cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект жуковского – Краткая биография Жуковского Василия Андреевича русского поэта

Содержание

Жуковский Василий Андреевич — краткая биография и творчество

Жуковский Василий Андреевич (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) апреля 1852)

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе.

Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и его крепостной, пленной турчанки Сальхи, которая в 16 лет уже была вдовой. В России Сальха выучила русский язык и приняла крещение с именем Елизавета Дементьевна. Фамилию и отчество Жуковский получил от друга Бунина Андрея Григорьевича Жуковского. Жена Афанасия Ивановича Мария Григорьевна приняла в свою семью незаконнорожденного ребенка и воспитывала как родного сына.

Образование получил в московском благородном пансионе Роде и в Главном народном училище Тулы, откуда был исключен за неуспеваемость. С 1797 по 1800 г. учился в Московском благородном пансионе, по окончании которого служить не стал, а поселился в селе Мишенском для занятия самообразованием. Изучал древнерусскую литературу, русскую и всеобщую историю, занимался переводами. В 1801-1802 гг. служил в Соляной конторе.

Литературную деятельность Жуковский начал в 1797 г., еще учась в пансионе. В 1802 г. в «Вестнике Европы» был помещен его перевод произведения Грея «Сельское кладбище, обративший на себя внимание литературной общественности. В 1808 г. вышла из печати его знаменитая баллада «Людмила», положившая начало романтизму в русской литературе. В этот же год Жуковский стал редактором журнала «Вестник Европы».

В 1812 г. со вступлением французских войск на территорию России, вступил в ополчение, где продолжал свои литературные занятия и написал балладу «Светлана», имевшую большой успех. В начале 1813 г. поэт заболел тифом и вышел в отставку.

В 1817 г. Жуковский был приглашен ко двору для преподавания русского языка великой княгине Александре Федоровне, жене будущего императора Николая I. С 1824 г. был воспитателем наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Со своим воспитанником поэт объездил всю Россию, часть Сибири и Западную Европу. Современники говорили, что влияние Жуковского на цесаревича было благотворным.

Один из ближайших друзей А.С. Пушкина, которого знал еще ребенком.

С 1841 г. жил в Германии, в связи с расстроившимся здоровьем. Помимо поэзии Жуковский занимался рисованием, запечатлев пейзажи Швейцарии, Германии, Италии, Крыма.

В 1812 г. просил руки своей племянницы Марии Протасовой, в которую был безнадежно влюблен, но дважды получал отказ. В 1841 г. в возрасте пятидесяти восьми лет женился на 18-летней дочери живописца Евграфа Романовича Рейтерна Елизавете. Имел сына Павла – живописца; и дочь Александру, фрейлину, замужем за Верманом.

К концу жизни ослеп. Умер в Баден-Бадене. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

um.mos.ru

Конспект урока по чтению на тему: «В.А. Жуковский «Песня»»

Тема: В. А. Жуковский «Песня».

Дата проведения: 23. 02. 2017 год

Класс: 4 «В»

База проведения: МБОУ СШ № 15

Тип урока: комбинированный.

Цели: ознакомление учащихся с биографией В. А. Жуковского; формирование умения анализировать лирические стихотворения.

Задачи:

Образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.

Развивающие: уметь определять идею произведения, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях,

Воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний, интереса к предмету на основе разнообразных форм работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

  • Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные:

Ход урока

Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

1 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.

Пятиминутное чтение.

5 мин

Подготовка к чтению.

— Ребята, у вас у каждого нас столах лежат листы со стихотворением. Читаем на месте всё произведение, а у доски только одно шестистишье. Читаем выразительно, стараемся.

«Жалко взрослых мне бывает».

Не пойму я взрослых этих,

Все у них наоборот:

Сразу тянутся к котлете

И не смотрят на компот!

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают!

В магазин приходим с дедом –

Там горою карамель!

Ну, а дед берет к обеду

Колбасу и вермишель.

Жалко взрослых мне бывает –

Ничего не понимают!

Во дворе такая лужа!

Лучше лужи не найти!

Но сосед вздыхает: «Ужас!

Не проехать, не пройти!»

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают!

В дом вчера принес мышонка

(Я нашел его в саду).

Закричала мама звонко:

«Я сейчас с ума сойду!»

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают!..

Читают сначала самостоятельно, а потом у доски по желанию.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.

Усвоение нового материала.

20 мин

Включение нового материала в систему знаний.

— Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского. (портрет)

— Что вы знаете об этом авторе?

Послушайте факты биографии писателя, а потом я вам задам вопросы по прослушанному.

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский поэт, академик, переводчик.

Ранние годы

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных.

Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.

В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского.

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После, 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844) и Александра (1842).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

— Какие факты биографии писателя запомнили?

Жуковский писал свои произведения в нескольких жанрах, но для детей можно выделить только два. Как вы думаете, что это за жанры?

— Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с лирическим стихотворением В. А. Жуковского «Песня».

— Перед тем, как я прочту вам это стихотворение, я хочу, чтобы вы обратили внимание, на то, как поэт передаёт своё отношение и чувства, какие картины вы при этом представляете.

Учитель читает выразительно стихотворение «Песня».

— Какие вы представили картины, слушая стихотворение?

— Сейчас мы почитаем по строфам.

— Что такое строфа?

— Читаем 1 строфу.

Розы расцветают,

Сердце, отдохни;

Скоро засияют

Благодатны дни.

— Как вы понимаете, что такое благодатные дни?

— Читаем 2 строфу.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет;

Сердце будет ясно;

Розою прекрасной

Счастье расцветет.

— Как вы понимаете словосочетание ненастная зима?

— Читаем 3 строфу.

Розы расцветают —

Сердце, уповай;

Есть, нам обещают,

Где-то лучший край.

— Какое слово здесь не понятно?

Уповай значит верить, надеяться на что-либо.

— Читаем 4 строфу.

Вечно молодая 
Там весна живет; 
Там, в долине рая, 
Жизнь для нас иная 
Розой расцветет.

— Ребята, а что такое рай?

Вы, наверное, слышали не раз такое устойчивое выражение – «жить как в раю». Что оно означает?

— А сейчас прочитаем первые две строфы.

— Почему скоро наступят благодатные дни?

— Какие слова повторяются в этих строфах?

— С чем сравнивается счастье? Прочитайте.

— Получается, что роза у поэта – это символ счастья.

— Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт?

— А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным?

— Прочитаем 3 и 4 строфу.

— Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему?

— В каких словах данного стихотворения чувствуется, слышится надежда? Прочитайте.

— На что должен человек всегда надеяться?

— Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении?

Слушают учителя, рассказывают, что знают о В. А. Жуковском.

Отвечают на вопросы.

Стихотворения, скаки.

Слушаю учителя.

Отвечают по вопросы.

Строфа – это несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой. Чаще всего отделаются пробелами.

Радостные, веселые дни; дни, которые доставляют удовольствие.

Хмурая, пасмурная, холодная зима.

Уповай.

По словарю Ожегова: Рай – в религиозных представлениях: место, где души умерших пребывают в вечном блаженстве. Значит, рай — это место успокоения души человека.

Жить очень хорошо.

Читают.

Закончится зима.

(Всё с зимой ненастной грустное пройдёт)

Сердце, розы.

Счастье сравнивается с розой. (Розою прекрасной счастье расцветет)

Сердце уставшее.

Когда наступит весна.

Читают.

Верить и надеяться.

Засияют благодатны дни, всё грустное пройдет, сердце будет ясно, счастье расцветет.

Человек должен надеяться на лучшее, верить только в хорошее.

В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) при словарной работе.

Познавательные: работа с информацией;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнеров, находить неточности и корректировать их.

Физминутка.

1 мин

Своевременная релаксация.

А сейчас отдохнем, проведем физминутку.

Отдых наш – физкультминутка. 
Занимай свои места! 
Шаг на месте левой, правой, 
Раз и два, раз и два! 
Прямо спину вы держите, 
Раз и два! Раз и два! 
И под ноги не смотрите, 
Раз и два! Раз и два!
Раз – присели, два – привстали. 
Руки кверху все подняли. 
Сели-встали, сели-встали. 
Ванькой — встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два, 
Заниматься нам пора!

Повторяют движения.

Регулятивные: умение делать по образцу.

Закрепление нового материала.

10 мин

Закрепление нового материала в системе знаний.

— А теперь мы будем учиться читать выразительно это стихотворение.

— Обратите внимание, что на запятых, точках и точке с запятой мы будем делать паузы. 
— Какие слова необходимо выделить голосом в 1 строфе?

— С каким чувством будем читать эту строфу?

— Какой темп речи выберете? 

— А сейчас попробуем прочесть. Кто хочет сам?
— Какие слова будем выделять голосом во 2 строфе?


— С каким чувством будем читать эту строфу?
— Темп речь будет тот же?

— Прочитаем выразительно 2 строфу.

— Посмотрите на 3 строфу, какие слова тут будем выделять голосом?

— С каким чувством будем читать?

— Читаем 3 строфу.

— Последняя строфа, в ней какие словам будем выделять?

— С каким чувством будем читать эту строфу?

— Прочитаем.

Розы, сердце, благодатны дни.

С надеждой, слегка с грустью.

Спокойный, медленный, успокаивающий.

Читают 3 ученика.

Всё с зимой ненастной, сердце, розою прекрасной, счастье.

Тоже с надеждой, воодушевлением.

— Да.
Читают 3 ученика.

Розы, сердце, уповай, есть, обещают, лучший.
С надеждой на что-то хорошее.
Читают 3 ученика.
Молодая, весна, там, рая, жизнь, иная, розой.

— С чувством умиротворения, легкой радостью.

Читают 3 ученика.

Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Итог урока. Задание на дом.

3 мин

Подвести итог полученных знаний.

— С творчеством какого поэта мы сегодня работали на уроке?

— С каким его произведением познакомились?

— Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

— А дома вы выучите это стихотворение наизусть. Запиши задание в дневник.

— Спасибо за урок, ребята! Вы все молодцы! До свиданья!

Василия Андреевича Жуковского.

Со стихотворением «Песня».

Высказывают свое мнение.

Записывают д/з.

Прощаются с учителем.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

infourok.ru

Жуковский Василий Андреевич

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством одного замечательного русского писателя, которого зовут Василий Андреевич Жуковский.

В России есть красивый город Белёв. Когда подъезжаешь к этому городу поближе, то видишь старинный город на высоком берегу реки Оки. Сердце замирает от увиденной красоты. Это и есть родина Василия Жуковского. Именно здесь в 1783 году родился маленький мальчик, будущий известный русский писатель и переводчик Василий Андреевич Жуковский.

Василий был рождён вне брака, т.е. его родители не были мужем и женой. Он был сыном одного помещика – богатого человека, у которого уже была своя семья. Отец Василия очень хорошо относился к сыну, но дать свою фамилию и усыновить его он не мог по существующему в то время закону. Поэтому мальчика усыновил бедный дворянин, Андрей Жуковский, который и дал фамилию мальчику.

Когда Василию было 8 лет, то умер настоящий его отец и мальчик переехал жить в дом своей крёстной. Здесь он учился: сначала в школе и училище, а потом и в университете. В семье у крёстной часто проходили литературные вечера, разыгрывались на домашней сцене спектакли. В этой обстановке и жил мальчик: он много рисовал, читал книги и даже сам придумывал тексты для домашнего театра.

Вот так мальчик рос. Сначала он был просто Вася, потом его все называли Василий Жуковский – ведь он был студентом университета, а когда мальчик совсем вырос, то стал известным русским писателем и переводчиком Василием Андреевичем Жуковским.

А ещё Василий Жуковский работал учителем и преподавал русский язык мальчику, который, когда вырос, был Российским императором Александром1.

Сейчас Василий Андреевич Жуковский известен как писатель и переводчик.

Может кто-нибудь знает стихотворение, которое написал Жуковский?

̶ Я знаю. «Жаворонок» называется.

̶ Правильно. Алёна, а может ты его прочитаешь наизусть?

̶ Могу.

«Жаворонок». Василий Андреевич Жуковский.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

̶ Молодец, хорошо прочитала.

А ещё у Василия Жуковского есть стихотворение для самых маленьких. Оно называется «Котик и козлик».

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясёт бородою.

Или стихотворение «Птичка»

Птичка летает, Птичка играет, Птичка поёт;

Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет!

Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты; Там и поёшь ты Песню свою.

̶ Анна Александровна, а что Василий Андреевич Жуковский только стихи писал?

̶ Нет. Не только стихи. Он писал ещё сказки и переводил разные произведения с других языком мира. С переводами Василия Жуковского мы будем знакомиться в старших классах, а вот некоторые его сказки вы можете почитать сами. Это сказка «О Иване-царевиче и сером волке».

В этой сказке рассказывается, как Иван-царевич с помощью Серого Волка находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кощея и становится царём. Серый Волк был лучшим другом Ивану и служил ему до конца жизни.

Есть у Жуковского и другая сказка.

Однажды возвращался царь Берендей домой с долгой поездки. По дороге захотел он попить воды из колодца. Нагнулся, а из колодца кто-то схватил царя за бороду. И этот кто-то сказал, что отпустит царя, если он отдаст ему то, чего не знает. Согласился царь и когда вернулся домой, то узнал, что у него родился сын, которого назвали Иваном. Иван рос, а царь Берендей уже и забыл об уговоре. Однажды царевич заехал в густую чащу, где повстречал какого-то старика с бородою зелёной. И этот старик попросил Ивана передать Берендею, что пора долг отдавать.

̶ Ого. Неужели царь отдал этому старику своего сына?

̶ А я вам этого не скажу. Если хотите узнать, что было дальше, то почитайте «Сказку о царе Берендее», которую написал Василий Андреевич Жуковский или посмотрите фильм «Варвара-краса длинная коса», который снят на основе этой сказки.

А ещё есть у Жуковского сказка про мальчика-с пальчика. Сейчас я вам почитаю маленький отрывок, а дальше вы почитаете сами.

Жил маленький мальчик:

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры глазёнки,

Как пух волосёнки;

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков.

Ну вот мы и познакомились с Василием Андреевичем Жуковским и его творчеством.

videouroki.net

Конспект урока по литературе на тему В.А.Жуковский анализ стихотворения “Море” (9 класс)


Урок литературы в 9 классе по творчеству В.А. Жуковского

(Подготовила учитель русского языка и литературы школы № 63 г Донецка Пашенцева В.М.)

Тема. В.А.Жуковский. Сведения о жизни и творчестве. Личность поэта.

Идеал и действительность в сознании поэта — романтика.

Анализ стихотворения “Море”.

Цель:

Образовательные:

  • углубить понятие о романтизме;

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;

  • совершенствовать умения проникать в художественный мир поэта;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • обучить анализу лирического произведения;

  • закрепить понятие литературоведческих терминов: романтизм, элегия, баллада;

Развивающие:

  • способствовать развитию навыков логического мышления;

  • развивать навыки текстуального анализа;

  • развивать творческое мышление, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к поэтическому тексту.

  • формировать интерес к русской литературе

Оборудование: портрет В.А.Жуковского

проектор

экран

подсвечник

реквизиты для инсценировки (костюм Жуковского, костюм Протасова)

цитаты: “Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль”

А.С. Пушкин

«Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу; каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее…» В.Г.Белинский

Тип урока: урок – путешествие

Технология: презентация с включением аудиофрагментов

ХОД УРОКА

I. Работа над темой урока

А) Знакомство с биографией поэта

В исполнении учащихся звучат строки и стихотворения Жуковского “Желание”

Уч.1

Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там…
Ах! зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.

О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда… напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.

Лодку вижу… где ж вожатый?
Едем!.. будь, что суждено…
Паруса ее крылаты,
И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.

Уч.2 Эти строки поражают проникновенностью и интонацией, дивной мелодикой стиха. Услышав их однажды, понимаешь, что их невозможно забыть.

  1. Вступительное слово учителя.

Скоро мы с вами откроем великую книгу под названием “А.С.Пушкин”. Но мы не сможем по – настоящему понять его творчество, если не познакомимся с литературной судьбой его предшественника и современника В.А.Жуковского.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в мир русского поэта – романтика В.А.Жуковского.

Готовясь к уроку, вы подготовили литературные визитки.

Визитка 1. «Литературным Коломбом Руси» назвал В. Г. Белинский Василия Андреевича Жуковского, одного из создателей новой русской поэзии, открывшего «Америку романтизма…». К началу XIX века, когда Жуковский начал своё «плавание», русская литература уже пережила расцвет классицизма. На смену ему шла «эпоха чувствительности». «От торжественных од у публики уже заложило уши, и она сделалась глуха для них, — писал Белинский. – Все ждали чего — то нового… Тогда явился Жуковский…»

Визитка 2. Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию Жуковский получил от крестного и потому избежал участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк. В 1789 году он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, и был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии. Детство Василия Андреевича Жуковского прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими мыслями, переживаниями. Она стала главным источником вдохновения писателя на протяжении всей его жизни.

Визитка 3. Жуковский получил домашнее образование и рано стал писать стихи. Жуковский знал несколько иностранных языков. Отданный в 1792 году в Главное народное училище, он был исключен «за неспособность». Далее он продолжил обучение в доме Варвары Юшковой, сводной сестры поэта. В 1797 — 1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью.

Визитка 4. Первым стихотворением, которое принесло ему поэтическую славу, был стихотворный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище». Как и большинство других, более поздних переводов Жуковского, это был перевод не буквальный, а свободный. Недаром Жуковский писал о себе: «Мой ум, как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра: у меня почти все чужое или по поводу чужого — и все, однако, мое».

Визитка 5. Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского. Двусмысленность своего семейного положения Жуковский почувствовал не только на эмоциональной сфере жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни поэта — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу Маши Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Возлюбленной было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать её совершеннолетия. Но семейное счастье не состоялось. По церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак.

Инсценировка

Жуковский Как прошла моя молодость? Я был в совершенном бездействии. Не имея своего семейства, в котором бы я что – нибудь значил, я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому, что всякое участие по мне казалось мне милостью.

Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем… Что искать в свете и от чего отказаться? В чем может быть мое счастье? Вот вопросы, которые мне должно решить.

Учитель Ответы на эти вопросы Жуковский дал восемнадцатью годами своей жизни, с 1805 по 1823 год. Эти 18 лет длилась его любовь к Марии Андреевне Протасовой, Маше… Жуковский получает отказ от матери Маши. Вот как он описывает их последнюю встречу.

Жуковский Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого можно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду счастлив тобою…

Ты предо мною

Стояла тихо.

Твой взор унылый

Был полон чувства.

Он мне напомнил

О милом прошлом.

Маша Протасова Жизнь твоя должна быть деятельной.

Жуковский Слава моя будет чистая и достойная моего ангела, моей Маши

От дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь?.. «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор, по долам, по горам
По воле случая носимый,
Стремлюсь, куда велит мне рок,
Куда на свете (все) стремится,
Куда и лист лавровый мчится,
И легкий розовый листок».

Визитка 5.(продолжение) Маша выходит замуж за хирурга Мойера, а спустя 6 лет, в 1823 году в Дерпте, умерла во время родов. Неожиданно, уже в преклонном возрасте, Жуковский согрет чувством неподдельной любви к нему юной девушки, дочери его друга — художника Рейтерна . В 1841 году он женится на Елизавете Рейтерн. Жена родила ему двух детей: дочь Александру и сына Павла.

Визитка 6. К 1808 году творчество Жуковского приобретает романтический характер. Самым распространённым жанром в его поэзии становится баллада. За 25 лет (1808 — 1833 гг.) Жуковский создал 39 баллад. Но самая известная из них – «Светлана», над которой поэт работал четыре года — с 1808 по 1812 год. Она посвящена племяннице Александре Александровне Воейковой (сестре Маши Протасовой) и была её свадебным подарком. В 1812 г. Жуковский вступил в Московское народное ополчение. Он получает чин штабс-капитана и награду за Бородино — боевой орден св. Анны 2-й степени. В это же время пишет патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов», сделавшее его знаменитым. В этом стихотворении он прославляет любимую отчизну и героев войны.

Визитка 7. В 1815 Жуковский стал придворным чтецом императрицы, а затем долгое время был воспитателем великого князя, будущего Александра II. Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону как надежной гарантии против деспотии. Большое внимание Жуковский уделял нравственному воспитанию. Главной наукой для наследника престола считал историю. Придворная служба отнимала большую часть времени. Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, облегчения судьбы декабристов. Из – за этого отношения с царским двором обострялись.

Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая целиком посвятить себя литературе.

Визитка 8. Уйдя в отставку, в 1841 году после женитьбы на Елизавете Рейтерн, дочери своего немецкого друга – художника, он переезжает в Германию, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены и надвигающаяся слепота) заставляли его откладывать возвращение на родину.

Все было готово, и отъезд в Россию был назначен. Но роковым образом переезд не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский хотел посвятить обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский умер в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г. Его прах похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Б) Знакомство с литературным творчеством

Учитель. Тончайший психолог, неудовлетворенный действительности и охваченный элегической грустью, мечтательностью, Жуковский открыл русской поэзии романтизм.

Как же отразилось своеобразие личности Жуковского в его творчестве?

Визитка 1. Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в первые два десятилетия XIX века.

“Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль”, — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником. Жуковский был не только поэтом, но и блестящим переводчиком. Он переводил с английского, немецкого, испанского, французского, познакомил русского читателя с переводами “Одиссеи” Гомера, с переводами произведений Байрона и других поэтов. Он переводил тех поэтов и те произведения, которые были близки его взглядам и настроениям. При этом он сохранял не только авторское звучание, но и вводил собственное восприятие осмысленного.

Визитка 2. Лирический герой произведения Жуковского – человек глубоких чувств, ушедший от действительности в свой внутренний мир, своей мечты.

Стихи Жуковского как будто просились быть положенными на музыку. Русские композиторы XIX века часто обращались к стихам поэта. П.И.Чайковский, создавая оперу “Пиковая дама”, включил в нее дуэт Лизы и Полины, слова которого являются отрывком из элегии Жуковского “Вечер”.

(Прослушивание отрывка “Вечер” из оперы П.Чайковского “Пиковая дама”)

Жуковский, как и другие поэты – романтики широко используют два жанра поэзии – элегию и балладу.

Учитель. Давайте вспомним определения жанров элегия, баллада.

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями.

Баллада – стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом.

II. Работа над анализом элегии “Море”.

Учитель. В 1822 году В.А. Жуковский написал элегию «Море», которая поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует человек. Более того – человек и природа у него даны в некоем единстве. «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского.

(Прослушивание аудио записи стихотворения “Море”).

Учитель. А сейчас давайте послушаем это же стихотворение в исполнении учащихся класса.

(Чтение наизусть стихотворения “Море”).

Учитель. Откройте учебники (стр.175), давайте рассмотрим элегию “Море” с точки зрения поэтов – романтиков, у которых за реальными предметами и явлениями скрывается что – то невысказанное, недоговоренное.

1. Какая картина предстаёт перед вами в самом начале элегии “Море”?

Перед нами два персонажа: море и человек (лирический герой):

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

На берегу стоит человек, и все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Описание природы помогают нам понять переживания человека. Его настроение слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты,

В этих строчках речь идёт о чувствах лирического героя, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.

2. Какие романтические образы-символы встречаются в  стихотворении?

В стихотворении есть лирический герой, который стоит на берегу моря и восхищается его величественной красотой. Перед его взором предстает романтический образ моря и бесконечного свободного неба. Образы этих стихий характерны для романтизма.

3. Какими способами поэт рисует образ моря?

Поэт рисует море как живое существо. Для этого он использует такие выразительные средства, как метафора и олицетворение:

«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты».

• В описании бури поэт использует аллитерацию. “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь…”

Аллитерация группировка одинаковых или сходных согласных звуков.

При чтении этих строк создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

• Амфибрахий в белых нерифмованных стихах элегии помогает передать и безмолвие море, и движение волн.

•При помощи рефрена автор создает образ прекрасного, спокойного моря. Полностью повторяется первая строка, многие строки начинаются с обращения “Ты”

Безмолвное море, лазурное море”

Рефрен – это повторяющиеся стихи как припев песни.

4. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?

В стихотворении слышится движение настоящего моря. Это впечатление создается мелодикой стиха. Нерифмованные строки, повторяющееся слова создают впечатление непрерывно набегающих волн.

5. Какую тайну скрывает море? К чему оно стремится?

Море лежит между небом и землёй, его манит небо, но земля не пускает. Так же и душа человека находится в смятении. В разгадке тайны моря раскрывается взгляды на жизнь Жуковского – романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчив, непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечное и прекрасное. Поэтому море тянется “из земной неволи” к “далекому, светлому” небу, любуется им и “дрожит за него”.

6. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?

Замедленность поэтических интонаций придаёт стихотворению напевность, паузы передают мерные удары волн. Эпитеты «лазурное море», «смятенной любовью», «безмолвное море», «глубокая тайна», «напряжённая грудь» и др. показывают не только живой образ моря, но и его величие этой природной стихии.

7. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Какие части можно выделить в стихотворении?

Ритм стихотворения замедлен, тягуч в начале стихотворения и ускоряется в конце. Это создаёт эффект движения. Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть – море в состоянии покоя. «Безмолвное море, лазурное море».

2 часть – море во время бури. «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь…»,

3 часть – море после бури. «Обманчив твоей неподвижности вид»

8. Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?

В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки): «ты чисто…, ты льёшься…» Перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему риторические вопросы, на которые нет ответа.

9. Как меняется настроение лирического героя? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?

Настроение лирического героя и моря созвучны. Все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Море, как и человек, полно «смятенной любовью» и «тревожною думой» и тянется к небу «из земные неволи», воет и бьется, когда это небо пытаются у него отнять. Душа человека рвётся к свободе, к познанию смысла жизни.

10. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?

Слова возвышенной лексики «очарован», «смятенной любовью», «необъятное лоно», «земные неволи», «подъемлешь» придают стихотворению торжественность

11. Как проведенный нами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Прочитав все стихотворение до конца, мы понимаем, что это действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни.
Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Поэт заставляет нас слышать и видеть развернувшуюся картину.

Учитель. Василий Андреевич Жуковский в 28 стихотворных строчках выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ души человека. В стихотворении нет ни одного восклицательного знака, зато много многоточий, что заставляет нас читать его медленно, тихо, задумываясь над каждой строчкой. Часто повторяющееся местоимение «ты» создает впечатление, что герой ведет диалог с безмолвным собеседником, постоянно обращаясь к нему за ответом, он говорит ему «ты», а не «вы», как близкому другу. Итак, мы видим, что природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы «души человеческой».

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Поэзия Василия Андреевича Жуковского по праву занимает достойное место в русской литературе. Он не только был основоположником русского романтизма, но и «…открыл русской поэзии душу человеческую…».

В одном из стихотворений Жуковский сказал: “Жизнь и Поэзия — одно”.

Докажите, что Жуковский был вправе говорить так.

• Свыше 50-ти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи.

•Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского.

•Природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы «души человеческой».

• Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

•Я думаю, каждый человек найдет в его лирике что-то свое, личное, близкое только ему.

IV. Домашнее задание.

  • Выразительное чтение стихотворений В.А.Жуковского

  • Выучить наизусть стихотворение В.А.Жуковского “Море”

  • Прочитать стр.168 – 171, стр.171 – 181.

  • Учащимся достаточного и высокого уровня письменно ответить на вопрос “Какую роль играет пейзаж в лирике поэта?”

V. Комментарий оценок.

infourok.ru

План-конспект урока (литература, 9 класс) по теме: Урок по творчеству В. А. Жуковского

Тема  урока.   Человек  и  природа   в   творчестве  В. А. Жуковского.

Цель: познакомить учащихся  с  творчеством  поэта-романтика;    проследить, как  он  проявляет  интерес  к  внутреннему  миру  личности, как  дает  изображение  природы, в  каких  соотношениях  находятся  человек  и  природа  в  его  элегиях  .

проникнуть  в  «тайники  души» поэта, научиться  у  него  видеть  и  понимать  природу.;

научить учащихся общению с автором через восприятие  лирического текста;

развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;

формировать интерес к поэзии;

приобщать к отечественному культурному наследию.

Оборудование: тексты  стихотворений, портрет  В. А. Жуковского.

Ход  урока.

Весь  мир  в  мою

Теснился  грудь…

В. А. Жуковский.

Слово  учителя. Василий  Жуковский…  Кто  он?

Ответы  уч-ся: Переводчик. Организатор литературной  группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий  сановник. Ходатай  за  декабристов. Воин, участник  сражения  с  Наполеоном. Поэт…

Слово учителя.  Да, все  это  он. Эпоха  вместилась в  нем. Но  вернее  всего, он  основатель  фундамента, на  котором  воздвиглось  сложное  и  стройное  здание  российской  поэзии.

        Общеизвестно, какую  благодатную  роль  сыграл  Жуковский  в  развитии  «молодого  чудотворца» Пушкина, который  позже, став  известным  поэтом, так  об  этом будет  вспоминать  в  одном  из  своих  стихотворений, посвященном  Жуковскому:

И  славный  старец  наш, царей  певец  избранный,

Крылатым  гением  и  грацией  венчанный,

В  слезах  обнял  меня  дрожащею  рукой.

И  счастье  мне  предрек, незнаемое  мной.

        Через  многие  десятилетия  откликнулся  Жуковский  в  другом  русском  поэте.

«Первым  вдохновителем  моим  был  Жуковский», — писал А. Блок.

От  Пушкина  до  Блока  В. А. Жуковский  был  вдохновителем  поэтов – удел  необычайный.

        Явившись  в  поэзии  на  заре  XIX  века, Жуковский  сделал  для  ее  развития  то  же, что  Карамзин  для  русской  прозы.  Он  стал  основоположником  целого  направления  в  литературе – романтизма. 

Беседа  о  романтизме.

  1. Дайте  определение  романтизма.

Романтизм – художественное  направление  и  метод  в  искусстве  европейских  стран, сформировавшееся  с  к. 18 – н. 19 в.в. Для  романтизма  характерны  резкий  раскол, разрыв, несовместимость  идеала  и  действительности, отрицание  буржуазного  общества  как  враждебного  красоте  и  человечности, выдвижение  в  противовес  ему  идеалов, воплощающих  мечту  о  совершенстве  мира  и  человека.

  1. Назовите  основные  черты  романтизма.
  • провозглашение  сильной, сложной, глубокой  личности;
  • интерес  ко  всему  экзотическому, сильному, возвышенному;
  • переживание  разлада  с  действительностью. Романтик  не  удовлетворен  действительностью, разочарован  в  ней; мечтая  о     лучшем  будущем, создает  образы  и  картины  жизни, отвечающие  его  идеалам;
  • стремление  личности  к  абсолютной  свободе, к  духовному  совершенству, недостижимому  идеалу  в  сочетании  с  пониманием  несовершенства  мира.
  1. Какой  пейзаж  характерен  для  романтического  произведения?

Типичный  романтический  пейзаж – это  море, горы, небо. Природа, на  фоне  которой  разворачиваются  события,   воспроизводится  в  ярких, контрастных  красках.

Слово  учителя.

        Как  известно, в  творчестве  Жуковского  романтизм  приобретает  иной  характер.

  • Каковы  же  особенности  романтизма  Жуковского?

(учащиеся высказывают свои наблюдения, учитель дополняет)

Центральное  место  в  жанровой  системе  его  лирики  занимают  новые  жанры: элегия, элегическое  послание  и  песня. В  наибольшей  степени  эти  три  жанровые  формы  соответствовали  тенденциям  формирующегося  романтизма, его  обращенности  к  индивидуальному  человеку, его  лирическому  пафосу, характерному  для  него  ощущению  драматизма и  катастрофичности  бытия. Именно  это  состояние  мира  и  человека более  всего выражала  романтическая  элегия, классиком  которой  сделался  в  русской  поэзии  Жуковский. Мотивы  рано  увядшей  молодости и  безвременно  охладевшей  души, в  окружении  которых  является  лирический  персонаж  его  элегий, юноша-поэт, вызваны  своеобразным  переживанием  перехода  от  гармонии  к  дисгармонии, чувством  конца  «золотого  века»  и  сознанием  беззащитности  личности  перед  раскрывшейся  жизнью.

Сижу  задумавшись; в  душе  моей  мечты;

К  протекшим  временам  лечу воспоминаньем…

О  дней  моих  весна, как  быстро  скрылась  ты

С  твоим  блаженством  и  страданьем!

Эти  строки  из  элегии  «Вечер», одного  из  средоточий  ранней  поэзии  Жуковского.   

 Слово  учителя.

        Итак, одним  из  жанров  творчества  поэта  была  названа  элегия. Мы  уже  знакомы  с  этим  жанром.

        Задание. Вспомните, что такое элегия. (Это  жанровая  форма  лирики. Выявилась  и  определилась  в  Древней  Греции  в  VI  веке  до  н. э. В  новой  европейской  литературе  становится  выражением  философских  размышлений, грустных  раздумий, скорби).

        

Приметной  вехой  на  этом  пути  явилась  элегия  «Сельское  кладбище». С  ее  появлением  современники  окончательно  убедились, что  Жуковский  «совершил  переворот», став  поэтом  нового  типа, отличного  не  только  от  одописцев  поры  классицизма, но  и  от  представительной  «чувствительной»  лирики  сентиментализма. Новому   времени  был  нужен  новый  жанр. Белинский  заметил: «Элегия  наповал  убила  оду; уныние, грусть, разочарование, сомнение, гамлетовское  раздумье – вот  что  вошло  в  храм  русской  поэзии».

Слово  учителя.

  «Сельское  кладбище»  является  переводом  элегии  английского поэта-сентименталиста  Т. Грея. Она     многое  в  поэзии  Жуковского  предварила  и  знаменовала. Что  же  особенного, необычного  вы  заметили, читая  элегию  дома? Что  в  ней  преобладает?

        Учащиеся делают вывод, что в  элегии  автор  проявляет  интерес  к  внутреннему  миру  личности,   стремится  запечатлеть  природу  человека, ту  сторону  человеческой  души, которая  обращена  к  вечности.

Беседа  по  содержанию  элегии.

  • Какая  картина  разворачивается  перед  нами?

(Жуковский  воспевает  участь  мирных  поселян, покоящихся  на  обычном  деревенском  кладбище).

  • Обратите  внимание  на  могилы.

(Они  не  украшены  пышными  памятниками, как  могилы  знаменитых  людей).

  • Что  же  подкупает  в  них?

(Люди, покоящиеся  в  них, видимо, не  совершали  подвигов, но зато  и  не  творили  зла. Их  душа  чиста, совесть  не  запятнана, и  потому  все  симпатии  на  стороне  скромных  земледельцев).

— Какие  черты  романтизма  вы  увидели  в элегии?

Прежде  всего  изображается  необычная  ситуация, несколько  даже  странная. И  это  вызывает  необычные  отклики  в  душе  человека. Например, Жуковский  помещает  своего  лирического  героя  ночью  на  кладбище, перед  некогда  пышной  усыпальницей. Может  ли  он  в  этой  отстраненной  ситуации  чувствовать  и  мыслить  точно  так  же, как  в  заурядном  бытовом  окружении? Разумеется, нет: он  почти  неизбежно  должен  задуматься  о  бренности  бытия. Поднявшись  над  суетной  повседневностью, лирический  герой  задумывается  о  вечности. О  связи  времен, объединяющей  разные  эпохи.

В  финале  стихотворения  возникает образ  чувствительного  «певца  природы», чуждого  суеты  и  славы, рано  простившегося  с  жизнью:

Прискорбный, сумрачный, с  главою  наклоненной,

Он  часто  уходил  в  дубраву  слезы  лить,

Как  странник, родины, друзей, всего  лишенный,

Которому  ничем  души  не  усладить

Слово  учителя. 

Продолжаем  говорить  о  романтизме  Жуковского. У  него  очень  искренни  и  душевные  переживания, и  картины  природы. Чтобы  понять  это, давайте  обратимся  к  элегии  «Вечер».

. Беседа  по  прочитанной  дома  элегии  «Вечер».

  • Найдите, какие  подробности  и  оттенки  подмечает  поэт  в  природе.

(он  видит  померкшие  края  облаков, угасающий  луч  зари, слышит  плеск  речных  струй, тихое  веяние  прибрежного  ветра, легкий  трепет  ив).

Никто  еще  не  писал  о  природе  так  проникновенно, с  такой  любовью. Но  Жуковский  не  просто  рисует  картину  природы.

  • Перечитайте  вечерний  пейзаж. Почему  в  1-й  строфе  так  настойчиво  повторяются  слова, обозначающие  увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?

(чтобы  вызвать  определенное  настроение. Поэт  создает  атмосферу  светлой  грусти, легкой  печали).

  • Покой  природы  поэту  отраден. Докажите  это  словами  из  текста.

(при  зыбком  блеске  луны  ему  вспоминается  «друзей  священный  круг», «песни  пламенны  и  музам  и  свободе»).

Минорное  настроение  оказывается  радостным: светлое  чувство  в  душе  поэта  вызывает  само  созерцание  природы, переживание  ее  красоты.

  • Что, по-вашему, главное  в  стихотворении?

(конечно, не  сам  вечер, а  настроение  и  чувства  поэта. То  есть, «пейзаж  души»).

  • Обратите  внимание  на  строки, заключающие  стихотворение.

(даже  восклицание  о  возможности  близкой  смерти  не  грозит  тоской. Как  лучи  солнца  тают  в  вечернем  сумраке, сливаясь  с  меркнущей  природой, так  человек  угасает  и  все  же  остается  жить  в  воспоминаниях).

  • И  все-таки, ощущение  обреченности  господствует  в  этом  стихотворении.  В  чем  же  заключается  его  трагизм?

Стихотворение  выражает  по  существу  трагическое  переживание  человеческой  смертности.

Трагизм  подчеркнут  образом  умирающей  юности, включением  в  пейзажный  фон  такой  детали, как  могила  юноши.

Элегии  Жуковского  вообще  лишены  тонов  мрачности  и  отчаяния.  В  них, скорее, преобладает  тихая  покорность  судьбе. Тем  не  менее  здесь  есть  трагический  колорит: ведь обреченность  испытывает  единичная  человеческая  личность. Одинокое  «я».

Вывод  учителя: эта  хрупкость  личности  перед  миропорядком, эта  ее  незащищенность  и  составляют  лирическое  содержание  «Вечера».

  • Сделайте  вывод, в  чем  же  значение  элегии  для  развития  романтизма?

(В  элегии  «Вечер»  глубоко  и  полно  отразился  внутренний  мир  личности  поэта, его  психологический  облик, своеобразие  переживания  чувств  радости  и  утраты. Элегия  знаменовала  становление  романтического  биографизма  как  особого  способа  воссоздания  лирического  «я»  автора  или    воображаемого  персонажа. Весь  окружающий  мир  воспринимается  поэтом-романтиком  в  сфере  личного  опыта, в  индивидуальной  форме  передачи  особых  душевных  состояний).

Слово  учителя.

        По  жанровому  типу  элегии  Жуковского  пейзажно-медитативные: помимо  лирического размышления, в  них  обязательны развернутые  описания  природы. Это  и  фон  медитаций  поэта, но  и не  только  фон, природа  здесь  существует  не  столько  в  своем  материальном  качестве, сколько  продолжая  настроение  лирического  героя. Жуковский  показал, что  такое  психологический  пейзаж, как  изображение  может  стать  выражением  душевного состояния. В  элегии  «Вечер», например, уже  сама  вечерняя, закатная  обстановка  несет  в  себе  символику  печали. Пейзажные  зарисовки  играют  роль  знаменования  той  психологической  жизни, которая  передана  в  стихотворении.

По  утверждению  Белинского, «изображаемая  Жуковским  природа – романтическая  природа, дышащая  таинственной  жизнью  души и  сердца, исполненная  высшего  смысла  и  значения». Романтическое  восприятие  природы  было  свойственно  поэту  и  в  более  поздний  период  его  творчества. В  этом  нетрудно  убедиться,  обратившись  к  элегии  «Море» (1822).  

Чтение  элегии  «Море».

  • Какие  картины  рисует  поэт?

(Поэт  рисует  море  в  спокойном  состоянии, в  бурю  и  после  нее. В  спокойной  морской  глади  отражается  чистая  лазурь  неба, «облака  золотые», блеск  звезд. В  бурю  море  бьется, вздымает  волны.  Не  сразу  оно  успокаивается  и  после  нее).

  • Но  как  ни  прекрасно  море, не  только  оно  занимает  воображение  поэта. Нетрудно  заметить, что  Жуковский  хочет  сказать  еще  о  чем-то  сокровенном, дорогом  ему.   Чем  представляется  ему  море?

(Море  представляется  ему  живым, тонко  чувствующим  и  мыслящим  существом, которое  таит  в  себе «глубокую  тайну»).

— С  этой  целью  автор  использует  метафоры, олицетворения. Найдите  их  в  тексте.

(море  «дышит», оно  наполнено  «смятенной  любовью», тревожной  думой»).

  • Поэт  обращается  к  морю  с  вопросом, словно  к  человеку: «Что  движет  твое  необъятное  лоно? Чем  дышит  твоя  напряженная  грудь?» Не  кажется  ли  вам, что  в  разгадке  «тайны» моря  раскрываются  взгляды  на жизнь  Жуковского-романтика?

( Море  находится  в  неволе, как  и  все  земное. На  земле  все  изменчиво, непостоянно, жизнь  полна  утрат, разочарований  и  печали. Только  там, на  небе, все  вечно  и  прекрасно. Вот  почему  море  тянется  «из  земной  неволи»  к  «далекому, светлому»  небу, любуется  им  и  «дрожит  за  него»).

Читается  стихотворение  «Невыразимое» (Отрывок).

         Перед  нами – гениальный  парадокс, прекрасное, волнующее  стихотворение  о  бессилии  стихов  «пред  дивною  природой». Жуковский  не  первый, кто  поставил  вопрос  таким  образом; он  только  продолжатель  традиций  немецкой  «романтической  иронии», которая  заключалась  в  осознании  художником  принципиальной  невозможности  полностью  воплотить  свои  смутные  ощущения  и  прозрения («святые  таинства»)  в  слове:

Невыразимое  подвластно  ль  выраженью?

Святые  таинства, лишь  сердце  знает  вас.

Язык  позволяет  выразить  только  то,  «что  видимо  очам». Найдите цитату  об  этом:

…сей  пламень  облаков

по  небу  тихому  летящих,

сие  дрожанье  вод  блестящих,

Сии  картины  берегов

В  пожаре  пышного  заката…

  • А  когда  искусство  «обессиленно  безмолвствует»  и  «лишь  молчание  понятно  говорит»?

(когда  автор  хочет  воплотить  в  слове  то, «что  слито  с  сей  блестящей  красотой»).

        То  есть, то  необъяснимое  душевное  смятение, что  влечет  в  «беспредельное»: «Горе  (т.е. вверх)  душа  летит…».

Значит, «живая» душа  и  «мертвый»  язык – 2  непримиримых  полюса  стихотворения.

  • Что  придает  взволнованность  звучанию  в  этом  лирическом  шедевре? Обратите внимание, каков размер стихотворения, какова лексика, какие предложения по цели высказывания, слова какой части речи встречаются.

( вольный  ямб, строфическая  неупорядоченность, риторические  вопросы, усиленные  анафорами  указательного  местоимения  «сей» («сия», «сие», «сии»), лексика  высокого  стиля).

  • Почему  же  «невыразимое»? Прав  ли  Жуковский? Не  кажется  ли  вам, что  причина  не  в  «мертвенности»  языка, а  в  том, кто  этим  языком  пользуется?

(Да. Наверное, большой  поэт  всегда  найдет  средства  вдохнуть  в  языковой  материал  живое  тепло. И  тогда  сказанные  поэтом  слова  обжигают  читателя  правдой  чувства  и  глубиной  выстраданного  автором  человеческого  опыта).

        Я  думаю, вы  согласны  с  тем, что  стихотворение  «Невыразимое»  относится  именно  к  этому  разряду.

Поэт  Жуковский  стремился  воспевать  любовь и  счастье.  Но  нерадостные  жизненные  наблюдения  и  драматические  личные  обстоятельства  привели  к  тому, что  он  стал  певцом  грусти, душевной  скорби: «Увы, он  знал  любви  одну  лишь  муку…» 

  • Какое  у  вас  сложилось  мнение  о  лирике  Жуковского?

( лирика  Жуковского  не  была  унылой, хотя  он  сам  часто  употреблял  этот  эпитет. Она  была  нежной, трепетной, вдохновенной.

Лирика  Жуковского  привлекает  нас  удивительной  чистотой  чувств, верой  в  конечное  торжество  любви  над  жестокостью  и  злом).

        Романтические  стихи  Жуковского – своего  рода  лирический  дневник  поэта, биография  его  души. Он  и  сам  утверждал: «Жизнь  и  поэзия – одно». 

Полное  совпадение  лирического  героя  с  личностью  автора, погруженность  поэта  в  свой  внутренний  мир – таковы  характерные  признаки  элегической  лирики  Жуковского.

— Сделайте вывод о том, как соотносятся в стихотворениях В. Жуковского образы природы и человека.

( учащиеся делают свои выводы о том, что природа и человек выступают как единое целое)

        Анализ  и  чтение  стихов  Жуковского  еще  раз  убеждает  нас  в  искренности  слов  Пушкина:

Его  стихов  пленительная  сладость

Пройдет  веков  завистливую  даль,

И, внемля  им,  вздохнет  о  славе  младость,

Утешится  безмолвная  печаль,

И резвая  задумается  радость.

Дом. задание:  прочитать др. стихотворения: «Весеннее  чувство», «Мотылек  и  цветы», «Дружба»). Обратить  внимание  на  выразительность  стиха  Жуковского, на  его  проникновенный  лиризм.

nsportal.ru

Василий Жуковский: краткая биография и творчество

Хотите познакомиться с таким известным поэтом, как Василий Жуковский? Краткая биография его должна заинтересовать любителей литературы. Начав как сентименталист, Жуковский стал одним из основателей русского романтизма. Его поэзия насыщена образами народной фантастики, меланхолическими мечтаниями. Василий Жуковский перевел произведения Дж. Байрона, Ф. Шиллера, «Одиссею» Гомера. Предлагаем подробнее познакомиться с его жизнью и творчеством.

Происхождение В. А. Жуковского

Василий Жуковский родился в с. Мишенском Тульской губернии 29.01.1783. Отец его, А.И. Бунин, был помещиком этой деревни, а мать — пленной турчанкой. Василий Жуковский получил отчество и фамилию от друга Буниных, Андрея Григорьевича Жуковского. Семью Буниных незадолго до рождения будущего поэта постигло страшное горе: в короткое время из 11 человек умерло шестеро, включая и единственного сына, обучавшегося в то время в лейпцигском университете. Мария Григорьевна, убитая горем, в память о своем сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как своего собственного сына.

Учеба в пансионе

Вскоре мальчик стал любимцем всей семьи. В возрасте 14 лет Василий поступил в университетский пансион города Москвы. Он проучился в нем 4 года. Пансион не давал обширных познаний, однако под руководством преподавателей ученики нередко собирались для чтения своих литературных опытов. В периодических изданиях печатались лучшие из них.

Первые произведения

Вскоре опубликовал первые свои произведения и Василий Андреевич Жуковский. Биография его отмечена дебютом в печати в 1797 году. Первое опубликованное произведение — «Мысли при гробнице». Оно было создано под впечатлением гибели В. А. Юшковой. В период обучения в пансионе (с 1797 по 1801 год) были изданы следующие творения Жуковского: в 1797 году — «Майское утро», в 1798 — «Добродетель», в 1800 — «Мир» и «К Тибуллу», в 1801 — «К человеку» и другие. Во всех них главенствует меланхолическая нота. Поэта поражает быстротечность всего земного, непрочность жизни, которая кажется ему полной страданий и слез. Это настроение объяснялось главным образом литературными вкусами того времени. Дело в том, что первые произведения Василия Андреевича появились тогда, когда многие восторгались «Бедной Лизой» Карамзина, опубликованной в 1792 году. Возникали бесчисленные подражания.

Однако не все объяснялось модой. Обстоятельства рождения Василия Жуковского не были забыты ни другими, ни им самим. У него было неоднозначное положение в свете. Детство и юность поэта не были счастливыми.

Первый перевод, возвращение в деревню

Ко времени учебы в пансионе относится также первый перевод Жуковского — романа «Мальчик у ручья» Коцебу (1801 год). Василий Андреевич по завершении курса обучения поступил на службу, однако вскоре решил бросить ее. Он поселился в Мишенском для того, чтобы продолжить образование.

Творчество 1802-1808 годов

В 1803 году была написана и опубликована повесть Жуковского «Вадим Новгородский». Она показывает, что примерно в это время поэт начал заниматься изучением истории Древней Руси.

За время жизни в деревне (1802-1808) практически не печатал свои произведения Василий Андреевич Жуковский. Биография его отмечена появлением лишь нескольких новых творений. В «Вестнике Европы» в 1802 году было помещено его знаменитое «Сельское кладбище» — переделка или вольный перевод из Грея. Это произведение сразу же обратило на себя внимание. Естественность и простота стали новым открытием того времени, когда еще господствовал высокопарный псевдоклассицизм. Примерно тогда же Жуковский создал «Марьину Рощу» — повесть, написанную в подражание «Бедной Лизе».

Василий Андреевич в 1806 году отозвался на всеобщее патриотическое настроение «Песнью барда над гробом славян-победителей». «Людмила» появилась в 1808 году. Это была переделка произведения «Ленора» Бюргера. Именно с балладой «Людмила» в отечественную литературу вошел романтизм. Василия Андреевича захватила та его сторона, где он является стремлением вглубь Средних веков, в мир средневековых преданий и сказаний.

Жуковского воодушевил успех «Людмилы». Переделки и переводы с этого времени непрерывно следуют одни за другими. Василий Андреевич переводил в основном немецких поэтов. А самые удачные его творения связаны с творениями Шиллера. В это время Жуковский создавал и оригинальные произведения. Появилась, например, первая часть поэмы «Двенадцать спящих дев» под названием «Громобой», а также несколько прозаических статей.

Переезд в Москву, редакторская деятельность

В это же время стал редактором «Вестника Европы» Жуковский Василий Андреевич. Краткая биография его отмечена переездом в Москву для исполнения этой должности. Два года продолжалась редакторская деятельность, с 1809 по 1810 год. Сначала Василий Андреевич работал единолично, затем вместе с Каченовским. К последнему и перешел окончательно «Вестник Европы».

Сердечная драма Жуковского

После этого Жуковский возвратился в свою деревню и пережил здесь глубокую сердечную драму. Еще несколько лет назад он начал заниматься со своими племянницами, дочерьми Е. А. Протасовой, младшей дочери помещика Бунина. Екатерина Афанасьевна овдовела незадолго перед тем и поселилась в Белеве. Василий Андреевич страстно полюбил Марию Протасову, старшую свою ученицу. Излюбленными мотивами его лирики становятся грезы о взаимной любви и семейном счастье. Однако чувство Жуковского скоро приобрело меланхолический оттенок. Родственные связи делали эту любовь в глазах других невозможной. Поэту приходилось тщательно скрывать свое чувство. Лишь в поэтических излияниях оно находило выход. Впрочем, не мешая научным занятиям Жуковского. Он с особым усердием принялся заниматься историей, русской и всеобщей, и приобрел основательные знания.

«Певец во стане русских воинов» и «Светлана»

Жуковский в 1812 году решился попросить руки Марии Протасовой у ее матери, однако получил решительный отказ. Препятствовали браку родственные отношения. Василий Андреевич вскоре после этого уехал в Москву. Здесь вступил в ополчение Жуковский Василий Андреевич. Кратко об этом его опыте можно сказать следующее. Увлеченный патриотическим воодушевлением, которым были захвачены русские войска, в лагере под Тарутиным Жуковский написал «Певца во стане русских воинов». Это произведение сразу же приобрело большую известность. Оно разошлось в тысячах списков по армии и всей России. Новая баллада Жуковского «Светлана» относится тоже к 1812 г. Несмотря на русское вступление, в этом произведении разрабатывались мотивы «Леноры» Бюргера.

Жизнь и творчество Жуковского при дворе

Недолго продолжалась военная жизнь Василия Жуковского. Он заболел тифом в конце 1812 года и вышел в отставку в январе 1813-го. В 1814 году появилось «Послание императору Александру», после которого императрица Мария Федоровна захотела, чтобы Жуковский приехал в Петербург. Мария Протасова в 1817 году вышла замуж за профессора Майера. В поэзии Жуковского и позже будут звучать мечты о любви. Однако девушка была слаба здоровьем и в 1823 году она умерла. Сможет ли забыть Марию Протасову и найти себе спутницу жизни Василий Жуковский? Биография его дальнейших лет даст вам ответ на этот вопрос.

Основные ноты поэзии Жуковского

«Тоска любви», «стремленье вдаль», «скорбь о неизвестном», «томление разлуки» — вот основные ноты поэзии Василия Андреевича. Характер ее практически полностью зависел от мистического настроения Жуковского, вызванного неосуществившимися грезами о любви. Таким образом, обстоятельства времени, господствовавшие в обществе сентиментальные литературные вкусы, как нельзя лучше пришлись к личному чувству поэта. Жуковский внесением в свое творчество романтического содержания значительно расширил сентиментализм отечественной литературы, утвердившийся до него. Однако, развивая в своих произведениях новые мотивы, он следовал главным образом указаниям личного чувства.

Поэт Василий Жуковский брал из средневекового романтизма лишь то, что соответствовало его собственным мистическим мечтам и стремлениям. Значение его творчества состояло в том, что поэзия Жуковского, являясь субъективною, одновременно служила общим интересам развития литературы. Субъективизм его был важным шагом на пути отрешения словесного творчества от псевдоклассицистического холода. Жуковский внес в литературу мир внутренней жизни, дотоле ей практически неизвестный.

Период с 1817 по 1841 год — время, когда Василий Андреевич жил при дворе. Сначала он был преподавателем русского языка. Ученицами его были княгини Елена Павловна и Александра Федоровна. А с 1825 года Василий Андреевич стал воспитателем Александра Николаевича, наследника престола. В это время часто ездил за границу Василий Андреевич Жуковский. Поэт отправлялся туда как по служебным делам, так и для лечения.

Путешествия Жуковского и новые произведения

Произведения Жуковского появляются в это время словно случайно. Например, отправившись в Швейцарию и Германию осенью 1820 года, Василий Андреевич принялся в Берлине за перевод шиллеровской «Орлеанской Девы». В 1821 году он его окончил. А под впечатлением от Шильонского замка, находящегося в Швейцарии, был создан перевод «Шильонского узника» Байрона (в 1822 году).

Василий Жуковский провел зиму 1832-33 гг. у Женевского озера. Целый ряд переводов из Гердера, Шиллера, Уланда, отрывков «Илиады» и др. появился в это время. Василий Андреевич объездил в 1837 году Россию и часть Сибири вместе с наследником престола. А в 1838-39 гг. он отправился вместе с ним и в Западную Европу. Жуковский в Риме сблизился с Гоголем, что повлияло на развитие мистического настроения в его позднем творчестве.

Женитьба

Занятия с наследником окончились весной 1841 года. Влияние, которое оказал Жуковский на него, было благотворным. А теперь ответим на вопрос о том, как сложилась личная жизнь Василия Жуковского. В Дюссельдорфе 21 апреля 1841 года состоялось бракосочетание Василия Андреевича (ему в то время уже исполнилось 58 лет) с 18-летней дочерью живописца Рейтерна, его давнишнего приятеля. Жуковский провел последние 12 лет своей жизни в Германии с семьей супруги.

В первый год брачной жизни он написал сказки «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Об Иване-царевиче и Сером Волке». Перевод «Одиссеи» (первого тома) появился в 1848 году, а второго — в 1849-м. Поэму «Странствующий Жид», к сожалению, закончить не успел Жуковский Василий Андреевич. Краткая биография его завершается в Баден-Бадене в 1852 году, 7 апреля. Именно тогда умер Василий Андреевич. Он оставил супругу, дочь и сына. Но не только их. Большое художественное наследство оставил нам Жуковский Василий Андреевич.

Творчество его входит в школьную программу по литературе. Произведениями Василия Андреевича и по сей день зачитываются многие, а интерес к его личности не угасает. Вот и вы познакомились с биографией такого великого русского поэта, как Василий Жуковский. Творчество его мы описали лишь вкратце, однако оно заслуживает подробного изучения. Продолжить знакомство с этим поэтом, безусловно, стоит.

fb.ru

Разработка урока по литературе «В.А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта»

В. А. Жуковский.
Краткая характеристика творчества поэта

Цели: пробудить интерес учащихся к личности В. А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности; дать краткую характеристику творчества; расширить представление о своеобразии романтизма Жуковского и излюбленных лирических жанрах поэта; показать глубину переживаний и раздумий поэта в стихотворениях «Вечер», «Желание» и др.

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль …

А. С. Пушкин

I. Вступительное слово учителя о В. А. Жуковском.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – талантливый поэт и переводчик. Более пятидесяти лет своей жизни посвятил Жуковский литературной деятельности, заняв в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению В. Г. Маранцмана, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические поэмы, баллады, элегии, песни, сказки.

Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. «… для меня в то время было: жизнь и поэзия – одно» – писал поэт. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею», – отметил В. Г. Белинский.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности В. А. Жуковского

История его фамилии. Родился в 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Отец – богатый помещик Афанасий Иванович Бунин. Мать – пленная турчанка Сальха, получившая при крещении русское имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Фамилию и отчество Жуковский получил от своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Это будущему поэту позволило избежать участи незаконнорожденного.

Образование. Первоначальное образование получил в семье Буниных, где Жуковский рос на правах воспитанника. Далее частный пансион, главное народное училище, из которого Жуковского исключили «за неспособность». Обучение в тульском доме В. А. Юшковой, приобщение к литературному творчеству. 1797–1800 гг. – важнейшие годы формирования будущего поэта, это учеба в Благородном пансионе при Московском университете, который Жуковский окончил с серебряной медалью. Первые литературные опыты Жуковского.

2. Творчество В. А. Жуковского

Чтение стихотворений «Майское утро» (1797), «Сельское кладбище» (1802), «Вечер» (1807) (по выбору учащихся).

Излюбленный лирический жанр – элегия. Именно в элегии «Вечер» с гораздо большей полнотой отразилась личность автора, его внутренний мир. (Элегиястихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения.)

Баллады Жуковского.

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился своеобразный романтизм Жуковского («Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Кубок» и др.). Всего Жуковский написал 39 баллад, за что его и прозвали «балладником». Основная тема баллад – тема любви, безнадежное томление по счастью, тоска, грусть, религиозные настроения.

Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о прочитанных балладах.

Романтическая лирика. Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)

Чтение учащимися и анализ стихотворений о любви: «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты» и др.

«Певец сердечных утрат» – так называл Жуковского Белинский.

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот
и В. А. Жуковский – человек

Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика («Песня над гробом славян-победителей», «Вождю победителей» и др.). В 1812 году Жуковский вступает в Московское народное ополчение. Во время Бородинского сражения поэт находится на поле боя, хотя прямого участия в военных действиях не принимает.

Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.

В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)

Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.

4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (А. С. Пушкин)

Он познакомил русского читателя с лучшими поэтами Англии, Германии, Франции, Греции, Персии. Он перевел гомеровский эпос. Оригинальность переводческой манеры Жуковского раскрыта им самим в письме к Н. В. Гоголю (1848): «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое» [11, с. 63–64].

Домашнее задание (по группам).

1-я группа. «Певец во стане русских воинов». Чтение, анализ.

2-я группа. «Эолова арфа». Чтение, анализ.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *