cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Стили речи таблица и их особенности: Таблица «Стилей речи русского языка»

Стили речи в русском языке – краткая таблица с примерами (7 класс)

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 3941.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 3941.

Тексты в русском языке значительно различаются по подбору слов и по информативности. Как будет выглядеть текст, какое впечатление он произведет, зависит от того, какой стиль речи мы выбрали. О стилях речи мы и поговорим.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое стили речи

Правильно называть их функциональные стили речи. Уже по названию мы можем заключить, что стиль зависит от того, какая функция должна будет выполняться текстом. В зависимости от того, нужно ли передать информацию научно, официально или просто сообщить какую-то историю из жизни, кто адресат высказывания, выбираем подходящий стиль. Различают разговорный стиль и книжные: научный, публицистический, официально-деловой и художественный

Расскажем кратко о стилях речи.

Научный стиль

Это стиль энциклопедии. Ему свойственна точность и конкретность, однозначность, доказательность. Обычно в тексте приведены какие-то факты, цифры. Принято использовать различные термины.

Научный стиль используется в энциклопедиях, учебниках, научных статьях, ответах на уроках.

Официально-деловой стиль

Стиль документа. Он также используется в письменной речи. В нём недопустимы приблизительные и абстрактные рассуждения. Это самый регламентированный стиль.

Пишущему известно, где и что писать, и такая четкая структура необходима для того, чтобы людям, работающим с документами, было проще ориентироваться во множестве бумаг, а также для того, чтобы избежать возможности двоякого понимания и толкования. Используется стандартная форма, языковые клише и т.д.

Примером текста в официально-деловом стиле могут служить заявление или докладная записка.

Публицистический стиль

Стиль газет. Ему свойственна особая взволнованность.

Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.). В этом стиле создаются тексты публичных выступлений, статьи “на злобу дня” и т.п. Тот, кто использует публицистический стиль, стремится убедить нас в чем-то, сформировать общественное мнение. Это довольно экспрессивный стиль, в нем уместны резкие высказывания, обобщения, игра слов, оценки и т.п.

Стиль художественной литературы

Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание. Писатель стремится подобрать наиболее точные и выразительные слова, использует различные тропы, необычный синтаксис.

Разговорный стиль

Стиль разговора. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами).

Темы разговорного стиля самые обыденные, предложения короткие и выразительные, лексика непринужденная, емкая и красочная. Разговорный стиль мы встречаем в основном в устной речи, его излюбленная форма – диалог. К признакам разговорного стиля можно отнести и значительную роль неязыковых средств выразительности: мимики, интонации и тому подобного.

Стиль художественной литературы может включать в себя в зависимости от авторского замысла элементы любого стиля, или нескольких стилей, или даже нелитературные слова (например, сленг).

Как определить стиль текста

Стили речи изучает особый раздел лингвистики – стилистика.

  • Чтобы определить стиль речи в русском языке, надо обратить внимание на несколько признаков: цель высказывания;
  • лексику;
  • форму и жанр;
  • устная это речь или письменная;
  • кто адресат текста.

Кроме того, у каждого стиля есть какие-то особенности.

Ниже приведены в таблице стили речи и их особенности.

Стиль речи

цель

особенности

где используется

Официально-деловой

Передать официальную, деловую информацию

Значительная унифицированность; особые слова – канцеляризмы

документ

Научный

Сообщить научные сведения

Точные цифры, много информации, термины

энциклопедия, учебник

Разговорный

Общение, передача обыденной информации

Разговорная лексика, короткие предложения, несложный синтаксис

устная речь

Публицистический

Убедить в чем-то читателя

Риторические фигуры, экспрессивная лексика

газета, устное выступление

Художественный

Возбудить чувства, воображение с помощью художественных образов

Выразительные средства языка

литературное произведение

Что мы узнали?

В русском языке существует насколько функциональных стилей. Каждый из них имеет свои цели и задачи, жанры и адресатов, цели и языковые средства. Чтобы не ошибиться в определении стиля, необходимо учитывать все эти факторы. Стиль художественной литературы самый богатый, так как он вбирает в себя все остальные.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лев Ведерников

    10/10

  • Юлия Кириченко

    10/10

  • Мария Безносова

    10/10

  • Арзу Алиева

    9/10

  • Григорий Шевченко

    10/10

  • Олеся Григорьева

    10/10

  • Mortuus Intus

    9/10

  • Виталий Кулинич

    10/10

  • Наталья Демагина

    10/10

  • Кирилл Кережмяков

    10/10

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 3941.


А какая ваша оценка?

Какие бывают стили речи, их особенности и отличия на примерах

Стили речи — это функции, которые выполняет речь, и языковые средства (средства выразительности), которые она при этом использует.

Именно речь, а не текст, потому что речь может быть представлена в двух формах — устной и письменной. И обоим формам присущи стили.

Разновидность функциональных стилей речи (а именно такое название употребляют в научном сообществе) — это спорный вопрос среди лингвистов. Разные учёные выделяют свои классификации.

По одной их классификаций стили речи делят на книжный и разговорный.

Книжный стиль, в свою очередь, подразделяют на:

  • научный
  • художественный (литературно-художественный)
  • официально-деловой
  • публицистический

Примеры стилей речи

Где встречаетсяПример использования
Книжный:
НаучныйНаучные труды, научная статья, доклад, учебник, энциклопедия

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции.

.. (Большая российская энциклопедия).

Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на «общих основаниях» (научная статья Дамешек И.Л.)

Официально-деловойМеждународные договоры, законы, нормативно-правовые акты, судебные решения и постановления, уставы, деловая бумага, инструкции, пояснительные записки и др.

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил… (пример договора).

В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).

Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере. .. (письмо бизнес-партнёру).

ПублицистическийГазеты, журналы, политическая литература, политическое выступление и др.В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда… (статья из газеты «Ведомости&»)
ХудожественныйХудожественная литература (романы, пьесы, поэзия, повести и др.)

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин «Пиковая дама»)

РазговорныйРазговор при общении, личные дневники, реплики/диалоги/монологи героев в художественной литературе

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.

Передайте, пожалуйста, за проезд.

– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

В чём отличие книжного и разговорного стилей

Книжный стиль — это обдуманное содержание, которое, как правило, составлено заранее.

Его применяют для обращения ко многим людям. Он отвечает за эстетику (вкус и красоту) и коммуникацию.

Разговорный стиль применяется, чтобы установить контакт и передать свои эмоции.

Оба стиля могут быть представлены в письменной и устной формах. Так, научный доклад можно подготовить устно, а диалог с приятелем можно провести и письменно, например в форме смс-сообщений.

Книжный стиль — это монолог. Он не требует присутствия других участников/слушателей. Разговорный стиль — это речь-диалог.

Многие учёные считают, что книжный стиль более экспрессивный, то есть выразительный. В нём присутствует эмоциональный окрас. Для его создания авторы используют средства выразительности: метафоры, эпитеты, анафоры и т. д.

Как определить стиль речи

Каждому стилю присущи свои особенности. Отличает их и область применения. Научный стиль — энциклопедические статьи, публицистический — в газетах, официально-деловой — стиль официальных документов/мероприятий.

Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей

Особенности этих стилей в том, что они представлены в формате монолога. В речи/языке этих стилей есть термины, цифры и факты, слова употреблены в своём прямом значении, а язык «сух», неэмоционален.

В научном стиле:
  • присутствуют термины
  • тексты/речь носят энциклопедический характер
  • главная задача — разъяснить, донести суть
Официально-деловой стиль:
  • имеет множество стандартов (шаблонов) написания и разговора
  • используются клише (шаблонные фразы: настоящим информирую вас о том…, стороны договорились о нижеследующем), пассивные конструкции (документ будет подписан, платёж был проведён)
  • часто используются шаблоны. Например, школьные дипломы имеют чётко определённую структуру и содержание, менять которые нельзя
Публицистический стиль характерен:
  • компактным изложением
  • все конструкции должны быть понятными для читателей/слушателей, язык простой
  • присутствуют и фразы-клише («по словам нашего корреспондента»)
  • этот стиль убирает автора и его личную оценку
  • задача — донести информацию о событиях

Особенности художественного стиля

Это стиль художественной литературы.

Учёные спорят о том, является ли художественный стиль одним из функциональных стилей. Дело в том, что он очень разнообразен.

Художественная литература может включать в себя особенности разных стилей. Он представляет собой монолог, как, например, научный стиль. В нём также может быть использован разговорный язык (жаргон, диалект и т.д.).

В то же время он имеет эстетическую функцию (произведения создаются для красоты). Такому стилю присуща художественная выразительность.

Принято говорить о стилях художественной литературы. И в этом контексте стили сближаются с жанрами.

Основные характеристики художественного стиля:

  • многостильность
  • присутствие автора (образа рассказчика)
  • используются средства выразительности

Читайте подробнее про Жанры литературы.

Особенности разговорного стиля

Его область применения — это быт, повседневная жизнь. Основная цель — общение.

Разговорный стиль также может присутствовать в двух формах — устной и письменной. Его можно найти и в художественной литературе, например при диалогах героев.

Основные характеристики:

  • незаготовленная речь
  • отсутствие официальности при общении
  • активно используются мимика, меняется темп речи, ударение, произношение.
  • присутствуют фразеологизмы, вводные слова, восклицательные и вопросительные предложения, лексические повторы и др.
  • встречаются жаргон и диалекты

Читайте больше про Метафору, Анафору, Эпитет и Лексические повторы.

Узнайте также про Фразеологизмы.

Дата обновления 23/03/2021.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Средства выразительности
  • Рококо
  • Метафора
  • Романская архитектура
  • Градация
  • Аллегория
  • Лексический повтор
  • Барокко
  • Синекдоха
  • Эллипсис

Типы стилей речи

Типы стилей речи

Реклама

1 из 40

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения оффлайн

Образование

Типы стилей речи Включает пост-тесты

Реклама

Реклама

Реклама

Типы стилей речи

  1. ВИДЫ СТИЛЕЙ РЕЧИ
  2. ВИДЫ СТИЛЕЙ РЕЧИ 1) Замороженный стиль 2) Формальный стиль 3) Консультативный стиль 4) Повседневный стиль 5) Интимный стиль
  3. 1) ЗАМОРОЖЕННЫЙ СТИЛЬ  Также известен как фиксированная речь  Это наиболее формальный коммуникативный стиль, часто используется в уважительной ситуации или формальном церемония  Как наиболее формальный стиль, он использует сложные грамматическая структура предложения и словарный запас известны только специалистам в определенной области  Предлагает читателю войти в личную опыт творческих открытий, таких как литературные тексты как стихи  Написание отражает усилия по пересмотру
  4. 2) ФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — Он использует формальные слова и выражения Пример: Формальный «Продажи Toyota восстановились в марте как существенные скидки помогли вернуть клиентов, которые были потрясен массовыми отзывами фирмы по безопасности». Повседневный / неформальный аналог: «Вы видели цифры продаж Toyota? Похоже на скидки действительно сработали».
  5. 2) ФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — Чаще встречается в письменной форме, чем в устной – Ожидается, что этот стиль речи будет представлен в полные предложения с использованием определенного слова – Обычно это сложные сложные предложения и существительные. фразы хорошо структурированы, имеют логическую последовательность и строго когерентный – Не допускается многоточие (например, пропуски), сокращения, определяющие модальные наречия (например, вероятно, возможно, очевидно, несомненно, наверняка и субъективно маркеры ) «Вся эта история с блогами становится чем-то вроде
  6. 3) КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СТИЛЬ — Известный как третий уровень языка — Это незапланированная речь – Этот стиль речи использует участие слушателя и обратная связь – Две определяющие черты этого стиля: а) говорящий сообщает справочную информацию (b) слушатель постоянно участвует — Менее подходит для письма
  7. 4) ПОВСЕДНЕВНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — Этот стиль используется в разговорах между друзьями и инсайдеры, которым есть чем поделиться и поделились справочной информацией — Существует бесплатное и легкое участие обоих оратор и слушатель – Отмечается различной степенью имплицитности из-за близости между говорящим и слушателем — Использование языка является общим
  8. 4) ПОВСЕДНЕВНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – Уместно использовать непринужденную лексику в ситуации, когда речь импровизирована и не подготовлены заранее или когда писатель пишет быстро, не редактируя – Вы также используете непринужденную лексику, когда хотите узнать кого-то по больше личном уровне, или вы хотите, чтобы человек чувствовать себя непринужденно.
  9. 4) ПОВСЕДНЕВНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – Простое приветствие с теми, кого вы хорошо знаете возможно причина в: — «Привет» — «Привет» — «Как дела?» — «Как дела?» — «Как дела?» – «Приятно познакомиться, мистер/миссис/мисс, доктор, преподобный». – «Вы извините меня на минутку?» — «Прошу прощения»
  10. 4) ПОВСЕДНЕВНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – Повседневный или неформальный стиль имеют многоточие, что позволяет использование сленга, ненормативной лексики и нетрадиционных английские слова – Дикция или словарный запас неформальные (разговорные) – Часть лексики используется только в повседневных ситуации: — «чувак» (человек) – «сходить с ума» (испугаться) — «нет» (нет)
  11. 4) ПОВСЕДНЕВНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — Его случайный язык использует слова или фразы которые сокращаются как: — «Я делаю это по-своему» (делаю) — «Отпусти!» (отпусти меня) – «Чего будешь делать?» (Что ты собираешься делать?) — «Что?» (Как дела?)
  12. 5) ИНТИМНЫЙ СТИЛЬ – Этот стиль используется в разговорах между люди, которые очень близки и знают друг друга довольно хорошо, потому что имея максимум общая справочная информация – Для него характерна экономия слов, с высокой частотой значительных невербальных коммуникации, такие как жесты, мимика выражение лица, зрительный контакт и так далее. – Существует бесплатное и легкое участие как говорящий и слушающий, и гораздо более эллиптический
  13. ВИДЫ СТИЛЕЙ РЕЧИ Представлено: ЛАРГАДО ЛОТИЛЛА ГАБИТАНАН Спасибо г о м ас е уб н и да
  14. 1) Он также известен как фиксированная речь. а) Застывшая речь б) Официальная речь в) Консультативная речь г) Интимная речь д) Повседневная/неофициальная речь
  15. 2) Это стиль речи, который использует формальные слова и выражения. а) Застывшая речь б) Официальная речь в) Консультативная речь г) Интимная речь д) Повседневная/неофициальная речь
  16. 3) В этом стиле речи используется слушатель участие и обратная связь. а) Застывшая речь б) Официальная речь в) Консультативная речь г) Интимная речь д) Повседневная/неофициальная речь
  17. 4) Этот стиль используется в разговорах между людьми которые очень близки и хорошо знают друг друга. а) Застывшая речь б) Официальная речь в) Консультативная речь г) Интимная речь д) Повседневная/неофициальная речь
  18. 5) Этот стиль используется в разговорах между друзья и инсайдеры, которым есть что делиться и делиться справочной информацией. а) Застывшая речь б) Официальная речь в) Консультативная речь г) Интимная речь д) Повседневная/неофициальная речь
  19. 6) Застывшая речь самая______ __________стиль, который часто используется в уважительном ситуация или формальная церемония. а) формальный коммуникативный б) фиксированная речь в) сложная грамматика г) творческое открытие
  20. 7) Следующие предложения описывают случайное или неформальный стиль, КРОМЕ ОДНОГО. Что он? а) Повседневный или неформальный стиль имеет многоточие, позволяет использовать сленг, ненормативную лексику и нестандартные английские слова. б) Этот стиль речи использует участие слушателя и обратная связь в) Простое приветствие с теми, кого вы знаете хорошо. d) Его непринужденный язык использует слова или фразы которые сокращаются как «Я делаю это по-своему»
  21. 8) В консультативном стиле речи спикер______ справочная информация в то время как слушатель ______ непрерывно. а) посылает; получает б) дает; получает в) поставки; участвует г) производит; делиться
  22. 9) Какой из них является примером формального Стиль речи? а) Использование упрощенной грамматики б) Когда ученик читает в классе в) Свадьбы г) собеседование при приеме на работу
  23. 10) Какой из них является примером Консультативного Стиль речи? а) Когда ученик читает в классе б) Использование упрощенной грамматики в) Свадьбы г) собеседование при приеме на работу
  24. (10-15) КАКОВЫ ТИПЫ СТИЛИ РЕЧИ? (16-20) ПРИВЕДИ ПО ОДНОМУ ПРИМЕРУ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА СТИЛЬ РЕЧИ. (за исключением тех, которые были указаны в предыдущих вариантах)
  25. УДАЧИ

Реклама

4 типа стилей общения

У каждого человека есть уникальный стиль общения, способ взаимодействия и обмена информацией с другими людьми.

Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.

Важно понимать каждый стиль общения и то, почему люди его используют. Например, напористый стиль общения оказался наиболее эффективным, поскольку он включает в себя лучшие аспекты всех других стилей.

Когда мы разберем эти четыре стиля, мы лучше поймем характеристики каждого стиля, стандартные фразы и то, что делает их уникальными.

Пассивный

Лица, использующие пассивный стиль общения, часто действуют равнодушно, уступая другим. Пассивные коммуникаторы обычно не могут выразить свои чувства или потребности, позволяя другим выразить себя. Часто отсутствие у пассивного коммуникатора внешнего общения может привести к непониманию, нарастанию гнева или обиды. В то же время с такими коммуникаторами может быть безопаснее разговаривать при возникновении конфликта, потому что они, скорее всего, будут избегать конфронтации или уступать другим.

Пассивные коммуникаторы часто демонстрируют отсутствие зрительного контакта, плохую осанку и неспособность сказать «нет». Пассивные коммуникаторы также действуют таким образом, что «люди никогда не принимают во внимание мои чувства».

Но с пассивными коммуникаторами также легко ладить, поскольку они следуют за другими и «плывут по течению».

Примеры фраз, которые говорят или могут поверить те, кто использует пассивный стиль общения, включают:

  • «Это действительно не имеет большого значения».
  • «Я просто хочу сохранить мир»

Агрессивный

Часто бывает заметно, когда кто-то общается в агрессивной манере. Вы услышите это. Вы это увидите. Вы можете даже чувствовать это.

Агрессивный стиль общения подчеркивается громким и требовательным голосом, поддержанием интенсивного зрительного контакта и доминированием или контролем других, обвиняя, запугивая, критикуя, угрожая или нападая на них, среди прочего.

Получите степень в области коммуникации

Узнайте больше об эффективном общении с онлайн-программой бакалавриата Университета Алвернии. в общении.

Агрессивные коммуникаторы часто отдают команды, грубо задают вопросы и не слушают других. Но они также могут считаться лидерами и пользоваться уважением окружающих.

Примеры фраз, которые мог бы использовать агрессивный коммуникатор, включают:

  • «Я прав, а ты ошибаешься».
  • «Я добьюсь своего, несмотря ни на что».
  • «Это все твоя вина».

Пассивно-агрессивный

Пользователи пассивно-агрессивного стиля общения кажутся пассивными на поверхности, но внутри они могут чувствовать себя бессильными или застрявшими, накапливая негодование, которое приводит к бурлению или действиям тонким, косвенным или тайным образом.

Большинство пассивно-агрессивных коммуникаторов будут бормотать про себя, а не противостоять человеку или проблеме. Они с трудом признают свой гнев, используют выражение лица, которое не соответствует тому, что они чувствуют, и даже отрицают наличие проблемы.

Пассивно-агрессивные коммуникаторы, скорее всего, будут общаться с помощью языка тела или отсутствия открытого общения с другим человеком, например, молчаливым обращением с кем-то, распространением слухов за спиной людей или саботажем усилий других. Пассивно-агрессивные коммуникаторы также могут казаться готовыми к сотрудничеству, но могут молча делать обратное.

В конечном счете, пассивно-агрессивные коммуникаторы осознают свои потребности, но иногда с трудом озвучивают их.

Примеры фраз, которые использовал бы пассивно-агрессивный коммуникатор, включают:

  • «Меня это устраивает, но не удивляйтесь, если кто-то еще разозлится».
  • «Конечно, мы можем делать все по-твоему» (затем бормочет про себя, что «по-твоему» глупо).

Напористый

Считающийся наиболее эффективной формой общения, напористый стиль общения отличается открытым каналом связи, но при этом не является властным. Напористые коммуникаторы могут выражать свои собственные потребности, желания, идеи и чувства, а также учитывать потребности других. Напористые коммуникаторы стремятся к тому, чтобы обе стороны выиграли в ситуации, уравновешивая свои права с правами других.

Напористые коммуникаторы могут выражать свои потребности, желания, идеи и чувства, принимая во внимание потребности других.

Одним из ключей к уверенному общению является использование «я»-утверждений, таких как «Я расстраиваюсь, когда вы опаздываете на встречу» или «Мне не нравится объяснять это снова и снова». Это указывает на владение чувствами и поведением без обвинения другого человека.

Примеры фраз, которые мог бы использовать напористый коммуникатор, включают:

  • «Мы в равной степени имеем право уважительно относиться друг к другу».
  • «Я понимаю, что у меня есть выбор в жизни, и я обдумываю свои варианты».
  • «Я уважаю права других».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *