cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Какими путями идет накопление культурных ценностей раскройте их содержание: Тесты по обществознанию «Духовная жизнь общества». | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему:

Тесты по обществознанию «Духовная жизнь общества». | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему:

Тема ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества:

  • Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
  • Средства массовой информации.
  • Искусство: формы и основные направления.
  • Наука. Образование и самообразование.
  • Религия как феномен культуры.
  • Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) Воспитанность

А2. Культура в широком смысле слова — это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

А3. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

А5. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность

2) доступность

3) оригинальность

4) узнаваемость

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

1) верно только А                 2) верно только Б

3) верно А и Б                      4) оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука — это система знаний

Б. Наука — это производство знаний.

1) верно только А        2) верно только Б

3) верно А и Б              4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

1) государством

2) обществом

3) социальной группой

4) отдельными людьми

А9. Гуманизация образования — это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение, занятий

А10. К мировым религиям не относится:

1) христианство

2) буддизм

3) иудаизм

4) ислам

А11. Искусство в широком смысле слова — это:

1) высокий уровень мастерства

2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности

4) все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

В. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г                    2) верно А В Г

3) верно В и Г        4) верно А Б В Г

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

1) честью

2) достоинством

3) уважением

4) признанием

А15. Нормы морали охраняются:

1) государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1) национальной культуры

2) элитарной культуры

3) массовой культуры

4) народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную

3) социальную

4) нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А        2) верно только Б

3) оба суждения верны        4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А                  2) верно только Б

3) оба суждения верны        4) оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

3) театр

4) киноискусство

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой ..

2) народной

3) экранной

4) художественной

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:

1) борьба за авторские права

2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29. Духовный мир человека называется:

1) микрокосм

2) макрокосм

3) космос

4) душа

А30. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3) наука

4) культура

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями — это …………… ».

Ответ:_______________

В2. Вставьте пропущенное слово:

«………….. — это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей,  т.е. ценностей прекрасного».

Ответ:______________

В3. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это . ……….» .

Ответ:_________________

В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это … »

Ответ:________________

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Анонимность

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

Ответ:________________

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) Мюзикл         2) Кино          3) Пляски        4) Анекдоты

5) Сказки               6) Поговорки                7) Законы

Ответ: __________________

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт              2) Философское эссе

3) Детективный роман                                         4) Героическая былина

5) Эпос                  6) Телевидение                   7) Радиотрансляция эстрадного концерта

Ответ: ________________

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам            2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству              4) Бережное отношение к природе

5) Талант               6) Любовь к искусству                   7) Честное исполнение долга

Ответ:___________________

Задания уровня С  Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

С4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А. Н. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения».   М.Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).

С6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

  • «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)
  • Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
  • «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

… Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ….

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже» . ..                     Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (B.Г. Белинский


Ответы по теме Духовная жизнь общества

УРОВЕНЬ А

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

3

11

2

21

2

2

3

12

4

22

2

3

3

13

1

23

4

4

3

14

2

24

2

5

2

15

2

25

3

6

4

16

3

26

3

7

3

17

2

27

3

8

1

18

3

28

3

9

3

19

1

29

2

10

3

20

4

30

4

УРОВЕНЬ В

№ задания

Ответ

1

Духовность

2

Искусство

3

Мировоззрение или научная картина мира

4

Мораль

5

2  3  5

6

1В  2А  3Б

7

1Б  2А  3А  4Б  5А

8

3  4  5  6

9

6  7

10

1  3  4  7

УРОВЕНЬ С

С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.

С2. Содержание правильного ответа: накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали; накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению; накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.

С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.

С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

С5 1) Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д.  3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии — ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.

С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои;   В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл  высказываний.     2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.       3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: … термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».    2) В ответе должно быть указано: — культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;  — это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: — культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; — например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.     3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: — релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; — этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.        4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: — фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; — или: национальная рознь как пример этноцентризма.

Тема 4. Духовная жизнь общества

Часть 1


№ задания

Ответ

1

1

2

3

3

4

4

2

5

4

6

3

7

1

8

3

9

3

10

1

11

4

12

1

13

2

14

2

15

3

16

2

17

3

18

1

19

1

20

2

21

2

22

4

23

2

24

3

25

3

26

3

27

3

28

2

29

4

Часть 2


№ ответа

Ответ

1

Духовность

2

Искусство

3

Мировоззрение или научная картина мира

4

Мораль

5

2, 3, 5

6

1, 3, 4

7

3, 1, 2

8

2, 1, 1, 2, 1

9

3, 4, 5, 6

10

3, 6, 7

11

1, 3, 4, 7

Часть 3

1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

Ответ:

Архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т. д.

2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

Ответ:

• накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали;

• накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению;

• накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.

3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

Ответ:

Гимназии, лицеи, колледжи, школы.

4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие» (A. M. Герцен).

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

Ответ:

Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры.

2) Какие функции науки можете назвать вы? Перечислите их.

Ответ:

• познавательная функция;

• непосредственная производительная сила общества;

• катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

• социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

Ответ:

Роль науки в современном мире возрастает.

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения» (М. Светлов).

1) Дайте определение религии.

Ответ:

Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им.

Может быть дано иное определение религии, принятое в науке.

2) Какие компоненты включает в себя религия? Перечислите не менее трех.

Ответ:

• мифология;

• система религиозных догматов;

• религиозные институты;

• культовые обряды и т.д.

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

Ответ:

Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции.

Возможны иные варианты ответа.

1) Назовите мировые религии. Перечислите не менее трех основных признаков мировых религий.

Ответ:

• существует три мировых религии — ислам, христианство, буддизм;

• их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.

6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» (Аристотель).

Кто из наук решил извлечь доход,

Тот и себя обманет, и народ.

Унизившись, чтобы снискать чины,

Свои познанья он лишит цены.

А. Навои

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука й настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн).

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

Ответ:

• наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) — у Аристотеля;

• не носить исключительно коммерческой направленности — у А. Навои;

• наука не должна изменять эстетическим принципам — у А. Эйнштейна.

Формулировка суждений может быть иной, но не искажающей смысл высказываний.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.

3) Следует ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

Ответ:

• красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию;

• отсутствие этого соответствия уже не истина.

Могут быть приведены и другие суждения.

7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.

Ответ:

«…термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению? Приведите конкретный аргумент.

Ответ:

• культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;

• это: различия в возрасте, спорт, гадание и т. д.; Аргументация предполагает указание на то, что:

• культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур;

• например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность.

Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.

3) Сформулируйте главное отличие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.

Ответ:

релятивизм отрицает признание культурных универсалий, утверждая, что «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения:

• фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры;

• или: национальная рознь как пример этноцентризма.

Организационная культура: управление культурой по дизайну, а не по умолчанию

Культура + талант

Ищете здоровую культуру? Рассмотрите эти перспективы для соединения культуры и опыта работы.

Открыть подсказку к изображению

Когда культуры сильны, их можно ощутить. Вы можете почувствовать их, когда путешествуете в другой регион или страну или когда присоединяетесь к группе или организации. Вы также можете почувствовать культуру, когда входите в место, где находится или ведет бизнес организация.

Страны и регионы формируют контекст для культуры организации (подробнее об этом в этом исследовании Steelcase), профессии имеют свою культуру, и каждая организация, независимо от размера, типа или отрасли, имеет культуру.

Здесь мы сосредоточимся на организационной культуре. Это набор моделей поведения и убеждений, которые могут либо вдохновлять гордость и способствовать успеху, либо утомлять людей и высасывать душу из организации.

Яркие, процветающие культуры характеризуются высоким уровнем вовлеченности, открытым и честным общением и разумным принятием риска. Токсичные культуры наводнены политикой, недоверием и страхом.

Инвестиции в культуру могут показаться инвестициями в нематериальное. Исследования, однако, предполагают прямую связь между здоровой культурой и организационными результатами.

Культура определена

Хотя всем организациям нужна здоровая культура, лишь немногие могут сформулировать, что это влечет за собой. Концепция может показаться туманной или нечеткой — что-то стоящее, но трудно определить. Возможно, самое простое определение культуры таково: это то, как здесь все делается. Или вот это: Культура — это то, как люди ведут себя, когда никто не смотрит.

Культура — это накопление моделей поведения с течением времени. Он также включает в себя ценности, нормы, ритуалы и артефакты, совокупность качеств, которые вместе указывают на то, что важно для организации.

  • Поведения видны. Это то, что вы видите, как люди делают или слышите, как они говорят. Приходить вовремя на встречи — это поведение. Держать дверь офиса открытой — это поведение. Отправка электронной почты в выходные — это тоже поведение. Любой из них отражает вашу культуру.
  • Значения невидимы. Прозрачность, честность и подотчетность — все это ценности. Когда поведение и ценности конфликтуют, поведение является лучшим индикатором культуры. Например: организация, которая часто назначает встречи после 17:00, может не так ценить личное время, как утверждает.
  • Нормы — неписаные правила поведения. Если организационная норма состоит в том, чтобы собираться лично для телефонных конференций, коллега, который обычно подключается удаленно, нарушает молчаливое соглашение и в результате рискует выпасть из списка приглашенных.
  • Ритуалы — это модели поведения, точнее, модели поведения, имеющие личное значение. Посещение рабочего кафе за утренним кофе — это рутина, а не ритуал. Особого смысла в этом нет. Тем не менее, рабочая группа, которая каждую пятницу надевает фиолетовые рубашки, чтобы продемонстрировать дух товарищества, участвует в ритуале.
  • Артефакты — это физические объекты. Наиболее заметным является само рабочее место. Фреска с историческими изображениями компании в вестибюле говорит о традициях. Книга для журнального столика, написанная об основателях компании и размещенная в пространстве, укрепляет ценности организации. Открытая рабочая зона без личных кабинетов сигнализирует о том, что сотрудничество ценится больше, чем иерархия.

Культура похожа на айсберг. Некоторые аспекты, такие как поведение, ритуалы и артефакты, легко увидеть. Другие, такие как ценности и нормы, обнаружить сложнее. Знание всех этих характеристик — как поверхностных, так и скрытых — необходимо для формирования культуры, которая способствует, а не препятствует достижению организационных результатов, к которым вы стремитесь.

Эдвард Т. Холл

Одно исследование показало, что компании, набравшие наивысший квартиль в опросе организационной культуры, заметно превзошли компании в самом низком квартиле при измерении рентабельности активов, роста продаж и рыночной стоимости.

Управление культурой в значительной степени заключается в сосредоточении внимания на поведении, особенно на том, которое происходит между людьми, поскольку то, как мы понимаем культуру, основано на нашем взаимодействии с другими людьми, которые являются ее частью. Поощряя и поощряя определенные модели поведения и препятствуя другим, вы постепенно формируете нужную культуру.

Почему важна культура

Культура должна управляться по дизайну, а не по умолчанию. Другими словами, будьте преднамеренными. Каждая организация имеет свою культуру — забота и развитие форм поведения, составляющих ее, важны для поддержания ее здоровья — и здоровья тех, кто в ней работает. Создание яркой культуры, которая способствует достижению ваших бизнес-целей, имеет ряд преимуществ.

  • Конкурентное преимущество . Эффективная организационная культура является важным конкурентным преимуществом, поскольку ее трудно воспроизвести. Конкуренты могут обмануть вашу бизнес-стратегию, скопировать ваш продукт или преследовать ваших клиентов, но они могут только завидовать вашей культуре. Для дублирования каждого культурного нюанса из одной организации в другую задействовано слишком много переменных, а для создания и развития культуры требуется время.
  • Организационное выравнивание . Четко определенная культура заставляет сотрудников двигаться в одном направлении, сосредотачивая всех на миссии и видении вашей организации.
  • Мотивированные сотрудники, которые хотят присоединиться и остаться . Неотразимая культура создает чувство гордости. Сотрудники хотят присоединиться к компаниям с сильной культурой и демонстрируют больший энтузиазм и лояльность, когда видят, что организация заботится о культуре.
  • Корпоративный дух товарищества . Эффективная культура способствует сплочению отделов и команд. Это культивирует отношение «мы все вместе», которое стимулирует сотрудничество, создает сообщество и уменьшает недоверие.
  • Лучший бренд . Ваш бренд является вашим самым важным отличием. Мощная культура питает ваш бренд, создавая среду, в которой он может процветать.

Культура и опыт работы

Физическое пространство организации оказывает огромное влияние на культуру. В конце концов, почти весь рабочий опыт — и поведение, на которое он влияет, — происходит на самом рабочем месте.

Уравнение выглядит так: Место формирует поведение, а поведение со временем ведет к культуре. Или, как однажды сказал Уинстон Черчилль: «Мы формируем наши здания, а потом наши здания формируют нас». Место — это место для культуры, сцена, на которой разыгрывается культура. Он посылает сигналы о том, что ценит организация, и никогда не бывает нейтральным — всегда посылает сообщения о культуре.

Например, открытая среда с беспрепятственным обзором и большим выбором мест для неформальных встреч может свидетельствовать о том, что компания ценит сотрудничество. Или частные кабинеты вдоль окон с лабиринтом кабинетов по всему интерьеру могут продемонстрировать иерархию. В другом примере рабочее кафе и видные открытые лестницы могут указывать на то, что организация ценит взаимодействие и хочет поощрять незапланированные встречи.

Рабочее место может поддерживать чувство общности, гибкий график работы, техноцентрические ценности, коллегиальный климат, эксперименты и инновации — все, что требует культура. Как вклад в культуру — и, по сути, наиболее заметное проявление культуры — ваше физическое пространство заслуживает первоочередного внимания.

Сосредоточьтесь на создании целостного опыта

Роль поведения во влиянии на культуру невозможно переоценить. Проще говоря, управление культурой означает управление поведением. Преобразование культуры в значительной степени зависит от определения желаемого поведения, которое приведет к предпочтительным результатам.

Организации часто совершают ошибку, игнорируя разработку стратегии, ориентированной на изменение поведения, и сосредотачиваются исключительно на результатах. Теория состоит в том, что если вы просто лучше проясняете и подкрепляете желаемые результаты, люди будут делать все возможное для их получения.

Это редко работает. Лучшая стратегия — рассматривать результаты как вершину четырехступенчатой ​​пирамиды. Пирамида результатов, впервые описанная Роджером Коннорсом и Томом Смитом в книге «Измени культуру, измени игру», начинается с 1) опыта, который стимулирует 2) убеждений, поощряющих 3) поведения, которое приводит к 4) результатам.

С точки зрения руководства это может работать так:

  • Опыт: Мой босс дает мне минимальные указания, давая позитивные указания, когда это необходимо.
  • Убеждение: мой босс доверяет мне.
  • Поведение: Я действую и принимаю решения.
  • Результат: Мой проект выполнен вовремя и заказчик доволен.

С точки зрения рабочего места это может выглядеть так:

  • Опыт: Мой начальник часто использует рабочее кафе для совещаний или индивидуальных задач.
  • Убеждение: допустимо работать вне рабочего места.
  • Поведение: Я обнаруживаю, что неформально общаюсь с людьми, которых редко видел бы иначе.
  • Результат: наша организация стала менее разрозненной, более эффективной и инновационной.

Опираясь на положительный опыт работы, вы в конечном итоге будете поощрять такое поведение, которое может сформировать желаемую культуру.

Взяв на себя инициативу

Если ключом к формированию культуры являются изменения в поведении, то одними из наиболее важных моделей поведения, которые следует использовать, являются те, которые демонстрируют лидеры. Как описывает это Ренсис Лайкерт, идейный лидер в области организационной психологии: «Ничто не изменится, пока не изменится поведение лидера». Причина этого в том, что культура организации обычно отражает стиль ее лидеров. Благодаря своим действиям лидеры имеют возможность моделировать поведение и ценности, необходимые для поддержки желаемой культуры.

Сотрудники склонны сосредотачиваться на лидерах как на источнике культурных сигналов, потому что их поведение обычно более заметно и заметно. Масштаб ответственности лидеров, как правило, выше, поэтому больше людей обычно видят их стиль и подход. Кроме того, поскольку они занимают руководящие должности, люди предполагают, что компания ценит то, что они делают. Следовательно, лидеры играют ключевую роль в отражении культуры и отправке сообщений — преднамеренно или непреднамеренно — об основных характеристиках культуры.

Например, если ваша компания настаивает на том, что вы цените прозрачность, но руководители ревностно оберегают информацию, вы никогда не избавитесь от разрозненности. Или, если вы хотите, чтобы быстрое принятие решений укоренилось в вашем культурном профиле, предложения не должны томиться на столе лидера. Более того, лидер с вечным хмурым взглядом посылает совсем иной сигнал, чем тот, кто последовательно демонстрирует позитив.

Люди особенно внимательно следят за рекламными акциями. Если организации регулярно продвигают людей, которые умеют играть в политику, но не так хорошо умеют играть с другими, ваши культурные ценности будут звучать громко и ясно, независимо от того, что вы якобы отстаиваете. Это не значит, что новое руководство обеспечивает быстрое решение проблемной культуры. Культура имеет тенденцию меняться медленно, и всегда есть задержка между приходом нового лидера и успешным внедрением нового стиля лидерства.

Имейте в виду, что в организациях может быть несколько субкультур — отделов, бизнес-подразделений и команд, которые не обязательно имитируют компанию. Любые различия во многом связаны с разными стилями руководства. Самая вдохновляющая корпоративная культура мало что значит, если ваш непосредственный начальник контролирует каждое решение. И наоборот, токсичная организационная культура может быть более терпимой, если ваша группа или команда процветают под образцовым руководством.

Культура и участие

Иногда люди смешивают понятия культуры и взаимодействия, и хотя они, безусловно, связаны, они не являются синонимами. Культура — это коллективный опыт, и именно так выполняется работа. Вовлеченность, с другой стороны, является более индивидуальным опытом и указывает на то, как люди относятся к своей работе.

Культура — это накопление поведения с течением времени, связанное с ценностями, нормами и предположениями. Вовлеченность определяется как энергия, страсть и гордость в дополнение к энергичности, самоотверженности и поглощенности. Это важно для бизнеса, потому что, когда люди чувствуют себя энергичными и энергичными, они, как правило, прилагают усилия по своему усмотрению, делая все возможное для своей работы и своих коллег.

Еще одно различие между культурой и взаимодействием связано с временными горизонтами. Культура имеет тенденцию быть более стабильной и долгосрочной, в то время как вовлеченность более гибкая и меняется со временем. Показатели вовлеченности — это скорее моментальный снимок — они могут меняться от недели к неделе или от месяца к месяцу. Наконец, вовлеченность является результатом культуры. Когда культура позитивна, конструктивна и продуктивна, вовлеченность является одним из ее результатов.

Как и культура, взаимодействие также связано с местом. На самом деле, исследование Steelcase доказало взаимосвязь между ними. Когда у людей было большее чувство удовлетворенности рабочим местом, они сообщали о большей вовлеченности, а когда у них был больший выбор в отношении своего опыта работы, они также были более заинтересованы.

Извлеченные уроки культуры

Частично сложность управления культурой связана с множеством действующих переменных и различными рычагами, за которые нужно тянуть. Вот 10 советов, которые следует учитывать на пути к продуктивной культуре.

1. Быть преднамеренным . Культура всегда развивается, никогда не стоит на месте. Оставшись один, он заживет своей собственной жизнью, постепенно превращаясь во что-то, чего вы, возможно, не хотите. Культурой и поведением, которое ее составляет, следует управлять намеренно, никогда не оставлять на волю случая.

2. Быть явным . Убедитесь, что поведение, ценности и нормы, лежащие в основе вашей культуры, четко определены. Часто подкрепляйте их в общении, разговоре и личным примером. Каждое бизнес-подразделение, отдел, команда и отдельный человек должны точно знать, чего от них ожидают.

3. Сравните ожидания с опытом . Ваш опыт работы должен отражать желаемую культуру. Любое несоответствие между ожиданиями и опытом на рабочем месте будет иметь негативное влияние на моральный дух. Если организация имеет репутацию отличного места для работы, где много открытости и инноваций, но новые сотрудники находят ее мрачной, серой, скучной и удушающей, они будут разочарованы. И наоборот, если опыт работы равен или превосходит их ожидания, они будут в восторге.

4. Лидерство рычага . Динамичные, заинтересованные и открытые лидеры необходимы для конструктивной культуры. Кроме того, когда лидеры присутствуют и доступны в пространстве, они могут общаться и моделировать желаемое поведение, ценности и нормы. Лидеры являются неотъемлемой частью создания среды для процветания культуры, и это часто означает, что они видны и доступны для организации.

5. Говорить на одном языке . Большинству организаций не хватает грамотности на языке культуры. Это создает проблему, потому что невозможно управлять чем-то, если вы не можете это обсудить. Поощряйте откровенные высказывания о культуре. «Мне нравится, что мы всегда начинаем вовремя». «Мы ценим скорость, поэтому я верну это вам в среду». «Если мы должны быть инновационными, почему мы так неохотно даем обратную связь лидерам?» Внедряя культуру в ежедневный разговор, вы будете держать ее в центре внимания.

6. Наймите нужных людей . Если вы хотите, чтобы культура управлялась определенными ценностями, нанимайте людей, которые обладают этими ценностями. Это известно как «соответствие культуре» по сравнению с «добавкой культуры». Может быть удобнее нанимать тех, кто соответствует текущей культуре, потому что они похожи на людей, которые уже работают в компании, но более эффективно нанимать тех, кто добавит культуру и поможет расширить культуру и желаемое поведение. . В конечном счете, гораздо проще использовать желаемые культурные критерии в качестве фильтра для найма, чем прививать правильные ценности после того, как люди уже работают.

7. Удовлетворение индивидуальных и организационных потребностей . Эффективная культура должна удовлетворять как индивидуальные, так и организационные потребности. Удовлетворительные финансовые результаты будут неустойчивыми, если они будут достигнуты при грубом обращении с сотрудниками. И наоборот, принцип невмешательства в управление может показаться привлекательным для сотрудников, но если в организации нет подотчетности, он потерпит неудачу.

8. Помните о марке . Ваша культура должна соответствовать вашему бренду. Например: если ваш бренд предусматривает, что клиент всегда на первом месте, несмотря ни на что, вашей культуре потребуется гибкость для доставки. Если ваши люди не чувствуют себя вправе отклоняться от традиционной политики, выполнить обещание вашего бренда будет непросто.

9. Здоровый побеждает сильный . Будьте осторожны, желая сильной культуры. Сильная культура может так же легко быть отрицательной, как и положительной. Возможно, лучше искать здоровую культуру. Здоровые культуры наделяют людей полномочиями, признают таланты, четко определяют роли, доверяют людям с ответственностью и призывают их к ответственности.

10. Многого жду от команд . Команды — это место, где люди наиболее непосредственно знакомятся с культурой. Члены команды должны понимать, что они тонко отражают культуру при каждом взаимодействии. То, как они усиливают или препятствуют определенному поведению, имеет значение.

Эти советы помогут раскрыть тайну создания культуры, которая поможет реализовать ваши организационные амбиции. Хотя самая большая загадка может заключаться в том, почему все больше организаций не уделяют культуре более высокого приоритета.


Создание культуры, дающей вам преимущество, требует усилий. Вам нужно оценить, где вы находитесь, определить, где вы хотите быть, определить, как туда добраться и поддерживать его с течением времени. Место также является мощным рычагом для продвижения желаемой культуры и отправки четких сообщений о культурных традициях и предпочтениях. Сосредоточенность на культуре стоит затраченных усилий. Организации, которые работают, часто получают вознаграждение в виде гордости сотрудников, удовлетворенности клиентов и финансовых результатов.


Мы можем помочь

Ожидания сотрудников изменились, культивирование преднамеренного опыта работы важнее, чем когда-либо. Steelcase Applied Research + Consulting (ARC) может помочь вам шире взглянуть на свою стратегию в области опыта работы, чтобы добиться улучшений и работать лучше.

ARC использует исследования, ориентированные на пользователя, чтобы стимулировать инновационное мышление. Наш индивидуальный, масштабируемый подход к разработке стратегии на рабочем месте основан на исследованиях и использует смешанные методологии, чтобы выявить глубокое понимание того, как и где происходит работа. Мы являемся консультационной практикой, которая помогает клиентам определить и эффективно использовать свою стратегию опыта работы осмысленными и эффективными способами. Мы помогаем раскрыть возможности для вдохновения на достижение организационных амбиций.

Узнайте больше о ARC


Скачать PDF

Избранная тема:  Культура + талант

  • Дизайн

Консьюмеризм — Консьюмеризм и его недовольство

По сравнению с американцами в 1957 году, сегодня у нас в два раза больше автомобилей на человека, мы едим в два раза чаще и наслаждаемся бесконечным количеством других товаров, которых тогда не было: телевизоры с большим экраном, микроволновая печь духовки, внедорожники и портативные беспроводные устройства, и это лишь некоторые из них. Но стали ли мы счастливее?

Конечно, счастье трудно определить, не говоря уже о измерении. Но недавний обзор литературы показывает, что мы не более довольны, чем были тогда, а может быть, даже меньше.

«По сравнению со своими бабушками и дедушками, современные молодые люди выросли с гораздо большим достатком, немного меньшим количеством счастья и гораздо большим риском депрессии и различных социальных патологий», — отмечает психолог колледжа Хоуп Дэвид Дж. Майерс, доктор философии, автор статьи. который появился в American Psychologist (Том 55, № 1). «Наше улучшение благосостояния за последние четыре десятилетия не сопровождалось ни на йоту повышением субъективного благополучия».

Эти результаты появляются в то время, когда культура потребления достигла апогея, комментирует Майерс, также автор книги «Американский парадокс: духовный голод в эпоху изобилия» (Yale University Press, 2000).

Так что же говорят исследования психологов о возможном влиянии этой культуры потребления на психическое благополучие людей? Основываясь на имеющейся на сегодняшний день литературе, было бы слишком упрощенно утверждать, что стремление к материальному благополучию однозначно означает неудовлетворенность. Хотя наименее материалистичные люди сообщают о наибольшей удовлетворенности жизнью, некоторые исследования показывают, что материалисты могут быть почти столь же удовлетворены, если у них есть деньги и их образ жизни, основанный на приобретении, не противоречит более приносящим душу занятиям. Но для материалистов с меньшим количеством денег и других противоречивых желаний — более распространенная ситуация — возникает несчастье, обнаруживают исследователи.

«Разрыв между материалистами и нематериалистами в удовлетворенности жизнью сокращается по мере роста доходов материалистов», — отмечает Эдвард Динер, доктор философии, известный исследователь субъективного благополучия и материализма в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн. . «Поэтому, если ты беден, очень плохо быть материалистом, а если ты богат, то это не делает тебя счастливее нематериалистов, но ты почти догоняешь».

Почему материалисты несчастливы?

Как и во всех психологических вещах, отношения между ментальным состоянием и материализмом сложны: действительно, исследователи все еще пытаются выяснить, разжигает ли материализм несчастье, несчастье подпитывает материализм или и то, и другое. Динер предполагает, что несколько факторов могут помочь объяснить очевидные потери от погони за богатством. Проще говоря, сильная склонность к потреблению — то, что Уильям Вордсворт в 1807 году назвал «получать и тратить» — может способствовать несчастью, потому что отнимает время от вещей, которые могут способствовать счастью, включая отношения с семьей и друзьями, как показывают исследования.

«Не обязательно, чтобы погоня за материальными благами мешала вашей общественной жизни, — говорит Динер. «Но это возможно, и если это так, это, вероятно, имеет отрицательный результат с точки зрения удовлетворенности жизнью и благополучия».

Люди с сильными материалистическими ценностями, по-видимому, имеют целеустремленность, которая может привести к ухудшению благосостояния, добавляет психолог колледжа Нокс Тим Кассер, доктор философии, который вместе с психотерапевтом из Беркли, Калифорния, Алленом Каннером, доктором философии, редактировал новую книгу APA. , «Психология и культура потребления» (АПА, 2004 г. ), в которой представлены исследования и мнения экспертов о связях между потребительством, благополучием, экологическими и социальными факторами.

В собственной книге Кассера «Высокая цена материализма» (MIT Press, 2002) Кассер описывает свое и другие исследования, показывающие, что, когда люди организуют свою жизнь вокруг внешних целей, таких как приобретение продукта, они сообщают о большем несчастье в отношениях, плохое настроение и больше психологических проблем. Кассер различает внешние цели, которые, как правило, сосредоточены на собственности, имидже, статусе и получении наград и похвал, от внутренних целей, которые направлены на такие результаты, как личный рост и связи с сообществом, и приносят удовлетворение сами по себе.

Кроме того, еще не опубликованное исследование социального психолога Университета Миссури Марши Ричинс, доктора философии, показывает, что материалисты возлагают нереально высокие ожидания на то, что потребительские товары могут сделать для них с точки зрения отношений, автономии и счастья.

«Они думают, что наличие этих вещей изменит их жизнь всеми возможными способами», — говорит она. Один мужчина в исследовании Ричинса, например, сказал, что он отчаянно хотел бассейн, чтобы улучшить свои отношения со своей капризной 13-летней дочерью.

Корни материализма

Учитывая, что все мы живем в одной и той же потребительской культуре, почему некоторые из нас развивают строго материалистические ценности, а другие нет? Ряд исследований показывает, что неуверенность — как финансовая, так и эмоциональная — лежит в основе потребительской тяги. Ведь не деньги сами по себе, а стремление к ним связано с несчастьем, находят Динера и других.

«Исследования показывают, что, когда люди растут в неблагоприятных социальных условиях — когда родители не очень хорошо с ними обращаются, или когда они испытывают бедность или даже угрозу смерти, — говорит Кассер, — они становятся более материалистичными как способ адаптации».

Статья 1995 года в Developmental Psychology (Vol. 31, No. 6) Кассера и его коллег была первой, кто продемонстрировал это. Команда обнаружила, что подростки, которые сообщали о более высоком материалистическом отношении, как правило, были беднее и имели менее заботливых матерей, чем те, у кого были более низкие баллы материализма. Точно так же исследование 1997 года в Journal of Consumer Research (том 23, № 4), проведенное под руководством Арика Риндфлейша, доктора философии, затем докторанта Университета Висконсин-Мэдисон, а ныне доцента маркетинга там, обнаружили, что молодые люди, чьи родители переживали или пережили развод или разлучение, были более склонны к развитию материалистических ценностей в более позднем возрасте, чем те, кто жил в нетронутых семьях.

И в первой прямой экспериментальной проверке этой точки зрения, Кассер и социальный психолог Кеннет Шелдон из Университета Миссури, доктор философии, сообщили в статье 2000 года в Psychological Science (Vol. 11, No. 4), что при провоцировании мыслями о самой крайней неопределенности из всех — о смерти — люди сообщали о более материалистических наклонностях.

Больше денег = больше счастья?

Пагубные последствия материализма, по-видимому, могут быть изменены, как показывают другие исследования. В лонгитюдном исследовании, опубликованном в ноябрьском номере журнала 9 за 2003 г.0226 Psychological Science (Vol. 14, No. 6), психологи Кэрол Никерсон, доктор философии, Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн, Норберт Шварц, доктор философии, Мичиганский университет, Динер, и Даниэль Канеманн, доктор философии, Принстонский университет изучил два связанных массива данных, собранных с разницей в 19 лет о 12 000 человек, которые учились в элитных колледжах и университетах в 1970-х годах: один был взят в 1976 году, когда они были первокурсниками, а другой — в 1995 году. два десятилетия спустя люди, выражавшие более сильные финансовые устремления, сообщили о более низкой удовлетворенности жизнью, чем те, кто выражал более низкие денежные желания. Но по мере того, как доход участников с более высокими устремлениями рос, росла и их удовлетворенность жизнью, как обнаружила команда.

Джеймс Э. Берроуз, доктор философии, доцент кафедры коммерции Школы коммерции Макинтайра Университета Вирджинии, и Риндфляйш Университета Висконсина пришли к выводу, что самые несчастные материалисты — это те, чьи материалистические и высшие ценности наиболее противоречивы. В статье 2002 года в журнале Journal of Consumer Research (том 29, № 3) команда впервые измерила уровни стресса, материалистических ценностей и просоциальных ценностей в сферах семьи, религии и сообщества — в соответствии с теория психолога Шалома Шварца, доктора философии, о том, что некоторые ценности неизбежно противоречат друг другу. Затем в ходе экспериментального исследования они установили степень конфликта, который люди испытывали при принятии решения между двумя ценностными сферами.

Самыми несчастными людьми были те, у кого было больше всего конфликтов — те, кто сообщал о высоких просоциальных и высоких материалистических ценностях, говорит Берроуз. Остальные три группы — с низким уровнем материализма и высоким уровнем просоциальных ценностей, с низким уровнем просоциальных ценностей и высоким уровнем материализма, а также с теплым отношением к обеим аренам — сообщали об аналогичных, но более низких уровнях жизненного стресса.

Его выводы согласуются с выводами других: различия в удовлетворенности жизнью между более и менее материалистичными людьми относительно невелики, говорит Берроуз. И большинство исследователей в этой области согласны с тем, что эти значения лежат в пределах континуума, добавляет он.

«Материальные вещи не бывают ни плохими, ни хорошими», — комментирует Берроуз. «Проблемой может быть роль и статус, которые они отводят в жизни. Ключ в том, чтобы найти баланс: ценить то, что у вас есть, но не за счет того, что действительно важно — вашей семьи, сообщества и духовность.»

Общая картина

Даже если некоторые материалисты плывут по жизни без особых страданий, тем не менее, потребительство сопряжено с большими издержками, о которых стоит беспокоиться, говорят другие. «Существуют последствия материализма, которые могут повлиять на качество жизни других людей и других видов», — говорит Кассер.

С этой целью он и другие начинают изучать связи между материалистическими ценностями и отношением к окружающей среде и писать о том, как потребительство повлияло на нашу коллективную психику. Психотерапевт Каннер, который вместе с Кассером редактировал книгу «Психология и культура потребления», приводит примеры как незначительных, например, родителей, которые отдают на аутсорсинг родительскую деятельность, например, вождение детей в школу, так и таких крупных, как международные корпорации, заставляющие людей в бедных странах жаждать продуктов, которые они может себе позволить.

Действительно, потребительство является примером области, в которой психология должна отойти от своего внимания к личности и изучить более широкое влияние этого явления, считает Каннер.

«Корпоративное потребление оказывает огромное психологическое воздействие не только на людей, но и на нашу планету, — говорит он. «Слишком часто психология чрезмерно индивидуализирует социальные проблемы. Поступая так, мы заканчиваем тем, что обвиняем жертву, в данном случае обнаруживая материализм в первую очередь в человеке, игнорируя огромную корпоративную культуру, которая так сильно вторгается в нашу жизнь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *