cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План по самообразованию воспитателя народное творчество – «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год Лисиной М. И. МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат РТ

Содержание

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год Лисиной М. И. МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат РТ

Утверждаю заведующий
МАДОУ

Детский сад №4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан

__________Д. В. Николькин «___»______________ 2018г.

План работы по самообразованию

Тема:

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на 2018 – 2019 учебный год

Воспитатель

I квалификационной категории

Лисина Марина Ивановна

План самообразования

Цель:

Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества, а также развивать интерес детей к народному фольклору.

Задачи:

  • Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь;

  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству;

  • Прививать навыки общения и коллективного творчества;

  • Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;

  • Создать условия и привлечь родителей к устному народному творчеству в воспитании детей.

Актуальность:

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержание и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Этапы работы

Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

2018 – 2019 уч.г.г.

2.

Практический этап

2.1.

Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника.

Роль потешек в развитии речи ребенка».

Работа с детьми:

1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек на занятиях.

2)Чтение детям русских народных сказок.

3)Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек.

4) Разучивание и проговаривание потешек.

Работа с родителями:

1) Создание красочных книг с потешками для детей.

2) Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Работа с коллегами:

1) Консультация: «Роль фольклора в развитии детей».

Сентябрь

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

2.2

Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».

Работа с детьми:

1)Использование загадок на занятиях.

2)КВН по загадкам.

3)Загадки в режимных моментах.

Работа с родителями:

1) Создание красочных книг с загадками для детей.

2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы».

Работа с коллегами:

1)Круглый стол на тему: «Загадки знать – ум развивать».

Октябрь

Сентябрь — октябрь

Октябрь

Октябрь

2.3.

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».

Работа с детьми:

1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.

Работа с родителями:

1)Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

2)Беседа с родителями: «Роль родителей в нравственном воспитании детей».

Работа с коллегами:

1)Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей разных возрастов».

Ноябрь

Ноябрь — декабрь

Ноябрь — декабрь

Ноябрь

2.4.

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

Работа с детьми:

1)Настольно – печатные игры по народным сказкам.

2)Рисование по мотивам сказок.

Работа с родителями:

1)Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

2)Семинар – практикум на тему: «Мои любимые сказки».

Работа с коллегами:

1) Создание папки — передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

2)Составление картотеки по русским, мордовским, татарским народным сказкам.

Декабрь

В течение года

Декабрь

Декабрь

2.5.

Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам».

Работа с детьми:

1) Настольно – печатные игры.

2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

3)Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

Работа с родителями:

1)Круглый стол на тему: «Народные игры – как средство социализации детей».

2)Консультация: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка».

Работа с коллегами:

1)Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Январь

В течение года

Январь

Январь

2.6.

Тема: «Устное народное творчество как средство духовно — нравственного развития личности ребенка».

Работа с детьми:

1)Лепка сказочных героев.

2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.

Работа с родителями:

1) Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась).

2)Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Работа с коллегами:

1)Мастер — класс: «Устное народное творчество в режимных моментах».

Февраль

Февраль

Февраль

Март

2.7.

Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Работа с детьми:

1)Развлечение «Широкая Масленица».

2)Рисование по мотивам потешек.

3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.

Работа с родителями:

1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»).

2)Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Работа с коллегами:

1)Педагогический проект «Фольклор как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству».

Март

В течение года

Март

Март

2.8.

Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

Работа с детьми:

1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

2)Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».

Работа с родителями:

1) «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей).

2)Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки.

Работа с коллегами:

1)Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников».

Апрель

В течение года

Апрель

Апрель

2.9.

Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

Работа с детьми:

1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью.

Работа с родителями:

1)Отчет по теме самообразования. Презентация.

2) Консультация: «Вечер русских народных игр и забав».

Работа с коллегами:

1)Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.

Май

В течение месяца

Май

Май

Список используемой литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». 3-е издание, – М.: Академия, 2000. – 400 с;

2.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;

3.Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;

4.Выготский Л.С. «Лекции по психологии». СПб., 2008;

5.Дудецкий А.Я. «Теоретические основы воображения и творчества». Смоленск, 2004;

6. Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.;

7.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва. № 8, 2004 г;

8.Журналы «Ребёнок в детском саду»;

9.«Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;

10.Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;

11.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»;

12.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012.

13.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.

14. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 2005;

15.И.А. Лыкова «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз — Дидактика».

16.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;

17. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;

18.Пескишева Т. «Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи» //Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934;

19.«Программа воспитания и обучения в детском саду» // Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.

20.Сазонова С.Е., Малинина О.В. 5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М.: Владос, 2005. – 178 с.;

21.Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 2003;

22.Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2009.

23.Тихеева Е.И. «Развитие речи дошкольника» //Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.;

24.Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 256 с.

Интернет – ресурсы:

1.Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

infourok.ru

Материал на тему: План по самообразованию «Фольклор как средство эстетического развития детей». 2016 год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида  № 8 « Зоряночка ».

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

 детского сада № 8 «Зоряночка»

     _______________ С.Ю.Месикова

«____» _________________ 2016г.

План по самообразованию

«Фольклор как средство эстетического развития детей».

Ступак Валентина Викторовна,

Воспитатель: категория

соответствие занимаемой должности.

г. Ессентуки

2016 г.

Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм — это пестушки, потешки, прибаутки, считалки, поговорки, скороговорки. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор очень обширная область устного народного творчества. Это яркий, радостный мир, который наполненный жизненной силой и красотой. В нём находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Поэтому очень важно в развитии детей, чтобы они каждый день слушали народные песенки, колыбельные, потешки, народные сказки. Услышав одно и тоже произведение несколько раз, малыш начинает радоваться и пытается повторить за взрослым. С помощью поэзии достигается эмоциональный контакт с ребёнком. Поэзия пестования, материнская поэзия начинается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить ребёнка. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать своих родных его забавляют песенками и коротенькими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребёнка радостное и бодрое настроение. За ними идут потешки и стихи к первым играм с пальцами, ручками и ножками. Позднее наступает черёд прибауток и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, обогащает их речь и чувства. Особенно важно обращение к фольклору в адаптационный период. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, по маме, плохо кушают, много плачут и не идут на контакт с другими детьми и взрослыми. Позволяет замкнутым детям или вновь пришедшим в детский сад, стать коммуникативными, общительными, снять преграду стеснения. Произведения, игры, докучные сказки русского народного фольклора формирует отношение к окружающему миру.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

-Проявление своего творческого потенциала;

-Пропаганда своих достижений;

-Развитие исследовательской деятельности;

-Привлечение внимания детей слушать сказки, докучные сказки, потешки, заклички, песенки;

-Прививать любовь у детей к народной культуре, к хороводным играм;

-Формирование у детей умений и навыков работать вместе.

План

Дата

Содержание

Область применения

1.

Сентябрь

1.Анализ актуальности данной темы.

2.Создания плана работы.

3.Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Консультация для родителей «Русские народные игры в детском саду»

2.

Октябрь

1.Работа с журналами Дошкольное воспитание, Обруч, Воспитатель в ДОУ.

Консультация для родителей «Фольклор для малышей».

3.

Ноябрь

Изучить пособия в интернете «Фольклор для малышей»

Подготовка к празднику «День мамы».

4.

Декабрь

Изучение детских книг  «Потешки, песенки, пестушки».

Составление сборника «Русские народные песенки, потешки».

5.

Январь

Ознакомиться с опытом работы педагогов на интернет-сайтах.

Подбор материалов и иллюстраций по теме.

6.

Февраль

Поиск материала в интернете.

Изготовление атрибутов, масок, шапок для хороводных игр.

7.

Март

1.Работа с интернетом:  http://nsportal.ru/.

Обмен опытом, выкладывание консультаций не свой сайт. http://nsportal.ru/stupak-valentina-viktorovna

8.

Апрель

Посещение средней группы воспитатель Черевашенко Е.В.

Обмен опытом «В гостях у сказки».

9.

Май

Самореализация.

Отчет о проделанной работе.

«День открытых дверей».

Список литературы, рекомендуемый для изучения данной темы.

1.Хрестоматия для малышей.

2.Сборник песенок, потешек серии читаем детям.

3.«Ребёнок третьего года жизни».

4. Андреева А.Н.  Фольклор детям, Учебное пособие. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004

5. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой

6. Систематическое изучение журналов «Воспитатель».

«Обруч». Дошкольное воспитание.

7.Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М. : Просвещение, 1987.

nsportal.ru

Материал (средняя, старшая группа) на тему: План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 «Берёзка» х. Кирова муниципального образования Новокубанский район

План работы

по самообразованию на тему:   «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработала воспитатель:

Кружкова Дарья Александровна

2017г., х. Кирова

Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

-ознакомиться с методическими новинками по теме;

— применить современные педагогические приемы на практике;

— организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;

-совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.

Актуальность выбранной темы

      «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

 Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

        

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы

 

 

 

 

Составление картотеки загадок и потешек для детей .

Сентябрь — май

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 Подбор материала для работы с детьми по теме

Работа с детьми

Декабрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «День загадок».(средняя группа)

Январь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».(старшая группа)

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»(средняя, старшая группа)

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».(средняя группа)

Апрель

Знакомство с закличками,  потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»(средняя группа)

Работа с семьёй

Январь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Февраль

Консультация  для родителей

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»(старшая группа)

Самореализация

Март

 

Консультация для воспитателей

 «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

                                 

                 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                          на 2016-2017 учебный год 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «День загадок»;

Инсценирование русской народной сказки «Репка»;

Развлечение «Широкая Масленица»;

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»;

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»;

Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»;

Консультация для родителей « Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»;

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников».

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

— повышение  интереса у большинства детей  к устному народному творчеству;

-обогащение устной речи;

-у родителей формирование представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие духовно-нравственного воспитания ребёнка.

 

 

nsportal.ru

Папка воспитателя по самообразованию. Тема: «Фольклор в жизни дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Детский сад №8

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

Тема:

«Фольклор в жизни дошкольников»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: Фольклор в жизни дошкольников.

Актуальность темы:

В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и традициям наших предков. Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни нарда. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность,

приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все » формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного

воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется

собственное мировоззрение.

Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность — русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.


Цель самообразования:
Повышение педагогической компетентности.
Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно — исторических традициях русского народа.

Задачи:
1.Приобщение детей к русской народной культуре.

2. Пспользование ИКТ для более наглядной демонстрации фольклорных жанров.

3.познакомить с календарно-обрядовыми праздниками, расширять полученные ранее знания

4. Знакомить с жанрами фольклорного творчества.

5. Формировать представления о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии

6.Повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия народа.

7.Формировать основы духовности личности на основе народной культуры.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Изучение теории по теме: «Устное народное творчество»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме через Интернет-ресурсы

Беседа с детьми «О русском народном творчестве»

Подбор материала, Интернет-ресурсы, личная библиотека

Познакомить с истоками происхождения жанра.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Интернет-ресурсы, личная библиотека

Повысить уровень педагогических знаний.

Беседа с детьми «Осенины»

Подбор материала по теме

Приобщение детей к русской народной культуре.

Разработка сценария «Осенняя ярмарка»

Подбор материала, интернет-ресурсы, личная библиотека

Расширять знания детей о русских народных традициях
Закрепить знания детей о ярмарке.

Разработка картотеки
«Дидактические народные игры»

Подбор материала

Использование игр в воспитании духовно-нравственно качеств у дошкольника.

Ноябрь

Публикация материала «Осенняя ярмарка» на сайте.

Обмен опытом через интернет-ресурсы

Проведение развлечения для детей «Осенняя ярмарка»

Подбор материала по теме.

Расширять знания детей о русских народных традициях

Декабрь

Работа над созданием картотеки «Хороводные народные игры»

Подбор материала по теме, Интернет-ресурсы

использование игр в воспитании духовно-нравственно качеств у дошкольника.

Работа над созданием картотеки «Колядки, щедровки»

Подбор материала по теме, Интернет-ресурсы

Повысить уровень педагогических знаний

Разучивание с детьми календарной поэзии «Колядок»

Картотека

Знакомство с календарной поэзией

Январь

Развлечение для детей.
Колядки с детьми на Старый новый год.

Подбор материала.

Познакомить с древним обычаем нашего народа.

Беседа «Фольклорные посиделки. Крещенский вечерок»

Интернет-ресурсы, личная библиотека

Познакомить с обычаем русского народа на праздник «Крещение»

Работа над созданием презентации «Русская народная сказка»

Интернет-ресурсы

Познакомить с жанром фольклора «сказка», используя ИКТ.
Знакомство детей с культурным наследием предков.

Февраль

Работа над созданием пиктограмм

Личная библиотека

Учить детей, опираясь на пиктограммы, связно и последовательно пересказывать сказки

Разработка развлечения для детей «Масленица»

Подбор материала

Повысить уровень педагогических знаний.

Проведение развлечения для детей «Масленица»

Познакомить с календарно-обрядовым праздником «Масленица»

Март

Работа над сценарием для детей «Сороки»

Изучение литературы, подбор материала.

Повысить уровень педагогических знаний.

Развлечение для детей «Сороки»

Подбор материала

Познакомить детей с календарным обрядовым праздником русского народа

Апрель

Работа над созданием картотеки «Подвижные народные игры»

Интернет-ресурсы

использование игр в воспитании духовно-нравственно качеств у дошкольника.

Работа над созданием презентации «Богатыри и витязи Русской земли»

Подбор материала

Познакомить с жанром фольклора «Былины», используя ИКТ

Май

Работа над созданием методического материала «Заклички», «Приговорки»

Подбор методической литературы, интернет-ресурсы, личная библиотека.

Знакомство с детским календарным фольклором.

Работа над созданием методического материала «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы»

Подбор методической литературы, интернет-ресурсы, личная библиотека.

Знакомство с детским дидактическим фольклором.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

«Фольклор в жизни дошкольников»

Актуальность темы.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор».
(Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.)

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

С 2016 года я решила взять тему по самообразованию «Фольклор в жизни дошкольников».
Свою работу по теме я начала с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Ст.12 Федерального закона «Об образовании в РФ», где отмечается, что содержание образования

должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также

формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.


Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

В ФГОС одними из основных требований к содержанию образовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.
В реализации данных принципов и требований прекрасным подспорьем может стать именно фольклор

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
В.Н. Косарева. Народная культура и традиции.
Н.Г. Пантелеева. Народные праздники в детском саду.
В.П. Ватаман. Воспитание детей на традициях народной культуры.
Н.В. Пугачева. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.
Н.В. Бабинова. Тематические фольклорные вечера для дошкольников.
Г.А. Лапшина. Календарные и народны праздники в детском саду.
Выпуск 1. Осень-Зима.
Выпуск 2. Весна.
Т.В. Миронова. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора.
Н.А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
К.Л. Обухова. Русская народная песня для детей.
А.Ф. Брязгун. Сказка в гости к нам пришла.
Е.Б.Танникова. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок.
М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.

Разработала перспективный план по самообразованию.
Поставила для себя цель и задачи.
Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно — исторических традициях русского народа.

Задачи:

1.Приобщение детей к русской народной культуре.

2. Использование ИКТ для более наглядной демонстрации фольклорных
жанров.

3.познакомить с календарно-обрядовыми праздниками, расширять
полученные ранее знания

4. Знакомить с жанрами фольклорного творчества.

5. Формировать представления о культуре своего народа, ее богатстве и
разнообразии.

6.Повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного
наследия народа.

7.Формировать основы духовности личности на основе народной культуры.

И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Работая по данной теме с детьми, определила:
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.


С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Изучение календарного детского фольклора осуществляла через участие детей в календарных праздниках. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках они ходили со «звездой», встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами.
Для этого зарегистрировалась на сайтах:
http://pedrazvitie.ru
http://pedstrana1.ru
http://www.maam.ru
https://infourok.ru

Составила и опубликовала сценарии познавательных развлечений народных праздников
«Осенняя ярмарка». Сценарий развлечения для детей старшей группы.
(https://infourok.ru/osennyaya-yarmarka-scenariy-razvlecheniya-dlya-detey-starshey-gruppi-1319420.html)

Сценарий развлечения для детей «Отворяй ворота, Коляда пришла!»
(https://infourok.ru/scenariy-razvlecheniya-dlya-detey-otvoryay-vorota-kolyada-prishla-1519615.html)

«Сороки». Конспект познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

(https://infourok.ru/soroki-konspekt-poznavatelnogo-razvlecheniya-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1891517.html)

Принимала участие и заняла 1-е место в:
— международной олимпиаде «Фольклор в жизни ребёнка»
— всероссийский конкурс «Лучший сценарий праздника. «Осенняя ярмарка».

С целью приобщения детей к русской народной культуре провела беседы с детьми:
«О русском народном творчестве»
«Осенины»
«Фольклорные посиделки. Крещенский вечерок»

С целью изучения и обогащения опыта детей создала презентации:
«Богатыри и витязи Русской земли»
«Русская народная сказка»

Для более подробного изучения жанра фольклора «Сказки», мною были сделаны пиктограммы. Цель которых — связно и последовательно пересказывать сказки.

С целью знакомства детей с обычаями русских народных праздников:
Разработала сценарии и провела развлечения, приуроченные к народному календарю.
«Осенняя ярмарка»
«Отворяй ворота, Коляда пришла»
«Масленица»
«Сороки. Прилёт птиц»

Для знакомства с календарно-обрядовой поэзией с детьми разучивала
колядки, щедровки, заклички, масленичные песни.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок и материалов:
— Дидактические народные игры.
— Хороводные народные игры.
— Колядки, щедровки.
— Подвижные народные игры.
— Методический материал «Заклички», «Приговорки».
— Методический материал «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы».
— Жанры фольклора.
— Сказка, как средство формирования личности ребенка дошкольного
возраста.


Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Формирование русской культуры базируется на русском фольклоре. В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и традициям наших предков. Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни нарда. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все » формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный дух России. Фольклорные произведения малого и крупного жанров отражают богатство русского языка и культуры: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность — русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.
Таким образом, работа по данной теме способствует решению вопросов духовно-нравственного воспитания детей.

infourok.ru

План по самообразованию. «Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

МАДОУ д/с № 56 « Солнышко»

«План по самообразованию педагога»

Лазаревой Натальи Владимировны

9 лет первая кв.категория

(стаж работы) ( кв.категория)

Тема: «Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

2017-2018г.г.

Младшая группа.

г. Калининец.

Тема: «Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1. Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.  

2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

3.  Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение

4. Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в    книгах, формировать эстетический вкус у детей.  

5.Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.  Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.  

6.Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

7. Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

2017

Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

Проведение НОД и режимных моментов.

Изучение методической литературы по данной проблеме в течение года.

Оформление стенда для родителей.

« Фольклор в жизни ребёнка»

Октябрь

2014

«Сундучок с загадками» (познакомить детей с загадками)

Презентация для детей на тему: «В гостях у бабушки» (познакомить детей с бытом наших предков)

Изучение статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»

Ноябрь —

«В гости сказка к нам пришла» (рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко», используя метод моделирования)

Семинар- практикум для педагогов.

«Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Изучение темы «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

Консультация для родителей

«Справиться с непослушанием помогут потешки».

Декабрь

2017

«Закружился хоровод»

(прививать любовь у детей к народной культуре, к хороводным играм)

Самоанализ о проделанной работе.

Консультация

«Умные игры»

Январь

2018

«Ходит сон близ окон»

(познакомить детей с колыбельными песнями, обогащать эмоциональное, речевое развитие)

«Рождество Христово»

(познакомить детей с народными традициями)

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Консультация «Загадки, поговорки, пословицы»

Февраль

2018

«Широкая масленица» (продолжать приобщать детей к традициям р/н творчества, познакомить с народными играми, развивать умение играть в них)

«Ай, качи – качи — качи, испекли мы калачи»

(формировать умение у детей лепить из теста угощение для кукол)

Изготовление картотеки русских народных сказок и пальчиковых и жестовых игр.

Оформление папки — передвижки

«В гостях у городецких мастеров»

Март

2018

«Солнышко — ведрышко…»,

«Иди, весна, иди, красна!»

(приобщение детей к словесному искусству, развитие памяти, внимание)

Консультация для педагогов.

«Использование фольклора в воспитании дошкольников»

Изучение темы: «Устное народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка»

Консультация

«Русские народные, подвижные игры на прогулке»

Апрель

2018

«Умелые руки не знают скуки»

(познакомить детей со значением слова солнце, поучить потешку, формировать умение изображать солнце на всем листе)

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Беседа с родителями

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Май

2018

«Русские народные игры»

«Пословицы и поговорки».

Изучение темы:

« Театрализованные игры как средства развития речи детей»

Июнь

Июль

Август

2018

Выставка детских работ.

Написание плана по самообразованию на следующей учебный год. Изучение литературы, статей о развитие речи старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей по темам недели.

Выход темы:

Подготовить ( принять участие в пед. совете) семинар: Консультация для педагогов ДОУ.

«Использование фольклора в воспитании дошкольников»

Провести мастер класс для педагогов: Семинар — практикум для педагогов.

«Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Оформление папки передвижки: «В гостях у городецких мастеров», « Фольклор в жизни ребёнка».

Сборник консультаций для родителей.

Литература:

1 Аникин В.П. Русская народная сказка. — М., 1997

2 Бунер Д. Психология познания. — М., 1997

3 Гурович Л.М., Береговая Л.Б. — СПб., 1996

4 Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. — М., 1986

5 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М., 2002

6 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.,1995

7 Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка от года до двух. — М., 2003

8 Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. — 1990, № 4,7,10

9 Синицина Е.И. Умные сказки. — М., 1998

10 Стрелкова Л.П. Уроки сказки. — М., 1982

11 ТеплюкС. Какая твоя мама? Журнал дошкольное воспитание. — 2000, № 8

12 Чуковский К.И. от двух до пяти. — М., 1980

13 Шаграева О.А. Детская психология. — М., 2001

14 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.-

М.: Просвещение, 1977

15 Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2006

Муравьёва О., Михайлова М. «О пользе «материнской поэзии»\\ Дошкольное воспитание № 3,

1998

16 Русские народные загадки, пословицы, поговоркиЛ Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов

Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990

17 Скворцова JI. «Формирование интереса к русскому фольклору»\\ Дошкольное воспитание №

5, 1993

18 Энциклопедия для детей. Т. 9 Русская литература. 4.1. От былин и летописей до классики 19

века\ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 1999

infourok.ru

План самообразования»Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

План самообразование:

«Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность :

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм народного творчества.

Задачи:

Выявить значение народного творчества в системе воспитания детей.

Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

План

по самообразованию

Раздел плана

Сроки

Форма

Практический выход

1.Работа с детьми

В течении года

Мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять стихи в режимных моментах

Создание картотеки для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам

Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

декабрь

Чтение детям русских народных сказок

Изучение темы: «Народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: «Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек.

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

2.Работа с родителями

сентябрь

« Диво – дивное, чудо – чудное»

Выставка народных игрушек

октябрь

«Загадки, поговорки, пословицы»

Наглядно – текстовая информация

ноябрь

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Беседа с родителями

декабрь

«Умные игры»

Консультация

январь

«Во что играют наши дети»

Родительское собрание

февраль

Значение малых жанров народного творчества

консультация

март

Оформление ширмы

«В гостях у городецких мастеров»

апрель

«Русские народные игры на прогулке»

Консультация

май

«Как играли наши дедушки и бабушки»

Вечер русских народных игр и забав

3. Самореализация

В течении года

Подбор и изучение литературы в данном направлении

Обмен информацией с родителями

В течении года

Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада

Беседы с коллегами по данной теме

В течении года

Участия в методических объединениях по данной теме

Участия в обсуждении мероприятия

Интернет – обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах

Беседы с воспитателями по обмену опытом

4. Изучение методической литературы

В течении года

Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

Изучение статей по данному направлению

infourok.ru

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

 

Задачи:

 

— Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 

— Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

 

— Обогащать чувства детей, воображение и речь.

 

— Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки — ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

 

        Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

                                       План работы на год

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методиче-ской литературы

 

 

 

 

Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы.

Сентябрь — май

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками,  потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Октябрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

 

Консультация для воспитателей

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.

 Сказка «Заюшкина избушка»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

на 2015-2016 учебный год

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

— у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

 

 

 

Отчёт по теме самообразования

 

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

 

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

 

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

 

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

 

Анкета

 

                   «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

         Уважаемые родители!

 

         Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

 

 

2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 

 

 

3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 

 

 

4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 

 

 

5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 

___________________________________________________________

 

 

 

6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 

 

 

7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 

 

 

9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

__________________________________________________________

 

    Консультация для воспитателей

 

    «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

  Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

 

       Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 

      Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

 

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

 

       Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

 

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

 

       Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

 

       Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

 

       Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 

vershininairina.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *