Проблема одиночества в лирике лермонтова: Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова — что это, определение и ответ
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова — что это, определение и ответ
На примере четырех стихотворений разберем ведущую тему лирики Лермонтова – тему одиночества. Важно понимать, что одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души.
Стоит начать с самого известного стихотворения Лермонтова – «Парус».
.
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?…
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
.
Стихотворение композиционно состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая рисуют картину природы, в третья и четвертая строки изображают внутреннее состояние лирического героя.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный для романтиков образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт паруса и моря переходит в конфликт человека и жизни. Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. Здесь проявляется мотив разлада с окружающим миром и мотив ощущения внутренних противоречий.
Интересно, что ключевым для понимания настроения стихотворения становится короткое слово «увы», выражающее чувство разочарования лирического героя и показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это – состояние души, а не состояние мира. Так мы понимаем, что герой стихотворения страдает не только от разлада с миром, но и от отсутствия гармония во внутреннем мире, что еще более усугубляет и без того драматичный характер романтического двоемирия в данном стихотворении.
Тема одиночества в лирике Лермонтова встречается не только в философских стихотворениях, но и в текстах, посвященных любви. Например, «Нищий» — стихотворение, касающееся темы неверия в взаимопонимания героями и темы невозможности любви между людьми, что ведет к разочарованности лирического героя.
.
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
.
Читатель легко может почувствовать обиду, страдания, боль, которые испытывает герой. Лермонтов использует такой прием как развернутое сравнение: поэт проводит параллель между нищим и влюбленным, — чтобы детально описать душевные муки лирического.
Видно, что сравнение отражается и на композиции произведения. В первой части описывается случай, который произошел с нищим. Поэт создает яркий центральный образ с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки. А во второй части нам дан образ лирического героя, который умоляет о взаимности: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. Но мольбы героя остались неуслышанными, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования.
Так одиночество героя подчеркивается различными средствами выразительности и ощущается читателя, потому что просящая рука нищего ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.
Лейтмотив одиночества касается и темы поэта и поэзии. Рассмотрим, как две важные темы для творчества Лермонтова тесно переплелись в стихотворении «Пророк»
.
ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
.
Сложно не заметить, что несмотря на оригинальность данного произведения, ощущается тесная связь с другим «Пророком», который написал Александр Сергеевич Пушкин. Но интересно, что хоть Лермонтов и продолжает, и развивает те же темы и идей, но он и вступает в своеобразный спор с Пушкиным.
Обратимся снова к композиции произведения. Стихотворение делится на две части: 1 – жизнь поэта до ухода в пустыню, 2 – поэт в пустыне. Но у лирического героя нет надежды на то, что потомки будут чтить его и помнить, ведь в глазах людей он читал «страницы злобы и порока». Но поэт обретает в пустыне одиночество и покой, находит гармонию: ему покорны и звери, и природа. Но вспомним, что у Пушкина же поэт сначала был в пустыне, а оттуда вернулся к людям. Так получается, что стихотворения поэтов рисуют диаметрально противоположенный маршрут пророков, что еще больше подчеркивает одиночество и отчужденность героя Лермонтова, поэт которого в пустыне, вдали от злобных, жестоких и неблагодарных людей, находит свой последний приют.
Последние стихотворение, завершающее разговор о лейтмотиве одиночества в лирике Лермонтова, принадлежит к позднему творчеству, когда на смену романтического и пылкого восприятия мира, такого как в стихотворении «Парус», приходит осмысление и глубокие раздумья, отражающее печальную, изверившуюся душу поэта.
.
***
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…
.
В лирическом монологе «И скучно и грустно» мы видим чувства, которые можно описать такими словами как…. Отчаяние, уныние, безысходность, усталость. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит «с холодным вниманьем вокруг», давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть. Например, «Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда, //А вечно любить невозможно» и т.д.
Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им, значит, в бесконечном унылом одиночестве герой будет ощущать бег времени и дальше, понимая, что он не в силах ему противиться, т.к. жизнь его – «такая пустая и глупая шутка».
Подводя итог, стоит сказать, что действительно одиночество является одной из главных тем в лирике Лермонтова, лирический герой поэта отвергнут, непонят, живет в конфликте с окружающим миром, и порой с самим собой. Но стоит заметить, что в тоже время отчужденность предстает в произведениях не только как драматическое, но и как естественное состояние человеческой души, которое зачастую понятно каждому читателю.
Тема одиночества в лирике Лермонтова, анализ творчества поэта для сочинения по теме
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством
Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из основных, что можно проследить и в лирических стихотворениях поэта, и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки этого мотива в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, часто болел и много времени проводил на Кавказе для улучшения здоровья:
«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)
Но поэт говорил, что любит своё угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно в душе лирического героя его стихотворений, она томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).
Удивительно рано «постаревший душой» Лермонтов прекрасно это понимал:
«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)
В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединённый гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Он осознает быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигает неудача. Безответные чувства, предательство и в конце несостоявшийся брак с любимой девушкой окончательно заставили его разочароваться в любви.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:
«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).
Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, это один из ведущих мотивов, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.
Романтическое избранничество поэта
Считается, далёкий предок Лермонтова родом из Шотландии. Так в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чём-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает своё предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идёт в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837).
Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и о том, что он её принимает.
В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если её можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утёс, и дубовый листок, и пальмы в пустыне, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чём-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознаёт недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).
Смерть как следствие разочарования в жизни
Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие её поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно… и жизнь… такая пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Лермонтов и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял ещё в юности. Как поэт разуверился во всём и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:
«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всём земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убеждённости в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обречённый на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.
Демон – вечный спутник и альтер эго Лермонтова.
Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова, сочетаясь с упоминанием об одиноких гробницах, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнуться красотою, испытать любовь лишь на короткое время:
«На мгновенье
Любви, добра и красоты! («Демон»).
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святынюВ такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).
Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделённости чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.
Мы уже увидели: одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:
«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)
«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось, вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев.
«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).
Так, даже поверхностно взглянув на творения поэта, можно заметить, что тема одиночества у Лермонтова одна из ведущих, едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.
Материалы, размещённые на этой странице, помогут учащимся 6-9 классов при написании реферата или сочинения «Тема одиночества в лирике Лермонтова».
Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов
Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, которая оставила след в его мировоззрении. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была моя бабушка — Елизавета Арсеньева, которая души не чаяла в маленьком Мише. Уже в детстве Лермонтов понял, что он не такой, как все. Всю свою недолгую жизнь поэт был одинок. Мотив одиночества у М.Ю. Лермонтова не только предмет его творчества, но и состояние души.
«Поэт совсем другой эпохи»
Так называли поэта Белинского, сравнивая с А.С. Пушкин. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избрание, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что ничего не может изменить, поэтому берет своего рода вне закона добровольно. «Я привык к одиночеству», — признается лирический герой, так похожий на самого Лермонтова.
На характер поэта повлияло время, в котором он жил и работал. Война с Наполеоном, восстание декабристов — эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но и всех его современников. Так, в поэме «Дума» поэт приходит к выводу, что для всего поколения характерны пессимистические настроения. Лирический герой устал, окружен толпой, но одинок. Его беспокоит бездействие, равнодушие людей к общественной жизни.
Мотив одиночества у М.Ю. Лермонтов (материал «Парус»)
Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него послужили личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург, чтобы поступить в юнкерское училище. В основу поэмы легли переживания поэта о будущем. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лермонтовской лирике, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».
Один в толпе
Умный и образованный Лермонтов тяжело обращался с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был человеком прямым, едким, скрытным, поэтому его часто недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов очень страдал от невозможности быть понятым.
Так, в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он осознает, что ему здесь не место. Мечтательно рисует он образ возлюбленной. К сожалению, он понимает, что все это ложь, но он все еще один.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова есть и в произведении «Я ухожу один в дорогу…», которое он написал за три месяца до смерти. В ней поэт философски подводит итог своей жизни, размышляет о смерти. «Чего жду? / О чем жалею?» — спрашивает лирический герой. Мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением любимой.
Его скорая трагическая смерть предвидится и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до его смерти. Лермонтова не покидает чувство печали, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, в ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, который подвержен гонениям и непониманию окружающих.
Любовные горести, отразившиеся в лирике поэта
Известно, что Лермонтову не везло в любви. Чужой для нее стала самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строках стихов, — очаровательная Варенька Лопухина. Сложные отношения связывали их до самой смерти поэта, весть о которой окончательно сломила Варвару. Она пережила возлюбленного всего на десять лет. Именно черты Лопухина он искал в других женщинах.
Другая муза поэта — Екатерина Сушкова — лишь сыграла его чувства, впрочем, как и предавшая его Наталья Иванова. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихах.
«Мы случайно сведены к судьбе» — первая работа, адресованная Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван безраздельным чувством. Произведение написано в 1830 году и относится к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, который вместо того, чтобы просить милостыню, сует себе в руку камни. Таковы были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые легли в основу произведения.
Цикл стихов, посвященный Наташе Ивановой — истории безответной любви и горького разочарования. «Я недостоин, быть может, / твоей любви», — обращается к ней автор. «Нет, я не люблю тебя так страстно…» — писал поэт незадолго до смерти. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.
Одиночество или свобода?
Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтов — центральный в поэме «Облака». Она была написана в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы облаков, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с облаками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желание» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.
«На севере дикий одинок…»
Лермонтов никогда не переводил, но зимой 1841 года, незадолго до смерти, он сделал несколько переводов поэмы немецкого поэта Генриха Гейне, вошедшего в Лирический цикл. Это произведение известно нам как «На севере дикий одинок…». В ней особенно отчетливо проявляется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не поняли и не приняли. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.
Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга — в стихотворении его прототипом была пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как сосна.
Вместо заключения
Тема одиночества в лирике М.Ю. На смену легкой поэзии А.С. пришла Лермонтова. Пушкин. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимали. Душевные переживания отражаются в его творчестве, проникнутом тоской и печалью.
Любовь у Пушкина — светлое, одухотворенное чувство, а у Лермонтова оно неотделимо от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский называл Александра Сергеевича дневным светом, а Михаила Юрьевича — ночным светилом нашей поэзии.
Мысли и взгляды Лермонтова были новыми и непонятными для России, поэтому ему было трудно найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылку, стихи подвергались жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, выражал свои чувства и мысли прямо, сознательно обрекая себя на одиночество.
Природа в лирике Лермонтова. Мотив природы в лирике Лермонтова
Природа в лирике Лермонтова — мотив, проходящий через все творчество поэта. В стихах он часто обращался к ней как к средству раскрытия единства окружающего и духовного мира своего героя. Лирический герой Михаила Юрьевича тянется к природе в своем уединении, он умеет оценить ее красоту. Этот мотив часто вводят в стихотворения, чтобы подчеркнуть одиночество изображаемого персонажа. Сосна «на севере диком» снится к далекой пальме. Скала-великан из произведения Лермонтова «Утёс» тоже остаётся одинокой.
Поэма «Осень»
Природа в лирике Лермонтова — мотив, символическое значение которого меняется по мере развития авторского таланта. В раннем стихотворении Михаила Юрьевича «Осень» основные детали пейзажа воспроизведены почти правдоподобно. Там и хмурая зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман, сквозь который проглядывает унылый месяц, и память о разноцветных летних днях, и сожаление поэта о ушедшей весне со всеми ее радостями. В этом произведении, по сути, описывается чувство утраты, которое овладевает человеком поздней осенью, когда он созерцает увядающую природу. Однако ощущение грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указания на приметы эпохи, представлены вне связи с событиями жизни поэта.
Философские и политические мотивы
Очень обширная тема — природа в лирике Лермонтова. Письмо на эту тему часто вызывает затруднения. Давайте вместе посмотрим, как развивался этот мотив в творчестве поэта. Стихи Лермонтова, посвященные природе, по мере зрелости его таланта обогащались смыслом. В них проявляются не только патриотические или элегические, но и политические мотивы, философские размышления о важнейших проблемах. Например, в маленьком очерке Лермонтова «Когда волнуется желтеющее поле…» Михаил Юрьевич представил нам целое понятие бытия. Пейзаж в этой работе якобы затмил бытовые дрязги. В душу лирического героя через него вливались спокойствие и уверенность. Михаил Юрьевич гармонично изображает жизнь природы. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни. Природа в лирике Лермонтова — источник прекрасного, разливающегося повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.
Человек и природа
А как же человек? Разве он не дитя природы? Как случилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что в мире людей должны преобладать красота и высшая целесообразность. Ведь человек рожден не только для страданий. Если это было так, то почему Творец или природа наделила его жаждой счастья, стремлением к истине, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющее поле — все эти явления вовсе не разъединены, не изолированы. Они часть единого существа. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческие страсти наделены дружными волнами, облаками, утесом, пальмой, дубовым листом, сосной. И человеку, и природе в лирике Лермонтова свойственно то, что они знают и неутолимую печаль, и горечь разлуки, и радость встречи.
Природа в позднем творчестве Лермонтова
Лирика Михаила Юрьевича к 1841 г. достигла наивысшего расцвета. Поэт написал много произведений в последний год жизни, отличаясь удивительным мастерством. Особое место среди них принадлежит таким стихотворениям, как «Ухожу один в дорогу», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих произведениях тема природы в лирике Лермонтова получает дальнейшее развитие. Это теперь символ Родины, который у Михаила Юрьевича противоречивый и сложный. Предлагаем вам остановиться на этой теме подробнее.
Природа и Родина
Природа в лирике М.Ю. Лермонтов многогранен. Так, в стихе «1830. 15 июля» для него это дом детства, семейное счастье. В произведении 1840 года «Как часто в окружении пестрой толпы» находим ту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт лелеет в душе мечту вернуться туда, где прошло его детство. Он хочет окунуться в мир природы.
Однако неприятие России с ее «рабством» и «цепями» звучит уже в юношеской лирике. Поэт протестует против государства, в котором «царствует порок» и невозможно осуществить идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия».
«Выхожу один на дорогу…»
Обратимся к стиху «Выхожу один на дорогу…». Только 5 линий из двадцати занимает пейзаж. Однако тема природы в лирике Лермонтова очень хорошо раскрыта на примере этого произведения. Пейзаж здесь очень необычный, он имеет символическое значение. На космическом фоне предстает перед нами жизнь лирического героя. Из-за этого он становится сложным образом-символом, напоминающим о сложных проблемах, мучивших не только Лермонтова, но и многих его современников.
Поэт пишет о «кремнистой тропе», которая светится сквозь туман. Так проходит лирический герой в ночной тишине, в пустыне, в полном одиночестве. Мотив природы в лирике Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Кремень напоминает о страданиях, ранах, крови. «Шелковый путь» в этом стихотворении — образное воплощение жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик у современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что такого непонимания и отчуждения быть не должно. Ведь во Вселенной, частью которой является каждый человек, все связано друг с другом. Даже звезда говорит со звездой.
Гений Лермонтова
Как всякий истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру. Эти стихи дают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский когда-то писал о том, что имя Михаила Юрьевича скоро станет популярным. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это время пришло.
Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не могут состариться, потому что это творение истинного гения. Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения.