Развитие математических представлений в дошкольном возрасте самообразование: самообразование » Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» | Материал (средняя группа):
самообразование » Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» | Материал (средняя группа):
МАДОУ « Малиновский детский сад»
План по самообразованию 2021-2022 у.г.
« Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»
Выполнила воспитатель:
Золотарева Наталья Александровна
Малиновка 2021
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Актуальность выбранной темы
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», — так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | сентябрь — май | 1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008. 2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997. 3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6 4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977. 5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985. | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | сентябрь-май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. | Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. |
сентябрь-май | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. | Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании). | |
январь | Придумывание сказок про геометрические фигуры. | Сборник сказок. | |
март | Игровая деятельность с использованием математических заданий. | Развлечение «Весёлая математика» | |
Работа с родителями | сентябрь | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. | Создание уголка «Занимательная математика». |
октябрь | Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» | Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год» | |
март | Открытый показ образовательной ситуации. | День открытых дверей. | |
апрель | Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» | Папка-передвижка. | |
Самореализация | ноябрь | Составление картотеки игр по развитию математических представлений. | Представление картотеки на педагогическом совете |
январь | Консультация для педагогов «Царица наук — математика» | Выступление на педагогическом совете. | |
Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. | ||
май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» | Методическая разработка (средняя группа):
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Тема: «Развитие математических способностей у детей
дошкольного возраста через игровую деятельность»
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.
Цель: формирование интереса к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
- Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Оформить в группе уголок «Веселая математика»;
- Создать картотеку математических игр.
Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Дидактические игры, является одним из эффективных средств, развитие познавательного интереса к предмету.
Дидактические игры бывают — обучающие
дидактические, сюжетно- дидактические и др. Досуговые:
игры забавы, игры развлечения, интеллектуальные., по содержанию математические, сенсорные, речевые, музыкальные и др.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог. Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
№ | Этапы работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Теоретический | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете | сентябрь 2019 г. – май 2020 г. |
2. | Практический | Разработка конспектов занятий с детьми | сентябрь 2019 — 2020 гг. |
3. | Оформление в группе уголка «Веселая математика». | Сентябрь — ноябрь 2019 г. | |
4. | Создание картотеки математических игр | ноябрь 2019 г. | |
5. | Оформление папок передвижек по математике | Сентябрь — май 2019 -2020 г. | |
6. | Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» | Сентябрь – май 2019 — 2020 г. |
СЕНТЯБРЬ
— Проведение первичной диагностики.
— Анализ и оформление результатов диагностики.
— Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
— Изучение литературы по теме самообразования.
Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Геоконт»).
Работа с детьми Добавление материала в центр «ФЭМП» Дидактические игры «Собери кубик», «Веселые соседи».
-Работа с родителями: консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
НОЯБРЬ
Работа с детьми Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием. — Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те, кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат).
Работа с родителями Папка-ширма «Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП» Изготовление развивающих игр для индивидуальной работы с детьми.
Самореализация игровые математические знания с театрализацией
Математика в сказках»
— «Стоит в поле теремок»
— «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
ДЕКАБРЬ
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру «Найди пару», «Разложи по коробочкам»
Знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 5 и 0, закреплять умение соотносить цифру с количеством.
Работа с родителями Привлечение родителей к работе по ФЭМП у детей. Изготовление папки-передвижки «Счет».
Самореализация изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. «Цепочки», «Бродилки».
ЯНВАРЬ
— Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
Работа с родителями: папка-передвижка: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
ФЕВРАЛЬ
— Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
— «Геометрическое лото», «Разложи фигуры по домикам», «Найди пару по форме»
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений, с помощью занимательного материала «Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»
МАРТ
— Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).
Выделение части группы. Нахождение лишних предметов «Что лишнее?», «Что изменилось?»
«Неделька стройся»
АПРЕЛЬ
— Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
— Игры на воссоздание силуэтов «Геоконт».
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»
МАЙ
— Оформление документации
— Проведение итоговой диагностики
— Анализ, оформление результатов диагностики.
— Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.
Список литературы.
- А.М.Леушина. Занятия по счёту в детском саду. 1965г.
- З.А.Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников.1990г.
- В.П.Новикова, Математика в детском саду.2000г.
- А.А.Смоленцева, Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием.1987
- А.В.Белошистая, Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.2004г.
- В. Волина, Весёлая математика.1998г.
- В.Житомирский,Л.Шеврин, Математическая азбука.1984г.
5 способов помочь дошкольникам упорно заниматься математикой
Два дошкольника сидят рядом и пытаются решить одну и ту же математическую задачу. Оба застревают. Но пока одна сдается, другая пробует разные подходы, пока не находит ответ. Она демонстрирует «мотивацию мастерства» — готовность бороться с трудными проблемами.
Как известно воспитателям дошкольных учреждений, не все дети одинаково склонны упорствовать, когда им бросают вызов. Но это нормально, говорит Джесс Янг из EDC, потому что эту ориентацию на мастерство можно развивать.
«Педагоги дошкольного образования могут побудить детей настойчиво выполнять сложные задания, — говорит она. «Дошкольники умеют решать проблемы естественным образом. Иногда им просто нужна небольшая поддержка».
Вместе с командой молодых математиков EDC, состоящей из Пола Голденберга и Кристен Рид, Янг изучал мотивацию мастерства и ее связь с ранним развитием математики в дошкольных классах. Здесь Янг и Гольденберг представляют пять вещей, которые все родители и учителя могут сделать для развития этого важного навыка».
1. Играйте с ребенком в математические игры
Янг рекомендует учителям и родителям начинать с головоломок и игр, в том числе математических. Веселые и простые игры, такие как «Прыжки на кувшинках» и «Два числа», помогают учащимся формировать базовые представления о числах и порядке, а также математические навыки мышления, такие как решение задач, загадки и настойчивость. Исследования также показывают, что мотивация мастерства у детей связана с их математическими знаниями.
«Математические игры побуждают детей решать задачи, — говорит Янг. «Игры также позволяют детям пробовать разные стратегии, не опасаясь неудачи, потому что обычно есть более одного способа выиграть».
На самом деле преодоление трудностей является частью того, что делает игры интересными, говорит Гольденберг.
«Нет удовольствия играть в слишком простую игру, — говорит он. «Правильная игра для ребенка — та, в которую достаточно легко играть, но достаточно сложно, чтобы доставлять удовольствие».
2. Задавайте им открытые вопросы
Хотя может показаться заманчивым дать ответ застрявшему ребенку, Янг говорит, что более эффективно задавать ему вопросы. Чем более открытым, тем лучше.
«Спросите, что вы можете сделать дальше? и куда, по-вашему, идет этот кусок? Или попросите ребенка показать вам, как он что-то делал», — говорит Янг. «Эти типы подсказок помогают ребенку развивать стратегии решения проблем и чувство компетентности, что является ключом к мотивации мастерства».
Если открытые вопросы не вызывают у ребенка повторного вовлечения, вполне нормально дать достаточно информации — и немного мягкого руководства — чтобы преодолеть точку разочарования. Может быть достаточно своевременного «Интересно, что произойдет, если вы повернете это…» или даже просто держите доску с головоломкой, чтобы они могли добавить свою часть. Затем отойдите назад и дайте ребенку продолжить работу.
3. Поддержите их независимость
Дети, которые проявляют мотивацию мастерства, могут продолжать выполнять задание, когда оно становится трудным. Возможно, это потому, что настойчивость и автономия связаны, говорит Гольденберг.
«Если я решу, что действительно все контролирую и у меня есть шанс решить эту головоломку, я приложу к этому усилия», — говорит он. «Но если я достиг предела, то я приложу усилия к чему-то другому».
Янг говорит, что учителя и родители могут поддержать эту настойчивость, позволив детям работать самостоятельно над интересующими их занятиями, играми и проектами. И она призывает учителей и родителей не поддаваться желанию слишком быстро вмешиваться, если что-то станет трудным.
«Если вы прыгаете, вы снимаете проблему с ребенка, и у него не развивается ощущение, что он может решить что-то сложное», — говорит Янг.
Янг вспоминает, как однажды ее сын пытался решить головоломку. Раздосадованный, он швырнул через всю комнату кусок головоломки. Затем, через несколько мгновений, он спокойно поднял его и попробовал еще раз. Вскоре он приспособился.
«Я очень хотела вмешаться и помочь ему, — вспоминает она. «Но если бы я это сделал, он, возможно, не стал бы пытаться или считал себя способным решить головоломку. Осознание того, что вы все еще можете решить проблему, даже когда вы чувствуете разочарование, является важной частью развития мотивации к мастерству».
4. Признайте ценность повторения
Когда детям предлагается возможность учиться, имеющая более одного решения, например, головоломки или математические игры, они будут играть в эту игру неоднократно. Подумайте о ребенке, который снова и снова решает одну и ту же головоломку. Или ребенок, который использует один и тот же набор деревянных блоков, чтобы строить все более сложные здания. Хотя эти переживания могут показаться взрослым повторяющимися, Гольденберг говорит, что они играют важную роль в развитии.
«Когда дети повторяют что-то спонтанно, обычно это происходит потому, что они все еще что-то извлекают из этого опыта», — говорит он. «И когда они больше не учатся на этом, это повторение им больше не интересно, и они идут дальше».
Он отмечает, что повторение является ценной развивающей стратегией, которую маленькие дети используют для изучения новых вещей. Но есть разница между повторением игры или головоломки, потому что это доставляет удовольствие, и вынужденным повторением, например, повторением математических фактов для развития беглости речи.
«Первое приводит к мотивации мастерства; последнее просто ведет к овладению фактами», — говорит Гольденберг.
5. Выражайте признательность за их усилия
Когда дети упорно пытаются найти решение, преодолевая трудности, естественно захотеть похвалить их. Но лучше комментировать усилия ребенка, чем хвалить самого ребенка, говорит Янг.
Как вы это делаете на практике? Скажите: «Вау! Вы очень усердно работали над этой загадкой. Вы застряли и решили это!» вместо «Вау, ты отлично разгадываешь головоломки!»
«Когда вы цените усилия, дети узнают, что усердная и настойчивая работа — это хорошо», — говорит она. «Это становится действительно важным, когда дети растут, и они сталкиваются со все более и более сложными проблемами. Они должны знать, что бороться — это нормально, что это часть процесса обучения».
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по теме
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
customer@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
customer@scirp. |