Музыкальные дидактические игры в средней группе: Музыкально-дидактические игры для средней группы | Учебно-методический материал (средняя группа) по теме:
Музыкально-дидактические игры для средней группы | Учебно-методический материал (средняя группа) по теме:
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие чувства ритма
СРЕДНЯЯ группа
- «Дятел», «Эхо»
Цель: Выстукивание заданного ритма.
Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.
- «К нам гости пришли»
Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей
Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:
Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно),
Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне),
Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек),
Птичка (летит под звон колокольчика).
- «Ритмический кубик»
Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.
Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:
1 – 1 бабочка
2 – 2 цветка
3 – 3 клубнички
4 – 4 листика
5 – 5 шишек
6 – 6 елочек
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие звуковысотного слуха
СРЕДНЯЯ группа
- «Кого встретил колобок»
Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.
Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.
«Заяц» — в высоком,
«Лиса» — в среднем,
«Медведь» — в низком
Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.
- «Лесенка»
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз
Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.
- «Лесенка-чудесенка»
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.
- «Песенки-картинки»
Цель: Закреплять с детьми знакомые песни
Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти
СРЕДНЯЯ группа
- Песня-танец-марш
Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку.
- Здороваться, прощаться песенкой
Цель: Побуждать детей к сочинению коротких мелодий
- Передай кубик
Цель: Побуждать детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст.
Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет:
Мы идем, мы идем, Тра-та-та,
Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля.
Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку:
Я иду, я иду,
Тра-та-та
Я пою, я пою
Тра-ля-ля
Я шагаю далеко
Раз, два, три
Я шагаю далеко
Посмотри
Я пою, я пою:
Баю-бай
Баю-бай, баю-бай
Засыпай
Баю, баю, баю
Куколку качаю
Баю-бай, баю-бай
Поскорее засыпа
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
СРЕДНЯЯ группа
«Кто как поет»
Цель: Повторять короткие звукоподражания за взрослыми
Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения:
Ясное солнышко
Рано встает
Песни петух
На заборе поет:
Ку-ка-ре-ку
Ку-ка-ре-ку
Свинка на завтрак
Ведет поросят
Круглые глазки
Как бусы блестят,
Хрю, хрю, хрю.
Утки спешат
Искупаться в пруду
Желтой цепочкой
По тропке идут,
Кря, кря, кря.
Скачет козленок
По траве:
Скок-скок.
Весело лает
У будки щенок:
Гав-гав.
Рыжий Бобик
Кошку Мурку напугал:
Гав-гав-гав.
Сссоры все пора забыть,
Лучше весело дружить
Долго не сердить, быстро помирись.
Вместе весело играли,
И друг друга догоняли:
Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры.
СРЕДНЯЯ группа
- «Музыкальный кубик»
Цель: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу. Доставить радость от совместной игры.
Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:
- Бубен
- Барабан
- Ложки
- Дудочка
- Колокольчик
- Маракас
(эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:
Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.
- «Кубик «Угадай-ка»»
Цель: учится подражать звучанию различных предметов голосом.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай,
Кто пришел к нам, угадай!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д.
«Кубик — оркестр»
Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.
- «Кубики-календарики»
Цель: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих вней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.
Ход игры: На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:
Календарик мы листаем,
Кубик другу отправляем,
К кому кубик попадает
Тот стишок нам всем читает!
Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака «Круглый год».
Картотека музыкально-дидактических игр (для средней группы) | Картотека по музыке (средняя группа) на тему:
Картотека музыкально-дидактических игр
(для средней группы)
Цель: определение характера музыки.
- Три цветка
- Зайцы
- День рождения
- Солнышко и тучка
Цель: развитие чувства ритма.
1) Веселая гимнастика
2) Сороконожка
3) Большие и маленькие
4) Определи по ритму
Цель: развитие звуковысотного слуха.
- В лесу
- Кого встретил Колобок?
- Кто в домике живет?
- Найди и покажи
- Найди маму
- Музыкальные домики
Цель: развитие динамического слуха.
- Море
Цель: развитие темпоритма .
- Музыкальная карусель.
Цель: развитие динамического слуха.
- Тихо-громко
Цель: развитие тембрового слуха.
- Узнай, какой инструмент звучит?
Три цветка
Цель: определение характера музыки.
Игровой материал:
Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры: 1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Зайцы
Цель: определение характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.
День рождения
Цель: определение характера музыки.
Игровой материал:
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Ход игры:
Муз. рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение
о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Солнышко и тучка
Цель: определение характера музыки (веселая, спокойная, грустная).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым.
«Веселая гимнастика»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап, кап! (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры:
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Большие и маленькие
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
— Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
Определи по ритму
Цель: Развитие чувства ритма.
Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.
Рекомендуемые попевки:
«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»
Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.
Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!
Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!
Деткам спать не даешь? Капай, капай,
Не жалей !
В ритмических рисунках короткие столбики обозначают короткие звуки, длинные столбики – длинные звуки.
Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.
Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки. Игровая цель: Угадывать первым.
В лесу
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
Кого встретил колобок?
Цель: развитие звуковысотного слуха (регистры: высокий, средний, низкий).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т. д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
Кто в домике живет?
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Кто в домике живёт?
Цель: развивать звуковысотный слух.
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит домик. Педагог начинает рассказ: «В одном домике жили курица с цыплятами, кошка с котятами, уточка с утятами, собака со щенятами, гусь с гусятами и т.д. Однажды мамы пошли по своим делам, а дети спрятались. Первой пришла мама курица и стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята?» (поёт на «до» первой октавы). Ребёнок, у которого на карточке изображён цыплёнок, поёт: «Пи-пи-пи, я здесь» («до» второй октавы), вставляет карточку в окошко домика. Затем так же остальные мамы зовут своих детей, а дети, у которых соответствующая карточка, отвечает: «Кря-кря», «Га-га», «Тяф-тяф», «Мяу-мяу» и т.д.
Найди и покажи
Цель: развитие звуковысотного слуха (ре – ля).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т. д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки (ре-ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.
Найди маму
Цель: Развитие звуковысотного слуха (различать звуки в пределах октавы ре1 – ре2).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т. д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки (ре – ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.
Музыкальные домики
Описание дидактической игры: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти.
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом — с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.
Море
Цель: развитие динамического слуха.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н. Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо, громко, не слишком громко, очень громко и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Музыкальная карусель
Цель: развитие темпоритма.
Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т. д.
— Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель: Принять участие в хороводе.
Тихо-громко
Цель: развитие динамического слуха.
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.
Рекомендуемые цветовые сочетания:
Для старших групп: для младших групп:
Голубой – синий — темно-синий голубой – синий
Розовый – красный – бордовый розовый – красный
Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый
Муз.рук.: По-разному музыка может звучать.
Оттенки ее научись различать.
Громко и тихо я буду напевать,
Слушать внимательно, чтоб отгадать.
Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
Игровая цель: Угадать первым.
Узнай, какой инструмент звучит?
Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.
Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.
Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.
3 Забавные музыкальные игры и мероприятия для средней школы
Дети начинают обучение в средней школе в возрасте 11 лет, будучи еще подростками, проявляя детское любопытство. К тому времени, как они заканчивают среднюю школу в возрасте 13 лет, они становятся полноценными подростками. В некоторых случаях они уже находятся на образовательном пути, который приведет к их будущей карьере. По этой причине средняя школа — лучшее время, чтобы привить своим ученикам любовь к музыке.
Как учитель, вы можете подготовить их к жизни, развивая их творческие способности в этом критическом возрасте. Один из лучших способов сделать это — веселые музыкальные игры для средней школы.
Помните, когда вы стали подростком? Бьюсь об заклад, вы вспомните группы, которые вы любили, с постерами на стене вашей спальни. Прослушивание этой музыки сейчас обязательно вызовет сильные воспоминания. Музыка — важная часть взросления. Как учитель музыки, вы можете сделать так, чтобы ваши ученики также брали музыку с собой по мере их взросления.
В этой статье мы представляем три музыкальных занятия для средней школы. Цель состоит в том, чтобы сделать ваши уроки музыки более творческими. Это отличный способ помочь молодым людям в процессе перехода от ребенка к подростку.
Чему вы научитесь?
- 1. Опишите, что вы слышите
- 2. Сочините рэп
- 3. Создайте ритм-исполнение «Stomp»
творчески подходить к языку.
Это отличный способ помочь им слушать и концентрироваться, навыки, которые будут ценны во всех сферах их жизни. Эта деятельность лучше всего подходит для старших школьников, которые имеют некоторые навыки чтения нот.
ЗАДАНИЕ:
Откройте приложение Solfeg.io и подготовьте три или четыре песни. Мы рекомендуем использовать контрастные песни, такие как Sweet Dreams Мэрилина Мэнсона, Lose Yourself Эминема и Rolling in the Deep Адель. Если любимые песни ваших учеников есть на Solfeg.io, включите одну из них. Разместите несколько маркеров для белой доски в доступном для учащихся месте.
Это наше приложение на картинке, вы можете попробовать его БЕСПЛАТНО!
Запустить приложение Solfeg.io
Воспроизведите песню на Solfeg.io, не показывая учащимся экран. Они не должны видеть название песни или нотацию. Студенты должны использовать отдельные слова, чтобы описать то, что они слышат. Вместо того, чтобы называть слова, они должны подойти и написать их на доске. Это популярная игра, потому что большинству учеников нравится, что они могут встать в любое время, когда захотят написать слово на доске.
К концу песни на доске должно быть много описательных слов. Затем поработайте всем классом и сгруппируйте слова по категориям. Определите слова, которые относятся к ритму, мелодии, темпу, инструментам и так далее. В этот момент снова воспроизведите песню, показав экран своим ученикам. Поощряйте их идентифицировать визуальные элементы в нотной записи, которые они уже заметили, слушая.
После этого очистите доску и воспроизведите следующую запись. К концу урока учащиеся смогут внимательно слушать и творчески описывать музыку.
2. Сочинить рэп
Композиторство – один из самых творческих видов музыкальной деятельности. Это не ограничивается студентами, которые уже умеют читать и писать музыку. С некоторыми изменениями вы можете использовать композицию на уроках музыки для большинства возрастных групп. Многие дети среднего школьного возраста не умеют читать и писать музыку. По этой причине рэп — отличный жанр для творческой деятельности композитора.
ЗАДАНИЕ:
Разделите учащихся на пары или небольшие группы в зависимости от размера класса. Вы можете либо выбрать темы рэпа, либо позволить студентам придумать свои собственные. Один из советов — написать на доске список из четырех или пяти тем, из которых учащиеся могут выбирать.
Рэп-композиции учащихся должны следовать определенной схеме рифмовки. Приведите им несколько примеров. Простые схемы включают ABBA и AABB. Они могут использовать другую схему, но они должны быть последовательными, а схема рифмовки должна быть очевидной.
Дайте учащимся время поработать в парах или группах и составить рэп. Скажите им, как долго им придется работать над этим, и предложите им попытаться закончить свой рэп за отведенное время. Как только время истечет, настройте класс для выступления. Подготовьте рэп-минусовку на YouTube. Каждая группа должна выйти перед классом и исполнить свой рэп под фонограмму.
В этом сочинении учащиеся создают композицию, не читая ноты. Им понравится слушать рэп друг друга.
3. Создать ритмическое представление «Stomp»
Это еще одно творческое сочинение, которое отлично подходит для средней школы. В отличие от рэп-деятельности, в этой игре учащиеся не могут использовать свой голос. Они должны создавать свои собственные инструменты и играть на них.
Найдите Stomp Live на YouTube. Разыграйте учащимся примеры прекрасного перкуссионного исполнения этой группы. Ансамбль Stomp использует такие предметы, как метлы и крышки мусорных баков, играя на них как на музыкальных инструментах для создания представлений. Ваши ученики будут поражены их ритмичным и захватывающим шоу.
ЗАДАНИЕ:
Разделите класс на группы по пять-шесть учеников. Сначала они должны найти предметы, которые можно использовать в качестве ударных инструментов. Если в вашей школе есть сад или другое открытое пространство, хорошей идеей будет позволить учащимся выйти на улицу и поискать предметы.
Вам нужно будет сказать им, что, конечно же, они не могут брать предметы, принадлежащие другим людям. Дайте им 10 минут, чтобы собрать предметы. Вернувшись в класс, они должны работать в своих группах, чтобы создать перкуссионную композицию, вдохновленную Stomp. Дайте им четкий срок для этого. Когда они закончат подготовку своих произведений, попросите их выступить перед остальным классом.
Эти три музыкальные игры для средней школы стимулируют творчество ваших учеников. Учить их описывать музыку, сочинять рэп и создавать музыку из предметов повседневного обихода — все это отличные занятия в средней школе. Подобные музыкальные игры помогают сделать музыку частью жизни ваших учеников, когда они становятся подростками.
Идеи для музыкальных игр | Музыка вместе
Музыкальные занятия идеально подходят для того, чтобы ваши ученики встали и подвигались. Попробуйте одну из этих игр, созданных учителями Music Together, в своем классе. Если вы попробуете их, дайте нам знать, отметив нас на Facebook (@MusicTogether). Счастливого #МузыкальногоПонедельника!
Попробуйте сыграть в «Freeze Dance»
Наслаждайтесь игрой «Freeze Dance» с одной из песен из вашей коллекции. Предложите детям потанцевать под музыку. Вы можете нажать кнопку паузы в любой момент, и как только музыка остановится, дети застынут в танцевальных позах! Песни в быстром темпе представляют собой другие проблемы, чем плавные и медленные песни, поэтому используйте разные песни, когда играете!
Совет: «Замирание» также формирует тормозящий контроль, один из важных навыков, известных как исполнительные функции, которые быстро развиваются в раннем детстве. (Узнайте больше о том, как музыка поддерживает исполнительную функцию.)
Играть в музыкальные шарады
Напишите названия некоторых известных песен на листочках бумаги и положите их в контейнер. Когда подходит их очередь, каждый берет лист бумаги и разыгрывает песню, чтобы другие могли угадать, что это за песня.
Подсказка: Распечатайте карточки коллекции песен Music Together из Family Music Zone для использования в этой игре.
Сыграть в игру с передачей реквизита
Для этой игры используйте шарфы или яйца-шейкеры, если они у вас есть, или передавайте мячи, салфетки, маленькие мягкие игрушки или фигурки. Сядьте в круг, включите музыку (или начните петь!), и передайте предмет по кругу в такт. Начните с «большого бита» (макробита) песни, затем попробуйте разделить его на «малый бит» (микробит) и повторите в два раза больше за такт песни. Смена направлений — это веселое развитие!
Вариант, особенно для детей старшего возраста? Попробуйте бросить и поймать мяч в такт! Если музыка, которую вы играете, ускоряется, это очень весело, так что выбирайте с умом.
Сформируйте линию Conga следования за лидером
Танцуй в стиле конги под любимую песню. Попробуйте песню «Музыка вместе» (попробуйте приложение «Hello Everyone»). После каждого припева выберите нового ведущего и попросите его показать новый способ танцевать во время куплета.
Играть на самодельных барабанах
Детям понравится играть на собственном барабане! Попросите родителей собрать контейнеры из-под кофе, большие банки из-под молочных продуктов (йогурта, сметаны и т. д.) и контейнеры из-под овсяных хлопьев. Тщательно очистите их и приклейте крышки (если это возможно). Вырежьте плотную бумагу по размеру каждого контейнера и украсьте пряжей, блестками, наклейками, маркерами и другими предметами для рукоделия. После украшения взрослые могут прикрепить для них бумагу к барабану. Используйте свои недавно сделанные барабаны, чтобы подыгрывать любой барабанной песне или подыгрывать!
Музыкальная горячая картошка
Сыграйте в «музыкальную Hot Potato», чтобы помочь детям рассказать что-нибудь о себе и узнать друг друга! Сидя в кругу, сыграйте любую песню, пока дети передают по кругу шейкер, мяч или другой реквизит в такт.