cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Прил главное сущ: Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». | План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. +  прил.  Главное и зависимое слово в

                          словосочетании».

Цели урока:   — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

                              ном и зависимом  слове в словосочетании  ;

                       — формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

                          формы имени прилагательного, зависящего от существительного в                                      

                              словосочетаниях;

                           —  развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

                           —  формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

                           —  воспитание интереса к предмету.

Оборудование:  учебник по русскому языку для 4-го класса  , «Дидактический

                                материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

                                о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

                                карточки для составления схемы словосочетания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Повторение.

1.)  — Отгадайте анаграммы.   

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать  о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово                                         называет предметы, признаки,

                                                    действия, но более конкретно

Словосочетание                        выражает законченную мысль

Предложение                            называет предмет, признак.                 грамматическая

                                                    действие и т.д.                                      основа

  1. Языковая разминка.

На доске запись:

К_лючие  сн_ж_нки  з_круж_лись  в  м_розн__  воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их.   А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

  Самостоятельная работа.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе  как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Почему?

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

Проверка.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

                какие?               Х

Снежинки         колючие

                                                    х       в каком?

Закружились в морозном

                                                   х          в чём?     

В морозном воздухе

                                                  х              что?

Закружились   снежинки

                                                    Х          где?

Закружились   в воздухе

( Дети находят ошибки.  Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3.  Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

 

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4.  Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Прочитайте правило.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

Вопрос

главное слово           зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое  не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

5.  Физкультминутка.

Игра в мяч.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла  (стеклянный цветок)

Сок из малины  (малиновый сок)

Окунь из моря   (морской окунь)

Дождь летом   (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни  (деревенская дорога)

Мороз ночью  (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром   (раннее утро)

6. Закрепление.

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р. п.   родного края  (ед.ч.)

              Т.п.  родным краем  (ед.ч.)

              В.п.  родные края   (мн.ч.)

Второе словосочетание  записываем с комментированием на месте.

Запись:    В.п.  прекрасную погоду

                 Т.п.  прекрасной погодой

                 Т.п. мн.ч. ——————

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

(  Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца. )

  1.  Итог урока.

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы  назовите ключевые слова.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы  узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

  1. Выставление отметок.
  1. Домашнее задание.

Стр.114 (пр.)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

Главное слово в словосочетании – правило, виды

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 476.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 476.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица речи в русском языке. Оно состоит в основном из двух, в некоторых случаях – трех и больше, слов, которые объединены грамматическими и лексическими связями. При этом одно из слов является главным, остальные зависят от него, поэтому разбор словосочетания всегда начинается с поиска главного слова.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Как определить главное слово и как оно соединяется с зависимыми

Главное слово в словосочетании обозначает предмет, действие, может быть – признак. Это слово, от которого можно задать вопрос к распространяющей части словосочетания – зависимой. При разборе главное слово обозначается крестиком.

Оно задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос. Грамматическая связь между словами тоже существует, но в разных формах.

Пара “подлежащее-сказуемое” не является словосочетанием, несмотря на существующие между ними лексические и грамматические связи – в этой паре нет главного и зависимого слова, поскольку это уже предложение (его грамматическая основа).

Виды связи между главным и зависимым словом в словосочетании

Они определяются по характеру зависимости. Так, если зависимое слово полностью подстраивается под главное по грамматическим признакам, это согласование. С грамматической точки зрения главное слово является ведущим, это правило главного слова в словосочетании. Для того, чтобы понять характер такой грамматической связи, нужно разобрать правильное и неправильное словосочетания:

  • рабочее место
    – в нем главным словом является существительное среднего рода в единственном числе, зависимое слово – прилагательное – также ставится в эту форму;
  • рабочее места – главным словом снова является существительное среднего рода, но во множественном числе, прилагательное же стоит в единственном, значит, в словосочетании допущена грамматическая ошибка.

Это самая простая пара, так как главное слово в ней всегда существительное, а зависимым обычно является прилагательное, но также на этом месте может быть числительное или причастие.

Второй вид связи – управление. При этом к главному слову “подставляется” зависимое, которое всегда идет в форме косвенного падежа, при этом предлог может добавляться или нет. Грамматическое изменение главного слова не влечет за собой изменение зависимого. В качестве главного слова могут выступать разные части речи: подстилка кота, гулять с котом.

Наконец, примыкание – это сугубо смысловая связь без грамматической зависимости. В качестве главного слова в нем также могут выступать разные части речи: долго спать, знать ее. Но зависимое слово – это всегда неизменяемая часть речи.

Что мы узнали?

Главное слово – это основа словосочетания, определив которую, можно установить, грамотно ли составлено словосочетание. От главного слова к зависимому задается вопрос, определяющий смысловую связь между ними. Слова в словосочетании также соединяются и грамматически. Существует три вида связи: согласование, управление и примыкание. В первых двух случаях главное и зависимое слово имеют и смысловую, и грамматическую связь, в последнем – только смысловую.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ростислав Марченко

    5/5

  • Анна Шестакова

    4/5

  • Виктория Курочкина

    3/5

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 476.


А какая ваша оценка?

Существительное как прилагательное | Грамматика

Как известно, существительное — это лицо, место или предмет, а прилагательное — это слово, описывающее существительное:

прилагательное существительное
умный учитель
маленький офис
черный лошадь

Иногда мы используем существительное для описания другого существительного. В этом случае первое существительное «действует как» прилагательное.

существительное как
прилагательное
существительное
история учитель
билет офис
гонки лошадь

«Существительное как прилагательное» всегда стоит первым

Если вы запомните это, это поможет вам понять, о чем идет речь:

  • скаковая лошадь это лошадь которая участвует в скачках
  • скачки это скачки для лошадей
  • гонки на лодках это гонки для лодок
  • история любви история о любви
  • история войны это история о войне
  • теннисный мяч мяч для игры в теннис
  • теннисные туфли обувь для игры в теннис
  • a компьютерная выставка это выставка компьютеров
  • a магазин велосипедов это магазин по продаже велосипедов

«Существительное как прилагательное» в единственном числе

Как и настоящее прилагательное, «существительное как прилагательное» неизменно. Обычно оно стоит в единственном числе.

Справа Неправильно
гонки на лодках гонки на лодках НЕ гонки на лодках, гонки на лодках
зубная щетка зубные щетки НЕ зубная щетка, зубные щетки
шнурок шнурки для обуви НЕ шнурки для обуви, шнурки для обуви
пачка сигарет сигаретные пачки НЕ пачка сигарет, пачки сигарет

Другими словами, множественное число есть только у настоящего существительного.

Некоторые существительные выглядят во множественном числе, но мы обычно рассматриваем их в единственном числе (например, новости, бильярд, легкая атлетика). Когда мы используем эти существительные «в качестве прилагательных», они не изменяются:

  • репортер новостей, три репортера новостей
  • один бильярдный стол, четыре бильярдных стола
  • тренер по легкой атлетике, пятьдесят тренеров по легкой атлетике

Исключения : Когда мы используем определенные существительные «в качестве прилагательных» (одежда, спорт, обычаи, счета, оружие), мы используем их во множественном числе:

  • магазин одежды, магазины одежды
  • спортивный клуб, спортивные клубы
  • таможенная пошлина, таможенная пошлина
  • бухгалтерия, бухгалтерии
  • производство оружия

Как написать «существительное как прилагательное»?

Мы пишем «существительное как прилагательное» и настоящее существительное несколькими способами:

  • два отдельных слова (дверь автомобиля)
  • два слова через дефис (книжный шкаф)
  • одно слово (ванная)

Для этого нет простых правил. Некоторые комбинации мы даже пишем двумя или всеми тремя разными способами: (заведующая, заведующая, заведующая)

Как сказать «существительное как прилагательное»?

Для произношения мы обычно делаем ударение на первом слове:

  • обувь магазин
  • лодка -гонка
  • ванна комната

Можем ли мы иметь более одного «существительного в качестве прилагательного»?

Да. Как и прилагательные, мы часто используем более одного «существительного как прилагательного» вместе. Посмотрите на эти примеры:

затраты на производство автомобилей: речь идет о затратах на производство автомобилей

существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное
    стоит
  производство стоит
автомобиль производство стоит

тренер сборной Англии по футболу: мы говорим о тренере, который тренирует команду, которая играет в футбол за Англию

существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное
      автобус
    команда автобус
  футбол команда автобус
Англия футбол команда
автобус
Англия футбол команда вагонов

Примечание: в тренер сборной Англии по футболу вы видите «скрытое» «существительное как прилагательное»? Посмотрите на слово «футбол» (футбол). Эти два существительных (фут+мяч) превратились в одно существительное (футбол). Это один из способов эволюции слов. Многие словосочетания, в которых существительное используется как прилагательное, считаются самостоятельными существительными с собственным словарным определением. Но не все словари согласуются друг с другом. Например, в некоторых словарях слово «теннисный мяч» указано как существительное, а в других нет.

государственный исследовательский центр дорожно-транспортных происшествий: речь идет о центре, который исследует дорожно-транспортные происшествия для правительства

существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное как
прилагательное
существительное
        центр
      исследование центр
    авария исследования центр
  дорога авария исследование центр
правительство дорога авария исследования центр

Газеты часто используют много существительных в заголовках для экономии места. Посмотрите на этот пример:

ЗАГАДКА УБИЙСТВА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ПТИЦ

Чтобы понять такие заголовки, попробуйте прочитать их задом наперед. Заголовок выше о ЗАГАДКЕ, касающейся УБИЙСТВА в ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЯ ПТИЦ.

Обратите также внимание, что мы все еще можем использовать реальное прилагательное , чтобы квалифицировать структуру «существительное как прилагательное»:

  • пустая банка для кофе
  • честный продавец автомобилей
  • вкусный корм для собак
  • рост себестоимости производства автомобилей
  • известный тренер сборной Англии по футболу

Основное определение и значение | Британский словарь

1 основной /ˈmeɪn/ прилагательное

1 основной

/ˈmeɪn/

прилагательное

Британское словарное определение MAIN

всегда используется перед существительным

:

самое важное

:

начальник, директор

  • главное идея/точка

  • главная цель/назначение

  • Основным преимуществом этого подхода является скорость.

  • Главный офис компании находится в Нью-Йорке.

  • главный персонаж романа

  • ехать по главной дороге/шоссе

  • главные ворота/въезд

  • Это блюдо можно подавать как основное блюдо или закуску.

  • А теперь о главном событии вечера!

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

— в основном

наречие

  • Отзывов было в основном [= в основном ] положительных.

  • растение встречается в основном [= в основном ] в прибрежных районах

  • Мне не нравится план, в основном потому что я считаю его слишком дорогим.

  • Проблем было в основном второстепенных. [=большинство проблем были незначительными]

  • Они зависят в основном от рыбы в пищу.

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

2 основной /ˈmeɪn/ существительное

множественное число сеть

2 основной

/ˈmeɪn/

существительное

множественное число сеть

Britannica Словарь определения MAIN

1

[считать]

:

самая большая труба в системе соединенных труб

  • газовая магистральная

  • вода магистраль

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

2

сеть британский

:

система труб или проводов для электричества, газа или воды

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

— часто используется как сеть перед другим существительным

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

б

:

место, где электричество, газ или вода входят в здание или комнату

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

в основном

:

в общем

— используется, чтобы сказать, что утверждение верно в большинстве случаев или в большинстве случаев

  • Рабочие в основном очень способные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *