cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Право в древних афинах презентация: Государство и право Древней Греции. (Тема 3)

Государство и право Древней Греции. (Тема 3)

1. Древняя Греция

Кафедра истории государства и права
Электронное наглядное пособие
по дисциплине «История государства и права зарубежных
стран»
Древняя
Греция
Тема 3:
Государство
и право

2. Учебные вопросы:

1.Органы демократии в Афинах,
характеристика процессов их
становления.
2.Право и правосудие в Афинском
государстве.
3.Государство и право Древней
Спарты

5. Вопрос №1

Органы демократии
в Афинах, характеристика
процессов их становления.
Античные государства (Афины, Спарта,
Рим)
Первые на территории Европы политические
общества сложились в странах Средиземноморья
во II-I тыс. до н.э.
Античное общество и античная
государственность представляли новый этап
общей человеческой истории. Их новизна была
связана с глубокими особенностями общественноюридического быта и всего социальнокультурного уклада европейских народов.
Античное общество и античные цивилизации
сложились на берегах Средиземноморья
Развитие государственных форм здесь проходило на фоне
колонизаций — поначалу военно-торговой, затем чисто
завоевательной — других областей Европы, Африки,
Малой Азии (Спарта, Рим).
Имперская политика составляла существенный фактор
деятельности властей (Рим).
Государство было построено на принципах
народовластия и гражданской свободы, соединенных с
особым общинно-полисным политическим строем
(Афины, Спарта, Рим в период республики).
Особое место принадлежит системе римского права. Оно
стало основой для последующего становления и развития
большинства систем мирового правового уклада, оказало
воздействие на формирование первых правовых
принципов международных взаимоотношений, вообще
всего современного юридического мышления (Рим).

8. Становление Афинского полиса

Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4
племени: Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты, каждое со своими культом и иными особенностями.
Поселения — центры четырех племен. Единство
нового полиса обеспечивалось в основном единой
военной организацией племен.
В социальном отношении каждое племя состояло из
больших кланов, которые, в свою очередь,
разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в
произвольном порядке группировались во фратрии особые религиозные объединения со своими
культовыми праздниками и церемониями.

9. Главный храм афинского полиса

Фратрии объединялись в более крупные объединения
— филы.
Потомки покоренных дионических племен (фэты)
состояли вне этой организации, но признавались
почти равноправными; они могли свободно
заниматься земледелием, торговлей и ремеслами, у
них были свои самоуправляющиеся объединения фиасы и оргеоны.
Управление племенами осуществлялось царямибасилеями (базилевсами), власть которых не была
наследственной.
Пританам принадлежала высшая судебная власть в
полисе и право объявлять военную мобилизацию.
Особую роль играли главы семейств и кланов: они
были вправе взимать свою долю податей,
начальствовать в своем клане, даже приглашать
царя на свое собрание.
Архонт-эпоним — устанавливал правила
жизни полиса, считался «стражем семьи»,
контролировал соблюдение отцами семейств
своих прав и обязанностей, выступал как
«защитник слабых.
Басилевс-архонт — выполнял религиозные
жреческие обязанности на празднествах, был
также председателем особого суда из глав 4
фил (пританий) по делам об убийствах, о
неповиновении главам полиса.
Полемарх — военачальник, ответственный за
безопасность полиса
Совет полиса — булэ.
Общественный строй в
Афинском полисе
VII – VI вв. – государство вытесняет родовую
организацию
Группы граждан (по реформе Тезея):
1) эвпатриды (благородные)
2) геоморы (земледельцы)
3) демиурги (ремесленники)
Общественный строй в
Афинском полисе
Полноправные граждане – жители Афин,
родители которых являлись гражданами
Афин (права и обязанности, в том числе литургии).
Метэки – проживающие в Афинском
государстве иностранцы, граждане других
греческих
полисов
(отсутствие
политических прав).
Рабы – частные, государственные.

14. Демократическое государство Древних Афин

Строй афинской демократии (V-IV вв. до н. э.)
был наиболее своеобразным достижением
традиции всей античной государственности,
спустя тысячелетия продолжая привлекать к себе
политическое внимание. Для самих Древних
Афин это было время не только стабильного в
целом государственного порядка, но и особого
экономического и культурного расцвета, активной
внешней политики, когда Афины стали
практически центром Средиземноморского мира.
Первый этап (508-462 гг. до н.э.) связан с
реализацией политики, направленной на
окончательное низвержение
аристократического господства и традиций
родового строя.
Второй этап (462-412 гг. до н.э.) знаменовался
дальнейшим продвижением народовластия (после
попыток олигархии в 496 году до н.э. в связи с
нашествием персов взять власть в свои руки),
созданием правовых начал деятельности новых
институтов на основе разграничения полномочий;
Солон (640-560 гг. до н.э.) отказался от
тирании, но жестко реализовал реформы,
которые в целом переустраивали
государственную организацию на более
широкой социальной основе, отвечавшей
интересам большинства народа.
Сохранив за аристократией исключительное
право на занятие высших государственных
должностей, Солон придал аристократии
имущественный характер. Старым четырем
категориям населения Афин (эвпатридам,
всадникам, зевгитам и фетам) был придан
новый смысл: в них зачислялись граждане
соответственно своим доходам .

17. Реформы Солона

Земельная – сисахфия
-отмена
долговой кабалы
-долговые камни убраны с полей
-выкуп должников за счет государства
-запрещался самозаклад за долги
-многим крестьянам возвращены их
земельные участки
-установлен максимальный размер
земельного участка
-разрешена свободная купля-продажа
земли
Политическая
1.Деление граждан по имущественному це
на разряды:
-пятисотники – производители в совокупно
500 мер продуктов, как сухих, так и жидки
-”принадлежащие к всадникам”производители 300 мер
-зевгиты — производили 200 мер
-феты – менее 200 мер
2. Органы власти и управления:
-народное собрание – принимало законы и
избирало должностных лиц
-Совет четырехсот – по 100 человек от
каждой филы(племя), избирались все
свободные от первых разрядов, действовал
от имени собрания
-Гелиэя – суд присяжных – главный судебн
орган, контроль за деятельностью

18. Государственный строй Древних Афин (VII в. до н.э.) после реформ Солона

Совет 400
Народное
собрание
Коллегия
архонтов
Ареопаг
Гелиэя
Главные полномочия были сосредоточены в органах
непосредственной демократии – народном собрании и Совете
400.
Совет четырехсот — играл основную роль в Афинском
государстве. Его составляли 400 граждан, выделяемых на год по
100 человек от каждой из четырех фил. Это орган управления, в
который могли входить граждане 1,2 и 3 разрядов. Готовил
законопроекты для народного собрания.
Булэ (народное собрание) рассматривал предложенные Советом
400 проекты законов.
Коллегия архонтов – 9 человек. 3 главных архонта (надзор за
внутренним управлением, «базилевс» – верховный жрец, суд по
религиозным делам, «полемарх» – военная власть), шесть
архонтов (судебные функции).
Гелиэйя – орган судебной власти, граждане всех разрядов.
Ареопаг – аристократический судебный орган, дела особых
категорий (заговоры против демократии).
Народное собрание – было институтом важных
государственно-политических решений.
Специальные собрания посвящались
религиозным, административным,
международным делам.
Собрание обладало обширными
политическими, но не неограниченными
полномочиями. Только в собрании
принимались решения о войне и мире,
союзах, назначении представителей и послов,
объявлении мобилизации и о числе
призываемых ежегодно на воинскую службу.
Здесь принимались финансовые законы,
таможенные правила, осуществлялся общий
финансовый контроль.

22. Вопрос №2

Право и правосудие в
Афинском
государстве

23.

Развитие права и законодательстваАфинское право сложилось в значительной степени на
основании традиций, правовых обычаев и только потом
уже законодательства.
Первым историческим законодателем Афин был тиран
Драконт. Законы Драконта (около 621 года до н.э.) были
посвящены главным образом новой организации суда,
наказаниям за разные нарушения священного и
общественного уклада; в социально-правовом смысле они
стремились сдержать распространение имущественного
неравенства – и в этом отношении вполне походили на
законы первых древневосточных правителей.
Законы эти отменили любые привилегии, в том
числе родовой знати, в сфере уголовного
наказания. Практически за любое преступление,
за любую, в частности кражу, даже кражу овощей
с огорода, Драконт предписал казнить смертью.
Законы Драконта (за исключением тех, что были
посвящены наказаниям за убийства и тяжкие
преступления) были отменены Солоном в начале
VI в. до н. э., которые сам, в свою очередь,
составил новое обширное законодательство,
посвященное многим вопросам жизни афинского
общества.

25. Уголовное право Древних Афин

Квалификация преступлений
Преступления против
личности
Государственные
преступления
-убийство
-телесные повреждения
-клевета
-оскорбления
-плохое отношение детей
к престарелым
родителям
-измена жены
-похищение девушки
-измена государству
-обман народа
-оскорбление богов
-внесение
противозаконных
предложений в
народное собрание
-безбожие
-кража храмового
имущества
Имущественные преступления
-кража
-поджог
-грабеж
Система наказаний:
-смертная казнь
-лишение политических и
гражданских прав
-конфискация имущества
-штраф
-грабители, разбойники могли быть
проданы в рабство
-ночного вора можно было убить
на месте, но он мог освободиться
от наказания, уплатив стоимость
вещи или вернуть ее
-афинские граждане телесному
наказанию не подвергались

26.

Гражданское право Древних АфинОтрасли права
Право собственности
-владение как фактическое
обладание имуществом.
-собственность как владение с
правом распоряжения.
-собстеенность “видимая”
(земля. дом. скот, рабы) и
“невидимая” (деньги,
драгоценности). способная
ускользать от налогообложения
и конфискации
Обязательственное право
-обязательства из договоров
-”ипотека” — залог земли;
-договоры: купля-продажа,
заём, имущественный найм
движимости и
недвижимости, личный наём
и др.
-обязательства из
причинения вреда (при
нанесении ущерба
имуществу, вреда личности).

27. Семейное и наследственное право в Древних Афинах

Семейное право:
Наследственное право:
-брак заключался посредством
договора жениха и главой семьи
невесты
-официально признавалась
моногамная семья
-развод для мужчины был
официально свободным, для
женщины весьма затруднен
-женщина не могла от собственного
имени заключать сделки
-разрешался брак между дядей и
племянницей, между братом и
сестрой
-право наследования
принадлежала сыновьям
-если не было сыновей,
наследовали дочериплемянницы
-отец мог лишить детей
наследства
Судебный процесс в Афинах (два
вида):
1) процесс «дике»
2) процесс «графе»
Процесс «дике» начинался по заявлению
потерпевшего или его законного представителя.
Истец был лично заинтересован в исходе дела. Он,
как правило, добивался материального возмещения
ущерба. Истец имел право в любой момент
прекратить процесс. Должен был оплатить судебную
пошлину (дело о причинении вреда, о ломке
оборудования, порче скотины, данных в аренду,
убийство – дело частного обвинения).
2) процесс «графе»
Процесс «графе» мог начаться по заявлению
любого гражданина.
Истец не получал материального возмещения в
случае вынесения положительного решения.
Однако истец, выигравший дело о неуплате
налогов, незаконном пользовании чужим
имуществом, получал часть штрафа, положенного
на виновного. Истец был обязан довести дело до
конца. Судебная пошлина не уплачивалась.
Сикофанты – профессиональные жалобщики.
Дела: государственная измена, оскорбление богов,
кража храмового имущества.

30. Вопрос №3

Государство и право
Древней Спарты

31. Спартанское государство

Спартанское государство возникло в IX
веке до н. э. на юге Эллады (полуостров
Пелопоннес) и была самым ранним и
наиболее значительным из
образовавшихся полисных государств.
Спарта находилась на территории
Лаконики — закрытой трех сторон
горами плодородной равнины.

32. Образование Спартанского государства

Спартанское государство как таковое возникло в IX в.
до н.э. В результате слияния обособленных родовых
общин — ахейской, проживавшей на территории
Лаконики и дорийской, вторгшейся в завоеванием».
Осевшие в Лаконии дорийцы разделились на три
племени-клана: Иллеи, Доманеи и Памфилои. Каждое
из племен делилось на 9 фратрий — религиознородовых объединений с общими празднествами,
культами, внутренним самоуправлением.

33. Форма государства Спарта

Спарта была примером рабовладельческой
аристократии.
Народное собрание (апелла) решающей роли в
политической жизни страны не играло. Созывалось оно
не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании
спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и
сохранившие свои наделы (клеры). При чрезвычайных
обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в
которых принимали участие представители наиболее
знатных и влиятельных фамилий.
Народное
собрание
(апелла)
2 архатега
(царя)
Герусия
(Совет
старейшин)
Илоты
Коллегия
Эфоров
Периэки

35. Спартанское государство

Спартанское государство возникло в IX веке до
н.э. Спарта была примером рабовладельческой
аристократии.
Народное собрание (апелла) — участвовало в
разработке законодательства, могло принять или
отклонить предлагаемые ему законопроекты,
решало вопросы войны и мира, союза с другими
государствами.
Голосование в собрании было примитивным:
граждане расходились в разные стороны, после
чего на глаз определяли большинство или
голосовали криком.
Совет старейшин (герусии) — состояла из
28 виднейших представителей спартиатов
(геронтов, избирались народным собранием
пожизненно и были безответственны.
Герусия обсуждала предварительно дела,
законопроекты, которые должны были
рассматриваться в народном собрании.
Герусия выполняла и судебные функции,
рассматривала уголовные дела, в основном о
государственных и тяжких преступлениях.
Она являлась судебной инстанцией для
процессов против царей
В Спарте имелась царская власть (2 царя). Это явилось
результатом объединения верхушки знати ахейцев и
дорийцев. Власть цари передавали потомству по
мужской линии. Они имели большие поместья, были
обязаны посещать сесситии. Раз в 9ть лет они
проходили религиозные испытания. В мирное время
цари исполняли функции жрецов, занимались гаданием,
рассматривали судебные дела по вопросам брачносемейного права, наследования, усыновления. Каждый
месяц цари давали клятву эфорам и геронтам соблюдать
законы и обычаи страны. Власть царя во время военных
походов, когда он объявлялся командующим была
абсолютной. Однако эфоры наблюдали за его
действиями, руководили дележом военной добычи.
Усмотрев просчеты в действиях царя, эфоры могли
привлечь его к судебной ответственности.
Общественный строй
Для Спарты характерно длительное сохранение
пережитков первобытного строя и военная организация
общества.
Политическими правами пользовались лишь
спартиаты. Гипомейены – раззорившиеся
спартиаты.
Периэки — были лично свободными, политическими
правами не пользовались, но в других отношениях были
правоспособны. Могли приобретать собственность и
совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со
стороны государства над периэками был установлен
надзор, осуществляемый специальными должностными
лицами.
Илоты — представители побежденных племен,
превращенные в государственных рабов. Своей земли
они не имели, работали на участке, предоставленном
спартиату государством. Криптии – убийства рабов.
Единство спартанцев обеспечивалось
совместными обедами (сесситиями) и
групповыми атлетическими упражнениями.
Граждане ежемесячно взносили натуральный
взнос в общий котел.
Регламентация жизни спартанцев касалась не
только общественной, но и личной жизни.
Военное дело стало их главным занятием.
Контакты с внешним миром практически
исключались. Государство было закрытым.
В Спарте сложилось четкое разделение по
сословиям, административное деление по
областям, имелась первоклассная армия.
Падение Спарты.
Со временем могущество Спарты угасало. В итоге победа в
греческой Пелопоннеской войне (431 — 404 гг. до н.э.) стала для
спартанцев гибельной. Спарта получила большую контрибуцию
от Афин. Много спартанцев погибло. Страна оказалась
истощенной. Высокомерие спартанских военачальников вызвало
недовольство, ненависть населения подвластных полисов. Снова
появились в Спарте золотые и серебряные монеты, спартанцы
стали стремиться к обогащению, увеличилось социальное
имущественное неравенство. Число опустившихся, потерявших
землю спартанцев увеличивалось, а число сотрапезников в
сесситиях уменьшалось.
Спартанская община равных с двигалась к закату, ее
политическая и общественная структура не выдержала напора
товарно-денежных отношений. Спарта утратила свою
самостоятельность, подпала под власть персов, затем
македонцев, а с 146 г. до н.э.- Рима.

41. Литература

1.
Бергер А. К. Политическая модель древнегреческой демократии.
М., 1996.
2.
Геродот. История в девяти книгах. М., 1993.
3.
Древняя Греция. Энциклопедический справочник. Л. Адкинс, Р.
Адкинс. М.: Вече, 2014.
4.
Древняя Греция, Древний Рим. А. М. Бачьянц. М., Айрис-Пресс.
2012.
5.
Курбатов А. А. Судопроизводство в архаических Афинах //
Государство и право. 2014. № 6.
6.
Федоров К. Г. Афины – правовое государство античности.
Краснодар. 1991.
7.
Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима:
государственно-правовой аспект. М., 2012.

42. Кафедра истории госцдарства и права

Электронное
наглядное
пособие
по дисциплине «История государства и права
зарубежных стран» подготовили доцент
кафедры
Байкеева
С.
Е.,
старший
преподаватель Романова И. В.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры
«28» апреля 2015 г., протокол № 22

Институты права Древних Афин — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Презентация по
теме:
Институты права
Древних Афин
Подготовила: Астафурова
Марина Александровна
Группа: ЮЮРбд-21-21
Право собственности
Понятия права собственности как
абсолютного права лица еще не
было.
Название земельных участков
происходило от слова «жребий»
(клерос)

т. е.
участок,
полученный
от
общины

в
результате
жеребьевки.
Существовала
обязанность
состоятельных
граждан
устраивать за свой счет пышные
празднества
(литургии)
для
афинян.
Коллективная
собственность
(государственные
имения,
рудники).
Имущество,
находившееся
в
частной собственности, делилось
на “видимое” и “невидимое”.
Преступление и наказание
Афинское
право
различало
преступления,
направленные
против государства, и преступления
против личных интересов. Граница
между
ними
зачастую
была
условной.
Наиболее тяжкими преступлениями
считались государственная измена,
обман
народа,
внесение
противозаконных предложений в
народное собрание и др.
Близки
к
ним
были
и
имущественные
преступления
(кража, поджог).
Преступление и
наказание
Атимия (греч. ἀτιμία, «бесславие, презрение»)
— одно из тяжелейших наказаний в гражданском
праве Древних Афин, которое лишало осужденного
политических прав (на участие в народном собрании,
занятие государственных должностей)
Судопроизводство
Выделяли два типа процессов: дúке
(δίκη) и графé (γραφή), соответственно
частноправовое и государственноправовое судебное разбирательство.
В качестве доказательств в судебном
деле привлекались документы,
показания свидетелей, они
скреплялись клятвами. Во время
судебного разбирательства можно
было ссылаться только на те
доказательства, которые находились в
сосуде (ехины).
Quiz
1)
Наиболее тяжкие
преступления — это…
а. Государственная измена
б. Кража
в. Убийство
1)
Атимия — это
а. Доказательство, находящееся в
сосудах
б. Вид наказания
в. Пышное празднество
3) Продолжительность изгнания,
согласно “остракизму”, в Древних
Афинах?
а. 7 лет
б. 15 лет
в. 10 лет
Источники
1. Судопроизводство в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.; Л.А.Пальцева /
2011
2. История государства и права зарубежных стран: Учебник И 9 0 для вузов:
В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А.
Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004.
3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. /
Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и
Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз.
4. https://megalektsii.ru/s15295t8.html

English     Русский Правила

греческий закон | Древняя Греция

Solon

Все СМИ

Похожие темы:
архонт дикастерия номос Драконовские законы плотина

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Греческое право , правовые системы древних греков, из которых наиболее известен афинский закон. Хотя никогда не существовало системы институтов, признаваемой и соблюдаемой нацией в целом в качестве ее правопорядка, существовал ряд основных подходов к правовым проблемам, определенные методы, используемые для получения правовых последствий, и юридическая терминология, которые были общими для разных людей. степени многочисленными независимыми государствами, составляющими эллинский мир. Не следует, однако, забывать, что такие общие основы породили большое разнообразие индивидуальных правовых систем, различающихся по своей полноте и разработанности и отражающих племенные (т. е. дорийские, ионийские и т. д.) и исторические предпосылки как а также меняющиеся социальные, экономические, политические и интеллектуальные условия их соответствующих обществ.

Правовая жизнь греков V и IV вв. до н.э. определялась тремя доминирующими факторами. Одним из них было существование множества городов-государств ( полисов ), каждый из которых обладал собственным набором законов и действовал в соответствии с ним. Вторым элементом был тот факт, что во многих, если не в большинстве, из полисов (одним определенным исключением была Спарта) законы были изложены в письменных статутах, некоторые из которых представляли собой сложные и более или менее полные кодексы, излагающие процессуальные методы. и основные правила отправления правосудия. Это было результатом великого движения за правовую кодификацию, которое с 7 века охватило греческий мир. Солон Афинский (59 г.4 до н. э.), которому в 621 г. предшествовал Драко, является наиболее известным из ряда знаменитых законодателей, другими выдающимися из них были Залевк из Локри Эпизефирий (южная Италия) и Харонд из Кантаны; Ликург из Спарты считается легендарным. Ряд постановлений, правильно или ошибочно приписываемых Солону, до сих пор известен по литературным цитатам, которые передают их в измененной форме, отражающей законодательную реформу 403–402 гг. до н. э. Один из драконовских законов сохранился в аттической надписи, дающей его в исправленной версии, датируемой 409 г.или 408 г. до н.э. Кодекс законов Гортина, который сам по себе является переработанной версией более старого кодекса, является единственным, который близок к полной сохранности.

Третьим определяющим фактором для греческого права было отсутствие судебной практики, сопоставимой с римской. Даже аттические ораторы, при всем их практическом знакомстве с законами города, были в основном заинтересованы в представлении аргументов, способных убедить массы присяжных, перед которыми им приходилось спорить, а не в анализе правовой системы с целью получения более глубокого понимания. в его последствия. Философов, если уж на то пошло, не заботил закон как таковой, их целью было открытие абстрактных стандартов справедливости.

Три описанные здесь характеристики оказали важное влияние на общий характер греческого права. Первые два из этих факторов привели к довольно жесткому позитивизму. Вопреки взглядам, которых до недавнего времени придерживались ученые, новое исследование показало, что афинские дикасты, которые заседали в суде, не чувствовали себя вправе основывать свои вердикты на расплывчатых представлениях о справедливости, но придерживались, по крайней мере теоретически, буквального значения письменных статутов. ( nomoi ), соблюдать которую они были связаны торжественной клятвой.

Эта несколько узкая привязанность к буквальному толкованию в сочетании с отсутствием какой-либо попытки трактовать законы или правовые ситуации аналитическим образом привела к тому, что греческое право так и не достигло доктринальной утонченности римского права, несмотря на замечательную техническую гибкость, которая характеризовала его. это в эллинистические времена.

На данном этапе исследований единственной судебной системой, достаточно известной для описания, является система Афин 4-го века. В демократический период его правосудие осуществлялось магистратами, народными судами ( dikastēria ) и Ареопагом. Чиновники принимали иски и устраивали судебные процессы, причем каждый чиновник имел определенную юрисдикцию: архонт по делам, касающимся семьи и наследования, «царь» ( archon basileus ) по религиозным делам (включая убийства), thesmothetai («определители обычаев») и другие по остальным. Особой юрисдикцией обладали

полямарха (буквально «генерал») над метеками (иностранцами-резидентами). Судебная компетенция дикастерий основывалась на принципе, впервые введенном в известных пределах Солоном и ставшим всеобщим после установления полной демократии, согласно которому граждане в своей совокупности должны судить о делах своих членов. Дикасты выбирались по жребию, право на участие имел каждый гражданин старше 30 лет. В редких случаях, имеющих большое политическое значение, все hēliaia (т. е. народное собрание, организованное как суд из 6001 человека). Обычно секциям hēliaia (в частности, dikastēria ), состоящим из 1501, 1001 или 501 человека по уголовным делам и 201 человека по гражданским делам, было поручено принять решение.

Дела об убийствах рассматривались в Ареопаге, органе, состоящем из бывших архонтов. Вероятно, преобразованный из первоначального дворянского совета, он был пережитком додемократического периода.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

По мнению Греции, судебное разбирательство служило для определения обоснованности требования об аресте личности или имущества ответчика или того и другого в порядке исполнительного производства ( praxis ). Иск ( dikē ) может быть предъявлен истцом во исполнение частного права или в качестве «общественного» ( dēmosia ) dikē с целью добиться наказания ответчика. Подача публичного dikē (технически называемая graphē ) была открыта для каждого гражданина. Помимо этого, различия между частными и уголовными процессами были незначительными.

Как частный dikai , так и graphai

должны были быть инициированы вызовом ответчика (который мог быть арестован) к мировому судье, обладающему юрисдикцией по этому делу, и подачей письменной жалобы последнему, который подверг бы его предварительная экспертиза ( анакризис ). Стороны гражданского иска о денежных делах затем направлялись к общественному арбитру (9).0023 диатетес ). Если один из них отказывался принять решение или если дело не подлежало обязательному арбитражу, дело передавалось на рассмотрение дикастерии под председательством мирового судьи. Дикаты, выслушав аргументы и доказательства, представленные сторонами, тайным голосованием без обсуждения нашли свое решение, которое могло быть только выбором между двумя предложениями сторон. Их решение было окончательным для сторон, но проигравший мог подать частный деликтный иск ( dikē pseudomartyriōn ) против свидетеля, чьи ложные показания повлияли на приговор. Победивший в частном процессе истец должен был сам исполнять решение, наложив арест на имущество ответчика.

В отличие от греческой философии справедливости положительное право Древней Греции мало повлияло на последующие события. Его концепции и методы, конечно, в значительной степени определили законодательство и практику эллинистических монархий, а также некоторые институты греческого происхождения, такие как «родосское» морское право выброса за борт или определенные методы документации (конечно, в основном эллинистические). , были приняты римлянами. Однако, вопреки взглядам, существовавшим несколько десятилетий назад, позднеримское право, а вместе с ним и западноевропейская правовая доктрина, не претерпели заметной степени эллинизации. Лишь в обычаях изолированных мест самой Греции сохранились некоторые древние традиции; их масштабы до сих пор являются проблемой для историков права.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Демократия в действии – Академия 4SC

Вы когда-нибудь?

Вы когда-нибудь слышали об обязанностях присяжных, когда граждане отбираются в состав присяжных по судебным делам, чтобы решить, виновны ли лица, обвиняемые в преступлениях? Их часто называют коллегиями присяжных, поскольку их членами являются обычные граждане. Эта практика возникла в древнегреческом городе-государстве Афины.

Пояснение

Обычные граждане не только входили в состав присяжных в Афинах, но и контролировали все стороны народных судов. Это была исключительно любительская система без судей, государственных обвинителей, адвокатов или полицейских.

Афинские народные суды

Афинские народные суды, или dikasteria , были характерным учреждением демократических Афин, где граждане представляли юридические споры перед присяжными своих коллег для разрешения споров справедливым демократическим образом.

В судах гражданами считались свободнорожденные афинские взрослые мужчины. Женщины, рабы, иностранцы и дети не считались гражданами афинского правительства.

Как они работали

Народные суды были одним из трех типов судов в Афинах, наряду с судами по делам об убийствах и морскими судами. Среди этих трех народные суды рассматривали самые разнообразные дела, которые были одного из двух типов: публичные или частные. Дела считались публичными, если они касались афинского народа в целом, а споры, ограничивавшиеся отдельными лицами, считались частными. В частных случаях единственным лицом, которое могло подать иск, был потерпевший или семья потерпевшего, тогда как в публичных делах иск мог подать любой гражданин, желающий.

Определяющей характеристикой народных судов была роль присяжных. В афинских процессах дела слушались от 201 до 501 или более присяжных. Процесс отбора жюри был рандомизированным и демократичным. В данном году любому гражданину разрешалось добровольно выступать в качестве присяжного заседателя в этом году. Из группы граждан, вызвавшихся добровольцами, случайным образом будут выбраны шесть тысяч в качестве присяжных. Затем, каждый день, когда заседали суды, необходимое количество присяжных выбиралось случайным образом из группы в шесть тысяч и распределялось по разным судам с помощью сложной машины рандомизации. Эти обширные меры рандомизации были реализованы для предотвращения подкупа присяжных. Одной из самых демократичных особенностей присяжных было то, что присяжным платили скромную заработную плату за каждый день, когда они заседали в жюри, что гарантировало участие более бедных афинян. На практике это привело к тому, что большинство присяжных были старше и беднее среднего.

Все судебные процессы в Афинах начинались со спора или конфликта. Чтобы проиллюстрировать процедуру, которая привела к судебному разбирательству, предположим, что есть два человека, Аристон и Конон. Аристон считает, что Конон украл у него какое-то имущество, поэтому он идет к мировому судье, гражданину, который был назначен служить в правительстве на один год, и подает жалобу на Конона. Затем магистрат проводит предварительное слушание, на котором Аристон и Конон представляют доказательства и задают друг другу вопросы по этому вопросу. После этого магистрат отправляет двоих мужчин в публичный арбитраж. Во время арбитража двое мужчин представляют доказательства в поддержку своих требований, и арбитр выносит свое решение о том, что он считает наиболее справедливым. Если Аристон или Конон не согласны с арбитром, они могут вместо этого выбрать суд присяжных. На каждом этапе процесса граждане несли ответственность за предоставление собственных доказательств и представление своих интересов, поскольку в Афинах не было ни полиции, ни адвокатов. Однако профессиональные спичрайтеры писали речи для сторон в суде. Фактически, большая часть свидетельств того, как работали суды в Афинах, исходит из сохранившихся судебных речей.

Судебный процесс в афинском народном суде состоял из выступлений истца и ответчика и голосования присяжных. Ни один суд не мог длиться более одного дня. Обе стороны представляли себя, если только не была вовлечена женщина или раб, и в этом случае от их имени говорил мужчина-гражданин. Во время судебного разбирательства у каждой из сторон было определенное количество времени, чтобы изложить свою позицию, при этом истец выступал перед ответчиком. Стороны также могут зачитать вслух доказательства, такие как законы или свидетельские показания, для рассмотрения присяжными. В судебном разбирательстве могут быть использованы только те доказательства, которые впервые были представлены в арбитраже. Сразу после того, как участники процесса закончили говорить, члены жюри проголосовали анонимно и решили дело простым большинством голосов. Если ответчик был признан виновным и не было назначено наказание, истец и ответчик каждый предлагали наказание, и присяжные голосовали за выбор одного из двух. Решение жюри было окончательным и не имело возможности обжалования, поскольку афиняне считали, что жюри представляет народ Афин в целом, а народ был высшей властью в Афинах.

Ну и что

Народные суды олицетворяли демократические идеалы древних Афин. Они дали обычным гражданам возможность играть влиятельную роль в правительстве и в полной мере продемонстрировали превосходство народа в Афинах. Кроме того, концепция справедливости афинян, которая отличалась от современных представлений о справедливости, также придерживалась этих демократических принципов. Афинская система отдавала предпочтение широкому усмотрению присяжных, а не строгому соблюдению определенных правил, как во многих современных судах. Он отдавал предпочтение гибким, индивидуальным решениям, а не предсказуемым, стандартизированным. Он предпочитал любителей профессионалам. Он отдавал предпочтение аргументам, учитывающим контекст и характер человека, которые современные суды сочли бы внесудебными и неуместными. Однако он также был подвержен влиянию предвзятости присяжных и риторике сторон в процессе, он полагался на суждения граждан, не имеющих формального юридического опыта, и иногда его использовали злонамеренные прокуроры, стремящиеся получить деньги или политические преимущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *