Личные окончания глаголов словарный диктант – Словарный диктант. Личные окончания глаголов
Диктанты — Правописание личных окончаний глагола
Алгоритм правописания личных окончаний глагола:
1.Глагол оканчивается на -ИТЬ? | |
Да | Нет |
Пишем окончания II спряжения (исключения — брить, стелить) | 2.Входит ли глагол в 11 глаголов-исключений? |
Да | Нет |
В семи глаголах на -ЕТЬ: терпеть, вертеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть В четырех глаголах на -АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать — пишем окончания II спряжения | Пишем окончания I спряжения
|
1
Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь, больше увидишь. Квашню крышкой не удержишь. И сам тонет, и других топит. Что тому святому молиться, который не милует?
Кто с вечера плачет, поутру засмеется. Его плачем не разжалобишь. Немилостивому мил не будешь. От лихого не услышишь доброго слова. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушает. Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. Хотя осердится, да после смирится. Судит Бог обидчика, а человек прощает. Не дразни собаку, так не укусит. На сердитых воду возят. Не сердись, печенку испортишь. Человек не грибок: в день не вырастет. В чужую душу не влезешь. Душа меру знает.
Блекнут травы. Дремлют хаты. В лицо мне дышит свежая трава. А во ржи дорога стелется. С молодыми гармонистами соловьи заводят спор. И ласточка крыльями машет, и топится чья-нибудь печь. Он стоит и каждый кустик слышит, каждый камень видит впереди. Билеты колхозникам на дом разносит ватага детей.
2
Фронтовые дороги ведут в бесконечность и никогда не повторяются. Но их разнообразие, переменчивость не способствуют бодрости, в особенности, если едешь по ним в ночное время. И. усталость, и ночь, и пение мотора машины-полуторки не просто навевают сонливость, но клонят в сон, одолевает расслабляющая бесчувственность, меркнет сознание, покидает шофера чувство страха и ответственность.
Пение полуторки, этот усыпляющий звук мотора останавливает время, погружает в немоту мир окружающий, точнее, проносит его мимо с левой и правой стороны машины. Хоть бы огонек где мелькнул…
Но никого и ничего вокруг и вдали, лишь мотор поет свою однообразную, вкрадчиво-ласковую песню, и рулевого снова и снова начинает одолевать сон, голова, сколь ее ни держи, сламывает шею, размягчает кости, осаживает туловище до тех пор, пока лбом не стукнешься об округлость баранки — мгновенное тогда происходит воскресение, испуг на какое-то время расшибает сон, отгоняет его. Рулевой ищет, ищет глазами белое пятнышко впереди, не найдя его, прибавляет газу, полуторка вздрагивает от неожиданности. Но если впереди лунным пятнышком засветится метка, на рулевого сразу же нападает благодушие, расслабленность, и снова усыпляюще запевает мотор…
В. Астафьев «Так хочется жить».
(240 слов)
3
Когда были постарше, — таскали мешки. В райпотребсоюз возили дрова, грузили и разгружали соль, а в последнее время пошел уже и цемент, которого потом вдоволь наглотались в армии. Все работы не исключали ежегодного, начиная с пятого класса, рабочего сентября, когда все школы бросались на выручку колхозам.
Один раз я писал о роли труда в жизни детей и упомянул этот факт, причем в самом положительном смысле, у меня его вычеркнули: мало ли что, прочтут на Западе, скажут, что у нас эксплуатация детского труда. Да кто же, как не тот же Запад, виноват, что наши деревни и села были обездолены и стране приходилось спасаться неокрепшими поколениями? А мы, мое поколение, вспоминая, ничуть не жалеем, что эти сентябри были в нашей жизни. Дожди моросили на чахлые бесконечные ряды кустиков картошки. Колхозники выпахивали на лошадях пласты, мы, мальчишки, деревянными копалками, нажимая через колено, выкапывали картошку, девчонки собирали ее в ведра и, вытягивая руки, несли к погрузке, где сидели учитель или учительница, считающие ведра. Но ведь и солнце же было! И костры всегда. Уж хоть картошки-то наедались. Да разве для одной картошки костер?! Картошка — повод, прикладное, главное — огонь. И обязательно девчонки шепчутся, хохочут, а то запоют и обязательно кричат: «Дров же мало! Костер плохой!» И, конечно, уходишь в темноту за дровами, прохладно, а лицо, нагретое костром, горит. Вернешься, тащишь сушину, как муравей, думаешь отчаянно про девчонку Галю: хоть бы взглянула на подвиг во имя любви! Как же, взглянет!
В. Крутит «Старый друг».
(220 слов)
Как рождается замысел? Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, «как рождается замысел», надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.
Легче ответить на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился, или, говоря более сухим языком, чем должно быть обусловлено рождение замысла. Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя.
Замысел — это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.
Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.
Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.
Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.
Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей «быстротекущей жизни».
Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.
К. Паустовский «Золотая роза»
4
Вверху непогасшим костром тлели Стожары (Шол.). Дома давно не штукатурены, крыши не крашены… Двери дачи были не заперты (Ч.). Мать с непокрытой головой выбежала из сеней (Шол.). Телегин сложил недочитанное письмо (А.Н.Т.). Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен (П.). Левин, не замечаемый народом, продолжал лежать, на копне… (Л. Т.) Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна (Л. Т.). Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной, сушащей атмосфере (Ч.). Люди, не решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его (Т.). Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины (Л. Т.). Муму, от роду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась (Т.). А ребенок все смотрел и наблюдал своим детским ничего не пропускающим умом (Гонч.). Дом стоял посреди степи, ничем не огороженный (Ч.). Лошадь Муромского, не бывавшая на охоте, испугалась и понесла (П.). Вдалеке виднелись неясные громады незаконченных построек (Гайд.). Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею (П.). Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса (Тютч.). Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.). Поднималось солнце. Еще видное глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей (М.Г.). Тело продолжало еще болеть, но оно тоже болело тихо -— не скрежущей, острой болью, как рваная рана, а тихой, щемящей (Сим.). Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате (Гонч.). Княгине холодно; в ту ночь мороз был нестерпим (Н.).
(230 слов)
diktanty.ru
Диктант по теме»Правописание безударных личных окончаний глаголов»
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Степь.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь — кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей.
Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки.
Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
Грамматическое задание:
I вариант.
Определи спряжение глаголов: светит, сверкает.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Грамматическое задание:
II вариант.
Определи спряжение глаголов: пробуют, шумит.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Грамматическое задание:
I вариант.
Определи спряжение глаголов: светит, сверкает.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Грамматическое задание:
II вариант.
Определи спряжение глаголов: пробуют, шумит.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Грамматическое задание:
I
Определи спряжение глаголов: светит, сверкает.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Грамматическое задание:
II вариант.
Определи спряжение глаголов: пробуют, шумит.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
infourok.ru
I и II спряжения глаголов
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Записать глаголы. Обозначить в них окончания, поставить ударение.
Читаем, приводят, пишем, помогаешь, говоришь, моргает, ненавидит, линяет, работаешь, видят, летаешь, радуешься, дышишь, делаем, терпим, начинаем, вызываем, вертят, оживляете, дышит, направляете, выясняете, слышите, гонят, рассказывать, светим, пилит, смотрит, рубишь, носишься, находим, пилите, обидите, кусает, зависят.
2. Записать и прочитать предложения. Обозначить окончания глаголов, поставить ударение.
1. Держит девица в руках золотое пялечко, а иголка сама вышивает. 2. Потянется нитка от клубка не простая, а золотая. 3. Третий день к концу подходит. 4. И вдруг является перед Марьюшкой добрый молодец. 5. Катится себе яблочко по блюдечку. 6. Выходит девица к синему морю. 7. Целует царевич её в уста сахарные.
(Из русских сказок)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения по образцу.
Образец: Я часто играю в шахматы. А твой брат … ?
Я часто играю в шахматы. А твой брат играет?
1. Я вижу дорогу. А они … ? 2. Мы слышим странные звуки. А вы … ? 3. Сегодня все отдыхают. А почему вы не … ?
4. Все смотрят этот фильм. А ты … ? 5. Давно пора начинать. Почему они не … ? 6. Мы хорошо поработали. Пусть теперь они … . 7. Не люблю, когда плачут. Почему этот мальчик так горько … ? 8. Я делаю маме к празднику подарок. А они … ? 9. Человек дышит лёгкими. А чем рыбы… ? 10. Все по утрам делают зарядку. А ты … ?
2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать глаголы с безударными гласными в окончаниях в один столбик, а глаголы с ударными гласными в окончаниях — в другой.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
+ + +
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака…
+ + +
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром…
+ + +
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
+ + +
Тихо дремлет река,
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И деркач не кричит…
+ + +
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль…
(С. Есенин)
ЗАГАДКИ
1. Бежит, бежит — не выбежит, течёт, течёт — не вытечет. (Река) 2. Горит и тает, все тайны скрывает. (Сургуч) 3. Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое знает. (Газета) 4. Кричит без языка, поёт без горла. (Колокол) 5. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь) 6. Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Четыре колеса)! 7. Скорчится — с кошку, а растянется — в дорожку. (Верёвка)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Обозначить окончания в выделенных глаголах.
ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ
В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него.
В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания.
80 слов. («Детская энциклопедия»)
ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ
Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.
71 слово. (По И. Тургеневу)
idikt.ru
Словарный диктант. Правописание суффиксов глаголов
Правописание суффиксов глаголов
Суффиксы | Правила правописания | Примеры |
ова –ева | в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю. | Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать |
ыва – ива | в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, — иваю. | Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать |
ва | у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола | признавать – признать, отдать – отдавал |
л | у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола | построил – построить, увидеть – увидел |
6 класс
Чу…ств…вать усталость, уча…ств…вать в сост…заниях, коч…вать с места на место, в…спитывать брата, вслуш…ваться в разговор, разыгр…вать роль, проектир…вать плотину, потч…вать фруктами, наста…вать на своём, завед…вать отделом, изредк… навед…ваться к пр…ятелям, настойч…во совет…вать, усилен…о рекоменд…вать, проповед…вать научные взгляды, негод…вать от возмущения, электр…фицир…вать посёлок, рас…чит…вать на вн…мание, че…ств…вать победителей, исслед…вать пр…чины, испыт…вать неудобства, ходатайств…вать о финанс…вой помощи, обл…ц…вать стены, красиво танц…вать, созд…вать коми…сию, изд…вать приказ, разв…вать скорость, созр…вать в теплице, над…вать плащ, вып…вать лекарство, застр…вать в пути, посёл…к обезлюдел, уча…ств…вать в диску…сии, проп…гандир…вать научные знания, мотивир…вать свою точку зрения, ше…ств…вать по городу, пр…сутств…вать на м…тинге, ори…нтир…ваться в обст…новке, доклад…вать о результатах эксп…р…мента, обслуж…вать па…сажиров.
tehurok.ru
» Правописание личных окончаний глаголов».
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
ЦЕЛИ:
Образовательные: сформировать навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, поддерживать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку.
Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
2. Орфографическая пятиминутка: Словарный диктант (стр. 68).
Упразднить, третировать, удосужиться, утрировать, возомнить, удостаивать, усовещивать, созидать, сосредоточить, безмолвствовать, баловать, взъерошить, увещевать, характеризовать.
Определите ЛЗ слов. 1 в.: усовещивать, третировать; 2 в.: увещевать, утрировать.
3. Объяснение нового материала:
3.1. АОЗ:
— С какой частью речи мы работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом).
— Что такое глагол, как часть речи?
— Как изменяется глагол?
— Сколько спряжений у глагола?
3.2. Исследование языкового материала:
Слайд 2. Наблюдаем за материалом таблицы № 1 «Личные окончания глаголов I и II спряжения». (Таблица № 1 в распечатанном виде лежит у каждого ученика на парте, используется во время практикума).
— Чем различаются глаголы I и II спряжения? (окончаниями).
Слайд 3. Таблица № 2 «Материал для наблюдения».
— В каком столбике спряжение и личное окончание глаголов определить легко? (в 1) Почему? (Потому что там окончания ударные).
— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов?
Слайд 4. Работаем с «Алгоритмом определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием». (Алгоритм в распечатанном виде лежит у каждого ученика на парте, используется во время практикума).
4. Закрепление: Практикум
4.1. Слайд 5. Задание № 1. Пользуясь алгоритмом (лежит у каждого на парте), правильно опередите спряжение и личное окончание глаголов.
они клеютони бреют
они колышутся 1 спр.
они просеют
они дышат
они видят
они держат
они гонят 2 спр.
они строят
они блещут
4.2. Слайд 6. Работа по формированию орфографической зоркости.
Задание № 2. Устно определив спряжение и правильное окончание глаголов, запишите фразы, выделяя окончания.
Ты гонишь (2, искл.) стадо, ты заботишься (2) о семье, ты борешься (1) с недостатками, она завяжет (1) бант, он клокочет (1)от гнева, он видит (2, искл.) талант, мы стелем (1, искл.) постель, вы надеетесь (1) на друга, вы зависите (2, искл) от помощи.
4.3. Слайд 7. Задание № 3. «Найди ошибку».
Найдите фразы с ошибками в написании личных окончаний глаголов, запишите в исправленном виде.
вы держите слово
вы прекрасно слышите
они борются с врагами
мы приклеим к конверту
мы напишем изложение
они колют дрова
4.4. Работа с текстом
Текст
Сегодня мы с братом поднимаемся рано и отправляемся на рыбалку.
Солнышко еще не греет, на реке стелется туман. Мы слышим, как в воде плещется рыба. Видим, как ветерок слегка колышет кусты.
Забрасываем удочки. Не клюет! Сашка постоянно вертится, так как ему не терпится поймать рыбу.
Начинается клев. Сашка и я непрерывно смотрим на удочки.
Домой идем с богатым уловом.
Задания по тексту
Задание № 1 перед первым чтением текста. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
Задание № 2 перед вторым чтением текста. Выборочный диктант: выпишите глаголы, определите спряжение, выделите окончание.
Слайд 8. Проверка выборочного диктанта. Ответы на задание № 2.
4.5. Слайд 9. Итоговый блиц-опрос (два варианта). Работы с блиц-опросом собираются, результаты анализируются на следующем уроке.
5. Итог: Каков алгоритм действия при написании безударных личных окончаний глагола?
6. Д.з.: п. 48, упр. 247
infourok.ru
Гласные «е-и» в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения
Разделы: Начальная школа
Решаемые проблемы: Повторить условия проявления и признаки орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е – и в зависимости от соотнесённости глагола с определённым спряжением. Познакомить с глагола ми – исключениями. Содействовать воспитанию культуры речи.
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
III Актуализация опорных знаний
1) Орфографическая минутка. Словарный диктант
— Что растёт в стране Легумии?
— Напомните, а что это за страна? (Овощная страна)
— А почему овощная страна? (“Легум” в переводе с французского языка обозначает овощ)
— Запишите словарные слова на тему “Овощи”
2) Словарно-орфографическая минутка
*(Используем презентацию “Словарь”. Изучаем слова: картофель, картофельное (пюре))
— Отгадайте загадку.
Растет она — в земле,
Известна — в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель)
*(Пока учащиеся записывают слова в тетрадь тихо звучит песня
“Ах, картошка, картошка” из к/ф “Завтрак на траве”)
3) Минутка чистописания
*ем им ешь ишь ете ите ет ит
— Скажите, что напоминают вам эти сочетания букв? (Окончания глаголов)
IV Формирование знаний, умений, навыков
1) Вступительная беседа
— Да, действительно, это окончания глаголов.
— Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.
— С какими частями речи согласуется глагол? (С существительными и местоимениями)
— Приходится глаголу брать взаймы род, лицо и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он такой интересный в общении.
— Сегодня мы с вами узнаем ещё про одну особенность глагола.
2) Выборочный диктант. Игра “Заказ”
— Мы сейчас сыграем в игру “Заказ”. Я хочу заказать, чтобы вы выписали глаголы I спряжения.
*(Используем презентацию “Орфографическая минутка” 5)
— Почему у нас случилось затруднение? Знает ли кто – нибудь?
— Тогда послушайте сказку?
Давным – давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматике жил – был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда – то спешил, чем – то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов царь отпустил сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
— Что случилось?
— По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
— Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!
3) Творческая работа в группах
— А чтобы их лучше запомнить, допишите стихотворение, которое я предложу. *(Глаголы написаны на интерактивной доске)
*(Учащимся выдаются карточки)
Как начнёшь маня ты ____________________, Перестану я ____________________________,
Перестанут уши ________________________,
Ну а руки всё __________________________,
На меня начнёшь _______________________,
Будешь ты меня ________________________,
Буду всё равно _________________________,
Буду от тебя ___________________________,
Раз ты мог меня ________________________,
Буду я тебя не _________________________,
А открыто _____________________________!
*Как начнёшь маня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты мог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
*(Учащиеся читают получившиеся стихотворения)
V Первичное закрепление
1) Упражнение 186 (комм.)
2) Запись под диктовку (самост.) *Если успеем
*1) Скромность украшает человека.
2) Сердце матери лучше солнца греет.
3) Мать и сын теперь на воле. Видят холм в широком поле.
4) Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.
VI Подача домашнего задания
С. 78, упр. 181 (устно), упр. 182
VII Итог урока
— Скажите, что полезного унесёте с сегодняшнего урока.
— Я подарю ещё одно рифмованное стихотворение, чтобы легче было запомнить глаголы – исключения.
*Ко II спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая слово брить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Глаголы брить, стелить относятся к I спряжению.
Презентация.
11.02.2015
urok.1sept.ru
Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
ТЕМА: «ГЛАГОЛ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.
Проверочные диктанты по теме
Распределительные диктанты
1. Распределить глаголы в группы по временным формам (наст. вр., прош. вр., буд. вр.), объяснить написание изученных орфограмм.
Катался, трудится, появятся, наградят, спросят, бросил, чувствует, служил, записывает, сеял, увидят, клеил, сверкнула, встанет, смеялись, варит.
2. Распределить глаголы в неопределенной форме в две группы по вопросам что делать? и что сделать?
Пожелать, работать, желать, сохранить, светить, крикнуть, кричать, увянуть, сжечь, идти, встретить, встречать, греться, просыпаться, шептаться, встретиться, поддержать, защищать, бросить, бросать, осветить.
3. Распределить глаголы по спряжениям (1-е спр. и 2-е спр.).
1) Радовать, смотреть, сеять, жарить, гнать, ужинать, плакать, погасить, терпеть, косить, услышать, уважать, краснеть, обидеть, сохнуть, объявить.
2) Думаешь, веешь, удержишь, свяжешь, будешь, дышишь, увидишь, напишешь, жалеешь, зависишь, входишь, машешь, дружишь, платишь, поможешь, подаришь, не любишь.
Выборочные диктанты
Выписать глаголы, объяснить правописание изученных орфограмм в глаголах.
1) Смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 2) На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. 3) Март настанет, грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет, и новый примет все наряд. 4) Мальчик дремлет на ковре. 5) Ты куда спешишь, дорога, ты куда свой держишь путь? 6) Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. 7) Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах потонуть. 8) Днем над озером носятся с писком стрижи и ласточки, ловят мошкару, пьют воду.
Первый рак
Гремел гром, и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда из какой-то рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.
(М. Пришвин)
Загадки
1) Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.) 2) Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет — пять плугов тащит. (Трактор.) 3) Есть глаза — не видят, есть уши — не слышат, есть рот — не говорит, есть нос — не нюхает. (Портрет.) 4) Сидит — зеленеет, лежит — пожелтеет, падает — почернеет. (Лист с дерева.) 5) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
Змея, которая стоит
Кобра не укусит исподтишка. Если идешь и не видишь ее, она сама о себе предупредит: вскинет черную голову над землей — «встанет на хвост», как говорят змееловы. Засверкает круглыми птичьими глазками, развернет чешуйчатый капюшон, зашипит и зафыркает, как сердитая кошка. Видишь, — я здесь! Лучше уходи! За такое своевременное предупреждение ловцы змей называют кобру благородной змеёй.
(Н. Сладков)
Зрительные диктанты
Ах, как хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов!
(И. Тургенев)
Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат.
(Н. Сладков)
Весеннее солнышко так ласково светит. Везде бегут весенние ручейки. Почки на березах уже совсем набухли и покраснели: вот-вот раскроются и выпустят каждая по зеленому листочку, такому мягкому, светленькому, душистому и точно покрытому лаком.
(Д. Мамин-Сибиряк)
Весной дождик шальной. Захочет — все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет. Только с березы по коре седой крупные слезы бегут гурьбой.
(И. Эренбург)
Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.
(М. Пришвин)
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
(К. Паустовский)
Утро наступало торжественное, величественное и неповторимое в своей могучей красоте… Солнце растолкало облака, рассыпало их по куполу, как добрый пастух отару овец. Вскоре облака стали прозрачными и рассеялись поодиночке по всему небу.
(Г. Троепольский)
Предупредительные (объяснительные) диктанты
Семь погод на день
В тундре летом семь погод на день. Сеет, веет, дует, студит, мочит, греет, сушит. Приползет туча, и накроет тундру холодная тень. Вторая туча дождиком смочит. Третья иссечет ледяной крупой или снегом присыплет. То нахлынет с моря туман, то ветер туман разгонит. И снова чистые дали и яркое солнце.
(Н. Сладков)
Весна
Весна началась во всей красе. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели перелески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Рои мошек показались на болотах. За ними вдогон бегал уже водяной жук. Всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. Проснулись леса и луга.
(Н. Гоголь)
Слоны
В Индии на слонах ездят по улицам. Слоны слушают даже маленького мальчика. Ребята с хворостинкой гонят их на речку купаться. Слоны работают в саду. Они валят деревья, перетаскивают бревна и осторожно складывают в кучу. Домашние слоны помогают ловить диких слонов в джунглях. Слон мудрый. Он не причиняет зла людям.
(Г. Снегирев)
Весна в лесу
Что увидел и услышал охотник в весеннем лесу? На краю болота токует глухарь. В молодом осиннике пасутся лоси. Бежит с добычей старый волк. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки.
(И. Соколов-Микитов)
Творческие диктанты
Заменить в предложениях глаголы прошедшего времени глаголами 2-го лица единственного числа будущего времени.
Березовая роща
Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походил по березовому солнечному лесу, потрогал белые стволы и клейкие листочки, посмотрел, как ветер сдувает желтую пыльцу с сережек, послушал, как поет скворец, — и станет тебе легко и радостно.
(Г. Снегирев)
Незабудки
Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забыл. Увидел голубое небо весной — нас вспомнил. Встретил голубое чистое озерцо — нас вспомнил. Глаза увидел голубые — опять нас вспомнил. Мы ведь — незабудки.
(Э. Шим)
Свободные диктанты
Весенняя песня
Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы. В небе заливался жаворонок.
После обеда тракторист посадил ребят в кабину, и трактор тронулся по полю. А жаворонок все пел свою весеннюю песню.
Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался по пашне. Над ним кружил ястреб.
Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.
Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.
(А. Мусатов)
Слова для справок: небывалое, осторожно, ранена, снова.
Крот
Вспучилась вдруг земля, и высунулся из нее крот. Нос — бурав, лапы — лопаты, зубы — ножи.
Не любит крот ясного солнца и свежего ветра. Всю жизнь живет в темном и сыром подземелье. Землю копает, туннели строит, червяков ловит. Даже за сухой травой для гнезда не вылезает, а втягивает ее за корни прямо из-под земли.
И все-таки хочется ему на белый свет взглянуть. Высунется и рот разинет от удивления!
(Н. Сладков)
Слова для справок: высунулся, даже, из-под, все-таки, туннель.
Проверочные диктанты
Вот она — весна!
Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку березки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее песенка позванивает как маленький колокольчик. (80 слов)
(Н. Плавильщиков)
Весенний расцвет деревьев
Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными клювиками. На каждом клювике висит большая прозрачная капля. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетел дымок. На молодых березках везде видишь ярко-зеленые листики величиною с дождевую каплю. Зеленеют почки на липе. Возьмешь одну почку, разотрешь ее между пальцами, потом долго будут пахнуть руки березой, тополем, черемухой. Осина стоит с набухшими почками. Скоро полетит осиновый пух, зазеленеют золотые березовые сережки. Красные молодые шишки появятся у елочек. Интересно наблюдать весенний расцвет деревьев наших лесов. (93 слова)
(М. Пришвин)
Адреса ягод
Кто подскажет тебе летом адреса ягод? Адрес земляники спросишь у лесных пней. Пошаришь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку продолговатую душистую ягодку. Адрес черники узнаешь у лохматых и хмурых елей. Черника — ягода сырого елового бора. Брусничный адрес найдешь в сосновом бору. Земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. Малину увидишь на лесных опушках, вырубках, оврагах. Хозяином клюквы будет зеленый мох. Созреет клюква и кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату. Лес щедро угощает нас ягодами летом. Берите в лесу только ягоды, но не вырывайте ягодные кустики. (96 слов)
(Н. Надеждина)
Лесной оркестр
На утренних и вечерних зорях не только птицы, но и все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и звуки разных музыкальных инструментов.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.
Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
Соловей так распелся, что днем и ночью свищет и щелкает. (76 слов)
(В. Бианки)
Слова для справок: дрозд-белобровик, косуля.
Майская гроза
Навстречу солнцу ползет темная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Слышатся далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. А тучи уже заволокли солнце. Темнеет. Первые крупные и тяжелые брызги ложатся на землю. Ветер утихает. Шумит только дождь, стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздается раскатистый удар. Вот гром утихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце показывается из-за облаков, заливает лес и поле греющим светом. Грозная туча ушла и унесла с собой грозу. В теплом воздухе пахнет черемухой, медовой кашкой, ландышами. (97 слов)
(А. Чехов)
Слова для справок: зигзагами, заволокли, из-за, ложатся.
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com