cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Откуда пришла к нам школа – ОТКУДА К НАМ ПРИШЛА ШКОЛА?

Содержание

«Откуда к нам пришла школа»?

Тема: «История Шурскольской школы»

Районный конкурс исследовательских работ по краеведению Творческая работа Тема: «История Шурскольской школы» Работу выполнила Ученица 10 класса МОУ Шурскольской сош Ирхина Алика Руководитель: Иванова Ольга

Подробнее

ПРОЕКТ Школы 19 века в городе Касли

Муниципальное общеобразовательное учреждениe «Каслинская средняя общеобразовательная школа 24» ПРОЕКТ Школы 19 века в городе Касли Выполнил: Трофимов Сергей, ученик 2 «В» класса Касли, 2014 ВВЕДЕНИЕ Начало

Подробнее

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа «История Покровской церкви в селе Усть-Кишерть» Выполнил: Финкайзер Анастасия Викторовна Финкайзер Юлия Викторовна учащиеся 2 «в» класса МБОУ «Кишертской СОШ» Руководитель:

Подробнее

Откуда есть пошла библиотека?

Библиотека Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации 27 мая Общероссийский день библиотек Откуда есть пошла библиотека? Чебоксары Родиной библиотек считается

Подробнее

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(4)

Шулепова А. В. Студентка Тарского филиала Омского Государственного Педагогического университета в г. Таре Научный руководитель: доцент, к.и.н. Седельникова Н.А. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

Подробнее

Алапаевский завод (благочиния 2-го округа)

Из истории школы 13 октября 1887 года в деревне Южаковой Мурзинского прихода была открыта церковно-приходская школа (по материалам Екатеринбургских епархиальных ведомостей за 1895 г.) Сеть церковно-приходских

Подробнее

Благословенный знаний свет

ВЫТОКІ Благословенный знаний свет Подготовка учителей начальных школ учебными заведениями православного духовного ведомства в Беларуси в 1884ñ1914 годах Сергей Восович, кандидат исторических наук, докторант

Подробнее

Оглавление. Введение…8

Введение…8 Раздел 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания…10 Глава 1. Первобытное воспитание…10 1. Концепции происхождения воспитания…10 2. Зарождение воспитания

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основании авторской программы по истории России к учебникам 10 класса (авторы программы А.Н. Сахаров, С.И. Козленко), «Программы общеобразовательных

Подробнее

ЮБИЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ЮБИЛЕИ ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(4). 2012, 286 292 ЮБИЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В 2012 году исполнилось 55 лет преподавателю ЕПДС Галине Семеновне Ващенко Ващенко Галина Семеновна родилась

Подробнее

Мир российского гимназиста

Мир российского гимназиста (из истории школьного учебника) Учись, ибо в превратностях жизни Только знания останутся всегда с тобой Насир Хосров Из истории Первые гимназии были образованы в Древней Греции.

Подробнее

Школа грамоты

Школа грамоты — 1895 1897 При Вознесенской церкви села Юрточного в 1895 г была открыта школа грамоты. Помещалась она в сторожке церкви. Учителем был Фёдор Афанасьевич Копылов, окончивший уездное училище

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

Подробнее

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

ВЕстнИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 443 454 РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ Рецензия на кн.: Борзихина И. В. «Первое духовное образовательное учреждение в Екатеринбурге (очерки

Подробнее

С. И. Никитин УрФУ, г. Екатеринбург

128 Секция 1. Уральский регион до начала XX в. Воскресные школы духовного ведомства в Пермской губернии во второй половине XIX в. С. И. Никитин УрФУ, г. Екатеринбург Воскресные школы, открывавшиеся в России

Подробнее

Шпаргалка 1 ( 24 ) г.

Праздник 1 сентября — День знаний: история и традиции В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда

Подробнее

ID_4144 1/5 neznaika.pro

1 Систематизация исторической информации: множественный выбор Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Подробнее

ДОМ, ШКОЛА, ГОРОД ВСЕ ЭТО НАША РОДИНА

ДОМ, ШКОЛА, ГОРОД ВСЕ ЭТО НАША РОДИНА История возникновения названия и герба школы «Царицынская 1» Цели проекта: -узнать историю возникновения названия школы и ее герба; -обобщить сделанные открытия, чтобы

Подробнее

Его имя носит наш институт

Его имя носит наш институт 205 лет со дня рождения В. Г. Белинского 1811-1848 Белинский был особенно любим Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!

Подробнее

День православной книги

День православной книги В 2016 году отмечается 452-летие издания первой печатной книги на Руси. 1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов»)

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа реализуется в рамках классных часов и воспитательной системы класса.

Подробнее

(профильный уровень) В учебном году.

Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Подробнее

ПРОЕКТ «История села: люди, достижения»

Отдел образования администрации Пачелмского района Пензенской области Утвержден приказом Отдела образования администрации Пачелмского района от 07.10.2014г. 219 ПРОЕКТ «История села: люди, достижения»

Подробнее

Наша школа в годы войны

Наша школа в годы войны Довоенные годы В январе 1937 года Ярославский горком партии и горисполком приняли решение о строительстве новой средней школы на окраине города за Сенным рынком. 4-х этажное здание

Подробнее

docplayer.ru

Откуда у школы ноги растут?

А знаете ли вы, откуда пришла к нам школа? Я имею ввиду институт, в котором каждый ребенок в нашей стране обязан проходить обучение с 1 по 9 класс?

Само слово «школа» пришло к нам из греческого, и первоначально означало «досуг, свободное времяпровождение». Между тем школа в нашей стране и во многих других странах является обязательной. Где же в истории нашего мира эта точка, в которой свободное времяпровождение превратилось в обязаловку? Как вы думаете?

Обязательное школьное образование родилось в Австрии чуть больше чем 200 лет назад. И ввела его королева Мария Терезия. В это время в Австрии процветала детская эксплуатация. И, чтобы как-то уменьшить эксплуатацию детей и компенсировать занятия тежелым физическим трудом, Мария Терезия вводит обязательное школьное образование. Дети обучались, сидя в классах за партами. И занимались они тем, что слушали, читали, писали и говорили. Одним словом, классно-урочная система.

Безусловно, Мария Терезия руководствовалась благородными намерениями, и детям такой отдых от работы пошёл на пользу. Однако это изобретение было очень скоро позаимствовано Европой, а также многими другими странами — США, Канадой, Австралией, Индией, и некоторыми странами Африки. В России принцип всеобщего обязательного образования был введен в 1930 году.

В результате дети оказались запертыми в четырех стенах и при этом пытаются узнать что-то об окружающем мире! Вместо того, чтобы участвовать в практических действиях, наблюдать вживую, двигаться, и т.д…

«Это довольно новое изобретение, сажать детей в тюрьму якобы для того, чтобы они изучали мир, находящийся за пределами классной комнаты. Эта мысль, строго говоря, является абсурдом.»

(Джон Холт)

Наша наука (психология, психоневрология) уже доказала: для того, чтобы что-то запомнить, ребенку мало об этом услышать или прочитать. В учебном процессе необходимо задействовать все органы чувств, в том числе и грубую моторику. Сидение за партами в классах, по правде говоря, является пародией на обучение. Но школа со своей классно-урочной системой всё ещё остаётся в 18-м веке. Мало того, школа считает, что дети ленивы и им неинтересно учиться. Ведь именно с этой целью были придуманы оценки, иначе как же учитель может мотивировать ученика к учению? И весь этот набор под названием «школа» является обязательным для наших детей, начиная с 6-7 лет…

Как только моя шестилетняя дочь пошла в школу, она перестала читать, рисовать и танцевать. Она приходила домой, ложилась на пол и целый час вот так смотрела в потолок… Я задаюсь вопросом: что же делает школа с нашими детьми? И есть ли какие-нибудь причины продолжать учить наших детей по системе, изобретённой в 18-веке в совершенно иных исторических условиях?

При написании этой статьи я использовала материалы книги Веры Биркенбиль «Учиться вопреки школе» (Vera Birkenbihl «Trotz Schule lernen»).

o-shkole.livejournal.com

План-конспект занятия по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Откуда пришли к нам имена?

Внеклассное мероприятие

Тема: Откуда пришли к нам наши имена.

                             

                                                                                                                                                                                                            

        

 

Составила: Юрьева Инна Алексеевна

 учитель начальных классов

МБОУ г. Шахты

 «Гимназия имени А.С. Пушкина»

2017

Тема:  Откуда пришли к нам наши имена.

Цель: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.

Задачи: — познакомить детей с историей возникновения имен;

               — на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;

               — воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.

Форма:  беседа с демонстрацией слайдов, драматизация.

Тип:  обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Методы:  репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.

Системность:  плановое мероприятие.

Место проведения:  классная комната.

Контингент:  учащиеся 2 класса.

Участник: учитель начальных классов.

Оборудование  и технические  средства:  презентация «Откуда пришли наши имена»; ТСО.

Предварительная подготовка: оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения; создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.

                                                  Ход мероприятия:

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: 

— Отгадайте загадку: нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Принадлежит тебе, а пользуются другие.

Ученики: имя.

— Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня мы поговорим именно об этом. У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! И каждый сделает цветок, который расскажет немного о вас.

— Что же такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?

— постараемся ответить на эти вопросы. А начнем со сказки.

Отгадайте загадку о сказочном персонаже, объясните значение его имени.

Учитель: Отгадайте загадку. 

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это – доктор…

Дети: Айболит.

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Дети: Ай и болит.

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу …

Дети: Золушка.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась. Спала девочка на ящике с золой.

Учитель: 

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?…

Дети: Незнайка.

Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер, рассказать о том, чем человек занимается. Так было в далёкие времена.

Имена были чаще похожи на прозвища.

Послушайте стихотворение, подготовленное ребятами.

Ученик 1.  Что имя – звук, оброненный случайно,

                     В котором нет ни смысла, ни значенья,

                     Конечно, нет.

                     И в именах есть тайна,

Ученик 2.   И таинство есть имя нареченье.

                     И вот мы сами, силами своими,

                     Осознаем в начале нашего века:

                     Не человек себе находит имя,

                     А имя выбирает человека.  

Как вы понимаете эти слова?

Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.

Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя.

Учитель: в наше время имя дают ребенку родители.

Можно выделить несколько причин по которым они выбирают имя своему малышу.

   — сохранение традиции,

— случайный выбор,

— в честь родственника, известного человека,

— опираясь на значение имени, по святцам, т.е церковная книга календарь, в которой можно посмотреть какое имя можно дать младенцу рожденному в этот день. 

Учитель: А по какой причине вы получили своё имя? Вы спрашивали об этом родителей?

(Прикрепите на доску жетон к соответствующей причине)

Учитель: Ребята  провели небольшое исследование и выяснили, что во

 2-х классах учатся (перечислить имена и сколько человек с этими именами)

Какие имена самые популярные?

Какие имена самые редкие?

Учитель: Как вы думаете, кого называют тезками?

Дети:  Людей, у которых одинаковые имена.

Учитель: Послушайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

Ученик. В первом классе восемь Тань –
              Это прямо наказанье! 
              Ведь у них, куда ни глянь,
              Всюду Таня, Таня, Таня!
              Если скажут: “Таня, встань!”
              Сразу встанут восемь Тань.
              А ведь можно очень просто 
              Разобраться в новичках…

– Как же можно различить этих девочек? 
– По фамилиям.
– А в нашем классе есть тезки? 
– Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).

— Ну а если совпадают и имя и фамилия, как можно отличить людей по отчеству)

Как даётся отчество?

Игровой момент.

1) Игра- аукцион «Кто больше?»        

    Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.

Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.

  1. «Кто быстрее?»

К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.

Первая команда:  А, Я, Н, С, Т. (Настя).

Вторая команда:  О, Я, К, С, Т. (Костя).

Третья команда:  К   Ю   Ш   А  С (Ксюша)

Учитель: Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа.  

        В далёком прошлом в именах закреплялись какие-то отличительные черты человека, которому давали имя. Или в имени закрепляли  что-либо из окружающего мира, Эти имена  могли возникать каждый раз из любых слов.

Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.

        Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправится в далекое прошлое. Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.

        Начнем наше путешествие с Древней Италии.        

Итак, Древний Рим, латинский язык.   В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище. Личных имен в Риме было немного.

Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам , т.е. имели тайное или священное имя . А имя, которым обращались к человеку окружающие могло быть совершенно иным.

        Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.

Учитель: А что означают имена наших учеников, имена которых берут своё начало В древнем Риме, образованы от латинского языка?

Учитель: Как вы думаете, какие качества человека ценили жители Древнего Рима?

Ученики: Мужчина – стойкий, высокий, хороший воин. У женщин ценились красота, возможно мягкость характера.

Немного поиграем.

1.Кто принёс куклу из магазина?

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Учитель: Отправляемся в путь! Мы в Древней Иудее. Давайте послушаем о традициях имени в этой стране.

В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери. Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов. Некоторые современные имена, которые дошли до нас имеют религиозное значение. Имена Даниил, Илья, Мария, Елизавета, Анна — библейские. В Библии имя совсем не было случайным; Имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.

Учитель: Как можно объяснить имена наших учеников?

Учитель: Что в Древней Иудеи стало основой для именования детей?

Ученики: Религия, вера в бога.

А мы двигаемся дальше. Послушайте стихотворение.

Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут ее в школе,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

,,Олька!,, — кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

 

Учитель: Ребята, сколько же имен у Оли?

Конечно одно, только в разных вариантах.

Одно имя – полное, а остальные – уменьшительно-ласкательные, домашние.

Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой…

Ромашка имени. (пишут на лепестках сокращённое, полное, фамилия, отчество, уменьшительное)

Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Бог Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.

        Детям   давали   имя, и связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшем, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.

Учитель: тайна имен наших учеников?

Инна — бурный поток.

Учитель: Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?

Ученики: Женщина должна была  почитать Бога, быть богобоязненной, а      у мужчины ценились стремление к  победе, стойкость, здоровье, сила.

Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.

Скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)

Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)

Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)

Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)

Учитель: Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну  имен, которые имеют древне русское или славянское происхождение.

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.Давались числовые имена: родился первый ребенок – Перва или Первой, второй – Второй или Вторак, третий – Третьяк и т. д.

По внешнему виду: Черный, Чернавка, Мал. По характеру: Добр, Храбр, Смеян, Умник. В какое время года рожден: Зим, Вешняк, Мороз.

 Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.

        На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.

Учитель: А что означают имена наших учеников?

Ученик:

Владислав — владеющий миром, славой;

Учитель:  А теперь давайте поиграем. Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, как могли называть этих детей в Древней Руси?

Девочка со светлыми волосами?

Учитель: Правильно, Светлана.

Мальчик, который любит прыгать?

Учитель: Правильно, Прыгунок.

Любитель мяса?

Учитель: Правильно, Мясоед.

Мальчик, родившийся третьим в семье?

Учитель: Правильно, Третьяк.

Учитель: Я предлагаю вам сделать ромашку , на лепестках которой написать своё имя, что оно означает, от чего образовано, фамилию, отчество, как вас называют друзья или как вам хотелось бы, чтобы вас называли.

(Изготовление ромашек)

Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей –

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

— Ссориться так неприлично, —

Няня нам совет дала, —

И не имя красит личность –

Красит имя лишь дела.

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать,

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же Ваши, — знайте,

Все красивы – спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали?

Песня «Самый лучший класс»

nsportal.ru

Библиотечный урок «Откуда книга к нам пришла»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Архангельская школа»

УРОК НФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

«Откуда книги к нам пришли?..»

Разработала и провела:

библиотекарь Ананко А.В.

с.Архангельское

2018г.

Откуда книги к нам пришли?..

( урок информационной грамотности для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цели: Знакомство детей с историей возникновения и разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

Ход библиотечного урока

Библиотекарь:

— Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

1й выступающий:

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

2й выступающий:

Поэтому первой книгой был… ЧЕЛОВЕК!

3й выступающий:

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

4й выступающий:

— В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

1й выступающий:

— В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из

глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались… только книги!

2й выступающий:

— Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги. В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: ( Показать макет буквы ).

3й выступающий:

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла…

Библиотекарь:

Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась! Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки. Вам, ребята, интересно, где же все-таки впервые появилась книга?

4й выступающий:

Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии, на плодородных землях между реками Тигр и Евфрат возникли поселения древнейшего народа – шумеров города Ур и Урук. Именно здесь появился первый вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце.

1й выступающий:

Древние египтяне создали иероглифическую письменность примерно в 3100 г. до н.э. и пользовались ею в течение 3500 лет. Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок.

2й выступающий:

Первый настоящий алфавит был, вероятно, создан в 15 веке – народом, жившим на территории нынешней Сирии. Он состоял из 32 букв. Финикийцы сократили число букв до 22, этот алфавит распространился по всей территории Средиземноморья. От него произошли греческий, латинский, арабский и еврейский алфавиты. Английский алфавит ничем не отличается от латинского. В древнем латинском алфавите было 23 буквы. Жители большинства европейских стран до сих пор пользуются латинским алфавитом. В настоящее время это самый распространенный алфавит в мире.

3й выступающий:

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью.. Папирус тоже изобрели египтяне.

4й выступающий:

Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал, сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён.

1й выступающий:

Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Библиотекарь:

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты — берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах. По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах. А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появилась книга.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

1й выступающий:

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины. Первая русская печатная книга- «Апостол» – была выпущена 1марта

1564 года Иваном Фёдоровым.

Библиотекарь:

Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту — шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! В Париже – столице государства Франции — вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

Заключительный этап:

Библиотекарь:

— Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. На следующем уроке мы продолжим разговор о книгах, чтении, библиотеках и многом другом. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу.

infourok.ru

Классный час (1, 2, 3 класс) на тему: Откуда пришёл к нам «Новый год?»

       Цели занятия:1)познакомить  учащихся с историей празднования  Нового года,

                                  расширять кругозор учащихся;

                                2)воспитывать  уважение и интерес к народным традициям;

                                3) развивать творческие способности, чувство коллективизма.

       Оборудование: портрет Петра I, рисунок Деда Мороза,

                              изображение новогодней  ёлки, фонограмма песни

                             «Три белых коня».

                               Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

  1. Сообщение темы занятия.

 -Сегодня вы узнаете , откуда к нам пришла традиция отмечать Новый год, узнаете много интересного, вы будете петь песни, читать стихи, и в конце нашего занятия мы кое-что выполним.

3. –Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

-А какие ещё зимние месяцы вы знаете? (Январь, февраль)

-Давайте споём песню  про эти месяцы.

   Песня «Три белых коня».

  1. Стихи про Новый год.

ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД?

Новый год слетает с неба?

Или из лесу идёт?

Или из сугроба снега

К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой

На какой-нибудь звезде

Или прятался пушинкой

У Мороза в бороде?

Спать залез он в холодильник

Или к белочке в дупло…

Или в старенький будильник

Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:

На часах двенадцать бьёт…

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

(А.Усачёв)

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Ёлки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

     -Ребята, а  знаете ли  вы, откуда пришла к нам традиция праздновать  Новый  год?

    — А хотите узнать его историю ?

  1. История празднования Нового года.

          В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом  возрождения природы и ожиданием нового урожая.

          Древние славяне, как и многие другие народы, счёт времени вели по сезонам.

 Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта.

          В конце  Х века, в России , со времени введения христианства, начинали летоисчисление или с марта или со дня святой Пасхи.

В течение многих веков началом года по-прежнему считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с церковной традицией, великий князь Иоанн Васильевич (Иван III) утвердил гражданское начало нового года 1 сентября. Он отмечался в этот день более двухсот лет.

Последний раз 1 сентября Новый год праздновался в 1698 году.

   Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. В 7207 году (от сотворения мира, разумеется) Петр I одним махом разрешил все календарные неудобства. Ссылаясь на европейские народы, он издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека и 1 января вместо 1 сентября.          Праздновать  Новый  год  1 сентября  было  попросту  запрещено.


                                           

   15 декабря 1699 года под барабанный бой царский дьяк возвестил народу  на Красной площади  волю  вернувшегося из путешествия по Европе царя  о том, что:

   

                                                                   Указ:

 «Впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

   В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

    Считалось, что 1 января 1700 года является не только началом нового года, но и началом нового века, указ предписывал отметить это событие особенно торжественно.

31 декабря в 12 часов ночи Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету.    Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной».

   В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

     Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни.

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам современный Новый год.

6. Новогодние приметы.

   

  -Издревле в России существует несколько новогодних примет.

      О них нам расскажут ребята.

— если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев;

— не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;

— не отдавай долгов – весь год расплачиваться.

-девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

4.                   7. Загадка про Деда мороза

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это — клен, а это — ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз)

     Дед  Моро́з ( Моро́зко ) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.

    Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке.

  Родина Деда Мороза —  Великий Устюг.

   -А знаете ли вы, что в    разных странах и у разных народов существуют свои  новогодние и рождественские персонажи — аналоги русского Деда Мороза.

   В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове — красный колпак.

    В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.

   В Финляндии новогодний  дед носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.

В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

   Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.

      На Греции  Деда Мороза зовут Василис.Он ездит на осле и раздаёт подарки.

    В Италии  итальянские дети ожидают добрую фею Бефану. Она прилетает  в новогоднюю ночь на волшебной метле и наполняет подарками детские чулки и башмачки. А тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку соли или золы. А итальянского Деда Мороза зовут Паббо  Натале.

Под новый год в Италии выбрасывают все старые вещи.

       В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут.

     В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.

   В Чехии и Словакии к детям приходит весёлый человечек Микулаш. Он одевается в мохнатую шубу и высокую баранью шапку.

   Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый год. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года в Японии. По обычаю там запускают воздушного змея, а вместо ёлки ставят бамбук или сосну.

    -Вот такими необычными и загадочными бывают Деды Морозы в разных странах.

         8.Физминутка.    Игра «К нам идет Дед Мороз».

В этой игре предлагается сначала запомнить текст:

Идёт, идёт к нам Дед Мороз,

К нам Дед Мороз идёт.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несёт.

После того, как текст повторили, предлагается  заменять  слова на движения и жесты. Первые слова, которые заменяются, слово «мы». Вместо этих слов все показывают на себя. С каждым новым исполнением слов становится меньше, а жестов больше. Вместо слов»Дед Мороз» все показывают на дверь, слово «идет»заменяется ходьбой на месте, слово «знаем

указательным пальцем прикасаться ко лбу, слово «подарки» — жест, изображающий большой мешок. При последнем исполнении все слова исчезают, кроме предлогов и глагола «принесет».

        9. Викторина.

       

                -А сейчас проведём небольшую викторину.

  1. Какая красавица раз в году наряжается? (Ёлка.)
  2. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом? (Ель живет 300—400 лет. Ёлочки-долгожители могут жить до 500 лет.)

3. Родина елочки. (Лес.)

4.Назовите автора строк:

Дело было в январе,

Стояла ёлка на горе,

И возле этой ёлки

Бродили злые волки. (А.Л. Барто)

      5.Какой город объявлен географической родиной российского Деда Мороза? (Великий Устюг.)

6.Старинный ритуальный танец у ёлки. (Хоровод.)

7. Существо женского рода, развлекающее ёлочку песенками. (Метель.)

8.Довольно подозрительная, серая личность, пробегающая мимо ёлочки рысцой (Волк.)

9. Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала. (Снеговик.)

10. Новогодняя зажигалка. (Фейерверк.)

10. Загадка про ёлку.

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придёт,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут  ту гостью…

(Ёлка)

11. Поделка  «Новогодняя ёлочка».

-Вам понадобятся:

1) Цветная бумага (зелёная, коричневая, жёлтая, красная, синяя)

2) Карандаш

3) Ножницы

4) Клей

5) (по желанию) Блестки, мишура .

1) Обведите на зеленой бумаге ладошку .

2) Вырежьте ее и сделайте много бумажных ладошек (в зависимости от размера вашей елочки).

3) Нарисуйте форму елки на большом листе бумаги.

4) Вырежьте небольшой прямоугольник (ствол елочки) из темно-коричневой бумаги и приклейте.

5) Приклейте бумажные ладошки «пальчиками» вниз (смазывая клеем только «запястье») на основу, начиная снизу.

6) Приклеивайте каждый последующий ряд так, что бы «пальцы» прикрывали линию приклеивания, а число «ладошек» постепенно уменьшайте.

7) Вырежьте звезду из желтой бумаги и приклейте в качестве верхушки. Можно написать поздравление.

8) Украсьте елочку шарами из бумаги, блестками или мишурой. Можно сделать елочку без фона, для этого предварительно нужно вырезаться основу-треугольник.

12. Итог занятия.

-На этом наше занятие подошло к концу.

-Понравилось вам наше занятие?

-Что нового вы узнали?

          -Я желаю вам весело провести Новый год.

                                                                   Указ:

 «Впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

   В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

(В знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т.е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».)

nsportal.ru

Презентация по теме: Проектная работа «ОТКУДА К НАМ ПРИШЛА КНИГА»

Читать книги любят все. Книги помогают познать окружающий мир, узнать, о давно прошедших временах.

Читая сказку, рассматривая иллюстрацию, нам стало интересно, кто и как сделал книгу. Какой путь прошла книга, сколько людей принимали участие в её создании.

  1. Книги печатают на бумаге. А из чего делают бумагу? Из дерева. В нашей стране много лесов, но это не значит, что их нужно уничтожать.

 

 

 

Существуют специальные службы, которые строго следят за тем, чтобы не вырубить больше деревьев, чем нужно.

Мы , в школе, собираем макулатуру, чтобы сберечь деревья.

Старые газеты и журналы на специальных заводах перерабатывают и делают бумагу. Ученики нашего класса соревнуются, кто больше сдаст макулатуры.

2. Нелёгок труд писателя. Чтобы написать хорошую книгу, нужно много знать и уметь передать свои знания другим людям в  виде сказок, стихотворений, рассказов.

 

 

3. Многие книги выпускают с яркими, красочными картинками (иллюстрациями).

Иллюстрации к книгам создаёт художник, который должен хорошо знать содержание книги. Иллюстрации помогают читателям лучше понимать содержание прочитанного, ярче представить события и героев.

 

4. Чтобы напечатать книгу, надо подготовить бумагу. На книжную фабрику она поступает в больших рулонах.

На специальных станках бумагу разрезают на листы нужного размера.

 

Прежде чем книги отпечатают в типографии (на книжной фабрике), они поступают в издательство. Здесь рукопись писателя и иллюстрации художника проверяют и   готовят к передаче на книжную фабрику.

5. А это книжная фабрика, на ней трудится много рабочих и инженеров.

Подготовленные в издательстве рукописи попадают в наборный цех. Здесь их  готовят к печати.

6. Современная техника пришла на помощь людям и при изготовлении цветных иллюстраций. В печатную машину закладывают подготовленную бумагу и специальные краски. Так получается печатный текст и цветное изображение.

7. Чтобы листы не рассыпались и не растерялись, их нужно скрепить друг с другом. Это делают в переплётном цехе.

8. Когда книжный блок готов, его вставляют в подготовленный переплёт и закрепляют. Вот уже книга и готова.

Её упаковывают и отправляют в книжные магазины.

В книжном магазине продавцы всегда помогут выбрать нужную книгу.

 

9. Если нужной книги нет в магазине, её можно поискать в библиотеке.

Библиотекарь выдаст   книгу. Запишет её на ваше имя в специальную карточку, и вы сможете почитать её дома. Наш класс записан в школьную библиотеку, а многие и в районную.

В каждой библиотеке есть читальный зал, там тоже можно почитать книги и журналы.

10. Все знают, что книги нужно беречь, аккуратно с ними обращаться, осторожно перелистывать, чтобы не порвать страницы. А если с книгой случилась беда, мы всегда приходим ей на помощь. Вот так работает «книжкина больница»

11. Когда-то, давным давно, книги не печатались, а писались и рисовались от руки. В то время книги были большой редкостью и стоили очень дорого. Об этом подробнее мы узнаем в 3классе. Нам очень интересно как это было?!

nsportal.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: Внеклассное мероприятие на тему: «Откуда пришли к нам наши имена»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 132» г. Омска

Внеклассное мероприятие

Тема: Откуда пришли к нам наши имена.

                             

                                                                                                                                                                                                            

        

 

Составила: Зюзина Н.О.,

 учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 132» г. Омска

2010

Тема:  Откуда пришли к нам наши имена.

Цель: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.

Задачи: — познакомить детей с историей возникновения имен;

               — на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;

               — воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.

Форма:  беседа с демонстрацией слайдов, драматизация.

Тип:  обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Методы:  репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.

Системность:  плановое мероприятие.

Место проведения:  классная комната.

Контингент:  учащиеся 2 класса.

Участник: учитель начальных классов.

Оборудование  и технические  средства:  презентация «Откуда пришли наши имена»; ТСО.

Предварительная подготовка: оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения; создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.

                                                  Ход мероприятия:

  1. Постановка учебной задачи.

(слайд 1, 2)

Учитель: 

— Отгадайте загадку: нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.

Ученики: имя.

— Сегодня у нас необычный день —  праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.

  1. Имя имеет смысл! (слайд 3)
  1. Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен.

Учитель: Отгадайте загадку. (слайд 4)

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это – доктор…

Дети: Айболит.

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Дети: Ай и болит.

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.

(слайд 5)

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу …

Дети: Золушка.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

Учитель: (слайд 6)

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?…

Дети: Незнайка.

Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.

Игровой момент.

«Кто грамотнее?»

Кто грамотнее напишет имена героев сказок:

Дед Мороз, Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Карлсон, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Синдбад Мореход, Карлик Нос, Чиполлино, Серый Волк.

  1. Почему вас так назвали?

Учитель: Родился ребенок. Родители дают ему имя.

Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,

                     В котором нет ни смысла, ни значенья,

                     Конечно, нет.

                     И в именах есть тайна,

Ученик 2.   И таинство есть имя нареченье.

                     И вот мы сами, силами своими,

                     Осознаем в начале нашего века:

                     Не человек себе находит имя,

                     А имя выбирает человека.  

Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.

Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя. Имя дают ребенку родители.

Обсуждение результатов исследования: «Почему вас так назвали?»

Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.

Ученик: Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и, по какой причине каждый получил свое имя.

        Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Андрей (2 человека), Кристина (2 человека), Анастасия (2 человека). Есть в классе дети и с очень редкими именами, например, Влада, Богдан, Камила, Егор. Такие имена в нашей школе среди второклассников больше не встречаются.

        Оказалось, что имена наши одноклассники получили благодаря выбору мам, пап, 8 человек назвали в честь прабабушек или прадедушек, еще 5 в честь других известных имен, а 5 человек получили свои имена по «Святцам». Значит, источников имен очень много. (слайд 8)

Игровой момент.

1) Игра- аукцион «Кто больше?»        

    Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.

Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.

  1. «Кто быстрее?»

К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.

Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).

Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).

Назовите полные имена.

  1. У каждого имени есть своя история и родина!

Учитель: Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа.  Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение.

        В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные черты называемого или что-либо из окружающего мира, так же закреплялись слова, отражающие трудности и даже отношение родителей к ребёнку. Эти имена первичные и возникать они могли каждый раз из любых слов. Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.

        Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправится в далекое путешествие на «машине времени». Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.

        Начнем наше путешествие с Древней Италии, Родины имен Юлия, Марина, Константин и Сергей. (слайд 10)

        Попросил жительницу Древнего Рима рассказать о том, как давали детям имена в ее стране в те далекие времена.

Ученица в костюме жительницы Древнего Рима: В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище – индивидуальное имя. Личных имен в Риме было немного.

Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам. Иногда кроме имени, употребляемого в обиходе, имелось тайное или священное имя.

        Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.

Учитель: А что означают имена наших учеников?

Ученица в костюме жительницы Древнего Рима: (слайд 11)

Юлия — кудрявая, пушистая;

Марина – морская;

Константин – стойкий, постоянный;

Сергей – высокий, высокочтимый.

Учитель: Как вы думаете, какие качества человека ценили жители Древнего Рима?

Ученики: Мужчина – стойкий, высокий, хороший воин. У женщин ценились красота, возможно мягкость характера. (слайд 12)

Учитель: Отправляемся в путь! Мы в Древней Иудее. Это родина имен Мария, Анна, Елизавета, Илья, Ильяс и Данила. Попросим жительницу Древней Иудеи рассказать нам о традициях имени в этой стране.(слайд 13)

Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи: В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери.

        В Древней Иудее выбор имени для новорожденного было делом очень ответственным. Имя должно соответствовать особенностям души человека, и поэтому, когда родители выбирают имя своему ребенку, Бог посылает им свыше пророческое наитие. Имя считалось отпечатком личности человека!

        Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов.

        Некоторые современные имена, которые дошли до вас имеют религиозное значение. Имена Даниил, Илья, Мария, Елизавета, Анна — библейские. В Библии имя совсем не было случайным; имя — определяло место, которое должен занимать в мире его носитель: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.

Учитель: Как можно объяснить имена наших учеников?

Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи:

Мария — горькая, любимая, мать Иисуса;

Анна – благодать;

Елизавета — почитающая Бога;

Илья — сила Божья;

Ильяс — любимец Бога;

Данила — Божий суд. (слайд 13)

Учитель: Что в Древней Иудеи стало основой для именования детей?

Ученики: Религия, вера в бога. (слайд 14)

Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. О тайне каких имен, нам поведает эта страна?

Ученики читают: Анастасия, Ангелина, Ксения, Андрей, Артем, Никита, Кристина и Екатерина. (слайд 15)

Учитель: Приглашаем жителя Древней Греции, рассказать о традициях имени его древней страны.

Ученик  в костюме жителя Древней Греции: Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.

        Детям   давали   имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.

Учитель: Не мог бы ты нам рассказать о тайне имен наших учеников?

Ученик  в костюме жителя Древней Греции: Анастасия – воскресение; Ангелина – ангельская; Ксения — чужестранка, гостья; Кристина — посвященная Христу; Екатерина — чистая, почитающая Бога; Андрей – мужчина; Артём — невредимый, здоровый; Никита – победитель; Инна — бурный поток.

Учитель: Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?

Ученики: Женщина должна была  почитать Бога, быть богобоязненной, а      у мужчины ценились стремление к  победе, стойкость, здоровье, сила. (слайд 16)

Учитель: Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну еще трех имен. (слайд -17) Имена Влада, Богдан и Егор – древнерусские или славянские. О тайнах, которые скрываются за этими именами, нам расскажет житель Древней Руси.

Ученик  в костюме жителя Древней Руси: В Древней Руси ребенку давали народное имя. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Имена придумывались и по другим внешним признакам — росту, особенностям телосложения и проч. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.

        На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.

        С возникновением христианства имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера и на многое-многое другое. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Учитель: А что означают имена наших учеников?

Ученик:

Влада — владеющая миром, славой;

Богдан — Данный Богом;

Егор — русская народная форма древнегреческого имени Григорий – «земледелец».

Учитель: (слайд 18) А теперь давайте поиграем. Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, как могли называть этих детей в Древней Руси?

Девочка со светлыми волосами?

Учитель: Правильно, Светлана.

Мальчик, который любит прыгать?

Учитель: Правильно, Прыгунок.

Любитель мяса?

Учитель: Правильно, Мясоед.

Мальчик, родившийся третьим в семье?

Учитель: Правильно, Третьяк.

Учитель: У нас на сегодня осталась последняя неразгаданная загадка, а откроет нам тайну своего имени представительница очень красивого имени – Камила.

Камила: Мое имя имеет арабское происхождение и обозначает «совершенная». (слайд 19) (Возможен рассказ об истории имен в древней Персии).

Игровой момент.

Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.

Скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)

Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)

Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)

Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)

  1. Что в имени тебе моём?

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали об имени?

Ученики делают выводы по теме. Выводы дополняются, уточняются с использованием слайда 20.

        

Литература:

1. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1985.

2. «Введение в историю» книга для учителя. Саплина Е.В., Саплина А.И.

3. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *