Литературный процесс второй половины 19 века общая характеристика: Литературный процесс второй половины 19 века
Литературный процесс второй половины 19 века
Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну.
Н.А. Бердяев
Тенденции литературного процесса
С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность — отличительные черты литературы второй половины 19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: «Кто виноват?» (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и «Что делать?» (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).
Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений — современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение.
Поляризация общественного мнения
Острота социальной проблематики была связана ещё и с тем, что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что выразилось в появлении славянофильства и западничества.
Славянофилы (наиболее известные среди них — Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием.
Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества.Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. В частности, Константин Аксаков утверждал, что русские — негосударственный народ, которому чуждо конституционное начало (см. работу К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», 1855).
Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал «Москвитянин».
Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы.
Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые — дитя. Предлагаем для наглядности таблицу, где сопоставляются позиции славянофилов и западников.
Критерии сопоставления | Славянофилы | Западники |
Отношение к самодержавию | Монархия + совещательное народное представительство | Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы |
Отношение к крепостному праву | Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху | Отрицательное, выступали за отмену крепостного права снизу |
Отношение к Петру I | Отрицательное. Пётр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути | Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень |
По какому пути должна идти Россия | Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги | Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития |
Как проводить преобразования | Мирный путь, реформы сверху | Либералы выступали за путь постепенных реформ. Революционеры-демократы — за революционный путь. |
Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу «Время» / «Эпоха». Идеологами почвенничества были Михаил Достоевский, Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию.
Принимая западную цивилизацию, почвенники обвиняли страны Запада в бездуховности. Достоевский считал, что представители «просвещённого общества» должны слиться с «народной почвой», что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными.
Споры о природе и назначении художественной литературы
Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос.
Александр Васильевич Дружинин
Представители «эстетической критики» (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию «чистого искусства», суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры.
Аполлон Александрович Григорьев
Аполлон Григорьев сформулировал теорию «органической критики», выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях.
Николай Александрович Добролюбов
Принципы «реальной критики» были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.
Особенности развития поэзии второй половины 19 века
По разным, диаметрально противоположным путям развивалась и поэзия. Пафос гражданственности объединил поэтов «некрасовской школы«: Николая Некрасова, Николая Огарёва, Ивана Никитина, Михаила Михайлова, Ивана Гольца-Миллера, Алексея Плещеева.
Сторонники «чистого искусства«: Афанасий Фет, Аполлон Майков, Лев Мей, Яков Полонский, Алексей Константинович Толстой — писали стихи преимущественно о любви и природе.
Литературная журналистика второй половины 19 века
Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.
Обложка журнала «Современник», 1847
Название журнала | Годы издания | Издатели | Кто публиковался | Взгляды | Примечания |
«Современник» | 1836-1866 | А.С. Пушкин; П.А.Плетнёв; с 1847 – Н.А. Некрасов, И.И. Панаев | Тургенев, Гончаров, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Островский, Тютчев, Фет, Чернышевский, Добролюбов | Революционно-демократические | Пик популярности – при Некрасове. Закрыт после покушения на Александра II в 1866 году |
«Отечественные записки» | 1820-1884 | С 1820 – П.П.Свиньин, с 1839 – А.А.Краевский, с 1868 по 1877 – Некрасов, с 1878 по 1884 – Салтыков-Щедрин | Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Герцен, Плещеев, Салтыков-Щедрин, Гаршин, Г.Успенский, Крестовский, Достоевский, Мамин-Сибиряк, Надсон | До 1868 – либеральные, затем – революционно-демократические | Журнал был закрыт при Александре III за «распространение вредных идей» |
«Искра» | 1859-1873 | Поэт В.Курочкин, художник-карикатурист Н.Степанов | Минаев, Богданов, Пальмин, Ломан | Революционно-демократические | Название журнала – намёк на смелое стихотворение поэта-декабриста А.Одоевского «Из искры возгорится пламя». Журнал был закрыт «за вредное направление» |
«Русское слово» | 1859-1866 | Г.А. Кушелев-Безбородко, Г.Е.Благосветлов | Писемский, Лесков, Тургенев, Достоевский, Крестовский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Фет | Революционно-демократические | Несмотря на сходство политических взглядов, журнал вёл полемику с «Современником» по ряду вопросов |
«Колокол» (газета) | 1857-1867 | А.И. Герцен, Н.П. Огарёв | Лермонтов (посмертно), Некрасов, Михайлов | Революционно-демократические | Эмигрантская газета, эпиграфом которой было латинское выражение «Vivos voco!» («Зову живых!») |
«Русский вестник» | 1808-1906 | В разное время – С.Н.Глинка, Н.И.Греч, М.Н.Катков, Ф.Н.Берг | Тургенев, Писарев, Зайцев, Шелгунов, Минаев, Г.Успенский | Либеральные | Журнал выступал против Белинского и Гоголя, против «Современника» и «Колокола», отстаивал консервативные полит. взгляды |
