cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рисунок на орксэ о родине – Презентация по ОРКСЭ на тему «Россия

Презентация к уроку (4 класс) по теме: Курс ОРКСЭ урок 1 Россия — наша родина

Урок 1.  Россия – наша Родина

Цель:

— формирование представления о Родине;

— создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».

Задачи:

— обобщить и актуализировать знания о Родине;

— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

— прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

—  формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),магнитофон,  выставка книг о Родине.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.

2. Сообщение темы урока.

Отгадайте ребус (    Р1А   ).  Обсуждение темы урока с учащимися:

—  О чём пойдёт речь на  уроке?

3. Беседа с учащимися.

2 слайд

— Как называется страна, в которой мы живём?

— Кто является главой государства?

— Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

— Назовите столицу России. Покажите её на карте.

— Какие символы государства вам известны?   3 слайд   (прослушать гимн стоя)

— Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня?  4 слайд

— Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас  Родина?   5 слайд

— Откуда произошло слово «Родина»?  Послушаем сообщение ученика.

( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.)

— Подберите однокоренные слова к слову Родина.

— Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».)  6 слайд

— Так почему же Родину называют Отечеством?

— Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

— Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.  

7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).

—  Какие русские военачальники вам известны?  8 слайд

— Что вам известно о защитниках нашей Родины?

— Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

— Как вы понимаете значение этого слова?  Чтение значения слов. 8 слайд

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 — Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

4. Самостоятельная работа.

 Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

9 слайд

    В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

5. Подведение итогов урока.

— Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине  после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

— Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад   в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?

— Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.

 

nsportal.ru

Россия — наша Родина. ОРКСЭ.

Россия – наша Родина

Презентацию приготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 им. Братьев Каменских» г. Перми

Жвакина Т. Г.

Тема урока: Россия – наша Родина.

Цели:

— формирование представления о Родине;

— создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».

Задачи:

— обобщить и актуализировать знания о Родине;

— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою Родину;

— прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

— формировать понятийный аппарат.

Россия — наша Родина

Как велика моя земля,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Россия – самая большая в мире страна, ее площадь более 17 млн. кв. км.

Цепью вздымаясь уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

В чаще кедровой,

В трущобах таежных

Много лисиц и куниц осторожных.

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озера, леса и поля –

Все это наша родная земля!

Мы живем в Российской Федерации .

Это наше Отечество , наша Родинаматушка Россия.

  • Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веку жили наши отцы и деды.
  • Родиной мы её зовём потому, что в ней родились, в ней говорят на родном нам языке, и всё в ней для нас родное.
  • А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

  • В России живет 145 млн. человек (это седьмое место в мире по численности населения).
  • Здесь представители более 160 национальностей, большая часть которых русские.
  • Среди народов: татары, башкиры, чуваши, осетины, буряты, якуты, ненцы и другие.

Р о с с и я м н о г о н а ц и о н а л ь н а я с т р а н а :

чуваши

буряты

ненцы

башкиры

удмурты

колмыки

русские

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья.

В слове «мы» — сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Мы все разные, но Родина у нас одна!

Давайте будем любить и беречь Россию!

Нас много, мы разные, нередко говорим на разных языках, но мы едины , так как живём в едином могущественном государстве.

Нас объединяет единая Родина. Общая история. Общие законы.

Общие духовные ценности.

Москва – столица России.

  • Москва – древний город, ей уже 850 лет.
  • Москва – самый большой город в нашей стране. В ней проживает 10,5 млн. человек. Это один из красивейших городов мира.
  • Москва – крупнейший политический, промышленный, научный и культурный центр. В Москве работают Президент Российской Федерации, Правительство, Федеральное Собрание.

Государственные символы России

Флаг России

  • Белый цвет флага это цвет чистоты и свободы.
  • Синий – цвет честности, верности, стремления к миру.
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, мужество, кровь, пролитую за Отечество.

Герб России

  • У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России – дух свободный.

  • Государственная символика постоянно окружает нас в повседневной жизни.
  • Герб России изображен на паспорте гражданина России, на аттестате об окончании школы, на правительственных наградах, на орденах и медалях, на денежных знаках и т. д.
  • Флаг изображен на форме военнослужащих, полиции, его можно увидеть на зданиях государственной власти.
  • Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
  • Гимн исполняют при вручении государственных наград, при открытии торжественных собраний в честь государственных праздников, при принятии присяги, при поднятии государственного флага и т. д.
  • Все жители нашей огромной многонациональной страны и мы с вами живем по Конституции – Основному закону нашего государства.
  • В Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
  • Гарантом Конституции и главой нашего государства является Президент Российской Федерации.

В. В. Путин

  • В разные исторические времена по-разному называлась наша страна: Киевская Русь, Московское царство, РФСР, СССР.
  • Но во все времена, как бы ни называлась наша родина, она могла гордиться своими славными сынами: воинами и государственными деятелями, рабочими и крестьянами, учеными и изобретателями, писателями, художниками и музыкантами.

Знаменитые люди России:

А. В. Суворов

М. И. Кутузов

М. В. Ломоносов

Пётр I

Знаменитые люди России:

Минин и Пожарский

Л. Н. Толстой

А. С. Пушкин

Ю. А. Гагарин

И. И. Левитан

П. И. Чайковский

Во все времена России приходилось отстаивать свою независимость потому, что огромны её просторы, сказочно богаты её недра, талантливы её люди. Хороша и привлекательна она для врагов. Но во все времена сильные духом россияне побеждали!!!

Наши предки побеждали благодаря великому чувству любви к своей Родине, единству и дружбе между народами, благодаря своему богатому духовному миру и культурным традициям.

Культурные (духовные) традиции прочно входят в жизнь каждого человека, как только он рождается на свет. Они в колыбельных песнях, в пословицах и поговорках, в легендах, сказаниях, в музыкальных произведениях, в живописи, в народных ремёслах и праздниках…

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Если человек следует им, он не заблудиться в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого. Он становится духовным человеком.

Любит родителей

Бережно относится к природе

Духовный человек

Любит свой народ

Уважает традиции других народов

Любит свою Родину

24

  • Как называется страна в которой мы живём?
  • Кто является главой нашего государства?
  • Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Назовите их. Что вы знаете про них?
  • Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.
  • Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
  • Каких великих людей России вы знаете?
  • Как вы понимаете слово «патриот»?
  • Какие культурные традиции нашей страны вы знаете?

 

Восстановите пословицы:

там и пригодился.

тот истинный герой.

чужая – мачеха.

одна у него и родина.

с родной земли не сходи.

Одна у человека мать,

Родная сторона – мать,

Где родился,

Умри, но

Кто за родину горой,

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, Отечество, патриот, президент.

 

Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?

Домашнее задание:

  • Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
  • Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  • Что вы считаете своей малой родиной? Нарисуйте её.

multiurok.ru

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему «Россия

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (253,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5.  развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

— Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2  Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

— Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

— О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

— Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. — Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

— А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

— А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

— Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

— Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. — В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

— Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

— Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

— А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

— Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

— Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

— Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» — говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

— Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

— Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

— Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. — Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

 «Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

— Что выберете вы? (Ответы детей)

 Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.  Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

— Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. — В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

— Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

— А почему важно сохранять традиции?  (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

— Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

— Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи.  С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.  Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом.  С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

 

 

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

2. Работа в парах. (Приложение 1)

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

3. Работа в группах. (Приложение 2)

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных  богатств  своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка — символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

— Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку — символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов «Мой православный мир России». Фильм 1 «Мой мир — Россия» Студия «Шесть крыльев», Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ

29.03.2017

urok.1sept.ru

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ (тема: «Россия – наша Родина»)

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель:

познакомить учащихся с основными понятиями

— Россия

— Родина

— Малая Родина

— патриот

— отечество

— Президент

— государственные символы: герб, флаг, гимн

— воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

Задачи:

в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

  1. Оборудование:

учебник «Основы православной культуры», А. В, Кураев; электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»;

выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,

презентация из 25 слайдов, мелодии гимна Российской Федерации. 3.Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн;

умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

умение работать в группах.

4. Вид урока: Урок – встреча.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Учитель:

— Поговорим?

— Поговорим. О чём?

— О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Включается запись песни «Моя Россия», автор Соловьёва Н., композитор Струве Г.

На фоне музыки слова учителя:

Уж и есть за что

Русь могуча

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

— Добрый день!. Я рада приветствовать вас, ребята и ваших родителей. Сегодня у нас первый урок по курсу «Основы православной культуры», а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки. Передайте соседу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению друг к другу.

Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)

  1. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, вы обратили внимание на необычность нашего урока? (Да.)

— В чём это заключается?

(Рядом с вами сидят ваши родители, которые готовы прийти вам на помощь в ходе урока.)

Учитель:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

4. На доске задание.

Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

— Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

— Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа?

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

— Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд №1. Россия, Российская Федерация)

— Предположите, как называется тема нашего урока?

— Молодцы! ( Слайд № 1,2)Тема нашего урока «Россия – Родина моя». Ребята, у вас на столе лежит новый учебник, совершим путешествие «Посмотрим, полистаем, познакомимся» по его страницам.

— Что вы можете сказать о новом предмете? Что вы можете сказать о новом учебнике? (Учебник называется «Основы православной культуры», в нём мы узнаем о нашей Родине, о культуре и традициях русского народа, познакомимся с его святынями, с жизнью особо чтимых православных людей.

5. Постановка учебной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

— Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Какие же черты присущи настоящему гражданину? (Честность, трудолюбие, чувство долга, любовь к Родине, доброта, ответственность).

6. Запись в тетрадь число, тема урока.

II. Физминутка для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперед —

Это мчится самолет…

Раз моргнули, два моргнули —

Наши глазки отдохнули!

III. Объяснение новой темы

Учитель: Посмотрите на карту. ( Слайд № 8. Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)

— А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд7)

— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд №7)

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

(Слайд 20-21) Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.(Слайд № 22)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн) (Слайд№24)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. (Слайды №2-5)

— А как называется наша малая Родина? (Село Богана Борисоглебского района Воронежской области).

В нашем селе имеются заповедные места. Озеро «Олёх» расположено прямо на территории нашего села. Оно является заказником по разведению и охране водоплавающей птицы с 1980 года.

Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Торгашин М.П.– председатель совета ветеранов, писатель – краевед, Ларин А.Е. бывший учитель нашей школы, краевед, занимается изучением истории нашего села, ведёт археологические работы и сотрудничает с преподавателями ВГМУ и ВГУ.

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

— А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).

— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показ портретов знаменитых людей.)

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся).(Слайд №19)

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы — ребята вот такие! (Слайды №11-14,16)

V. Закрепление.

1. Итак, главная ценность России — люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.(Слайд № 15)

(Откройте рабочие тетради и запишите слова, записанные на доске, а дома вы найдёте определение к этим терминам. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

2. Работа с учебником.

1. Рассмотрите иллюстрации к §1.

2. Прочитайте материал, объясняющий словарные слова.

3. Запишите в тетрадь обозначение терминов: культурная традиция, духовный мир. (Слайд № 18)

3. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.



4.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, — одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

2) Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

1. В обогащении страны материальными благами.

2. В освоении духовных богатств народа.

3. В завоевании новых территорий.

3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

4) Зачем народу традиции? ( Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»)

1. Традиции вообще не нужны народу.

2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.

3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.

5. Рубрика «Это интересно» (Материал на карточке)

Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)

Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…». Духовным отцом называют того священника, который избирается православными для духовных наставлений, совета по самым разным житейским делам, исповедания в грехах, совершения церковных таинств и обрядов. Он называется ещё духовником. Раньше про такого священника говорили: «Избран бысть в отчество», т. е. в духовные отцы. Духовного отца называют также лекарем души: «От духовника да от лекаря не таись».

  1. Тренажёр. (Дифференцированные задания)

Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.

(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.

Задание 2. Продолжите фразу.

Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).

Задание 3. Продолжите фразу.

Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).

Задание 4. Продолжите фразу.

Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).


9. Задание на дом: Вопросы и задания (Задание дифференцированное: на выбор учащегося 2 задания)

1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

3. Найдёте определение к терминам, записанным в классе. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

V. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.

Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

infourok.ru

Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Проект «Россия — Родина моя» к уроку по ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)

Слайд 1

Россия – Родина моя

Слайд 2

Символы России

Слайд 3

Герб России Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Слайд 4

Гимн России Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Слайд 5

Флаг России Российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. Белый цвет – цвет чистоты, надежды. Красный – цвет крови, жизни. Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Слайд 6

Россия — официально также Росси́йская Федера́ция — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население — 146 267 288 чел. (2015), Территория — 17 125 407 км². Занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения.

Слайд 7

Это имя… Только вдумайся, вслушайся В имя «Россия»! В нем и росы, и синь И сиянье, и сила Я бы только одно у судьбы попросила – Чтобы снова враги не пошли на Россию Юлия Друнина

Слайд 8

Родина Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом И березки у дороги, По которой мы идем.

Слайд 9

Родина Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

Слайд 10

Москва – столица нашей Родины Москва — самый главный город нашей страны. Являясь столицей российской Федерации, Москва крупнейший город по численности населения. Расположен город на реке Москве .

Слайд 11

Санкт-Петербург Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, полностью расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей

Слайд 12

Россия на карте мира

Слайд 13

Россия Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Мы любим Россию и гордимся нашей страной!

Слайд 14

Спасибо за внимание

nsportal.ru

Основы светской этики «Россия — моя Родина»

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!

Это — Родина Моя!

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над её территорией, то можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики.

Знойные пустыни.

Вольные степи и огромные поля пшеницы.

Холодная тундра.

Высокие горы.

Могучие реки.

Великолепные храмы.

Гордость нашего народа – зелёный наряд – леса.

Мы видим как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.

Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю

нашей Родины. Одной из самых важных является День народного

единства, или День Казанской иконы Божией Матери, который мы

будем отмечать 4 ноября. Это вовсе не новый праздник, а

возвращение к старой традиции. Этот праздник был установлен в

1649 году первым Российским царём, из династии Романовых,

Алексеем.

Прошло уже 400 лет. Мы не помним имён наших царей, но имена: князя Пожарского и гражданина Минина , спасителей России, знают все. Праздник 4 ноября был установлен в честь победы простых русских людей, под руководством князя Пожарского и гражданина Минина, над польско-литовскими захватчиками и освобождения Москвы в 1612 году.

Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн.

Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг — в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах. В нем отражена история.

Наш российский флаг – трёхцветный.

Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты и надежды. Красный – цвет крови, жизни.

Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических

представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы

должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Гимн России

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Россия — священная наша держава!

Россия — любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Вопросы

1.Что мы понимаем под словом РОДИНА?

2.Каковы размеры нашей страны?

3.Чем гордится народ России?

4.Какой праздник мы будем отмечать 4 ноября?

5.Что такое символы?.

6. Какие символы олицетворяют Россию?

7.Что такое герб?

8.Что можно рассказать о гербе России?

9.Что олицетворяют цвета Российского флага?

10.Когда исполняется гимн России и какое имеет значение для народа?

11.Как Вы думаете от кого зависит будущее России?

kopilkaurokov.ru

Презентация о Родине — ОРК

Автор : Учитель ОРКСЭ

МКОУ «Затонская ООШ»

Попова Елена Ивановна.

С чего начинается Родина? С хороших и верных товарищей,

С картинки в твоем букваре. Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается С того, что в любых испытаниях

С той, песни, что пела нам мать. У нас не кому не отнять

С чего начинается Родина? С той самой березки, что во поле,

С заветной скамьи у ворот, Под ветром склоняясь растет.

Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя.

Санкт — Петербург

Он царя Петра творенье, Кораблей заморских флаги,

Город славы, город сад. Вдоль Невы дворцов парад.

Ростов

Кафедральный собор рождества Пресвятой Богородицы

Тула

Успенский собор

Города старинные-

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

Новгород

Города старинные, Новгород на Волхове,

Крепость на реке. Муром на Оке.

Наше село находится в Воронежской области.

Один – рыбак с рожденья,

Другой — оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех — одна.

Флаг России

Белый цвет – берёзка. Красная полоска- Синий — неба цвет. Солнечный рассвет

В синем небе над Москвой

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

1.Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн

России

Музыка –

Георгия Александрова, новый текст — Сергея Михалкова.

Вспомните пословицы о родине.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна

Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *