Речевая характеристика героев гроза островский: Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»
Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»
Савел Прокофьевич Дикой
Савел – «Испрошенный у Бога». Носители этого имени противоречивые и некоммуникабельные люди. Стремятся к прочному положению в обществе и материальной обеспеченности, также они властны и капризны. Прокофьевич – «преуспевающий», отстраненный, холодный мститель. Перед ним преклоняются и уважают. Дикой – изменчивый, темпераментный, непредсказуемый, но трудолюбивый.
Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно.
Борис Григорьевич Дикой
Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой – упрямый, в какой-то степени дикий.
В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.
Марфа Игнатьевна Кабанова
Марфа – «госпожа» уверенно владеет чувствами, рождает образ управительницы. Игнатьевна – импульсивные и своенравные женщины, сразу высказывают претензии к окружающим. Это точная характеристика Кабанихи, она всегда выражала свое недовольство Катерине. Кабанова – образовано от прозвища кабан. Такие люди властны, с бешенным нравом.
У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши.
Тихон Иваныч Кабанов
Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый
Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная.
Кабанова Катерина Петровна
Кабанова -. Катерина – чистая, непорочная. Петровна – «камень», натура, стремящаяся ярко проявить себя. Речь Катерины простонародная, много фразеологизмов, сравнений и метафор, она поэтическая душа, у нее религиозная речь, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Кабанова Варвара
Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех.
Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место.
Ваня Кудряш
Ваня – «Милость Божья», самое распространенное мужское имя, он обладает внутренней силой.
Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности.
Шапкин – такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.
Феклуша – «Божья слава», ее невозможно вывести из себя. Главное в жизни – уверенность в своих силах.
Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.
Характеристика героев в пьесе «Гроза»
- Автор: А. Н. Островский
- Произведение: Гроза
- Это сочинение списано 680 804 раз
Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.
Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других представителей поколения молодого.
Рассмотрим подробнее характеристики основных действующих героев.
Действующие лица | Характеристика | Примеры из текста |
«Старшее» поколение. | ||
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) | Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи. | Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7. |
Дикой Савел Прокофьевич | Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице. | Действие 1, явление 1 — разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 — разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 — слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2. |
Молодое поколение. | ||
Катерина | Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6. | |
Тихон Иванович Кабанов. | Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины. | Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7. |
Борис Григорьевич. | Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия. | Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3. |
Варвара. | Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность. | Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1. |
Кудряш Ваня. | Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть. | Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2. |
Прочие герои. | ||
Кулигин . | Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу. | Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4. |
Феклуша | Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница. | Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1. |
Сравнительная характеристика речи дикого и кабана. Характеристики героя Дикого, Гроза, Островского. Образ персонажа Дикий Как выглядит дикий из спектакля гроза
Выступают две группы горожан. Один из них олицетворяет гнетущую силу «темного царства». Это Дикие и, угнетатели и враги всего живого и нового. В другую группу входят, . Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково чувствующие грубую силу «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Дикого: Похмелье в чужом застолье» так определяется значение слова тиран: «Тиран называется, если он никого не слушает: у тебя хоть кол на голове, а он весь свой… Это властный человек с жестоким сердцем.
Савел Прокофьич Дикий — такой тиран, поведением которого руководит только разнузданное самоуправство и глупое упрямство. Дикий требует беспрекословного повиновения от окружающих, которые идут на все, лишь бы ни в коем случае не злить его. Особенно тяжело приходится его семье: дома Дикий лишается пояса без всяких удержек, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся по чердакам и чуланам. Он полностью выследил племянника Дикого Бориса Григорьевича, зная, что тот находится в полной финансовой зависимости от него.
Дикий совсем не стесняется незнакомцев, над которыми можно безнаказанно «поиграться». Благодаря деньгам он держит в руках всю массу бесправных обывателей и издевается над ними. Черты произвола особенно ярко проявились в его ссоре с Кулигиным.
Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на изготовление солнечных часов для города.
Дикий. Или, может быть, вы хотите украсть; кто тебя знает! ..
Кулигин. Зачем, сударь, Савел Прокофьевич, изволите оскорблять честного человека?
Дикий. Должен ли я дать вам отчет? Я не отчитываюсь перед кем-то более важным, чем ты. Я хочу так думать о тебе, я так думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хочешь услышать это от меня? Так слушайте! Я говорю, что разбойник, и кони! За что ты судишься, что ли, будешь со мной Значит, ты знаешь, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Дикий чувствует свою силу и могущество — могущество капитала. «Толстые мешки» тогда почитались «знатными людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги — его страсть. Расставание с ними, если они залезли ему в карман, для него болезненно. «В его доме никто не смеет и слова обмолвиться о жалованье: бранятся на том, что мир стоит». Лучше всего об этом говорит сам Дикий: «Зачем ты прикажешь мне делать с собой, когда у меня такое сердце! Ведь я и так знаю, что надо отдавать, но ничего хорошего сделать не могу! .. дам, дам, да поклянусь. Поэтому только намекните мне насчет денег «начну все внутренности разжигать: он все внутренности разжигает, и все»; ну, а в те дни я никогда не прокляну человека. «Пронзительный человек» — так Кудряш характеризует Дикого за его грубость и ругательства.
Дикий проходит только перед теми, кто способен дать ему отпор. Однажды на пароме, на Волге, он не посмел связаться с проезжавшим гусаром, а потом снова выместил свою обиду дома, разогнал всех по чердакам и каморкам. Он также сдерживает свой гнев перед Кабанихой, считая ее равной себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создавшей основу для разнузданного произвола. Другой причиной, которая способствовала процветанию мелкой тирании, было невежество. Невежество Дикого особенно видно в сцене его разговора с Кулигиным по поводу устройства громоотвода.
Дикий. Да гроза, как ты думаешь, а? Ну, говоря!
Кулагин. Электричество.
Дикий (топает ногой). Что там еще за Эльгстри? Ну как же ты не разбойник! Гроза нам послана, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь защищаться шестами и розгами, прости Господи. Ты что, татарин, что ли?
Язык человека, манера говорить и сама интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это полностью подтверждается на языке Дикой природы. Речь его всегда груба и полна бранных, оскорбительных выражений и эпитетов: разбойник, червь, тунеядец, дурак, проклятый и т. д. Иностранные слова (иезуит, элестика) только подчеркивают его невежество.
Деспотизм, разнузданное самоуправство, невежество, грубость – вот черты, характеризующие образ тирана Дикого, типичного представителя «Темного царства».
Нужна шпаргалка? Тогда сохраните — «Главная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза». Литературные произведения!«До недавнего времени люди были очень дикие»
(Л. Добычин)
Дикий в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «темному царству». Состоятельный купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но в то же время ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов — вымышленное пространство, поэтому пороки распространились в масштабах всей России. Выявив черты характера Дикого, можно легко понять печальную социальную ситуацию, сложившуюся в России XIX века.
Автор дает скудную характеристику Дикому в «Грозах»: купец, значимое лицо в городе. О внешности почти ни слова. Тем не менее, это красочное изображение. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикость» неоднократно упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой только укрепляет веру в то, что жители остановились на какой-то примитивной стадии развития. Имя Саул также говорит. Он принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.
Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» достаточно однозначен. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявлял бы свои положительные качества. А по факту показывать нечего. Весь Дикой, кажется, состоит из желчи, грязи и брани. Почти все его реплики содержат матерные слова: «Вы провалились! Я не хочу с тобой разговаривать, с иезуитом», «Оставь меня в покое! Оставь меня в покое! Глупый человек! «, «Да ты, проклятый, хоть кого-нибудь на грех поведешь!
Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создали своего рода легенду о Дике как о главном человеке в городе. И дикий ведет себя в соответствии с этим условным статусом. Он хамит мэру, ворует у простых крестьян, угрожает Кулигину : «и за эти слова тебя пошлют к мэру, так он тебя спросит!», «Значит, ты знаешь, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Дикий необразован.Истории не знает,современности не знает.Имена Державина и Ломоносова,а уж тем более строки из их сочинений,подобны для Дикого на самую обидную брань.Внутренний мир героя так беден что у читателя нет причин ему сочувствовать.Дикий даже не герой,а скорее персонаж.В нем нет внутреннего наполнения.В основе характера Савла Прокофьевича лежат несколько качеств:жадность,эгоизм и жестокость.Есть абсолютно ничего другого у Дика и априори появиться не может.0003
Одна сцена из жизни Диких остается практически невидимой для читателей. Кудряш рассказывает, что однажды какой-то человек нагрубил Дикому и поставил его в неловкое положение, отчего купец хохотал еще две недели. То есть Дикий на самом деле совсем не тот, кем хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.
В одном из действий пьяный купец «признается» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха разговаривает с ним на равных, с ее точки зрения, Савл Прокофьевич был бы менее заносчив, будь в Калинове человек богаче Дикого. Но Дикий не соглашается, вспоминая, как он ругал мужика, а потом извинялся, кланяясь ему в ноги. Можно сказать, что в его выступлениях реализуется типичная черта русского менталитета: «Я знаю, что делаю плохо, но не могу с собой поделать». Дикий признается: «Я дам, дам, но поклянусь. Поэтому, только намекни мне о деньгах, я начну разжигать все свои внутренности; он разжигает все внутренности, и все; ну, а в те дни я никогда не прокляну человека. Кабаниха отмечает, что часто Савл Прокофьевич намеренно пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить в долг. Но Дикой парирует — «Кому добра своего не жалко!» Хотя купец привык вымещать свой гнев на женщин, с Кабанихой он осторожен: она хитрее и сильнее его, может быть, именно в ней он видит гораздо более сильного тирана, чем он сам. 0003
Роль Дикого в «Громе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как тирания. Дикий жадный никчемный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризен и безответственен, как и Тихон, просто любит выпить рюмку водки. Однако за всем этим произволом, хамством и невежеством скрывается обычная человеческая трусость. Дикий даже грозы боится. В ней он видит сверхъестественную силу, кару Господню, поэтому старается как можно быстрее спрятаться от бури.
С помощью этого концентрированного изображения можно определить многие социальные недостатки. Например, поклонение чину, взяточничество, глупость, ограниченность. Наряду с этим можно говорить и об эгоизме, падении моральных устоев и насилии.
Тест товара
Пьеса «Гроза» Александра Островского дает яркую картину крепостнического общества конца XVIII века. Драматург вводит нас в мир русского поволжского города Калинова, веками жившего такой же патриархальной размеренной жизнью. Это мир мещан и купцов. Он настолько хорош? Много ли света в российском патриархальном добуржуазном обществе?
Кому принадлежит «темное царство»?
Лишенное положительного вектора развития городское сообщество времен распада крепостного права социально больно до такой степени, что Николай Добролюбов называет его «темным царством».. Он, назвав Островского «знатоком русского жизни», фактически подтверждает типичность представленных драматургом образов. Дикий и Кабаниха в спектакле «Гроза» действительно извлекают выгоду из чужих страданий и всячески поддерживают удушающую, антиобщественную атмосферу в обществе. Смысл поддерживаемого ими «темного царства» очевиден: превращение человеческих страданий в их личное богатство, в капитал торговцев — пожирателей мира. Оба вышеуказанных негативных образа в русской литературе считаются классическими. Они раскрыты автором с огромной художественной силой. Тема нашей статьи — тип купца Савелия Прокофича Дикого. К сожалению, многие критики подчеркивают его примитивность. На наш взгляд, это неправда. В частности, примечательно, что Савел Прокофьич является и правителем, и жертвой уездного «темного царства».
Специфика образа Дикого Купца
Образ Дикого в спектакле «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, который «сделал» огромное состояние, поднявшись с самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель его обнаружит. По психотипу купца. Поясним нашу версию. Когда-то была народная поговорка «Хуже кастрюли для своего Ивана нет». Образ Дикого в пьесе «Гроза» — наглядная иллюстрация справедливости этой идеи. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции такого киборга, зарабатывающего деньги любыми способами.
Синдром Савеля Прокофича
Наша задача — понять образ Дикого в спектакле «Гроза». Представьте, что вы актер, «входящий в эту роль». Как это сделать кратчайшим путем? Что я могу вам посоветовать? Допустим, вы хронически лишены пощады. Представьте: причинив человеку страдания и даже погубив его, вы не испытываете никаких моральных угрызений совести. «Входя в образ», делайте вид, что вам неведомо чувство ответственности перед обществом… Вы его почувствовали?
Согласитесь, страшный, разрушительный образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен и часто встречается в нашем обществе, только в других ипостасях… В своем быстром и непрерывном обогащении он имеет одно странное преимущество перед другими людьми — его не мучает совесть. Савел Прокофьич настойчиво расширяет свое жизненное пространство, останавливаясь лишь на двух факторах: до Власти и до Власти. Рассмотрим приведенную выше сжатую характеристику подробнее…
Милосердие Дикого Торговца
Как мы уже говорили, образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» — это даже не тип человека, который идет на сделку со своей совестью (ее просто нет у Савела Прокофьича). Его нравственные принципы очень расплывчаты, а следование обрядам православной церкви больше похоже на сделку с Богом о прощении грехов, чем на искреннее желание гармонизировать себя и свои отношения с обществом и семьей.
Каждый день его жена умоляет посетителей не злить его. Ведь Дикий в ярости не держит себя в руках, даже домочадцы прячутся от него по чердакам и чуланам.
Рефлекторная ярость
Манипулирование человеком через страх — его комфортное состояние, о котором он стесняется открыто говорить. (Вслух говорит: «Сердце мое такое!») Образ Дикого из спектакля «Гроза» — опасный тип человека, получающего материальные блага, находясь в состоянии неадекватности, граничащем с шизофренией.
Именно в измененном гневом состоянии сознания он создает вещи, которые часто не может объяснить позже. Вспомним хотя бы его рассказ крестной Марфе Кабановой о несчастном крестьянском челобитчике, которого чуть не «забили насмерть».
Обращает на себя внимание эпизод рассказа Дикого о своей неудержимой ярости в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная самому себе, обманчива. Все понятно: его приступы ярости изначально эгоистичны, они приносят ему деньги. Ведь когда он с униженным криком недоплачивает наемным людям за работу, в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги — это заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют дополнительный ежедневный прирост.
Опасность психических заболеваний
Его беспокоит другое. Лишенный всякой одухотворенности образ Дикова в пьесе «Гроза» попадает в некий заколдованный круг, напоминающий лживое кольцо всевластия Толкина. Он понимает, что выработанный им десятилетиями рефлекс «инициация бешенства — получение пользы» может сыграть с ним злую шутку: полностью свести с ума и погубить. Именно по этому поводу он выражает беспокойство своей крестной матери, купчихе Кабанихе. Сам Савел Прокофьич даже не замечает, когда в нем срабатывает механизм, включающий безумие…
Почему образ Дикого представлен спорадически?
Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» раскрывается Островским нарочито бессистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взором зрителя спектакля. И это понятно. Даже для классиков довольно рискованно обличать своих современников — сильные это.
Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофичу? Большинство взрослых читателей могут сами легко догадаться об этой характеристике. Приведем только два ключевых момента для этого рассуждения. Типичен ли психотип главного купца города Калинова среди современных сильных мира сего? Есть ли у современного рядового гражданина реальные права в суде? …
Заключение
Это, конечно, печальная правда, но перед нами в средствах массовой информации каждый день мелькает сонм современных беспардонных диких купцов, апологетов неоверсии крепостничества. Это современные феодалы, которые процветают среди целых слоев общества (как метко выразился Пелевин, работая за еду).
Итак, какими же чертами можно дополнить осовремененный образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»? Эту практику, кстати, демонстрируют театры Израиля, где на ура играет осовремененная версия гоголевского «Ревизора». Давайте «включим фантазию. Что может в современном обществе помочь Дикому типу, «подняв муть в воде», эффективнее зарабатывать деньги и насаждать свое «эго»?
Ответим кратко. Талант к разжиганию ненависти между людьми и представителями разных национальностей. Отсутствие моральных тормозов при санкционировании убийства (или убийств). Желание загребать жару чужими руками, используя свои деньги как инструмент.
Завершая наши рассуждения, отметим, что такая социопатия действительно отравляет гармонию общества, превращая отношения в нем в «темное царство».
Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикий. В то же время этот деятель, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути Дикий — тиран, который на первое место ставит только свои желания и прихоти. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать только одним словом – своеволие. Люди привыкли ему уступать, а он, чувствуя над ними свою власть, продолжает тиранить всех, кто слабее его. Кабанова, которую только побаивается Дикий, комментирует его действия так: «Нет над тобой старших, вот ты и чванишься». Дикий трусит только тем, кто может поставить его на место. Был случай, когда он сдал проходного гусара, но потом с лихвой выместил всю накопившуюся злобу на своей семье. Он также уступает Кабанихе, зная, что она умнее и хитрее его. Естественно, больше всего от Дикого получает торговец. Каждое утро его жена со слезами на глазах просит всех не злить ее мужа. Но если бы можно было предсказать, на что именно он будет злиться в следующую минуту.
За грубостью обычно стоит невежество, и, что самое главное, у Дикого напрочь отсутствует любопытство и стремление к просветлению. Так купец демонстрирует всю свою глубокую темноту в разговоре у Кулигина на бульваре, когда заявляет, что гроза послана в наказание людям, так что громоотвод не имеет смысла.
Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина установить громоотвод приводит его в ярость. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как я с цепи свалился!» Кудряш характеризует его. Но Дикий борется только с теми, кто его боится или полностью в его руках. Трусость как характерная черта тирании Добролюбов отмечал в статье «Темное царство»: «Стоит дать себе где-нибудь сильный и решительный отпор, силы тирана падают, он начинает трусить и теряться. Действительно, Дикий не перестает бранить Бориса, его домочадцев, крестьян, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от его приказчика Кудряша получает достойный отпор. и иди. Нет, я не стану его рабыней, — говорит Кудряш. Получается, что предел власти тирана зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо понимала еще одна владычица «темного царства» — Кабаниха,
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комизма: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, мучительное нежелание расставаться с деньгами. Кабан с ее хитростью, лицемерием, холодностью, неумолимой жестокостью поистине ужасен. Она внешне спокойная, хорошо управляемая. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает семью своими бесконечными нравоучениями. Если Дикий стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под видом благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Из-за любви родители к тебе строги, из-за любви тебя ругают, все думают научить добру. Ну не нравится мне это в наше время. Но ее «любовь» есть лишь лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» Тихон доходит до полной глупости, бежит из дома Варвары. Ее методичная, постоянная тирания мучила Катерину, довела ее до смерти. «Если это не свекровь!.. — говорит Катерина. — Она меня задавила… она сделала мне дом ненавистным; даже стены омерзительны». Кабаниха — жестокий, бессердечный палач. Даже при виде тела Катерины, вытащенного из Волги, она сохраняет ледяное спокойствие
Dominio Público — Базовая песка
Dominio Público — Базовая песка
|