Легенда о данко горький старуха изергиль: «Данко» за 4 минуты. Краткое содержание отрывка Горького
«Данко» за 4 минуты. Краткое содержание отрывка Горького
Микропересказ: Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.
Легенда о Данко — отрывок из третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.
Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.
Реклама:
Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».
Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.
Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.
Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.
И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.
Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».
Реклама:
Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко — «стали упрекать его в неумении управлять ими».
Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.
Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.
Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.
Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.
И весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
Реклама:
Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.
А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.
Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.
Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» (текст, эпизод, фрагмент, отрывок)
Легенда о Данко. Художник И. М. Тоидзе |
Легенда о Данко — один из центральных эпизодов рассказа «Старуха Изергиль» Горького.
В этой статье читайте текст легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» Горького (эпизод, фрагмент, отрывок).
Текст легенды можно найти в III-ой главе рассказа.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»
(отрывок из главы III)
«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим.
Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!. .
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
Тогда он повел… <…>
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда‑то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны‑деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Вы сказали: „Веди!“ – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Конец легенды.
Это был текст легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» Горького (эпизод, фрагмент, отрывок).
Читайте: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»
Смысл жизни горькая старуха Изергиль. В чем смысл жизни по Горькому? Смысл жизни матери
Новости и общество
12 февраля 2014
Лучшие писатели всех времен и народов задавались вопросом, зачем человек живет на свете. Быть или не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека разный. Одному достаточно благополучия и достатка, другому подавай покой и волю, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно самое главное.
Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования почти во всех своих произведениях. Его герои идут своим путем по-разному, среди них есть и эгоисты, думающие только о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвы способу мышления оппортуниста, писатель указывает собственную позицию. Отказ от собственных материальных интересов во имя светлого будущего — вот смысл жизни по Горькому.
Смысл жизни старухи Изергиль
В повесть «Старуха Изергиль» вплетаются три сюжетные линии. Главному герою довелось прожить непростую жизнь, в которой нашлось место как счастью, так и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноша, словно восточный цветок, и заносчивый польский дуэлянт, она безрассудно и щедро отдавала то, чем владела, — свою любовь, а не щадя ее. Задумывалась ли она над вопросом, в чем смысл жизни? По горькому рассказу старухи о трагической судьбе Данко можно сделать вывод, что размышления о цели человеческого существования были ей не чужды. В то же время, говоря о Ларре, она излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни без всякого осуждения. Каждому свое!
Буревестник и уже
Аналогичное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «мудрого» змея с буревестником. Свобода — это смысл жизни по Горькому. Его можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос в том, чего хочет раб, и чего хочет истинный гражданин. Обыватель, будучи пленником своих мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если оно кончается неловким падением с высоты, пусть и небольшой. Мне уже нравится теплый и влажный комфорт, привычный и уютный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.
Смысл жизни матери
В романе «Мать» доминирует идея служения высоким идеалам. В этом произведении трактовка человеческих отношений не так схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложняется пониманием простых человеческих чувств, которые испытывает обычная женщина, воспитавшая сына, одержимого классовой борьбой. Как и любая мать, она хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, и очень боится за Павла, который ничего не боится. Революционер готов переступить через любое препятствие, не думая о последствиях, видя лишь смутную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.
Буревестник Революции был счастлив?
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам или ему важны более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявив Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось укротить «буревестника революции», свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место только героям, врагам и обывателям. , «колеблющееся болото», которое необходимо искоренить. Но мир гораздо сложнее и многообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детей приучали к мысли, что смысл жизни, по Горькому, в непрерывной борьбе.
Счастье — главная цель каждого человека, и у каждого она своя. Герои Горького почти никогда этого не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Едва.
Источник: fb.ru
Актуально
Разное
Разное
На мой взгляд, из всех ранних произведений повесть Максима Горького «Старуха Изергиль» самая романтичная и поэтичная. Его герои – отважные волевые люди. На их примере писатель говорит о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересная структура истории. История жизни старухи Изергиль обрамлена двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирай! Посудите сами о смысле жизни! Что это? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? Или, может быть, вам стоит стремиться жить свободной, полной приключений жизнью? Много горя и радости испытала старуха Изергиль, разных людей встречала на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и высокомерный шляхтич, и «достойный пан с рубленым лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями».
Годы отняли у Изергиль былую красоту, погасили блеск ее глаз, сгорбили ее стройную фигуру, но дали ей мудрость, знание жизни и истинную духовность.
Не случайно Горький вкладывает легенды о Ларре и Данко в уста именно этой женщины. У нее есть что-то общее с обоими персонажами. Изергиль должна была пожертвовать собой ради любимого, проявить самоотверженность, и в то же время она прожила жизнь для себя, свободную от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель ее не осуждает: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых настоящие люди могут быть как хорошими, так и плохими.
Однако вряд ли легенда о Данко могла исходить из уст духовно убогого, трусливого и подлого человека.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей и не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и состоит истинная свобода — делать, что хочешь, идти куда угодно, ни с кем не считаться, то есть «держать себя в целости». Однако тех, кто изберет этот путь, ждет трагическая и печальная участь — одиночество. Ведь «за все, что человек берет, он платит собой: умом и силой, иногда жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждала страшная кара. Казалось бы, у него ни в чем не было недостатка: «воровал скот, девиц — все, что хотел», и в то же время был свободен, как птица. Тогда почему же он, наконец, начал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что она могла бы отравить ею всех людей мира?» Видимо, тому, кто не умеет дарить, дарить тепло, кто «ничего не видит, кроме себя», трудно быть счастливым и достойным пройти жизненный путь.
Романтический антипод Ларры – Данко, отважный красавец, сердце которого загорелось огромной любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление об истинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти от реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтические мировые легенды: «А в степной дали, теперь черной и страшной, словно притаились, скрывая что-то в себе, маленькие голубые огоньки. То тут, то там они появлялись на мгновение и гасли, как будто несколько человек, разбросанные по степи вдали друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это было очень странное голубое пламя, намекавшее на что-то сказочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно таят в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны привнести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: «Мы посмотрели на него и увидели, что он лучше всех, потому что в его глазах светилось много силы и живого огня».
Энергия и сила Данко противостоит безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: «Данко взглянул на тех, за кого он понес труд, и увидел, что они подобны животным. Вокруг него стояло множество людей, но они не были на лицах своей знати, и ждать от них пощады ему было невозможно. Но Данко удалось побороть вспыхнувшее в нем негодование, ведь жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что я сделаю для народа?» Данко закричал громче грома. И вдруг он разорвал грудь свою руками и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Он горел так же ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес умолк, озаренный этим факелом. великая любовь к людям-.». Пылающее сердце Данко – символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек », который, «испугавшись чего-то, наступил ногой на гордое сердце…»
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражена авторская позиция о смысле жизни. Иными словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярна. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется «осторожному человеку», наступившему ногой на горящее сердце. Не поэтому ли нам предстоит пережить болезненный кризис, как моральный, так и материальный.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и не каждый может совершать великие подвиги. Но если мы постараемся стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир обязательно изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям тепло, можно назвать красивой и осмысленной.
М. Горький считал «Старуху Изергиль» лучшим своим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по переписке. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, но оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет хорошо подготовиться к урокам и к экзамену.
Краткий анализ
Год написания — 1894.
История создания — Весной 1891 года М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Поэт осуществил идею только через 3 года.
Тема — В произведении раскрыто несколько тем, центральными из которых являются: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Состав — Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как истории внутри истории. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.
Жанр — Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, стали легендами.
Направление — Романтизм.
История создания
История создания произведения восходит к 1891 году. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного региона. В это время у него возникла идея произведения, которое писатель начал воплощать в жизнь в 1894 году. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать что-то подобное.
Впервые произведение увидело свет на страницах Самарской газеты весной 1895 года.
Тема
В анализируемом рассказе мотивы характерны для романтической литературы. Автор реализовал их через неординарные сюжеты и образы. М. Горький выявил несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Эти темы тесно переплетаются и определяют проблематику произведения.
«Старуха Изергиль» начинает пейзажную зарисовку, погружая читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно внимание автора переключается на компанию мальчиков и девочек. Рассказчик наблюдает за ними. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой начинается разговор.
Женщина рассказывает парню с чужбины местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре — тени, бродящей по бессарабским степям. Когда-то это был юноша — сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти своего отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому осмелился убить девушку. За это его выгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, похищая девушек и скот без зазрения совести. Но одиночество начало его «съедать». Ларра решил покончить жизнь самоубийством, но смерть не хотела освобождать его от мучений. Парень скитался по степям тысячи лет, его тело и кости высохли, осталась только тень.
В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование — всего лишь иллюзия счастья, которая очень быстро рушится.
Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, это любовь. У Изергиль было много поклонников. Она умела без долгих раздумий отдаться нежным чувствам. В юности женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее безжалостно предали, использовали, но ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя допускать, чтобы на своем крылась каменная скорлупа, даже если она уже не раз была разбита.
Часть третья Повесть М. Горького «Старуха Изергиль» — это легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта между человеком и обществом. Вот только Данко — полная противоположность Ларре. Данко — типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Старуха Изергиль ставит этого парня в пример поколению слабых духом сказочников.
Значение названия произведений следует искать в системе образов. Его центром является именно старуха Изергиль. Также важно учитывать символическое значение женского имени. Большинство исследователей считают, что название «Изергиль» образовано от древнескандинавского «yggdrasil», что означает ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающей три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа также напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь она хранит и передает мудрость, данную самой жизнью.
Идея работы: прославление мужества, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.
Основная идея — человек не может быть счастлив без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.
Композиция
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказом внутри рассказа. Он состоит из трех частей, которые обрамлены диалогом рассказчика и старухи Изергиль. Первая и последняя части — это легенды, а вторая — воспоминания старухи о ее юности. Разговор пожилой женщины с рассказчиком связывает три разные по содержанию части.
Каждая история имеет экспозицию, сюжет, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует производить отдельно.
главные герои
Жанр
Жанр произведения — рассказ, так как оно небольшого объема, а ведущую роль играет сюжетная линия старушки Изергиль. Также в повести присутствуют две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» — романтизм.
Жанровое своеобразие, система образов и сюжета определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить историю к фольклору.
Художественный тест
Анализ Рейтинг
Средний рейтинг: 4.3. Всего полученных оценок: 947.
Находясь в Бессарабии, Горький думает о написании повести «Старуха Изергиль». За несколько лет писатель постиг сущность человеческой натуры, в которой добро и зло дерутся, и не совсем известно, что победит.
Результат работы порадовал Горького. Работа полностью отражает его взгляды на связи с общественностью. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет писать таким совместным языком, которым написана повесть «Старуха Изергиль». Горький также стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог стремиться каждый читатель.
В рассказе «Старуха Изергиль» важную роль играет композиция, которая вкладывает один рассказ в содержание другого. Женщина-старость рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага, и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полна реальности.
В повести на первый план выходит тема свободы. Все герои не зависят от общества. Данко, уверенный в своей правоте, приказывает непонимающей толпе идти вперед, несмотря на возмущение со стороны. Изергиль своим поведением демонстрировала полную свободу. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.
Всеобщая любовь Данко открывает в повести тему любви, которая у Ларры проявлялась исключительно по отношению к самой себе. И Изергиль в погоне за наслаждением приходит к осознанию того, что потеряла настоящую любовь.
Основные темы касаются роли человека в обществе. По мнению писателя, каждый человек должен нести свои таланты на благо общества. Он выступает против индивидуализма Ларры и пустоты Изергиль.
Писатель также призывает к полезному использованию своего времени, которое неумолимо бежит вперед. Образ Изергиль дает понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полное ощущение счастья от прожитой жизни.
Основная идея этой истории — поиск смысла жизни. И писатель нашел ее в альтруизме. Но каждый человек имеет право найти свое.
История также затрагивает вопросы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми стоит задуматься каждому.
Автор, решая проблемы своих героев, представляет публике их разные взгляды на жизнь. Данко было важно жить ради других. Ларра жил исключительно для себя, а Изергиль любовными утехами. В результате только Данко смог получить полное удовольствие.
Произведение «Старуха Изергиль» представлено в виде трех разных жизненных историй. Прочитав и проследив которые каждый сможет выбрать для себя правильный путь. Писатель пытается донести, что человек есть социальное существо. А те, кто пытается действовать из собственного эгоизма, со временем поймут, что остались ни с чем.
Несколько интересных очерков
- Народная мысль в романе-эпопее «Война и мир Толстого»
Катастрофическая война 1812 года принесла много невзгод, мук и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный для своего народа период и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»
- История создания романа Достоевского «Преступление и наказание»
В течение шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время каторги. Вот почему первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.
- История создания повести Ивана Денисовича Солженицына «Один день»
Первым печатным произведением Александра Солженицына стал рассказ «Один день Ивана Денисовича». Опубликовано в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году тиражом более 100 тысяч экземпляров
- Почему в семье Кашириных в «Детстве Горького» часто ссорились
В многодетной семье Кашириных Алеша встречает целую галерею ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников он не чувствует себя как дома. Повседневная жизнь семьи отравлена бесконечной неприязнью, в которую вовлечены даже дети.
- Образ и характеристика Дуняши в пьесе Чехова «Вишневый сад» композиция
Пьеса «Вишневый сад» — это последняя пьеса, написанная А.П.Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор ее таковой не считал. Более того, он посчитал ее довольно забавной комедийно-пародийной манерой
Содержание:
На мой взгляд, из всех ранних произведений
Повесть Максима Горького «Старуха
Изергиль» самая романтичная и поэтичная
н. в. Его герои смелые, сильные духом.
человек. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни.
Очень интересная структура сюжета. By-
история жизни старухи Изергиль
обрамленная двумя легендами — о Ларре и Дане-
co. Перед нами несколько человеческих
деб — выбирай! Посудите сами, в чем смысл
жизни! Что это? В индивидуальном дуализме
Ларра или в бескорыстном служении
нии люди, которым посвятил себя Данко?
Или, может быть, вам нужно стремиться жить свободной
новой, полной приключений жизнью?
Много горя и радости испытала старая
га Изергиль, она встречала разных людей на
своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее морщинах. Это и заносчивый пан, и «достойный
ный пан с рубленым лицом», и юноша —
«бледный и хрупкий цветок востока, отравленный
пристрастие к поцелуям».
Годы лишили Изергиль былой красоты,
погасили блеск ее очей, сгорбили ее стройный стан
, но дали ей мудрость, знание жизни и
истинную духовность.
Горький не случайно кладет в рот
именно эту женщину из легенды Ларра и
Данко. У него есть что-то общее с обоими роями
. Изергиль пришлось
пожертвовать собой ради любимого, проявить само-
отвержение, и в то же время она жила
0015 ла жизнь для себя,
свободная от каких-либо дополнительных обязанностей и обязательств. Писатель
не осуждает ее: идеальные люди действительно
встречаются только в сказках, а в живую,
реальные люди могут сочетать в себе зло,
и добро.
Однако вряд ли легенда о Данко могла
звучать из уст духовно убогого,
трусливого и подлого человека.
В легенде о Ларре Горький развенчивает
индивидуализм тех, кто отвергает людей,
не хочет считаться с общечеловеческим
лошадей. Кто-то может возразить, что
Вот что такое настоящая свобода.
делай, что хочешь, иди куда угодно,
ни с кем не считаться, то есть «сохранять себя-
я цел». Однако того, кто изберет этот
путь, ждет трагический и печальный удел —
одиночество. Действительно, «за все, что
Ловек берет, он расплачивается собой: умом
и силой, иногда жизнью. Иными словами,
нельзя только потреблять, не отдавая ничего взамен
. Ларра пренебрег этим законом, и его
ждало страшное наказание. Казалось бы, у него
ни в чем не было недостатка: «украл
скота, девушек — что хотел», и при этом
был свободен, как птица. Тогда почему
в конце концов ему стала сниться смерть и
«В его глазах было столько тоски, что можно было
отравить всех людей мира? По-
видимо, тем, кто не умеет дарить, да-
душевное тепло петь, кто «кроме себя
ничего не видит», трудно быть счастливым и делать-
идти по жизненному пути.
Романтичным антиподом Ларры является
Данко — отважный красавец, чьё сердце
загорелось большой любовью к
дим. В его образе Горький воплотил свой
спектакль…
о настоящих героях, о тех, в
которых он видел идеал. Не случайно даже
вызывает у читателя ощущение
необычного, фантастического. Он помогает
нам перейти от реальной жизни (рассказ
Изергиль о себе) в романтический мир ле-
gendy: «И в степной дали, теперь черной
и страшной, словно притаившейся, скрывающей в себе
шей, что-то блеснуло маленькими
синими огоньками. Тут и там они на мгновенье
появлялись и уходили, всего несколько человек,
разбрелись по степи далеко друг от друга
друг, что-то искали в нем, зажигая спички,
которую ветер тут же погасил. Это были
очень странных голубых языков огня,
кавшие на что-то сказочное. Как синий
искры оживляют черную степь, словно плавя
что-то недоброе в себе, так люди,
добрые Данко, способны воплотить в жизнь
братан и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне.
ренн; «Мы посмотрели на него и увидели, что он
лучше всех, потому что в его глазах сияло
было много силы и живого огня».
Энергия и сила Данко противопоставляется
безволию и трусости толпы Усталые
и злые люди, раздраженные своим бессилием
съедают, теряют человеческий вид: «Данко
затрепетал о тех, ради кого он трудился,
и увидел, что они как звери. Много народа
стояло вокруг него, но не было на их лицах
знати, и нельзя было ему ждать
помилуй их. люди были в нем на
сильнее. Чтобы спасти их, он совершает ду-
адский подвиг. «Что я буду делать на
день?» — кричал Данко громче грома.
И вдруг он разорвал себе грудь руками и
вырвал из нее сердце и
высоко поднял его над головой. Оно горело так же ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолк,
освещенный этим факелом великой любви
к людям…». Пылающее сердце Данко —
символ жертвенного служения людям. , а
герой это воплощение всего самого лучшего в человеке
века.И как пафосно и низко на его фоне
представляется «осторожным человеком», который,
«Чего-то опасаясь, наступил на гордое сердце
ногу…»
Думаю, в легенде о горящем сердце
Данко выражает авторскую позицию по
просить смысла жизни. Иными словами, весь
смысл жизни, по Горькому, в жертвенном,
бескорыстном служении людям. Правда, в
в настоящее время такая позиция вряд ли будет
детей популярна. Мне кажется, что большинство
большинство из нас уподобляется «осторожному человеку»
lovek», наступивший на пламенное
сердце. Не поэтому ли
приходится переживать болезненный кризис, как моральный
ный, так и в области материальной.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв
силой, и великие подвиги не каждому
плечо.Но если мы постараемся стать
более отзывчивыми,помогать нуждающимся
дано,то мир обязательно изменится к лучшему-
му.И жизнь человек, дающий людям дух
чистое тепло, можно назвать красивым
и значимым.
разбор работы. Сочинение о Данко
Образ Данко. Гордый, «лучше всех» человек, Данко погиб во имя людей. Легенда, рассказанная старухой Изергиль, основана на древней легенде о человеке, спасшем людей, указавшем им выход из непроходимого леса. У Данко был волевой характер: герой не желал рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не могут долго жить в глубине леса, без привычного им пространства, света. Сила духа, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских легендах воплощались во внешне красивых людях. Вот как выражалось стремление старика к духовной и телесной красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые всегда храбры. Данко верит в свои силы, поэтому не хочет растрачивать их «на размышления и тоску». Герой стремится вывести людей из мрака леса на волю, где много тепла и света. Волевой характер, Данко берет на себя роль лидера, и люди «все пошли за ним — в него поверили». люди, которые вскоре «начали роптать», так как не обладали выносливостью Данко и не обладали сильной силой воли.Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, уставшие от тяжести пути, голодные, уставшие и злые, стали обвинять во всем своего вождя: «Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил нас, и за это ты погибнешь!» Не выдержав трудностей, люди стали перекладывать ответственность от себя к Данко, желающим найти т он виновник их несчастий. Герой, бескорыстно любящий людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками грудь свою и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой». Освещая своим сердцем темный путь из непроходимого леса, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «солнце сияло, степь вздыхала, трава блестела в алмазах дождя и река сверкала золотом». Данко гордо посмотрел на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Заключительный эпизод заставляет читателя задуматься о нравственной стороне поступка героя: была ли смерть Данко напрасной, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, чего-то испугавшегося и наступившего на «гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Ведь главные черты характера героя – стойкость духа, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить иначе, герою нужно было помогать людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко и Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дамба», «дающий». Самые главные слова гордого человека в легенде: «Что я сделаю для людей?!»
Однако влияние фольклора не ограничивается заимствованием Горьким отдельных предметов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы воспринимаются как легенды, даже сказки, ведь в них отражены идеалы народа, его мечта о прекрасном.
«Старуха Изергиль» — реальная повесть, где автор включает реалистические детали непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, чем занимается в Бессарабии сам рассказчик. Реально дан и настоящий вид старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «морщинистый нос, изогнутый, как у совы, клюв» и «сухие, потрескавшиеся губы».
Героиня рассказывает свои легенды в совершенно реальной обстановке, и это как бы приближает их к жизни, подчеркивая тесную связь героического романа с реальной жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить идеал и антиидеал для автора.
Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует индивидуализм, себялюбие, доведенное до крайности. Легенда о Данко, напротив, воплощает в себе идеал, выражающий в высшей степени любовь к людям – самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как бы во времена, предшествующие началу истории, в эпоху первобытного творчества. Поэтому в действительности есть следы, непосредственно относящиеся к той эпохе: тень Ларры, которую видит только старая Изергиль, голубые огни, оставшиеся от сердца Данко.
В отличие от Ларры, воплотившего в себе античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в тот момент, когда они «были как звери», «как волки», окружавшие его, «чтобы им было легче схватить и убить Данко». У него было только одно желание — победить жестокость людей, изгнать из их сознания тьму, страх перед темным лесом с вонючими болотами.
Сердце Данко вспыхнуло и загорелось рассеять мрак не столько от леса, сколько от души. Вот почему образ Данко раскрывается у Горького с помощью образа огня, горящего сердца, солнечного сияния: «Лучи того могучего огня сверкали в его глазах… Сердце его горело так же ярко, как солнце». и ярче солнца…»
Эти изображения солнца и огня призваны подчеркнуть героическое стремление юноши, придав всему произведению эмоциональное напряжение. Его любовь к людям – это горячее желание беззаветно служить им, его высокие стремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые всегда храбры». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем большой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.
Красивый юноша и сам настоящий герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на упавшее рядом с ними «гордое сердце», а один осторожный человек, заметив его, наступил на умирающее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.
Чего боялся этот человек, так и осталось загадкой для самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свое толкование этому поступку. Образ самого Данко издавна ассоциируется с вожатыми, учителями и другими людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы руководить, нужно иметь по-настоящему горящее сердце, пусть и в переносном смысле.
Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Неслучайно каждый второй вожатый отряд в детском лагере или школе назывался «Данко», доказывая право вывести детей из мрака невежества и равнодушия.
Идеал гуманиста, воплощенный в образе отважного юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок есть подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение — словом, такие чувства, переполняющие сердце каждого читателя, который представляет себе юношу с огненным взглядом, держащего в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.
- «Старуха Изергиль», разбор повести Горького
- «Старуха Изергиль», краткое содержание глав повести Горького
Главный герой третьей главы повести Горького «Старуха Изергиль», жительница стойбища в древности. У Данко был очень волевой характер. Он обладал силой духа, внутренним богатством и истинным совершенством, о таких качествах людей мы можем прочитать в библейских легендах. Этот человек жил ради людей своего стана, он не хотел, чтобы они вернулись к рабской жизни. Именно поэтому он решил вывести их из непроходимой чащи леса и спасти от верной гибели. Указав со светом своего сердца верный путь к светлому будущему, он погибает, но цель его достигается, люди спасаются.
По словам автора, Данко — гордый смельчак, погибающий ради людей. Прочитав заключительный эпизод, в котором погибает герой, читатель задумывается о нравственной стороне его поступка, может быть, его смерть была напрасной, были ли достойны этой жертвы те люди. Молодой человек жертвует собственной жизнью не только ради этого лагеря, но и потому, что иначе он не мог. Он лучший из людей, с его силой воли, самоотверженностью и желанием бескорыстно служить людям. Неотъемлемой частью натуры Данко является его чувство любви к людям.
Многие исследователи творчества Горького отмечают определенную связь образа его героя Данко с образами Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Даже его имя имеет тот же корень, что и такие слова, как «дающий» и «госпожа». Самыми главными словами этого гордого юноши в жизни были: «Что я сделаю для людей!?». Это говорит о многом.
Данко (рис. 2) стал символом героизма, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои произведения являются антиподами.
Антипод (от др.-греч. «противоположный» или «противоположный») — в общем смысле нечто противоположное чему-то другому. В переносном смысле его можно применять к людям с противоположными взглядами.
Термин «антипод» был введен Платоном в диалоге «Тимей», чтобы объединить относительность понятий «верх» и «низ».
В повесть «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил рассказ о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно помещаются между двумя легендами. Герои Легенд не реальные люди, а символы: Ларра — символ эгоизма, Данко — альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то ее жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.
Рис. 3. Старуха Изергиль ()
Изергиль очень старая: «Время согнуло ее пополам, когда-то черные глаза были тусклыми и водянистыми. Сухой голос ее звучал странно, он хрустел, как у старухи, говорящей костями. Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых она сначала любила, а потом бросила, и только ради одного из них она была готова отдать жизнь. Ее любовникам не обязательно было быть красивыми Она любила тех, кто был способен на настоящий поступок. 0003
«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и найдет, где это возможно. В жизни, знаете ли, всегда есть место подвигам. А те, кто не находит их для себя, просто ленивы, или трусы, или не понимают жизни, потому что если бы люди понимали жизнь, каждый хотел бы оставить в ней свою тень. И тогда бы жизнь не пожирала людей без остатка…»
В жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она бежала из султанского гарема вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, что старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может, это я его убила? ..». Но в другие моменты жизни, когда она искренне любила, она была готова на подвиг. Например, чтобы спасти близкого человека из плена, она рисковала жизнью.
Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, умение действовать. Именно таких людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей занудных, слабых, трусливых. Она гордится тем, что прожила яркую и интересную жизнь, и считает, что должна передать свой жизненный опыт молодым.
Именно поэтому она рассказывает нам две легенды, как бы давая нам право выбирать, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордыни, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью всего один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живем среди людей, и считаться с их чувствами, настроениями, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое сказанное нами слово, за каждый поступок мы несем ответственность перед окружающими, а также перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».
Рис. 4.М. Горького ()
Пафос (от греч. «страдание, вдохновение, страсть») — эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, рассчитывая на читательское сопереживание.
В истории литературы термин «пафос» употреблялся в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называли состояние души человека, страсти, которые испытывает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики творчества и творчества писателя в целом.
Рис. 5. В.Г. Белинский ()
Библиография
- Коровина В.Я. Учебник литературы. 7-й класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник литературы. 7-й класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7-й класс. — 2012.
- Nado5.ru ().
- Литра.ру ().
- Голдлит.ру ().
Домашнее задание
- Расскажите, что такое антипод и пафос.
- Дайте подробную характеристику образу старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
- Напишите сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».
«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По словам самого писателя, это произведение является одним из лучших среди всех написанных. Чему нас учит старуха Изергиль: анализ произведения.
На связи
История создания
В 1891 году (более точная дата неизвестна) Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии найдут отражение в его произведениях. Это творческое время в жизни писателя отражает его преклонение перед личностью, целостностью и единством человека.
Вот такими романтическими мыслями наполнен рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героев легендарных человека своего времени , столкнувшихся с разными жизненными препятствиями, автор наглядно показал разные результаты противостояния личности и толпы. Основные сюжеты в направлении романтизма:
- «Старая Изергиль»,
- «Девушка и смерть»
- «Песня о соколе».
Точных сведений о дате написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 г., а написано оно было предположительно в 189 г.4 … В трех весенних номерах «Самарской газеты». Сам автор высоко ценил свой рассказ и даже признавался в письмах к А. П. Чехову: «Видимо, я ничего так стройно и красиво не напишу, как написал «Старуху Изергиль». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она одна из тех, что принесли ему популярность.
Произведение «Старуха Изергиль» предположительно написано в 1894 году.
Композиция
Принцип повествования довольно необычен. Композиция состоит из трех частей.
- Легенда о Ларре;
- История жизни сказочника;
- Легенда о Данко.
И две из них — сказки, рассказанные главным героем. Отсюда вытекает такой принцип, как история в истории … Этот прием автор использует потому, что хочет акцентировать внимание не только на личности героя, но и на его историях, которые живут в памяти героя и народа.
Главной особенностью является сопоставление легенд по смыслу. Очень сложно определить «Старуха Изергиль» — это повесть или повесть, так как границы этих жанров очень размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не является рассказом , так как количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненные ценности. Автор пытается найти ответ на вопрос, что такое свобода и смысл жизни. Все главы дают разную интерпретацию и пытаются объяснить ответы. Но, несмотря на свою непохожесть, они делают эту историю единое и целостное произведение.
В сюжетный план главной героини старушки Изергиль также следует добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в загадочную приморскую атмосферу и знакомится со сказочницей сказок.
Во вступлении к рассказу молодость главного героя, который ведет беседу со старухой , противопоставляется старости старой Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она рассказывала свою жизнь и истории, пленяя читателя своей привлекательностью и сказочностью . Какова история старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордый и эгоистичный — юноша Ларра. При красивой внешности ему было сын простой женщины и орла … От хищной птицы юноша получил неукротимый нрав и желание добиться чего угодно, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри этот персонаж совершенно бездушный … Ценность для него — только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой идет убивать с легкостью.
Его убежденность в своем совершенстве и пренебрежение к другим жизням приводят к тому, что он лишен обычной человеческой судьбы … За свой эгоизм он получает страшное наказание — Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, но это нельзя назвать даром.
Имя героя означает изгой … Быть вдали от людей — самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание! Жизненный принцип этого героя — «Жить без людей для себя».
Жизнь старухи
Во второй части истории вы сможете проследить за действиями старухи Изергиль. Глядя на нее, мужчине-рассказчику трудно поверить, что когда-то она была молода и красива, о чем постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль Много пришлось пройти … Ушла красота ее, но на смену ей пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Главная здесь тема любви — это личное, в отличие от легенд, подразумевающих любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Действия старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить любимого человека из плена, не боясь убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще юной девушкой она могла с гордостью продолжить свой жизненный путь сама … В конце жизни она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше на свете чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как правильно жить.
Данко — сказочный персонаж , пожертвовавший собой в страшную минуту ради спасения людей. Несмотря на озлобленность окружающих, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни отдавать сердце другим , служить на благо.
К сожалению, говорит Горький в своем рассказе, люди не способны с полным пониманием отнестись к такой жертве. Маленькая, многие боятся такого отказа.
Все, что осталось от Данко, вырвавшего из груди свое огненное сердце, это всего лишь синие искры … Они до сих пор продолжают мелькать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.
Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но ими движет одно и то же чувство.
Чему учит повесть Горького
«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение отдельного человека к толпе, в данном случае Данко и Ларра сравнивают но и любовь людей друг к другу.