Презентация алексей толстой: Толстой Алексей Константинович — презентация онлайн
А.К.Толстой — презентация, доклад, проект
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему А.К.Толстой. Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» А.К.Толстой
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Сын графа, внук министра, правнук гетмана…
Слайд 3
Описание слайда:
Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился в Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился в 5 сентября 1817.
Слайд 4
Описание слайда:
Маленькому Алеше родня прочила блестящую карьеру. Императорская семья искала товарищей по играм великому князю Александру, наследнику престола, и поэт В.Жуковский, воспитатель цесаревича, отрекомендовал царю юного Алешу Толстого. Маленькому Алеше родня прочила блестящую карьеру. Императорская семья искала товарищей по играм великому князю Александру, наследнику престола, и поэт В.Жуковский, воспитатель цесаревича, отрекомендовал царю юного Алешу Толстого.
Слайд 5
Описание слайда:
Десятилетний Алеша Толстой был силен, как медвежонок: скручивал в трубочку металлические тарелки, разгибал подковы. Порой, взвалив будущего императора на плечи, бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Десятилетний Алеша Толстой был силен, как медвежонок: скручивал в трубочку металлические тарелки, разгибал подковы. Порой, взвалив будущего императора на плечи, бегал с ним по коридорам Зимнего дворца.
Слайд 6
Описание слайда:
Толстой получил блестящее образование. Толстой получил блестящее образование. В1834 г. он был зачислен в архив Министерства иностранных дел. В его обязанности входил разбор и описание древних документов.
Слайд 7
Описание слайда:
В 1837г. был прикомандирован к русской миссии в Германии. В 1837г. был прикомандирован к русской миссии в Германии. В 1840г. возвратился в Россию и был назначен во II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание камер –юнкера . В том же году умер его дядя Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее А.К.Толстой дослужился до флигель – адъютанта. Он часто ездил заграницу, вел светскую жизнь, охотился в родном имении.
Слайд 8
Описание слайда:
Служа таинственной отчизне, Я и в пылу душевных сил О том, что близко, не забыл. Поверь, и мне мила природа, И быт родного нам народа — Его стремленья я делю, И всe земное я люблю, Все ежедневные картины: Поля, и села, и равнины, И шум колеблемых лесов, И звон косы в лугу росистом, И пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков… Служа таинственной отчизне, Я и в пылу душевных сил О том, что близко, не забыл. Поверь, и мне мила природа, И быт родного нам народа — Его стремленья я делю, И всe земное я люблю, Все ежедневные картины: Поля, и села, и равнины, И шум колеблемых лесов, И звон косы в лугу росистом, И пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков…
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Зимой 1851 года Толстой влюбился в Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева).
Слайд 11
Описание слайда:
В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии». В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии».
Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним С. А. Миллер.Слайд 12
Описание слайда:
Александр II в день своей коронации назначил Толстого флигель-адъютантом. Но службой Алексей Константинович тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре». Александр II в день своей коронации назначил Толстого флигель-адъютантом. Но службой Алексей Константинович тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре».
Слайд 13
Описание слайда:
Выйдя в 1861 в отставку, он переезжает в Красной Рог , изредка наезжая в столицы. . Выйдя в 1861 в отставку, он переезжает в Красной Рог , изредка наезжая в столицы.. В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений.
Слайд 14
Описание слайда:
Слайд 15
Описание слайда:
Из письма А.К. Толстого из Красного Рога «Сейчас, когда я Вам пишу 4.30 утра, в саду полно соловьев, кукушек, лягушек, которых я очень люблю, и того особого крика , который услышишь только на юге, его испускает птица, называемая выпь, рык или бугай, она сует свой нос во все болота и производит звуки, похожие на мычание быка- она из семейства цаплей»
Слайд 16
Описание слайда:
Выпь Скрытная ночная птица, почти не появляющаяся на открытых местах. В настоящее время находится под угрозой исчезновения. Занесена в красную книгу. Основу питания взрослых птиц и птенцов составляют зелёные лягушки, а также остающаяся там после весенних разливов мелкая рыба. При приближении опасности, например человека, выпь никогда не убегает – она замирает на месте и может нанести довольно ощутимый удар в голову.
Слайд 17
Описание слайда:
«Боже, как это прекрасно- весна» «Боже, как это прекрасно- весна» И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало.
Слайд 18
Описание слайда:
Слайд 19
Описание слайда:
Слайд 20
Описание слайда:
Слайд 21
Описание слайда:
Слайд 22
Описание слайда:
Слайд 23
Описание слайда:
Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.). Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).
Слайд 24
Описание слайда:
Слайд 25
Описание слайда:
Сокращающийся в численности вид. Занесён в Красную книгу . Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики — одни из самых любимых в народе растений. Это видно хотя бы по метким, ласковым местным названиям: звонцы, звоночки, чеботочки, голубки, орлики и др. Встречается по всей территории в хвойно-широколиственных и широколиственных лесах отдельными экземплярами или группами.
Слайд 26
Описание слайда:
Слайд 27
Описание слайда:
Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.
Слайд 28
Описание слайда:
Слайд 29
Описание слайда:
Tags А. К.Толстой
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Презентация «Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817
Слайд 1
Хранитель старины глубокой…
Алексей
Константинович
Толстой
5 сентября 1817-
10 октября 1875
Подготовила:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Мегион
Мытник Валентина Гавриловна
Слайд 2
детство
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге.
Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Фёдора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом).
Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, в своему брату А. А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
А.А.Толстая, копия с лаковой миниатюры
К.П.Толстой, копия с картины Михайлова
Слайд 3
детство
Антоний Погорельский
Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем её брата, Алексея Перовского, А.К.Толстой провёл своё детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.
Слайд 4
детство
Александр II
К 1826 году мать и дядя перевезли мальчика в Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые тёплые отношения). С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И. В.Гёте. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах воспитан-ника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
Слайд 5
Смерть Иоанна Грозного»
Царь Иоанн Васильевич Грозный. В.М.Васнецов. 1897.
Широкое европейское признание Алексей Константинович Толстой получил благодаря созданию драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
Царь Иван Грозный интересовал автора как апофеоз Российской государственности. Его безграничная власть над всеми русскими людьми, его деспотизм были глубоко антипатичны А.К.Толстому, ценившему свою свободу и свободу всех окружающих его людей. Страшен его царь Иван, мучающий других и самого себя.
Слайд 6
Острупился мой ум;
Изныло сердце; руки неспособны
Держать бразды; уж за грехи мои
Господь послал поганым одоленье,
Мне ж указал престол мой уступить
Другому;
Беззакония мои
Песка морского паче: сыроядец –
Мучитель – блудник – церкви оскорбитель –
Долготерпенья Божьего пучину
Последним я злодейством истощил!
Толстой размышляет о кровавом и необузданном царе не только в драматической трилогии, но и в романе «Князь Серебряный» и некоторых былинах – «Василий Шибанов» и др.
«Смерть Иоанна Грозного»
Слайд 7
«Царь Фёдор Иоаннович»
Трагедия в пяти действиях «Царь Фёдор Иоаннович» — центральная, главная и, может быть, лучшая во всей трилогии.
Недаром она не сходит со сцен театров мира. Образ царя Фёдора – такого, каким написал его А.К.Толстой, притягивает к себе внимание и умы читателей, актёров и зрителей. Фёдор Иоаннович, сын грозного царя, мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом».
Царь Фёдор жаждет мира и милости, любит и уважает и Бориса Годунова, и Ивана Петровича Шуйского, пытается их примирить, жить без горя и жестокости:
Довольно крови на Руси лилося
При батюшке, Господь ему прости!
Слайд 8
«Царь Фёдор Иоаннович»
Однако расписывается в собственной политической немощи:
Хотел добра, Арина! Я хотел
Всех согласить, всё сгладить – Боже, Боже!
За что меня поставил Ты царём!
Роль царя Фёдора всегда вдохновляла талантливейших русских актёров. С постановки «Царя Фёдора» начал свою блистательную курьеру К.С.Станиславский и его Художественный театр. В наше время на сцене Малого театра роль Фёдора Иоанновича чудесно, трогательно играл Юрий Соломин. Созданный им образ стал событием в современной русской культуре.
Слайд 9
«Царь Борис Годунов»
Пьеса «Царь Борис Годунов» замыкает драматическую трилогию А.К.Толстого.
Царь Борис стал государем по призванию. Будучи талантливым политическим деятелем, желавшим блага народу и Родине, он правил милостиво, мудро и дальновидно. Его девизом были слова:
Ведь зрелый муж не ожидает праздно,
Чтоб чудо к небу подняло его!
Главная тема трилогии – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстаёт как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей: необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Фёдора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому цели.
Слайд 10
«Царь Борис Годунов»
Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причём к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются не способны реально повлиять на ход событий.
В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств.
Слайд 11
«Тебя я увидел…»
Софья Андреевна Миллер
В январе 1851 года на одном из великосветских балов-маскарадов Алексей Константинович разговорился с юной, стройной дамой в маске. Он был ею очарован.
Незнакомку звали Софья Андреевна Миллер.
Умная, образованная, знавшая четырнадцать языков молодая женщина была несчастлива в браке. Вскоре после знакомства Алексей Константинович пишет Софье Андреевне:
«Клянусь тебе, как я поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй её. Бери её, какая она есть, бери, не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе всё, что у меня было самого драгоценного, ничего лучшего у меня нет».
Слайд 12
«Тебя я увидел…»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
1851
Слайд 13
Сочинения Козьмы Пруткова
В царствование Николая I на первый план государственной жизни выдвинулась новая фигура – крупный бюрократ, педантичный и безропотный исполнитель распоряжений, циркуляров, параграфов. Он думает лишь так, как разрешено. Бюрократы держат в руках не только государственную власть, они считают себя компетентными во всех областях, с апломбом судят о литературе, науке, искусстве.
А.К.Толстой и его три двоюродных брата Жемчужниковы посмеивались над литературными вкусами и пристрастиями подобных чиновников.
Они сочиняли шуточные стихи и афоризмы, которые мог бы написать подобный чиновник. Так родился Козьма Прутков – «действительный статский советник, директор Пробирной палатки, кавалер и поэт». Его стихи и афоризмы порой просто глупы, порой пошлы, из них встаёт живой образ ограниченного бюрократа.
Слайд 14
Сочинения Козьмы Пруткова
Впрочем, познакомившись с ними, читатель поймёт, что порой в шутке есть доля правды. «Сочинения Козьмы Пруткова» вышли отдельной книгой в 1884 году.
Никто не обнимет необъятного.
Начиная своё поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени!
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле.
Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!
Москва | История, география, население и карта
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный в крайне западной части страны. С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.
Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.
Если Санкт-Петербург — это российское «окно в Европу», то Москва — это сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром. Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина 19-го века).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки. Эти рынки, которые при Советах были известны как колхозные (колхозные) рынки и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.
Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России. В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего соперника, Москва имеет четко определенный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, ее мешанина из архитектурных стилей и ее исторические здания, которые в основном были построены русскими архитекторами. Застройка Москвы была преимущественно деревянной до 19 века. 20-х годов, когда в обиход вошли кирпич и камень.
Музей-квартира Алексея Толстого, Москва, Россия — HiSoUR История культуры — Hi So You Are
Музей-квартира Алексея Толстого — федеральный музей памяти писателя Алексея Николаевича Толстого, принадлежащий Министерству культуры Российской Федерации. , филиал Государственного литературного музея. Он расположен во флигеле бывшего особняка Степана Рябушинского, где писатель жил с 1941 по 1945 годы. Музей основан в 1987 году на основании завещания вдовы Толстого. Основная экспозиция размещена в трех залах: кабинете, столовой-гостиной и спальне, где представлена коллекция антикварной мебели.
Биография
Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния – 23 февраля 1945, Москва) – русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и фантастических романов, рассказов и повестей, публицистических произведений. Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 — посмертно).
Алексей Толстой родился в семье графа Николая Александровича Толстого (1849 г.-1900), однако некоторые биографы приписывают отцовство его неофициальному отчиму – Алексею Аполлоновичу Бострому (1852-1921). Мать — Александра Леонтьевна (1854—1906), урожденная Тургенева — писательница, внучка декабриста Николая Тургенева, к моменту рождения А. Н. Толстого ушла от мужа к А. А. Бострому, за которого не могла официально выйти замуж из-за определения духовной консистории. .
Эмигранты Иван Бунин, Роман Гуль, Нина Берберова, чье мнение по этому вопросу, однако, нельзя считать беспристрастным, усомнились в Толстовском уезде.
Бунин в своем дневнике в предпоследней записи от 23 февраля 1953 г. говорил именно об этом: «Вчера Алданов сказал, что Алеша Толстой сам сказал ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом ушел в свою воображаемый отец граф Ник. Толстой тоже умолял узаконить его — графа Толстого».
Роман Гуль в своих воспоминаниях утверждает, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого (имеется в виду другие, бесспорные сыновья графа).
Алексей Варламов (автор биографии Толстого, опубликованной в 2006 году в серии ЖЗЛ) указывает, что показания Гулы вызывают серьезные сомнения (учитывая негативное отношение мемуариста к А. Н. Толстому). Тот же автор приводит письменные показания Александры Леонтьевны Толстой — она написала два письма в Бостром 3 и 20 апреля 1883 г., из которых следовало, что настоящим отцом ребенка был граф Толстой, а зачатие произошло в результате изнасилования. . Однако тот же автор приводит письменные свидетельства в пользу другой версии: Александра Леонтьевна Толстая в свое время поклялась протоиерею Самарской церкви, что отцом ребенка является Бостром. Возможно, позже Александра Леонтьевна поняла, что ее сыну гораздо лучше быть законным графом, и начала давний судебный процесс о законности его рождения, фамилии, отчества и титула. Этот иск был успешным только в 1901, когда А. Н. Толстому было уже 17 лет.
Сергей Голицын в своей книге «Записки выжившего» пишет: «Я помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он откопал копию обращения матери писателя на царское имя писателя А.Н. Толстой: просит дать малолетнему сыну имя и титул мужа, с которым не живет уже много лет. Оказалось, что классиком советской литературы был вовсе не третий Толстой. Дядя показал этот документ Бончу. Он ахнул и сказал: «Спрячьте бумагу и никому об этом не говорите, это государственная тайна»».
Детство будущего писателя прошло в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (ныне село Павловка Красноармейского района).
В 1897-1898 годах жил с матерью в городе Сызрани, где учился в реальном училище. В 1898 году переехал в Самару.
Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, был направлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания» Толстой посвятил Невьянской наклонной башне свой самый первый рассказ: «Старая башня» (1908).
Во время Первой мировой войны военный корреспондент. Он путешествовал по Франции и Англии (1916).
После Октябрьской революции, в 1918 – 1923 гг., находился в эмиграции, сначала в Константинополе и Париже, с октября 1921 г. по июль 1923 г. в Берлине. Впечатления об эмиграции отразились в сатирических романах «Приключения Невзорова, или Ибика». (1924) и «Эмигранты» (1930). В мае 1923 года он совершил короткую поездку в Россию, где встретил неожиданно теплый прием.
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», опубликованном в журнале «Искра».
В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он стремится представить большевизм как имеющий национальную и народную почву, а революцию 1917 года как высшую истину, постигнутую русской интеллигенцией.
Исторический роман «Петр I» (пр. 1-3, 1929 – 1945, не окончен) – пожалуй, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформистской власти.
Романы Толстого «Аэлита» (1922–1923) и «Инженер гиперболоид» Гарин (1925–1927) стали классикой советской фантастики.
Рассказ «Хлеб» (1937), посвященный обороне Царицына в годы Гражданской войны, интересен тем, что в увлекательной художественной форме фиксирует то видение гражданской войны в России, которое существовало в кругу И. В. Сталина и его сподвижников и послужили основой для создания сталинским культа личности. При этом в повести уделено подробное внимание описанию противоборствующих сторон, жизни и психологии людей того времени.
Среди других произведений: повесть «Русский характер» (1944), пьеса «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; Дневник Вырубовой (1927). Народная легенда приписывает ему (без всяких оснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».
В советское время автор подверг серьезной переработке некоторые крупные произведения — романы «Сестры», «Гиперболоид инженера Гарина», «Эмигранты» («Черное золото»), пьесу «Любовь — золотая книга» и др.
На Первом съезде писателей в 1934 году выступил с докладом о драматургии. В 1936 году, как член Союза писателей, принимал участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина, которая, возможно, привела к самоубийству последнего.
В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия – 1932, Германия, Франция, Англия – 1935, Чехословакия – 1935, Англия – 1937, Франция, Испания – 1937). Участник Первого (1935) и Второго (1937) съездов писателей в защиту культуры.
В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти Максима Горького, на временной основе возглавлял Союз писателей СССР. В 1939 году он стал академиком АН СССР. С 1937 года — депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Член комиссии по расследованию преступлений фашистских захватчиков. Он присутствовал на Краснодарском процессе. Один из действительных соавторов знаменитого молотовско-сталинского воззвания 1941, в котором советские руководители призывают людей обратиться к опыту своих великих предков:
Пусть мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова вдохновляет вас в этом война !
– Речь Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 г.
За годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерков, статей, обращений, зарисовок о героях, боевых действиях), начиная с первых дней война (27, 19 июня41 – «Что бережем») до самой смерти, в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина». Осенью 1941 года он был эвакуирован под Горький и более двух месяцев (в течение сентября-ноября) жил на даче в санатории Зименки на берегу Волги.
А.Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года на 63-м году жизни от рака легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
В связи с его смертью объявлен государственный траур.
Наследие
Толстому приписывают создание некоторых из первых произведений научной фантастики на русском языке. Его романы «Аэлита» (1923) о путешествии на Марс и «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) приобрели огромную общественную популярность. По первому в 1924 году был снят новаторский научно-фантастический фильм. Его сверхъестественный рассказ «Граф Калиостро», как сообщается, вдохновил на создание фильма 1984 года «Формула любви».
Он написал несколько книг для детей, начиная с «Детства Никиты», памятного рассказа о его ранних годах (иногда ошибочно полагают, что книга о его сыне Никите; на самом деле, однако, он использовал это имя только потому, что оно было его любимым – и он позже передаст его своему старшему сыну). В 1936 году он создал экранизацию знаменитой итальянской сказки о Пиноккио «Приключения Буратино или Золотой ключик», главный герой которой Буратино быстро стал очень популярен среди советского населения.
В 1974 году советский астроном Людмила Журавлёва открыла малую планету и назвала 3771 Алексея Толстого в честь Красного Графа.
Музей-квартира
История строительства
Мемориальный музей-квартира Алексея Толстого расположен в бывшем флигеле особняка Степана Рябушкинского, построенном по проекту архитектора Федора Шехтеля в 1901-1903 гг. Двухэтажное здание относится к стилю раннего модерна и является уникальным памятником архитектуры с элементами английской готики и мавританского стиля. Первоначально флигель во дворе предназначался для прислуги. Однако в 1931-1936-е годы, когда в здании особняка жил писатель Максим Горький, пристройку использовали редакции журналов «СССР на стройке», «Наши достижения», «История фабрик и заводов». В 1965 году в главном здании усадьбы был открыт Мемориальный музей-квартира Максима Горького.
Алексей Толстой и его жена Людмила Толстая поселились во флигеле в 1941 году и жили до самой смерти – в 1945 и 1982 годах соответственно. В этом доме Толстой работал над романами «Хождение по мукам» и «Петр Великий», которые так и остались незаконченными. Максим Горький назвал это произведение «первым историческим романом», потому что стиль изложения был максимально приближен к XVIII веку. Роман был хорошо принят на Западе, иностранные критики высоко оценили стремление Толстого к историчности и назвали произведение «редкой классикой, написанной в Советском Союзе».
В гости к супругам Толстым приезжали поэты Николай Тихонов, Степан Щипачев, Александр Твардовский, Михаил Исаковский, Алексей Сурков.
В 1957 году у здания был открыт памятник Алексею Толстому работы скульптора Георгия Мотовилова и архитектора Леонида Полякова.
14 ноября 1980 года произошло ограбление квартиры вдовы писателя. Воры связали Людмилу Толстую и прислугу и вынесли большое количество драгоценностей и антикварной мебели. После расследования Людмилы Толстой почти все украденные ценности были возвращены. В 2011 году об ограблении был снят исторический детектив «Охотники за бриллиантами».
Фонд музея
Перед смертью в 1945 году Алексей Толстой завещал свою библиотеку, коллекцию мебели и картин Литературному музею. Открытие мемориальной квартиры-музея во флигеле состоялось 20 октября 1987 года – через пять лет после смерти Людмилы Толстой. Вещи и мебель Толстая тридцать два года хранила в квартире такими, какими они были при жизни мужа.
«Это один из немногих музеев в России, значимый своим мемориалом. То есть это значит, что все, что вы видите в музее, все, что вы видите на стенах, все, что лежит, висит, стоит — что угодно, — все принадлежало непосредственно писателю Алексею Николаевичу Толстому».
Директор музея Андреева Ирина
В 2004 году половина флигеля была продана частной строительной компании «Еврострой», что вызвало общественный резонанс и споры о приватизации памятников архитектуры в центре столицы. По инициативе правительства Москвы проводились проверки по переходу государственного имущества в частные руки. В ходе расследования выяснилось, что сделка была заключена между «Евростроем» и общественной организацией «Фонд поощрения художников», возглавляемой Александром Малыхиным. Руководство ГЛМ и Музея-квартиры Алексея Толстого заявило, что не знакомо с обстоятельствами сделки.
На начало 2018 года музей-квартира Алексея Толстого по-прежнему является музеем федерального значения, принадлежащим Министерству культуры РФ. В музее доступна виртуальная экскурсия.
Мемориальные залы
Основная часть экспозиции размещена в гостиной-столовой и кабинете. Коллекция Алексея Толстого — одна из самых богатых в собраниях Государственного литературного музея. Большая часть экспонатов осталась неизменной со времени смерти писателя, часть коллекции, в том числе собрания сочинений, находятся в фондах и используются для организации выставок.
Кабинет Алексея Толстого устроен по принципу «четырех столов». Стоя за главным столом, писатель исполнял рукописные варианты страниц произведений. Написав несколько страниц, Толстой подошел к письменному столу с пишущей машинкой и тут же перепечатал текст. За третьим столиком, расположенным у камина, он пил кофе и курил табак – здесь собрана коллекция трубок писателя и раритетные кофейники. За этим столом писатель правит печатным текстом. Четвертый стол использовался для работы по повседневным делам – написанию записок для Верховного Совета, ответов на письма солдат с фронта.
«Толстой всегда работал по утрам. И я подумал, что должен писать не менее двух страниц в день. Даже в те дни, когда Алексей Николаевич по каким-то причинам должен был уйти из дома рано утром, он всегда старался написать хотя бы несколько строчек, чтобы не потерять ритм работы».
Литературовед Ираклий Андронников
В интерьерах много вещей и иконография петровского периода – погружение в атмосферу XVIII века помогло Толстому написать роман «Петр Великий». На стене кабинета висит прижизненная маска императора, а в коридоре — портрет, выполненный в технике спичковой мозаики. Также в коридоре два шкафа, в которых лежат прижизненные издания книг Алексея Толстого.
В бывшей спальне и в столовой-гостиной музея представлена мебель XVIII-XIX веков в стиле ампир, а также люстра времен Екатерины II, которую лично реставрировал писатель. В коллекции Алексея Толстого также китайские курильницы, произведения Абрахама Брейгеля, Давида Тенирса, Мельхиора де Ондекутора, венецианское зеркало в резной раме, концертный рояль, на котором играли Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Станислав Рихтер. Георгий Эфрон отмечал, что «толстовский дом настолько самобытен, необычен и дышит совсем иначе, чем обычный «литфон».
Современность
В музее создаются интерактивные проекты для обучения детей: «По следам героев Алексея Толстого», «Чем бы дитя ни тешилось…», «Музейная витрина — Шкатулка, башмачок, корзинка», а также музей Театральные проекты «Театр в музее» и «Каникулы с книгой». Сотрудники проводят мастер-классы по пошиву народных тряпичных кукол, валянию изделий из войлока, лепке из глины.
В 2009 году организован концерт камерной музыки Баха и Рахманинова в исполнении артистов Вадима Холоденко и Алексея Толстого. В 2015 году прошла выставка «Крекс, фекс, пекс», посвященная сказке Алексея Толстого «Золотой ключик».