«Время» / «Эпоха» | 1861-1865 | М.М. и Ф.М. Достоевские | Островский, Лесков, Некрасов, Плещеев, Майков, Крестовский, Страхов, Полонский | Почвеннические | Вёл резкую полемику с «Современником» |
«Москвитянин» | 1841-1856 | М.П. Погодин | Жуковский, Гоголь, Островский, Загоскин, Вяземский, Даль, Павлова, Писемский, Фет, Тютчев, Григорович | Славянофильские | Журнал придерживался теории «официальной народности», боролся с идеями Белинского и писателями «натуральной школы» |
Русская литература второй половины 19 века: характеристика развития, писатели
Содержание:
- Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века
- Какие исторические события оказали ключевое влияние
-
Литературный процесс второй половины XIX века
- Появление славянофильства и западничества
- Противостояние в литературе
- Обзор русской литературы и писателей второй половины XIX века
Содержание
- Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века
- Какие исторические события оказали ключевое влияние
-
Литературный процесс второй половины XIX века
- Появление славянофильства и западничества
- Противостояние в литературе
- Обзор русской литературы и писателей второй половины XIX века
Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века
XIX век в мировой культуре по праву можно назвать переломным. На фоне таких формирующихся наук, как философия, психология, активно возникает интерес к обществу и принципам его формирования. Литература в это время становится своеобразным способом познания мира. Поэты и писатели, изучая учения выдающихся мыслителей, пытаются определить сущность социума в целом и определить законы, по которым оно строится. Ключевой фигурой становится человек. Пропагандируется свобода личности, и разоблачаются старые устои, что мешают сформировать новое общество.
Изучение сущности человека неразрывно стало связано с изучением современных ему реалий. Именно в этом многие выдающие деятели видели корень зла большинства людей. Безработица, беззаконие чиновников, социальное неравенство и несправедливость плодили воровство, нищету, разврат и пьянство. Данные мысли представлены в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», во многих повестях Н.В. Гоголя и других. Устаревшие нормы поведения в семье, основанные на домострое, стали причиной гибели молодой женщины в произведении Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Примечание
Ф.М. Достоевский, размышляя над реальностью второй половины XIX века, приходит к выводу, что человека «среда заела». По его мнению, если изменить действительность, то измениться в лучшую сторону и сам человек.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Подобного рода мысли были в большинстве, и они стали причиной зарождения литературно-философского направления, который позже был обозначен термином «критический реализм». Начало реализма было положено еще в творчестве А.С. Пушкина, но с гибелью Александра Сергеевича они не достигли своего апогея.
Определение
Критический реализм — художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.
Первая половина XIX века зарекомендовала себя как «золотой» век русской культуры. Это время зарождения философии, что имела существенное значение и в литературе. Литераторы, подхватывая учения о красоте и индивидуальности, отражали в произведениях стремление личности к прекрасному.
Но данное стремление личности к свободе, как и желание обрести счастье, «разбиваются» о реальную действительность. Это стало основной характеристикой критического реализма, что позже получило образное наименование «серебряный» век русской литературы.
Какие исторические события оказали ключевое влияние
Основное влияние на умонастроения в обществе оказала социально-экономическая жизнь в стране и ряд законов, связанных с крепостным правом.
Екатериной Великой был разработан закон, наделяющих дворян абсолютной властью по отношению к крестьянам. Это обрекло народные массы на нищету и в отдельных случаях на издевательства со стороны помещиков.
К тому же важным этапом на пути к переменам стала французская революция. Массовые восстания и убийства крепостными дворян послужили поводом к отмене Александром II крепостного права. Это произошло в 1861 году.
Но беспечность чиновников и нежелание вникать в суть проблемы только усугубило ситуацию в стране. С отменой крепостного права толпы народа оказались на улице, так как по принятому императором закону обретение свободы не предполагало финансовую поддержку или наделения крестьянина землей. Земля и имеющиеся на ней дома по-прежнему являлись собственностью дворян и помещиков. Крестьяне, покинув их, могли идти на все четыре стороны. Народ в поисках заработка ринулся в города, где царили безработица и преступность, тем самым пополнив ряды обнищалых горожан.
Таким образом, все тонкости социально-экономического строя страны своеобразным образом повлияли на формирование литературного процесса второй половины XIX века.
Литературный процесс второй половины XIX века
Литературный процесс второй половины XIX века неразрывно связан с историей и культурой страны. В прозе данного периода в полной мере отражена вся сущность русского человека с его достоинствами и недостатками. Более того, мысли о дальнейшем развитии страны были навеяны литературой. Сделанные в те времена открытия актуальны и по сей день, получив название «вечные темы» русской литературы.
Примечание
В это время появляются произведения с «говорящим» названием. Это написанный в 1847 г. роман А. И. Герцена «Кто виноват?» и созданный в 1963 г. роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Размышления писателей о судьбе страны, о ее настоящем, прошлом и будущем потребовало масштабных форм выражения. По этой причине роман становится самым востребованным жанром, затмив собой актуальность поэзии. Востребованность жанра породила его разнообразие. Были определены философские романы, социальные и нравственно-политические.
Интеллигенция и передовая молодежь активно объединялась в кружки по общности взглядов и интересов. Это стало причиной порождения критики и появления противоборствующих сторон. Основными соперниками признаны лагеря славянофилов и западников. Объединяло данные направления одно: стремление к отмене крепостного права.
Появление славянофильства и западничества
А. Хомяков, И. Киреевский, братья Аксаковы, будучи представителями славянофилов, утверждали, что дальнейшая судьба страны должна быть неразрывно связана с ее истоками. Под ними подразумевалось православие с его представлениями о добре и зле, о справедливости.
Западная модель развития общества категорически отрицалась, так как, по мнению славянофилов, это могло стать причиной обездушивания. Акцент при этом делался на отрицательные стороны правления Петра Первого.
Примечание
К.С. Аксаков в работе «О внутреннем состоянии России» писал, что русскому народу чуждо конституционное государство. Насущные вопросы должны, по мнению автора, решаться на так называемом «вече» почитаемых бояр. При этом государь должен обладать меньшими правами. Работы славянофилов печатались в разных изданиях: в журнале «Русская беседа», в газете «Молва» и других.
Яркими представителями западников считались И. С. Тургенев, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и другие. Их работы активно печатались преимущественно в журнале «Современник». Они были убеждены, что Российская империя в своем развитии должна ориентироваться на западные страны. При этом сами западники были разделены на 2 лагеря: либеральный и революционно-демократический. Они, каждый своим путем, добивались свободы печати, развития промышленности, что должно обеспечить свободу слова и наличие рабочих мест.
Противостояние в литературе
Во второй половине XIX века прекратилась активная смена литературных направлений. Это можно объяснить тем, что внимание передовой интеллигенции было приковано к реальности. Политическая и социально-экономическая системы не готовы были решать возникшие вопросы масштабной значимости. Это послужило поводом к многочисленным спорам насчет дельнейшей судьбы страны.
Примечание
В основном споры возникали между славянофилами и западниками, но ярыми противниками их тоже назвать нельзя. Во многом у противоборствующих сторон были общие точки соприкосновения. Но разногласия внутри каждой идеологической группы стали причиной разделения по идейным принципам.
Западники разделились на революционно-демократическое течение и либеральное. Яркими представителями первой группы относился В.Г. Белинский, А. Герцен и другие. Ими предлагалось осуществить европеизацию России путем полного искоренения традиционных устоев через идеи социализма. Либеральные западники были менее категоричны в своих идеях. По их мнению, переход на Европейскую систему государства должен быть осуществлен капиталистическим способом через правовую защищенность всех граждан.
Кроме того, западники и славянофилы — это далеко не единственные противоборствующие направления, стремящиеся найти правильное решение для выхода из кризиса. В 60-ые годы XIX века заявили о себе почвенники. Их представителями был Ф.М. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов. Они утверждали, что спасти Россию может только объединение интеллигенции и рабочего класса. Такой ход, по мнению представителей, позволил бы сохранить народное единство и традиции славянской культуры. Основной акцент делался почвенниками на религиозно-нравственном начале. Верность суждений ими подтверждалась биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Обзор русской литературы и писателей второй половины XIX века
Литература стала рычагом воздействия, она вела за собой массы. Если в середине XIX века слышен призыв «Что делать?» (1062-1963) и «Кто виноват?» (1941-1946), то в начале следующего века появляется роман М. Горького «Мать», который как бы подводит итог и дает ответы на предыдущие вопросы.
В этот переломный для отечества период нельзя не отметить просветительские идеи И.С. Тургенева. Он в романе 1960 года «Отцы и дети» обозначает, что нигилистически настроенная молодежь ориентируется в первую очередь на науку, отрицая при этом все те ценности, что были определены их предками. И как бы подведя итог спорам представителей двух поколений, автор изображает смерть главного нигилиста Базарова, который в предсмертный час пожелал увидеть любящую его женщину. На протяжении всего произведения любовь как ценность героем отрицалась.
Если произведение И.С. Тургенева носит философский характер, то в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» широко представлены и социальные стороны жизни человека. Социальные проблемы стоят так остро, что требуют незамедлительных решений, из-за которых героям приходится кардинально менять свою жизнь.
Своеобразным образом говорит о проблемах в обществе И.А. Гончаров. В его романе «Обломов» показано изжившее себя дворянство. Ярким их представителем является некий молодой человек. Его пристрастие к дневному сну является отражением бездействия данного социального класса. Нежелание героя что-то менять в своей жизни становится причиной его гибели.
Без прикрас нищая и доведенная до крайности Россия представлена в произведениях Ф. М. Достоевского и В. В. Крестовского. В их произведениях через некое своеобразие показана неизвестная представителям высшего света страна. Это многочисленные трущобы, где царит воровство и разврат. В романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы» отмечено, как за кусок хлеба благопристойным девушкам приходилось торговать своим телом, как брошенные младенцы становились жертвами мошенников. Чтение подобных произведений представителями высшего света считалось отражением дурного вкуса.
Вклад в изображение противоречий времени и в раскрытие сущности человека внесли и Л. Н. Толстой, а также А. П. Чехов. В их творчестве отражались не только общественные устои, но и возможность личности противодействовать или подчиняться окружающей действительности.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.00 (Голосов: 5)
Поиск по содержимому
Американская литература | Хронология, история и факты
Джон Смит: Вирджиния
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Кваме Александр Андре Леон Талли Чарльз Дадли Уорнер Квентин Рейнольдс Родольфо Гонсалес
- Похожие темы:
- Афроамериканская литература поэт-лауреат собиратель грязи Национальная книжная премия Пулитцеровская премия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда зародилась американская литература?
Литература существует в Америке с тех пор, как люди, живущие там, рассказывают истории. Культуры коренных американцев имеют богатую историю устной литературы. Известны книги майя еще с 5-го века, и считается, что майя начали записывать вещи за столетия до этого. Как особая дисциплина, рассматриваемая через призму европейской литературы, американская литература зародилась в начале 17 века с прибытием англоязычных европейцев в то, что впоследствии стало Соединенными Штатами.
Подробнее читайте ниже: 17 век
Литература коренных американцев
Узнайте больше о литературе коренных американцев.Кто некоторые важные авторы американской литературы?
Среди известных авторов американской литературы: Джон Смит, написавший некоторые из ее ранних произведений; Филлис Уитли, написавшая первую афроамериканскую книгу; Эдгар Аллан По, выдающийся представитель эпохи романтизма; Генри Уодсворт Лонгфелло, знаменитый поэт; Эмили Дикинсон, женщина, писавшая стихи в то время, когда в этой сфере в основном доминировали мужчины; Марк Твен, мастер юмора и реализма; Эрнест Хемингуэй, писатель, сформулировавший разочарование потерянного поколения; и Тони Моррисон, писательница, посвятившая свои произведения жизни чернокожих и получившая Нобелевскую премию в 1919 г. 93.
Какие периоды американской литературы?
Американскую литературу часто делят на пять основных периодов:
- Колониальный и ранненациональный период (17 век – 1830)
- Романтический период (1830 – 1870)
- Реализм и натурализм (1870 – 1910)
- Модернистский период (с 1910 по 1945 г.)
- Современный период (с 1945 г. по настоящее время)
Подробнее см. ниже: Периоды американской литературы
Американская литература , совокупность письменных произведений, изданных на английском языке в Соединенных Штатах.
Как и другие национальные литературы, американская литература была сформирована историей страны, которая ее породила. В течение почти полутора столетий Америка была просто группой колоний, разбросанных по восточному побережью североамериканского континента — колониями, из которых несколько отважных душ нерешительно отправились на запад. После успешного восстания против родины Америка стала Соединенными Штатами, нацией. К концу 19В 19 веке эта нация простиралась на юг до Мексиканского залива, на север до 49-й параллели и на запад до Тихого океана. К концу XIX века она также заняла свое место среди мировых держав — ее судьбы были так переплетены с судьбами других наций, что она неизбежно оказалась втянутой в две мировые войны, а вслед за этими конфликтами — в проблемы Европы и Восточной Азии. Между тем рост науки и промышленности, а также изменения в образе мышления и чувств привели к многочисленным изменениям в жизни людей. Все эти факторы развития Соединенных Штатов сформировали литературу страны.
В этой статье прослеживается история американской поэзии, драмы, художественной литературы, социальной и литературной критики с начала 17 века до начала 21 века. Описание устной и письменной литературы коренных народов Америки см. в разделе Литература коренных американцев. Хотя в этой статье обсуждается вклад афроамериканцев в американскую литературу, см. афроамериканскую литературу для более подробного рассмотрения. Для получения информации о литературных традициях, связанных с американской литературой на английском языке, а иногда и пересекающихся с ней, см. Английская литература и канадская литература: Канадская литература на английском языке.
периодов американской литературы | Britannica
Популярное на Britannica
- 10 разрушительных антиутопий
- 5 очаровательных предметов британской коронации
- 8 влиятельных текстов аболиционистов
- 9 самых смертоносных змей в мире
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPChicago Manual of Style
Написано
Дж. Э. Люберинг
Дж. Э. Люберинг — вице-президент, редактор Британской энциклопедии.
Дж. Э. Люберинг
Факт проверен
Редакторы Британской энциклопедии
Редакторы Encyclopaedia Britannica курируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.
Редакторы Британской энциклопедии
Твен, Марк. Приключения Тома Сойера, стр. 42. The American Publishing Company, 1884.История американской литературы насчитывает более 400 лет. Его можно разделить на пять основных периодов, каждый из которых имеет уникальные характеристики, известных авторов и репрезентативные работы.
Колониальный и ранненациональный период (с 17 века по 1830 год)
Первые европейские поселенцы Северной Америки писали о своем опыте, начиная с 1600-х годов. Это была самая ранняя американская литература: практичная, прямолинейная, часто производная от литературы Великобритании и ориентированная на будущее.
На заре своего существования, в 1600-х годах, американская литература состояла в основном из практической документальной литературы, написанной британскими поселенцами, населявшими колонии, впоследствии ставшие Соединенными Штатами.
Джон Смит написал историю Вирджинии, основываясь на своем опыте английского исследователя и президента колонии Джеймстаун. Эти рассказы, опубликованные в 1608 и 1624 годах, относятся к числу самых ранних произведений американской литературы.
Натаниэль Уорд и Джон Уинтроп написали книги о религии — теме, вызывавшей центральное внимание в колониальной Америке.
Книга Энн Брэдстрит « Десятая муза, недавно возникшая в Америке » (1650 г. ) может быть самым ранним сборником стихов, написанных в Америке и об Америке, хотя он был опубликован в Англии.
Новая эра началась, когда Соединенные Штаты провозгласили свою независимость в 1776 году, и многие новые статьи были посвящены будущему страны. Американская поэзия и художественная литература в значительной степени были созданы по образцу того, что публиковалось за границей в Великобритании, и большая часть того, что потребляли американские читатели, также поступала из Великобритании.
«Записки федералистов» (1787–1788 гг.) Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея определили политическое направление Соединенных Штатов.
Бенджамин Франклин Автобиография , которую он написал в 1770-х и 1780-х годах, рассказывает типично американскую историю жизни.
Статуя Филлис Уитли © Jixue Yang/Dreamstime.com
Филлис Уитли, африканская женщина, порабощенная в Бостоне, была первой известной чернокожей поэтессой в Соединенных Штатах. Ее первая книга была Стихи на различные темы, религиозные и нравственные (1773). Филип Френо был еще одним известным поэтом той эпохи.
Первый американский роман Уильяма Хилла Брауна «Сила симпатии» был опубликован в 1789 году. .
К первым десятилетиям XIX века начала зарождаться подлинно американская литература. Хотя рассказы и романы, опубликованные с 1800 по 1820-е годы, все еще происходят из британской литературной традиции, они начали беспрецедентным образом изображать американское общество и исследовать американский ландшафт.
Вашингтон Ирвинг опубликовал сборник рассказов и эссе The Sketch Book of Geoffrey Crayon, Gent. в 1819–1820 гг. В него вошли «Легенда о Сонной Лощине» и «Рип Ван Винкль», два самых ранних американских рассказа.
Джеймс Фенимор Купер написал приключенческие романы о пограничнике Нэтти Бампо. В этих романах, получивших название «Рассказы о кожаном чулке» (1823–1841 гг.), его опыт пребывания в американской пустыне описывается как реалистично, так и в высшей степени романтизированно.
Период романтизма (1830–1870 гг.)
Романтизм — это способ мышления, который ценит личность выше группы, субъективное выше объективного и эмоциональные переживания человека выше разума. Он также ценит дикость природы над созданным человеком порядком. Романтизм как мировоззрение утвердился в Западной Европе в конце 18 века, а американские писатели восприняли его в начале 19 века.
Эдгар Аллан По Корпус связи США/Национальный архив, Вашингтон, округ Колумбия
Эдгар Аллан По наиболее ярко изобразил и воплотил в жизнь роль романтической личности — гения, часто терзаемого и всегда борющегося против условностей — в течение 1830-х годов и вплоть до его загадочной смерти в 1849 году.
По изобрел современный детектив с «Убийствами на улице Морг» (1841).
Поэма «Ворон» (1845) — мрачное изображение потерянной любви. Его жуткость усиливается размером и рифмованной схемой.
Рассказы «Падение дома Ашеров» (1839 г. ) и «Бочонок амонтильядо» (1846) — захватывающая история ужасов.
В Новой Англии после 1830 года возникло несколько разных групп писателей и мыслителей, каждая из которых исследовала опыт людей из разных слоев американского общества.
Джеймс Рассел Лоуэлл был среди тех, кто использовал юмор и диалект в стихах и прозе, чтобы изобразить повседневную жизнь на Северо-Востоке.
Генри Уодсворт Лонгфелло и Оливер Уэнделл Холмс были самыми известными браминами из высшего сословия, которые фильтровали свое изображение Америки через европейские модели и чувства.
Трансценденталисты разработали сложную философию, которая видела во всем творении единое целое. Ральф Уолдо Эмерсон написал влиятельные эссе, а Генри Дэвид Торо написал « Уолден » (1854 г.), отчет Уолдена Понда о своей жизни в одиночестве. Маргарет Фуллер была редактором The Dial , важного трансценденталистского журнала.
Трое мужчин — Натаниэль Хоторн, Герман Мелвилл и Уолт Уитмен — начали публиковать романы, рассказы и стихи в период романтизма, которые стали одними из самых устойчивых произведений американской литературы.
В молодости Натаниэль Хоторн публиковал короткие рассказы, самый известный из которых — аллегорический «Молодой Гудман Браун» (1835). В 1840-х годах его пути пересеклись с трансценденталистами, прежде чем он начал писать свои два самых значительных романа — «Алая буква» (1850) и «Дом с семью фронтонами» (1851).
Герман Мелвилл был одним из друзей и соседей Хоторна. Хоторн также оказал сильное влияние на «Моби Дика 9» Мелвилла .0066 (1851 г.), который стал кульминацией ранних путешествий и писательства Мелвилла.
Уолт Уитмен написал стихи, описывающие его дом, Нью-Йорк. Он отказался от традиционных ограничений рифмы и размера в пользу свободного стиха в «Листьях травы » (1855 г.), а его откровенность в предмете и тоне оттолкнула некоторых критиков. Но книга, выдержавшая множество последующих изданий, стала важной вехой в американской поэзии и олицетворяла дух романтического периода.
В 1850-х годах, когда Соединенные Штаты приближались к гражданской войне, было написано все больше и больше историй о порабощенных и свободных чернокожих.
Уильям Уэллс Браун опубликовал роман Clotel , который часто считают первым чернокожим американцем, в 1853 году. Он также написал первую опубликованную афроамериканскую пьесу The Escape (1858).
В 1859 году Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер и Харриет Э. Уилсон стали первыми чернокожими женщинами, опубликовавшими художественную литературу в Соединенных Штатах.
Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома » , впервые опубликованная серийно в 1851–1852 годах, приписывают поднятие протеста на Севере против рабства.
Эмили Дикинсон жила жизнью, совершенно непохожей на других писателей эпохи романтизма: она жила в основном в уединении; лишь несколько ее стихов были опубликованы до ее смерти в 1886 году; и она была женщиной, работавшей в то время, когда на литературной сцене доминировали мужчины. Тем не менее, ее стихи выражают романтическое видение так же ясно, как у Уолта Уитмена или Эдгара Аллана По. Они острые и эмоционально насыщенные. Пять из ее известных стихотворений:
«Я никто! Кто ты?»
«Потому что я не мог остановиться перед Смертью —»
«Моя жизнь стояла — заряженное ружье»
«Птица спустилась по тропе —»
«В безопасности в своих алебастровых покоях»
Реализм и натурализм (1870–1910)
Человеческие потери в Гражданской войне в Соединенных Штатах были огромны: более 2,3 миллиона солдат сражались на войне, и, возможно, до 851 000 человек погибли в 1861–1865 годах. Уолт Уитмен утверждал, что «великая литература… возникнет из эпохи этих четырех лет», и то, что появилось в последующие десятилетия, было литературой, которая представила подробное и неприукрашенное видение мира таким, каким он был на самом деле. В этом заключалась сущность реализма. Натурализм был усиленной формой реализма. После мрачных реалий опустошительной войны они стали основным способом выражения писателей.
Марк Твен Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия LC-USZ62-28851
Сэмюэл Клеменс был наборщиком, журналистом, капитаном речного судна и странствующим рабочим, прежде чем в 1863 году в возрасте 27 лет стал Марком Твеном. . Впервые он использовал это имя в репортаже о политике на территории Невада. Затем он появился в рассказе «Знаменитая прыгающая лягушка округа Калаверас», опубликованном в 1865 году, который принес ему национальную известность. История Твена была юмористической небылицей, но ее персонажи были реалистичными изображениями настоящих американцев. Твен использовал это сочетание юмора и реализма во всех своих произведениях. Среди его известных работ:
Основные романы: Приключения Тома Сойера (1876), Приключения Гекльберри Финна (1885)
Рассказы о путешествиях: Невинные за границей (1869) ), Черновая обработка (1872), Жизнь на Миссисипи (1883)
Рассказы: «Пряжа Джима Бейкера «Голубая сойка» (1880), «Человек, развративший Хэдлибург» (1899)
Натурализм, как и реализм, был Литературное движение, вдохновленное французскими авторами XIX в.века, которые стремились задокументировать с помощью художественной литературы реальность, которую они видели вокруг себя, особенно среди среднего и рабочего классов, живущих в городах.
Теодор Драйзер был самым выдающимся американским писателем, приверженцем натурализма. Его « Сестра Кэрри » (1900) — самый важный роман американского натуралиста.
Мэгги: уличная девушка (1893) и Красный знак мужества (1895) Стивена Крейна и Мактиг (1899), «Осьминог » (1901 г.) и « Яма » (1903 г.) Фрэнка Норриса — романы, ярко изображающие реальность городской жизни, войны и капитализма.
Пол Лоуренс Данбар был афроамериканским писателем, писавшим стихи на диалекте чернокожих («Опоссум», «Когда де Кон Поун горяч»), которые пользовались популярностью у его белой аудитории и давали им то, что, по их мнению, было реальностью для чернокожих американцев. Данбар также писал стихи не на диалекте — «Мы носим маску», «Сочувствие», — которые раскрывали реальность расизма в Америке во время Реконструкции и после нее.
Генри Джеймс разделял точку зрения реалистов и натуралистов о том, что литература должна представлять реальность, но его стиль письма и использование литературной формы стремились также создать эстетический опыт, а не просто задокументировать правду. Он был озабочен столкновением ценностей между Соединенными Штатами и Европой. В его творчестве видны черты как реализма и натурализма 19 века, так и модернизма 20 века. Некоторые из его известных романов:
Американец (1877)
Портрет дамы (1881)
Что знала Мэйси (1897)
Крылья голубки (1902)
90 065 Золотая чаша (1904)
Модернист Период (с 1910 по 1945 год)
Достижения в области науки и техники в странах Запада резко усилились в начале 20-го века и привели к ощущению беспрецедентного прогресса. Разрушения Первой мировой войны и Великой депрессии также вызвали массовые страдания в Европе и Соединенных Штатах. Эти противоречивые импульсы можно найти в модернизме, движении в искусстве, определяемом прежде всего как радикальный разрыв с прошлым. Но этот разрыв часто был актом разрушения и вызывал потерю веры в традиционные структуры и верования. Несмотря на эти противоречивые импульсы, а может быть, и благодаря им, модернистский период оказался одним из самых богатых и продуктивных в американской литературе.
Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской литературы. Это чувство может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Оно может порождать нигилистический, деструктивный импульс или выражать надежду на перспективу перемен.
Ф. Скотт Фицджеральд пронзил американскую мечту в Великий Гэтсби (1925).
Ричард Райт Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (LC-USW3-030278-D)
Ричард Райт разоблачил и подверг критике американский расизм в Native Son (1940).
Зора Нил Херстон рассказала историю трех браков чернокожей женщины в выпуске «Их глаза смотрели на Бога» (1937).
Ранние романы Эрнеста Хемингуэя И восходит солнце (1926) и Прощай, оружие (1929) выразили разочарование потерянного поколения.
Уилла Катер рассказывала обнадеживающие истории об американской границе, расположенной в основном на Великих равнинах, в О пионеры! (1913 г. ) и Моя Антония (1918 г.).
Уильям Фолкнер использовал монологи потока сознания и другие формальные методы, чтобы порвать с прошлой литературной практикой в The Sound and the Fury (1929).
Джон Стейнбек изобразил трудную жизнь рабочих-мигрантов в «О мышах и людях» (1937) и «Гроздья гнева» (1939).
Т.С. Элиот был американцем по рождению, а с 1927 года — британским подданным по своему выбору. Его фрагментарный, многоголосый «Бесплодная земля » (1922) — квинтэссенция модернистской поэмы, но его голос не был доминирующим среди американских поэтов-модернистов.
Роберт Фрост и Карл Сандберг выразительно описали регионы — Новую Англию и Средний Запад соответственно — в которых они жили.
Гарлемское Возрождение породило богатый кружок поэтов, среди которых были Каунти Каллен, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей и Элис Данбар Нельсон.
Гарриет Монро основала журнал Poetry в Чикаго в 1912 и сделал его самым важным органом поэзии не только в Соединенных Штатах, но и во всем англоязычном мире.
В течение 1920-х годов Эдна Сент-Винсент Миллей, Марианна Мур и Э. Э. Каммингс выражали в своей поэзии дух революции и экспериментов.
Драма впервые стала известна в Соединенных Штатах в начале 20 века. Драматурги черпали вдохновение в европейском театре, но создавали пьесы, которые были уникальными и неизменно американскими.
Юджин О’Нил был выдающимся американским драматургом того периода. Его «Путешествие долгого дня в ночь » (написано в 1939–1941 гг., исполнено в 1956 г.) стало кульминацией более чем 20-летнего творчества, которое началось в 1920 г. с «За горизонтом» и завершилось «Ледяной человек идет» (написано в 1939 г., исполнено в 1946 г.).
В 1930-е годы Лилиан Хеллман, Клиффорд Одетс и Лэнгстон Хьюз написали пьесы, разоблачающие несправедливость в Америке.
Торнтон Уайлдер представил реалистичное (и чрезвычайно влиятельное) видение маленького городка Америки в Наш город , впервые выпущенный в 1938 году. Вторая война уверенная и экономически сильная, вступила в холодную войну в конце 1940-х годов. Этот конфликт с Советским Союзом формировал глобальную политику на протяжении более четырех десятилетий, а опосредованные войны и угроза ядерного уничтожения, которые стали определять его, были лишь некоторыми факторами, влиявшими на формирование американской литературы во второй половине 20-го века. 1950-е и 60-е годы принесли значительные культурные сдвиги в Соединенных Штатах, вызванные движением за гражданские права и женским движением. До последних десятилетий 20-го века американская литература в основном была рассказом о мертвых белых людях, создавших Искусство, и о живых белых людях, делающих то же самое. На рубеже 21-го века американская литература стала гораздо более сложной и всеобъемлющей историей, основанной на широком спектре прошлых произведений, созданных в Соединенных Штатах людьми разного происхождения и открытых для большего числа американцев в наши дни.
Литература, написанная афроамериканцами в современный период, во многом была сформирована Ричардом Райтом, чья автобиография Black Boy была опубликована в 1945 году. Он уехал из Соединенных Штатов во Францию после Второй мировой войны, отвергнутый несправедливостью и дискриминацией. он столкнулся с чернокожим в Америке; другие чернокожие писатели, работавшие с 1950-х по 1970-е годы, также боролись с желанием убежать от несправедливого общества и изменить его.
Роман Ральфа Эллисона Invisible Man (1952) рассказывает историю безымянного чернокожего человека, дрейфующего в Америке и игнорируемого ею.
Джеймс Болдуин писал эссе, романы и пьесы о расе и сексуальности на протяжении всей своей жизни, но его первый роман, «Иди, расскажи это на горе » (1953), был его самым успешным и влиятельным.
Пьеса Лоррейн Хэнсберри « Изюм на солнце » о последствиях расизма в Чикаго была впервые поставлена в 1959 году.
Гвендолин Брукс стала в 1950 лет, первый афроамериканский поэт, получивший Пулитцеровскую премию.
Движение черных искусств было основано на принципах черного национализма и стремилось создать уникальное сознание черных. Автобиография Малкольма Икс (1965), написанная Малкольмом Икс и Алексом Хейли, является одним из самых устойчивых литературных выражений.
Тони Моррисон © Olga Besnard/Dreamstime.com
Первый роман Тони Моррисон, «Самый голубой глаз» (1970), положил начало писательской карьере, в центре которой оказались жизни чернокожих женщин. Она получила Нобелевскую премию в 1993.
В 1960-х годах Элис Уокер начала писать романы, стихи и короткие рассказы, отражающие ее участие в движении за гражданские права.
Американский роман принял головокружительное количество форм после Второй мировой войны. Реалистичный, метафикциональный, постмодернистский, абсурдистский, автобиографический, короткий, длинный, фрагментарный, феминистский, поток сознания — эти и десятки других ярлыков можно применить к огромному творчеству американских романистов. Мало что объединяет их, кроме их хронологической близости и взаимодействия с современным американским обществом. Среди репрезентативных романов:
Норман Мейлер: Обнаженные и мертвые (1948), Песня палача (1979)
Владимир Набоков: Лолита (1955)
Джек Керуак: В дороге (1957)
Томас Пинчон: Плач Лота 49 (1966)
Курт Воннегут: Бойня номер пять (1969)
Юдора Уэлти: Оптимум Дочь ist (1972)
Филип Рот: Жалоба Портного (1969), American Pastoral (1997)
Урсула К. Ле Гуин: Левая рука тьмы (1969)
Сол Беллоу: 90 065 Дар Гумбольдта (1975)
Тони Моррисон: Песня Соломона (1977), Возлюбленная (1987)
Элис Уокер: Пурпурный цвет (1982)
Сандра Сиснерос: Дом на Человеке go Street (1983)
Ямайка Кинкейд: Annie John (1984)
Maxine Hong Kingston: Tripmaster Monkey: His Fake Book (1989)
David Foster Wallace: Infinite Jest (1996)
Don De Лилло: Другой мир (1997)
Ха Джин: Ожидание (1999)
Джонатан Франзен: Исправления (2001)
Хуно Диас: Короткая чудесная жизнь Оскара Вао (2007)
Col сын Уайтхед: Подземная железная дорога (2016)
Ocean Vuong: На Земле мы ненадолго великолепны (2019)
период. «Вой » Аллена Гинзберга (1956) отбросил в сторону формальные, в основном традиционные поэтические условности, которые стали доминировать в американской поэзии. Хриплый, непристойный и глубоко трогательный, Howl перевернул ожидания американцев в отношении поэзии во второй половине 20-го века и позже. Среди важных поэтов этого периода:
Энн Секстон
Сильвия Плат
Джон Берриман
Дональд Холл
Элизабет Бишоп
Джеймс Меррилл
Никки Джованни
Роберт Пински
Эдриенн Рич
Рита Дав
Юсеф Комунякаа
В.С. Мервин
Трейси К. Смит
В первые десятилетия современной американской драмы доминировали три человека: Артур Миллер, Теннесси Уильямс и Эдвард Олби. Миллера Смерть продавца (1949) поставил под сомнение американскую мечту через уничтожение ее главного героя, в то время как Уильямса «Трамвай Желание» (1947) и Кошка на раскаленной жестяной крыше (1955) раскопали мечты его персонажей и разочарования.