cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Морфемная модель: Понятие о морфемике — определение понятия, морфемная модель слова, примеры

Конспект урока «Морфемная модель слова». 5 класс (УМК Львовой)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

г. Балаково Саратовской области

Урок открытия нового знания (ОНЗ) по русскому языку на тему

«Морфемная модель слова». 5-й класс (УМК Львовой)

Урок разработан Кузнецовой Н.В.,

учителем русского языка и литературы

2014 г.

Конспект урока «Морфемная модель слова» (УМК Львовой)

Содержательная цель:

Деятельностная цель:

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение в деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).

— Ребята, вы видели , из чего строят дома? Да, одни дома построены из больших панельных блоков, другие выложены каменщиками из кирпича. Ловко и умело выкладывает мастер стену: кирпичик к кирпичику – и вот уже целый этаж готов. Догадались ли вы, почему я говорю об этом?

— Кто догадался, ответьте. Сегодня на уроке вы тоже будете строителями: мы будем строить слова.

— Какой раздел лингвистики мы изучаем?

— Какие морфемы вам известны?

1) Работа с наборным полотном

Задание: определите, из каких морфем-кирпичиков построены следующие слова:

колосок, переулок, перелететь, выход, снежинка, прогулка

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно,

ставите +, если ошиблись – (раздаются листы контроля с указанными этапами работы)

1) Морфемный разбор слов: подход, подберёзовик, поддон, подлететь, подставка

— На какую особенность обратили внимание? (одинаковая приставка в словах)

2) Проверка домашнего задания ( упр. 102)

Вывод: с помощью одинаковых приставок достигается особый художественный эффект: на начало действия указывает приставка за-, на конец действия – приставка от-

3) Парная работа. Упражнение «Четвёртый лишний»

Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.

1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;

2) побежать, подлететь, посеять, подумать;

3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.

— Почему в каждой строке оказалось лишнее слово?

— Трудно ли правильно определить различие?

3. Постановка проблемы

Цель:

фиксируется значение морфемной модели слова;

Указав лишние слова, вы определили, что они не соответствуют предложенным моделям.

— Что можно сказать о слове по его модели?

— Чтобы узнать об этом , какую цель деятельности на уроке вы можете себе поставить?

— Как бы вы определили тему нашего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) Групповая работа.

Задание: прочитать материал учебника ( стр. 38), составить схему (кластер), подобрать примеры-иллюстрации.

2) Представление схемы, анализ примеров

3) Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец для построения слов определённой части речи, объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.

4) Поморфемное письмо (упр.104)

Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) Распределительный диктант

Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:

-истый -оватая -щик

Заливистый.голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.

— Почему не выписали одно слово? (Оно не соответствует моделям)

— На что указывают окончания в данных словах?

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

1) Игра «Аукцион»

Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным в упр. 103 морфемным моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.

2) Индивидуальная работа у доски (упр. 105). Индивидуальная работа по карточкам

3) Исправить ошибки в поморфемной записи :

Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

1) Самостоятельная работа ( упр. 106) Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу в листе контроля (+ или -)

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?

1) Аукцион взаимных вопросов по теме «Морфемика»

2) Словарно-орфографическая работа

Задание: записать ключевые словосочетания сегодняшнего урока ( морфемная модель, поморфемное письмо) и запомнить их правильное написание.

9. Рефлексия

Цель:

1) Устная работа «Закончи предложение»

  1. Сегодня мы узнали о …

  2. Теперь я могу…

  3. Я научился…

  4. Мне было трудно…

  5. Своей работой я …

10. Домашнее задание:

Список использованной литературы

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя. М.: Мнемозина. 2010г.

  2. Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. Учебник ФГОС. М.: Мнемозина. 2013 г.

словообразование — Существует ли единая морфемная и словообразовательная модели русского языка?

Если пытаться разобрать по составу слово

экспрессионизм

то можно наткнуться на два варианта:

экспресс/и/он/и́зм/ (Тихонов)

а у Ефремовой немного другой вариант:

-онизм-, суффикc

Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных мужского рода, обозначающих направление или склонность, которые связаны с тем, что названо мотивирующим именем существительным (абстракциони́зм, экспансиони́зм, экспрессиони́зм и т.п.).

Возникают следующие вопросы:

  1. Всегда ли словообразование идёт через один суффикс, или могут быть устойчивые пары суффиксов, например -он-изм-, которые можно классифицировать как устойчивую словообразовательную единицу?

  2. Существует ли для русского языка единая (или официальная) словообразовательная модель или, по меньшей мере, единый список некорневых морфем?

P. S. Порекоммендуйте серьёзную литературу по словообразованию в современном русском языке.

  • словообразование
1

1) Вот определение для морфемы:

Морфема является ЭЛЕМЕНТАРНОЙ, предельной единицей языка, несущей в себе лексическое или грамматическое значение. Она занимает положение между фонемой и словом и является строительным элементом для последнего.

2) Схема словообразования: экспрессия — экспресси/онизм, экспрессия — экспресс/ивн/ый (по Ефремовой).

3) ОНИЗМ и ИВН — словообразовательные форманты, но можно ли их разложить на элементарные морфемы? Существует суффикс ИЗМ, но нет суффикса ОН с ПОДХОДЯЩИМ значением. Существует суффикс ИВН, но нет суффикса ВН опять же с подходящим значением (есть: залить — заливной, надуть -надувной). Поэтому эти форманты не делятся на элементарные морфемы.

4) Правильно: экспресси/онизм. А почему не выделяем суффикс И? Иноязычный элемент ЭКСПРЕСС не выступает в качестве самостоятельной производящей основы.

5) Таким образом, правильный разбор должен основываться на хороших словарях морфемных единиц (кроме словаря Ефремовой 1996 года, мне подобные словари не встречались), такой словарь и должен быть «единым списком некорневых морфем».

6) Но к словарю нужно приложить собственное умение провести анализ конкретного слова, а именно умение составить словообразовательную схему и понять значения элементарных суффиксов, входящих в сложные форманты.

9

Конечно, можно в слове экспрессионизм считать -онизм суффиксом. Так эта единица названа у Ефремовой (http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/136424 ).

Но у меня не получается ответить на вопрос: а какой суффикс тогда будет в слове экспрессионист (= последователь экспрессионизма)?

-онист? Такого суффикса у Ефремовой я не нашёл.

-ист? Пожалуй, да. Но тогда чем считать в этом слове -он? Ещё одним суффиксом?

У Тихонова так:

экспрессия -> экспресси-он/изм -> экспрессион-ист.

У него -он названо интерфиксом. НЕ СУФФИКСОМ. Интерфикс этот у Тихонова присутствует и в слове экспрессиОНизм (где -изм — суффикс), и в слове экспрессиОНист (суффикс

-ист).

В случае с экспрессионизмом мне Тихонов пока понятнее, чем Ефремова. Может, я и ошибаюсь…

5

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

By clicking “Отправить ответ”, you agree to our terms of service and acknowledge that you have read and understand our privacy policy and code of conduct.

Что такое морфемы? | SEA

Определение

«Морфема» — это короткий сегмент языка, отвечающий трем основным критериям:

1. Это слово или часть слова, имеющая значение.

2. Его нельзя разделить на более мелкие осмысленные сегменты, не изменив его значения или не оставив бессмысленного остатка.

3. Имеет относительно одинаковое устойчивое значение в разных глагольных средах.

Свободные и связанные морфемы

Существует два типа морфем без морфем и связанных морфем. «Свободные морфемы» могут стоять отдельно с определенным значением, например, есть , дата , слабая . «Связанные морфемы» не могут стоять в одиночестве со значением. Морфемы состоят из двух отдельных классов, называемых (а) основаниями (или корнями) и (б) аффиксами.

«Основа» или «корень» — это морфема в слове, придающая слову основное значение. Примером морфемы «свободная основа» является 9.0003 женщина в слове женственность . Примером морфемы «связанная база» является -sent в слове dissent .

Аффиксы

«Аффикс» — это связанная морфема, которая встречается до или после основы. Аффикс, стоящий перед основой, называется префиксом. Некоторые примеры префиксов: до , до , un- и dis- , как в следующих словах:

до дата
до исторический
ип здоровый

дис отношение

Аффикс, идущий после основы, называется «суффиксом». Некоторые примеры суффиксов: -ly , -er , -ism и -ness , как в следующих словах:

happ ily
сад er
капитал ism
вид ness

Производные аффиксы

Аффикс может быть производным или флективным. «Производные аффиксы» служат для изменения значения слова путем построения на основе. В приведенных выше примерах слов с префиксами и суффиксами добавление префикса un- к здоровый изменяет значение здоровый . Полученное слово означает «нездоровый». Добавление суффикса

-er к сад меняет значение слова сад , места, где растут растения, цветы и т. д., на слово, обозначающее «человека, который ухаживает за садом». Следует отметить, что все префиксы в английском языке являются производными. Однако суффиксы могут быть как производными, так и флективными.

Словоизменительные аффиксы

В английском языке имеется большое количество производных аффиксов. Напротив, в английском языке всего восемь «флективных аффиксов», и это все суффикса . В английском языке есть следующие флективные суффиксы, которые выполняют различные грамматические функции при добавлении к определенным типам слов. Эти грамматические функции показаны справа от каждого суффикса.

-s     существительное во множественном числе

-‘s     существительное притяжательное
-s     глагол настоящего времени третье лицо единственного числа
-ing     глагол настоящее причастие/герундий
-ed     глагол простое прошедшее время
-en      глагол причастие прошедшего совершенного вида
-er    прилагательное сравнительное
-est прилагательное в превосходной степени

Моделирование лексикона новогреческого языка на основе морфем | Цифровая стипендия в области гуманитарных наук

Фильтр поиска панели навигации Цифровая стипендия в гуманитарных наукахЭтот выпускЦифровые гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Цифровая стипендия в гуманитарных наукахЭтот выпускЦифровые гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Э. Папакицос,

Э. Папакицос

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

М. Григориаду,

М. Григориаду

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Г. Филокипроу

Г. Филокипру

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Литературные и лингвистические вычисления , том 17, выпуск 4, ноябрь 2002 г., страницы 475–490, https://doi.org/10.1093/llc/17.4.475

Опубликовано:

1 ноября 2002

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    E. Papakitsos и др., Моделирование лексикона на основе морфем для новогреческого языка, Литературные и лингвистические вычисления , том 17, выпуск 4, ноябрь 2002 г., страницы 475–490, https://doi.org/10.1093/llc/17.4.475

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации Цифровая стипендия в гуманитарных наукахЭтот выпускЦифровые гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Цифровая стипендия в гуманитарных наукахЭтот выпускЦифровые гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой статье представлен метод разработки и организации многоцелевой морфемной лексической базы данных для новогреческого языка. Авторы выступают за многоцелевые лексические базы данных, чтобы избежать повторения усилий от одного приложения к другому, и за лексику на основе морфем, чтобы добиться гибкости, возможности повторного использования, расширяемости и компактного представления данных для будущих разработок. Предлагаемый метод моделирования лексической базы данных в функции обработки текстов представляет собой модель «сущность/отношение» в соответствии с лингвистической теорией генеративной лексической морфологии. В рамках этой модели, отображающей богатую лингвистическую информацию, мы можем ввести новые структуры данных для хранения морфем. Эти новые структуры данных представляют собой схемы матричного кодирования; один тип, называемый картезианским лексиконом, был разработан в рамках нашего исследования. Структуры матричных данных сочетают в себе преимущества хэш-таблиц и попыток, которые являются очень популярными структурами данных для поддержки машиночитаемых словарей. Наша система была протестирована на новогреческом языке и продемонстрировала удовлетворительную общую производительность при обработке текстов. Эти методы также могут быть применимы к другим языкам, имеющим морфологические системы, подобные новогреческому.

Авторское право Ассоциации литературных и лингвистических вычислений 2002

Раздел выпуска:

Статья

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

Моделирование лексикона новогреческого языка на основе морфем — круглосуточный доступ

ЕВРО €48,00

42 фунта стерлингов

52 доллара США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *