cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Оркестр народных инструментов создал кто: История оркестра русских народных инструментов

История оркестра русских народных инструментов

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент — балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту — ревностному пропагандисту русской народной музыки — Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Заказать инструментовку для оркестра русских народных инструментов

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент — балалайку-контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки — в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов — с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, — Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры — малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева — теперь уже оркестра — на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты — свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор — основатель «могучей кучки» — М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно — и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.

В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы — Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом — там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным — от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего — флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры

Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +

Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас

II. Балалайки

Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас

III. Гусли

Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +

IV. Гармоники

Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты

Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты

Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.

Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.

Примечание. +Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

Оркестр русских народных инструментов: история, произведения, интересные факты

Оркестр русских народных инструментов

 

Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом.  К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. 

 

 

Что такое оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России.

Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.

 К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.

  • Семейство домр включает в себя такие разновидности, как пикколо, малые, альтовые и басовые.
  • Балалайки тоже делятся на подвиды, такие как примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.
  • Из большого разнообразия гуслей в народном оркестре в основном используются стационарные варианты: клавишные и щипковые, но иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто называют звончатые гусли.

Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки — окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.

Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.

Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.

 

 

Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов

В. Андреев. Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц». Эту композицию на тему народной плясовой Андреев написал после того, как в 1912 году побывал в творческой экспедиции в северных регионах России. Там юный балалаечник по имени Миша по просьбе Василия Васильевича так виртуозно и необычно сыграл популярную песенку, что своим исполнением вдохновил маэстро на создание эффектного произведения, помимо темы, включающего шесть задорных вариаций.

В. Андреев Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц» (слушать)

В. Биберган. Вальс «Посвящение В.В. Андрееву». Задушевная композиция, написанная современным российским композитором Вадимом Биберганом в стиле произведений выдающегося Василия Андреева. Этот вальс, созданный в 1983 году для кинофильма «Васса» и впоследствии ставший самостоятельным концертным произведением, всегда восторженно принимается слушателями.

В. Биберган Вальс «Посвящение В.В. Андрееву» (слушать)

А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки». Зажигательное произведение, в основу которого легла плясовая таборная песня, появившаяся и сразу ставшая популярной в первом десятилетии двадцатого века. Автором весёлой композиции является Александр Шалов – талантливый музыкант, виртуоз – балалаечник, создавший многочисленные обработки народных мелодий не только для любимого инструмента, но и народного оркестра.

А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки» (слушать)

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Эту проникновенную композицию, завоевавшую большую любовь аудитории, называют самым известным киновальсом. Она восхитительно звучит не только в исполнении симфонического, но и народного оркестра.

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушать)

Г. Свиридов «Тройка». Яркая музыкальная иллюстрация, сочинённая Георгием Свиридовым к фильму по повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», снятого режиссёром Владимиром Басовым. Вошедшая в сюиту с одноимённым названием, она, изначально написанная для симфонического оркестра, приобрела также большую популярность в переложении для народного оркестра.

Г. Свиридов «Тройка» (слушать)

 

 

История

История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.

Василий Андреев появился на свет в 1861 году в небольшом городке Бежецке, расположенном Тверской губернии. Отец семейства — Василий Андреевич Андреев, причисляемый к купечеству первой гильдии, обладал весьма приличным состоянием. Мать мальчика – Софья Михайловна, принадлежавшая к старинному дворянскому, но обедневшему роду, была хорошо образована, что вызывало большую гордость у мужа, который стремился к более достойному, нежели купеческий, благородному образу жизни. В доме Андреевых постоянно звучала музыка, поэтому мальчик рос в благоприятной творческой обстановке.

Обладая незаурядными музыкальными способностями, он с раннего возраста стал самостоятельно осваивать разные инструменты, причём те, которые он находил в комнате слуг. Людская была излюбленным местом, куда маленький Васенька прятался от своих гувернанток. Там всегда было очень весело и интересно: девушки пели песни, а в маленьком шкафу прятали, привлекавшую его внимание, удивительную гармонь. Вскоре мать, заметив музыкальные увлечения сына и одобрительно к этому относившаяся, стала дарить ему разные инструменты.

Сначала была гармошка, затем гитара и настоящая итальянская мандолина. Все инструменты Василий осваивал быстро и с большим увлечением. После смерти главы семейства мать и сын, которому исполнилось семь лет, переехали в имение Марьино – родовое поместье Софьи Михайловны, находившееся в ста километрах от Бежецка. Вот здесь в деревенской обстановке, интерес к народной музыке у мальчика возрос ещё больше.  Он тайком убегал в деревню и там, у крестьян учился играть на разных музыкальных инструментах: рожках, свирели, жалейке и балалайке, которую освоил так, что в исполнении превзошёл своих учителей – деревенских пастухов.

Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть.

Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.

Постоянно размышляя об усовершенствовании народного инструмента, в следующем 1885 году Василий Васильевич впервые решился обратиться к настоящему скрипичному мастеру, каким был Владимир Васильевич Иванов. После упорных уговоров, концертная балалайка по заранее заготовленным чертежам, с корпусом из ценных пород деревьев, всё же была изготовлена. В конце 1886 года этот модернизированный инструмент, блестяще прозвучавший в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга, сразу превратил виртуоза – балалаечника Андреева в кумира, игрой которого восхищались посетители великосветских салонов. Но обрушившийся на Василия Васильевича успех не только обрадовал музыканта, но и озадачил. У многих слушателей его выразительное и темпераментное исполнение вызывало желание попробовать также, однако тут же возникал вопрос без ответа: где брать хорошие инструменты, на которых можно было бы обучать тех, кто изволил освоить «мужицкую балалайку».

 Василий Васильевич вновь сел за чертежи, но на этот раз обратился к Францу Станиславовичу Пасербскому – придворному мастеру – конструктору музыкальных инструментов. Так в 1886 году была изготовлена первая пятиладовая балалайка с врезными порожками, а в следующем году появился модернизированный двенадцатиладовый инструмент с хроматическим строем.

К тому времени Андреев вокруг себя сплотил круг единомышленников, таких же энтузиастов, как их учитель, у которого постоянно возникали новые идеи. По его заказу Пасербский изготовил комплект балалаек, включающий в себя следующие разновидности: дискант, пикколо, альт, тенор и бас, а немного позднее он сделал секунду и контрабас. Эти инструменты нужны были для создания ансамбля, впоследствии названого «Кружок любителей игры на балалайке». Первое концертное выступление необычного для публики музыкального коллектива, включавшего в себя восемь исполнителей, состоялось в Петербурге 20 марта 1888 года в зале Городского Кредитного общества. Затем в 1891 году было гастрольное турне по городам России, а в 1892 году ансамбль впервые выехал за границу — в Париж.

Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. Помимо этого был реконструирован, изначально принятый за домру инструмент, найденный в Вятской губернии. Далее после включения в состав ансамбля целого семейства подобных инструментов, изготовленных талантливым мастером C.И. Налимовым и усовершенствованных гуслей, было принято решение: коллектив, весьма разросшийся количественно, переименовать в «Великорусский оркестр». Однако на этом модернизация не закончилась. С 1897 года в оркестр стали вводить духовые народные инструменты, такие как жалейка, брёлка и свирель.

Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.

После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.

 

 

Интересные факты

  • В середине XVIII века все скоморошьи балалайки, гудки, дудки и гусли были запрещены по решению Стоглавого собора, а почти через сто лет, в 1648 году по повелению Патриарха Никона, названные языческими и бесовскими, они были принудительно собраны и в большом костре сожжены на берегу Москва-реки. Невзирая на запугивание властей, народ в тайниках сохранил любимые инструменты.
  • Василий Андреев, несмотря на то, что обладал замечательными способностями, музыкальную грамоту начал изучать довольно поздно, и в четырнадцать лет, не зная нот, он по слуху играл на двенадцати инструментах.
  • Когда Андреев в 1885 году обратился к скрипичному мастеру Владимиру Васильевичу Иванову с просьбой об изготовлении балалайки, то встретил весьма неожиданную реакцию. Мастер обиделся, перестал разговаривать и вышел из комнаты. Несмотря на возникшую неловкую ситуацию, Василию Васильевичу всё же удалось уговорить его на создание балалайки, но с условием: Андреев никогда никому не расскажет, кто сделал этот инструмент.
  • Днём рождения русского оркестра народных инструментов считается 20 марта. В этот день в 1888 году состоялось первое выступление, созданного Василием Андреевым «Кружка любителей игры на балалайке».
  • Андреев для участия в выступлениях своего коллектива всегда приглашал выдающихся оперных певцов, таких как Ф. Шаляпин и Е. Катульская. «Цыганщину» и лёгкий жанр в программы концертов Василий Васильевич не допускал.

  • Несмотря на то, что Чайковский, побывав в 1889 году на концерте ансамбля Андреева, с большим восхищением отзывался об этом выступлении, родственники композитора впоследствии запрещали музыкальному коллективу исполнять произведения Петра Ильича на концертах и даже угрожали судебными разбирательствами, если требование будет проигнорировано.
  • В 1900 году концерты оркестра Андреева на Всемирной выставке в Париже имели такой успех, что руководитель коллектива был удостоен множества наград. Ему вручили орден Почетного легиона, золотую медаль Выставки, а также избрали действительным членом Французской Академии изящных искусств.
  • Впервые грампластинка с записью Великорусского оркестра под управлением Андреева была выпущена в США в 1911 году после гастролей коллектива по Америке и Канаде.
  • Выступления Андреевского оркестра оказали большое влияние на музыкальную жизнь за рубежом. Там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом.
  • Через десять лет после первого выступления «Кружка любителей игры на балалайке», представителей высшего общества, увлечённых музицированием на «мужицком инструменте», только в Санкт-Петербурге насчитывалось более двадцати тысяч, причём не только мужчин, но и женщин.
  • После концертов Андреевского оркестра в Англии, в лондонских фешенебельных ресторанах зазвучала русская музыка, а песня «Эй, ухнем» стала настоящим хитом.

 

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Оркестр русских народных инструментов

Оркестр | музыка | Британика

оркестр

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Йозеф Гайдн Рихард Вагнер Джордж Гершвин Петр Ильич Чайковский Иоганнес Брамс
Похожие темы:
гамелан колотомическая структура симфонический оркестр пи фат махори

Посмотреть весь связанный контент →

оркестр , инструментальный ансамбль разного размера и состава. Хотя в применении к различным ансамблям, встречающимся в западной и незападной музыке, оркестр в прямом смысле обычно относится к типичному западному музыкальному ансамблю смычковых струнных инструментов, дополненных духовыми и ударными инструментами, которые, по крайней мере, в струнной части, имеют более одного игрока за часть. Слово происходит от греческого orchēstra, круговая часть древнегреческого театра перед авансценой, в которой выступали танцоры и инструменталисты.

Предшественники современного симфонического оркестра появились около 1600 года, наиболее заметным ранним примером является ансамбль, необходимый в опере итальянского композитора Клаудио Монтеверди « Орфей». В конце 17 века французский композитор Жан-Батист Люлли дирижировал для королевского двора оркестром, в котором преобладали струнные инструменты, но в том числе деревянные духовые, такие как гобои и фаготы, а иногда также флейты и валторны. В 18 веке в Германии Иоганн Стамиц и другие композиторы так называемой Мангеймской школы создали основной состав современного симфонического оркестра: четыре секции, состоящие из деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы), медных духовых (валторны и трубы). ), ударные (два литавра) и струнные (первая и вторая скрипки, альты, виолончели и контрабасы). Кларнеты были приняты в оркестр в этот период, в то время как более ранние опоры, такие как клавесин, лютня и теорба (басовая лютня), постепенно выходили из употребления.

More From Britannica

Западная музыка: Оркестровая музыка

XIX век был плодотворным периодом для оркестра. Количество деревянных духовых было увеличено с двух до трех или четырех для каждого инструмента, а духовая секция была дополнена третьей трубой, третьим и четвертым валторнами и тромбонами. Такие композиторы, как Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Николай Римский-Корсаков и — в 20-м веке — Рихард Штраус, Густав Малер и Игорь Стравинский постулировали, а во многих случаях и создавали оркестры беспрецедентного размера и тональных ресурсов. Большой оркестр, типичный для конца 19го до середины 20-го века включал в себя в среднем 100 исполнителей и мог включать широкий спектр инструментов и устройств, необходимых для конкретных произведений. Однако в 1920-х годах многие композиторы начали обращаться к меньшим камерным ансамблям, иногда сохраняя, а иногда отказываясь от традиционных инструментальных дополнений.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Элисон Элдридж.

Эволюция оркестра — Ретроспектива музыки

Эволюция оркестра

Оркестр — «Смешанный коллектив инструменталистов для исполнения симфонических и других произведений»

~Краткий Оксфордский музыкальный словарь


в происхождении, и первоначально означало место, где пел и танцевал греческий хор. Этот термин возродился в конце 17 века и стал обозначать самих игроков. Оркестры берут свое начало от супругов 16 века, работающих в дворянских домах, и до групп инструменталистов, специально собираемых для важных случаев. После этого формирование и эволюция оркестров прослеживаются в четыре периода.

Содержание

  1. 1 Барочный оркестр (16.00-1760)
  2. 2 Классический оркестр (1750-18.30)
  3. 3 Романтический оркестр (1815-1910)
  4. 4 Современный симфонический оркестр (наст. )


Барочный оркестр (1600-1760)

В музыке барокко струнные играли самую важную роль. В барочных оркестрах было от 10 до 30 исполнителей, преимущественно струнных. В барочном оркестре струнные и духовые мелодично и ритмично играли одну и ту же музыку. Деревянные духовые и духовые инструменты использовались как мелодические инструменты, но позже они использовались в основном для поддержания гармонии. В эпоху барокко оркестр не был стандартизирован по размеру. Между различными европейскими регионами существовали большие различия в размерах, инструментах и ​​​​стилях игры — и, следовательно, в оркестровых звуковых ландшафтах и ​​палитрах. «Оркестр в стиле барокко» варьировался от небольших оркестров или ансамблей с одним исполнителем на партию до более крупных оркестров с большим количеством исполнителей на партию.


Образец музыки оркестра в стиле барокко


Классический оркестр (1750-1830)

Классические оркестры включали от 30 до 60 исполнителей в четырех секциях: струнные, деревянные духовые, духовые и ударные. Композиторы-классики использовали индивидуальные цвета тона инструментов и не рассматривали инструменты как взаимозаменяемые. Классическая пьеса отличается большим разнообразием и более быстрой сменой тона. Каждой части классического оркестра отводилась особая роль. Струнные были самой важной частью: первые скрипки большую часть времени исполняли мелодию, а нижние струны обеспечивали аккомпанемент. Деревянные духовые инструменты добавляли контрастных тонов и часто исполнялись мелодичные соло. Валторны и трубы придали мощи громким пассажам и наполнили гармонией, хотя основную мелодию они обычно не играют. Литавры использовались для ритмического прикуса и акцента. В целом классический оркестр превратился в гибкий и красочный инструмент, которому композиторы могли доверить свои самые мощные и драматические музыкальные замыслы.

Образец классической оркестровой музыки



Романтический оркестр (1815-1910)

Романтические оркестры насчитывали до 100 и более исполнителей, в них чаще использовались медные духовые и фортепиано. Романтическая музыка как движение развилась из форматов, жанров и музыкальных идей, заложенных в более ранние периоды, такие как классический период, и пошел дальше во имя экспрессии и синкретизма разных арт-формы с музыкой. Романтизм не обязательно относится к романтической любви, хотя эта тема преобладала во многих произведениях, написанных в это время. период как в литературе, живописи или музыке. Романтизм последовал за путь, который привел к расширению формальных структур композиции изложены или, по крайней мере, созданы в общих чертах в более ранних периоды, и конечным результатом является то, что пьесы «понимаются» как более страстные и выразительные, оба к 19век и сегодняшний день аудитории. Из-за расширения формы (те элементы, формы, тональности, инструментария и т.п.) в пределах типичного композицию, а также возрастающую индивидуальность и выразительность новых композиторов нового века, стало легче идентифицировать художника на основе его работы или стиля.

Образец музыки романтического оркестра


Современный симфонический оркестр (настоящее время)

На этом изображении представлена ​​стандартная рассадка современного симфонического оркестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *