Средства выразительности искусства: Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ванинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Учебное пособие
на тему:
«Художественные средства выразительности в графике»
Полина Людмила Николаевна,
учитель изоискусства
2018
Аннотация
Учебное пособие «Художественные средства выразительности в графике» создано в соответствии с требованиями дополнительной образовательной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество».
Учебное пособие предназначено для педагогов общеобразовательных школ, дополнительного образования для занятий во внеурочной деятельности, изостудий, кружках, творчески настроенных детей 7-15 лет, желающих развить художественные способности, воображение и творческое мышление.
Учебное пособие дает возможность учащимся закрепить теоретические основы изобразительной грамоты на практических занятиях, получить навыки творческой работы в различных техниках графики и живописи.
Учебное пособие содержит развернутый материал по теме и практические творческие задания разной степени сложности.
Приобретенные знания могут быть использованы для дальнейшего обучения по курсу предпрофессиональной подготовки в художественной школе.
Графика — вид изобразительного искусства, основным средством которого является рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, фломастером, углём и т.д.
Графика — это искусство линейно, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным — карандаш, уголь, фломастер.
Выразительными средствами графики является — линия, точка, штрих, пятно, светотень. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.
Линия — главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (рис. 1, 2)
Рис.1Рис.2
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок женщины, выполненный одним из великих художников эпохи Возрождения Микеланжело ( рис. 3).
Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.
Штрих — короткий след карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно — пространственные свойства объектов, их фактура.
Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт — плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне (рис. 4,5).
Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию (рис. 6).
Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень (рис.7)
Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши (от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета.
Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.
Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1T до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой (рис. 8).
Самое главное качество художника – умение видеть. В своих произведениях художник изображает, то, что затронуло его душу, и воплощает это так, как сам чувствует и понимает. Другими словами – он создает художественный образ. И музыканты, и художники, и литераторы создают художественный образ и это довольно-таки сложный процесс. И нам, зрителям проще ощутить и понять, чем грамотно объяснить и оценить то или иное художественное произведение. Искусство мыслит образами. Мышление художников ассоциативно и эмоционально. Свои душевные переживания он вкладывает в создаваемое произведение. И, чтобы реализовать свой духовный замысел, художник использует художественные средства выразительности графики или живописи: линию, штрих, пятно, тон, цвет, форму, пропорции, фактуру, пространство, композицию.
Упражнение 1. Придумай композицию из линий разного характера на тему «Небо –море», рис.9-9а.
Упражнение 2. Придумай сложную ритмичную композицию из линий, рис.10.
Упражнение 3. Выполни композицию из разных по характеру линий на тему «На лугу», рис.11-11а.
Упражнение 4. На листе А4 выполните композицию с различными задачами, пример рис.12-12а.
Упражнение 5. На листе А4 выполните композицию: силуэт предмета, насекомого, животного и т.д. украсьте разными по характеру линиями, пример рис.13.
Упражнение 6. Формат А4-А5 подготовьте для процарапывания (равномерно натрите лист свечкой, покройте черной тушью, оставьте высыхать). Острым предметом сделайте композицию, рис.14.
Рисунок
Набросок – очень быстрый рисунок. В наброске художник стремится передать свое впечатление или идею будущей работы (рис.1-1а Э.Мане «Портрет мадам Жюль Гийоме»).
Зарисовка – рисунок более долгий, изучающий какой-либо предмет (рис. 2 П.П.Кончаловский «Пейзаж». Уголь. Россия. ХХв.).
Технический рисунок – это рисунок, ставящий задачу изучить как устроена машина или к.-л. постройка (рис. 3).
Учебный рисунок – это рисунок, ставящий перед собой цель освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка (рис. 4).
Творческий рисунок – это осмысленный рисунок, в котором автор стремится выразить то, что ему интересно (рис.5).
Чтобы уметь рисовать, надо этому учиться. А чтобы овладеть тайнами рисования, надо учиться видеть. Способность видеть и способность рисовать тесно связаны между собой. Учиться видеть означает особым образом мыслить! Рисование начинается с этапа рассматривания понравившегося предмета. Глаза художника наблюдают, мозг в это время расшифровывает видимую картинку с учетом состояния души, а рука складывает из линий и пятен изображение. Получается т.о. особое исследование, в котором значение имеет интерес художника к предмету изображения, его отношение к этому предмету. Художник видит не так, как просто внимательный человек, а напрягает все свои чувства и создает на языке изобразительного искусства «рассказ» о своих впечатлениях.
Итак, «Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации – всё начинается с того, что художник берёт в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел».
В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям многих других профессий. Но для этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом.
Линия. Рисунок карандашом состоит из линий – длинных, коротких, волнистых, отрывистых, тонких и толстых. Линии разные по своему характеру. При анализе рисунка линия может быть: весомой, уверенной, беглой, поспешной, лихой, смелой, строгой, упругой, росчерком, слабой, исчезающей и т.д. В природе линии встречаются редко. Можно сказать, что их нет, но мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет, есть плоскость предмета. Линия – это условный знак, придуманная как способ обозначения. У каждого рисующего человека есть своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета – есть свой почерк. И этот почерк может быть разным: строгий или непринужденный, скованный или энергичный. В любом случае – характер линий выражает настроение художника! (Рис. В.Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари», рис.6-6а)
Как разнообразна графическая структура в рисунке Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари»! Рисунок выполнен тушью и палочкой. Художник выразительно и эмоционально передал свое отношение к происходящему. Фактура воды представляет большой интерес. Движение воды и блеск на воде переданы разнообразными графическими элементами – многообразными широкими и тонкими линиями, скругленными завитками разной яркости. Образ бурлящего, играющего моря художник дополняет точками, черточками, закорючками. В рисунке много разных штрихов, где они повторяются, чередуются, создают ритм, поэтому образ моря получился веселый.
Ритм — это универсальное природное средство. «Ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт», «соразмерность». Ритм организует внутреннюю динамику произведения, создает определенную музыкальность картины. Ритм – это чередование, повторение через определенный интервал различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны, вариативны и очень просты. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы возникает равномерный ритм. Он передает ощущение непрерывности движения. Его используют при построении орнаментов в декоративно-прикладном искусстве. Человеческому восприятию не свойственна монотонность. Нашему взгляду привычнее неравномерный ритм с акцентами, привлекающими наше внимание. В произведении такие ритмы могут переплетаться создавая внутреннюю жизнь, движение в картине. Улавливая ритмы в картине, зритель способен раскрыть чувства автора, (рис.7).
Пятно, как и линия, — основное средство изображения на плоскости. Пятна в произведениях бесконечно разнообразны по форме, цвету, тону, размеру, расположению и очертанию, (рис.8).
Упражнение 1. Выполни штриховку, постепенно усиливая тон, рис.9.
Упражнение 2. Сделай копию рисунка Ван Гога, рис.6.
Упражнение 3. Выполни композицию, начиная от пятна, рис.10.
Упражнение 4. Выполни композицию, используя разные по характеру линии, рис.11.
Упражнение 5. Выполни композицию, используя минимум художественных средств, рис.12.
Упражнение 6-14. Выполни задачи, поставленные учителем, используя рис. 13-20.
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Рис.18
Рис.19
Рис.20
Литература:
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
А.Д. Алехин. Когда начинается художник
Ю. Аксенов. Цвет и линия
Н. Костерин. Учебное рисование
Журналы «Юный художник»
Л. А. Неменская Искусство в жизни человека.
В.С.Кузин Изобразительное искусство
Это совокупность средств и приемов, которыми пользуется художник при решении своих, обусловленных видом искусства, задач. Любое искусства не просто изображает или описывает (как лит-ра), но и создает, творит выразительное изображение. Изображая, создавая художник выражает определенную гамму чувств, дает оценку бытия, передает атмосферу события, показывает свое отношение к событиям, персонажам. Все изобразительные средства (все художественные материалы, технические приспособления, приемы работы) в конечном итоге становятся настоящими выразительными средствами.
Изобразить – есть способность художественными средствами достичь подобия. Выразить – свойство художественного отражения в образно-наглядной яркой форме раскрыть сущность изображаемых явлений и характеров, передать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства и оценки. Каждое искусство обладает своей системой изобразительных средств. Это композиция, перспектива, пропорции, светотень, объем, цвет, фактура и т.д.
Изобразительные средства: Архитектура – ее язык – пространство, оно выявляется при помощи конструкции. Художественное выражение конструкции называется – тектоникой. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Она тоже организовывает пространство и связана с архитектурой.
Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Цвет условен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный). Большое место длявыразительности имеет роль композиции, особенно «зрительный центр картины. Композиция – расположение всех основных элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественного образа. Часто новое композиционное простроение элементов изображения дает совершенно новый аспект в передаче объектов и явлений ( иное расположение фигур, изменение ракурсов, местоположения источника освещения). Подход к построению композиции начинается с размера, формата. Выбор масштаба полотна, формата имеет всегда свои основания. Камерный, интимный сюжет – в небольшом формате, многофигурная, батальная сцена – в широком, крупном, чаще горизонтальном формате. Выбор формата зависит от того, как художник понимает тему. Формат так же имеет психологическое воздействие на зрителя. Горизонтальный – психологический, поэтапный, повествовательный сюжет, как правило художник стремиться показать действие. Вертикальный – более эмоциональный настрой, композиция приобретает динамику. Квадрат и круг – выражение покоя, действие в таком формате как бы останавливается, внимание зрителя направлено в центр. Большое значение в композиции картины играет масштаб фигурной части композиции по отношению к пространству пейзажа или интерьера, в который она включена, а так же силуэт, позволяющий судить о душевном состоянии изображенного человека (человек на фоне природы, человек – часть среды). Активная роль в организации пространства принадлежит линиигоризонта. Иногда художник раздвигаетрамкиизображенного на картине и выстраивает композицию так, что невольно представляешь ее продолжение на пределами ее. Активную роль в композиции играет срезфигур. Такой прием приближает зрителя к действию, делает его соучастником событий. Для выразительной передачи изображаемого необходим соответствующий композиции эффектосвещения. В зависимость от степени освещения, от взаимоотношения световых и теневых участков картины, зритель направляет свой взгляд на определенные участки картины. Самое темное и самое светлое пятно – притягивает к себе взгляд. Выразительными средствами в изобразительном искусстве и архитектуре являются динамика и статика, передающие эмоциональное состояние, настроение. Составной частью изобразительного языка является колорит. Он объединяет в се части картины, отдельные элементы в целое, вместе с тем оказывает огромное влияние на эстетическое восприятие произведения. Основа художественного языка в живописи это рисунок и цвет. Рисунок придает картине структурную четкость и ясность. Среди понятий из области рисунка – первое – линия. Далее – контур – граница формы, замыкающая силуэт, отделяющая ее от окружающей среды. Объем. Объемность живописи достигается пластической лепкой. Это связано с понятием – светотень. Все выразительно-изобразительные средства подчинены содержанию карт
Произведение искусства как система художественных образов
В основе искусства лежит образное отражение действительности с позиции эстетического идеала. Художественный образ – это и есть форма отражения действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи. Художественный образ – это чувственная мысль, он обладает индивидуальностью, определенностью и в тоже время содержит черты, характерные для широкого круга социально обусловленных явлений, характерных для своего времени. Художественный образ должен воздействовать интеллектуально и эмоционально на воспринимающего. Художник в своих произведениях совершает образное открытие жизненной правды и выражает свое отношение к миру. Художественный образ это сплав действительности и творческой фантазии. Человек воспринимает мир образами, т.е. теми общественными представлениями, которые возникают у него на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных и т.д.). В изобразительном искусстве художественный образ трактуется как восприятие человеческого характера, события. Но образом может становиться не только конкретная личность или предмет, но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания художника. Образ в своем развитие проходит 3 ступени. 1 – возникновение в сознании художника мысленного, идеального образа. Образ – замысел. 2 ступень – замысел претворен в материал, создано произведение, в котором отражен не только объект, но с субъект (художник). Это – образ-произведение. 3 ступень – образ – восприятие. Для воспринимающего произведение искусства он снова станет «Субъективным образом объективного мира», субъектом восприятия здесь будет зритель, слушатель, читатель, а объектом восприятия станет то, что было субъективным образом художника, существовало в его сознании, а теперь стало картиной, романом, музыкальным произведением. Являясь результатом сознательной деятельности, художественный образ представляет собой высокую форму обработки действительности. Изображает мир каждый художник по своему, с помощью различных техник: живопись – кисти, краски; графика – карандаш и перо; скульптура – глина, камень, дерево. Средством воссоздания художественного образа является язык изобразительного искусства. В скульптуре – на языке объемов; в графике – линиями и пятнами на плоскости; в живописи – на языке цветов на Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
Средства художественной выразительности
ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы — важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) — разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно
В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.
ЛИТОТА (греч. litotes — простота) — троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок».
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) — троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от
сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
А. Блок
Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела…
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков…
А. Фет
Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег…
С. Есенин
Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
С. Есенин
Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia — переименование) — троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья; и т.п.).
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит…
А.С. Пушкин
В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой…
А. Пушкин
Здесь метонимия «мечи» — воины. Наиболее распространена метонимия, в которой название профессии заменено названием орудия деятельности:
Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада…
А. Пушкин
Здесь метонимия «уснет перо».
ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis — окольный оборот, иносказание) — один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» — вместо «лев»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) — вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К. Толстой
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche — соотнесение) — один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха — выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:
А в двери —
бушлаты,
шинели,
тулупы…
В. Маяковский
2) Целое в значении части — Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:
— Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!
3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей…
М. Лермонтов
И гордый внук славян, и финн…
А. Пушкин
4) Замена числа множеством:
Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
А. Блок
5) Замена родового понятия видовым:
Бьем грошом. Очень хорошо!
В. Маяковский
6) Замена видового понятия родовым:
«Ну что ж, Садись, светило!»
В. Маяковский
СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С. Пушкин
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -«выжженная степь» на другое — внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
М. Лермонтов
Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами «как», «как будто», «словно», «точно» и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
«У меня ль молодца кудри — чесаный лен» Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
«Заутра казнь, привычный пир народу» А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:
И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.
А. Пушкин
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
А. Пушкин
Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:
Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
М. Лермонтов
В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.
А. Пушкин
Я не парю — сижу орлом.
А. Пушкин
Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом «под»:
«Сергей Платонович… сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями…»
М. Шолохов.
ОБРАЗ — обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз — воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А. Некрасов
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках — богини Фемиды — аллегория правосудия, изображение змеи и чаши — аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.
В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).
ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
В. Маяковский
ИРОНИЯ (греч. eironeia — притворство) — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
Ф.И. Тютчев
САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. — рву мясо) — презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
АССОНАНС (франц. assonance — созвучие или откликаюсь) — повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
А. Блок
АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad — к, при и littera — буква) — повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
К. Бальмонт
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio — шутка, намек) — стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).
АНАФОРА (греч. anaphora — вынесение) — повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
Н.А. Некрасов
АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
А.С. Пушкин
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
Н. Некрасов
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок…
С.Есенин.
Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) — искусственное укорачивание слова без потери его значения.
…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
А.Н. Крылов
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
А.С. Пушкин
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
А. Блок
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура — бессоюзие.
Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
М. Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать…
М.Ю. Лермонтов
ГРАДАЦИЯ — от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С. Есенин
ИНВЕРСИЯ (лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Преданья старины глубокой
А.С. Пушкин
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням
А. Пушкин
ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron — остроумно-глупое) — сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
А. С. Пушкин
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
В. Брюсов
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).
Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».
Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».
Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)
ПЕРЕНОС (франц. enjambement — перешагивание) — несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
А. С. Пушкин
РИФМА (греч. «rhythmos» — стройность, соразмерность) — разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.
ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis — выпадение, опущение) — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
В. Жуко
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?… Ты в меня!
Г. Гейне
В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемными конструкциями, т. е. с широким использованием эллипсиса, например стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»
ЭПИТЕТ (греч. epitheton — приложение) — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»),
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум…
Н. Некрасов
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства зпитета в сочетании со словами «весна» и «шум». Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
В. Брюсов.
Такие эпитеты называют метафорическими. Эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. В качестве эпитета могут быть использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное, глагол).
К особой группе эпитета относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая вода» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества.
ЭПИФОРА (греч. epiphora — повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.Рифма — вид эпифоры (повтор последних звуков).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости…
А. С. Пушкин
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!
А. Блок
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..
М. Лермонтов
УМОЛЧАНИЕ — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если на дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
М.И. Цветаева
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ЯМБ — двусложная стопа с ударением на втором слоге
ХОРЕЙ – двусложная стопа с ударением на первом слоге
ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа с ударением на первом слоге
АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на втором слоге
АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
ПИРРИХИЙ – дополнительная двусложная стопа, состоящая из двух безударных слогов
СПОНДЕЙ – дополнительная стопа, состоящая из двух ударных слогов
РИФМА
абаб – перекрестная, аабб – парная, абба – кольцевая (опоясывающая), аабссб — смешанная
МУЖСКАЯ – ударение падает на последний слог рифмующихся слов
ЖЕНСКАЯ – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов
Функциональная характеристика языковых средств выразительности
Средства художественной выразительности
Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.
Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.
Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Кто, если не мы? Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.Пушкин
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: 383933
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Синтаксические средства | |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: 585495
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Большое значение для понимания древней литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности эпоса. Этот жанр был очень популярен у наших далеких предков, поэтому рассмотрение проблемы до сих пор актуально. Школьным занятиям по литературе должно предшествовать небольшое разъяснение учителя по теме, так как это поможет понять их содержание, стиль, смысл и идейную нагрузку.
Литературные уловки
Особенности эпоса легко прослеживаются на основе самых известных произведений этого жанра.При чтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такая техника, как повторение. С их помощью анонимные авторы стремились усилить основную идею и главный смысл. Кроме того, таким образом древние сказители добились особого звучания и гудения произведений.
Здесь следует отметить, что эти старинные песни исполнялись в особо торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенную гармонию. Исходя из вышесказанного, можно добавить, что особенности эпоса отражали дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.
Роль эпитетов
Это средство художественной выразительности играет едва ли не важнейшую роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не пожалели красок, воспевая силу и мощь античных героев и воинов. Особенности эпоса легко объясняются целью, с которой они созданы: стремлением восхвалять и увековечивать героические подвиги героев.
Чтобы подчеркнуть свою славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину битвы.Как правило, эпитеты использовались для характеристики внешнего вида воина, его коня, а также врага. Чрезвычайно красивые описания древнерусских городов: княжеских покоев, дворцов, дружин.
Гипербола
Художественные особенности эпоса отражают мышление средневекового русского человека, склонного прославлять подвиги своих любимых героев. Для этого авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. На самом деле подвиги рыцарей представлены в необычно эпических тонах.Например, в старинных сказках герой одним ударом и ударом поражает врага, от удара копыта его коня дрожит земля и с деревьев падают листья. Те же приемы применимы и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник насвистывает так, что все живое вокруг летает, поднимается сильный ветер.
Акценты
Художественные особенности эпоса раскрывают и некоторые особенности музыкального искусства наших предков. Эти древние эпические песни строились по особым правилам, которые придавали им пение, объемность и определенный ритм звука.В линиях этих работ используется несколько акцентов, как правило, три. Их ставили на третьи слоги с начала и с конца.
Этот принцип не был обязательным, однако использовался довольно часто. Этот спектакль придал эпосу особую звуковую выразительность и эпичность. Однако иногда для усиления жужжания текста слоги пели как одно слово, без разделений и пауз.
Композиция
Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения эпоса использовались чаще всего.Все произведения рассматриваемого жанра начинались с начала — вступительного слова, раскрывающего время и место действия. Здесь необходимо обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: в легендах всегда указывается настоящий город, в них говорится о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, которые придал повествованию достоверность и правдивость.
Далее следует установка и кульминация, которые открываются буквально на одном дыхании, без пауз, задержек и отступлений.Таким образом, рассказчики нарисовали одну картину события, не позволяя слушателю отвлечься ни на минуту. Результат наступал, как правило, довольно быстро: речь идет о тех почестях, которые герой принимал в награду за свой подвиг.
Темы
Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным легендам мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Конечно, самой любимой историей были рассказы о подвигах и боевых богатырях.Но помимо этого были и темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Были сказки о необычных приключениях героев, например, очень популярны сказки о купце Садко. В этой эпической славе прославляется не воинственная доблесть героев, а такие черты характера персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволяющие найти выход из самых сложных ситуаций.
,Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоциональное и эстетическое поле личности. Основными качествами художественного стиля являются:
а) эстетический;
б) воздействие на эмоции: с помощью художественных образов воздействуют на чувства и мысли читателя;
c) коммуникативная: способность вызвать отклик в уме читателя, посредством которого мысли передаются от одного человека к другому.
Стилистические элементы в литературных произведениях часто выражают средства художественной выразительности. Их много и они разнообразны. Часто они служат для повышения выразительности и образности текста.
Средства художественной выразительности делятся на лексические или общие средства, на пути и на синтаксические конструкции или фигуры речи.
К лексическим или общим средствам относятся: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы. Невозможно отличить один стиль художественной литературы от другого без таких лексических элементов, как диалектизм, жаргонизм, профессионализм, термины.В создании стилей активно участвуют также неологизмы и архаизмы, заимствования и фразеологизмы, книжная, бытово-экспрессивно-эмоциональная лексика.
Шлейфы — это слова и лексические конструкции, которые для достижения художественного эффекта и создания образа используются в переносном смысле. Механизм влияния тропов основан на соотношении двух понятий, имеющих разные смысловые планы. Два значения приобретают новую реализацию, например, буквальное значение сравнивается с аллегорическим, ситуативным, относящимся только к данной ситуации.Образ создается за счет перехода значения слова — от общеязыкового (прямого) к переносному, образному значению, что позволяет повысить значимость, усилить выразительность и репрезентативность текста.
Другими словами, тропы — это средство художественной выразительности, способное улучшить визуальные свойства изображения. Они позволяют четко передать видимость, изображая предмет или явление, и тем самым воздействовать на чувства, вызывая эмоции.При этом неизбежно возникает вопрос: все ли слова могут быть путями? Любые слова, обладающие такими качествами, как образность, двусмысленность или двухмерность и выразительность, могут выступать в качестве путей.
Сколько тропов должно быть в художественном тексте? Считается, что художественный текст, в котором нет следов (он называется аутологичным), противопоставляется тексту, который ими пропитан (мета-логический).
Следы включают сравнения, метафоры и метонимию, а также персонификации, синекдоты, парафразы, эпитеты, гиперболы и оксюмороны.Авторы также используют гротеск, пафос, иронию, парадокс и лито.
Синтаксические фигуры авторы используют, когда хотят выделить, подчеркнуть, противопоставить или усилить впечатление. К ним относятся: антитезис, градация, повторение, период, анафора, прозрение и гипофора, а также риторические конструкции: восклицание, вопрос и обращение. Кроме того, к средствам художественной выразительности можно отнести аллегорию и парцелляцию, полисиндетон и асиндетон, многоточие и тишину, гротеск и пафос.
Что же касается стилевых особенностей художественного стиля, то они включают образный образ действительности, художественную специфику авторского замысла, выраженную через систему образов, выразительность, эмоциональность и оценку. Также обязательны индивидуальные авторские почерк и речевые характеристики персонажей.
Следует отметить, что тематика художественного произведения диктует и ограничивает использование языковых средств, подчиняя их выбор замыслу автора и включая их в систему образов.
р>.Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоциональное и эстетическое поле личности. Основными качествами художественного стиля являются:
а) эстетический;
б) воздействие на эмоции: с помощью художественных образов воздействуют на чувства и мысли читателя;
c) коммуникативная: способность вызвать отклик в уме читателя, посредством которого мысли передаются от одного человека к другому.
Стилистические элементы в литературных произведениях часто выражают средства художественной выразительности. Их много и они разнообразны. Часто они служат для повышения выразительности и образности текста.
Средства художественной выразительности делятся на лексические или общие средства, на пути и на синтаксические конструкции или фигуры речи.
К лексическим или общим средствам относятся: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы. Невозможно отличить один стиль художественной литературы от другого без таких лексических элементов, как диалектизм, жаргонизм, профессионализм, термины.В создании стилей активно участвуют также неологизмы и архаизмы, заимствования и фразеологизмы, книжная, бытово-экспрессивно-эмоциональная лексика.
Шлейфы — это слова и лексические конструкции, которые для достижения художественного эффекта и создания образа используются в переносном смысле. Механизм влияния тропов основан на соотношении двух понятий, имеющих разные смысловые планы. Два значения приобретают новую реализацию, например, буквальное значение сравнивается с аллегорическим, ситуативным, относящимся только к данной ситуации.Образ создается за счет перехода значения слова — от общеязыкового (прямого) к переносному, образному значению, что позволяет повысить значимость, усилить выразительность и репрезентативность текста.
Другими словами, тропы — это средство художественной выразительности, способное улучшить визуальные свойства изображения. Они позволяют четко передать видимость, изображая предмет или явление, и тем самым воздействовать на чувства, вызывая эмоции.При этом неизбежно возникает вопрос: все ли слова могут быть путями? Любые слова, обладающие такими качествами, как образность, двусмысленность или двухмерность и выразительность, могут выступать в качестве путей.
Сколько тропов должно быть в художественном тексте? Считается, что художественный текст, в котором нет следов (он называется аутологичным), противопоставляется тексту, который ими пропитан (мета-логический).
Следы включают сравнения, метафоры и метонимию, а также персонификации, синекдоты, парафразы, эпитеты, гиперболы и оксюмороны.Авторы также используют гротеск, пафос, иронию, парадокс и лито.
Синтаксические фигуры авторы используют, когда хотят выделить, подчеркнуть, противопоставить или усилить впечатление. К ним относятся: антитеза, градация, повторение, точка, анафора, прозрение и гипофора, а также риторические конструкции: восклицание, вопрос и обращение. Кроме того, к средствам художественной выразительности можно отнести аллегорию и парцелляцию, полисиндетон и асиндетон, многоточие и тишину, гротеск и пафос.
Что же касается стилевых особенностей художественного стиля, то они включают образный образ действительности, художественную специфику авторского замысла, выраженную через систему образов, выразительность, эмоциональность и оценку. Также обязательны индивидуальные авторские почерк и речевые характеристики персонажей.
Следует отметить, что тематика художественного произведения диктует и ограничивает использование языковых средств, подчиняя их выбор замыслу автора и включая их в систему образов.
р >> ,Определение