cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация особенности морали: Презентация по ОРКСЭ на тему «Особенности морали» (4 класс)

Особенности морали. Моральные нормы — презентация онлайн

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

В чём особенности морали?
Есть ли единый список моральных правил?
Кто должен заботиться о соблюдении
моральных норм в обществе?
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
(С.Я. Маршак.)
Мораль – система норм и ценностей,
которые регулируют поведение людей.
В чём же особенности морали?
Моральные нормы (правила) нигде не записаны.


Однако это не значит, что о них нигде нельзя
прочитать.
Есть труды учёных, литературные
произведения и фильмы, герои которых
попадают в разные ситуации морального выбора,
а также религиозные книги.
Российский Красный Крест —
общественная благотворительная
организация, которая является
участником международного Движения
Красного Креста и Красного Полумесяца.
Всю свою деятельность российский
Красный Крест направляет на оказание
помощи нуждающимся в ней людям.
Отделения Красного Креста есть в каждом
регионе нашей страны, сотрудники
объединяют вокруг себя неравнодушных
людей. В рядах российского Красного Креста
действует молодёжное движение, участникам
которого от 14 до 25 лет. Основная
деятельность молодых активистов
направлена на оказание помощи детям
из социально незащищённых семей, сиротам,
одиноким престарелым людям и ветеранам,
беженцам, людям с ограниченными
возможностями и лицам, пострадавшим
при чрезвычайных ситуациях.
Большинство государственных законов,
в том числе и главный закон Российского
государства, которым является
Конституция Российской Федерации
основано на моральных нормах.
Кроме этого есть родители и учителя,
которые учат своих детей соблюдать
моральные нормы (правила).
Моральные нормы не имеют документального
оформления т. е. нет списка моральных норм.
Человек должен сам, читая книги, соблюдая
законы государства, в котором он живёт,
слушая родителей и учителей, научиться
отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Познавая мир и общаясь с другими людьми,
человек учится выбирать моральные нормы,
следуя которым он сделает жизнь
окружающих его людей, а значит и
свою жизнь лучше.
В обществе есть другие организации, которые
следят за тем, чтобы люди соблюдали правила
и нормы.
Это прокуратура, суды, полиция. Они следят
за тем, чтобы люди не нарушали законы.
Если люди будут их нарушать, то жизнь
в обществе станет хуже.
В морали ничего подобного нет –
ни «моральных организаций»,
ни особых «моральных
стражей»,
«смотрителей за моралью».
Все люди вносят свой посильный вклад
в поддержание морали и в моральное
воспитание.
О хорошем, добром поведении детей
заботятся родители и родственники в
семье, учителя в школе,
друзья.
У взрослых – сотрудники –
люди, с которыми они
работают.
И конечно, сам человек.
Как формируются моральные
нормы и правила?
Вежливость заключается в благожелательном
отношении к людям.
Дж. Локк
Ничто не обходится нам так дёшево
и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Вежливый кролик
(Мексиканская сказка)
Жил-был кролик, очень скромный и вежливый.
Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском
огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил
лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить
курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита
и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда?
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не
знал, что там поджидала его другая грозная опасность, в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что
без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться» — подумал он, но с кем? С
пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
«Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста,
войти?»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос кролика!
Она очень любила кроличье мясо.
— Входите. Входите! – ответила она, желая обмануть
Кролика.
Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело.
-Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. Я совсем
забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился
бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что
вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я
ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же
было ему просить разрешения войти!».
От каждого человека зависит,
каким моральным нормам следует
он сам и какова мораль в обществе,
в котором он живёт.
Если люди будут равнодушными,
не будут обращать внимание
на плохие поступки других,
то дурных поступков будет
больше.
Безнаказанность увеличивает зло в мире.
При этом главное – не осудить другого,
а помочь ему стать лучше.
Тогда и хороших людей станет больше.
общество
выбор
враждебность
справедливость
ложь
дружеская помощь
Перенеси слова или словосочетания
в указанные области.
Юридические
нормы
Моральные
нормы
Уважение к старшим
Указы президента
Законы
Помощь слабым
Почему плохо быть равнодушным?
Приведите примеры неравнодушного
поведения людей в сложных ситуациях.
Спасибо за урок!
Использованный материал
http://nanopics.ru/view/1838949 кормушки для птиц
http://www.bal-con.ru/dossier/d15529.htmlполитика Конституция России
http://russian1. peopledaily.com.cn/31516/6250401.html полицейские»
http://pinme.ru/u/s79275056070s/razvlecheniyakino/?page=2 семья
http://vladairada.com.ua/search.asp?search=год&n=66 дети идут в школу
http://www.isprras.ru/ispr/stranica/tematicheskoe-planirovanie-gruppi-…
дети за партой
http://senno-school1.belhost.by/obrazovanie/olimpiady/
глобус, книга, дети
Картинки на слайдах 4, 7, 8, 9, 17, 18 взяты из диска «Светская
этика»

English     Русский Правила

Презентация по ОРКСЭ на тему Особенности морали (4 класс) доклад, проект

Слайд 1
Текст слайда:

Особенности морали

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
КОЛПИКОВА НИНА КУЗЬМИНИЧНА
МБОУ «ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА», П. ТУРА , КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

УРОК 4
СВЕТСКАЯ ЭТИКА
4 КЛАСС


Слайд 2
Текст слайда:

В чём особенности морали?
Есть ли единый список моральных правил?
Кто должен заботиться о соблюдении
моральных норм в обществе?

В тех краях, где кошельком Мерят всё на свете, Правда ходит босиком, Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит Истину немножко. Но не бойтесь: победит Правда-босоножка.

(С.Я. Маршак.)


Слайд 3
Текст слайда:

Мораль – система норм и ценностей,
которые регулируют поведение людей.

В чём же особенности морали?

Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
Однако это не значит, что о них нигде нельзя
прочитать.
Есть труды учёных, литературные
произведения и фильмы, герои которых
попадают в разные ситуации морального выбора,
а также религиозные книги.


Слайд 4
Текст слайда:

Российский Красный Крест — общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям. 


Слайд 5
Текст слайда:

Отделения Красного Креста есть в каждом регионе нашей страны, сотрудники объединяют вокруг себя неравнодушных людей.

В рядах российского Красного Креста действует молодёжное движение, участникам которого от 14 до 25 лет. Основная деятельность молодых активистов направлена на оказание помощи детям из социально незащищённых семей, сиротам, одиноким престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.


Слайд 6
Текст слайда:

Большинство государственных законов,
в том числе и главный закон Российского
государства, которым является
Конституция Российской Федерации
основано на моральных нормах.


Слайд 7
Текст слайда:

Кроме этого есть родители и учителя,
которые учат своих детей соблюдать
моральные нормы (правила).


Слайд 8
Текст слайда:

Моральные нормы не имеют документального
оформления т. е. нет списка моральных норм.
Человек должен сам, читая книги, соблюдая
законы государства, в котором он живёт,
слушая родителей и учителей, научиться
отличать добро от зла, хорошее от плохого.


Слайд 9
Текст слайда:

Познавая мир и общаясь с другими людьми,
человек учится выбирать моральные нормы,
следуя которым он сделает жизнь
окружающих его людей, а значит и
свою жизнь лучше.


Слайд 10
Текст слайда:

В обществе есть другие организации, которые
следят за тем, чтобы люди соблюдали правила
и нормы.
Это прокуратура, суды, полиция. Они следят
за тем, чтобы люди не нарушали законы.
Если люди будут их нарушать, то жизнь
в обществе станет хуже.


Слайд 11
Текст слайда:

В морали ничего подобного нет –
ни «моральных организаций»,
ни особых «моральных
стражей»,
«смотрителей за моралью».


Слайд 12
Текст слайда:

Все люди вносят свой посильный вклад
в поддержание морали и в моральное
воспитание.

О хорошем, добром поведении детей
заботятся родители и родственники в
семье, учителя в школе,
друзья.
У взрослых – сотрудники –
люди, с которыми они
работают.
И конечно, сам человек.


Слайд 13
Текст слайда:

Как формируются моральные нормы и правила?


Слайд 14
Текст слайда:

Вежливость заключается в благожелательном
отношении к людям.
Дж. Локк
Ничто не обходится нам так дёшево
и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес


Слайд 15
Текст слайда:

Вежливый кролик
(Мексиканская сказка)
Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда?
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность, — в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться» — подумал он, но с кем? С пещерой, конечно!»


Слайд 16
Текст слайда:

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: «Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти?»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите. Входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело.
-Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!».


Слайд 17
Текст слайда:

От каждого человека зависит,
каким моральным нормам следует
он сам и какова мораль в обществе,
в котором он живёт.

Если люди будут равнодушными,
не будут обращать внимание
на плохие поступки других,
то дурных поступков будет
больше.


Слайд 18
Текст слайда:

Безнаказанность увеличивает зло в мире.
При этом главное – не осудить другого,
а помочь ему стать лучше.
Тогда и хороших людей станет больше.


Слайд 19
Текст слайда:

Проверь себя!

1. Моральные нормы создаёт
человеческое …

2. Выбирая между добром и злом,
человек делает моральный …

общество

выбор


Слайд 20
Текст слайда:

Выберите из предложенного списка
примеры моральных норм.

враждебность

справедливость

ложь

дружеская помощь


Слайд 21
Текст слайда:

Юридические
нормы

Моральные
нормы

Уважение к старшим

Законы

Помощь слабым

Указы президента

Перенеси слова или словосочетания
в указанные области.


Слайд 22
Текст слайда:

Домашнее задание:

Почему плохо быть равнодушным?
Приведите примеры неравнодушного
поведения людей в сложных ситуациях.


Слайд 23
Текст слайда:

Спасибо за урок!


Слайд 24
Текст слайда:

Использованный материал

http://nanopics.ru/view/1838949 кормушки для птиц

http://www.bal-con.ru/dossier/d15529.htmlполитика Конституция России

http://russian1.peopledaily.com.cn/31516/6250401.html полицейские»

http://pinme.ru/u/s79275056070s/razvlecheniya-kino/?page=2 семья

http://vladairada.com.ua/search.asp?search=год&n=66 дети идут в школу

http://www.isprras.ru/ispr/stranica/tematicheskoe-planirovanie-gruppi-…
дети за партой

http://senno-school1.belhost.by/obrazovanie/olimpiady/ глобус, книга, дети

Картинки на слайдах 4, 7, 8, 9, 17, 18 взяты из диска «Светская этика»


Человеческая мораль и темперамент — PubMed

. 2005;51:1-32.

Джером Каган 1

принадлежность

  • 1 Гарвардский университет, США.
  • PMID: 16335737

Джером Каган. Небр Симп Мотив. 2005.

. 2005;51:1-32.

Автор

Джером Каган 1

принадлежность

  • 1 Гарвардский университет, США.
  • PMID: 16335737

Абстрактный

В этой главе мы попытались подчеркнуть два момента. Во-первых, понятие морали относится к каскаду явлений развития, существенными чертами которых являются (а) торможение наказуемых действий; (b) представление запрещенных действий; в) эмоции неуверенности, сопереживания, стыда и вины; (г) семантические понятия добра и зла; д) принятие моральных обязательств социальных категорий; и (f) концепции справедливости и идеала. Торможение запрещенных действий и когнитивная репрезентация запрещенного поведения, а также аффективные состояния, следующие за нарушениями, появляются к концу второго года жизни. Представления о добре и зле появляются в начале третьего года, переживание вины и осознание социальных категорий — к 4-6 годам, представления о справедливости, идеале и социальных категориях отношений — в школьные годы. Во-вторых, некоторые различия в интенсивности и частоте моральных эмоций объясняются темпераментом ребенка. Одиннадцатилетние дети, которые были высокореактивными младенцами и признавались в чувстве вины, когда нарушали семейный стандарт, были более корково и вегетативно возбуждены, чем низкореактивные дети, сообщавшие о столь же частых переживаниях вины. Кроме того, высокореактивные дети, которые воспринимались их матерями как высокочувствительные к наказанию, были биологически более возбуждены, чем высокореактивные, которых воспринимали как менее чувствительных. Как универсальные явления развития, связанные с созреванием мозга, так и изменения темперамента, связанные с нейрохимией, вносят свой вклад в сложные явления, которые составляют моральную область. Роль аффекта в поощрении соблюдения стандартов остается спорной. Кант считал, что люди поступают нравственно, потому что принятие категорического императива требует надлежащего поведения — разум был хранителем социальной гармонии. Пирс и Дьюи, напротив, утверждали, что ожидание эмоций тревоги, стыда и вины мотивирует лояльность к этическим стандартам общества. Тот факт, что взрослые платят за просмотр известного им фильма, вызывает глубокое чувство печали — эмоцию, которую большинство не ищет и не приветствует в своей повседневной жизни — и замечает, что фильм им понравился, требует объяснения. Одна из возможностей состоит в том, что пережитая эмоция подтверждает их моральные ценности. В австралийском фильме «Забор для защиты от кроликов» рассказывается о трех сестрах-аборигенах, которых увезли от матери в лагерь за тысячу миль от них, чтобы они приобщились к австралийским ценностям. Три девушки убегают, и большая часть фильма иллюстрирует трудности, которые они переносят, и их близкие побеги от властей, которые преследуют их, когда они проходят тысячу миль, чтобы добраться до своего дома. Эмпатическая печаль зрителей к детям подтверждает их моральную веру в то, что дети должны любить своих родителей и скучать по дому. Я подозреваю, что те зрители, которые испытывали самую сильную печаль, хвалили бы фильм с большим энтузиазмом, чем те, у кого были приглушенные чувства. Поскольку грусть — это эмоция, которой мало кто наслаждается или пытается ее достичь, должна быть еще одна причина, по которой фильм доставил удовольствие. Этим источником удовлетворения может быть подтверждение своих моральных убеждений. Противоречие между важностью рационального и важностью аффективной основы морали наблюдается в современных индустриальных обществах, где баланс между чувством добродетели, которое следует за усилением другого, и удовольствием, которое следует за усилением себя, сместился в пользу последнего. государство. Все большее число американцев не считают свой пол, этническую принадлежность, призвание, место жительства, дружбу или религию своих родителей отличительными источниками добродетели. В результате они освобождаются от моральных обязательств, которые были связаны с этими категориями в прошлом, и полагаются прежде всего на ожидание чувственного наслаждения и самосовершенствования как на руководство к действию и источник уверенности в том, что они правильно управляют своей жизнью. Хотя вполне вероятно, что ученые будущего создадут лекарство, которое блокирует чувство вины, не влияя на осознание того, что поступок является неправильным, менее очевидно, что широкое использование этого лекарства устранит верность взаимным обязательствам, которые делают общество пригодным для жизни. Тем не менее, поза бдительности уместна, поскольку люди, в отличие от горилл, могут сохранять представления о зависти, враждебности и гневе даже по отношению к тем, кого они никогда не встречали, в течение очень долгого времени. Поэтому сочувствие и ожидание вины или стыда могут сдерживать грубость, нечестность и агрессию, когда разум не действует.

Похожие статьи

  • Темпераментальные вклады в аффективную семью тревоги.

    Каган Дж., Снидман Н., Макманис М., Вудворд С. Каган Дж. и др. Психиатр Clin North Am. 2001 Декабрь; 24 (4): 677-88. doi: 10.1016/s0193-953x(05)70257-4. Психиатр Clin North Am. 2001. PMID: 11723627 Обзор.

  • Повседневная жизнь с бедствием и обогащением: моральный опыт семей с детьми на искусственной вентиляции легких дома.

    Карневале Ф.А., Александр Э., Дэвис М., Ренник Дж., Троини Р. Карневале Ф.А. и др. Педиатрия. 2006 г., январь; 117 (1): e48-60. doi: 10.1542/пед.2005-0789. Педиатрия. 2006. PMID: 16396848

  • Морально значимые различия между животными и людьми, оправдывающие использование животных в биомедицинских исследованиях.

    Деннис Ю. Деннис Ю. J Am Vet Med Assoc. 1997 март 1; 210 (5): 612-8. J Am Vet Med Assoc. 1997. PMID: 9054986

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.

  • Эмоции, регуляция и нравственное развитие.

    Айзенберг Н. Айзенберг Н. Анну Рев Психол. 2000;51:665-97. doi: 10.1146/annurev.psych.51.1.665. Анну Рев Психол. 2000. PMID: 10751984 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Моделирование темперамента и характера человека на основе комбинированных теоретических подходов.

    Фунтулакис К.Н., Гонда X. Fountoulakis KN, et al. Энн Джен Психиатрия. 2019 17 сен; 18:21. doi: 10.1186/s12991-019-0247-1. Электронная коллекция 2019. Энн Джен Психиатрия. 2019. PMID: 31548845 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стандартизация и нормативные данные греческой версии описи темперамента и характера (ТХИ).

    Фунтулакис К.Н., Роза С. , Сиамули М., Мутоу К., Пантула Э., Клонингер К.Р. Fountoulakis KN, et al. Энн Джен Психиатрия. 2015 сен 22;14:28. дои: 10.1186/с12991-015-0067-х. Электронная коллекция 2015. Энн Джен Психиатрия. 2015. PMID: 26396587 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Принцип принятия этических решений

Этот документ разработан как введение в этическое мышление. Узнайте больше о том, что может (и не может) делать фреймворк.  

У всех нас есть представление о себе лучше — о том, какими мы являемся, когда действуем этично или проявляем себя «в лучшем виде». Вероятно, у нас также есть представление о том, каким должно быть этичное сообщество, этичный бизнес, этичное правительство или этичное общество. Этика действительно связана со всеми этими уровнями — этичными действиями отдельных лиц, созданием этических организаций и правительств и повышением этичности нашего общества в целом в том, как оно относится ко всем.

Этика относится к стандартам и практикам, которые говорят нам, как люди должны действовать во многих ситуациях, в которых они оказываются — как друзья, родители, дети, граждане, бизнесмены, профессионалы и так далее. Этика также связана с нашим характером. Это требует знаний, умений и навыков.

Полезно определить, чем НЕ является этика:

  • Этика — это не то же самое, что чувства . Чувства действительно предоставляют важную информацию для нашего этического выбора. Однако, в то время как у некоторых людей есть сильно развитые привычки, которые заставляют их чувствовать себя плохо, когда они делают что-то неправильно, другие чувствуют себя хорошо, даже если они делают что-то неправильно. И часто наши чувства подскажут нам, что неудобно поступать правильно, если это сложно.
  • Этика не то же самое, что религия . Многие люди нерелигиозны, но действуют этично, а некоторые религиозные люди действуют неэтично. Однако религиозные традиции могут развивать и отстаивать высокие этические стандарты, такие как Золотое правило.
  • Этика — это не то же самое, что соблюдение закона. Хорошая правовая система включает в себя множество этических стандартов, но закон может отклоняться от этических норм. Закон может стать этически коррумпированным — функция только власти, призванная служить интересам узких групп. У закона также могут быть трудности с разработкой или обеспечением соблюдения стандартов в некоторых важных областях, и он может медленно решать новые проблемы.
  • Этика — это не то же самое, что соблюдение общепринятых культурных норм . Культуры могут включать как этические, так и неэтичные обычаи, ожидания и модели поведения. При оценке норм важно осознавать, как этические взгляды человека могут быть ограничены его собственной культурной точкой зрения или происхождением, наряду с культурной чувствительностью к другим.
  • Этика не наука . Социальные и естественные науки могут предоставить важные данные, которые помогут нам сделать лучший и более осознанный этический выбор. Но наука сама по себе не говорит нам, что мы должны делать. Некоторые вещи могут быть возможны с научной или технологической точки зрения, но все же неэтично разрабатывать и внедрять их.

 

Если наши этические решения основаны не только на чувствах, религии, законе, принятой социальной практике или науке, то на каком основании мы можем выбирать между правильным и неправильным, хорошим и плохим? Многие философы, специалисты по этике и теологи помогли нам ответить на этот важный вопрос. Они предложили множество различных линз, которые помогают нам воспринимать этические аспекты. Вот шесть из них:

Линза прав

Некоторые считают, что этичное действие лучше всего защищает и уважает неимущественные права пострадавших. Этот подход исходит из веры в то, что люди обладают достоинством, основанным на их человеческой природе как таковой или на их способности свободно выбирать, что им делать со своей жизнью. На основании такого достоинства они имеют право на то, чтобы к ним относились как к самоцели, а не просто как к средству для достижения других целей. Список моральных прав, включая право делать собственный выбор в отношении того, какой образ жизни вести, право на то, чтобы говорить правду, не подвергаться травмам, на определенную степень конфиденциальности и т. д., широко обсуждается; некоторые утверждают, что у не-людей тоже есть права. Права также часто понимаются как подразумевающие обязанности, в частности, обязанность уважать права и достоинство других.

(Дополнительную информацию о линзе прав см. в нашем эссе «Права»). справедливое или равное обращение. Равное обращение подразумевает, что с людьми следует обращаться как с равными   в соответствии с некоторыми обоснованными стандартами, такими как заслуги или потребности, но не обязательно, что со всеми следует обращаться одинаково во всех отношениях. Существуют разные виды справедливости, которые касаются того, что люди должны делать в различных контекстах. К ним относятся социальная справедливость (структурирование основных институтов общества), распределительная справедливость (распределение благ и бремени), исправительная справедливость (исправление прошлой несправедливости), карательная справедливость (определение способов надлежащего наказания правонарушителей) и восстановительная или трансформационная справедливость (восстановление отношений или преобразование социальных структур как альтернатива уголовному наказанию).

(Дополнительную информацию о линзе справедливости см. в нашем эссе «Справедливость и справедливость».)

Утилитарная линза

Некоторые специалисты по этике начинают с вопроса: «Как это действие повлияет на всех, кого это касается?», подчеркивая последствия. наших действий. Утилитаризм, подход, основанный на результатах, утверждает, что этичное действие — это то, которое обеспечивает наилучший баланс пользы и вреда для максимально возможного числа заинтересованных сторон. Он требует точного определения вероятности того или иного результата и его влияния. Например, этичное корпоративное действие — это такое действие, которое приносит наибольшую пользу и наносит наименьший вред всем, кого оно затрагивает — клиентам, сотрудникам, акционерам, обществу и окружающей среде. Анализ затрат/выгод — еще один консеквенциалистский подход.

(Дополнительную информацию об утилитарной призме см. в нашем эссе «Расчет последствий»). к той жизни. Этот подход предполагает, что взаимосвязанные отношения в обществе являются основой этического рассуждения и что уважение и сострадание ко всем другим, особенно к уязвимым, являются требованиями такого рассуждения. Этот подход также привлекает внимание к общим условиям, которые важны для благосостояния каждого, таким как чистый воздух и вода, система законов, эффективная полиция и пожарная служба, здравоохранение, государственная система образования или даже общественные зоны отдыха. В отличие от утилитарной линзы, которая суммирует и объединяет блага для каждого человека, линза общего блага подчеркивает взаимную заботу об общих интересах всех членов сообщества.

(Дополнительную информацию об общем благе см. в нашем эссе «Общее благо»). обеспечить полное развитие нашей человечности. Эти добродетели — это наклонности и привычки, которые позволяют нам действовать в соответствии с наивысшим потенциалом нашего характера и во имя таких ценностей, как истина и красота. Честность, мужество, сострадание, щедрость, терпимость, любовь, верность, честность, справедливость, самообладание и благоразумие — все это примеры добродетелей. Этика добродетели спрашивает о любом действии: «Каким человеком я стану, если сделаю это?» или «Соответствует ли это действие моей лучшей игре?»

(Дополнительную информацию о линзе добродетели см. в нашем эссе «Этика и добродетель»). обстоятельства, а не просто следование правилам или расчет полезности. Он отдает предпочтение процветанию воплощенных личностей в их отношениях и ценит взаимозависимость, а не только независимость. Он опирается на эмпатию, чтобы получить глубокое понимание интересов, чувств и точек зрения каждой заинтересованной стороны, используя заботу, доброту, сострадание, щедрость и заботу о других для разрешения этических конфликтов. Этика ухода утверждает, что варианты решения должны учитывать отношения, опасения и чувства всех заинтересованных сторон. Сосредоточив внимание на соединении интимных межличностных обязанностей с общественными обязанностями, этика заботы может порекомендовать, например, более целостный подход к политике общественного здравоохранения, который учитывает продовольственную безопасность, доступ к транспорту, справедливую заработную плату, жилищную поддержку и защиту окружающей среды наряду с физическим здоровьем.

(Наше эссе, в котором более подробно рассматривается линза этики ухода, готовится к печати. )

Использование линз

Каждая из представленных выше линз помогает нам определить, какие стандарты поведения и черты характера можно считать правильными и хорошими. Однако есть еще проблемы, которые необходимо решить.

Первая проблема заключается в том, что мы можем не согласиться с составом некоторых из этих конкретных линз. Например, мы не можем все согласиться с одним и тем же набором прав человека и гражданских прав. Мы можем не согласиться с тем, что составляет общее благо. Мы можем даже не договориться о том, что хорошо, а что плохо.

Вторая проблема заключается в том, что разные линзы могут привести к разным ответам на вопрос «Что этично?» Тем не менее, каждый из них дает нам важную информацию в процессе принятия решения о том, что этично в конкретных обстоятельствах.

Принятие решений

Принятие правильных этических решений требует подготовленной чувствительности к этическим вопросам и отработанного метода изучения этических аспектов решения и взвешивания соображений, которые должны повлиять на наш выбор курса действий. Важно иметь метод этического принятия решений. При регулярной практике этот метод становится настолько привычным, что мы работаем с ним автоматически, не сверяясь с конкретными шагами.

Чем более новый и трудный этический выбор перед нами, тем больше нам нужно полагаться на обсуждение и диалог с другими по поводу этой дилеммы. Только тщательно изучив проблему, опираясь на понимание и различные точки зрения других, мы можем сделать правильный этический выбор в таких ситуациях.

Следующая схема этического принятия решений предназначена для использования в качестве практического инструмента для изучения этических дилемм и определения этических направлений действий.

 

Определите этические проблемы

  1. Может ли это решение или ситуация навредить кому-то или какой-либо группе или принести неравномерную пользу людям? Включает ли это решение выбор между хорошей и плохой альтернативой, или, возможно, между двумя «хорошими» или между двумя «плохими»?
  2. Эта проблема касается не только того, что является законным или наиболее эффективным? Если да, то как?

Узнайте факты

  1. Каковы относящиеся к делу факты? Какие факты неизвестны? Могу ли я узнать больше о ситуации? Достаточно ли я знаю, чтобы принять решение?
  2. Какие лица и группы имеют важное значение для результата? Являются ли интересы некоторых из этих лиц или групп более важными? Почему?
  3. Какие есть варианты действий? Были ли проведены консультации со всеми соответствующими лицами и группами? Определил ли я творческие варианты?

Оценка альтернативных действий

  1. Оцените варианты, задав следующие вопросы:
  • Какой вариант лучше всего соблюдает права всех, кто имеет долю? (Линза прав)
  • Какой вариант относится к людям справедливо, давая каждому то, что он должен? (Линза справедливости)
  • Какой вариант принесет наибольшую пользу и принесет наименьший вред как можно большему количеству заинтересованных сторон? (Утилитарная линза)
  • Какой вариант лучше всего подходит для сообщества в целом, а не только для некоторых его участников? (Линза общего блага)
  • Какой вариант заставляет меня вести себя как человек, которым я хочу быть? (Линза добродетели)
  • Какой вариант надлежащим образом учитывает отношения, опасения и чувства всех заинтересованных сторон? (Призма этики ухода)

Выберите вариант действия и протестируйте его

  1. После оценки с использованием всех этих линз, какой вариант лучше всего соответствует ситуации?
  2. Если бы я сказал кому-то, кого уважаю (или публике), какой вариант я выбрал, что бы они сказали?
  3. Как мое решение может быть реализовано с максимальной осторожностью и вниманием к проблемам всех заинтересованных сторон?

Реализуйте свое решение и подумайте о результате

  1. Чем закончилось мое решение и чему я научился в этой конкретной ситуации? Какие (если есть) последующие действия мне следует предпринять?

Эти принципы этического мышления являются результатом диалога и дебатов в Центре прикладной этики Марккулы Университета Санта-Клары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *