cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочинение на тему искусство как посредник того что нельзя высказать: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» — Гете

«Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» — Гете


И.В. Гете утверждал следующее: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Не каждую эмоцию, не каждое душевное состояние человек способен выразить словами. То, что нельзя передать словами, часто передается посредством искусства. Искусство воздействует на душу человека, заставляет его задуматься над тем, что раньше и не приходило в голову.

Доказать справедливость высказывания И.В. Гете можно с помощью художественных произведений отечественных писателей.


В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» особое внимание уделяется такому произведению искусства, как «Лунная соната» Бетховена. Именно с помощью данного музыкального произведения искусства передает свои чувства Желтков, влюбленный в Веру Шеину. Перед самоубийством Желтков пишет возлюбленной прощальное письмо, в котором просит ее послушать бетховенскую сонату.

Ту сильную любовь, которую чувствовал Желтков по отношению к Вере Шеиной, невозможно было передать словами. Из-за невозможности лично встретиться и поговорить с той, которую он сильно любил, Желтков передал свои чувства и эмоции через произведение искусства. «Лунная соната» приблизила Веру Шеину к пониманию тех чувств, которые испытывал Желтков, любивший ее целых 8 лет. Целых 8 лет Вера Шеина была глуха к любви Желткова, только во время прослушивания бетховенского произведения, в котором Желтков оставил свой посыл возлюбленной, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Много раз слыша бетховенские произведения, Вера Шеина только сейчас поняла, что перед ней «исключительное, единственное по глубине произведение».

Доказать справедливость высказывания И.В. Гете можно с помощью повести Н.В. Гоголя «Портрет». В первой части повести важное место занимает образ художника, произведение которого было прислано из Италии. В отличие от центрального персонажа первой части

Чарткова, который славу и деньги поставил превыше развития таланта, его «прежний товарищ» развивал свой талант. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что сказать о таланте посредством слов невозможно, за художника говорят его картины. В повествовании отмечается, что в произведении данного истинного художника «властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника». Отмечается, что всем окружившим произведение искусства «видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью». Художнику удалось настолько хорошо продемонстрировать свой гениальный талант, что «невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей».

Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить, что слова часто не могут как можно точно и ярко передать чувства, эмоции и душевные состояния человека, часто все это можно передать посредством произведений искусства, которые затрагивают душу человека.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Именно в труде и только в труде, велик человек, и чем горячее его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа» — М. Горький
  • «Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть» — Чехов
  • «Русский язык живой как жизнь» — Гоголь
  • «История проходит через дом, через его частную жизнь» — Ю. Лотман

  • Сочинение Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

    • Сочинения
    • /
    • На свободную тему
    • /
    • Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

    Что такое искусство? Это – умение творить, создавать, проявлять себя и свои мысли, доносить их до широкой аудитории. Скульптура, архитектура, литература, живопись – виды искусства можно перечислять бесконечно. Естественно, чтобы стать гениальным живописцем или скульптором, нужно неустанно трудиться, отдавать свою жизнь на служение любимому делу, и лишь по истечении определённого периода времени, набравшись опыта, продемонстрировать всем свои самые великолепные творенья.

    Но что же побуждает людей идти в искусство, реализовывать себя в этой сфере? Только ли умение рисовать или хорошо писать стихи? Конечно, у каждого человека есть свой талант, который можно и нужно развивать, но главное – этот талант должен помогать не только в получении самоудовлетворения от любимого дела, но и доносить до людей то, что не всегда можно сказать.

    Ярким примером посредничества искусства являются даже знаменитые басни Крылова, в которых автор через образы животных стремится показать личные качества чиновников, как правило, негативные. Он не говорит напрямую, однако, читатели понимают идею, заложенную в произведениях. Часто искусство даёт возможность прямо, без каких-либо намёков, высказать желаемое. Например, это наблюдается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт», где он обвиняет царскую власть в убийстве А.С. Пушкина. Само стихотворение довольно быстро распространилось среди народа, хотя, естественно, не было пропущено цензурой.

    Именно искусство помогает человеку-созидателю высказать то, что накипело у него на душе, эстетично и торжественно преподнести свою точку зрения, призвать к чему-то.

    Именно поэтому люди, интересующиеся искусством, пополняют свой внутренний мир с помощью различных точек зрений на одни и те же вещи и на проблемы мироздания.

    С помощью искусства, любого, человеку свойственно выражать и предавать другим свои мысли, чувства, переживания, взгляды на окружающую действительность. Еще издревле, самые первые люди запечатлевали в наскальных рисунках увиденное. И, как только человек освоил ремесла, он старался сделать вещи не только полезными, но и красивыми. Человек склонен к прекрасному.

    В рисунках, или в стихах, да и во всем остальном, одни показывают то, каким видят они окружающий мир. А слов для этого, порой, действительно не найдешь. В каких красках порой рисуют художники свои картины! И какие видятся им порой образа! Всего этого и не скажешь, можно лишь изобразить.

    То же можно сказать и о музыке. Величайшие композиторы создавали свои шедевры, будучи полностью погружены в свой внутренний мир. И отголоски, творящегося в душе, выливаются в этих звуках, заставляя слушателя прочувствовать то, к чему не подобрать слов.

    Любовная лирика поэтов – излияния их душевного состояния. Написанные ими в определенные жизненные моменты произведения так часто приходятся под стать человеку, читающему их. Ведь прочитав, то, что кажется так точно и тонко сказано и найдя в своей душе подтверждение тому, человеку порой даже легче становится в трудные минуты. Некоторые стихи могут послужить утешением, другие – призыву к действиям. И даже грустные произведения, отражающие горькую действительность, заставят читателя оторваться от собственных переживаний, вселив в него множество размышлений о смысле прочитанного. И много тогда откроется того, о чем не написано, а лишь упомянуто вскользь. И здесь искусство выступает, как посредник, хоть, казалось бы, и сказано словами, да не все.

    Есть и еще одна сторона смысла искусства. Это можно отнести к писателям и поэтам, не могущим в свое время напрямую высказать свои мысли, взгляды на общественное устройство, свое отношение к существующим порядкам и законам. Сколько из них в своих стихах шифровали все эти мысли.

    И не только в стихах. Так, Салтыков-Щедрин в своих сказках высмеивает помещиков и много отрицательных черт людей. Чехов в пьесах рассуждает о переменах в обществе того времени. В числе декабристов немало поэтов, в стихах которых не раз проскальзывают упреки в адрес власти и призывы к действиям людей.

    Все художники, музыканты, писатели и представителей других направлений искусств выражают с его помощью свое отношение к миру и взгляд на действительность, либо же передают свое душевное состояние. Даже романы, и другие произведения, помимо того, что черным по белому написано, хранят в себе много подтекста. И все эти творения – бессмертны и призваны передавать это из поколения к поколению.

    Другие:

    ← Хочу и надо↑ На свободную темуТолько у здоровой нации есть будущее →

    Искусство есть посредник того, что нельзя высказатьСейчас читают:
    • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — сочинение, реферат, доклад

      Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна

    • Сочинение Осенний вечер

      Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.

    • Сочинение на тему Подвиг 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

      Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига,

    • Сочинение Наступила зима 4 класс

      Когда наступает зима? Я считаю, что не с первого декабря, а тогда, когда выпадает пушистый снег. Недавно блестящий снежок покрыл все вокруг. Уже танцуют в белых шубках деревья,

    • Сочинение Орск — мой город

      Мой город – Орск. Он находиться в Уральских горах, в Оренбургской области, на территории, где происходит слияние двух рек Орь и Урала. Река Урал делит город на две половины азиатскую и европейскую. Город родился в 1735 году.

    • Душевная драма Катерины в пьесе Гроза сочинение

      «Ну почему жизнь устроена так, что живые,амбициозные, талантливые, добрые и честные люди вынуждены отступать переде самой обычной серой массой, которая заполняет этот мир, с каждым днём поглощая тех, кто отличается от них?» — пожалуй,

    [Пример сочинения], 1000 слов GradesFixer

    Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.

    «Метаморфозы» Овидия — это произведение о быстротечности, и, пожалуй, нет двух вещей в мире природы более мимолетных, чем жизнь и красота. Художники стремятся сохранить эти два качества в своих работах, одновременно имитируя мир природы, чтобы придать вид жизни статическим творениям, а также стремясь превзойти и пережить красоту природы. В «Метаморфозах» Овидий рассказывает историю такого художника, Пигмалиона, чья статуя стирает границы между искусством и природой. Сказка о Пигмалионе демонстрирует, что художник, парадоксальным образом и подражатель, и новатор, берет на себя уникальную роль посредника между природой и искусством.

    Первоначально отношение Пигмалиона подразумевает, что он создал идеальную женщину, тем самым отвергнув несовершенство природы. После того, как он стал свидетелем Пропоэтид, первых женщин, которые стали проститутками и чье бесстыдство превратило их в камень, он решает «не иметь женщин в своей постели» (Метаморфозы X: 247). Его клятва тонко обвиняет природу в промахах, когда она «слишком часто» наделяет пороками настоящих женщин, вынуждая Пигмалиона найти лучшую альтернативу (10:246). Увидев, как проститутки превращаются в камень, Пигмалион делает обратное: он лепит статую из слоновой кости, которая станет его совершенно целомудренной спутницей. Эта статуя также описывается как более красивая, чем «мог бы» любой человек, подразумевая, что природа на самом деле не способна когда-либо сравниться с мастерством художника (X: 252). По сути, Пигмалион создает превосходное произведение искусства, потому что обладает воображением художника. В соответствии со своими представлениями художник может точно указать, насколько красивым и добродетельным должен быть его шедевр, тогда как природа преклоняется перед реальностью и ограничивается физически и органически возможным.

    В то же время пассаж парадоксальным образом акцентирует внимание на художественном подражании природе, чему-то якобы неполноценному ей. Наблюдение Овидия: «Говорят, лучшее искусство / То, что скрывает искусство», резюмирует концепцию мимесиса, с помощью которого искусство пытается имитировать реальность (X: 254-55). По определению, дублером его статуи была натуральная женщина, и удивительно «почти живые» — или естественные — качества статуи очаровывали его (X: 252).

    На самом деле единственная жалоба Пигмалиона состоит в том, что его искусство неживое. Это имеет смысл, поскольку Пигмалион разрывается между двумя идентичностями художника и любовника. Он влюбился в свои работы, но он также мужчина и жаждет человеческого общения. Пытаясь имитировать ухаживание, он покрывает обнаженное тело статуи платьями, приносит цветы, ракушки, домашних птиц и другие безделушки и ластится над ним (X: 258-68). Эти сцены любому наблюдателю показались бы действиями сумасшедшего. Тем не менее, вопросы Пигмалиона, возможно, выдают преднамеренное отрицание: «…Была ли это только слоновая кость? / Нет, это не может быть слоновая кость» (X: 258). Он относится к статуе как к живому существу, которое могло бы ответить на его ухаживания, «как если бы она почувствовала это» (Х: 267), и даже считает, что «его пальцы почти оставляют / Отпечаток на ее членах» (Х: 261-62). Предварительные употребления слов «как будто» и «почти» снова отражают его самообман. Он знает, что это не живая девушка, что она никогда не ответит взаимностью на его любовь, но все равно без ума от нее. Во время праздника Венеры Пигмалион в конце концов раскрывает свое желание иметь живую женщину, когда просит богов сделать ему жену, «подобную его девушке из слоновой кости» (X: 277). Когда он признает, что живая девушка удовлетворит его больше, чем его статуя, Пигмалион наконец обнаруживает противоречие между тем, чтобы быть художником и быть человеком.

    В этот момент Пигмалион совершает полный круг. Он обнаруживает, что природа не может создать совершенную женщину, но и он, художник в одиночку, не может достичь дополнительного измерения жизни. Чтобы природа и искусство могли реализовать потенциал друг друга, они должны взяться за руки. Сила художника частично заключается в подражании природе, но также и в способности улучшить ее своим собственным воображением, которое превосходит красоту и целомудрие, присущие действительности. Между тем, уникальный дар природы — дар жизни. Следующая сцена, в которой статуя превращается в живое существо, иллюстрирует объединенную силу природы и искусства. Показательно, что повторяющаяся структура действия Пигмалиона и реакции статуи свидетельствует о том, что Пигмалион является непосредственным участником: «И лег рядом с нею, / И целовал ее, и она как будто светилась, и целовал ее, / И гладил ее грудь, и ощупывал слоновую кость. смягчить» (X:281-284). Скульптурные образы изображают Пигмалиона, творящего вместе с силами природы, вместе превращающими симулякр в пульсирующее существо.

    В целом, превращение искусства в царство живых сохраняет красоту и целомудрие его скульптуры. Он с трудом верит, что она теперь настоящая женщина («Это тело!»), что доказывает, что она не изменилась внешне и по-прежнему сверхъестественно красива (X:257). Она даже краснеет и в видении мечтательной невинности обращает свой девственный взор на «возлюбленного и небо» (Х: 263). Эта почти идеальная передача достоинств искусства в реальность подтверждает способность художника комментировать, какой должна быть природа. Мир природы также обеспечивает условия для произведений искусства, которые удовлетворяют не только художников, но и людей. Вместе искусство и природа вносят нечто более значимое, чем их независимые усилия.

    В конце концов Пигмалион обрел спутника-человека в дополнение к своему идеальному творению. Его резолюция представляет одну теорию оценки искусства, а именно, что произведение предназначено для имитации, а также для расширения возможностей мира; но как социальное существо человек никогда не сможет найти экзистенциальное удовлетворение только в творчестве. Тем не менее, слияние искусства с жизнью все же имеет недостаток смертности. Живая женщина Пигмалиона не будет жить вечно, в отличие от статуи из слоновой кости. Поэтому, хотя природа и искусство создают прекрасную женщину, они все же не могут создать постоянный, совершенный продукт. Но это, конечно, центральная идея «Метаморфоз». Люди и вещи всегда становятся чем-то другим, все находится в процессе становления, и ничто не стоит само по себе. Используя эту и многие другие истории, Овидий постепенно раскрывает свою фундаментальную философию, согласно которой жизнь и красота преходящи.

    1. Овидий. Метаморфозы. Транс. Рольф Хамфрис. Нью-Йорк: Индиана, UP, 1955. Печать.

    Очерк Льва Толстого Что такое искусство

    Лев Толстой на пашне , Илья Репин, 1887, Смитсоновский институт

     

    Как определить искусство? Что такое подлинное искусство и что такое хорошее искусство? Лев Толстой ответил на эти вопросы в книге «Что такое искусство?» (1897 г. ), его наиболее полное эссе по теории искусства. Теория Толстого имеет много очаровательных сторон. Он считает, что искусство — это средство передачи эмоций с целью содействия взаимопониманию. Осознавая чувства друг друга, мы можем успешно практиковать эмпатию и в конечном итоге объединиться для дальнейшего коллективного благополучия человечества.

     

    Более того, Толстой решительно отрицает, что удовольствие есть единственная цель искусства. Вместо этого он поддерживает моральное искусство, способное понравиться всем, а не только избранным. Хотя он занимает четкую позицию в пользу христианства как действительной основы морали, его определение религиозного восприятия является гибким. В результате его можно легко заменить всякими разными идеологическими схемами.

     

    Лично я не отношусь к толстовской теории как к своду законов понимания искусства. Больше всего на свете: «Что такое искусство?» само по себе является произведением искусства. Произведение о значении искусства и благодатной почве, на которой могут расцвести поистине прекрасные идеи.

     

    Большинство картин, использованных в этой статье, нарисованы художником-реалистом Ильей Репиным. Русский художник создал серию портретов Толстого, которые вместе экспонировались на выставке 2019 года «Репин: Миф о Толстом» в Государственном музее Л.Н. Толстой. Более подробную информацию об отношениях между Толстым и Репиным можно найти в этой статье.

     

    Кем был Толстой?
    Лев Толстой в кабинете на Ясной Поляне , Илья Репин, 1887, Государственный музей Льва Толстого

     

    Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

    Лев Толстой (граф Лев Николаевич Толстой) родился в 1828 году в родовом имении Ясная Поляна, примерно в 200 км от Москвы. Его семья принадлежала к русской аристократии, поэтому Лев унаследовал графский титул. В 1851 году он пошел в царскую армию, чтобы расплатиться с накопленным долгом, но быстро пожалел об этом решении. В конце концов, он ушел из армии сразу после окончания Крымской войны в 1856 году. 

     

    Путешествуя по Европе и увидев страдания и жестокость мира, Толстой преобразился. Из привилегированного аристократа он превратился в христианского анархиста, выступающего против государства и пропагандирующего ненасилие. Это учение вдохновляло Ганди и выражалось в непротивлении злу. Это значит, что со злом нельзя бороться злыми средствами и нельзя ни принимать его, ни сопротивляться ему.

     

    Произведения Толстого прославили его во всем мире, и он по праву считается одним из четырех гигантов русской литературы рядом с Достоевским, Чеховым и Тургеневым. Его самые известные романы Война и мир (1869) и Анна Каренина (1877). Однако он также написал несколько философских и богословских текстов, а также театральные пьесы и рассказы. Завершив свой шедевр «Анна Каренина », Толстой впал в состояние невыносимого экзистенциального отчаяния.

     

    Очарованный верой простого народа, он обратился в христианство. В конце концов, он отверг Русскую Церковь и любую другую Церковь как коррумпированную и искал свои собственные ответы. Его богословские исследования привели к формулированию его собственной версии христианства, которая глубоко повлияла на его социальное видение. Он умер в 1910 лет в возрасте 82 лет после перенесённой пневмонии.

     

    Искусство, основанное на красоте и вкусе 
    Портрет Л. Н. Толстого, Илья Репин, 1912, Музей-усадьба «Пенаты» Ильи Репина

     

    Толстой написал «Что такое искусство?» в 1897 году. Там он изложил свое мнение по нескольким вопросам, связанным с искусством. На протяжении всего этого эссе он остается уверенным, что он первый дал точное определение искусства:

    «…как бы странно это ни звучало, несмотря на горы книг, написанных об искусстве, точного определения искусства так и не построено. И причина этого в том, что концепция искусства была основана на концепции красоты».

     

    Так что же такое искусство для Толстого? Прежде чем ответить на вопрос, русский романист ищет подходящее основание для своего определения. Рассматривая работы других философов и художников, он замечает, что они обычно исходят из того, что в основе искусства лежит красота. Для них красота есть либо то, что доставляет определенного рода удовольствие, либо то, что совершенно по объективным, всеобщим законам.

     

    Толстой думает, что оба случая ведут к субъективным определениям красоты и, в свою очередь, к субъективным определениям искусства. Те, кто осознают невозможность объективного определения красоты, обращаются к изучению вкуса и спрашивают, почему вещь нравится. Опять же, Толстой не видит в этом смысла, так как вкус тоже субъективен. Невозможно объяснить, почему одна вещь нравится кому-то, а кому-то не нравится, заключает он.

     

    Теории, оправдывающие Canon
    Эскизы Льва Толстого , Илья Репин, 1891, Частная коллекция

     

    Теории искусства, основанные на красоте или вкусе, неизбежно включают только тот вид искусства, который нравится определенным людям:

    «Сначала признать определенный набор произведений искусством (потому что они нам нравятся), а затем составить такую ​​теорию искусства, чтобы в нее вписывались все те произведения, которые нравятся определенному кругу лиц».

     

    Эти теории призваны оправдать существующий художественный канон, охватывающий все, от греческого искусства до Шекспира и Бетховена. На самом деле канон — это не что иное, как произведения искусства, ценимые высшими классами. Для оправдания новых постановок, которые нравятся элитам, постоянно создаются новые теории, расширяющие и подтверждающие канон:

    «Какие бы безумия ни появлялись в искусстве, как только они находят признание среди высших классов нашего общества, быстро изобретается теория, объясняющая и санкционирующая их; точно не было в истории периодов, когда известные особые круги людей признавали и одобряли ложное, уродливое и бесчувственное искусство, впоследствии не оставившее следа и совершенно забытое».

     

    Истинное определение искусства, по Толстому, должно основываться на нравственных принципах. Прежде всего, мы должны задаться вопросом, морально ли произведение искусства. Если это морально, то это хорошее искусство. Если это не морально, то это плохо. Это обоснование приводит Толстого к очень странной идее. В одном месте своего эссе он заявляет, что « Ромео и Джульетта» Шекспира, Гете, Вильгельм Мейстер, и его собственная «Война и мир» являются аморальными и, следовательно, плохим искусством. Но что именно имеет в виду Толстой, когда говорит, что что-то есть хорошее или плохое искусство? И какова природа морали, которую он использует для своих художественных суждений?

     

    Что такое искусство?
    Толстой в крестьянской одежде, Илья Репин, 1901, ГРМ

     

    Искусство — это средство передачи чувств так же, как слова передают мысли. В искусстве кто-то передает чувство и «заражает» других тем, что он чувствует. Толстой заключает свое определение искусства в следующих отрывках:

    «Вызывать в себе чувство, которое однажды испытал, а вызвав его в себе, затем посредством движений, линий, цветов, звуков или форм, выраженных словами, так передать это чувство, которое могут испытывать другие то же чувство – это деятельность искусства.

    Искусство есть человеческая деятельность, состоящая в том, чтобы один человек сознательно посредством известных внешних знаков передал другим пережитые им чувства и чтобы другие люди заражались этими чувствами и также испытывали их».

     

    В сущности, искусство есть средство соединения людей, объединенных общим чувством. Это облегчает доступ к психологии других, способствует сочувствию и пониманию, разрушая стены Субъекта. Эта функция искусства не только полезна, но и необходима для прогресса и благополучия человечества.

     

    Бесчисленные чувства, которые люди испытывали как в прошлом, так и в настоящем, доступны нам только через искусство. Потеря такой уникальной способности была бы катастрофой. «Люди были бы как звери», — говорит Толстой и даже доходит до того, что утверждает, что без искусства человечество не могло бы существовать. Это смелое заявление, напоминающее афоризм Ницше о том, что человеческое существование оправдано только как эстетическое явление.

     

    Искусство в расширенном и ограниченном смысле слова
    Лев Толстой в зале с арками, Илья Репин, 1891, Государственный Русский музей

     

    Определение Толстого распространяется почти на все аспекты человеческой деятельности далеко за пределы изобразительного искусства. Даже рассказ мальчика о том, как он встретил волка, может быть искусством. Это, однако, только в том случае, если мальчику удастся заставить слушателей почувствовать страх и муку встречи. Согласно этой точке зрения, произведения искусства повсюду. Колыбельная песня, шутка, мимика, украшение дома, одежда и утварь, даже триумфальное шествие — все это произведения искусства.

     

    Это, на мой взгляд, самое сильное место теории Толстого. А именно, что он считает искусством почти всю человеческую деятельность. Однако есть различие между этим расширенным искусством и искусством в ограниченном смысле этого слова. Последнее соответствует изобразительному искусству и является той областью, которую Толстой исследует далее в своем очерке. Слабое место теории в том, что она никогда не исследует акт творчества и искусства, которые не разделяются с другими.

     

    Настоящие и поддельные произведения искусства
    Лев Толстой отдыхает в лесу, Илья Репин, 1891, ГТГ

     

    Различие между настоящим и поддельным, хорошим и плохим искусством — вклад Толстого в область искусствоведения. Несмотря на множество недостатков, эта система предлагает интересную альтернативу оценке и оценке искусства.

     

    Толстой называет настоящим искусством (т. е. подлинным, верным себе) то искусство, которое проистекает из честной, внутренней потребности в выражении. Продукт этого внутреннего побуждения становится настоящим произведением искусства, если он удачно вызывает чувства у других людей. В этом процессе получатель художественного впечатления настолько сливается с опытом художника, что чувствует произведение как свое собственное. Поэтому настоящее искусство убирает барьер между Субъектом и Объектом, между получателем и отправителем художественного впечатления. Кроме того, он снимает барьер между получателями, переживающими единство через общее чувство.

     

    «В этом освобождении нашей личности от ее обособленности и обособленности, в этом соединении ее с другими и заключается главная особенность и великая притягательная сила искусства».

    Кроме того, произведение, не вызывающее чувств и духовного единения с другими, является поддельным искусством. Каким бы поэтичным, реалистичным, эффектным или интересным он ни был, он должен соответствовать этим условиям, чтобы добиться успеха. В противном случае это просто подделка, выдающая себя за настоящее искусство.

     

    Эмоциональная заразительность
    Лев Толстой в розовом кресле, Илья Репин, 1909, Государственный музей Льва Толстого

     

    Эмоциональная заразительность – необходимое качество художественного произведения. Степень заразности не всегда одинакова, а варьируется в зависимости от трех условий:

    1. Индивидуальность передаваемого чувства: чем специфичнее для человека чувство, тем удачнее произведение искусства.
    2. Ясность передаваемого чувства: ясность выражения способствует передаче чувств и увеличивает удовольствие, получаемое от искусства.
    3. Искренность художника: сила, с которой художник чувствует эмоции, которые он/она передает через свое искусство.

     

    Из всех трех важнее всего искренность. Без него не могут существовать два других условия. Стоит отметить, что Толстой находит искренность почти всегда присутствующей в «крестьянском искусстве», но почти всегда отсутствующей в «высочайшем искусстве». Если произведению не хватает хотя бы одного из трех качеств, это подделка. Напротив, он реален, если обладает всеми тремя. В таком случае остается только судить, хорошо это настоящее произведение или плохо, более или менее удачно. Успех произведения искусства основывается прежде всего на степени его заразительности. Чем заразительнее произведение искусства, тем лучше.

     

    Религиозное восприятие искусства
    «Погребение Христа». Греко, Эль Греко, 1570-1576 гг., Национальная галерея – Музей Александроса Сутсоса

     

    Толстой считает искусство средством движения к совершенству. Со временем искусство развивается, делая доступным опыт человечества ради человечества. Это процесс нравственной реализации, в результате которого общество становится добрее и сострадательнее. Подлинно хорошее произведение искусства должно сделать доступными те добрые чувства, которые приближают человечество к его нравственному завершению. В этих рамках хорошее произведение искусства также должно быть нравственным.

     

    Но как мы можем судить о том, какие чувства нравственно хороши? Ответ Толстого заключается в том, что он называет «религиозным восприятием века». Это определяется как понимание смысла жизни группой людей. Это понимание является моральным компасом общества и всегда указывает на определенные ценности. Для Толстого религиозное восприятие его времени находится в христианстве. В результате все хорошее искусство должно нести основополагающее послание этой религии, понимаемой как братство между всеми людьми. Этот союз человека, направленный на его коллективное благополучие, утверждает Толстой, должен почитаться как высшая ценность из всех.

     

    Хотя это относится к религии, религиозное восприятие не то же самое, что и религиозный культ. На самом деле определение религиозного восприятия настолько широкое, что описывает идеологию в целом. К такому толкованию приводит мнение Толстого о том, что даже если общество не признает никакой религии, оно всегда имеет религиозную мораль. Это можно сравнить с направлением текущей реки:

    Если река вообще течет, у нее должно быть направление. Если общество живет, должно существовать религиозное восприятие, указывающее направление, в котором более или менее сознательно тяготеют все его члены.

     

    Заключение
    «Что есть истина» Христос и Пилат, Николай Ге, 1890, ГТГ

     

    Можно с уверенностью сказать, что более чем через столетие после смерти Толстого «Что такое искусство?» сохраняет свою привлекательность.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *