Космодром словообразовательный элемент: I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов…
ГРЕЧЕСКИЕ И ЛАТИНСКИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ С ПРИМЕРАМИ НА РУССКОМ, ФРАНЦУЗСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
ГРЕЧЕСКИЕ И ЛАТИНСКИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ С ПРИМЕРАМИ НА РУССКОМ, ФРАНЦУЗСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Пашкова А.Д. 1
1МАОУ «Гимназия №13 «Академ»
Хомутова М.А. 1
1МАОУ «Гимназия №13 «Академ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Современный век, перегруженный информацией, требует от языка точности и информативности, логики и рационализма, системности и упорядоченности. Необходимы умения найти параллели в других изучаемых языках и предметах, которые помогут усвоить материал. И таковыми являются использование логических законов лексикографических явлений языка, которые формируют понятийно-образную и терминологическую культуру. Чем больше мы будем знать ключевых элементов слов, тем выше будет наша языковая компетентность, тем лучше будем ориентироваться в информационно-смысловом пространстве, тем быстрее мы сможем овладеть европейскими языками. Для нашей работы особый интерес представляют словообразовательные гнезда производных слов терминоэлементов, которые показывают структуру слова – термина, элементы, из которых оно состоит. В связи с этим все более
Гипотеза:
мы предполагаем, что данная лексикографическая работа научит сравнивать языки, находить точки соприкосновения для выхода на более глубокий уровень понимания и обогащения словарного запаса.Объект исследования: греко-латинское словообразование.
Предмет исследования: греческие и латинские словообразовательные элементы и их английские и французские аналоги.
Цель: привлечь внимание к проблеме структурирования греческих и латинских заимствований и их английские и французские аналоги при создании нового словаря.
Задачи: 1) исследовать греко- латинские синонимические пары.
2) Изучить необходимый языковой материал.
3) проанализировать и классифицировать результат.
Методы исследования:
1)Теоретические: сравнительный анализ; структурный анализ
2) Практические: метод сплошной выборки;сопоставление и сравнение.
3
Изученный материал: словари, интернет-ресурсы, научные труды французских и отечественных авторов.
Корпус примеров состоит из: 429 единиц на французском языке, 445 единиц на английском языке, итого: 874 примера, отобранных методом перевода и сплошной выборки.
Научная новизна: исследование состоит в том, что на современном этапе данное направление не предоставлено комплексно для изучаемых нами языков, что выражается в отсутствии значимых исследований. В основном, рассмотрение тематики исследования осуществляется в рамках отдельного взятого языка.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования его результатов при усовершенствовании устной и письменной речи, при обогащении целостной картины мира, а так же для дальнейшего комплексного изучения синонимов-дублетов.
В соответствии с поставленной целью, гипотезой, методами исследования структура работы включает введение, основную часть, заключение, список источников и приложение.
Во введении обосновывается актуальность, цель, задачи, методы исследования, новизна, практическая значимость.
В основной части описывается ход работы, проделанные анализы и исследования.
Список источников состоит из названий научных работ и интернет- ресурсов
В приложении представлены результаты анализа, которые отображены в виде словаря.
4
Глава 1.
Греческие и латинские словообразовательные элементы
Множество языков древности ушли в небытие вместе с их носителями. Иной оказалась участь языка эллинов и языка римлян. В целом, латинский язык с элементами греческого языка для нас – это, прежде всего, язык науки, культуры и религии, источник образования новых слов и терминов. Так, добрую тысячу лет, с V по XV век нашего летосчисления, греческий язык выполнял функции государственного и литературного языка Византийской империи, на его основе во II веке до н.э. возникло латинское письмо. Греческий язык оказал заметное влияние на язык римлян. Ими было заимствовано от греков много слов. [8. 108].
Исследователи насчитывают в латинском языке около семи тысяч таких слов. Писатели и философы признавали греческую лексику более развитой. Западная Европа, однако, признала древнегреческий язык «классическим» лишь в XIV- XV веках. Только тогда знание языка Гомера, языка великих мыслителей древности и античной культуры стало признаком учености для просвещенных людей своего времени, потому что до тех пор безраздельно господствовал другой классический язык- латинский. [8. 115].
В результате завоевательных войн римляне покорили Грецию, утвердились на Иберийском полуострове, основали свои колонии в Галлии, Северной Африки, Британии.
Удивительно ли, что на протяжении всего средневековья латынь- не народная, классическая, на которой говорил и писал Цицерон, стала международным языком науки, литературы, церкви Западной Европы. Не на национальных языках, а на латыни писались научные трактаты, читались лекции, сочинялись художественные произведения. [6.97].
Это была пора засилья латинского языка, и не случайно, что именно в средние века латинские слова широким потоком влились в лексику немецкого и английского языков. В английском, например, 75 % всех употребительных слов, но по происхождению французские и латинские. [6. 101].
5
На Русь слова латинского происхождения шли через языки – посредники. Таким передатчиком в X- XV веках был греческий язык, в XVI – XVII веках — польский, а позднее других западноевропейские языки. [6. 103].
Мы порой не замечаем, что большинство слов и терминов восходит к латыни. На базе греко- латинских элементов созданы и создаются до сих пор научные термины. Греко-латинские языковые элементы являются международными, их поймут носители разных языков. Например, с греческим корнем АГР(О) , обозначающий земля, поле, есть слово в русском языке- «агроном», во французском- «agronome», в английском- «agronomy», а с латинским – АКВА, обозначающим воду, в русском- «аквариум», во французском- «aquarum», в английском- «aquarium». И таких греко-латинских соответствий в русском, французском и английском языках очень много.
Они образованы путем словообразования т.е образования новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующих в данном языке.
Различаются следующие способы словообразования: лексико- семантический, лексико- синтаксический, морфологический и морфологосинтаксический. Исходя из формулировки темы нашего исследования, мы сузили до морфологического способа словообразования.
6
1.2. Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования- это основной способ обогащения словарного состава языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов аффикс( лат. affixes –прикрепленный). Служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня. Аффиксы не существуют в языках вне слов. По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем, и постфиксы, стоящие после корня.
Русские, английские и французские языки, принадлежащие к семье индоевропейских языков, как раз и употребляют и префиксы, и постфиксы. В своей работе мы обращаемся к аффиксальным, префиксальным, суффиксальным способам словообразования и словосложению.
7
1.3. Префиксальный способ словообразования
Префикс (лат. praefixum- прикрепленное впереди). То же, что и приставка. Присоединение приставок к корням и основам- способ словообразования и формообразования. В нашей работе нас интересуют словообразования и формообразования. В нашей работе нас интересуют словообразующие приставки: архимиллионер, контрпредложение, ультразвук (префиксация имен существительных), антивоенный, сверхзвуковой, ультрафиолетовый. При образовании новых слов путем присоединение префикса к производящему слову наиболее активным являются следующие префиксы: а-, ан-, анти-, интер-, контр-, пре-,ре-, супер-, сим-. Рассмотрим их значения.
А-, перед гласными АН- ( от греч. А…, аn…- «не, без») – приставка выражающая отрицание или отсутствие признака, свойства, качества. Например: амнезия, амнистия, анальгин, анархия, аномалия, amnistie, amoral, anarchie, anomalie, achromatic, amoral, atypical.
АНТИ- ( от греч. anti)- приставка, обозначающая противоположность, вместо чего-то. Например: антибиотики, антивирус, антивитамин, антипод, антитеза,antivirus, antidote, antihormones, anticrime, antipollution, antacid.
ИНТЕР- (от лат. inter)- приставка, обозначающая нахождение между чем-то, внутри. Например: интервидение, интернат, интернатура, интернет, intervention, international, internet.
КОНТР- ( от лат. Contra)- приставка, обозначающая против чего-то. Например: контрабас, контрагент, контрреволюция, контрудар, contrebasse, contractant, conterfait, contre-révolution, contreattaque, counterrevolution, counterstroke.
ПРЕ- (от лат. pre)- приставка, обозначающая перед, впереди чего-то. Например: преамбула, превалировать, президент, префикс, президиум, préambule, prévaloir, préfixe, prеamble, president, presidium, prefix.
РЕ- ( от лат. re)- приставка, обозначающая обратное действие, возобновление. Например: реабилитация, реакция, реанимация, революция, регресс, réhabilitation, réaction, révolution, régression, rehabilitation, reaction, reanimation, revolution , regress
СУПЕР- ( от лат. super)- приставка, обозначающая высшее качество, сверх. Например: суперарбитр, супермаркет, супермен, суперобложка, суперфинал, superarbitrair, superfinale, supermarket, superman.
СИМ- (от греч.)- приставка, обозначающая со-, с-, вместе, совместно. Например: симпатия, апатия, симфония, синоним, sympathie, symphonie, synonyme, symmetry, sympathy, symphony, synonym.
8
1.4. Суффиксальный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования- образования новых слов путем присоединения суффикса к производной основе. Суффикс (от лат. suffixus- прибитый, приколоченный)- служебная морфема, находящаяся после корня ( непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их синтексических форм. Различают следующие суффиксы: словообразовательные, формообразующие, словообразующие.
В своей работе мы обращаемся к словообразовательным суффиксам, служащие для образования новых слов, а именно:
-СКОП ( от греч. scope)- суффикс, обозначающий смотреть, наблюдать, исследовать. Например: калейдоскоп, кинескоп, микроскоп, перископ, фильмоскоп, cinescope, microscope, kaleidoscope,kinescope, periscope, phonendoscope.
-ТЕКА ( от греч. )- приставка, обозначающая вместилище, хранилище, собрание. Например: аниматека, аптека, библиотека, видеотека, дискотека, игротека, медиатека, bibliothèque, discothèque, bibliothecs, bibliofilm, bibliograther.
9
1.5. Словосложение
Словосложение- образование новых слов путем объединения в одно целое двух и более основ( возможно, из разных языков), способ создания слова. А.А. Реформаторский акцентирует внимание на том, что «при сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одном лексеме не корневая морфема с аффиксом, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово; таким образом, сложение служит для словообразования. Соединяться при сложении могут и полные корни, и усеченные, а также основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме. Например, слово «автомобиль». Это слово- помесь греческого с латынью, образованная во французском языке. Авт(о)-первая составная часть сложных слов со значением «свой», «собственный», «сам». Мобил(ис)- «подвижный». Сложенные вместе, они образуют автомобиль, что значит «самодвижный», «самоход», то есть карета, движущаяся без помощи лошади.
К наиболее активным составным частям сложных слов можно отнести: авиа,авто, агро, аква, астр, аудио, аэро, био, гидро, графо, диа, дром, милле, милли, навт, окт(о),орф, пед, пир, сан, санти, скрипт, сфер, теле, терма, тетра, уни, фоб, фоно, фото и др. Рассмотрим некоторые из них:
АВИ(А) (от лат. avis- «птица»)- в сложных словах означает отношение этих слов к авиации. Например: авиадесант, авиаконструктор, авиамодель, авиация, авиарейс, avionneur, avion, aviation, avialanding.
АВТО— (от греч. autos- «сам») –составная часть сложных слов, соответствующих следующим значениям: 1)свой; 2) автоматический; Например: автограф, автомат, автомобиль, автопилот, automate, autobiographie, automobile, autopilot, autocracy.
АГРО- ( от греч. agros- «поле»)- составная часть сложных слов, указывающая на отношении данных слов к земледелию. Например: агроном, агротехника, агрономия, agriculture, agronome, agrotechnics.
АКВА- (от лат. aqua — «вода»)- составная часть сложных слов, указывающих на отношение данных слов к воде. Например: акваланг, аквамарин, акварель, аквариум, акватория, aqueduct, aquarum, aqualung, aquamarine, aquanaut.
БИО— (от греч. Bios – «жизнь)- составная часть сложных слов, соответствующая слову «жизнь», связанный с жизнью. Например: автобиография, антибиотики, биограф, биография, биология, antibiotiques, biographe, biologie, biology, biologist.
10
ДРОМ— (от греч. drom- «путь») –составная часть сложных слов, обозначающая дорогу, бег, площадку для бега. Например: автодром, аэродром, ипподром, космодром, autodrome, dromadaire, hippodrome, cosmodrome, velodrome, palindrome.
МИЛЛИ –( от лат. milli- «тысяча»)- составная часть сложных слов, обозначающая тысячу, единицу мер. Например: миллиард, миллиампер, миллион, миллионер, milliard, milligramme, millionaire, billion, milligram, milliliter.
САН –( от греч. san –« здоровье») –составная часть сложных слов, обозначающая здоровье, лечить. Например: санаторий, санитар, санитария, sanatorium, sanitaire, sanitation, sanitary
СКРИПТ-(от лат. script- «писать»)- составная часть сложных слов, обозначающая писать. Например: постскриптум, транскрипция, post-scriptum, transcription, postscript.
СФЕР –(от греч sphere- «шар»)- составная часть сложных слов, обозначающая шар, круг, окружность. Например: атмосфера, биосфера, геосфера, гидросфера, сфера, сфероид, термосфера, atmosphère, biosphère, géosphère, sphères, thermosphère, atmosphere, geosphere, biosphere, hydrosphere, lithosphere, sphere, spheroid.
ТЕЛЕ-(от греч. tele- «далеко»)- составная часть сложных слов, обозначающая даль и относится к телевидению. Например: телевизор, телеграф, телеграмма, телефон, телескоп, телестудия, télégraphe, télévision, téléphone, téléfax, television, telegram, teletype, teletext, telephone.
11
Заключение
В потоке информации мы даже не задумываемся, что многие слова связаны между собой, хотя происходят из разных языков. И в результате, не зная этих связей, происхождения слов, их исконного значения, мы теряем существенно больше времени на осмысление информации, чем, если бы мы обладали этими знаниями. Рассмотрев словообразования и примеры слов на русском, французском и английском языках мы увидели связь и схожесть в их написании, значении и произношении.
В ходе работы был создан свой проектный продукт –« Мини-словарь» наиболее активных словообразовательных элементов: префиксов, суффиксов, а также корней с примерами на русском, французском и английском языках, который учит видеть взаимосвязь явлений, сопоставлять и вдумываться в их сущность.
12
Список использованных источников:
1.Анатомия терминов:400 словообразовательных элементов из латыни и греческого: учебный словарь- справочник/ А.А. Быков- М.: ЭНАС, 2008.- 192с.
2. Фролова Н.Г., Фролов М.Г. Латынь вокруг нас. Греко- латинские словообразовательные элементы.- Специальный учебный словарь. Красноярск, 2010-2012.
3. Фролова Н.Г. Специальный учебный словарь. Азбука термина из латыни. 1000 греко-латинских терминоэлементов и их русских аналогов с толкованием и примерами на русском языке. Ф-91. – Красноярск, 2013. – 2 чч, 154 с.;
4. Фролова Н.Г. Нить Ариадны, или грамматика термина. Задания в тестовой форме с опорой на греко-латинские терминоэлементы: учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2013. – 184 с.
5. Реформаторский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А.Виноградова.-М.; Аспект Пресс, 1998.
6. Шанский Н.М. В мире слов. 3-е изд. , испр. и доп. М., 1985
7.Словарь иностранных слов для школьников: 6000 единиц. Славянский дом книги, 1998,.-509с
8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. Для внеклассного чтения (8-10 кл.).- 3-е изд., испр.- М.: Просвещение,. 1987.- 208 с.:ил.- (Мир знаний).
9. Энциклопедический словарь юного филолога. М.,. 1984.
10.Гаспаров М.Л. Занимательная Греция.[online]. Доступно из http://www.infoliolib.info/philol/gasparov/zgrec/index.htm
11.Яндекс: Словари: Литературная энциклопедия: http://slovari.yandex.ru/dict/litenc
12.Интернет- ресурс: http://gisap.eu/ru/node/40960
13.Интернет- ресурс: https://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
13
Приложение
14
Просмотров работы: 14529
СЛОВАРЬ ЗНАЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ МОРФЕМ | ||||
Слова, морфемы | проис хожд. | тип морфемы | Их значение | Производные слова |
А(Н) | греч. | приставка | не, без | асимметрия, аморальный, апатия, атом, анархия, ангидрид |
АБ(С), АД | лат. | приставка | от к, при, возле | абсурд, абориген, абстрактный адаптация, адекватный, аннексия |
АВТО | греч. | корень | сам | автобиография, автомобиль, автограф, автомат, автономия |
АВИА | лат. | корень | птица | авиация, авиасалон, авиапилот |
АГР | греч. | корень | поле | агроном, агротехника |
АКВ | лат. | корень | вода | акватория, акведук, аквариум, акваланг, акварель |
АКТ | лат. | корень | поступок, действие | акт, акция, актив, антракт, контракт |
АМФИ | греч. | приставка | около, вокруг, с двух сторон | амфитеатр, амфора, амфибия |
АНДР | корень | муж(чина) | андроид, скафандр, полиандрия, Андрей, Александр | |
АНТИ | греч. | приставка | против | антипатия, Антарктика, антоним, антипод |
АНТРОП | греч. | корень | человек | антропология, питекантроп, синантроп, филантроп, мизантроп |
АПО | греч. | приставка | от, вдали от, прочь | апогей, апостроф, апофиз |
АРХИ | греч. | приставка | главный, самый главный | архипелаг, архитрав, архиерей, архиплут |
АСТРО | греч. | корень | звезда | астра, астрология, астронавт, астрономия |
АЭРО | греч. | корень | воздух | аэроплан, аэродром |
БАР(И) | греч. | корень | тяжесть | барий, баритон, барометр, барокамера, изобары |
БЕЛЛ | лат. | корень | красивый | беллетристика, белладонна, бельканто, бельэтаж, бельведер |
БИ(О) | греч. | корень | жизнь | биология, биотоп, автобиография, анабиоз, симбиоз |
БИБЛИО | греч. | корень | книга | библиотека, Библия, библиография |
БИ(Н) | лат. | приставка | два, по два, на два | биплан, биатлон, бином, бинокль, бицепс |
ВИДЕО | лат. | корень | вижу | видеотехника, видеоклип |
ВИТ | лат. | корень | жизнь | витализм, витальный, витамин, авитаминоз, Виталий |
ВИЦЕ | лат. | приставка | вместо, наподобие | вице-губернатор |
ГАЛА(КТ) | греч. | корень | молоко | галактика, галалит, галактоза, Галактион |
ГЕЛИО | греч. | корень | солнце | гелиотроп, гелиобактерия |
ГЕО | греч. | корень | земля | география, геология, апогей, перигей, Георгий |
ГЕН | греч. | корень | род, происхождение | гены, генеалогия, генетика, фосген, Евгений, Геннадий |
ГИДРО | греч. | корень | вода | гидра, гидрат, гидрант, гидроплан, гидроним |
ГИПО, ГИПЕ(Р) | греч. | приставка | под, вниз над, сверх, по ту сторону | гипоцентр, гипотоник, гипофиз гипертрофия, гипербола, гиперборей, гипертония |
ГИПП | греч. | корень | лошадь | гиппопотам, гиппарх, ипподром, Ипполит, Филипп |
ГЛОБ | лат. | корень | шар | глобула, гемоглобин, глобус, глобальный |
ГРАММ(АТ) | греч. | корень | буква, запись | грамматика, стенограмма, программа, телеграмма, граммофон |
ГРАФ | греч. | корень | начертание, описание | графа, график, графит, графоман, телеграф, география |
ГУМАН | лат. | корень | человечный | гуманист, гуманистический |
ДЕ | лат. | приставка | отделение, отмена, вниз | демобилизация, демонтаж |
ДЕМ | греч. | корень | народ | демократия |
ДЕНДРО | греч. | корень | дерево | дендрарий, дендрология |
ДЕРМ | греч. | корень | кожа | эпидермис, дерматолог |
ДИА, КАТА, МЕТА | греч. | приставка | между, сверху вниз, за, через, после | диагональ, диаметр, катастрофа, каталог метагалактика, метафора, метаморфоза |
ДИК(Т) | лат. | корень | говорить | дикция, диктант, диктор, диктофон, вердикт |
ДИС | лат. | приставка | раз, не | дисперсия, диссонанс, дисгармония, дискриминация |
ДОК | лат. | корень | учение | доктрина, доктринер, доктор, доцент, докторантура |
ДРОМ | греч. | корень | бег, площадка | дромадер, палиндром, синдром, аэродром, космодром |
ДУ | лат. | корень | два | дубль, дублет, дублер, дуэт, дуэль |
ДУК(Т) | лат. | суффикс | вести | виадук, кондуктор, редуктор, репродуктор, индукция |
ЗАВР | греч. | корень | ящер | динозавр |
ЗОО | греч. | корень | животное | зоология, зоопарк |
ИЗ | греч. | корень | равный, подобный | изобары, изомеры, изоморфизм, изотопы, изохронизм |
ИН, ИМ | лат. | приставка | в, не | интерьер, инъекция, инкогнито, импорт, иммунитет |
ИНТЕР | лат. | приставка | между | интервал, интермедия, интернациональный, интернат, |
ИХТИО | греч. | корень | рыба | ихтиолог, ихтиозавр, Ихтиандр |
КАРДИО | греч. | корень | сердце | кардиология, кардиограмма |
КИНЕ | греч. | корень | движение | кинетика, кинескоп, кинематограф, кинема, кинематика |
КАП(ИТ) | лат. | корень | голова, глава | капитан, капрал, капитал, капут, капюшон |
КОМ (КОН, КОР, КО) | лат. | приставка | со, вместе | компресс, коллегия, кондуктор, корреспондент, коалиция |
КОНТР(А) | лат. | приставка | против | контрреволюция, контрабанда, контратака, контраст |
КОСМО | греч. | корень | (ист. порядок)Вселенная | космос, космонавт, косметика |
КРАТ | греч. | корень | власть | демократия, аристократ, бюрократия |
ЛАБОР | лат. | корень | труд | лаборатория, лаборант |
ЛИЗ | греч. | корень | растворение, разложение | лизол, анализ, гидролиз, электролиз, катализатор |
ЛИТ | греч. | корень | камень | литий, литография, монолит, палеолит, текстолит |
ЛОГ | греч. | корень | слово, понятие, учение | монолог, логарифм, логопед, филолог, геология |
МАКРО | греч. | корень | большой | макромир, макроэкономика |
МАКСИ | лат. | корень | наибольший | максимальный, максимализм |
МАН | греч. | корень | любитель, одержимость | меломан, графоман, мания, библиомания |
МАН(У) | лат. | корень | рука | мануфактура, манипуляция, манускрипт, маникюр, маневр |
МЕДИ | лат. | корень | середина | медиана, медиатор, медиум, интермедия, Милан (из Медиолан) |
МЕГА | греч. | корень | большой | мегаполис |
МЕЗО | греч. | корень | средний, промежуточный | мезодерма, мезоклимат |
МЕЛ | греч. | корень | музыка, песня | мелодия, мелодика, мелодекламация, мелодрама, меломан |
МЕТА | греч.. | приставка | после, через, за | метафора |
МЕТР | греч. | корень | мера, измерение | метрология, метроном, тригонометрия, геометрия, симметрия |
МИКРО | греч. | корень | малый | микроб, микрон, микрофон, микроскоп, микроклимат |
МОБИЛ | лат. | корень | подвижный | автомобиль, перпетуум‑мобиле, мобилизация, мебель |
МОНО | греч. | корень | единый | монолит, монолог, моноплан, монархия, монополия |
МУЛЬТИ | лат. | приставка | много | мультимиллионер, мультфильм |
НАВТ | греч. | корень | корабль, плавание | навигация, космонавтика, навигатор, аргонавты, аэронавт |
НЕЗ | греч. | корень | остров | Индонезия, Полинезия, Микронезия, Меланезия |
НЕЙТР | лат. | корень | среднее, ни то, ни другое | нейтральный, нейтралитет, нейтрализация, нейтрон, нейтрино |
НЕ(О) | греч. | корень | новый | неон, неологизм, неофит, неодим, неофашизм |
НОМ | греч. | корень | правило, закон | номография, агроном, астроном, автономия, экономика |
ОИД | греч. | суффикс | подобный | металлоид, соленоид, астероид, анероид, сфероид |
ОКУЛ | лат. | корень | глаз | окулист, окуляр, монокль, бинокль, окулировка |
ОЛЕ | лат. | корень | масло | линолеум, валидол, оливин, олеография |
ОНОМ, ОНИМ | греч. | корень | имя | псевдоним, синоним, метонимия, топонимика, |
ОРНИТО | греч. | корень | птица | орнитология |
ОРТ, ОРФ | греч. | корень | прямой, правильный | орфография, орфоэпия, ортопедия, ортодокс |
ПАЛЕО | греч. | корень | древний | палеозой, палеонтолог |
ПАН(ТО) | греч. | приставка | весь, все, всеобщее | панорама, паноптикум, пантеон, пандемия, пантомима |
ПАРА | греч. | приставка | против, мимо, около | парадокс, парабола, паразит |
ПАТ, ПАФ | греч. | корень | чувство, страдание | пафос, патетика, патология, гомеопат, телепатия |
ПЕРИ | греч. | приставка | об, вокруг | период, периметр, перископ |
ПИР | греч. | корень | огонь | пирит, пирамидон, пиротехника, пироксилин, аспирин |
ПОЛИ | греч. | корень | много | полигон, полиглот, полиграфия, Полинезия, поликлиника |
ПОМ | лат. | корень | плод, яблоко | помология, помада, помидор, померанец |
ПОРТ | лат. | корень | носить | портфель, портативный, экспорт, транспорт, рапорт |
ПОСТ | лат. | приставка | после, затем | постимпрессионизм |
ПРЕ | лат. | приставка | перед, впереди | префикс, прелюдия, президент, президиум, прецедент |
ПРО | лат. | приставка | вперед, ради, вместе | прогресс, проформа, протекция, протез, процент |
РАДИ | лат. | корень | луч | радий, радиус, радиан, радиатор, радио |
РЕ | лат. | приставка | вновь, назад, пере | реконструкция, репатриация, реакция, ревизия, регенератор |
РЕКТ | лат. | суффикс | выправлять, управлять | корректура, корректив, корректный, ректор, директор |
САН | лат. | корень | здоровый | санитария, санитар, санировать, санаторий, ассенизатор |
СИМ, СИН | греч. | приставка | с, со, вместе | симметрия, симбиоз, синоним |
СКОП | греч. | корень | смотреть | калейдоскоп, телескоп, перископ, микроскоп, рентгеноскопия |
СКРИП(Т) | лат. | корень | писать | транскрипция, манускрипт, рескрипт, конскрипция, постскриптум |
СОН | лат. | корень | звук | соната, унисон, клаксон, резонанс, диссонанс |
СПЕК(Т) | лат. | корень | взгляд, обзор | спектр, проспект, спектакль, конспект, инспекция |
СУБ | лат. | приставка | под | субтропики, субмарина, субстрат, субординация, субтитры |
ТЕКА | греч. | суффикс | вместилище, хранилище | библиотека, фонотека, аптека, картотека, игротека |
ТЕКС(Т) | лат. | корень | ткать, соединять | текст, текстура, текстиль, текстолит, контекст |
ТЕЛЕ | греч. | приставка | вдаль, далеко | телефон, телевизор, телескоп, телеграф, телепатия |
ТЕРМО | греч. | корень | тепло | термометр, термос, термостат, термоизоляция, изотермы |
ТЕРР | лат. | корень | земля | терраса, территория, террикон, терракота, партер |
ТИП | греч. | корень | отпечаток, образ | генотип, типичный |
ТОМ | греч. | корень | часть целого, рассечение | том, атом, атомистика, анатом, остеотомия |
ТОП (О) | греч. | корень | место | тополог, топоним, топография, утопия, изотоп |
ТРАНС | лат. | приставка | за, пере, через | трансураны, трансатлантический, транспорт, трансмиссия, транзит |
УЛЬТРА | лат. | приставка | слишком, сверх | ультрамикроскоп, ультрамарин |
ФАГ | греч. | корень | пожирающий | фагоциты, бактериофаг, антропофаг, саркофаг |
ФАНТ | греч. | корень | воображение | фантазия, фантастика, фантом, фантомас, фантасмагория |
ФИЗ(И) | греч. | корень | природа | физика, физиология, физиотерапия, физиономия |
ФИК, ФИЦ | лат. | суффикс | делать, делание | электрификация, газификация, унифицировать, фортификация |
ФИЛ(О) | греч. | корень | любящий | филолог, филантроп, филармония, филателия, библиофил |
ФОН(О) | греч. | корень | звук, голос | фонетика, фонология, граммофон, симфония, магнитофон |
ФОР | греч. | корень | носитель | фосфор, светофор, семафор, метафора, Христофор |
ФОРТ | лат. | корень | сильный | форт, форте, фортификация, фортепьяно, форсировать |
ФОС, ФОТО | греч. | корень | свет | фосфор, фосген, фотография, фотон, фотогеничность |
ХРОН(О) | греч. | корень | время | хроника, хронология, хронометр, синхронный |
ЦИРКУЛ | лат. | корень | круг | цирк, циркуль, циркулировать |
ЭКВ | лат. | корень | равный | эквивалент, экватор, эквилибрист, адекватный |
ЭКО | лат. | приставка | из, от, вне | экслибрис, эксцесс, экспроприация, экспонат |
ЭПИ | греч. | приставка | на, над, после, при, возле | эпиграф, эпигон, эпилог, эпитет, эпицентр |
ЭПО | греч. | корень | слово, рассказ | эпопея, эпос, орфоэпия |
ЮР | лат. | корень | право | юрист, юрисконсульт, юриспруденция, жюри |
Детали курса | AIAA
Сводка:
Представлена тема интегрированных навигационных систем. Интегрированные навигационные системы представляют собой комбинацию решения бортовой навигационной системы для: положения, скорости и положения, полученных от акселерометра и/или гироскопических инерциальных датчиков, и навигационных средств, предоставляющих независимые/избыточные данные для обновления или исправления этого бортового навигационного решения. . В этом курсе и в сопутствующем учебнике эта комбинация выполняется с использованием алгоритма фильтра Калмана.
Этот курс состоит из двух частей. В первой части рассматриваются элементы базовой математики, кинематики, уравнений, описывающих навигационные системы и их модели ошибок, средства навигации и фильтрация Калмана. Приведены подробные выводы. В сопроводительном учебнике приведены упражнения для расширения применения представленных материалов.
Применение материала курса, представленного в первой части, представлено во второй части для реальных интегрированных навигационных систем. Примеры этих систем реализованы в коммерческом продукте MATLAB/Simulink™ и предназначены для практического опыта использования математических методов, разработанных
Ключевые темы:
• Обзор навигации — от счисления пути к инерциальной навигации.
• Системы координат – Как мы связываем информацию, чтобы другие могли ее использовать.
• Уравнения навигации – Бортовое решение для определения положения, скорости и ориентации.
• Помощники по навигации — избыточная информация для правильного навигационного решения.
• Фильтрация Калмана — оптимальное сочетание навигационного решения и вспомогательных данных.
• Приложения — калибровка, юстировка, интегрированная система INS/GPS…
• Примеры MATLAB/Simulink во втором издании учебника
Кто должен участвовать:
Этот курс предназначен для тех, кто непосредственно занимается проектированием, интеграцией, тестированием и оценкой интегрированных навигационных систем. Предполагается, что участники имеют опыт работы в области математики, включая исчисление.
Информация о курсе:
Тип курса: Краткий курс под руководством инструктора
Уровень курса: Средний
Продолжительность курса: 2 дня
Наличие сертификатов AIAA CEU: Да
Контур
I. Обзор навигации – от счисления пути к инерциальной навигации.
A. Счисление пути – ранние датчики
1. Справочник курса – магнитная стрелка, магнитный компас, …
2. Пройденная скорость/расстояние – журнал скорости, воздушная скорость, одометр, …
B. Инерциальная навигация – технология датчиков тока
1 , Акселерометр — …, MEMS,
2. Гироскоп — RLG, Fiber Optic,…, MEMS.
C. Интегрированные навигационные системы
1. Фильтрация Калмана — рекурсивная оценка,
2. Навигационные средства — Допплер, GPS, линия прямой видимости, …
II. Системы координат — как мы связываем информацию, чтобы другие могли ее использовать.
A. Земно-центрированный земной фиксированный,
B. Местный уровень — географический, блуждающий азимут,
C. Линия прямой видимости — дальность, азимут, высота.
III. Уравнения навигации — данные о местоположении, скорости и ориентации для бортового использования.
A. Наземные, космические инерциальные, …
B. Линеаризация для реализации фильтра Калмана – важность модели ошибок*.
IV. Помощники по навигации — избыточная информация для корректировки навигационных данных.
A. Доплеровский — радар, акустический, одометр, …, пройденное расстояние/скорость,
B. GPS — орбитальная позиция, псевдодальность, дельта-дальность, детерминированное решение,
C. Линия прямой видимости — рекурсивный метод наименьших квадратов по азимуту/возвышению .
В. Калман Фильтрация — Оптимальное сочетание навигационных и вспомогательных данных.
A. Рекурсивная взвешенная оценка методом наименьших квадратов — начиная с метода наименьших квадратов,
B. Минимальная дисперсия — начиная с предполагаемой формы линейной оценки,
C. Факторная форма U-D — повышенная числовая точность,
D. Комбинация двух (или более) оценок фильтров Калмана — множественные системы.
VI. Приложения — калибровка, юстировка, INS/GPS, …
A. Лабораторная калибровка датчиков*,
B. Юстировка/инициализация — на земле*, в движении, …
C. Встроенная навигация: INS/GPS*, определение/оценка пространственного положения* ,…
*Примеры MATLAB/Simulink.
Материалы
Студенты будут иметь возможность приобрести рекомендуемый учебник «Прикладная математика в интегрированных навигационных системах», автором которого является Роберт М. Роджерс. Учебник включает программное обеспечение с примерами, реализованными в MATLAB/Simulink™. Этот коммерчески доступный продукт предоставляет графический интерфейс пользователя, который способствует визуализации 1) потока информации между подсистемами и функциональными элементами навигационной системы и 2) выходных данных на различных этапах вычислительного процесса, включая выходные данные навигационного фильтра. Эти примеры программного обеспечения предоставляют учащимся непосредственный практический опыт проектирования и оценки фильтров Калмана.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами курса, слушатели должны иметь портативный компьютер и версию 6.0 или более позднюю версию MATLAB, включая программное обеспечение Simulink.
Инструкторы
Роберт М. Роджерс получил степени бакалавра наук, магистра наук и доктора наук в области аэрокосмической техники в Университете Флориды и является ассоциированным научным сотрудником Американского института аэронавтики и астронавтики. Как единоличный владелец компании Rogers Engineering & Associates, д-р Роджерс занимается исследованиями, разработкой прототипов, системным анализом, испытаниями и оценкой для Министерства обороны США и НАСА в области наведения, навигации и управления самолетами, вертолетами, морскими и наземными транспортными средствами.
СЛ-27 Стрела
Одним из основных элементов реализуемой предприятием программы мероприятий «Прагматический Космос» является создание и эксплуатация ракетно-космического комплекса «Стрела» с использованием технологического оборудования и агрегатов, демонтированных из РВСН и выведенных из эксплуатации МБР ПК-18. РН «Стрела» создана на базе МБР УР-100Н УТТХ (МБР ПК-18Б), которая была разработана на предприятии во второй половине 1970-х годов и принята на вооружение в 1980-х годах. Ракетные комплексы МБР УР-100Н УТТХ в настоящее время продолжают нести боевое дежурство, являясь одним из самых грозных и эффективных средств ядерного сдерживания. Высокая надежность и боеготовность комплексов подтверждается их длительной эксплуатацией.
Основной концепцией, реализованной в данном проекте, является сохранение максимальной преемственности КРК «Стрела» с базовым комплексом, имеющим высокие показатели надежности. Использование ракетно-космического комплекса «Стрела» обеспечит экономически выгодные запуски малых космических аппаратов на орбиты с различной высотой и наклонением.
В настоящее время приняты решения о продлении срока эксплуатации основных объектов, что позволяет осуществить запуск в ближайшие десятилетия. Программа продления срока эксплуатации МБР РС-18 обеспечивается за счет ежегодных пусков и неисправных ракет, находящихся на боевом дежурстве длительное время.
Запуски РН «Стрела» осуществляются с космодрома Байконур (Казахстан, 45,6 градуса широты, 63,3 градуса долготы). Для работы с КК заказчика при запуске РН «Стрела» с космодрома Байконур в одном из существующих на космодроме монтажно-испытательных корпусов создана специальная техническая позиция, содержащая необходимое оборудование для подготовки ракеты-носителя.
Энергетические характеристики РН «Стрела» позволяют выводить с космодрома Байконур космический корабль массой до 1500 кг на низкие орбиты с наклонениями, близкими к 63°. Изменение наклонения в пределах нескольких градусов возможно за счет бокового маневра РН на траектории вывода и зависит от высоты орбиты и массы полезной нагрузки. При необходимости могут быть проведены работы по выявлению зон падения падающих частей ракеты-носителя для выведения КА на другие наклонения. АО «ВПК «НПО машиностроения» готово заключить контракты на коммерческие пуски РН «Стрела» с космодрома Байконур.
5 декабря 2003 г. состоялся первый демонстрационный пуск РН «Стрела» с космодрома Байконур. С помощью РН «Стрела» на орбиту с наклонением 67,067 градусов, высотой апогея 458,8 км и перигеем 458 км была выведена массоинерционная модель космического корабля массой 978 кг.