё… пел… это… дело», —
Только успел запнуться…
«Извини — Я снова тороплюсь!
Ресепшн винных погребов
И фуршет! Ну и будь здоров!».
Наш герой кислый… Унылый
Злая тоска… Самогон
Льется с тоски без закуски,
В своем подвале… «По-русски».

«Погибло чистое поле;
Нет больше тех светлых дней»;
Муравей ни пьет, ни ест —
В мыслях все тащит крест:
«Поползешь…» До весенних дней
Накорми и согрей, —
Скажи… «Только… какое чудо!
Видит — Стрекоза! Куда?!
Дальше… Ну-ну! Сам, грозный —
Из жуков классных — Навоз!
Оба в лаптях,
В дорогих мышиных шубах.
«Ну… давай… танцуй…», —
Он полон надежд! — «Из сердца!
В мягких муравьях у нас есть
Ловкость! Мяч! Теперь один раз.
О, какое наслаждение!
У того отвисла челюсть.
«Ну, пока!», — «Подожди… немного…»,
«Ну что еще, несчастный?», —
«Ты встречался с Крыловым?», —
«Какого хрена?» — «Ага… Мастер слова…
В общем — Дедушка такой…
Был! Писал про нас с тобой…».
«Не читал… Ну хотел
Ты от него?» Он сел.
С выдохом — последний стон:
«Пасс… Что…
НАХУЙ ОН!!!»

Терменжи А.
Февраль 2004

Отзывы

Все изменилось в этом мире.
В квартире живет стрекоза
Да такой, что Муравей
А мне и не снилось. «Я люблю тебя» — хочет сказать Муравей
.
Да поздно: не видать —
Стрекоза простудилась и след.
Вот он, старый сосед!
Селяви!
))))))))))))))))))))))))))))))))

Ежедневная аудитория портала Потихи.ру составляет около 200 тысяч посетителей, которые в общий просмотр более двух миллионов страниц по счетчику трафика, который находится справа от этого текста. Каждый столбец содержит два числа: количество просмотров и количество посетителей.

Писатели прошлого относились к творчеству более чем ответственно, считая, что русская литература должна не только скрашивать досуг, предлагать интересные истории, занимать время, но и учить, подавать пример, осуждать пороки общества. Больше всего в этом деле преуспел Иван Крылов, известный русский баснописец и публицист. Считается, что его творчество ориентировано в основном на детей, на самом деле в коротких баснях поэта скрыто много подтекста, намеков на исторические реалии и конкретных личностей, которые можно увидеть лишь спустя время. Так что басни Крылова — нравоучительные произведения на все времена и на все века.

«Стрекоза и Муравей» — о чем басня

Сюжет милой сказки о мудром муравье и легкомысленной прыгающей стрекозе Крылов позаимствовал у французского баснописца XVII века Жана де Лафонтена. Однако и он был неоригинален, подсмотрев идею у более древнего предшественника — Эзопа. Однако если предшественники дают нам просто нравоучительный сюжет, то Крылов предпочитает создавать живые контрастные образы.

Стрекоза русского баснописца легкомысленна и недальновидна, а муравей, как обычно, трудолюбив и мудр. Прогулявшись все лето, стрекоза с приходом холодных дней вдруг понимает, что ей негде спрятаться и нечего есть. И наша героиня идет к муравью просить убежища. Муравей стал расспрашивать, что непрошеная гостья делает летом, на что та просто рассказала, как резвилась летом и пела в траве. Где бы она могла работать и готовиться к зиме….

Читатель ясно осознает, что она не раскаивается в своих глупых поступках, а только просит укрыть ее «до весенних дней» — наступят теплые деньки и она снова начнет веселиться и танцевать. Стрекоза ничему не научилась из этого жизненного урока, поэтому муравей отказался от ее приюта. Муравей-труженик прогоняет бездействующую стрекозу, предлагая продолжать «по-летнему петь и танцевать».

Чему басня учит и что басня осуждает?

В своей знаменитой басне Крылов не выделяет мораль в отдельное вступление или эпилог — муравей транслирует основную мысль, а остальные порицания легко просматриваются в тексте произведения. Говорящие образы главных героев заключают основное противопоставление: трудолюбие и лень, умение планировать будущее и жизнь «одним днем». Автор осуждает таких стрекоз — людей, стремящихся жить за счет других, выбирая для себя легкую и беззаботную жизнь.

Еще один поучительный момент, который следует уяснить при чтении басни, заключается в том, что только серьезный подход, усердие и активность помогут добиться необходимых благ и успехов в жизни.

Примечательно, что у других баснописцев (Эзопа, Лафонтена) финал басни отличается от сказки Крылова. Ранние авторы были более милосердны к беззаботной стрекозе — героине помогал доброжелательный муравей.

Мы знаем, что многие басни Ивана Андреевича Крылова содержат емкие хлесткие высказывания, яркие описания, точные ремарки, отчего они уже давно «живут» отдельно от остального текста. Строфа «прыгающая стрекоза пропела красное лето» давно стала цитатой, характеризующей легкомысленного бездельника, не думающего о своем будущем.

Басня включена в школьную программу, не раз озвучена актерскими голосами по радио и экранизирована в мультипликационных фильмах. Это потому, что посыл этой короткой поэтической сказки понятен даже самым маленьким. Впрочем, и взрослые смогут почерпнуть из него полезные мысли, узнать в персонажах знакомых или даже себя. И лучше быть как муравей, чем как стрекоза…

О том, как ленивой Стрекозе Муравей отказал в попытке воспользоваться плодами его труда, расскажет басня Крылова «Стрекоза и Муравей». рассказать детям.

Прочтите текст басни:

Прыгун Стрекоза

Красное лето запело

Не успел оглянуться

Как зима катит в глаза.

Поле умерло,

Нет больше светлых дней,

Как под каждым листом

И стол, и дом были готовы.

Все пропало: с холодной зимой

Нужда, голод приходит

Стрекоза больше не поет

И кто будет против

На животе петь голодно!

Злая тоска удрученная,

Она ползет к Муравью:

Не оставляй меня, милый друг!

Дай мне силы собраться

И до весны только дней

Накорми и согрей!

Сплетник, мне это странно:

Вы летом работали?

Муравей говорит ей.

До этого, дорогая, было?

В мягких муравьях у нас —

Песенки, шалости каждый час,

Так что голова вскружилась.

Ах, так ты…

Я пропел все лето без души.

Вы все пели? Это дело:

Так что давай, танцуй!

Мораль басни о стрекозе и муравье:

Мораль басни в том, что ленивый обрекает себя на смерть. И не стоит ожидать, что тот, кто долго трудился, поделится результатами своего труда с бездельником. Часто получается так, что человек ведет праздный образ жизни, растрачивает все свое имущество, а потом обращается за помощью к родственникам. Должны ли они помочь ему? Конечно нет. Точно так же, как Муравей советует Стрекозе пойти танцевать, таким прихлебателям можно прямо указать на их место.

Басня про стрекозу и муравья. Стрекоза и муравей

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он перевел на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI в. век до н.э. Эзоп.

Басня в прозе Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:

Зимой муравей достал из тайника сушить свои припасы, которые накопил летом. Голодный кузнечик просил у него еды, чтобы выжить. Муравей спросил его: «Что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Я пел без отдыха». Муравей засмеялся и, убрав припасы, сказал: «Танцуй зимой, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Мужской кузнечик Эзопа стал женственной цикадой Лафонтена. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День за днем ​​Петь я радовался.
Но лето уходит красное,
И нет припасов на зиму.
Она не голодала,
Она бежала к Муравью,
Одолжить у соседки, по возможности есть и пить.
«Как только снова к нам придет лето,
Все готово вернуться сполна, — обещает ей
Цикада. —
При необходимости предоставлю слово.
Муравей крайне редкий
Дает в долг, вот беда.
«Что ты летом делал?» —
Она говорит соседке.
«День и ночь, не вини меня,
Она пела песни всем вокруг.
«Если так, то я очень рад!
А теперь танцуй!

Как мы видим, Цикада не просто просит еды у Муравья, она просит еды в кредит. Однако Муравыха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая ее на голодную смерть. Фонтейн предсказывает между строк смерть цикаде, это видно из того, что в качестве главного героя была выбрана цикада.В диалоге Платона «Федр» о цикадах рассказывается следующая легенда: «Цикады были когда-то людьми, еще до рождения Музы. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей так увлеклись этим наслаждением, что среди песен забыли о еде и питье, и в самозабвении умерли. От них после этого произошла порода цикад: они получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без еды и питья, начинают петь, пока не умрут.



Иван Крылов, решив перевести басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада была мало известна в России в то время и Крылов решил заменить ее другим насекомым женского пола — стрекозой . Однако в то время стрекозой называли двух насекомых – собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому «стрекоза» Крылова прыгает и поет, как кузнечик.

Прыгающая стрекоза
Красное лето;
Я не успел оглянуться
Зима катится в твои глаза.
Чистое поле умерло;
Нет уже тех светлых дней
Как под каждым ее листом
И стол и дом были готовы.
Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит;
Стрекоза больше не поет:
А кому в голову придет
Пой голодный на животе!
Удрученная злой тоской,
Она ползет к Муравью:
«Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне собраться с силами
И до весны одни дни
Накорми и согрей! » —
«Сплетник, мне вот это странно:
Ты работала летом?» —
Говорит ей Муравей.
«Было ли это раньше, мой милый?
В мягких муравьях у нас
Песни, шалости каждый час,
Так, что вскружила голову. —
«Ах, так ты…» — «Я без души
Лето все пропело целиком. » —
«Вы все пели? это дело:
Так что идите и танцуйте!»

Крыловский муравей гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. На других участках Кузнечик и Цикада только просят еды, т.е. подразумевается, что у них еще есть теплое убежище на зиму. У Крылова Стрекоза просит у Муравья не только еды, но и теплого убежища. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает ее на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит еще более жестоким, если учесть, что мужчина отказывает женщине (Эзоп и Лафонтен общаются с однополыми существами: у Эзопа мужчины, а у Лафонтена женщины).

Стрекоза и муравей. Художник Рачев Е.

Стрекоза и муравей. Художник Васильева Т.

Стрекоза и муравей. Художник Яровой С.

Стрекоза и муравей. Художник Воронова О.

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева


Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов


Басня Крылова экранизирована дважды. В первый раз это произошло в 1913 году. Причем вместо стрекозы по уже названным причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнец.

Второй раз басня Крылова была экранизирована в 1961 году режиссером Николаем Федоровым.

Прыгающая стрекоза
Лето пело красное
Не успел оглянуться
Зима катится в глаза.
Поле мертво,
Нет больше тех светлых дней
Как под каждым ее листом
И стол и дом были готовы.

Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит
Стрекоза больше не поет
И кому придет в голову
Пой голодный на животе!
Удрученная злой тоской,
Она ползет к Муравью:
Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне собраться с силами
И до весны одни дни
Накорми и согрей!

Сплетник, мне вот это странно:
Вы летом работали?
Муравей говорит ей.

До этого, дорогая, было?
В мягких муравьях у нас —
Песни, шалости каждый час,
Чтоб голова вскружилась.

Ах, так ты. ..

Целое лето я пропел без души.

Вы все пели? Этот кейс:
Так что иди и танцуй!

Мораль басни Стрекоза и Муравей

Вы все пели? Этот кейс:
Так что иди и танцуй!

Нужно заранее позаботиться о своем будущем, иначе придется горько сожалеть о безделье.

Басня Стрекоза и Муравей — Анализ

Под образом Стрекозы автор подразумевает ленивых людей, которые живут одним днем ​​и не думают о том, что их ждет впереди. Муравей олицетворяет работяг, работающих не покладая рук. Басня высмеивает лень и праздность.

Стрекоза и муравей рисунок

Басня стрекоза и муравей читают текст

Прыгающая стрекоза
Лето запело красным
Не успел я оглянуться
Как зима катится в глаза.
Поле умерло,
Нет больше тех светлых дней
Как под каждым листом ее
И стол, и дом были готовы.

Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит
Стрекоза больше не поет
И кому придет в голову
Пой голодный на животе!
Удрученная злой тоской,
Она ползет к Муравью:
Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне собраться с силами
И до весны одни дни
Накорми и согрей!

Сплетник, мне вот это странно:
Вы летом работали?
Муравей говорит ей.

До этого, дорогая, было?
В мягких муравьях у нас —
Песни, шалости каждый час,
Чтоб голова вскружилась.

Ах, так ты…

Целое лето я пропел без души.

Вы все пели? Этот кейс:
Так что иди и танцуй!

Стрекоза и Муравей — Мораль басни Ивана Крылова

Вы все пели? Этот кейс:
Так что иди и танцуй!

Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Стрекоза и муравей

Мораль этой басни в том, что если не хочешь остаться без крова и умереть с голоду, то нужно работать. Есть явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Таким образом, суть этой басни распространяется не только на насекомых, но и на человека. Ведь есть среди них и такие, которые будут жить, ни о чем не думая, а потом просят о помощи. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких. Возможно, кому-то покажется, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помочь, зная, что они даже не удосужились ничего сделать.

Необходимо сэкономить время. В противном случае вы можете пропустить это. Нужно все делать вовремя.

Разбор басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложением известного рассказа Эзопа стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковская, эту басню нельзя считать простым переводом, потому что Крылов, взяв за основу сюжет, переработал классический сюжет и добавил в образ Стрекозы и окружающего героев мира национальный русский колорит. Главный герой – прекрасная Стрекоза.

Крылов дает подробную характеристику персонажа басни, подчеркивая его легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза — олицетворение «красного лета», красивая и очень невысокая. Акцентируя внимание на быстротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как Стрекоза) приходит неожиданно. Крылов использует просторечное слово «прыгун» для передачи нравственного качества Стрекозы, которое является оборотной стороной ее живости и веселья — легкомыслия. И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов белеющих полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающему антиподом Стрекозы.

Басня о стрекозе и муравье — яркий пример двух противоположностей. При этом один из них — лень, а второй — трудолюбие. Главные герои — стрекоза и муравей. Сюжет басни заключается в том, что не подготовленная к зиме стрекоза просит муравья дожить до весны. Все лето она пела песни и жила беззаботно, ведь у нее была еда и кров. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не была подготовлена ​​к зиме, а зимой выжить, даже подготовленная, непросто. В то же время муравей готовился к зиме, запасая пищу.

Зима близко, а стрекоза к лету не готова. Тогда она идет и просит муравья о помощи. Ее просьба — обеспечить ее жильем и питанием до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье нужно ей ненадолго. Муравей остался равнодушен к ее просьбе и добавил, что летом надо позаботиться о себе и запасах пищи. Он спросил, работает ли она летом. Ее удивил этот вопрос, ведь летом много приятных занятий, несмотря на то, что к зиме надо готовиться. Вероятно, он ожидал такого ответа и поэтому отказал ей. Он сказал, что она может продолжать петь и получать удовольствие. К каким последствиям может привести безделье, автор показывает на примере стрекозы. Стрекоза не думала, что муравью приходится работать и, возможно, собирать запасы пищи и строить жилище непросто. Она просто хотела прийти ко всему готовой.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то будет то же самое. Кто-то заботится о будущем и старается делать как лучше, а другие ни о чем не думают и живут в свое удовольствие. Многие люди хотят жить, ни о чем не думая, но чтобы кто-то все делал за них. Но этого не происходит. Чтобы чего-то добиться, надо много работать и думать не только о себе.

главные герои

Муравей

Муравей — маленькое, трудолюбивое и спокойное живое насекомое. Однако, попросив приюта у Муравья, «прыгающая девочка» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправляться, а лишь просит приюта до «весенних дней», чтобы потом снова насладиться веселыми летними деньками. Этим Крылов подчеркивает неисправимость «прыгунов», их постоянную тягу к лени, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и вредна для окружающих, а те, кто приютил подобных Стрекозе, могут столкнуться с неблагодарностью и попрошайничеством. Автор осуждает людей, живущих одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.

От лица Муравей Крылов выносит сухой вердикт: «Вы все пели? Так что иди и танцуй.

В басне «Стрекоза и муравей» Крылов показал муравья умным и трудолюбивым существом, которое работает вне зависимости от времени года и думает о завтрашнем дне.

Стрекоза

Пока стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «бога-муравья»

В жизни с людьми такое часто случается: одни работают почти круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие просто бездельничать в поисках легкой наживы, а потом просить помощи у близких ему людей. Часто бывает, что одни люди живут за счет других без зазрения совести.
Мораль: Если хочешь быть сытым и согретым зимой, надо работать все лето. Об этом говорит каждая строчка басни.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А. Крылова особое место занимают басни, героями которых являются животные. А так как этот жанр литературы основан на аллегории, животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером тому является басня о стрекозе и муравье.

Сюжет о трудолюбивом Муравейке и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена. Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше похожа на сказку о животных, где каждый персонаж наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомыслие.
Юная беззаботная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее прыгать, прыгать, петь и танцевать.

Полной противоположностью ему является Муравей, который работает весь день. Он усердно работает, запасая припасы, чтобы спокойно провести зиму.

Наступают холодные дни, и тогда Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья отпустить ее на зимовку. Муравей удивлен, что Стрекоза делала все летние дни? Ответ, что она «пела и танцевала», приводит его в негодование. «Ты все спела? Это тот случай: иди и танцуй! — советует он ей. В этих словах заключена главная мораль басни: за лень и беспечность всегда приходит расплата.
Так и у людей: надо жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем.

Вариант 2 Разбор басни Крылова Стрекоза и муравей 2 класс

Стрекоза и муравей. Одна из самых показательных, поучительных и злободневных басен всех времен. Для детей и взрослых. Для представителей различных классов и слоев населения.

Об этом мало кто знает, но сама идея басни принадлежит не Крылову. Он только подсмотрел его у другого баснописца — Лафонтена и переделал на свой лад. А Лафонтен, в свою очередь, взял за основу басни рассказ Эзопа. Это показывает, насколько стара сама идея басни и насколько точно тема подмечена еще во времена расцвета Древней Греции.

Так устроена сама жизнь: чтобы пережить тяжелые и лютые времена (в басне — зима), нужно подготовиться к ним во времена не такие тяжелые (в басне — лето).

В пору светлую и беззаботную, когда в муравье можно резвиться и петь без души каждый час, всегда наступают тяжелые времена. И это касается не только смены времен года. Богатые годы сменяются кризисами, мир – войной, урожайные годы – годами засухи. В басне времена года взяты за основу для ясности. Дабы показать неизбежность смены времен, столь очевидную для практичного муравья и почему-то оказавшуюся неприятным сюрпризом для ветреной стрекозы.

Итак: лето. В то время, когда по идее можно радостно танцевать, муравей усердно готовится к зиме. Хранит продукты, дрова, утепляет дом. Кто знает: может быть, он и сам с удовольствием танцует и поет. Но разум берет верх над эмоциями, и муравей понимает, что если он сейчас запоет, то зимой еще будет «ах, как запоет». У муравья взрослый взгляд на вещи. Он умеет делать выводы из ситуаций, умеет видеть жизнь через день, неделю, месяц, понимает причинно-следственную связь между действиями сейчас и последствиями в будущем. К зиме подготовился — не замерзнет, ​​с голоду не умрет, выживет. Будет петь — верная смерть зимой. Кроме всего прочего, он, имея взрослый взгляд на вещи, привык полагаться только на себя. Несмотря на то, что муравьи живут огромным обществом себе подобных (как и люди), и вполне могут рассчитывать на помощь близких, он все делает сам, на всякий случай.

Что делает стрекоза? У стрекозы инфантильное детское мышление, несмотря на то, что в басне она вовсе не представлена ​​ребенком. Она живет сегодняшним днем. Ее не интересует, что будет завтра, послезавтра и уж тем более через несколько месяцев. «Сейчас тепло, хорошо, зачем терять время и себя в чем-то ограничивать? Зачем утруждать себя работой, когда и стол, и дом для меня готовы под каждым листом? — так она думает. Кроме того, стрекоза совершенно не представляет, что жизнь может измениться. Сегодня лето, и все счастливы слушать ее пение. А завтра зима, и людям не до песен. инфантильное мышление стрекозы: она привыкла жить за чей-то счет. Ведь летом так и получалось. Поэтому она спокойно ожидает, что эта тенденция сохранится и зимой.

И наверняка муравей был бы рад приютить этого взрослого ребенка, если бы сам был большим любителем пения. Ведь петь — если это приятно для слуха — тоже может быть работой. Люди платят за искусство. Знатоки. Муравей не знаток. Муравей – работяга, и в то же время учитель. И небогатый, судя по всему. Основная задача — выживание. Он не бездушный. Он не жадный («Я работал, а ты — нет! Глядь нашелся!»). Он решает научить стрекозу немного мудрости. Когда муравей саркастически рекомендует стрекозе сменить роль с певца на танцора, он в то же время рекомендует стрекозе «двигаться», «трудиться», танцевать, чтобы не замерзнуть. Выражение балерин «Хочешь жить, умей вертеться» имеет двойной смысл, фраза муравья «Так иди и танцуй» тоже имеет двойной смысл. Возможно, выражение «Она будет танцевать со мной» имеет свои корни в той же басне.

Прыгающая стрекоза

Лето пело красное;

Я не успел оглянуться назад

Зима катится в глаза.

Чистое поле умерло;

Нет уже тех светлых дней

Как под каждым ее листом

И стол и дом были готовы.

Все прошло: с холодной зимой

Нужда, голод приходит;

Стрекоза больше не поет:

А кому на ум придет

Пой голодный на животе!

Удрученная тоской злой,

Она ползет к Муравью:

«Не оставляй меня, дорогой кум!

Дай мне собраться с силами

И до весны только дней

Накорми и согрей!»

«Сплетница, мне вот это странно:

Ты работала летом?»

Говорит ей Муравей.

«До этого, батенька, было?

В мягких муравьях у нас

Песенки, шалости каждый час,

Чтоб голова вскружилась.»

«Ах, так ты…» — «Я без души

Лето все пело целое».

«Вы все пели? Эта штука:

Так идите и танцуйте!»

Басня Крылова Стрекоза и Муравей

Мораль басни Крылова Стрекоза и муравей

Все пели? Этот случай:
Так что иди танцуй.

Анализ басни Крылова Стрекоза и муравей

Муравей в басне Крылова — символ трудолюбия и самоотверженности. Эти насекомые не умеют отдыхать, они всегда работают: одни заняты поиском пищи, другие собирают материалы для укрепления муравейника, третьи выращивают потомство. Стрекоза – полная им противоположность. Она легкомысленна, ветрена, свободна от обязательств и работы. Поэтому ей было некогда думать о том, как пережить зиму и не умереть от голода и холода. Отсюда мораль: хочешь вкусно поесть и не замерзнуть зимой — работай летом.

Крылатые выражения из басни Стрекоза и Муравей :
  • Прыгающая стрекоза пела лето красное…

40

Прыгающая стрекоза
Красное лето;
Не успел оглянуться
Зима катится в глаза.
Чистое поле умерло;
Нет уже тех светлых дней
Как под каждым ее листом
И стол и дом были готовы.

Все прошло: с холодной зимой
Нужда, голод приходит;
Стрекоза больше не поет;
А кому на ум придет
Пой голодный на живот!

Удрученная злой тоской,
Она ползет к Муравью:
«Не оставляй меня, милый кум!
Дай мне собраться с силами
И до весны одни дни
Накорми и согрей! » —
«Сплетник, мне вот это странно:
Ты работала летом?» —
Говорит ей Муравей.

«Было ли это раньше, моя дорогая?
В мягких муравьях у нас —
Песни, шалости каждый час,
Так вскружилась голова. —
«Ах, так ты…» — «Я без души
Лето всю дорогу пело. » —
«Ты все спела? Это дело:
Так иди и танцуй!»

Мораль басни Стрекоза и Муравей

В этой басне два героя — Муравей и Стрекоза. Муравей трудолюбив, серьезен, целеустремленно работает, чтобы можно было спокойно перезимовать, а Стрекоза предпочитает петь и прыгать — не работает, очень легкомысленна, не делает запасов на зиму, что приводит к голодному зима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *