Презентация про художника васнецова: Презентация на тему «Васнецов Виктор Михайлович» по мировой художественной культуре (МХК) для 1 класса
Презентация «Творчество В.М.Васнецова» | Презентация к уроку по рисованию (подготовительная группа) по теме:
Слайд 1
Виктор Михайлович Васнецов Выполнила Нигамадьянова Галина Михайловна МБОУ «СОШ №6» (дошкольные группы)
Слайд 2
Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Первые уроки рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика неуемную тягу к изобразительному искусству. Его картины на былинные сюжеты, иллюстрирующие сказки русского фольклора, известны каждому с детства! За свою жизнь он написал множество прекрасных картин, и некоторые из них вы увидите далее!
Слайд 3
«С квартиры на квартиру »
Слайд 4
«Военная телеграмма»
Слайд 5
«Книжная лавочка »
Слайд 6
«Витязь на распутье»
Слайд 7
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
Слайд 8
Ковёр-самолёт
Слайд 9
« Алёнушка » Картина « Алёнушка » В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки. В картине « Аленушка » мастер великолепно отображает тесную взаимосвязь простого русского человека с окружающей природой.
Слайд 10
Три царевны подземного царства Эта картина написана по сказке «Подземные царства». Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. «Золотая» царевна олицетворяет золото, царевна в красном- медь, а третья царевна- уголь. По возрасту царевны тоже разные: самая старшая — «Медная», средняя — «Золотая», младшая — «Угольная». В таком порядке люди осваивали земные богатства.
Слайд 11
«Иван-Царевич на Сером Волке » Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства. Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке.
Слайд 12
Гамаюн , птица вещая Гамаюн — это мифическая райская птица в русских произведениях словесности, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей.
Слайд 13
«Богатыри» ( 1881 — 1898 )
Слайд 14
Гусляры
Слайд 15
Снегурочка Каждый из нас знает историю о Снегурочке с самого детства. Мы не представляем новогодних утренников без внучки Деда Мороза. Несколько другой увидел фольклорную Снегурочку художник В. Васнецов. Он смог соединить в небольшом полотне потрясающие детали зодческого искусства Древней Руси, народную вышивку, резьбу по дереву и образ сказки. В наши дни Снегурочка стала одним из олицетворений русской красоты.
Слайд 16
«Царь Иван Васильевич Грозный »
Слайд 17
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем »
Слайд 18
«Кощей Бессмертный» (1917—1927 )
Слайд 19
Царевна-лягушка
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) презентация, доклад
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Родился 3 мая 1848 года, умер 23 июля 1926 (78 лет). Виктор Михайлович Васнецов — один из известнейших русских художников.
Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства -театральную декорация, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
«Встреча Олега с кудесником» — акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации.
Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – и это весьма символично. В лад поют молодой розовощекий юноша, седовласый старец и мужчина средних лет.
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
На своем творении художник запечатлел мечту людей о полётах. В те времена еще не были изобретены самолеты, но многие хотели взмыть в небо, на высоту птичьего полета.
Подводный терем (1884)
Фантастический, сказочный мир, полный таинственных обитателей, неведомых чудес, таинственных мест, увлекательных событий!.
Этой работой известного русского художника Виктора Васнецова заслуженно гордится вся страна, ведь на ней художник смог передать и величие и сам дух русского народа. Конечно, эту мысль пытались ухватить и другие художники, но Васнецову удалось вникнуть в самую суть и передать ее зрителям посредством красок.
Великий живописец умер в Москве в своей мастерской, работая над портретом Нестора. Смерть Васнецова пришлась на 23 июля 1926 г., когда художнику шел семьдесят девятый год. Похороны Васнецова состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое оказалось ближайшим к его дому. Однако после упразднения кладбища в 30-х гг. прах живописца перезахоронили на Введенском кладбище. На могиле Васнецова установлен каменный памятник
Скачать презентацию
Разговор с природой в Абрамцево
Абрамцевский кружок художников сформировался в последней трети XIX века. Он вырос вокруг богатого фабриканта и мецената Саввы Мамонтова, в него вошли такие художники, как Илья Репин, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Марк Антокольский, Валентин Серов, Константин Коровин, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Илья Остроухов. и Михаил Врубель. Работая во многих областях, таких как живопись, скульптура и графика, а также драматургия, архитектура, декоративно-прикладное искусство, группа получила широкое признание.
Его участники работали в гончарных и столярных мастерских Москвы и Абрамцево, создавали декорации и костюмы для собственных драматических спектаклей, а также для Частной русской оперы Мамонтова и даже принимали участие в строительстве «Спаса Нерукотворного» ( Спаса Нерукотворного) в Абрамцево. Все это помогло им освоить новые техники, которые привели к развитию неорусского стиля.
Илья РЕПИН. Абрамцево. 1880
Холст, масло. 52,2 х 49см. Музей Василия Поленова
Переосмыслив саму роль искусства и соотношение искусства и жизни, абрамцевская группа первой обратилась к декоративно-прикладному искусству. Это было новое для того времени явление: ища новые стилистические решения, художники находили их в творческой переработке народных мотивов и старинных русских тем.
Группа рисовала в уютном московском доме Мамонтовых, а также в их загородной резиденции в подмосковном Абрамцево. Старинная усадьба Абрамцево ранее принадлежала писателю Сергею Аксакову. Абрамцево, расположенное в типичной «среднерусской» сельской местности, было идеальным местом для пейзажной живописи. Его живописные виды вовлекали художников в «живые беседы с природой»[1], вдохновляя их на плодотворную живопись. Абрамцево стали называть «русским Барбизоном».
Как и Барбизон, Абрамцево было постоянным источником вдохновения для тех, кто там рисовал, и, как и Барбизон, прославилось благодаря их творчеству. Более того, очень вероятно, что Репин и Поленов, работая во Франции на стипендии в 1870-е годы, имели в виду именно такую колонию художников барбизонского типа, когда принимали приглашение Саввы Мамонтова вернуться в Москву и образовать в Москве новый художественный центр.
и Абрамцево.В то же время Барбизон и Абрамцево никогда не сравнивали ни Репин, ни Поленов, ни Виктор Васнецов — первые художники, приехавшие туда и начавшие писать. Не проводилась параллель и художниками 1880-х и 189-х гг.0 с. Репин ласково называл Абрамцево «лучшей дачей в мире»[2]. Помимо природной красоты окрестностей, художники любили проводить время с хозяевами Саввой и Елизаветой Мамонтовыми. Московский дом и загородная усадьба супругов стали центрами творчества, местами обмена идеями, проверки новых методов и развития общих интересов. Абрамцевский кружок художников со временем стал известен как художественная колония, «сосредотачивающаяся вокруг усадьбы»[3].
Атмосфера в Абрамцево была дружелюбной и непринужденной. Помимо совместной работы, художники проводили свободное время в компании друг друга, придумывая приятные и творческие развлечения, такие как драматические постановки, чтения различных авторов и другие развлечения. Все это не могло не сказаться на их живописи и особенно на пейзажах.
Произведения Репина конца 1870-х — начала 1880-х годов, такие как «Граница» (1879, ГТГ) и «Абрамцево» (1880, ГМИИ), источают дух беззаботной деревенской жизни и художественной свободы. В этих полотнах, созданных в Абрамцево, художник использует приемы пленэрной живописи, приобретенные в Париже.
Усадьба Абрамцево и ее окрестности фигурируют также в десятках пейзажей и зарисовок Василия Поленова. Абрамцевские произведения художника наполнены тем же умиротворением, теми же размышлениями о старом быте, что и его знаменитые «Московский двор» (1878) и «Бабушкин сад» (1879), обе в ГТГ. Но в абрамцевских пейзажах связь художника с природой усиливается, становится более интимной; все посредники исчезают, как люди постепенно исчезают с картин Поленова. Однако характерная для художника духовность сохраняется: пейзажи Поленова продолжают проникнуты эмоциями («Река Воря в Абрамцеве» (1880), «Река Воря» (1881), «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882). ), все в Абрамцевском музее).
Эта эволюция в пейзаже Поленова проявляется и в театральной работе художника. В своем «Атриуме» для «Двух миров» Аполлона Майкова (1879) Поленов использует свой пленэрный опыт для создания старинного двора, залитого воздушным светом. Спустя несколько лет в декорации «Замковая лестница» к «Красной розе» Саввы Мамонтова (1883) он создает эффект лунного света, усиливая свет и контрастируя широкими световыми пятнами и отблесками. Приспосабливаясь к сцене, пленэрная техника Поленова превращается в более декоративный подход, опыт, отраженный в его картинах и этюдах. В конце 1880-х стиль «безлюдных» пейзажей Поленова начинает меняться: формы разрастаются, становятся шире, менее детализированы, хотя художник по-прежнему любит сохранять несколько загадочных уголков, смешивать задний и передний план. «Осень в Абрамцево» (1890) является кульминацией этого типа пейзажа. Богатый, декоративный и разнообразный, его ритм и композиция хорошо организованы, каждая деталь точно на своем месте.
Аполлинарий ВАСНЕЦОВ. Абрамцево (эскиз). 1884
Дерево, масло. 31,5 на 24,7 см. Музей Абрамцево
Старый дом и местность в Абрамцево повторяются в сотнях пленэрных зарисовок и пейзажей таких художников, как Александр Киселев, Илья Остроухов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елена Поленова, Константин Коровин и Михаил Нестеров. Это не явно бросающиеся в глаза виды, и нет особо красивых мотивов. И все же картины обладают эмоциональной силой, которая исходит от неутомимого и любящего наблюдения художников за природой, ее состояниями и изменениями. Сам предмет, который раньше составлял главную тревогу художников, постепенно начал терять свое значение; вместо этого эмоциональная реакция художников на природу и их умение выражать эту реакцию стали первостепенными. Во многих лирических этюдах и пейзажах, созданных в Абрамцеве, развились качества, которые, по замечанию Федорова-Давыдова, «стали называться «правдой видения» и «настроением» в пейзажной живописи»[4].
Виктор ВАСНЕЦОВ. Дубовая роща в Абрамцево. 1883
Картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Стремление уловить мимолетные впечатления и передать движение приводило художников к работе с натуры, иногда торопливой и импульсивной, а постоянная оттачивание и уточнение пленэрной живописи привело к появлению элемента импрессионизма. в русском искусстве. Это ярко проявляется в творчестве Серова («Пруд в Абрамцеве» и «Зима в Абрамцеве» (1886 г.), оба в ГТГ) и живописно-театральной работе Коровина.
В Абрамцево художники постоянно находились на природе, созерцая и изучая природу. Возможно, абрамцевский быт поощрял еще одну нередкую в искусстве того времени тенденцию — смешение жанров. В Абрамцево элементы ландшафта приобрели новый смысл, повышенную эмоциональную значимость. Жанр так называемой «пейзажной живописи» получил развитие прежде всего в Абрамцеве. Примеры включают «Границу» Репина (1879, ГТГ), «На Парковом мосту» (1879, ГМИИ, МЧС) и «Абрамцево», а также «В лодке» Поленова ( 1880, Киевский музей русского искусства). Усадебная жизнь с ее нравами и жителями никогда еще не подвергалась такому пристальному рассмотрению в русском искусстве. Художники стремились изобразить свои впечатления от деревенской жизни и те тонкие перемены, которые происходили в загородном доме в течение дня, в течение года. Лирическое созерцание, радость прекрасного летнего дня, элегическая грусть, навеянная увяданием осени, приход зимы — все это внимательно рассматривалось и осмысливалось. Позднее тему усадьбы подхватили Виктор Борисов-Мусатов, Станислав Жуковский и художники «Мира искусства». Эстетика прошлого, старины, жизни в русской усадьбе должны были стать важным мотивом этого движения.
Местный пейзаж нашел отражение и в многочисленных портретах, созданных в Абрамцево. Природа играет важную роль в таких полотнах, как «Портрет С. Мамонтовой» Репина (1879 г.), «Портрет Веры Мамонтовой» Виктора Васнецова (1896 г.), оба в Абрамцевском музее, и «Девушка с персиками» Серова (1887 г., Гос. Третьяковская галерея). Пейзаж — неотъемлемая часть этого знаменитого портрета Верушки Мамонтовой, важный элемент его образности, и задача художника — передать «свежесть первого впечатления» — сродни задаче «настроения пейзажа». «художник.
В русском искусстве конца 19 века появилась тенденция трактовать все сюжеты как пейзаж. Пейзажный подход вытеснил другие жанры[5], особенно активно этот процесс протекал в Абрамцеве. Например, иллюстрируя мифы и сказки, художники уделяли особое внимание пейзажу. В 1881 году в Абрамцеве была создана знаменитая «Аленушка» Виктора Васнецова (ныне в ГТГ). Предлагая свою оригинальную интерпретацию истории Аленушки и ее братца Иванушки, Васнецов использовал мотивы, взятые с натуры, для создания поэтического образа глубокой скорби. Он передает грусть уходящего года, воздух осеннего увядания, пронизывающий абрамцевскую местность.
В 1881 году художник оформил декорации к постановке «Снегурочки» Александра Островского в Абрамцево. В прологе зрители переносятся в волшебное царство Берендея. Сильно стилизованный вид на местную природу создает сказочный мир. Позже Васнецов должен был оформить декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Частной русской оперы Мамонтова. В этой постановке 1885 года он использовал и усовершенствовал многие художественные приемы, разработанные во время работы над более ранней отечественной постановкой «Снегурочки». Набор «Деревня Берендеевка», например, представляет собой витиеватый и сильно стилизованный вид группы деревянных изб, украшенных тонко прорисованными узорами. На переднем плане кивает большой подсолнух. Гибкий, яркий и чрезвычайно декоративный цветок впоследствии стал распространенным мотивом в стиле модерн.
В 1881 году в Абрамцево Васнецов начал работу над своими «Тремя богатырями» («Былинные богатыри», 1898, ГТГ). Его более ранние абрамцевские пейзажи «Долина Вори близ Мутовки» (1880), «Лес близ Ахтырки» (оба в Абрамцевском музее) и «Пейзаж близ Абрамцева» (1881, ГТГ) отражают поиски художником соответствующей этому образному стилю. предмет.
Постепенно абрамцевские художники стали смотреть на русскую природу в некотором историческом свете. Пейзаж больше не рассматривался как портрет, он стал эпическим[6].
В «картинах-легендах» Нестерова «Пустынник» (1888-89) и «Видение отрока Варфоломея» (1889), находящихся в ГТГ, пейзаж предстает неподвижным, спокойным и умиротворенным. Это взгляды, которые побуждают к молчаливому размышлению и созерцанию. Пейзажи картин Нестерова никогда не являются фоновым материалом, но способствуют развитию и представлению основной темы картины. Торжественные пейзажи, изображенные в «легендах» художника, — это виды Абрамцева. В одном из своих писем Нестеров писал: «Настроение там [в Абрамцеве] было такое постоянное приподнятое настроение, а местность такая, что я мог бы счастливо провести в этом месте годы, вечно открывая новое и интересное, находя еще что-нибудь для любви. и сталкиваясь с бесконечными темами для своих картин и этюдов…»[7]
Абрамцевская местность и старинная усадьба с ее любопытными постройками, живописным парком, аллеями и клумбами вновь и вновь появляются в многочисленных акварельных этюдах и сказочных иллюстрациях Елены Поленовой. Стилизованные и переработанные, они образуют фантастическую вселенную — волшебный мир. В своих иллюстрациях Поленова стремилась выразить «поэтический взгляд русского народа на русскую природу». Она хотела прояснить для себя и других, «каким образом русский пейзаж влиял и изображался в русской народной эпической и лирической поэзии»[8]. В «Звере» (1890-е годы, Музей Абрамцево), Поленова заполняет свое полотно в характерной для модерна орнаментальной манере. В Абрамцево группа уделяла большое внимание народному творчеству, изучая самобытные образцы народных декоративных узоров, их становление и развитие. Затем Поленова опиралась на эти знания в своей работе.
В «Чудовище» деревья и цветы образуют орнамент, органично сочетающийся с юношеской фигурой, срывающей цветы, и с округлой формой чудовища, которое в трактовке Поленова кажется почти живописным. Эскиз к этой работе был выполнен в мастерской Марии Якунчиковой-Вебер в Париже. Сюжет ее напоминает абрамцевскую постановку оперы Саввы Мамонтова «Красная роза» (1883) и оперу Николая Кроткова «Красная роза» в постановке Частной русской оперы Мамонтова в 1886 году. Собственно, костюмы для обоих спектаклей шила Поленова. . Можно сказать, что «Чудовище» обладает двумя важными чертами русского модерна: орнаментальностью и ярко выраженной театральностью[9].].
Многие идеи абрамцевского кружка разделяла и даже претворяла в жизнь художница Мария Якунчикова-Вебер. Младшая соратница Поленова по студии, Якунчикова, проявляла большой интерес к орнаменту, что в середине 1890-х годов привело ее к разработке новой техники покерной работы и масла по дереву. Согласно ее методу, мотив сначала выжигался на дереве с помощью кочерги. Пространство внутри было затем заполнено масляной краской, как в ее «Елке и осине» 1896 года (ГТГ). Ее близость к абрамцевским живописцам, таким как Поленова, Коровин и Врубель, и участие в творческих начинаниях группы, несомненно, сыграли важную роль в формировании увлечения Якунчиковой декоративно-прикладным искусством.
Михаил Врубель был одним из самых плодовитых участников абрамцевской группы. Его талант к декорированию привел его к активному участию в абрамцевской гончарной мастерской и в оформлении сцен для Частной русской оперы Мамонтова. Среди его самых ярких декораций были декорации, созданные для спектаклей Римского-Корсакова. Обычно Врубеля не связывают с пейзажной живописью, но в абрамцевском музее есть акварель, явно написанная Врубелем в Абрамцеве с натуры или, по крайней мере, в результате наблюдения за натурой. Это «Декоративный мотив с белыми лилиями» (из 189 г.0с) — небольшая работа, картина тем не менее показывает способность Врубеля силой своего воображения преобразовывать действительность. Реальные впечатления перерастают в фантастические миры. «Я теперь снова в Абрамцеве, — писал Врубель сестре в 1891 году, — и снова я поражен — нет, не подавлен; еще раз слышу ту интимную национальную ноту, которую так хочу запечатлеть на холсте и в декоре. [10]
Эта «записка», кажется, не давала покоя многим художникам в Абрамцево.
Нельзя забывать, что достижения и открытия абрамцевской группы отчасти стали возможными благодаря ее покровителям Савве и Елизавете Мамонтовым. Благодаря им здесь царила непринужденная, дружелюбная, домашняя и в то же время деловая и творческая атмосфера. Художники постоянно сознавали это, рисуя и ведя свои «живые беседы с природой», готовя бытовую театральную постановку, работая над Абрамцевской церковью или занимаясь гончарным делом. Однако из всего их замечательного наследия именно пейзажи, поэтические виды абрамцевской деревни наиболее полно передают ощущение свободы и возвышенности группы.
Абрамцево не называют школой в том же смысле, что и Барбизон. Тем не менее, он служил большой творческой лабораторией, способствовавшей появлению новых методов и идей в декоративно-прикладном искусстве. Таким образом, его роль в развитии русского искусства трудно переоценить.
- Екатерина Сахарова. «Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников» (Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников). Москва, 1964, с.315.
- Элеонора Пастон. «Абрамцево. Искусство и жизнь» (Абрамцево. Искусство и жизнь). Москва, 2003, с.385.
- Из письма Репина Адриану Прахову, май 1877 г. Взято из «Репин И.Е. Художественное наследие» (Илья Репин. Художественное наследие) в 2-х тт. Ленинград, Москва, 1949, т.2, с.32.
- Алексей Федоров-Давыдов. «Русский Пейзаж Конца XIX — Начало XX века» («Русский пейзаж конца 19 — начала 20 века»). Москва, 1974, с.10.
- Алексей Федоров-Давыдов. «Русское искусство промышленного капитализма». М., 1929. С. 10, 12. .
- Виктор Плотников. «Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века». Л., 1987. С. 149. .
- Михаил Нестеров. «Письма. Избранное». Ленинград, 1988, с.306.
- Сахарова, 1964, с.373.
- Федоров-Давыдов, 1974, с.53.
- Михаил Врубель. «Переписка. Воспоминания о художнике». Ленинград, Москва, 1976, стр. 79-80.
Иллюстрации
В столовой Саввы Мамонтова в Москве (фотография).
Илья РЕПИН. Портрет Саввы Мамонтова. 1878
Холст, масло. 71 на 58 см
Музей Абрамцево
Илья РЕПИН. Портрет Елизаветы Мамонтовой. 1874–79
Холст, масло. 73 на 59 см
Музей Абрамцево
Илья РЕПИН. Граница (Вера Репина на прогулке с детьми). 1879
Холст, масло. 61,5 х 48 см
Государственная Третьяковская галерея
Виктор ВАСНЕЦОВ. Пролог . 1881
Эскиз к сцене из спектакля Островского «Снегурочка». Бумага, акварель, цинковые белила. 21 на 28 см
Музей Абрамцево
Валентин СЕРОВ. Зима в Абрамцево (набросок). 1886
Холст, масло. 20 х 15,5 см
Государственная Третьяковская галерея
ГТГ
Василий ПОЛЕНОВ. Замковая лестница. 1883
Эскиз к сцене из оперы Мамонтова «Красная роза». Акварель на бумаге. 25,3 х 33,8 см
Музей Абрамцево
Михаил НЕСТЕРОВ. Видение юного Варфоломея. 1889–1890
Холст, масло. 160 х 211 см
Государственная Третьяковская галерея
ГТГ
Илья РЕПИН. Портрет С.Мамонтовой. 1879
Холст, масло. 89на 69 см
Музей Абрамцево
Василий ПОЛЕНОВ. Осень в Абрамцево. 1890-е
Холст, масло. 77,5 х 126 см
Музей Василия Поленова
Виктор ВАСНЕЦОВ. Аленушкин пруд . 1881. Этюд
Холст, масло. 48 х 32 см
Музей Абрамцево
Валентин СЕРОВ. Девушка с персиками. 1887
Холст, масло. 91 на 85 см
Илья ОСТРОУХОВ. В парке Абрамцево. 1887
Холст, масло. 32 на 46 см
Музей Абрамцево
Василий ПОЛЕНОВ. Река Воря (набросок). 1881
Холст, масло. 43,4 х 31 см
Музей Абрамцево
Михаил ВРУБЕЛЬ. Декоративный мотив с белыми лилиями. 1890-е
Бумага, тушь, акварель, цинковые белила. 21,7 х 32 см
Музей Абрамцево
Мария ЯКУНЧИКОВА. Ель и осина. 1896
Дерево, масло, выделка. 60 х 48,5 см
Государственная Третьяковская галерея
Елена ПОЛЕНОВА. Эскиз орнамента
Бумага, гуашь. 27,4 х 20,7 см
Музей Абрамцево
Елена ПОЛЕНОВА. Сказка (Зверь) . 1890-е
Холст, масло, картон. 144 на 103 см
Музей Абрамцево
Дева, 1899 г., 80×115 см: Описание произведения
Хрупкая фигурка молодой девушки стояла на опушке зимнего леса. Над ее головой темное ночное небо, какие-то сверкающие звезды, далеко на горизонте едва заметные огни деревенских окон. Легкая зыбкая снежная дымка скрывает очертания деревьев и хижин на заднем плане, на толстом слое снега отпечатываются глубокие следы, идущие из леса. Перед нами » Дева » — известная картина Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году.
Своим появлением это полотно обязано дружбе с великим художником Саввой Мамонтовым, русским предпринимателем и меценатом. В 1881 году он писал идею представить театральную постановку пьесы «Снегурочка» по написанию Островского, предлагает Васнецову поработать над декорацией будущего спектакля, и артист дает свое согласие — ведь для него это была возможность получить новую художественную опыт
Через несколько лет Васнецов должен был сделать сценографию к опере Римского-Корсакова, и тогда он решается на создание собственных картин на эту тему. И была картина снегурочки Виктора Васнецова.
Спектакль «Островский» представляет собой литературное изложение известной народной сказки о дочери Мороза, которая нарушила запрет отца и ушла к людям. В картине Васнецова-снегурочки мы видим юную девушку, в лице которой отражается внутренняя борьба: ей очень хочется выйти к людям, но она боится неизвестности, того, что ждет ее среди чужих и незнакомых людей. Она словно застыла в полуобороте, решая сложный вопрос: вернуться домой к отцу, пока не поздно?
Картина Виктора Васнецова Снегурочка Опушка леса с молодыми деревцами на опушке ярко освещена лунным светом, что позволяет увидеть замысловатые узоры на теплой одежде, цепочку заячьих следов и слегка сдвинутую в тревожной задумчивости девчушку брови. В какую сторону идти — продолжать ли опасный путь, свернуть ли назад? Выросшую среди лесных жителей девушку давно манят веселые песни и смех, часто доносящиеся со стороны села, она хочет познакомиться с этими людьми, быть похожей на них.