Прил главное сущ: Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»
«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». | План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
Урок русского языка. 4 класс
Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в
словосочетании».
Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-
ном и зависимом слове в словосочетании ;
— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения
формы имени прилагательного, зависящего от существительного в
словосочетаниях;
— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;
— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;
— воспитание интереса к предмету.
Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический
материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов
о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,
карточки для составления схемы словосочетания.
Ход урока.
- Оргмомент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Повторение.
1.) — Отгадайте анаграммы.
О С В Л О
П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И
В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е
( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)
— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.
Слово называет предметы, признаки,
действия, но более конкретно
Словосочетание выражает законченную мысль
Предложение называет предмет, признак. грамматическая
действие и т.д. основа
- Языковая разминка.
На доске запись:
К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.
— Что записано на доске? (Предложение)
— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )
— Из чего состоит предложение? (Из слов)
— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.
— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.
Самостоятельная работа.
— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,
а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.
(Проверка: дети читают свои записи)
— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)
— Как вы думаете, почему?
— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)
— Почему?
— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)
— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.
Проверка.
— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?
какие? Х
Снежинки колючие
х в каком?
Закружились в морозном
х в чём?
В морозном воздухе
х что?
Закружились снежинки
Х где?
Закружились в воздухе
( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)
3. Формулирование темы и цели урока.
— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.
— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)
— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.
4. Изучение нового материала.
— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)
— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.
— Откройте учебник на стр. 114.
— Прочитайте правило.
— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)
— Составьте на доске схему из опорных слов.
Вопрос
главное слово зависимое слово
— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)
Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?
— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.
— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)
— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.
5. Физкультминутка.
Игра в мяч.
— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.
Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Сок из малины (малиновый сок)
Окунь из моря (морской окунь)
Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)
Дорога у деревни (деревенская дорога)
Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)
Рано утром (раннее утро)
6. Закрепление.
- Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)
Кому непонятно задание?
Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.
Запись: Р. п. родного края (ед.ч.)
Т.п. родным краем (ед.ч.)
В.п. родные края (мн.ч.)
Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.
Запись: В.п. прекрасную погоду
Т.п. прекрасной погодой
Т.п. мн.ч. ——————
Третье словосочетание запишите самостоятельно.
Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
- — Откройте дидактический материал на стр. 56.
— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)
— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?
— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.
— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.
( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца. )
- Итог урока.
— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда — наоборот.
Запомни как основу.
— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)
- Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Стр.114 (пр.)
Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)
Главное слово в словосочетании – правило, виды
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 476.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 476.
Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица речи в русском языке. Оно состоит в основном из двух, в некоторых случаях – трех и больше, слов, которые объединены грамматическими и лексическими связями. При этом одно из слов является главным, остальные зависят от него, поэтому разбор словосочетания всегда начинается с поиска главного слова.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Как определить главное слово и как оно соединяется с зависимыми
Главное слово в словосочетании обозначает предмет, действие, может быть – признак. Это слово, от которого можно задать вопрос к распространяющей части словосочетания – зависимой. При разборе главное слово обозначается крестиком.
Оно задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос. Грамматическая связь между словами тоже существует, но в разных формах.
Пара “подлежащее-сказуемое” не является словосочетанием, несмотря на существующие между ними лексические и грамматические связи – в этой паре нет главного и зависимого слова, поскольку это уже предложение (его грамматическая основа).
Виды связи между главным и зависимым словом в словосочетании
Они определяются по характеру зависимости. Так, если зависимое слово полностью подстраивается под главное по грамматическим признакам, это согласование. С грамматической точки зрения главное слово является ведущим, это правило главного слова в словосочетании. Для того, чтобы понять характер такой грамматической связи, нужно разобрать правильное и неправильное словосочетания:
- рабочее место – в нем главным словом является существительное среднего рода в единственном числе, зависимое слово – прилагательное – также ставится в эту форму;
- рабочее места – главным словом снова является существительное среднего рода, но во множественном числе, прилагательное же стоит в единственном, значит, в словосочетании допущена грамматическая ошибка.
Это самая простая пара, так как главное слово в ней всегда существительное, а зависимым обычно является прилагательное, но также на этом месте может быть числительное или причастие.
Второй вид связи – управление. При этом к главному слову “подставляется” зависимое, которое всегда идет в форме косвенного падежа, при этом предлог может добавляться или нет. Грамматическое изменение главного слова не влечет за собой изменение зависимого. В качестве главного слова могут выступать разные части речи: подстилка кота, гулять с котом.
Наконец, примыкание – это сугубо смысловая связь без грамматической зависимости. В качестве главного слова в нем также могут выступать разные части речи: долго спать, знать ее. Но зависимое слово – это всегда неизменяемая часть речи.
Что мы узнали?
Главное слово – это основа словосочетания, определив которую, можно установить, грамотно ли составлено словосочетание. От главного слова к зависимому задается вопрос, определяющий смысловую связь между ними. Слова в словосочетании также соединяются и грамматически. Существует три вида связи: согласование, управление и примыкание. В первых двух случаях главное и зависимое слово имеют и смысловую, и грамматическую связь, в последнем – только смысловую.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ростислав Марченко
5/5
Анна Шестакова
4/5
Виктория Курочкина
3/5
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 476.
А какая ваша оценка?
Существительное как прилагательное | Грамматика
Как известно, существительное — это лицо, место или предмет, а прилагательное — это слово, описывающее существительное:
прилагательное | существительное |
---|---|
умный | учитель |
маленький | офис |
черный | лошадь |
Иногда мы используем существительное для описания другого существительного. В этом случае первое существительное «действует как» прилагательное.
существительное
как прилагательное | существительное |
---|---|
история | учитель |
билет | офис |
гонки | лошадь |
«Существительное как прилагательное» всегда стоит первым
Если вы запомните это, это поможет вам понять, о чем идет речь:
- скаковая лошадь это лошадь которая участвует в скачках
- скачки это скачки для лошадей
- гонки на лодках это гонки для лодок
- история любви история о любви
- история войны это история о войне
- теннисный мяч мяч для игры в теннис
- теннисные туфли обувь для игры в теннис
- a компьютерная выставка это выставка компьютеров
- a магазин велосипедов это магазин по продаже велосипедов
«Существительное как прилагательное» в единственном числе
Как и настоящее прилагательное, «существительное как прилагательное» неизменно. Обычно оно стоит в единственном числе.
Справа | Неправильно | |
---|---|---|
гонки на лодках | гонки на лодках | НЕ |
зубная щетка | зубные щетки | НЕ |
шнурок | шнурки для обуви | НЕ |
пачка сигарет | сигаретные пачки | НЕ |
Другими словами, множественное число есть только у настоящего существительного.
Некоторые существительные выглядят во множественном числе, но мы обычно рассматриваем их в единственном числе (например, новости, бильярд, легкая атлетика). Когда мы используем эти существительные «в качестве прилагательных», они не изменяются:
- репортер новостей, три репортера новостей
- один бильярдный стол, четыре бильярдных стола
- тренер по легкой атлетике, пятьдесят тренеров по легкой атлетике
Исключения : Когда мы используем определенные существительные «в качестве прилагательных» (одежда, спорт, обычаи, счета, оружие), мы используем их во множественном числе:
- магазин одежды, магазины одежды
- спортивный клуб, спортивные клубы
- таможенная пошлина, таможенная пошлина
- бухгалтерия, бухгалтерии
- производство оружия
Как написать «существительное как прилагательное»?
Мы пишем «существительное как прилагательное» и настоящее существительное несколькими способами:
- два отдельных слова (дверь автомобиля)
- два слова через дефис (книжный шкаф)
- одно слово (ванная)
Для этого нет простых правил. Некоторые комбинации мы даже пишем двумя или всеми тремя разными способами: (заведующая, заведующая, заведующая)
Как сказать «существительное как прилагательное»?
Для произношения мы обычно делаем ударение на первом слове:
- обувь магазин
- лодка -гонка
- ванна комната
Можем ли мы иметь более одного «существительного в качестве прилагательного»?
Да. Как и прилагательные, мы часто используем более одного «существительного как прилагательного» вместе. Посмотрите на эти примеры:
затраты на производство автомобилей: речь идет о затратах на производство автомобилей
существительное как | существительное как прилагательное | существительное |
---|---|---|
стоит | ||
производство | стоит | |
автомобиль | производство | стоит |
тренер сборной Англии по футболу: мы говорим о тренере, который тренирует команду, которая играет в футбол за Англию
существительное как прилагательное | существительное как прилагательное | существительное как прилагательное | существительное |
---|---|---|---|
автобус | |||
команда | автобус | ||
футбол | команда | автобус | |
Англия | футбол | команда | автобус |
Англия | футбол | команда | вагонов |
Примечание: в тренер сборной Англии по футболу вы видите «скрытое» «существительное как прилагательное»? Посмотрите на слово «футбол» (футбол). Эти два существительных (фут+мяч) превратились в одно существительное (футбол). Это один из способов эволюции слов. Многие словосочетания, в которых существительное используется как прилагательное, считаются самостоятельными существительными с собственным словарным определением. Но не все словари согласуются друг с другом. Например, в некоторых словарях слово «теннисный мяч» указано как существительное, а в других нет.
государственный исследовательский центр дорожно-транспортных происшествий: речь идет о центре, который исследует дорожно-транспортные происшествия для правительства
существительное как прилагательное | существительное как прилагательное | существительное как прилагательное | существительное как прилагательное | существительное |
---|---|---|---|---|
центр | ||||
исследование | центр | |||
авария | исследования | центр | ||
дорога | авария | исследование | центр | |
правительство | дорога | авария | исследования | центр |
Газеты часто используют много существительных в заголовках для экономии места. Посмотрите на этот пример:
ЗАГАДКА УБИЙСТВА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ПТИЦ
Чтобы понять такие заголовки, попробуйте прочитать их задом наперед. Заголовок выше о ЗАГАДКЕ, касающейся УБИЙСТВА в ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЯ ПТИЦ.
Обратите также внимание, что мы все еще можем использовать реальное прилагательное , чтобы квалифицировать структуру «существительное как прилагательное»:
- пустая банка для кофе
- честный продавец автомобилей
- вкусный корм для собак
- рост себестоимости производства автомобилей
- известный тренер сборной Англии по футболу
Основное определение и значение | Британский словарь
1 основной /ˈmeɪn/ прилагательное
1 основной
/ˈmeɪn/
прилагательное
Британское словарное определение MAIN
всегда используется перед существительным
:
самое важное
:
начальник, директор
главное идея/точка
главная цель/назначение
Основным преимуществом этого подхода является скорость.
Главный офис компании находится в Нью-Йорке.
главный персонаж романа
ехать по главной дороге/шоссе
главные ворота/въезд
Это блюдо можно подавать как основное блюдо или закуску.
А теперь о главном событии вечера!
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— в основном
наречиеОтзывов было в основном [= в основном ] положительных.
растение встречается в основном [= в основном ] в прибрежных районах
Мне не нравится план, в основном потому что я считаю его слишком дорогим.
Проблем было в основном второстепенных. [=большинство проблем были незначительными]
Они зависят в основном от рыбы в пищу.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2 основной /ˈmeɪn/ существительное
множественное число сеть
2 основной
/ˈmeɪn/
существительное
множественное число сеть
Britannica Словарь определения MAIN
1
[считать]
:
самая большая труба в системе соединенных труб
газовая магистральная
вода магистраль
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
сеть британский
:
система труб или проводов для электричества, газа или воды
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— часто используется как сеть перед другим существительным
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
б
:
место, где электричество, газ или вода входят в здание или комнату
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
в основном
:
в общем
— используется, чтобы сказать, что утверждение верно в большинстве случаев или в большинстве случаев
Рабочие в основном очень способные.