Методы работы педагога по формированию универсальных учебных действий: «Методы работы педагога по формированию умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия младших школьников в системе развивающего обучения»
«Методы работы педагога по формированию умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия младших школьников в системе развивающего обучения»
Посьякова А.
студентка 4 курса
ЛПИ ф СФУ
«Методы работы педагога по формированию умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия младших школьников в системе развивающего обучения»
В настоящее время в современном обществе происходит изменения образовательного пространства. Каждые 3-4 года увеличивается объем знаний, который нужно усвоить обучающимся. Выпускнику начальной школы важно освоить универсальные учебные действия, которые дают обучающемуся возможность самостоятельно успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций [10].
Как отмечает А. Г. Асмолов: «универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [7].
С точки зрения психологии данный термин определяется как совокупность способов действий обучающегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Так же А.Г Асмолов говорил: «универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей сознание ее целевой направленности, ценностно смысловых и операционных характеристик»[9]. Это проявляется в способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса [2].
В результате чего, происходит полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, выделенных Д.Б. Элькониным которые включают:
1) Учебные и познавательные мотивы;
2) Учебную цель;
3) Учебную задачу;
4) Учебные действия и операции, которые включают в себя ориентировку, преобразование материалов, контроль и оценку [46].
А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД:
· Способность к обеспечению возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, осуществлять постановку учебной цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· Создавать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
· Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [14].
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
В ФГОС НОО универсальные учебные действия подразделяются на несколько видов, которые соответствуют ключевым целям образования. В результате чего выделяется 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [14].
В основу выделения УУД в каждой сфере положена концепция структуры и динамики психологического возраста Л.С. Выготского, теория периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина и теория задач развития Р. Хевигхерста [15].
Рассмотрев все 4 блока, мы более подробно остановимся на регулятивных УУД. Потому что именно в сфере формирования регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий. Важная особенность заключается в том, что, при жизни человек должен уметь ставить себе цель, спланировать свою жизнь, спрогнозировать возможные ситуации, включая способность принимать и сохранять цель, задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, организацию учебной деятельности обучающегося обеспечивают регулятивные действия. Они включают в себя:
· Целеполагание, суть которого является постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· Планирование включает в себя определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
· Составление плана и последовательности действий;
· Прогнозирование определяется как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, временных характеристик;
· Контроль как форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· Оценка подразумевает выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
· Саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии, волевого усилия, преодоления препятствий [41].
По мнению А.Г. Асмолова личностная саморегуляция обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку [8].
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации [10].
Проанализировав психолого — педагогическую литературу, мы определили следующие методы формирования регулятивных УУД.
В работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова отмечено, что для развития умения оценивать свою работу детям необходимо вместе с учителем разработать алгоритм оценивания своего задания, что полностью подходит для выделенных нами условий. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка [19].
В процессе формирования умения планирования, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, у детей в начальной школе эффективным методом является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия. После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности [46].
В работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова говориться, что с целью формирования действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием.
Особенностью системы развивающего обучения являются разнообразные групповые дискуссионные методы работы.
К. Бабанов Б. Бадмаев М. Короткова выделяют наиболее распространённые дискуссионные методы:
Дебаты — дискуссия, построенная на основе заранее подготовленных и зафиксированных выступлений представителей двух противоположных позиций. Задание участников — представить свои аргументы «за» и «против» и таким способом, не нападая на противника, убедить остальных.
Круглый стол — дискуссия, во время которой происходит беседа небольшой группы (не более 5) школьников, которые на равных обсуждают поставленную проблему, общаясь как друг с другом, так и с остальными учащимися в классе, которые составляют аудиторию «круглого стола».
Дискуссия-симпозиум — обсуждение, которое объединяет лекцию с групповой работой. Обсуждение происходит в форме выступлений членов группы с заранее подготовленными сообщениями, которые отображают их позицию, после чего выступающие отвечают на вопросы учащихся класса.
Панельная дискуссия (заседание экспертной группы) — обсуждение дискуссионного вопроса в группе из 4-6 учащихся с заранее назначенным председателем. Происходит в два этапа: 1) обсуждение проблемы всеми участниками группы; 2) изложение позиции группы в виде небольших (2-3 мин.) выступлений каждого её члена перед всем классом. Обсуждение позиций, выступающих всем классом, не предполагается.
Концентрические круги — дискуссия небольшой группы учащихся, которую привлекают к обсуждению другие школьники. Группа обсуждает заданную проблему, остальные участники слушают, потом они меняются местами [11].
Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
В выделенные нами методы целесообразно реализовывать через приемы:
Прием «Голоса». Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.
Прием «Слова». Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу с образцом на доске: чайка, цапля, дочка, жизнь.
Прием «Карточки-сигналы». Для каждого участника дискуссии, готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка, покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
Чтобы реализовать методы, необходимо обеспечение педагогических условий. По мнению С.Н. Павлова существует необходимость включения в понятие педагогические условия совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [32].
Множество ученых рассматривают педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса.
Основной функцией педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.
Прием в педагогике определяется как практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.
Одним из условий для успешной реализации методов формирования регулятивных УУД выступает педагогическая компетентность учителя. Следует отметить, что только при взаимодействии учителя с учениками происходит формирование умения планировать учебную деятельность, прогнозировать результат, контролировать и оценивать учебную деятельность [11].
Следует отметить, что данное условие необходимо для реализации методов регулятивных УУД, так как профессионализм и формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию.
Компетентностный подход в формировании будущего специалиста учителя по мнению В.А. Адольфа понимается как интегральная характеристика, которая определяет его способность на основе приобретенных знаний и профессионального опыта решать типичные профессиональные задачи, возникающие в разных ситуациях педагогической деятельности [5].
ФГОС НОО особое внимание уделяет совершенствованию профессиональной компетентности учителя начальных классов. Она определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности [41].
Н.В. Кузьмина считает, что профессиональная компетентность педагога начальных классов заключается в способности превращать специальность в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, которые накладываются на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы [24].
Так же нам необходимо обеспечить включение обучающихся в учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (планирование, контроль, оценка).
Для успешного включения в учебную деятельность учителю необходимо использовать следующие методические приемы:
Прием «Дай себе помочь». Суть приема будет заключается в том, что учащемуся необходимо самостоятельно создать алгоритмы для решения проблем творческого и поискового характера.
Прием «ловушки». Данный прием будет заключаться в ситуации, которая толкает ребенка на осознание того, что происходит на уроке и способствует формированию первых шагов к рефлексии. Мы считаем, что задания «ловушки» способствуют формированию оценочных действий у детей младшего школьного возраста.
Кроме того, для формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, необходимо продумывать этапы рефлексии на уроке. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Это утверждали в своих работах В.В. Давыдов, М.А. Мкртчан, Г.А. Цукерман. Только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что делает возможным освоение новых знаний и умений [19].
Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Младшего школьника необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.
Именно поэтому в ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках, и учитель должен владеть ее в полной мере. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».
Таким образом, мы охарактеризовали методы формирования умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия: метод использования учителем плана с недостающими или избыточными действиями; метод самопроверки и взаимопроверки текста; дискуссионный метод и можем сказать, что в совокупности, выделенные нами условия, методы и приёмы будут работать целенаправленно на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия младших школьников, тем самым учащийся сможет в дальнейшем сам составить план, проконтролировать и оценить, отрефлексировать свои действия, что поможет ему удачно справиться с поставленными перед собой целями и задачами.
Лекция «Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО» | Начальная школа
Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»
Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
Населенный пункт: г. Москва
План
- Виды универсальных учебных действий. Методы их формирования у младших школьников.
- Организация учебного сотрудничества.
- Диагностика универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (далее – УУД) являются неотъемлемой частью ядра стандартов второго поколения (далее – ФГОС), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выступает его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения ФГОС НОО.
1. Виды универсальных учебных действий. Методы их формирования у младших школьников.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Под этим подразумевается способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности через самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
К функциям универсальных учебных действий относят обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; а также создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, включает четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
- межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
2. Организация учебного сотрудничества.
В педагогике выделяют такие формы учебного сотрудничества, как сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с самим собой. Динамика форм учебного сотрудничества рассматривается как последовательное движение учащихся от сотрудничества со сверстниками и педагогами к сотрудничеству с самим собой. Учебному сотрудничеству характерна активность ученика, который, решая конкретные практические задачи, понимает, что для решения ему недостаточно определённых знаний или способов действий. Ученик формулирует запрос в виде вопроса о конкретной помощи, необходимой для достижения цели и обращается к педагогу. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью педагога.
При полноценном учебном сотрудничестве используются разнообразные формы его организации, направленные на развитие у учащихся личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
К основным формам организации учебного сотрудничества относят работу в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества учащихся, так как она дает учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку; предоставляет ученику возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях; формирует у каждого учащегося опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования).
Одной из таких технологий организации учебного сотрудничества является проблемное обучение. Проблемная ситуация – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др. В сравнении с традиционным, проблемный урок отличает творческая, а не репродуктивная деятельность, обеспечивающая глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, без психологической и нервной нагрузки. В структуре деятельностного урока этапы «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии», «выявление места и причины затруднении», «построение проекта выхода из затруднения» предполагают создание проблемной ситуации. По классификации, предложенной Мельниковой Е. Л., к приемам проблемного урока относят:
Группа приемов | Виды приемов |
Классические |
• создание проблемной ситуации с удивлением |
Сокращенные | • побуждающий диалог • подводящий проблемный диалог |
Мотивирующие | • сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» • демонстрация непонятных использованием наглядности и эксперимента • сообщение темы урока с использованием приема «актуализация» |
Основные приемы создания проблемных ситуаций
- Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
- Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
- Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
- Постановка проблемных задач, задач с противоречивыми данными, нестандартных и творческих задач.
- Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
- Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
- Подводящий или побуждающий диалог.
При наборе инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Для любого ребенка характерна склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Верно спланированное и организованное обучение должно развивать эту склонность, способствовать совершенствованию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать ученикам интерес к исследованию, наделять их методами научно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Работа по организации в начальной школе исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования: самостоятельного мышления; решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на первой ступени общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности учеников.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; корректно полемизировать с докладчиком на конференции; аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому необходимо осуществлять подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых ученики учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Второй класс начальной школы ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Учащиеся могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей. В 3 классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Дети продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Основываясь на методике проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие этапы выполнения научно-исследовательских работ учащимися: мотивация; выбор направлений исследований; постановка задачи; фиксация и предварительная обработка данных; обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез; оформление результатов работы; представление исследовательской работы.
3. Диагностика универсальных учебных действий.
Цель диагностики уровня сформированности УУД – получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи диагностики:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
К объектам мониторинга относят: универсальные учебные действия младших школьников; психолого- педагогические условия обучения; педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Примерную таблицу для поведения диагностики сформированности УУД у младших школьников смотрите в приложении.
Приложение:
«Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО»
file0.DOCX.. 63,5 КБ
Приложения:
- file0.DOCX.. 63,5 КБ
Универсальный дизайн для обучения (UDL): что вам нужно знать
Автор: Аманда Морин, Understood
Универсальный дизайн для обучения (UDL) — это образ мышления в отношении преподавания и обучения, который помогает всем учащимся иметь равные возможности для достижения успеха . Такой подход обеспечивает гибкость способов доступа учащихся к материалам, взаимодействия с ними и демонстрации того, что они знают. Такая разработка планов уроков помогает всем детям, но может быть особенно полезна для детей с проблемами обучения и внимания.
Чтобы понять, что такое универсальный дизайн для обучения (UDL), нужно понять, чем он не является. Слово универсальный может сбить вас с толку. Может показаться, что UDL — это поиск единственного способа научить всех детей. Но на самом деле UDL использует противоположный подход.
Целью UDL является использование различных методов обучения для устранения любых барьеров в обучении и предоставления всем учащимся равных возможностей для достижения успеха. Речь идет о создании гибкости, которая может быть адаптирована к сильным сторонам и потребностям каждого учащегося. Вот почему UDL приносит пользу всем детям.
Этот подход к обучению не предназначен специально для детей с проблемами обучения и внимания. Но это может быть особенно полезно для 1 из 5 детей с этими проблемами, включая тех, у кого нет официального диагноза. Это также может быть очень полезно для изучающих английский язык.
Понимание UDL
Даже если вы не знакомы с термином универсальный дизайн , вы, вероятно, сталкивались со многими его примерами в повседневной жизни. Скрытые титры, автоматические двери и специальные возможности на смартфонах — все это примеры универсального дизайна. Эти элементы дизайна помогают людям с ограниченными возможностями. Но люди, у которых нет инвалидности, также могут захотеть их использовать.
Получите информационный бюллетень на одной странице по UDL >
Например, скрытые субтитры на телевизоре позволяют людям с нарушениями слуха видеть на экране текст того, что говорится. Но скрытые субтитры выгодны всем. Если вы когда-нибудь пытались посмотреть новости или игру в шумном ресторане, вы, вероятно, использовали скрытые субтитры, чтобы следить за происходящим.
UDL обеспечивает такую же гибкость в классе. Применяя принципы UDL, учителя могут эффективно обучать разнородную группу учащихся. Они делают это за счет гибкости способов доступа учащихся к информации и способов демонстрации своих знаний.
В этом видео от партнера-основателя Understood CAST дается краткий обзор UDL.
Три основных принципа UDL
UDL представляет собой основу для разработки планов уроков и оценивания, основанную на трех основных принципах:
- Представление: UDL рекомендует предоставлять информацию более чем в одном формате. Например, учебники в основном наглядны. Но предоставление текста, аудио, видео и практического обучения дает всем детям возможность получить доступ к материалу любым способом, который лучше всего подходит для их способностей к обучению.
- Действие и самовыражение: UDL предлагает детям несколько способов взаимодействия с материалом и демонстрации того, что они узнали. Например, учащиеся могут выбирать между прохождением карандашно-бумажного теста, устной презентацией или выполнением группового проекта.
- Engagement: UDL призывает учителей искать различные способы мотивации учащихся. Позволяя детям делать выбор и давая им задания, которые кажутся им важными в их жизни, — вот несколько примеров того, как учителя могут поддерживать интерес учащихся. Другие распространенные стратегии включают создание навыков, похожих на игру, и предоставление учащимся возможности вставать и ходить по классу.
Другие примеры UDL в классе включают предоставление учащимся возможности выполнить задание путем создания видеоролика или комикса. Чтобы получить более глубокое понимание UDL, полезно также увидеть, чем он отличается от традиционного подхода к образованию. Изучите эту диаграмму, в которой сравниваются UDL и традиционное образование.
Проблемы с обучением и вниманием и UDL
Дети учатся по-разному и в разном темпе.
Важно научить каждого учащегося учитывать его сильные стороны, навыки и потребности. Это верно для всех детей, а не только для детей с проблемами обучения и внимания.
7 вещей, которые нужно знать о 1 из 5 с проблемами обучения и внимания
UDL помогает всем учащимся. Но вот несколько способов, которыми это может быть особенно полезно для детей с проблемами обучения и внимания:
- Делает обучение более доступным в общеобразовательных классах, где большинство детей с проблемами обучения и внимания проводят большую часть или весь учебный день. .
- Представляет информацию способами, которые адаптируются к учащемуся, вместо того, чтобы просить учащегося адаптироваться к информации.
- Дает детям несколько способов взаимодействия с материалом. UDL обеспечивает гибкость, которая может помочь детям использовать свои сильные стороны для работы над своими слабостями.
- Уменьшает клеймо. Предоставляя различные варианты для всех студентов, UDL не выделяет тех немногих, кто получает официальное приспособление в рамках IEP или планов 504.
UDL настолько высоко ценится, что упоминается по имени в главном национальном законе об образовании. Закон об успехах каждого учащегося (ESSA) призывает штаты и округа использовать федеральное финансирование, чтобы помочь учителям расширить использование UDL.
Если вы не уверены, использует ли ваша школа UDL, спросите. Если они не знают о UDL, поговорите с ними об этом. Как родитель, вы можете выступать за подготовку учителей, которая поможет сделать учебную программу более доступной для вашего ребенка.
Хотите узнать больше о UDL? Погрузитесь в это тематическое исследование 2017 года о том, как одна школа начала использовать UDL.
Ключевые выводы
- В UDL информация часто представляется более чем одним способом, включая текст, аудио и практические форматы.
- UDL рекомендует учителям предлагать различные форматы тестов, включая устные презентации и групповые проекты, чтобы получить более точную картину того, что знают учащиеся.
- UDL также ищет различные способы мотивации учащихся.
Первоначально эта статья была опубликована на Understood.org, бесплатном онлайн-ресурсе для родителей детей с проблемами обучения и внимания. Перепечатано с сайта Understood.org © 2018 Understood, LLC. Все права защищены.
Об авторе
Аманда Морин — защитник прав родителей, бывшая учительница и автор книги The Everything Parent’s Guide to Special Education .
Аманда Морин, Understood (2018)
Перепечатка
По любым запросам на перепечатку обращайтесь к указанному автору или издателю.
Смежные темы
Вспомогательные технологии
Учебный план и инструкции
Дифференцированное обучение
Нарушения обучаемости
Общешкольные усилия
Новые и популярные
100 детских авторов и иллюстраторов, которые должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам к созданию инклюзивных праздников грамотности для детей с проблемами обучения и внимания
Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги по грамотности
Обучение учащихся использованию контекста
Дети и образовательные средства массовой информации
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You
Get Widget |
Подписаться
Инклюзивные классы: пособие для учителей
Когда инклюзия организована правильно, от этого выигрывают все в классе. Это укрепляет способность всех детей работать вместе, понимать и ценить разные точки зрения, критически мыслить и успешно учиться.
Инклюзивные классы также снижают стигматизацию. Представьте себе такое учебное сообщество:
» Инклюзивные классы заполнены разными учащимися. Это позволяет детям говорить о том, как каждый учится по-своему. Они могут обнаружить, что у них больше общего с другими детьми, чем они думали. имеют большое значение для снижения стигматизации детей с проблемами обучения и внимания. Это также может помочь детям строить и поддерживать дружеские отношения.0015 Нет места, называемого инклюзивностью Эта диаграмма, разработанная экспертом по инклюзивности Николь Эредикс, поможет вам понять, что такое инклюзия, а что нет. Могут ли учащиеся специального образования успешно учиться в общеобразовательных классах? Посмотрите, как Карл Кон, бывший суперинтендант, рассказывает о тенденции создания инклюзивных классов (также называемых инклюзивными классами). Послушайте его советы о том, что спросить, если школа предлагает вашему ребенку учиться в отдельном автономном классе. Узнайте больше в разделе «Понятно, 4 преимущества инклюзивных классов». Прочитайте о программе государственных школ Нью-Йорка под названием ASD Nest в этой статье из The Atlanti c: Какой могла бы быть школа, если бы она была предназначена для детей с аутизмом. Это видео «Удовлетворение потребностей ребенка в целом» является частью инициативы «Инклюзивное обучение: участие всех» государственных школ Эдмонтона. Округ был выбран в качестве агента изменений для инициативы Альберты «Действие по интеграции» — для обмена информацией о передовых методах приветствия, включения и поддержки потребностей учащихся в классе и в сообществе. (Государственные школы Эдмонтона, Альберта, Калифорния) Посмотреть все видео «Инклюзивное обучение: участие всех» > Узнайте об основах инклюзивности, характеристиках работающих инклюзивных классов и о том, что вы можете сделать, чтобы сразу же внедрить принципы инклюзивности, включая настройку своего класса, создание эффективных учебных групп и адаптацию учебного плана. Узнайте об инклюзивности и о том, что вы можете делать в своем классе > При продуманном планировании обучение грамоте можно адаптировать к потребностям каждого учащегося в классе. Получите идеи, которые помогут вам разработать инклюзивную программу языковых искусств, в том числе советы о вашей библиотеке в классе, интеграции технологий, визуальной поддержке, стратегиях чтения вслух, обучении пониманию и многом другом. Узнайте о включении в обучение чтению и письму > Когда дети чувствуют, что их школьное сообщество принимает и поддерживает их, это создает прочную основу, на которой все учащиеся могут учиться и развиваться в социальном, эмоциональном и академическом плане. Узнайте, как преподаватели могут создать культуру инклюзивности в своих классах, во всей школе и для школьных мероприятий, которые не входят в обычную учебную программу. Узнайте о поддержке сверстников и социальной интеграции > Специальные приспособления устраняют барьеры в обучении в классе и обеспечивают каждому ребенку равный доступ к обучению, например, визуальную поддержку и вспомогательные технологии. Модификации – это изменения в том, чему ребенка учат и что он должен делать в классе. Узнайте о приспособлениях и модификациях > Вспомогательные технологии — это любое устройство, поддерживающее независимость человека с ограниченными возможностями. Вспомогательные технологии могут быть чем-то очень простым и недорогим, например, ручки для карандашей или средства выделения текста, или чем-то более сложным, например, компьютерной станцией с инструментами преобразования речи в текст. Подробнее о вспомогательных технологиях > Универсальный дизайн для обучения (UDL) — это подход к преподаванию и обучению, который помогает всем учащимся иметь равные возможности для достижения успеха. Такой подход обеспечивает гибкость способов доступа учащихся к материалам, взаимодействия с ними и демонстрации того, что они знают. Узнайте об универсальном дизайне для обучения > Узнайте, как адаптировать свой класс, чтобы помочь учащимся с сенсорными проблемами чувствовать себя комфортно и быть готовыми сосредоточиться на обучении и общении со сверстниками.
Инклюзивность — это убеждение, что ВСЕ учащиеся, вне зависимости от ярлыков, должны быть членами общеобразовательного сообщества. Философия инклюзивности поощряет ликвидацию двойной системы специального и общего образования и создание единой системы, отвечающей потребностям всех учащихся. Это включение?
ДА НЕТ Большую часть дня ребенок проводит в общеобразовательном классе. Ребенок проводит большую часть дня в специальном учебном классе и ходит в общеобразовательный класс на один или два периода. Детская парта включена в другие группы парт в классе. Парта ребенка находится далеко от других парт в классе. Ребенок имеет доступ и участвует в классных занятиях и мероприятиях, которые адаптированы или модифицированы для удовлетворения его/ее особых потребностей. Ребенок работает по собственному учебному плану. Ребенок вместе с классом посещает мероприятия на свежем воздухе, включая собрания, экскурсии, дополнительные занятия и перемены. Ребенку предоставляется альтернативная деятельность и варианты с другими учащимися специального образования. Ребенок является независимым, ценным и уважаемым членом класса. На ребенка смотрят как на беспомощного, нуждающегося и зависимого. Детский парапрофессионал облегчает доступ к учебной программе и занятиям в классе. Парапрофессионал ребенка определяет доступ к учебной программе и занятиям в классе. Парапрофессионал побуждает ребенка выполнять работу как можно более самостоятельно, оказывая поддержку при необходимости. Парапрофессионал не предоставляет много возможностей ребенку для самостоятельного выполнения работы и «зависает». Ребенок получает специализированную поддержку (терапия, речь и язык) с минимальным нарушением режима и программы занятий. Ребенка отрывают от уроков и занятий в классе для помощи специалиста без учета того, что ребенок пропустит. Учитель может определить сильные стороны вашего ребенка и области, требующие улучшения. Педагог обращается к специалистам и парапрофессионалам для выявления развития ребенка. Ребенок может называть одноклассников и имеет много общего с классом. Ребенок не знает одноклассников и не имеет большого опыта в классе. Тенденция к инклюзивным общеобразовательным классам
Инклюзивное обучение: участие всех
Инклюзивные классы: начало работы
Грамотность в инклюзивном классе
Поддержка сверстников и социальная интеграция
Адаптации и модификации
Вспомогательные технологии
Универсальный дизайн для обучения
Сенсорно-благоприятные пространства