cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация повесть временных лет сказание о белгородском киселе: Презентация к уроку литературы в 6 классе «Сказание о белгородском киселе»

Древнерусская литература . Русская летопись Повесть временных лет. Сказание о Белгородском киселе 6 класс презентация, доклад

ThePresentationru

  • Регистрация |
  • Вход
  • Загрузить
  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Презентация на тему Древнерусская литература . Русская летопись Повесть временных лет. Сказание о Белгородском киселе 6 класс, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 18 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайд 1
Текст слайда:

Древнерусская литература . Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» 6 класс


Слайд 2
Текст слайда:

Цель урока :

1) знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусскими летописями;
2) раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы.



Слайд 3
Текст слайда:

План урока

1. Киев – столица Древней Руси.
2. Создание первых летописей при Ярославе Мудром.
3. О чем пишет первый летописец? Кого прославляет , кого осуждает?
4. Как выглядели первые книги, как они создавались?


Слайд 4
Текст слайда:

Д.С.Лихачев

«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»


Слайд 5
Текст слайда:

Как создавалась культура Древней Руси?


Слайд 6
Текст слайда:

Столица древнерусского государства


Слайд 7
Текст слайда:

Что представлял собой Киев?


Слайд 8
Текст слайда:

Возникновение письменности на Руси

Введение христианства в 988 году князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность.


Слайд 9
Текст слайда:

Основные термины:

Летописец – составитель летописи.
Летописание – составление летописи.
Летопись — погодная запись исторических событий , производимая современником.


Слайд 10
Текст слайда:

Летописец- монах, составитель летописи.

«Исполнен долг, завещанный от Бога»


Слайд 11
Текст слайда:

Летописание началось на Руси в XI веке.


Слайд 12
Текст слайда:

Се повести времяньных
лет, откуда пошла Русская
земля, кто в Киеве нача первое
княжити, и откуда Русская
земля стала есть.

Нестор.

ЛЕТОПИСЬ


Слайд 13
Текст слайда:

«Повесть временных лет»

Монах Нестор


Слайд 14
Текст слайда:

«Сказание о Кожемяке»

Печенеги-объединение тюрских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.


Слайд 15
Текст слайда:

«Сказание о Белгородском киселе»

997 год – реальные исторические
события: осада города печенегами.

1. Почему в городе был сильный голод?
2. В чем заключался план спасения

города?
3. Как удалось это осуществить?
4. Объясните смысл
заглавия произведения.


Слайд 16
Текст слайда:

«Сказание о Белгородском киселе»

5. Как объясните финал произведения?

6. Кто проявляет ум и хитрость в этой летописи?


Слайд 17
Текст слайда:

Д.С.Лихачев

«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины»


Слайд 18
Текст слайда:

Домашнее задание

1. Пересказать «Сказание о Белгородском киселе».
2. Рассказ по плану о «Повести временных лет»


Скачать презентацию

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». «СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цель: познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи:

образовательные :

  • дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях;
  • дать понятия “летопись”, «летописание», «летописец»; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”;
  • формирование навыка работы с иллюстрациями;
  • совершенствовать навык осознанного чтения.

Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .

XI – XVII века

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век).

В основе всего древнерусского летописания лежит

Повесть временных лет”.

Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор – первым летописцем.

Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

Словарная работа:

Летопись — погодная запись исторических событий, производимая современником.

Летописание – составление летописи.

Летописец – составитель летописи.

Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

Сказание — рассказ исторического или легендарного содержания.

Словарная работа:

  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII IX веках. Кочевники — скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

АНАЛИЗ СКАЗАНИЯ.

  • Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается?
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»?
  • Почему горожане сначала

решили сдаться печенегам?

  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»?
  • Что прославляет летописец?

АНАЛИЗ СКАЗАНИЯ.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

 

Примерный план

1.Осада города Белгорода печенегами.

2.Горожане решили сдаться.

3.План спасения города мудрым старцем.

4.Горожане послушались старца.

5.Печенеги послали в город лучших мужей.

6.В городе есть пища.

7.Печенежские князья пошли от города восвояси.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе», используя устаревшие слова.

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Из «Повести временных лет.

Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в «Повести временных лет». «Легенда о Белгородском Киселе». учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему Можно ли сказать, что трагично

Легенда о Белгороде Кисель

Летом 997г. пришли печенеги и стали под Белгородом. И они не позволили им покинуть город. Осада затянулась, и в городе был сильный голод.

И собрали вече 1 в городе и сказали:

Скоро сдохнем с голоду. Давайте сдадимся печенегам — может быть, они оставят хоть кого-то в живых, иначе мы все погибнем.

Один староста, которого не было на вече, спросил: «Почему было вече?» И сказали ему люди, что утром хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, он послал за старейшинами города и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и делайте, как я вам говорю.

Они с радостью пообещали подчиниться.

И сказал им:

Соберите хотя бы горсть овса, пшеницы или отрубей.

Собрали. И приказал бабам сделать болтушку, из которой варится кисель, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и искать мед. Нашел корзину меда в кладовой принца. И велел развести мёд и вылить его в кадку во втором колодце.

Утром приказал послать за печенегами. И сказали горожане, подойдя к печенегам:

Возьми у нас заложников, а сам пошли десять человек посмотреть, что делается в нашем городе.

Печенеги обрадовались, думая, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и отправили в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем ты губишь себя? Как вы можете противостоять нам? Даже если ты будешь стоять десять лет, что ты сделаешь с нами? Ибо у нас есть пища из земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И принесли их к колодцу, где стояла банка с киселем, взяли ведром и разлили по горшкам. И когда сварили кисель, то взяли его, и пришли к другому колодцу, и начерпали меда, и сами стали есть и дали печенегам. А печенеги удивились и сказали: «Наши князья не поверят нам, если сами не отведают».

Люди вылили из колодца банку кисельной браги и меда и отдали печенегам. Вернувшись, они рассказали все, что произошло. И, приготовив, печенежские князья ели и дивились. И, освободив заложников, встали и пошли домой из города.

Вопросы и задания

  1. Как вам удалось спасти город и его жителей? Какие черты характера помогли старцу спасти город?
  2. Как начинается легенда и как она заканчивается? Можно ли сказать, что трагическая ситуация заканчивается жизнеутверждающим финалом?

    Постарайтесь передать грустные и радостные моменты рассказа в интонациях при чтении.

  3. Какие черты древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  4. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «рассказал», «приказал», «корчага», «идти домой»?

    Можно ли их заменить словами, которые используются сегодня? Какие?

  5. Подготовьте пересказ текста, используя объясненные вами слова.

    Передайте точное начало и конец легенды. Найдите правильные интонации для пересказа старинного русского произведения.

  6. О чем говорят начальные слова легенды «Летом 997 года»?
  7. Какой союз повторяется в легенде и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

1 Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

Легенда Белгорода Кисель

Летом 997г. пришли печенеги и стали под Белгородом. И они не позволили им покинуть город. Осада затянулась, и в городе был сильный голод.

И собрали вече 1 в городе и сказали:

Скоро с голоду помрем. Давайте сдадимся печенегам — может быть, они оставят хоть кого-то в живых, иначе мы все погибнем.

Один старец, которого не было на вече, спросил: «Почему было вече?» И сказали ему люди, что утром хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, он послал за старейшинами города и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и делайте, как я вам говорю.

Они с радостью пообещали подчиниться.

И сказал им:

Соберите хотя бы горсть овса, пшеницы или отрубей.

Собрали. И приказал бабам сделать болтушку, из которой варится кисель, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и искать мед. Нашел корзину меда в кладовой принца. И велел развести мёд и вылить его в кадку во втором колодце.

Утром приказал послать за печенегами. И сказали горожане, подойдя к печенегам:

Возьми у нас заложников, а сам пошли десять человек посмотреть, что делается в нашем городе.

Печенеги обрадовались, думая, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и отправили в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем ты губишь себя? Как вы можете противостоять нам? Даже если ты будешь стоять десять лет, что ты сделаешь с нами? Ибо у нас есть пища из земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И принесли их к колодцу, где стояла банка с киселем, взяли ведром и разлили по горшкам. И когда сварили кисель, то взяли его, и пришли к другому колодцу, и начерпали меда, и сами стали есть и дали печенегам. А печенеги удивились и сказали: «Наши князья не поверят нам, если сами не отведают».

Люди вылили из колодца банку кисельной браги и меда и отдали печенегам. Вернувшись, они рассказали все, что произошло. И, приготовив, печенежские князья ели и дивились. И, освободив заложников, встали и пошли домой из города.

Вопросы и задания

  1. Как вам удалось спасти город и его жителей? Какие черты характера помогли старцу спасти город?
  2. Как начинается легенда и как она заканчивается? Можно ли сказать, что трагическая ситуация заканчивается жизнеутверждающим финалом?

    Постарайтесь передать грустные и радостные моменты рассказа в интонациях при чтении.

  3. Какие черты древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  4. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «рассказал», «приказал», «корчага», «идти домой»?

    Можно ли их заменить словами, которые используются сегодня? Какие?

  5. Подготовьте пересказ текста, используя объясненные вами слова.

    Передайте точное начало и конец легенды. Найдите правильные интонации для пересказа старинного русского произведения.

  6. О чем говорят начальные слова легенды «Летом 997 года»?
  7. Какой союз повторяется в легенде и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

1 Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

«Легенда о белгородском киселе»

Задания учителя: создавать условия для организации и проведения повторения известных из истории, из жизни фактов, связанных с памятниками древней Руси; показать, как в летописи отражаются народные идеалы; способствовать формированию представлений о древнерусской литературе, о человеке в творчестве древнерусской словесности, развитию интереса к предмету «Литература».

Тип урока: решение конкретных задач.

Планируемые результаты обучения:

Тема:

познавательная сфера: иметь представление о произведении древнерусской литературы и его особенностях; определять жанры литературы и известные средства художественной выразительности; самостоятельно выбирать материал по интересующему вопросу; пользоваться различными справочными источниками, интернет-ресурсами;

ценностно-ориентационная сфера: сформировать собственное отношение к произведениям древнерусской литературы, ознакомиться с духовно-нравственными ценностями русской литературы;

коммуникационная зона: владеть навыками пересказа текста, используя лексику древнерусской литературы; понимать способы выражения авторской позиции.

Личный: осознавать личный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредмет (критерии формирования/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

когнитивный: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; найти нужную информацию в различных источниках;

нормативный: организовать свое рабочее место; овладеть умением понимать учебные цели урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативный: быть готовым к диалогу; участвовать в мозговом штурме.

Методы и формы обучения: фронтальные (разговорные), индивидуальные (чтение, пересказ).

Оборудование: выставка рисунков «Иллюстрируя «Повесть временных лет»».

Основные понятия и термины: хроника, патриотизм.

Во время занятий

И. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение «Легенды Белгородского киселя».

2. Устная экспертная оценка выразительного чтения учащегося.

3. Беседа о прочитанном.

Вопросы:

— Как вам удалось спасти город и его жителей?

– Какие черты характера помогли старейшине спасти город?

– Как начинается легенда и чем она заканчивается? Можно ли сказать, что трагическая ситуация заканчивается жизнеутверждающим финалом?

– Какие инструкции содержит «Легенда о белгородском киселе»?

4. Работа со словарем: выполнение задания 1, с. 25.

5. Пересказ текста с использованием объясненных слов.

Вопросы:

– Правильную ли интонацию выбрал ученик?

– Какую интонацию вы считаете правильной?

– В чем вы видите преимущества этого пересказа?

– На какие недостатки пересказа Вы бы хотели указать?

– Как вы считаете, важно ли при пересказе использовать вступительные слова «Летом 997 года»? Почему?

– Какие черты древнерусской литературы, на Ваш взгляд, проявились в «Повести»?

6. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Вопросы(примерно):

– Как вы назвали свою работу, почему?

– Играют ли выбранные вами цвета роль в передаче основной идеи иллюстрации?

— Каких навыков и умений не хватило для достижения желаемого?

– Какие слова и фразы из текста созвучны вашему произведению?

— Кого из иллюстраторов вы можете назвать, чей почерк вам близок и понятен?

II. Итог урока. Отражение деятельности.

Домашнее задание.

1. Прослушайте текст «Сказки…» в исполнении актера и ответьте на вопросы 1-4, стр. 25.

2. Подготовить выразительное чтение «Сказки…».

Для использования предварительного просмотра презентаций создайте себе учетную запись Google (аккаунт) и войдите в нее: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская хроника. «Повесть временных лет». «Легенда о белгородском киселе». На уроки литературы. Колотухина Е.В.

Какое произведение древнерусской литературы мы изучали? В чем заключался подвиг юноши из Киева?

Древнерусская литература. Что включает в себя понятие древнерусская литература? Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

Хроника Что такое Хроника? Почему он так назван? Кто самый известный автор русских летописей? Какие летописи вам известны? О чем он говорит?

Эпиграф к уроку Каждый народ не без племени-рода, и свитки летописей деяний хранят его. Н. Гусовский

В. Васнецов «Нестор-летописец» Детали портрета летописца. Детали интерьера. Первые строчки его письма: «Вот повесть былых лет…»

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена ​​около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть…» — плод творчества нескольких поколений летописцев (монах Сильвестр переписал и частично переработал «Повесть…»).

Проверка д/с План статьи «Древнерусская литература «Особенности древнерусской литературы». Образ автора древнерусской литературы. Известные имена писателей древнерусской литературы. Появление новых редакций древнерусской литературы книги Тест по изученному материалу

«Легенда о белгородском киселе» 997. Изобретательность и хитрость русских спасают их от гибели от рук наглых и упорных печенегов.

Словарная работа Вече — собрание горожан в Древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. Сыта – мед, разбавленный водой. Кади — это ванна. Патчи представляют собой посуду горшечного типа. Корчага представляет собой большой глиняный или чугунный горшок.

Анализ «Легенды…» О каком историческом событии идет речь? С чего начинается легенда и чем она заканчивается? Как вам удалось спасти город и его жителей? Какие инструкции содержит «Легенда о белгородском киселе»?

Пересказ, близкий к тексту

Конспект урока Вставьте пропущенные слова: «Повесть о … годах» составлена ​​около … года монахом Киево-Печерского монастыря …. Жанр произведения работа является…. В основу легла… о Русской земле. «Сказание о… киселе» повествует о том, как… город был осажден…. Только… и… русский народ спас их от верной гибели.

Домашнее задание Выразительное чтение «Легенды Белгородского киселя» или найти и написать рецепт киселя. Прочитайте статью «Русская басня», ответьте на вопросы и выполните задания раздела «Проверь себя»

Использованные материалы: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Егорова Н.В. Разработка урока по литературе. 6 класс – М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. — Р.-на-Дону: Феникс, 2015.

Просмотр:

6 кл.

Тест на тему: «Древнерусская литература».

  1. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) жизнь; б) рассказ; в) хроника.

  1. Когда на Руси началось летописание?

а) в IX веке; б) в 18 веке; в) в 11 в.

  1. Кто автор Повести временных лет?

а) Нестор; б) Мефодий; в) Кирилл.

  1. Почему летописец начал свою летопись «от сотворения мира»?

б) рассказать интересную историю, похожую на сказку;

в) для передачи опыта прошлого.

  1. Что такое хроника?

а) редкая старинная книга;

б) один из основных жанров древнерусской литературы;

в) лиро-эпический жанр народной поэзии.

  1. Когда начинается история в анналах?

а) с библейских времен;

б) из описания живого князя;

в) от описываемого исторического события.

  1. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

а) написано в древности;

б) это очень редкая книга;

в) это книга, отражающая мировоззрение древнерусского человека.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в.

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Вставьте пропущенные слова:

Повесть временных лет. Легенда о Белгородском Киселе.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть о ______________ летах» составлена ​​около _____ монахом Киево-Печерского монастыря __________________. Жанр произведения ____________. В его основу были положены ______________ о Русской земле. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадил город ________________. Только _________ и _______________ русских людей спасли их от верной гибели.

Повесть временных лет. Легенда о Белгородском Киселе.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть о ______________ летах» составлена ​​около _____ монахом Киево-Печерского монастыря __________________. Жанр произведения ____________. В его основу были положены ______________ о Русской земле. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадил город ________________. Только _________ и _______________ русских людей спасли их от верной гибели.


Подвиг мальчика из Киева чем история интереснее.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Понятия и термины

Летописец выносит в заглавие ключевые моменты сюжета повести. Приступая к чтению летописи, нас уже с самых первых строк интересует, в чем же проявляется упомянутый подвиг и хитрость? Оба эти явления имели место при освобождении Руси от печенегов в 9 в.68 во время правления князя Святослава. Тогда киевляне изнемогали в осаде неприятеля и чувствовали скорый конец, так как просить о помощи было очень трудно.

Из Киева вызвался рискнуть жизнью ради земляков. Он был единственным, кто согласился отправиться «в логово» печенегов. Если бы враги знали, что перед ними человек из осажденного города, они не задумываясь убили бы его. Тем не менее знание языка врагов придавало юноше уверенности. Это помогло добраться до противоположного берега Днепра. Изобретательность парня помогла спасти россиян от пролития крови, а это дорогого стоит. Если бы киевляне попытались прорвать облогу силой, неизвестно, насколько велики были бы человеческие жертвы.

Юный киевлянин из легенды «Подвиг отрока-киевлянина и хитрых воевод Претичей» тоже сумел переплыть Днепр, а тогда эта река была очень широкой. Его ловкость и сила помогли перебраться на его невредимым.Подвиг юноши – это не только то, что мы можем видеть и воображать, но и внутренняя победа силы воли над трусостью или нерешительностью, пережитой другими киевлянами.

Хитрость может быть направлена ​​не только во вред, иногда это соратник добрых намерений и дел.Пример последнего встречается в летописном рассказе «Подвиг киевлянина и хитрость воеводы Претича». Верный муж Святослава, воевода Претич, сумел обмануть врага.Когда Претич узнав,что киевляне в беде,на второй день на рассвете пошел к печенегам.Когда русские подплыли к берегу,то их сурьма заиграла.Печенегам показалось,что сам князь Святослав возвращаетсяв г на этот боевой клич. Но мудрый правитель не остановился на достигнутом. Он знал, что если врагу откроется правда, он перейдет в наступление. Небольшой отряд Претича не справился бы с печенегами. Поэтому воевода вышел на берег и на вопросы печенежского князя сказал, что Святослав возвращается за ними с большим войском.

Своей хитростью он добился не просто отступления вражеского войска, а мирного разрешения конфликта: «Печенежский князь сказал Претичу: «Будь мне другом. Он ответил: «Я буду». И пожали друг другу руки… Под страхом печенеги покинули Киев, но далеко не ушли — к берегам Лыбеди. Затем Святослав закончил работу.

Думаю, действия Претича можно назвать не только словом «хитрость», но и лексемами «находчивость» и «смекалка». Правитель умел заранее просчитывать поведение врага и направлять его в нужном направлении, чтобы тянуть время.

Итак, благодаря ловкому храброму юноше и хитрому правителю были спасены сотни людей. Их подвиг и хитрость помнят уже более тысячи лет, и все же они действительно заслуживают такого уважения.

Летом 6476 (968). Впервые на русскую землю пришли печенеги, и Святослав был тогда в Переяславце, а Ольга заперлась с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили город печенеги с великою силою: вокруг города их было бесчисленное множество, и нельзя было ни выйти из города, ни послать, и изнемогали люди от голода и жажды. А народ той стороны Днепра собрался в лодки и стал на другой стороне, и нельзя было ни попасть в Киев, ни из города к ним. И люди в городе загрустили и сказали: «Есть ли кто-нибудь, кто мог бы перейти на ту сторону и сказать им: если вы утром не подойдете к городу, мы сдадимся печенегам». И один юноша сказал: «Я проложу свой путь», и они ответили ему: «Иди». Он вышел из города, держа в руках уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их: «Кто-нибудь видел лошадь?» Ибо он знал печенежский язык, и они приняли его за своего. А когда приблизился к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги бросились за ним, стреляли в него, но сделать ему ничего не могли. На другом берегу заметили это, подъехали к нему на лодке, посадили в лодку и привезли в дружину. А юноша им сказал: «Если вы завтра в город не придете, то люди сдадутся печенегам». Их воевода, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в лодках и, захватив княгиню и князей, устремимся к этому берегу. Если мы этого не сделаем, то Святослав нас погубит». А наутро, ближе к рассвету, сели в лодки и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенегам показалось, что пришел сам князь, и они разбежались из города во все стороны. И вышла Ольга с внуками и людьми на лодки. Печенежский князь, видя это, вернулся один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А он ему в ответ: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь опять спросил: «Разве ты не князь?» Претич ответил: «Я его муж, я пришел с авангардом, а за мной идет войско с самим князем: их бесчисленное множество». Он сказал это, чтобы напугать их. Князь печенегов сказал Претичу: «Будь мне другом». Он ответил: «Я буду». И дали друг другу руки, и дали печенежскому князю Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил, а печенеги и мать твою и детей чуть нас не взяли. Если вы не придете и не защитите нас, то они возьмут — все равно нас. Не жалко ли тебе отечества, старухи-матушки, детей?» Услышав это, Святослав с дружиной быстро сели на коней и возвратились в Киев; приветствовал он мать и детей и сокрушался о случившемся с ними от печенегов. И собрал воинов, и погнал печенегов в поле, и наступил мир.

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-Киева и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое Древнерусская литература то, что для него характерно, насколько хорошо учащиеся справились с заданиями — пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Как правильно они поняли, в чем состоял подвиг юноши из Киева, хитрость воеводы Претича, в чем смысл сказанного…

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России XIX века. 5 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с., Л. ил., карт.

Планы уроков литературы для 5 класса скачать, учебники и книги бесплатно, развитие уроков литературы онлайн

Содержание урока

конспект урока опорная рамка презентация урока ускоряющие методы интерактивные технологии практика задания и упражнения самопроверка мастер-классы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания вопросы для обсуждения риторические вопросы от учащихся иллюстрации

аудио, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графика, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения

рефераты статьи чипы для любознательных шпаргалки учебники основной и дополнительный словарь терминов прочее

Улучшение учебников и уроков

исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы нововведений на уроке замена устаревших знаний на новые Только для учителей

идеальные уроки календарный план на год, методические рекомендации, программы обсуждения Интегрированные уроки

Масленникова Юлия Сергеевна
Конспект урока «Подвиг юноши-киевлянки и хитрость воеводы Претича». Герои летописи

Тема : Подвиг юноши из Киева и хитрость воеводы Претича ». Герои хроники .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».

Планируемые результаты.

Предмет Метапредмет

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о происхождении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .

(см. методику Еремина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 — крещение Руси)

Древнерусская литература возникла в XI (11) век.

Что случилось хроника ? ( летопись – описание событий по годам (В лето 997 )

3. Работа по теме урок .

Все ли слова в названии работы понятны? Какое слово непонятно?

( юноша — Это ребенок от 7 до 15 лет)

Что такое feat ? (Доблестный, , подвиг , важный поступок, совершенный в тяжелых условиях. ) Знаете ли вы хоть одного человека, совершившего подвиг ?

Как вы думаете, о чем эта работа?

У нас есть отрывок из летописи , которую обычно называют «Повесть временных лет» . Помните, что такое хроника ? А может кто знает имя монаха- летописец ?

Чтение или прослушивание фонографа рассказ « Подвиг киевского юноши и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказ :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968) . Впервые на русскую землю пришли печенеги, и Святослав был тогда в Переяславце, а Ольга заперлась с внуками в городе Киеве. И печенеги силой осадили город великий : их было бесчисленное множество по городу, и нельзя было ни выехать из города, ни отправить сообщения. Нельзя было взять лошадь напиться : печенеги стояли на Лыбеди. Люди изнемогали от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 с какого момента велось летоисчисление в древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ? -972 г., великий князь киевский, был исключительно активным князем. Начиная с 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Булгарии , разгромил Хазарский каганат в 965, что способствовало укреплению внешнеполитических позиций Руси. В 967 г. он отправился в поход на Болгарию, чтобы в г. отвоевать г. у нее земли на Дунае. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав со свитой находился в Переяславце, вдали от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем сообщает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какой страны сегодня является Киев?

Что такое Лыбидь? (Речка, впадающая в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

А люди с той стороны Днепра собрались в лодки и встали на другую сторону. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали горевать люди в городе и сказал :

Есть ли кто может переправиться на другую сторону и сказать им : если вы утром не подойдете к городу, мы сдадимся печенегам .

И один мальчик сказал :

Я позвоню.

И ответили ему :

Что означает слово горевать (оплакивать) .

В этом отрывке все понятно? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он вышел из города, держа в руках уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Кто-нибудь видел лошадь?

Ибо он знал печенежский язык, и они приняли его за свой. А когда приблизился к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги бросились за ним, стреляли в него, но сделать ему ничего не могли.

На том берегу увидели это, подъехали к нему на лодке, посадили в лодку и привезли в отряд. И сказал им хлопец :

Если завтра не подойти к городу, то люди сдадутся печенегам.

Губернатор сказал им , по имени Pretich :

Завтра мы поедем на лодках и, захватив принцессу и принцев, рванем в эту сторону. Если мы этого не сделаем, то Святослав нас погубит.

Вы все поняли из этого отрывка?

Какие слова вам трудно объяснить? (Ладья — большая лодка, гребная или парусная. Воевода — предводитель древнерусского войска, княжичи — дети князя.)

Почему подвиг отрока назван в летописи подвигом ? Чем рисковал парень ?

4. Чтение четвертого отрывка.

На следующее утро, ближе к рассвету, они сели на лодки и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и бежали из города. И вышла Ольга с внуками и людьми на лодки. Печенежский князь, увидев это, вернулся один к губернатор Претич и спросил :

Кто пришел?

И он ответил ему :

Люди с той стороны Днепра.

Печенежский князь опять спросил :

Ты не князь?

Претич ответил :

Я его муж, я пришел в сторожах, а за мной полк (армейский) с собой князь : их бесчисленное множество.

Итак, он сказал , чтобы пригрозить им. Князь печенегов сказал Претич :

Будь моим другом.

Он ответил :

Я так и сделаю.

И пожали друг другу руки, и дал печенежский князь Претич коня , саблю, стрелы. Он дал ему кольчугу, щит и меч. И печенеги отступили от города.

Почему печенеги убежали из города?

Почему печенежский князь предложил Претич дружбу ?

Какой хитрый претич ? Какой смысл обмениваться подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И киевляне послали к Святославу с словами :

Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил. И нас чуть не взяли печенеги, и твою мать, и твоих детей. Если ты не придешь и не защитишь нас, они нас возьмут. Не жалеете ли вы своего отечества, или свою старую мать, или своих детей?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и со своей дружиной прибыл в Киев. Он целовал мать и детей и оплакивал случившееся с ними от печенегов. И собрал он воинов, и погнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отсрочка? (Владение, унаследованное от отца.)

Отряд? (Отряд солдат на службе у князя.)

Что значит быть разбитым? (Очень грустно.)

В чем обвиняют киевляне князя Святослава?

Что сделал принц?

III. отражение. Выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок хлопца можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрый Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (вернулся и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) на ваш взгляд самое главное в прохождении.

Учащиеся читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Можно научиться работать с толковым словарем.

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и находился далеко от дома. Недалеко от города находился лишь небольшой отряд воеводы Претича.

Юноша из Киева совершил следующий подвиг: вышел из города и прошел через стан врагов, говоря на печенежском языке. Если бы враги догадались, что он из Киева, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, что он, воевода, ведет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском следует за ним. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил из города.

История заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и гонит в поле печенегов. Последними словами летописец подчеркивает, что важнее всего для человека покой.

Летописец с уважением относится к героическому подвигу отрока, сумевшего под стрелами пройти неприятельский стан и перейти Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил». Смуты и голода могло и не быть, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а в родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа большей частью занимают высокое положение: Претич — воевода, заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Только парень не занимает высокого положения, но его по праву можно назвать выдающимся храбрецом.

История подвига мальчика-киевлянина может служить современности, показывая пример мужества и самоотверженности во имя спасения родной земли. материал с сайта

В «Повесть временных лет» вошли также народные предания — рассказ о молодом кожемяке (под 992) и рассказ о белгородском киселе (под 997).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *