cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Стих осень наступила а плещеева – Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» Плещеева

С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

Стихотворение написано предположительно в 1860-е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень. Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка. Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует. Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста.

rustih.ru

А. Плещеев. Осень наступила… | Волжский класс

Ответы к стр. 31 — 33

  • Восстанови стихотворение:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,

Только зеленеет
Озимь на полях.

 

  • Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.

Высохли, голые, цветы, вянет, желтеет, не блестит, моросит, ветер воет, в тёплые края, зашумели, зеленеет озимь.

  • Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Осень» из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка — это описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвёртая строка — это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.
Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Осень.
Янтарная, жёлтая
Восхищает, очаровывает, радует.

Расстелила пёстрый ковёр.
Красота!

      • Осень
        Хмурая, дождливая
        Наступила, грустит, сожалеет.
        Небо стало свинцовым!
        Нет настроения! 
      • Осень
        Весёлая, праздничная
        Бодрит, радует, смешит.
        Под ногами разноцветный ковёр!
        Праздник!

 

    • Какое настроение отражают эти произведения? Докажи своё мнение.

Первое предложенное нерифмованное стихотворение отражает тоску, уныние, вызывает чувство сожаления. Это можно определить по тем словам, которые употребляет автор: «осень хмурая, дождливая», «небо свинцовое», «нет настроения!»

Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как «весёлая, праздничная», «бодрит, радует, смешит», «праздник».

  • Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении «Сегодня так светло кругом…» Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт. Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.

  • Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о дожде. об осени, листочках, птицах.

Осень к нам пришла

В воздухе кружится листьев хоровод,
Паутинку тонкую ветер злобно рвёт.

Туча землю дождиком хмуро полила,
Выгляни в окошко — осень к нам пришла.

  •  Найди слова, которые необходимы тебе для описания выбранного предмета. 

Листьев хоровод, ветер, туча, осень к нам пришла.                              

  • Определи своё настроение, чувства с помощью одного слова.

Грусть.                                                                                                         

 

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

А. Плещеев. Осень наступила…

4.7 (93.56%) 90 vote[s]

volzsky-klass.ru

стихи плещеева про осень | morestihov.ru

Осенняя песенка

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

А.Плещеев

***

Осень

Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье — куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты!

Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается…
Старость докучная!.. Да, это ты!

А.Плещеев

***

Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,
Дождик моросит…

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

А.Плещеев

***

Скучная картина…

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров…
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?

Вон и худ и бледен
Сгорбился больной…
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь — наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла…
Многим не дождаться
Света и тепла!

А.Плещеев

morestihov.ru

Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы.

Образовательные области: «Коммуникация»

Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Разделы: развитие речи
Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения».
Словарная работа: уныло, голые, кроет, воет, моросит.
Предварительная работа: Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

I. Мотивационно-побудительный этап.
К нам в группу пришло необычное письмо(конверт оклеенный осенними листочками), а чтобы узнать кто его доставил надо отгадать загадку.
Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы- уши больше головы?
Кто же это? (зайчик) Давайте прочитаем письмо, которое принёс зайка.
II.Организационно-поисковый этап.
Воспитатель читает письмо.
Письмо в детский сад , детям старшей группы от зайцев из леса.
Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне вчера состоялось собрание. Мы, зайчики, хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что пора менять летнюю шубку на зимнюю, другая половина зайцев доказывает, что ещё рано до зимы далеко. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие говорили, что ещё лето не закончилось. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам ребята. Вы уже взрослые , умные. Объясните нам по каким приметам можно распознать осень. Ведь менять шубки для зайцев дело не простое надеемся на вашу помощь.
Подпись. Зайцы из пригородного леса.
-Да, у зайцев из леса большие проблемы. Давайте поможем им разобраться.
-Какое сейчас время года? (осень) Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) А какой идёт сейчас месяц? (октябрь)
-А теперь давайте уточним приметы осени, чтобы доказать зайкам, что осень действительно уже наступила.
Дидактическая игра «Когда это бывает» (с мячом)
Вопросы для игры.
*Идёт холодный, мелкий дождь когда? *Жарко светит солнце когда? Желтеют и краснеют листья когда? * Купаются и загорают на реке когда? *Опадают с деревьев листья когда? *Собирают урожай овощей и фруктов когда? *Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? *Птицы улетают на юг когда? *День становится коротким, а ночь длинной когда?
Работа по картинам «Осень» «Лето»
На какой картине изображена осень, где нарисован цветок или листочек?
По каким признакам вы определили, что на картине, под которой нарисован листочек, изображена осень? (жёлтые листья, голые деревья, хмурое небо…)
Молодцы правильно назвали все приметы осени и определили, что сейчас у нас тоже идёт осень, поэтому сегодня после сна вечером мы с вами сядем и напишем письмо зайцам из пригородного леса, чтобы они начали уже менять свои серые шубки на белые. И отправим наше письмо вместе с сереньким зайкой в лес. Много работы мы с вами сделали все приметы осени вспомнили и доказали зайчикам, что наступила осень. Давайте теперь немного отдохнём и физ. минутку проведём.
Физ.минутка
У меня есть палочка превращалочка, вот я палочкой взмахну, всех вас в ветер превращу.
Осыпайтесь листья, позабыв о лете
На коне рысистом мчит осенний ветер
Ветер стой, остановись палочке ты подчинись, пусть ребята станут гусиной стаей.
Гуси, гуси га-га-га вы откуда и куда?
Собираемся мы в стаю к югу, к югу улетаем.
Вот я палочкой взмахну всех ребят в осенние листочки превращу, и листочки тихо опустятся на свои стульчики.
Мы с вами разобрались, что у нас осень, а может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение об осени.
*** 
Осень славная пора! Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград всё созрело для ребят.
Мы знаем ещё стихотворение об осени, которое выучили с движениями, расскажем его.( один ребёнок рассказывает и показывает движения остальные хором повторяют за ним)
*** Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие по ветру, летят
Лишь вдали, красуются там, на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».
Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
Послушайте стихотворение «Осень» (чтение воспитателя)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Анализ стихотворения.
Какое настроение вызывает это стихотворение весёлое или грустное?
Смотреть уныло- это значит как? (грустно) Как вы понимаете слово кроет в строчке « туча небо кроет…» значит, что делает? (закрывает)
Как вы понимаете выражение, ветер воет? (сильно дует и создаёт воющий звук) Как вы понимаете слово моросит в строчке «дождик моросит»? (идёт мелкий, осенний дождь) Голые кусты- это значит какие кусты? ( без листьев)
Про какое время года написал автор в этом стихотворении? (про осень)
Если это стихотворение вызывает грусть, как его надо читать задорно, весело, быстро или спокойно с грустью в голосе? Почему автору стихотворения и нам с вами стало грустно, когда наступила осень? ( потому что прошло жаркое, тёплое лето)
Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
• Ли-ли-ли листья падают вдали
• До-до-до дождь идёт уже давно
• Ру-ру-ру по ветру давно иду 
Чистоговорки произносим по три раза сначала
медленно, а потом как можно быстрее.
Послушайте его ещё раз. Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.
1.Опорные картинки
Осень наступила
Высохли цветы 
И глядят уныло 
Голые кусты

Туча небо кроет 
Солнце не блестит 

Ветер в поле воет 
Дождик моросит
2. Д/игра: « Ответь на вопрос»
Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.
Осень наступила? ( дети «осень наступила».)
Высохли цветы? (дети «высохли цветы».) и т.д.
3. Д/игра «Громко — тихо»
Если я буду произносить строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы должны повторить её громко.
4. Д/игра « Доскажи словечко»
Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
Осень…(дети наступила) Туча небо…(кроет) 
Высохли…( цветы) Солнце…(не блестит)
И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)
Голые…(кусты) Дождик…(моросит)
А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка)
III Рефлексивно- корригирующий этап.
Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память. 
Раздача листочков.
Ожидаемый результат:
Знать: наизусть стихотворение А.Плещеева «Осень»
Иметь: представление о признаках и приметах осени
Уметь: выразительно читать стихотворение.

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. «Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»

   Конспект занятия по развитию речи в младшей группе.

«Заучивание стихотворения А.Плещеева

«Осень наступила»

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: помочь детям  запомнить  стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и неуютно  в осеннюю пору. Уточнять и расширять словарный запас

детей                 

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса, память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Продолжать развивать мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к стихам, музыке; аккуратность и трудолюбие при выполнении задания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за  цветами на клумбе, за кустами с облетевшей листвой.

    

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 часть.

— Ребята,  хотите послушать мелодию? Садитесь на стульчики. (звучит мелодия музыки С.Майк-апара «Осенью». Дети слушают.)

— Это  музыка грустная или веселая? – Грустная. Грустная мелодия, потому что

     Осень наступила ,высохли цветы,

     И глядят уныло голые кусты.

     Туча небо кроет, солнце не блестит,

     Ветер в поле воет, дождик моросит.

Это стихотворение называется «Осень наступила» и написал его А.Плещеев.

А музыка, которую мы слушали, тоже была про осень.

-Что же происходит осенью? (показ презентации)

— Осень наступила…Какие приметы осени изображены на картинке?

 -Высохли цветы и глядят уныло голые кусты. Уныло, значит грустно. (Дети за мной повторяют строчку и вместе и индивидуально.)

— Туча небо кроет, солнце не блестит. (Эту строчку дети тоже проговаривают и вместе и индивидуально)

— Ветер в поле воет. Как ветер воет? -У –У-У. А теперь ветер завыл еще сильнее, еще сильнее. (строчку также повторяют)

-Дождик моросит. Что значит моросит?

Далее  читаю стихотворение еще раз, дети вместе со мной.

 -Давайте поиграем: я начинаю строчку, а вы заканчиваете.

— Кто хочет сам рассказать стихотворение? Не забывайте, что  сначала  надо сказать название стихотворения.(2-3  человека)

Физкультминутка:

Игра «Мы — осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

 Мы летели, мы летели,

 И на землю тихо сели.

2 часть.

— Осенью, когда «тучи небо кроют , моросит дождик, на улице сыро, грязно, холодно, плохо не только людям, но и животным.

-Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

                        А.Блок «Зайчик»

-Ребята, вам жалко маленького зайчика? Зайчика надо пожалеть, ведь ему так холодно и голодно в эту осеннюю пору.

— Давайте мы угостим зайчика морковкой.

Дети приделывают ботву морковке из прищепок.

— Что мы скажем зайчику?  (угощайся и отнеси морковку  своим друзьям)

Итог.

-Какое стихотворение мы заучивали?

Что еще мы сегодня делали на занятии?

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: «Разучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила».

Конспект образовательной деятельности детей

в старшей группе.

Образовательная область «речевое развитие».

«Разучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила».

Цель: научить детей читать наизусть стихотворение Алексея Плещеева  «Осень наступила»  через эмоциональное восприятие мотивов осени.

Программные задачи:

Образовательные:

«Связная речь»

  1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  2. Учить правильно выражать и излагать свои мысли.
  3. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
  4. Закрепить и обобщить знания детей об осени, явлениях природы с помощью произведения  поэта  А.Плещеева «Осень наступила». 

 «Словарь и грамматика»

1.   Уточнять и расширять словарь детей об осени (листопад, жёлтая трава, голые деревья, серое небо, холодный дождь, озимь на полях и т.д.)

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

3.   Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

4.    Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

 Развивающие:

  1. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст.  Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
  3. Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
  4. Творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.
  2.  Формировать положительную установку на участие в образовательной деятельности.
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Словарная работа:  «озимь на полях» «туча небо кроет», « ветер воет», «воды зашумели быстрого ручья». 

Материал и оборудование:  расписанное узорами зеркало, магнитофон, проектор для мультимедиа, презентация осеннего леса, конверты с разрезными картинками.  

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы осенью (ветер, листопад ,серое небо ,холодный дождь), коллективные,  индивидуальные беседы с детьми об осени, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте осеннего пейзажа.

 Техническое сопровождение: презентация «Осенние пейзажи», аудиозаписи Чайковский «Времена года»

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Ход проведения:

Звучит музыка Чайковского «Времена года»

Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.

В. Ребята, а это зеркало непростое, оно волшебное…как вы думаете, кто его разрисовал? Я загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, кто же его разрисовал.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года-…

(Осень)

А вы хотите попасть в этот волшебный осенний лес? Зеркало нам в этом поможет .Давайте посмотрим в зеркало и повторим за мной волшебные слова

  «В зеркале я отражусь,

   Где захочу, там и окажусь.

  Перенеси нас зеркало в  осенний лес».

Зеркало (Воспитатель): В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь, крепко за руки  беритесь,

По дорожкам по тропинкам по лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

Дети проходят на осеннюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, кому где будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые жёлтой, коричневой тканью, расставлены искусственные деревья, украшенные разноцветными листьями: жёлтыми, коричневыми, оранжевыми)

В это время звучит тихая музыка Чайковского «Осень» и идет показ презентации «Осенние пейзажи».

(Дети рассказывают, что они видят в лесу, используя слайды на экране)
— Великолепен вид осенней природы! Деревья оделись в разноцветное одеяние.(1)

— Стройные березы стоят в накидках золотых. Воздух свежий в лесу.(2)

  —  Торжественно светло и тихо.(3)
 — Вся земля покрыта разноцветным ковром, мягким, шуршащим под ногами(4)

— Природа осенью в лесу удивительно красива.(5)
— Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.(6)
— Так  хочется побывать в лесу, упасть на мягкий разноцветный ковёр,  увидеть над собой чистое, ясное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной осени. (7)
— Осень – волшебница, она очаровала природу, украсила ее разноцветными нарядами.(8)
Упражнение «Нарисуем осень».

Воспитатель:

— Ребята, как вам кажется, осенний лес красивый? (Да.)

— А давайте и мы с вами попробуем  нарисовать осеннюю картинку, но у нас с вами  нет ни  карандашей, ни  красок, ни бумаги. А как же можно нарисовать осень в лесу? ( Движениями рук.  Дети встают со своих мест, образуют круг)

(Звучит тихая музыка Чайковского «Осень»)

 (Движения выполняет воспитатель, затем и дети.) 

Идёт  по лесу осень, шуршит листвой (скользят ладонями друг о друга)

Прикоснётся осень рукой к берёзке, пожелтеют листья и запоют свою песенку (развести ладони параллельно друг другу, руки в стороны, затем ладони соединить)

Прикоснётся к рябине, покраснеют листочки, запою свою радостную песню (делают тоже)

Заденет осинку, красные листья запоют (делают то же)

Взмахнёт руками Осень, завоет ветер (поднять руки вверх и делать круговые движения руками)

Затрепещут, задрожат листья на деревьях (подняв руки вверх, легко встряхиваем пальцами и кистями рук)

Полетят на землю разноцветным дождём (постепенно опускают руки вниз, встряхивая пальцами)

Воспитатель: Молодцы, красивая картина у вас получилась!

Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.

Воспитатель:

-Как  художники изображают красоту осенней природы? (В картинах), а как еще можно рассказать об осенней сказке? Какими способами? (Можно сфотографировать, можно написать красивую музыку).

Воспитатель:

— А   поэты как об этом могут рассказать? (СТИХАМИ)

Я вам сейчас прочитаю стихотворение «Осень наступила». Написал его  Алексей Николаевич   Плещеев. (Вывешивается портрет А.Плещеева)

Послушайте внимательно.

Осень наступила,

Высохли цветы.(1)

И глядят уныло

Голые кусты. (2)

Вянет и желтеет

Травка на лугах (3)

Только зеленеет

Озимь на полях.  (4)

Туча небо кроет,

Солнце не блестит (5).

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (6)

Воды зашумели

Быстрого ручья, (7)

Птички улетели

В теплые края.(8)

-О чем это стихотворение? (об осени)

Как я его прочитала? (грустно, печально).

 — А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? (печаль, грусть, плохо  настроение.)

Беседа о произведении:

— Как поэт говорит о цветах в своем стихотворении? Какие они? (зачитать строчку из стихотворения)

— Дети: цветы стали сухими, засохшими

— Что происходит с кустами,  какие они?

(зачитать 2-ую строчку из стихотворения)

— Дети: кусты стали голыми.

— Что произошло с травкой с приходом осени? Послушайте, как поэт говорит об этом (зачитать строчку)

— Дети:  травка стала вянуть и желтеть

— А кто знает, что означает слово «озимь»

— Дети: поля, которые засеяли на зиму зерном.

 —  Как вы понимаете эти строчки?:  «Туча небо кроет, солнце не блестит »

 — Дети : небо стало серым , не видно солнышка

 — Как понимаете строчки из стихотворения: « ветер в поле воет, дождик моросит?»

Дети: дует  сильный ветер, завывает как волк, идёт мелкий дождь.

— Что означают эти строчки? «Воды зашумели быстрого ручья»

Дети: из за сильного ветра вода в реке  стала быстрее течь.

— Послушайте последнюю строчку стихотворения «Птички улетели в тёплые края»  Как вы понимаете эти слова?

Дети: птичкам стало холодно, нечего кушать.

 

— Как вы думаете, любил поэт русскую природу? Как вы догадались, что любил?

— Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки на экране.

При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям слайды  — мнемотаблицы по тексту стихотворения (номера слайдов указаны в скобках). (Дети слушают)

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти (рассказывая по одной строчке -один слайд). . Я начинаю говорить строчку, а вы ее заканчивайте.

-Молодцы

Игра «Ветер». Звучит звук завывания ветра. (1мин)

Воспитатель:

— Кажется, начинается сильный ветер в осеннем лесу. Но я знаю, как  можно усмирить проказника. Давайте мы его поймаем в круг и поиграем в игру «Ветер».

(Звучит музыка ветра)

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)

Рефлексия: «Разрезные картинки».

— Ребята, пока ветер проказничал в лесу, он рассыпал все наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.

(Дети подходят к столу, берут любой конверт с разрезными картинками.)

Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.

— Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад

Чудно осенью в лесу

Расставаться нет желанья

С лесом надо нам прощаться

В детский сад свой возвращаться

Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и  повторим за мной «волшебные слова»:

                                         «В зеркале я отражусь,

                                        Где захочу, там и окажусь.

                               Перенеси нас, зеркало,

                               Обратно, в детский сад».

— Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

Воспитатель:

—  Ребята, где же мы сегодня с вами побывали? (В осеннем лесу)

— Что мы там делали? ( Рассматривали осеннюю природу и рассказывали о ней)

— Чем занимались? (Рисовали осеннюю картину руками, играли в игру «Ветер», учили стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила», собирали разрезные картинки)

Воспитатель:

— Когда придёте сегодня домой, обязательно расскажите стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила» своим родителям!

А сейчас давайте поблагодарим осень за эту красоту.

(Дети поют песню «Спасибо тебе, осень!»)

nsportal.ru

Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Задачи:

  1. Знакомить с произведением об осени – стихотворением А. Плещеева «Осень наступила». Учить соблюдать при чтении интонации в соответствии со знаками препинания на основе партитуры. Учить отвечать на вопросы полными предложениями через беседу по произведению.

  2. Корригировать аналитико-синтетическую деятельность при составлении картинного плана стихотворения. Развитие связной речи при ответах на вопросы.

  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: Рисунки с изображением осени, картинный план стихотворения, фонограмма «П.И.Чайковский Времена года», партитура выразительного чтения.

Ход урока

Организационный момент.

2. Вступительная беседа

.

3. Речевая зарядка

4.Проверка домашнего

задания.

5. Сообщение темы и цели

6. Подготовка к восприятию.

7. Первичное восприятие текста с нацеливающим вопросом.

8. Повторное чтение текста с анализом содержания

А) чтение учащихся

Б) чтение текста по частям и анализ содержания

В) целостное чтение

Работа над выразительностью чтения.

Работа над заучиванием стихотворения по меловому рисунку

\

9. Заключительная работа по прочитанному

10. Домашнее задание.

11. Итог урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Организация внимания: «Мы уверены в себе. У нас все получится».

Работа с картиной «Лето в лесу».

Какое время года изображено на картине?


Что нужно изменить, чтобы летнюю картину превратить в осеннюю?

Какие краски понадобятся художнику, чтобы нарисовать осеннюю картину?

Вывод: Какие краски характерны для осени?

(темно-синие, желтые, красные, темно-зеленые).

Как много красок у осени! За лучшие ответы на уроке осень подарит вам разноцветные листочки. У кого их будет больше, тот получит лучшую оценку, а в конце урока вас ждет осенний сюрприз. Сейчас лучшие художники получают по листочку.

Какую тему мы изучаем на уроке чтения?

Назовите осенние месяцы

Каждому месяцу соответствует своя пора осени. Подумайте, какая пора осени наступила?

Перед вами три рисунка, Найдите каждой табличке свое место под картинкой.

Расставьте картинки в правильном порядке.

Какому осеннему месяцу соответствует та или иная картинка?

поздняя

золотая

Докажите правильность ваших ответов.

За лучшие доказательства дается осенний листочек.

Что изображено на всех этих картинках? (Осенний лес)

Падают с ветки

Золотые монетки.

Прочитай ЗАГАДКУ. Каков ее смысл?

Какие слова подсказали отгадку?

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение домашнего произведения.

За лучшее чтение листочек.

На прошлых уроках мы познакомились с вами с разными произведениями, где рассказывалось об изменениях осенью в жизни животных и птиц. Это были рассказы, сказки, загадки.

Сегодня мы продолжаем тему: «Славная осень», но посмотрим на это чудесное время года другими глазами. Мы послушаем звучание осени через стихи. А поможет нам в этом стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».

Плещеев писал стихи, был переводчиком. Множество произведений написаны Плещеевым. Это очень музыкальные стихотворения. На них написаны музыкальные произведения Чайковского.

Звучит музыка (П.Чайковский «Времена года»), на ее фоне учитель читает стихотворение.

Опишите, какую картину представили.

Чтение трудных слов

В стихотворении вам встретились слова: озимь, моросит, уныло. Как вы их понимаете?

Самостоятельное чтение учащимися

Повторное чтение текста.

Какую осень описывает поэт? (позднюю)

По каким признакам видно, что наступила поздняя осень?

Физкультминутка

Дождь.

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

(ладони вниз, встряхиваем руки)

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, рожь, пей!

(подпрыгивание)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

(наклоны)

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

(руки вверх, вниз).

Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать стихотворение.

Прежде чем мы начнем работать дальше.

Послушайте сказку:

Собрались как-то на лесной полянке птицы и звери и завели спор, кто из них красивее разговаривает.

Затараторила сорока: «Я быстрее всех говорю и красивее».

Черепаха медленно проговорила: « Не в скорости дело, а в смысле»

Грозный лев прорычал: Главное говорить громко, чтобы тебя все слышали.

Ежик тихонько возразил: «И спокойный голос тоже хорош».

Белка весело проговорила: «Чтобы речь была красивой, надо говорить радостно и весело».

Умный филин сказал, подумав: «Не только радостью наполнена наша речь.

Кто из них прав, ребята. Давайте разберемся.

Чтение стихотворения детьми.

Какое чувство вызывает у нас стихотворение? Почему?

Каким тоном мы должны его прочитать, чтобы выразить грусть?

В каком темпе следует читать стихотворение? ( в медленном).

Громко или вполголоса?

Кто же прав из зверей?

Все правы. Чтобы выразительно прочитать стихотворение, нужно правильно выбрать тон, громкость и темп чтения.

Чтение стихотворения, соблюдая все правила выразительного чтения.

Осень наступила

Высохли цветы.//

И глядят уныло

Голые кусты.//

Вянет и желтеет

Травка на лугах.//

Только зеленеет

Озимь на полях.//

Ветер в поле воет,/

Дождик моросит.//

Воды зашумели

Быстрого ручья.//

Птички улетели

В теплые края.//

Конкурс на лучшего чтеца.

(Вручение листочков победителям).

Давайте попробуем запомнить стихотворение с помощью маленьких подсказок.

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

Найди признаки осени. Зачитай.

1,2гр. Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать осеннюю полянку. 3гр. Выразительное чтение.

Где мы побывали сегодня на уроке?

С каким произведением познакомились?

Чему учились на уроке?

Сколько листочков у каждого? Выставление оценок.

Сюрприз: Выложите все листочки на парту. У вас получилась красивая осенняя полянка, полюбуйтесь на нее. Какие чувства вызывает у вас вид этой разноцветной полянки?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *