cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Линии в одежде конструктивные – .

Узлы и линии в одежде. Выпуск 1

Летом мы разобрали с вами силуэтные линии в одежде. Как это было можно найти по метке «Ликбез от портного». Эта тематическая неделя — продолжение, где мы будем разбираться в конструктивных деталях и просто отделочных элементах одежды.

[вытачки]Вытачка — это тот излишек ткани, который надо убрать, чтобы создать плавный переход от одной выпуклости на теле человека до другой, или от более узкого участка тела до выпуклости. Вытачки – это конструктивные швы для придания одежде формы тела человека.


Основные их виды различают по расположению:
— нагрудная (описывает выпуклость груди) может исходить из линии плеча, горловины, проймы, бокового шва, от талии, в редких случаях из среднего шва переда
— спинная (учитывает выпуклость лопаток) может исходить из линии плеча, горловины или проймы, в редких случаях из среднего шва спинки
— талиевая описывает сужение фигуры к талии

есть и другие вытачки, но они мелкие, дополнительные и редко встречаемые, поэтому не станем о них говорить

[рельефы]Рельефы — это конструктивные вертикальные(!) линии в одежде, проходящие от среза к срезу.
Рельефы одновременно являются конструктивными и декоративными линиями, заменяющими, а точнее — включающими в себя вытачки. Конфигурация и расположение рельефов в одежде могут быть разнообразными, но никогда — горизонтальными!!! По разному располагая рельефные линии, можно создавать различное впечатление у зрителя и от изделия, и от самой фигуры человека.
Так, например, вертикальные рельефы, берущие начало из плечевой линии, визуально удлиняют фигуру, делают ее более стройной. А линии рельефов с прямыми или острыми углами придают форме одежды жесткость, а фигуре некоторую угловатость.

Рельефы могут располагаться как на плечевых изделиях так и на поясных. То есть практически на всех видах изделий.

В плечевых изделиях рельеф должен проходить через наивысшую (сосковую) точку груди со смещением на 1,5-2 см. к пройме. Иногда смещение бывает и больше, например при небольшой груди, в мужской или детской одежде. Если на плечевых и брючных изделиях рельефы всегда (или почти всегда?) симметричны, то на юбках они могут быть и одиночными.

Есть некоторые, часто встречаемые разновидности рельефов, о которых хочется упомянуть отдельно.
Если конструктивная вертикальная линия не доходит до одного из срезов вверху или внизу, то её называют полурельефом:

Если вертикальная линия уходит в пройму, то такой рельеф имеет особое название — «принцесс»

Сейчас в большой моде smart-платья, приближающие любую фигуру к вожделенному силуэту «песочные часы». Практически каждое из них конструктивно включает в себя рельефы, просто иногда отклонённые от вертикали для придания особого эффекта. В «умном» платье рельеф или подчёркивают контрастным кантом/отстрочкой:

Или по этим же линиям сочетают color-блоки

Ну хорошо, рельеф — это вертикальная линия. А есть ещё конструктивные линии, делящие одежду горизонтально или горизонтально-наклонно/фигурно. [Spoiler (click to open)]Если при этом такая линия пролегает не по тем горизонталям, которые задаёт сама фигура (например, под грудью или по талии, как об этом рассказывалось здесь), а в верхней части изделия, то она называется линией кокетки.
Примеры кокеток:

Подрезы это такой конструктивно-декоративный шов, который чаще всего применяют, когда нужно создать в определенном месте на изделии, более объемную форму или зрительный эффект. Подрез может быть выполнен как в виде сборки, так и закладыванием драпировки или складок.

Иногда подрез переходит в рельеф, образуя подкройные детали, чаще всего бочки

[Источники]http://blokomod.blogspot.ru/2014/03/relehpy.html ©http://blokomod.blogspot.com/, http://sinref.ru/000_uchebniki/02600_kroika_i_shitio/004_modelirovanie_i_hudojestvenoe_oformlenie_odejdi/046.htm, http://www.milla-sidelnikova.com/podrezy.html#ixzz4K1nb71Hi
Иллюстрации найдены с помощью поисковой системы

Всех желающих изучить материалы недельки глубже прошу написать об этом в комментариях

flight-strip.livejournal.com

КОНСТРУКТИВНЫЕ ЛИНИИ ОДЕЖДЫ

Поиск Лекций

УРОВЕНЬ ЛИНИИ ПЛЕЧ

УРОВЕНЬ ПЛЕЧ МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ, ПОВЫШЕННЫМ, ИЛИ ПОНИЖЕННЫМ. ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПЛЕЧ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОБЛЕГАНИЕМ ПЛЕЧЕВОГО СКАТА. ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПЛЕЧ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИСПОЛЬЗУЯ ПЛЕЧЕВЫЕ НАКЛАДКИ ИЛИ ОФОРМЛЯЯ ПЛЕЧЕВОЙ СРЕЗ ВОГНУТОЙ ЛИНИЕЙ, ПРИПОДНЯТОЙ У СРЕЗА ПРОЙМЫ. ПОВЫШЕННОМУ УРОВНЮ ПЛЕЧ СООТВЕТСТВУЕТ УКОРОЧЕННАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЛИНА ПЛЕЧЕВОГО ШВА. ПОНИЖЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПЛЕЧ ДОСТИГАЮТ УДЛИНЕНИЕМ ПЛЕЧЕВОГО ШВА

ESCADA CRUISE 2015 Г.

JEAN PAUL GAULTIER ОСЕНЬ-ЗИМА 2012 Г.

ЛИНИЯ ТАЛИИ

ЛИНИЮ ТАЛИИ ОФОРМЛЯЮТ ПО-РАЗНОМУ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИЛУЭТА ИЗДЕЛИЯ. В ПРИЛЕГАЮЩЕМ СИЛУЭТЕ ЛИНИЯ ТАЛИИ ВЫДЕЛЕНА ЧЕТКО. ОСОБЕННОСТЬЮ ПОЛУПРИЛЕГАЮЩЕГО СИЛУЭТА ЯВЛЯЕТСЯ ТЕКУЧАЯ ФОРМА, НЕ ВЫЯВЛЯЮЩАЯ, А ЛИШЬ СЛЕГКА ОТМЕЧАЮЩАЯ ЛИНИЮ ТАЛИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ НА ЕСТЕСТВЕННОМ МЕСТЕ, ПОВЫШЕННОЙ ИЛИ ПОНИЖЕННОЙ. ОТРЕЗНУЮ ЛИНИЮ ТАЛИИ ОФОРМЛЯЮТ ПРЯМЫМИ, КРИВЫМИ ИЛИ ЛОМАНЫМИ ЛИНИЯМИ. ЛИНИЯ ТАЛИИ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ С ЗАНИЖЕННЫМ, ЛИБО ЗАВЫШЕННЫМ ПОКРОЕМ.

DOLCE&GABBANA ВЕСНА-ЛЕТО 2015 Г.

EMANUEL UNGARO CRUISE 2015г

ЛИНИЯ БЕДЕР

ПОЛУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СИЛУЭТНЫХ ФОРМ ИЗДЕЛИЙ СВЯЗАНО С ЛИНИЕЙ БЕДЕР. ТАК, В ПРЯМЫХ ИЗДЕЛИЯХ НЕБОЛЬШОГО ОБЪЕМА, ПОЛУПРИЛЕГАЮЩИХ И ПРИТАЛЕННЫХ, С ПРЯМОЙ ЮБКОЙ ОТ ЛИНИИ БЕДЕР НАЧИНАЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ ИЛИ ЗАУЖЕНИЕ ФОРМЫ ЗА СЧЕТ ОСОБОГО ОФОРМЛЕНИЯ БОКОВЫХ СРЕЗОВ ИЛИ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ШВОВ ИЛИ РЕЛЬЕФОВ.

ARMANI ЛЕТО 2015 Г.

 

ЛИНИЯ НИЗА

ЛИНИЯ НИЗА ИЗДЕЛИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВЕРШАЮЩЕЙ В СИЛУЭТЕ. ПО ЭТОЙ ЛИНИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ШИРИНА ИЗДЕЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИНИИ БЕДЕР — ИЗДЕЛИЯ МОГУТ БЫТЬ ПРЯМЫМИ, ЗАУЖЕННЫМИ К НИЗУ ИЛИ РАСШИРЕННЫМИ.

FENDI CRUISE 2016 Г.

БОКОВЫЕ ШВЫ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛУЭТА ПОЛОЖЕНИЕ БОКОВЫХ ШВОВ И РЕЛЬЕФОВ НЕБЕЗРАЗЛИЧНО. ТАК, ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОВАЛЬНЫХ ФОРМ ОДЕЖДЫ (ЕСЛИ СМОТРЕТЬ СВЕРХУ) БОКОВЫЕ ШВЫ РАСПОЛАГАЮТ ИДУЩИМИ ОТ СЕРЕДИНЫ ПРОЙМЫ. ВВЕДЕНИЕ РЕЛЬЕФОВ, ПРОХОДЯЩИХ НА ПОЛОЧКАХ ЧЕРЕЗ ВЫСТУПАЮЩИЕ ТОЧКИ ГРУДНЫХ ЖЕЛЕЗ, А НА СПИНКЕ — ЧЕРЕЗ НАИБОЛЕЕ ВЫСТУПАЮЩИЕ ТОЧКИ ЛОПАТОК, УСИЛИВАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОВАЛЬНОСТИ ФОРМЫ. СМЕЩЕНИЕ РЕЛЬЕФОВ СПИНКИ И ПОЛОЧКИ ОТ ЦЕНТРА К БОКОВЫМ СРЕЗАМ ВЕДЕТ К ЗРИТЕЛЬНОМУ УПЛОЩЕНИЮ ЭТИХ ДЕТАЛЕЙ.

KENZO ЛЕТО 2015 Г.

СРЕДНИЙ ШОВ СПИНКИ

СРЕДНИЙ ШОВ СПИНКИ МОЖЕТ НЕСТИ И КОНСТРУКТИВНУЮ, И ЧИСТО ДЕКОРАТИВНУЮ НАГРУЗКУ. КОГДА МОДА ЗАОСТРЯЕТ ВНИМАНИЕ НА ПРОФИЛЬНОМ СИЛУЭТЕ, СРЕДНИЙ ШОВ В ИЗДЕЛИЯХ ПРИТАЛЕННОГО СИЛУЭТА ПОДЧЕРКИВАЕТ НА ВСЕМ СВОЕМ ПРОТЯЖЕНИИ КРАСИВЫЙ ПЛАВНЫЙ ИЗГИБ СПИНЫ. В ПРЕДЛАГАЕМЫХ МОДОЙ ВАРИАНТАХ ОДЕЖДЫ СО СВОБОДНОЙ «ЛЕТЯЩЕЙ» СПИНКОЙ, В СЛУЧАЕ КОСОГО КРОЯ, СРЕДНИЙ ШОВ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ АКТИВНОГО РАСШИРЕНИЯ ФОРМЫ ИЗДЕЛИЯ.

FENDI CRUISE 2016 Г.

ДЕТАЛИ ОДЕЖДЫ

КАРМАНЫ

КАРМАНЫ, КЛАПАНЫ, ЛИСТОЧКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОСТЮМА ИГРАЮТ РАЗЛИЧНУЮ РОЛЬ. МОДА ТО СТРЕМИТСЯ ПОДЧЕРКНУТЬ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ТО ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ С ИХ ПОМОЩЬЮ ЧИСТО ДЕКОРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ. ДЕТАЛИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

— ПЛОСКИЕ

— СЛИТЫЕ С ФОРМОЙ (ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ ОРНАМЕНТА НА ПЛОСКОСТИ)

— ОБЪЕМНЫЕ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ РЕЛЬЕФ ФОРМЫ, ЕЕ МАССУ (ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ АКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ)

 

ВИДЫ КАРМАНОВ:

1. НАКЛАДНЫЕ КАРМАНЫ.

2. ПРОРЕЗНЫЕ КАРМАНЫ.

 

 

ЗАСТЕЖКИ

В ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЕ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАСПОЛАГАТЬ ЗАСТЕЖКУ ПО ЦЕНТРУ ПЕРЕДА (РЕЖЕ СО СМЕЩЕНИЕМ В СТОРОНУ ПРИ АСИММЕТРИЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ). В КОМПОЗИЦИИ ПАЛЬТО ЗАСТЕЖКА ИГРАЕТ ВЕДУЩУЮ, ОРГАНИЗУЮЩУЮ РОЛЬ, ЯВЛЯЯСЬ ТАКЖЕ АКТИВНЫМ ДЕКОРАТИВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ. КОГДА МОДНАЯ ИДЕЯ НЕПРИНУЖДЕННОСТИ В ОДЕЖДЕ ПРИВОДИТ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОГО ПРИНЦИПА — ЗАПАХИВАНИЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПАЛЬТО И ПОЛУПАЛЬТО БЕЗ ЗАСТЕЖКИ.

 

 

ВИДЫ ЗАСТЕЖЕК:

1. ОДНОБОРТНАЯ ЗАСТЕЖКА.

2. ДВУБОРТНАЯ ЗАСТЕЖКА.

3. С ЗАПАХОМ.

4. СУППАТНАЯ ЗАСТЕЖКА (СКРЫТАЯ).

 

 

ФОРМА ВОРОТНИКА

ВЫБОР ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФОРМЫ ВОРОТНИКА СВЯЗАН С СОЗДАНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ, ЕЕ СИЛУЭТНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. КАК ПРАВИЛО, ОБЪЕМНЫМ ИЗДЕЛИЯМ СООТВЕТСТВУЮТ ШИРОКИЕ ВОРОТНИКИ С УВЕЛИЧЕННОЙ ПО ВЫСОТЕ СТОЙКОЙ (ПО ПРИНЦИПУ КОНТРАСТНОГО РЕШЕНИЯ ВОРОТНИКА МОЖЕТ НЕ БЫТЬ, ТОГДА НЕОБХОДИМО ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ОБЕСПЕЧИТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ ФОРМЫ). ИЗДЕЛИЯ МАЛЫХ ОБЪЕМОВ ТРЕБУЮТ, КАК ПРАВИЛО, ВОРОТНИКОВ НЕБОЛЬШИХ РАЗМЕРОВ. НО ПО ПРИНЦИПУ КОНТРАСТА МОЖЕТ БЫТЬ И КРУПНЫЙ ВОРОТНИК, ТОГДА ЕГО РАЗМЕРЫ СЛЕДУЕТ ТОЧНО ВЫВЕРИТЬ, ИНАЧЕ ОН «ЗАДАВИТ» ИЗДЕЛИЕ.

ВИДЫ ВОРОТНИКОВ:

1. ВОРОТНИК СТОЙКА. (рис. а)

2. ОТЛОЖНОЙ ВОРОТНИК. (рис. б)

3. ОТЛОЖНОЙ ВОРОТНИК НА СТОЙКЕ. (рис. в)

4. ШАЛЕВЫЙ ВОРОТНИК. (рис. г)

 

CHRISTIAN DIOR CRUISE 2016 Г.

FENDI CRUISE 2016 Г.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

1.2. Внешний вид одежды, ее покрой

Появившись в незапамятные времена, одежда изменялась вмете с развитием человечества, претерпевая различные изменения своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело, выявляя все его особенности. Часто она деформировала фигуру, зрительно расширяя или сужая, удлиняя или укорачивая различные участки тела человека. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма одежды может быть мягкой, округлой или резкой, угловаой (рис. 1.1). Она бывает большого или малого объема (рис. 1.2). Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу.

Рис. 1.1. Мягкая и острая формы Рис. 1.2. Одежда малого и боль-

одежды шого объемов

Ф ормы больших объемов имеют мало точек соприкосновения с телом. При малом объеме одежда плотно прибегает к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрадывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропор циям тела человека. Внутри формы одежды выделяют такие эле­менты, как стан, рукава, воротник. Стан может состоять из лифа и юбки (брюк), разделенных на уровне талии.

Линии, очерчивающие границу одежды, называют силуэтны­ми линиями. Это линии плеч, груди, талии, низа, боковые линии изделия. Силуэтные линии образуют силуэт одежды. Силуэтом на­зывают стилизованное плоскостное изображение объемной фор­мы одежды. В практике сложилось четыре силуэта: прямой, полу­прилегающий, прилегающий и трапециевидный. Прямой силуэт (рис. 1.3, а) характеризуется одинаковой шириной изделия на ли­ниях плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы вписывается в прямоугольник. Полуприлегающий силуэт (рис. 1.3, б) имеет небольшой объем по линии груди, незначи­тельное прилегание по линиям талии и бедер, умеренное расши­рение по низу изделия. В прилегающем силуэте (рис. 1.3, в) приле­гание одежды по груди и талии значительно, линия талии под­черкнута, низ изделия расширен. Трапециевидный силуэт (рис. 1.3, г) имеет малый объем в верхней части одежды, т.е. плотное прилега­ние по линии груди, и очень сильное расширение по низу.

Внешний вид одежды значительно изменяется с изменением ее длины. Длинное полностью закрывающее ноги платье делает фигуру более стройной. Как только одежда, становясь короче, открывает ноги, возникает проблема поиска гармоничного со­отношения длины и объемной формы изделия с учетом роста фигуры и длины открытой части ног. Самое незначительное из­менение длины изделия в сочетании с изменением высоты каб­лука совершенно меняет впечатление от одежды даже в случае, когда ее форма остается прежней. Длина является наиболее из­менчивым элементом внешнего облика костюма. Изделие может

быть удлиненным, укороченным или нормальной длины. В пос­леднем случае подразумевают длину изделия до уровня коленей.

Поверхность одежды расчленяется конструктивными линиями на отдельные детали. Многолетней практикой выработано наибо­лее оптимальное членение поверхности изделия на следующие основные детали: спинка, полочка (перед), рукава, воротник, пе­реднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки, переднюю половинку брюк, заднюю половинку брюк. Эти составные детали одежды остаются более или менее постоянными, так как в наи­большей степени соответствуют строению тела человека и изме­нениям его размеров и формы при движении. Предназначенная для симметричной фигуры человека, одежда состоит из двух сим­метричных половин. Основные детали в одежде соединены между собой швами. Именно поэтому конструктивные линии в подавля­ющем большинстве случаев совпадают со швами одежды.

Месторасположение конструктивных линий на поверхностиодежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одеж­де конструктивными линиями: линией втачивания рукава и ли­ниями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различа­ют следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом рег­лан, цельнокроеным рукавом.

Покрой с втачным рукавом (рис. 1.4, а) характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертани­ям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с тулови­щем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Пред­варительно детали лифа — полочка и спинка — должны быть со­единены между собой.

Рис. 1.4. Покрои рукавов

Покрой реглан (рис. 1.4, б) характерен тем, что линия втачива­ния рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельнокроеным рукавом (рис. 1.4, в) линия втачива­ния рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка — с задней частью рукава.

Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Так, при цельнокроеном рукаве спинки полочка может быть с втач­ной отрезной передней частью рукава или с рукавом реглан; при втачном рукаве на спинке полочка может иметь рукав реглан (рис. 1.4, г).

Рис. 1.. Покрои одежды с вертикальным членением:

а — с рельефами из линии проймы бедер; б — с рельефами из плечевой линиии; в — со швом по середине талии

Конструктивные линии верти­кального членения полочки и спин­ки позволяют получить такие по­крои изделия, как покрой с боко­выми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки (рис. 1.5).

Такие покрои, как покрой изде­лия с кокетками на основных дета­лях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных Рис 1 7 Покрои одежды с линий горизонтального членения по-комбинированным членением полочки и спинки (рис. 1.6). Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных ли­ний позволяет получать комбинированные покрои изделий (рис. 1.7).

Рис. 1.6. Покрои одежды с горизонтальным членением:

а — отрезной по линии бедер;

б — с кокеткой; в — отрезной по линии талии

studfiles.net

Тема 3. Форма, силуэт и линии в костюме

Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма.
Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.
Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.
Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными гео-метрическими фигурами:
• прямоугольный;
• трапециевидный;
• овальный;
• в виде двух треугольников с усеченными вершинами.

Рис. 3.1. Форма костюма, в основе которой лежит геометрическая фигура: 1 – прямоугольник; 2 – круг; 3 –треугольник

Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (рис. 3.2):
• Полуприлегающий силуэт – силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
• Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повто-ряющий его форму.
• Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений ха-рактерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
• Свободный – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.
Силуэт может быть фронтальным и профильным.
Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.

Рис. 3.2. Виды силуэтных форм костюма: 1 – полуприлегающий; 2 – прилегающий; 3 – приталенный; 4 – свободный

2. Виды линий

Формообразование частей одежды осуществляется главным образом конструкцией. Чем сложнее конструкция, тем многообразнее могут быть линии, выражающие её. При решении одежды применяют линии прямые, кривые, вертикальные горизонтальные, короткие, длинные.
В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные (рис. 3.4).
Силуэтные линии – линии, создающие внешнее очертание, контур одежды. Они придают силуэту выразительность, определяют пропорции, способствуют раскрытию замысла, выражают направление моды. К силуэтным линиям в одежде относятся: линии талии, линия плеча, линия горловины, линия груди, линия бедер, линия низа.
Конструктивные линии. К ним относятся линии, соединяющие детали (швы) и линии, создающие форму (вытачки, складки).
Основными конструктивными линиями являются: плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов по линии талии, швы втачивания рукавов и нижние швы рукавов, вытачки, рельефы, подрезы (рис. 3.3).
Конструктивно-декоративные – линии, которые обычно несут двойную нагрузку, то есть это конструктивные линии, но декоративно оформленные (строчкой, вышивкой, кантом, тесьмой и т. п.). В таком случае конструкция выполняет эстетическую функцию, она обогащает форму (это рельефы, линии кокеток, подрезов, отделанные строчкой, тесьмой) (рис. 3.3).
Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относят-ся линии, образуемые различными элементами отделок: вышивкой, кантами и т.п., обо-гащающими внешний вид модели. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротники, лацканы, карманы.

Вертикальные линии выражают строгость, лаконичность, способствует зрительному удлинению фигуры.
Горизонтальные линии определяют устойчивость статичность модели, зрительно расширяют фигуру.
Диагональные линии выражают движение, динамику, характерны для построения одежды с асимметричными формами деталей.
Главные линии композиции организуют силуэт и форму, выражают замысел композиции.
Второстепенные линии должны быть согласованы и увязаны с главными.

Рис. 3.3. Конструктивные и конструктивно-декоративные линии в костюме


Рис. 3.4. Определение различных видов линий
в костюме:

С – силуэтные,
К – конструктивные,
К-Д – конструктивно-декоративные,
Д – декоративные

Подведем итоги:
• Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
• Форма костюма – объемно-пространственная характеристика предметов.
• Классификация силуэтов по степени прилегания изделия к фигуре: полуприлегающий, прилегающий, приталенный, свободный.
• В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные.
• Существуют также другие виды линий: вертикальные и горизонтальные, главные и второстепенные.


vtk34.narod.ru

«Конструирование костюма» Вопросы к экзамену.

  1. Что изучает и что включает в себя предмет «Конструирование костюма»?

«Конструирование костюма» изучает приемы и методы построения чертежей, деталей одежды различных силуэтных форм, покроев, с учетом особенностей фигуры. Включает в себя: сведения об одежде, сведения о форме и строении тела человека.

  1. Какую роль и значение играет конструирование в производстве одежды? Конструирование занимает важнейшую и ведущую роль в процессе создания одежды. В нашей стране одежду изготавливают в процессе массового производства (фабрики), и в условиях индивидуального производства (авторские мастерские, ателье, дома мод.). Конструкция одежды влияет на выбор технологии и организации производства, влияет на такие технико-экономические показатели, как:

— трудоемкость,

— материалоемкость,

— себестоимость,

— производство труда,

— уровень автоматизации и механизации.

От конструирования изделия зависит качество посадки изделия на фигуре, его соответствие направлениям моды во многом определяет спрос и сбыт продукции.

  1. Назовите этапы проектирования одежды? Проектирование одежды — это построение формы модели, разработка проекта конструкции одежды, включающие в себя расчеты, чертежи разверток деталей одежды, описание свойств ткани, технологии и оборудования, построения и градации лекал экспериментального образца и опытной партии. Этапы проектирования одежды: 1 – Художественное проектирование модели (создание эскизов модели), 2 – Конструирование одежды (создание конструкции модели), 3 – Запуск в производство.

  1. Что такое покрой одежды, чем он характеризуется? Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одежде конструктивными линиями: линией втачивания рукава и линиями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различают следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом реглан, цельновыкроеным рукавом. Покрой с втачным рукавом характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертаниям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с туловищем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Покрой реглан характерен тем, что линия втачивания рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельновыкроеным рукавом линия втачивания рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка — с задней частью рукава. Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Конструктивные линии вертикального членения полочки и спинки позволяют получить такие покрои изделия, как покрой с боковыми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки. Такие покрои, как покрой изделия с кокетками на основных деталях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных линий горизонтального членения полочки и спинки. Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных линий позволяет получать комбинированные покрои изделий.

5. Что такое пропорции фигуры человека, от чего они зависят, какие типы пропорций вам известны? Пропорции фигуры человека — это соотношения размеров отдельных частей тела человека: высоты головы и общей длины тела; длины туловища и длины конечностей; ширины бедер и ширины плеч. Пропорции тела в значительной степени зависят от размеров костей черепа, позвоночника, верхних и нижних конечностей. На пропорции тела также влияют степень развития мускулатуры и жироотложения. У людей разного возраста и пола пропорции сильно отличаются. У детей относительно большая высота головы; она составляет ¼ часть общей длины тела. У взрослых это соотношение равно 1/7 — 1/8. Обхват головы ребенка равен обхвату груди. У взрослого обхват головы в два раза меньше обхвата груди. Среди взрослых мужчин и женщин различают три типа пропорций: 1. долихоморфный тип характеризуется длинными конечностями и коротким узким туловищем; 2. мезоморфный типсредний тип, промежуточный; 3. брахиморфный типхарактеризуется короткими конечностями и длинным широким туловищем. Пропорции тела женщин отличаются от пропорций тела мужчин относительно более широкими бедрами и узкими плечами. Пропорции по длине тела (Пр.д.) это – отношение длины туловища Дт (от 7-го шейного позвонка до сидения стула) к росту Р:

Пр.д = Дт/Р

Отсюда:

· Долихоморфный тип – Пр.д ≤ 0,29;

· Мезоморфный тип – Пр.д = 0,31 ± 0,01;

· Брахиморфный тип – Пр.д ≥ 0,33.

6. Что такое телосложение, какие типы телосложений женщин вам известны? Телосложение – это индивидуальные особенности фигуры человека, связанные со степенью развития мускулатуры и жироотложений. Мускулатура бывает развита слабо, средне, сильно. Жироотложения бывают слабыми, средними, обильными. У женщин менее развита мускулатура и более неравномерно распределено жироотложение. Различают три основных и одну дополнительную группы телосложений женщин. 1) При равномерном распределении ж/о: тонкий тип; нормальный тип; рубенсовский. 2) При неравномерном распределении ж/о: верхний тип; нижний тип. 3) При неравномерном распределении ж/о на туловище или конечностях: туловищный тип; крайний тип (конечностный). 4) При повышенном распределении ж/о на отдельных участках тела: грудной тип; бедерный тип. Телосложение человека зависит от биохимических особенностей организма, а также от вида трудовой деятельности, образа жизни, возраста.

Рис. ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН ПО СХЕМЕ Б. Шкерли

N – нормальный; R – рубенсовский; S – верхний; J – нижний; Tr – повышенное жироотложение на туловище; Ex – повышенное жироотложение на конечностях; М – повышенное жироотложение на груди; Т – повышенное жироотложение на бедрах

  1. Что такое телосложение, какие типы телосложений мужчин вам известны? Телосложение – это индивидуальные особенности фигуры человека, связанные со степенью развития мускулатуры и жироотложений. Мускулатура бывает развита слабо, средне, сильно. Жироотложения бывают слабыми, средними, обильными. У мужчин различают три основных типа: брюшной тип – коническая форма грудной клетки, со средней или слабой мускулатурой и обильным жироотложением, округло-выпуклая форма живота, нормальная или сутулая спина; мускульный тип – цилиндрическая грудная клетка, со средней или сильной мускулатурой и средним жироотложением, округлая или прямая спина; грудной тип — плоская грудная клетка, со слабыми мускулатурой и жироотложением, сутулая спина, впалый живот.

8. Что такое осанка, какие типы осанки фигуры вам известны? Под осанкой понимают конфигурацию тела человека при естественном вертикальном положении, которая характеризуется различными изгибами позвоночника в области шеи и талии, положением рук относительно тела и высотой плеч. Осанка зависит от формы позвоночника, степени развития мускулатуры и жироотложений. Различают три типа осанки фигуры: сутулая, нормальная, перегибистая. Сутулая фигура имеет ярко выраженную округлость спины с выступом лопаток, наклоненные вперед плечи, небольшой прогиб в талии, несколько зауженную грудь, расширенную спину, удлиненную талию спины и укороченную талию спереди. Нормальная фигура средний вариант, характеризуется прямой осанкой и выпрямленными коленями. Перегибистая фигура имеет плоскую спину без выступа лопаток, отведенные назад плечи, большой прогиб в талии, расширенную грудь, зауженную спину, удлиненную талию спереди и укороченную талию спины. В швейной промышленности осанку определяют два измерения: глубина шеи и выемка по талии.

  1. Что такое антропометрические точки? Для производства одежды необходимо знать не только строение тела человека, но и его размеры. Это достигается проведением антропометрических измерений. Для того, чтобы получить форму и размеры сложной фигуры, которой является человеческое тело, необходимо найти наибольшее число антропометрических точек. Антропометрические точки – это костные образования скелета (выступы, бугры, отростки), а также границы мягких тканей, которые легко находятся или прощупываются на фигуре. Для целей конструирования было использовано 16 основных антропометрических точек, в классической антропометрии их более ста.

Верхушечная точка – высшая точка головы в положении ее глазнично–ушной горизонтали.

Шейная точка – вершина остистого отростка седьмого шейного позвонка.

Точка основания шеи – точка пересечения линии основания шеи с вертикальной плоскостью, проведенной через середину плечевого ската.

Ключичная точка – выступ грудинного конца ключицы.

Верхнегрудинная точка – точка в углублении яремной выемки.

Среднегрудинная точка – точка посередине линии груди на уровне сочленения четвертых ребер.

Плечевая акромиальная точка – наиболее выступающая точка акромиального отростка лопатки.

Плечевая точка на вершине плечевой кости.

Лучевая точка – на верхнем отростке лучевой кости.

Сосковая точка – наиболее выступающая точка грудной железы.

Остисто-подвздошная передняя точка – на вершине гребня подвздошной кости.

Коленная точка – центр коленной чашечки.

Передний участок подмышечной впадины – на вершине дуги сочленения руки с туловищем спереди.

Задний участок подмышечной впадины – на вершине дуги сочленения руки с туловищем сзади.

Ягодичная точка – наиболее выступающая точка ягодичной мышцы.

Точка высоты линии талии – наиболее углубленная точка линии талии на боковой поверхности туловища.

  1. Какие данные необходимы для построения деталей одежды? Исходными данными для построения чертежа деталей одежды являются измерения фигуры человека и величины прибавок к этим измерениям. Построенный по этим исходным данным чертеж называют чертежом основы конструкции. На базе чертежа основы конструкции можно построить чертежи конструкций многих моделей – изделий, отличающихся друг от друга фасонными элементами: длиной и оформлением низа рукава, формой воротника, застежки, карманов.

  1. Что такое основные размерные признаки, какие размерные признаки вы знаете? Основные размерные признаки — характеризуют фигуру человека по величине и форме, т.е. дают ее размерную характеристику. Размерные признаки обозначают прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений: В – высоты; Г – глубины; Д – длины, расстояния, дуги; О – обхваты; П – положение корпуса; Р – рост; С – полуобхваты; Ц – расстояния между центрами; Ш – ширины. Латинской буквой d обозначают диаметры. Основные размерные признаки: Р – рост; Ог – обхват груди; От – обхват талии; Об – обхват бедер; Др – длина рукава. Вспомогательные размерные признаки: Впр.з – высота проймы сзади; Дтс – длина спины до талии; Вб – высота бедер; Ди – длина изделия; Шш.з – ширина шеи сзади; ВгI – высота груди первая; ВгII – высота груди первая минус Шш.з; ДтпI – длина талии спереди первая; ДтпII – длина талии спереди первая минус Шш.з; Шс – ширина спины; Шпр – ширина проймы; Шг – ширина груди; Шп – ширина плечевого ската; Оп – обхват плеча.

  1. Что такое прибавки на свободу облегания, учитываемы при конструировании одежды? Любая одежда из ткани, кожи, дублированных материалов по своим размерам превышает размеры тела человека. Между поверхностью тела и внутренними размерами одежды образуется воздушная прослойка. Она необходима для обеспечения свободы дыхания, движения, нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для создания определенной силуэтной формы. Величины воздушных зазоров зависят от степени прилегания изделия к фигуре. Величины, на которые размеры одежды превышают размеры тела человека, называются прибавками на свободу облегания. Их обозначают буквой “П”. П = Пт + Пд.к. По своему назначению они подразделяются на технические и декоративно-конструктивные.

  1. Что такое техническая прибавка и конструктивно-декоративная прибавка, что на них влияет? Техническая прибавка (Пт) – минимально-необходимая прибавка, обеспечивает свободу движения и дыхания, создает определенную воздушную прослойку для урегулирования теплообмена. Главным фактором, влияющим на эту прибавку, является изменение размеров тела в динамике (т.е. в движении) по сравнению с его размерами в статике и изменение тела при дыхании. Декоративно-конструктивная прибавка (П д.к.) – имеет важное значение при создании силуэтной формы изделия распределении модельных линий. Она зависит от объемов одежды и ее формы и определяется в процессе работы художника-модельера и конструктора. На величину декоративно-конструктивной прибавки оказывают влияние направление моды и назначение модели, особенности телосложения человека, толщина материалов, используемых для верха и приклада.

  1. Что такое баланс изделия, что на него влияет, каким образом его можно достичь? Баланс изделия – это критерий посадки изделия. Различают три вида баланса, не отделяемые друг от друга, — передне-задний, боковой и опорный.

В плечевых изделиях передне-задний баланс – это равновесие передних и задних частей одежды, характеризующееся положением конструктивных точек верхних срезов переда и спинки в вертикальном направлении. Боковой баланс – это равновесие этих же частей по боковому шву или же равновесие передней и задней частей с боковыми деталями. Опорный баланс определяется положением конструктивных точек верхних срезов деталей относительно их средних линий (в горизонтальном положении). При нарушении баланса появляются дефекты посадки, которые необходимо исправлять на примерках. Баланс может быть нарушен по ряду причин: неправильно проведены измерения фигуры, неверно выполнены расчеты по формулам, базовые конструкции не соответствуют фигуре конкретного заказчика и т.п. Поэтому при изготовлении первого образца новой модели во время раскроя изделия даются дополнительные прибавки (в основном по плечевому и боковому швам) для корректировки баланса изделия.

  1. Что такое базисная сетка, для чего она необходима? Базисная сетка — это совокупность вспомогательных вертикальных и горизонтальных линий, определяющих общие размеры изделия по линии груди и размеры основных частей: спинки, проймы, полочки (переда).

  1. Какие линии составляют чертеж базовой основы конструкции? Линии чертежа базовой основы конструкции строят на базисной сетке чертежа. Это линии середины спинки и полочки, линии горловины, плечевые линии, линии проймы, линии вытачек, боковые линии, линии талии и низа изделия.

studfiles.net

1.2. Внешний вид одежды, ее покрой

Появившись в незапамятные времена, одежда изменялась вмете с развитием человечества, претерпевая различные изменения своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело, выявляя все его особенности. Часто она деформировала фигуру, зрительно расширяя или сужая, удлиняя или укорачивая различные участки тела человека. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма одежды может быть мягкой, округлой или резкой, угловаой (рис. 1.1). Она бывает большого или малого объема (рис. 1.2). Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу.

Рис. 1.1. Мягкая и острая формы Рис. 1.2. Одежда малого и боль-

одежды шого объемов

Ф ормы больших объемов имеют мало точек соприкосновения с телом. При малом объеме одежда плотно прибегает к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрадывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропор циям тела человека. Внутри формы одежды выделяют такие эле­менты, как стан, рукава, воротник. Стан может состоять из лифа и юбки (брюк), разделенных на уровне талии.

Линии, очерчивающие границу одежды, называют силуэтны­ми линиями. Это линии плеч, груди, талии, низа, боковые линии изделия. Силуэтные линии образуют силуэт одежды. Силуэтом на­зывают стилизованное плоскостное изображение объемной фор­мы одежды. В практике сложилось четыре силуэта: прямой, полу­прилегающий, прилегающий и трапециевидный. Прямой силуэт (рис. 1.3, а) характеризуется одинаковой шириной изделия на ли­ниях плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы вписывается в прямоугольник. Полуприлегающий силуэт (рис. 1.3, б) имеет небольшой объем по линии груди, незначи­тельное прилегание по линиям талии и бедер, умеренное расши­рение по низу изделия. В прилегающем силуэте (рис. 1.3, в) приле­гание одежды по груди и талии значительно, линия талии под­черкнута, низ изделия расширен. Трапециевидный силуэт (рис. 1.3, г) имеет малый объем в верхней части одежды, т.е. плотное прилега­ние по линии груди, и очень сильное расширение по низу.

Внешний вид одежды значительно изменяется с изменением ее длины. Длинное полностью закрывающее ноги платье делает фигуру более стройной. Как только одежда, становясь короче, открывает ноги, возникает проблема поиска гармоничного со­отношения длины и объемной формы изделия с учетом роста фигуры и длины открытой части ног. Самое незначительное из­менение длины изделия в сочетании с изменением высоты каб­лука совершенно меняет впечатление от одежды даже в случае, когда ее форма остается прежней. Длина является наиболее из­менчивым элементом внешнего облика костюма. Изделие может

быть удлиненным, укороченным или нормальной длины. В пос­леднем случае подразумевают длину изделия до уровня коленей.

Поверхность одежды расчленяется конструктивными линиями на отдельные детали. Многолетней практикой выработано наибо­лее оптимальное членение поверхности изделия на следующие основные детали: спинка, полочка (перед), рукава, воротник, пе­реднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки, переднюю половинку брюк, заднюю половинку брюк. Эти составные детали одежды остаются более или менее постоянными, так как в наи­большей степени соответствуют строению тела человека и изме­нениям его размеров и формы при движении. Предназначенная для симметричной фигуры человека, одежда состоит из двух сим­метричных половин. Основные детали в одежде соединены между собой швами. Именно поэтому конструктивные линии в подавля­ющем большинстве случаев совпадают со швами одежды.

Месторасположение конструктивных линий на поверхностиодежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одеж­де конструктивными линиями: линией втачивания рукава и ли­ниями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различа­ют следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом рег­лан, цельнокроеным рукавом.

Покрой с втачным рукавом (рис. 1.4, а) характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертани­ям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с тулови­щем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Пред­варительно детали лифа — полочка и спинка — должны быть со­единены между собой.

Рис. 1.4. Покрои рукавов

Покрой реглан (рис. 1.4, б) характерен тем, что линия втачива­ния рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельнокроеным рукавом (рис. 1.4, в) линия втачива­ния рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка — с задней частью рукава.

Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Так, при цельнокроеном рукаве спинки полочка может быть с втач­ной отрезной передней частью рукава или с рукавом реглан; при втачном рукаве на спинке полочка может иметь рукав реглан (рис. 1.4, г).

Рис. 1.5. Покрои одежды с вертикальным членением:

а — с рельефами из линии проймы бедер; б — с рельефами из плечевой линиии; в — со швом по середине талии

Конструктивные линии верти­кального членения полочки и спин­ки позволяют получить такие по­крои изделия, как покрой с боко­выми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки (рис. 1.5).

Такие покрои, как покрой изде­лия с кокетками на основных дета­лях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных Рис 1 7 Покрои одежды с линий горизонтального членения по-комбинированным членением полочки и спинки (рис. 1.6). Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных ли­ний позволяет получать комбинированные покрои изделий (рис. 1.7).

Рис. 1.6. Покрои одежды с горизонтальным членением:

а — отрезной по линии бедер;

б — с кокеткой; в — отрезной по линии талии

studfiles.net

8. Основы композиции костюма — Основы художественного проектирования одежды

Элементы формы

  Изучением свойств формы занимается дисциплина «Композиция костюма» в такой последовательности.

1. Свойства одежды-костюма, как объемной формы, ее первичные элементы.
2. Членение формы и средства членения в костюме.
3. Средства связи, объединения в единство первичных элементов формы в одежде.

  Свойства одежды, как объемно-пространственной формы, складываются из составляющих ее первичных элементов. Эти свойства, развернутые в пределах их изменений, являются первичным материалом в работе художника-модельера.

  Каждая рассматриваемая форма одежды, костюма состоит из следующих элементов.

1. Геометрического вида формы в целом и ее частей.
2. Величины формы в целом и ее частей.
3. Массы формы и ее частей.
4. Фактуры материала формы.
5. Цвета и рисунка материала формы.
6. Светотени.

  Указанные свойства одежды, как объемной формы, не являются постоянными и могут изменяться в определенных пределах, иметь большое количество состояний. Различные состояния этих свойств при их сопоставлении дают безграничные возможности их сочетаний.

  Разберем свойства первичных элементов формы одежды.

  Геометрический вид формы в целом и ее частей. Это свойство формы определяется соотношением величин измерений формы по трем координатам пространства, характером поверхности формы: прямолинейной, криволинейной или ломаной и контуров ее в целом и ее деталей,.

  Первое зрительное впечатление, когда мы рассматриваем одежду (костюм), вытекает из степени ее объемности, характера ее силуэта, ее контуров.

  Степень объемности в костюме проявляется в ограниченном диапазоне и не выходит за грани возможностей человеческой фигуры, как опоры для одежды. Здесь возможны две крайности: геометрический вид формы выражает линейный характер, когда форма одежды сильно вытянута в одном измерении (рис. 15, а), и геометрический вид формы выражает объемный характер, когда форма одежды распространяется в трех измерениях (рис. 15, в). Промежуточной между линейной и объемной формами будет форма, выраженная преимущественно в двух измерениях — плоскостная форма (см. рис. 15, б). Формы, приближающиеся к форме куба, шара, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, прямой или кривой — выражают наименьшую объемность.

  Формы, приближающиеся к плоскости прямоугольника, являются промежуточными по объему между линейной и объемной
формами.

  Объемная форма — это границы, в пределах которых проявляется силуэт одежды.
 


  Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. Но силуэт дает ясное представление и об объемном выражении одежды, так как, в сущности, является проекцией объемной формы.

  На рис. 16 показаны силуэты различных одежд, выраженных контуром или пятном.
 


  Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Отсюда вытекает значение силуэта как средства выражения моды.
 
  В общих чертах силуэт дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период. На рис. 17 наглядно показано изменение модных силуэтов за последние десятилетия с 1923 по 1965 гг. в мужской одежде. Являясь естественными границами какой-либо формы, силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда, костюм. Декоративное решение одежды в границах определенного силуэта требует их соподчинения. Общая форма, а следовательно, и силуэт одежды обусловливается в первую очередь ее практическим и художественным назначением.

  Общая форма и ее силуэт сами по себе могут выражать содержание одежды, вытекающее из ее назначения и практического использования. На рис. 18 даны примеры сложных силуэтов. Декоративное решение одежды еще более выявит ее идейно-художественную сущность, усилит выразительность общей формы и силуэта.
 


  На рис. 19 даны примеры усиления декоративности силуэта его решением в деталях.

  Силуэт может одновременно служить фоном, на котором художник-модельер дает различные решения декоративного оформления одежды. На рис. 20 показано, как один и тот же силуэт какой-либо одежды по своему декоративному оформлению может иметь несколько более или менее удачных решений. Поверхности формы по геометрическому характеру могут быть: прямолинейными или криволинейными плоскостями, выпуклыми или вогнутыми. Эти поверхности могут быть гладкими, но могут быть и ломаными. Примерами ломаной поверхности формы могут служить различного рода драпировки, складки, плиссе, гофре, рюши, часто встречающиеся в одежде (рис. 21).
 


  Контуры одежды, ее отдельных частей, деталей можно рассматривать как линии. Линии формы одежды по своему характеру различают как конструктивные и декоративные линии.

  Конструктивные линии (рис. 22) одежды это, во-первых, контурные линии ее формы в целом и ее деталей, во-вторых, это видимые линии, соединения составных частей и деталей формы, как-то: швы, вытачки, складки, строчки.
 


  Декоративные линии (рис. 23) — линии различных отделок одежды, имеющие линейный характер: отделочные швы (не скрепляющие), рельефы, строчки, пояса, клапаны, хлястики, отделка, шнур, сутаж, вышивка.

  Очень часто конструктивные линии одновременно выполняют роль декоративных линий. Например, контуры воротника по отлету, контуры карманов, клапанов, вырез горловины у женских платьев одновременно являются и конструктивными и декоративными линиями.

  Линии в одежде играют очень большую роль, так как обладают одной важной особенностью: вести наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы, создавать движение, динамику.
 


  Кроме того, с помощью линий мы имеем возможность и задержать движение нашего взгляда, скользящего по поверхности объемной формы одежды. На рис. 24 ясно выявляются эти важные свойства линий. На одних рисунках показано движение вверх и вниз, на других видно, как одни линии задерживают движение других. Линии плеч, груди, талии, бедер, воротника, рукава, борта, низа одежды, ее отдельных деталей имеют различный характер и выразительность.

  Величина формы. Это свойство одежды, как объемной формы, следует рассматривать как соотношение величины формы одежды с фигурой человека или как соотношение двух и более форм при их сравнении.

  При сопоставлении ряда форм по величине наблюдается их равенство или превосходство по размерам одной формы над другими.

  Сопоставлять, сравнивать можно только однородную по своему виду одежду и ее составные части.
 


  На рис. 25 ясно видна разница в величине одной и той же одежды. Это различие по величине находится в зависимости от фактической величины размеров форм по всем трем измерениям, т. е. от степени ее объемности.

  В зависимости от величины формы находят: степень объемности, легкость, тяжесть формы.

  Величина формы в целом будет иллюзорно увеличиваться или уменьшаться при сопоставлении большого и малого. Мелкие детали в большой форме при сопоставлении подчеркивают величину формы. Крупные детали при сопоставлении с формой в целом уменьшают величину формы. Величина формы в моделировании одежды может быть использована в допустимых пределах возможностей фигуры человека как конструктивной опоры.

  Масса. Масса — это зрительное весовое количество формы одежды в целом или ее отдельных частей: разворота плеч, величины груди, талии, бедер, рукавов и др.

  Это свойство формы в одежде может изменяться по следующим направлениям:

1. С изменением формы по величине изменяется и ее масса, т. е. большей по величине форме соответствует большая масса. На рис. 26 показана зависимость изменения массы от величины формы.
 


2. Масса меняется в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности выражения формы. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся по своим измерениям к форме куба, квадрата. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейному выражению. На рис. 27 показаны зависимости изменения массы от вида формы. Таким образом, масса зависит от вида геометрической формы, силуэта одежды.
 
3. Масса в одежде изменяется также в зависимости от степени заполнения формы в пределах ее границ конструктивными, декоративными линиями, деталями или отделкой (швы, строчки, пояс, карманы, пуговицы, кокетка и др.).

  Минимальная масса будет при наиболее разреженном заполнении, максимальная масса — при наибольшем заполнении формы одежды.

  На рис. 28 показана зависимость изменения массы одежды от степени заполнения ее деталями, отделкой.
 


4. Изменение массы зависит от величины предметов или деталей, сопоставляемых с ней. Увеличение массы будет при уменьшении сопоставляемых с ней деталей и, наоборот, масса уменьшается при увеличении сопоставляемых деталей. Это изменение массы иллюзорное, а не фактическое и часто используется при моделировании одежды. Например, увеличение размеров деталей: воротника, карманов зрительно уменьшает массу пальто, платья. На рис. 29 даны примеры изменения массы одежды при сопоставлении ее с деталями.

5. Изменение массы формы в сторону увеличения или уменьшения зависит также от цвета, рисунка материала, из которого она сделана. Забегая несколько вперед, скажем, что цвет обладает иллюзией различной тяжести, легкости, а рисунок дает различную степень заполнения поверхности материала формы одежды. На рис. 30 показана зависимость изменения массы от цвета и рисунка материала, из которого сделана одежда.
 


  Физико-механические свойства материалов. Рассматривая одежду как объемную форму, необходимо знать свойства материала, из которого она выполнена. Основными материалами, из которых изготовляется одежда, являются ткани и отделочные материалы: меха, прикладные материалы, фурнитура и др. Ассортимент тканей чрезвычайно разнообразен. Непрерывно обновляется ассортимент тканей, появляются новые материалы: нетканые, пленочные, дублированные и т. д.

  Свойства материалов можно разделить на два вида: физико-механические (рабочие) свойства и зрительные свойства, определяющие внешний вид материала.

  Физико-механические свойства материалов зависят от сырья, способа их выработки, отделки.

  Основные показатели физико-механических свойств материалов — это вес, плотность, толщина, упругость, усадочность, растяжимость и некоторые другие свойства.

  •   Вес материала определяется при взвешивании 1 м².
  •   Толщина определяется величиной поперечного сечения ткани в мм.
  •   Плотность определяется количеством нитей основы и утка в 1 см² материала.
  •   Упругость — способность ткани восстанавливать первоначальный вид после физического воздействия, например, сминания.
  •   Усадочность — способность ткани уменьшать свои размеры под действием влажно-тепловой обработки.
  •   Растяжимость — свойство тканей растягиваться по косой нити, а также растягиваться под действием влажно-тепловой обработки.

  В зависимости от вида сырья (шерсть, хлопок, шелк, лен, искусственное волокно, различные смеси) и перечисленных выше физико-механических свойств тканей выбирают различные формы одежды. Так, мягкие, эластичные ткани хорошо драпируются, жесткие и плотные, наоборот, образуют торчащие угловатые складки.

  Только из шерстяных тканей, и им соответствующих, можно получить современную форму брюк, облегающих ноги, повторяющих их изгибы.

  Свойства материалов, определяемые по внешнему виду: фактура, цвет, рисунок его поверхности.

  Фактура материала. Под фактурой понимается характер строения поверхности материалов. Например, ткани могут быть гладкими, матовыми, блестящими, прозрачными, шероховатыми, буклированными, в рубчик, ворсовые.

  Фактура материала находится в зависимости от количества и величины ее элементов в отношении к поверхности материала. Когда количество элементов (ворс, узелки, рубчики, непс и др.) на поверхности невелико и они легко различаются зрительно, то фактура материала определяется характером составляющих ее элементов. К таким фактурам относятся: ворсистая, буклированная, в рубчик, шероховатая и др.

  Если число элементов велико, а величина их мала, и они трудно различимы, то поверхность материала зрительно воспринимается как гладкая.

  Фактура с рельефом элементов поверхности, величина которых приближается к нулю, воспринимается как блестящая. Фактура материала имеет большое значение для выявления степени объемности одежды, ее массы, плотности. Усиление фактурной поверхности увеличивает объемность, плотность, тяжесть одежды. Прозрачная, блестящая, гладкая поверхности, наоборот, придают одежде легкость, зрительно уменьшают объем. Плотные, непрозрачные блестящие поверхности зрительно увеличивают объем одежды.

  Цвет и рисунок материала. Все существующие цвета можно разделить на следующие цветовые ряды.

1. Ряд серых ахроматических цветов от белого до черного.

2. Ряд хроматических цветов — цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их промежуточные цвета. К гамме холодных цветов относятся зеленый, синий, фиолетовый с их промежуточными цветами. К гамме теплых цветов относятся — желтый, оранжевый, красный и их промежуточные цвета.

  К ряду двух дополнительных цветов относятся цвета: синий — оранжевый, зеленый — красный, фиолетовый — желтый. Дополнительные цвета располагаются в спектральном круге диаметрально друг против друга и при смешении дают светло-серый цвет.

3. Ряды от хроматических цветов к ахроматическим, например, от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.

  Свойства цвета в зрительном восприятии человека надо рассматривать в трех аспектах, как: физические свойства цвета, эмоционально-психологические и символические качества цвета.

  Физические свойства цвета определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

  Эмоционально-психологические качества цвета, связанные по ассоциации с некоторыми явлениями природы, вызывают одинаковые чувства и эмоции у всех людей, независимо от их принадлежности к той или иной социальной, этнической группе или культуре. Органы наших чувств воспринимают цвета в этом случае как успокаивающие, возбуждающие или угнетающие, радостные или печальные, холодные или теплые, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Наконец, качества цвета имеют значение символов, в этом случае они связаны с различиями религиозных, обрядовых, социальных представлений и культуры различных групп человеческого общества.

  На протяжении веков цвета использовали для выражения определенных качеств и понятий. Багряный цвет у древних людей олицетворял силу и власть. В наши дни на Дальнем Востоке в этом же значении используется желтый цвет. В Англии, США, Австралии синий цвет связывают с понятием мудрости, истины, а красный олицетворяет мужественность. Краскам придавалось духовное и религиозное значение.

  Каждая культура имеет свою систему символов. Это хорошо известно ученым, занимающимся средневековым искусством. Церковь предписывала художникам использовать определенные цвета. Христос в пустыне в момент искушения облачен в черное, а после воскрешения — в белое или красное. Богоматерь облачена в голубое. Голубой цвет говорит о божественности посланца неба. Черный означает тьму, белый — мудрость, красный — любовь, желтый — обман.

  В наше время от всего многообразия символики цвета осталось очень немногое. Это стало традицией, которая существует и в наши дни в нашем обществе. Некоторые символы цвета приобрели новое значение. Так, красный цвет стал символом революционности. Черный цвет символизирует траур и официальность, белый — чистоту, розовый и голубой — цвета младенцев.

  И сейчас свадебное платье делают только белого цвета, маленьким девочкам покупают одежду розового, а мальчикам — голубого цветов. Платье для выпускного или новогоднего бала делают белого или очень светлых тонов — голубого, розового, желтого. Мужская официальная одежда — черная.

  Знание символики цвета не является очень важным, когда это касается современного костюма. Но художнику, связанному с костюмами театральными, зрелищными или историческими, знать это необходимо.

  Изучение символики цвета, красок у нас ведется в рамках этнографической науки, занимающейся и вопросами истории развития народного костюма.

  Рисунок или орнаментация поверхности материала различается в зависимости от способа выработки ткани или ее отделки. В одном случае рисунок-орнамент делают посредством ткачества, в другом случае наносят при помощи печати, набивки. Орнаментация тканей чрезвычайно разнообразна. Элементы, составляющие рисунок-орнамент ткани, могут носить следующий характер: беспредметный (абстрактный), геометрический стилизованный, растительный, животный и предметный.

  Цвет и орнаментация материалов имеют большое значение в моделировании одежды. Их значение не исчерпывается различными комбинациями цвета и рисунка, например, тканей с отделкой мехом, кожей и др. Значение цвета, рисунка определяется их влиянием на внешний вид формы одежды, ее выразительность, декоративность, образность.

  Светотень. Светотень определяет зрительный вид формы одежды в зависимости от освещения и рельефа поверхности самой формы одежды.

  В первом случае изменение светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относительно источника света и от силы источника света.

  Во втором случае изменение светотени зависит от степени рельефа поверхности самой формы одежды (гладкая поверхность, рельефные детали, складки, сборки, драпировки, накладные швы и др.), так называемая внутренняя светотень.

  Значение светотени в моделировании одежды обусловливается ее влиянием на степень объемности формы, а также на степень подчеркивания зрительной видимости различных конструктивных и декоративных линий.

  Увеличение рельефа поверхности формы одежды увеличивает светотень, а следовательно, и объемность ее формы.

shei-sama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *