cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация рефлексы человека: Рефлекс. Виды рефлексов — презентация онлайн

Рефлекс. Виды рефлексов — презентация онлайн

Похожие презентации:

Нервная система. Виды рефлексов

Рефлекс, рефлекторная дуга и обратная афферентация

Рефлексы. Виды

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Нервная система

Рефлексы. Рефлекторная дуга

Виды регуляций в организме. Лекция 2

Физиология безусловных рефлексов. Двигательный анализатор

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной мозг

Образование и формирование условных рефлексов

РЕФЛЕКС
Пименова Анна Юрьевна
Учитель биологии ГОУ СОШ № 25
г. Москвы
Рефлекс
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражитель,
поступающий из внешней и внутренней среды,
осуществляемая и контролируемая центральной нервной
системой.
Виды рефлексов
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Рефлекс
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
1. Это врожденные, наследственно
передающиеся реакции организма.
1. Это приобретенные в процессе
жизнедеятельности, не наследуемые

потомством реакции организма.
2. Являются видоспецифичными, т.е.
свойственными всем представителям
данного вида.
2. Являются индивидуальными, т.е.
возникают на основе «жизненного
опыта» каждого организма.
3. Они относительно постоянны и
сохраняются в течение всей жизни
организма.
3. Они непостоянны и в зависимости
от определенных условий могут
вырабатываться, закрепляться или
гаснуть.
4. Возникают на специфичный для
каждого рефлекса раздражитель.
5. Рефлекторные центры находятся на
уровне спинного и в стволе головного
мозга.
4. Могут вырабатываться на любой
воспринимаемый раздражитель
5. Рефлекторные центры находятся в
преимущественно коре головного
мозга.
Рефлекс
Примеры рефлексов
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Пищевой, половой, оборонительный,
ориентировочный, поддерживающий
гомеостаз
Слюноотделение на запах пищи,
точные движения при письме, игре на
фортепиано и т.д.
Значение: помогают выживанию, это
«применение опыта предков на
практике».
Значение: помогают
приспосабливаться к меняющимся
условиям внешней среды.
Рефлекторная дуга
С помощью рефлекса осуществляется распространение
возбуждения по рефлекторным дугам и процесс торможения.
Рефлекторная дуга, или
рефлекторное кольцо – путь,
по которому проводятся
нервные импульсы при
осуществлении рефлекса.
Рефлекторная дуга
5 звеньев рефлекторной дуги
1.
Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный
импульс.
2.
Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение
к центру.
3.
Нервный центр (участок ЦНС) – возбуждение переключается с
чувствительных нейронов на двигательные ( в трехнейронной дуге имеется
вставочный нейрон).
4.
Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от
центральной нервной системы к рабочему органу.
5.
Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение.
Выработка условного рефлекса
Торможение условного рефлекса
Если перед началом или во
время условного пищевого
рефлекса внезапно возникает
более сильный сигнал (звук,
запах, меняется освещение), то
условный рефлекс ослабевает
или исчезает, так как всяческий
новый раздражитель вызывает у
собаки безусловный
ориентировочный рефлекс,
который тормозит условную
реакцию.
Торможение условного рефлекса
Принцип
доминанты (по
А.А.Ухтомскому)
Схема внешнего торможения условного рефлекса на
команду «Сидеть»
Главенствующий в
данный момент
очаг возбуждения
подавляет все
остальные и
определяет
характер ответной
реакции организма.
Условное (внутреннее) торможение
Вырабатывается в том случае, если долгое время не подкреплять условный
раздражитель безусловным: во время загорания лампочки не давать пищу.
Способствует смене форм поведения.

English     Русский Правила

Условные рефлексы у людей разных возрастов презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Условные рефлексы разных возрастов


Слайд 2
Текст слайда:

Понятие об условных рефлексах было введено И.П. Павловым в 1903 году.


Слайд 3
Текст слайда:

Изучение условных рефлексов


Слайд 4
Текст слайда:

Сравнение безусловных и условных рефлексов


Слайд 5
Текст слайда:

Первые
условные
рефлексы

Пищевой условный рефлекс на положение тела, обычное для акта кормления.


Искусственные пищевые и оборонительные условные рефлексы на звуковые и некоторые другие раздражители удается вырабатываются уже на 5–6-й день жизни.


Слайд 6
Текст слайда:

С помощью подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи.
Постепенно все чаще речевые рефлексы образуются не путем подкрепления нового раздражителя безусловным (пищевым, оборонительным, ориентировочным) и не сочетанием непосредственного раздражителя с его речевым обозначением, а на базе ранее выработанных речевых условных рефлексов.
Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей.
К 2,5-3 годам речевой фонд ребенка состоит не только из отдельных слов и речевых стереотипов, но также из фраз, которые складываются в процессе речевой реакции и представляют собой различные комбинации ранее знакомых слов с применением падежных окончаний, глагольных форм и других особенностей грамматического строя речи.


Решающее значение в формировании речи ребенка и второй сигнальной системы имеет общение ребенка со взрослыми.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ


Слайд 7
Текст слайда:

Период до трех лет
характеризуется легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов.

Особенности условных рефлексов у детей разного возраста.

У 2–3-него ребенка легко вырабатываются динамические стереотипы.


Слайд 8
Текст слайда:

У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию.

Условным раздражителем становится умывание, чистка зубов, раздевание.


Слайд 9
Текст слайда:

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 7 ДО 12 ЛЕТ) период «спокойного» развития высшей нервной деятельности.
Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.
Только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действий.
В младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно-рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.


Слайд 10
Текст слайда:

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД (С 11-12 ДО 15-17 ЛЕТ). Это время больших эндокринных преобразований в организме и формирования вторичных половых признаков, что сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, преобладает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, ухудшается дифференцировка условных раздражителей.
Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка, к частым конфликтам с родителями и педагогами.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(15-18 ЛЕТ) совпадает с окончательным созреванием всех физиологических систем человека. В едущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека.


Слайд 11
Текст слайда:

Способность предвидеть результаты падения у некоторых видов животных является врожденным рефлексом. В то же время ребенок не боится высоты и, лишь приобретя, опыт падения с дивана, стула, с этого момента и позднее, став взрослым человеком, будучи в здравом уме, никогда не выйдет на улицу через балкон, даже если он очень спешит. Этот рефлекс у человека – условный.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


Слайд 12
Текст слайда:

Самые сложные и многообразные условные рефлексы на базе безусловных формируются только у человека.
Это инструментальные условные рефлексы: это двигательные навыки, которыми обладают люди таких профессий как хирурги, музыканты, спортсмены.


Слайд 13
Текст слайда:

Динамический стереотип
– это способность мозга объединять в систему ряд отдельных условных рефлекторных актов.
Стереотип вырабатывается и закрепляется благодаря возникновению связи между следовым возбуждением от действия предыдущего сигнала и последующим возбуждением от нового условного раздражителя.

Привычки человека, распорядок дня, умение кататься на коньках и велосипеде, водить машину, ходить на лыжах являются проявлением стереотипа. Он играет большую роль в формировании разнообразных трудовых, спортивных, игровых навыков у человека.
Стереотип обеспечивает приспособление организма к устойчивым или привычно меняющимся условиям среды.


Слайд 14
Текст слайда:

Детские стереотипы, сменяясь взрослыми, тем не менее, никогда не разрушаются и могут всплыть при тяжелой болезни, в старости, когда человек становится раздражительным, капризным и эгоцентричным, то есть проявляет черты раннего детского возраста.


Смены жизненных стереотипов происходят у человека от детсадовского возраста до наступления его старости, когда уход на пенсию становится тяжелым для человека в психологическом плане, поскольку это связано с отказом от активной деятельности в привычном коллективе. Можно избежать тяжелых депрессивных состояний в пожилом возрасте, если заранее позаботится о выборе интересного дела – воспитания внуков, ухода за животными, цветами.


Слайд 15
Текст слайда:

Натуральные и
искусственные условные рефлексы

Выделение слюны у человека при виде любимой еды – натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у человека при виде посуды на столе, является искусственным рефлексом.


Слайд 16
Текст слайда:

Отделение желудочного сока у человека начинается рефлекторно, уже тогда, когда пища попадает в полость рта. Оно может возникнуть и условно-рефлекторно. Обычно акт еды начинается с вида и запаха пищи.
Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается режим питания – прием пищи через каждые 3,5-4 часа. Для человека приемы пищи оптимальны в количестве 3-4 раз в сутки. Не допускается еда урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита.
Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию условного пищевого рефлекса и расстройству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются и в случаях беспорядочного двухразового питания. От количества приемов пищи в день зависит и усвоение питательных веществ.


Слайд 17
Текст слайда:

Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеет важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой.


Слайд 18
Текст слайда:

Основные закономерности и принципы формирования элементарных и сложных условных рефлексов – общие для животных и человека. Отсюда следует важный вывод естественнонаучного и философского значения о том, что головной мозг человека подчиняется общим биологическим законам и доступен изучению. В то же время деятельность мозга человека имеет качественную специфику и принципиальное отличие от условнорефлекторной деятельности животных. Эта специфическая разница связана с наличием у человека двух сигнальных систем.

Эксперимент по выработке условных рефлексов по
И.П. Павлову.


Скачать презентацию

Нервная система человека | Описание, развитие, анатомия и функции

нервная система

Все СМИ

Похожие темы:
болезнь нервной системы сенсорный прием человека тело человека нейронная инженерия болезнь нервной системы

См. все связанные материалы →

нервная система человека , система, проводящая раздражения от сенсорных рецепторов к головному и спинному мозгу и проводящая импульсы обратно к другим частям тела. Как и у других высших позвоночных, нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, передающие импульсы к центральной нервной системе и от нее). У человека мозг особенно велик и хорошо развит.

Пренатальное и постнатальное развитие нервной системы человека

Почти все нервные клетки или нейроны образуются во время пренатальной жизни, и в большинстве случаев после этого они не заменяются новыми нейронами. Морфологически нервная система впервые появляется примерно через 18 дней после зачатия с образованием нервной пластинки. Функционально он появляется с первыми признаками рефлекторной деятельности на втором месяце внутриутробного развития, когда раздражение прикосновением к верхней губе вызывает реакцию отдергивания головы. На третьем месяце можно вызвать многие рефлексы головы, туловища и конечностей.

В ходе своего развития нервная система претерпевает значительные изменения, чтобы достичь своей сложной организации. Чтобы произвести примерно 1 триллион нейронов, присутствующих в зрелом мозге, в среднем должно генерироваться 2,5 миллиона нейронов в минуту в течение всей внутриутробной жизни. Это включает в себя формирование нейронных цепей, включающих 100 триллионов синапсов, поскольку каждый потенциальный нейрон в конечном итоге связан либо с выбранным набором других нейронов, либо с конкретными мишенями, такими как сенсорные окончания. Более того, синаптические связи с другими нейронами устанавливаются в определенных местах на клеточных мембранах нейронов-мишеней. Совокупность этих событий не считается исключительным продуктом генетического кода, поскольку генов просто недостаточно, чтобы объяснить такую ​​сложность. Скорее, дифференцировка и последующее развитие эмбриональных клеток в зрелые нейроны и глиальные клетки достигаются за счет двух наборов влияний: (1) специфических подмножеств генов и (2) стимулов окружающей среды изнутри и снаружи эмбриона. Генетические влияния имеют решающее значение для развития нервной системы в упорядоченных и синхронизированных по времени последовательностях. Дифференцировка клеток, например, зависит от ряда сигналов, которые регулируют транскрипцию, процесс, в котором молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) дают начало молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые, в свою очередь, выражают генетические сообщения, контролирующие клеточную активность. Влияние окружающей среды, происходящее от самого эмбриона, включает клеточные сигналы, состоящие из диффундирующих молекулярных факторов (9). 0023 см. ниже Развитие нейронов). Факторы внешней среды включают питание, сенсорный опыт, социальное взаимодействие и даже обучение. Все это необходимо для правильной дифференциации отдельных нейронов и тонкой настройки деталей синаптических связей. Таким образом, нервная система требует постоянной стимуляции на протяжении всей жизни для поддержания функциональной активности.

Развитие нейронов

На второй неделе внутриутробной жизни быстро растущая бластоциста (пучок клеток, на который делится оплодотворенная яйцеклетка) уплощается, образуя так называемый эмбриональный диск. Зародышевый диск вскоре приобретает три слоя: эктодерму (наружный слой), мезодерму (средний слой) и энтодерму (внутренний слой). Внутри мезодермы растет хорда, осевой стержень, служащий временным позвоночником. И мезодерма, и хорда выделяют химическое вещество, которое инструктирует соседние недифференцированные клетки эктодермы и побуждает их утолщаться вдоль того, что станет дорсальной срединной линией тела, формируя нервную пластинку. Нервная пластинка состоит из клеток-предшественников нервных клеток, известных как нейроэпителиальные клетки, которые развиваются в нервную трубку (9).0023 см. ниже Морфологическое развитие). Затем нейроэпителиальные клетки начинают делиться, диверсифицироваться и давать начало незрелым нейронам и нейроглии, которые, в свою очередь, мигрируют из нервной трубки в свое окончательное место. Каждый нейрон образует дендриты и аксон; аксоны удлиняются и образуют ответвления, окончания которых образуют синаптические связи с выбранным набором нейронов-мишеней или мышечных волокон.

Замечательные события этого раннего развития включают упорядоченную миграцию миллиардов нейронов, рост их аксонов (многие из которых широко распространяются по всему мозгу) и образование тысяч синапсов между отдельными аксонами и их нейронами-мишенями. Миграция и рост нейронов зависят, по крайней мере частично, от химических и физических воздействий. Растущие кончики аксонов (называемые конусами роста), по-видимому, распознают и реагируют на различные молекулярные сигналы, которые направляют аксоны и нервные ветви к их соответствующим мишеням и устраняют те, которые пытаются синапсироваться с неподходящими мишенями. Как только синаптическая связь установлена, клетка-мишень высвобождает трофический фактор (например, фактор роста нервов), который необходим для выживания синапсирующих с ней нейронов. Сигналы физического наведения участвуют в контактном наведении или миграции незрелых нейронов вдоль каркаса глиальных волокон.

В некоторых областях развивающейся нервной системы синаптические контакты изначально не являются точными или стабильными, а позже за ними следует упорядоченная реорганизация, включая элиминацию многих клеток и синапсов. Нестабильность некоторых синаптических связей сохраняется до достижения так называемого критического периода, до которого влияние окружающей среды играет значительную роль в правильной дифференцировке нейронов и тонкой настройке многих синаптических связей. После критического периода синаптические связи становятся стабильными и вряд ли будут изменены влиянием окружающей среды. Это говорит о том, что на определенные навыки и сенсорную деятельность можно влиять в процессе развития (включая постнатальную жизнь), а для некоторых интеллектуальных навыков эта способность к адаптации, по-видимому, сохраняется во взрослом и пожилом возрасте.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Reflexes — Physiopedia

Contents loading…

Editors loading…

Categories loading…

Ссылаясь на доказательства в академическом письме, вы всегда должны ссылаться на первичный (оригинальный) источник . Обычно это журнальная статья, в которой информация была впервые изложена. В большинстве случаев статьи Physiopedia являются вторичным источником и поэтому не должны использоваться в качестве ссылок. Статьи из Physiopedia лучше всего использовать для поиска первоисточников информации (см. список литературы внизу статьи).

Если вы считаете, что эта статья Physiopedia является основным источником информации, на которую вы ссылаетесь, вы можете использовать кнопку ниже, чтобы получить доступ к соответствующему заявлению о цитировании.

Перейти к:навигация, поиск

Оригинальный редактор — Lucinda Hampton Лучшие участники Chrysolite Jyothi Kommu , Lucinda Hampton , Kim Jackson , Rachael Lowe , NAOMI , Rachael Lowe , Naomi O’Reill0058

Содержимое

  • 1 Спинномозговой рефлекс/рефлекторная дуга
    • 1. 1 Типы Reflexe
  • 2 Тестирование рефлексов
    • 2.1 Рефлексы глубоких сухожилий (растяжение мышц)
    • 2.2 Методика проверки рефлексов
    • 2.3 Патологические рефлексы
    • 2.4 Другие рефлексы
    • 2.5 Значение поверхностных рефлексов в физиотерапии
  • 3 Артикул

Спинной рефлекс/рефлекторная дуга[править | изменить источник]

Рефлекс — это непроизвольное и почти мгновенное движение в ответ на стимул. Рефлекс — это автоматический ответ на стимул, который не получает сознательной мысли и не нуждается в ней, поскольку он происходит через рефлекторную дугу. Рефлекторные дуги воздействуют на импульс до того, как этот импульс достигнет мозга. [1]

Дуги Relex можно

  • Моносинаптические, т.е. содержат только два нейрона, сенсорный и двигательный. Примеры моносинаптических рефлекторных дуг у человека включают пателлярный рефлекс и ахиллов рефлекс.
  • Полисинаптические, т. е. множественные вставочные нейроны (также называемые релейными нейронами), которые взаимодействуют между сенсорными и моторными нейронами в рефлекторном пути. [2]

Иллюстрация рефлекторной дуги.

Видео рефлекторной дуги

Типы рефлексов [редактировать | править код]
  1. Поверхностные рефлексы: подошвенный рефлекс, брюшной рефлекс, кремастический рефлекс, роговичный рефлекс [3]
  2. Глубокие рефлексы: бицепс, брахиорадиальный, трицепс, коленный и голеностопный рефлексы.
Глубокие сухожилия (растяжка мышц) Рефлексы[edit | править источник]

Оценивает афферентные нервы, синаптические связи в спинном мозге, двигательные нервы и нисходящие двигательные пути. Поражения нижних мотонейронов (например, поражающие клетки передних рогов, спинномозговые корешки или периферические нервы) угнетают рефлексы: поражения верхних мотонейронов повышают рефлексы.

Проверяемые рефлексы включают следующее:

  • Бицепс (иннервируется С5 и С6)
  • Лучевая плечевая мышца (по С6)
  • Трицепс (по С7)
  • Дистальные сгибатели пальцев (по С8)
  • Коленный толчок квадрицепса (по L4)
  • Толчок голеностопного сустава (по S1)
  • Челюстной рефлекс (по V черепному нерву)
Методика проверки рефлексов[править | править код]
  1. Исследуемая группа мышц должна находиться в нейтральном положении (т. е. не растянута и не сокращена).
  2. Сухожилие, прикрепленное к мышце (мышцам), подлежащей тестированию, должно быть четко обозначено. Поместите конечность в положение, позволяющее легко ударить по сухожилию рефлекторным молоточком.
  3. Чтобы легко найти сухожилие, попросите пациента сократить мышцу, к которой оно прикреплено. Когда мышца укорачивается, вы должны видеть и чувствовать шнур как сухожилие, подтверждая его точное местоположение.
  4. Ударьте по сухожилию одним быстрым ударом. Вы не должны вызывать боль.

Эта система оценок довольно субъективна.

  • 0 Нет признаков сжатия
  • 1+ Снижение, но все еще присутствует (гипорефлексия). Гипорефлексия обычно связана с дефицитом нижних мотонейронов (в альфа-мотонейронах от спинного мозга к мышцам), например синдром Гийена-Барре
  • 2+ Обычный
  • 3+ Сверхнормальный (гиперрефлекторный) Гиперрефлексия часто связана с поражением верхних двигательных нейронов, например рассеянный склероз
  • 4+ Клонус: повторяющееся укорочение мышцы после однократной стимуляции [4]

Обратите внимание на любое асимметричное увеличение или снижение. Маневр Ендрассика можно использовать для усиления гипоактивных рефлексов, т. е. пациент сцепляет руки вместе и энергично разводит их при постукивании по сухожилию нижней конечности или может прижать колени друг к другу, в то время как проверяется сухожилие верхней конечности.

Видео ниже иллюстрирует тестирование глубоких сухожильных рефлексов

[5]

Патологические рефлексы[править | править исходный текст]

Патологические рефлексы (например, рефлекс Бабинского, укоренение, хватание) представляют собой реверсии к примитивным реакциям и указывают на потерю коркового торможения.

Прочие рефлексы[править | править код]

Клонус (ритмическое, быстрое чередование мышечных сокращений и расслаблений, вызванное внезапным пассивным растяжением сухожилий) проводится путем быстрого тыльного сгибания стопы в голеностопном суставе. Устойчивый клонус указывает на поражение верхних двигательных нейронов. [6]

Значение поверхностных рефлексов в физиотерапии[править | править код]
  • Брюшной рефлекс — стимулируется поглаживанием вокруг живота, что помогает определить уровень поражения ЦНС. [7]
  • Кремастический рефлекс. Вызывается при поглаживании внутренней части бедра у мужчин (аналогичный рефлекс Гейгеля у женщин). Этот рефлекс помогает в оценке острой боли в мошонке и оценке перекрута яичка (связанного с потерей рефлекса) [8] .
  • Роговичный рефлекс. Вызывается легким поглаживанием роговицы ватным тампоном. Этот рефлекс в основном помогает узнать, что периферическое повреждение либо тройничного нерва (V), либо лицевого нерва (VII) нерва нарушит схему мигания роговицы. [9]
  • Подошвенный рефлекс — аномальный рефлекс указывает на метаболическую или структурную аномалию в корково-спинномозговой системе выше по течению от сегментарного рефлекса. [10]
  1. ↑ Википедия. Рефлекс. Доступно по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Reflex (последнее обращение 21.04.2019).)
  2. ↑ Люмен. Рефлексы. https://courses.lumenlearning.com/boundless-ap/chapter/reflexes/ (последний доступ 21.4.2019)
  3. ↑ http://teachneuro.blogspot.com/2013/01/the-corneal-or-blink-reflex.html?m=1
  4. ↑ Калифорнийский университет. Неврологический осмотр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *