Какие бывают матрешки – Какие бывают матрёшки. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам
Какие бывают матрёшки. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам
Распространение матрёшек
Родившись в Сергиевом Посаде, матрешка через пару десятков лет, начала путешествие по России. Сергиевскую игрушку активно покупали на ярмарках для игры детям. Иногда эта забавная, интересная и красивая игрушка попадала к мастеру в другой стороне и вдохновляла его на создание чего-то своего.
Малютинская матрешка в Музее игрушки. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Так было например с Мериновской матрёшкой, которая потом преобразовалась в Семёновскую. Попала Сергиевская разборная кукла, купленная на Нижегородской ярмарке, в деревню Мериново Нижегородской области. Местные мастера Майоровы и Вагины сделали свою по образцу.
Семеновская матрешка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0Постепенно популярность матрешек росла, Нижегородский край наполнился яркими, да в каждом районе своими матрешками. Выработались стили, матрёшки стали узнаваемы по промыслам. Теперь матрёшек можно узнать по характерным особенностям, свойственным только этому месту производства.
Крутцовская матрешка. Музей ДПИ. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Разновидности матрешек
Основными регионами производства, на сегодняшний день, стали:
- Московский регион, Сергиев Посад.
- Нижегородский регион — Семёнов, Полховский Майдан, Городец и др.
- Кировская область, Вятская, Кировская, Нолинская матрешка.
Кроме этого есть матрешки высокохудожественные и авторские. Они не стали отдельным промыслом, но прекрасно существуют как ремесло.
Аторская матрешка с живописью. С. Иванова. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Сергиево-посадская матрешка
Этот вид появился первым. В Сергиевом Посаде существовала артель «Детское воспитание», руководил ею А. Мамонтов. По образцу японской куклы токарем Василием Звёздочкиным был выточен свой образец. Расписал её художник Сергей Малютин.
Матрешки. Артель Детское воспитание. Музей игрушки. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Сейчас эта, первая матрёшка, хранится в Музее Игрушки. По её образу создаётся немало подобных, с курочкой в руках и в платочке. Такие сергиевские матрёшки считаются традиционными, иногда их даже называют «классикой».
Матрёшка Военные. Музей игрушки. И.Г. Прохоров. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0В городе Сергиев Посад на сегодня существует три основных фабрики по производству матрешек и множество маленьких производств и свободных художников.
Городецкая матрешка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Нижегородские матрешки
Самые известные промыслы по производству матрешек на сегодняшний день, это — Полх-Майданская матрешка и Семеновская.
В Полховском Майдане матрёшки издавна отличались яркими бордовыми, фиолетовыми, красными и зелёными цветами. Для них характерна обводка деталей рисунка и роспись анилиновыми красками. Главная отличительная черта этих кукол — красный цветок шиповника на переднике.
Полхов-майданская матрешка. Магазин Русские ремесла Магазин «Русские ремёсла», CC BY-SA 3.0Семёновские матрёшки обрели характерный для них вид благодаря соединению стилей росписей Нижегродского края. Авторство принадлежит художникам Семёновской фабрики.
В Городце, на фабрике росписи, выпускают матрешек с характерной городецкой росписью.
Семеновская матрешка. Музей ДПИ Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0На художественных предприятиях, выпускающих хохломскую продукцию, расписывают матрёшек под хохлому, с характерными узорами. Хороши например матрешки ковернинские, с голубыми глазками и хохломскими узорами.
Вятские матрешки
В Вятском крае матрешки появились примерно в 1930-е годы. Было несколько центров, где изготавливались матрешки. Один из центров находился в д. Вахрино, недалеко от областного центра Вятка. Там просто было токарное производство, стали вытачивать, да и расписывать матрёшек.
Кировская матрешка. Магазин Русские ремесла Магазин «Русские ремёсла», CC BY-SA 3.0Кировская, Нолинская, Вятская — эти матрёшки отличаются милым улыбающимся личиком. Волосы обычно жёлтые или рыжие, но могут быть и другого цвета.
На голове платок, на фартуке букет ярких цветов, напоминающий другие характерные нижегородские росписи. В букете розы, пионы, шиповники, незабудки.
В Вятском крае стали делать необыкновенные матрешки — с соломкой, которые оказались неповторимы, больше нигде таких не делают, только на фабрике в Нолинске.
Матрешка с соломкой… Г. Нолинск. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Авторские матрешки
От начала существования русской матрешки, авторская была всегда. Известно, что расписывать их пробовали Серов, Васнецов, Врубель и другие известные художники.
Всем известен всплеск производства пародийных матрешек в 1990-е годы, когда повсюду появились матрёшки с изображениями известных политических лидеров, таких как Б.Н. Ельцин, М.С. Горбачев, иностранные президенты.
ru.russianarts.online
Кем быть? » ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЕШИ
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЕШИ
Матрешка – открывающаяся полая деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Вложенных кукол обычно три или больше. По традиции они расписываются в образах румяных и полных красных дев, наряженных в сарафаны, передники и платки, которые держат в руках петухов, кошек, корзинки и прочую живность или утварь. Сегодня темы для росписи могут быть разными: от сказочных персонажей до политических деятелей.
Точная история происхождения матрешки неизвестна. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом». Обнаружили, что она открывается на две части и прячет внутри другую фигурку, поменьше, которая тоже состояла из двух половинок.
Японцы издавна были мастерами в области токарного искусства, которое находило различное применение во многих сферах жизни. По традиции на Новый год они посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Фукурума – это святой мудрец, один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Некоторые предполагают, что прообразом матрешки послужила фигурка этого божества именно из-за того, что содержала внутри себя шесть остальных божеств удачи. Возможно, именно это натолкнуло русских мастеров на создание своего варианта открывающейся игрушки, воплощенной в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе матрешкой.
Но многие исследователи не уверены, был ли вышеупомянутый японский прототип или нет. К примеру, Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки в Сергиевом Пасаде, где хранится первая матрешка, сомневается в ее иностранной версии происхождения. Но это далеко не единственная тайна, которая окутывает историю создания русской матрешки.
Предполагалось, что именно вышеупомянутая фигурка и натолкнула токаря В.П. Звёздочкина и художника С.В. Малютина, которые работали в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей Мамонтовым, на создание матрешки. Но В.П. Звёздочкин, который выточил первую матрешку, утверждал, что ему не доводилось видеть японских точеных игрушек. Кстати, еще до появления матрешки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской фигуркой и русской матрешкой требует более пристального изучения.
Всеми исследователями автором росписи первой матрешки называется профессиональный художник С.В. Малютин. Но авторство росписи доказать невозможно: в наследии художника не встречается ни одного эскиза популярной игрушки, нет так- же и свидетельств того, что он когда- либо делал этот эскиз.
Почему эта точеная кукла стала называться именно матрешкой, тоже никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели. Если учесть, что имя Матрена было очень распространено среди простого люда, то можно предположить, что игрушку стали ласково называть Матреной, Матрешей, Матренушкой. Возможно, именно так и закрепилось название – матрешка.
Ход времени скрыл от современников такие детали, как история происхождения и авторство известной куклы, ведь тогда никто и не предполагал, что она станет настолько популярной. В мастерской Мамонтова она была отобрана для Всемирной выставки, которая проходила в Париже в 1900 году. За границей матрешку ждала бронзовая медаль, после чего и появились многочисленные заказы. Чуть позже выяснилось, что деревянная кукла пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу, где за этими игрушками закрепилось название «русских». Так расписная красавица стала национальным сувениром, который и по сей день пользуется огромным спросом у туристов, а также является ярчайшим символом страны, в которой была создана.
Виды матрешек
Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск). Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Семеновская матрешка
Полхов-Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полховмайданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Полхов-Майданские матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.
Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
Тверская матрешка.
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.
www.kem.by
типы росписи Происхождение русских матрешек и типы росписи
Главная → Матрешка и типы росписи
Добрый день, я Матрёна. Но все, кто меня знает, ласково называют Матрёшкой.
Вы не поверите, но мне более 100 лет.
Родилась я в конце XIX века в подмосковном Сергиевом Посаде.
Именно тогда игрушечных дел мастер В. Звёздочкин выточил из дерева куклу, которая раскладывалась на 2 части.
Внутри было ещё 6 малышек, одна другой меньше.
Художник С. Малютин расписал всех в виде розовощёких девочек-крестьянок в сарафанах с передниками и цветастыми платками на голове.
Возможно, никто бы и не узнал обо мне, Матрёшке, если бы не Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где я очаровала всех мастерством росписи.
Что в ней особенного?
Это кропотливая ручная работа, превращающая деревянную заготовку в произведение искусства.
Мастер, используя гуашь, акварель, темперу, акриловые или анилиновые краски, расписывает фигурку в авторской или традиционной для его местности манере.
Моя роспись носит название загорская, или сергиев-посадская матрешка.
Вы узнаете её по лаконичности оформления гуашью ярких локальных цветов и чёрным контурам.
В оформлении лица прослеживаются традиции иконописной школы.
Загорской росписи характерно изображение таких элементов национального костюма, как сарафан с передником в цветочек и платок, повязанный узлом.
Художники часто изображают меня, держащей в руках петуха, букет цветов или лукошко с ягодами. Так они передают элементы быта крестьян.
У меня есть младшие сёстры из других уголков России: Семёнова, Полхов-Майдана, Вятки и др.
Их роспись отличается от моей.
Хотите узнать, какая она, семёновская матрёшка?
Её изображают в виде сельчанки с опущенными вдоль тела руками.
Основное внимание уделяется росписи фартука крупными фантазийными цветами, которые издавна символизируют здоровье и успех, а также окантовке платка.
Цветочная роспись семеновских матрешек напоминает мне «травный» орнамент Древней Руси.
Если контуры моей росписи предварительно наносятся горячей иглой, то семёновскую матрёшку пишут сразу кистью, чтобы анилиновые краски смотрелись сочнее. Лицо рисуют на не закрашенном дереве, глаза обозначают полудугами, румянец на щеках ; красными кругами.
И обязательно покрывают лаком.
Как узнать полхов-майданскую матрёшку?
Обратите внимание на её глаза и волосы.
Если они прорисованы детально, то перед вами именно она, деревянная красавица. Полхов-майданская матрёшка представляет собой крестьянский примитив, написанный анилиновыми красками по чёрному контуру. Его наносят первым с помощью туши. Матрёшку одевают в юбку, передник и броский платок. Руки не пишут, чтобы не отвлекать внимания от многолепесткового цветка шиповника с бутонами, который украшает передник.
Матрёшки, чьи фотографии вы увидите на сайте, написаны при помощи разных техник.
Рассказать про основные?
Техника одного мазка (One Stroke): художник берёт на кисть краску сразу нескольких цветов для создания объёмной росписи.
Это достаточно сложная техника, поэтому, чтобы добиться похожего эффекта, вместо неё часто применяют лессировку. Иными словами, поверх одного слоя наносят другой, с помощью полупрозрачной краски более светлого оттенка.
«Цветы с наводкой» — самая самобытная разновидность росписи, когда рисунок наводится тушью, и лишь потом пространство внутри контура «заливается» красками.
«Цветы без наводки» — роспись, когда стебли, листья, ягоды, цветы пишутся свободно без нанесения контура. Специальным приспособлением из капроновой ткани выполняется «пестрение» рябенькие рисунки из чёрных точек, спиралек, линейных мазков.
Пускай матрёшки пишутся каждая в своём стиле и с применением разных техник, но все символизируют одно и то же.
А именно: русскую красавицу, хранительницу семейного очага, продолжательницу рода.
Как бы я хотела, чтобы, листая страницы сайта, вы почувствовали всю прелесть русской души.
Чтобы матрёшка стала для вас отныне не просто сувениром, а оригинальным воплощением художественного таланта народных мастеров.
Искренне ваша,
Матрешка.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
samovary.ru
Виды матрешек. Описание разновидностей традиционного русского сувенира.
Сувениры, которые считаются исконно русскими не так многочисленны. Традиционно, это шапка-ушанка и матрёшка. Практически каждый турист, который посещает Россию на память приобретает себе матрёшку. Она может быть, как большой и объёмной, так и совершенно крохотной, помещающейся в кулаке взрослого мужчины.
Матрёшки в Интернет-магазине можно приобрести на максимально выгодных условиях. Однако не стоит забывать о том, что существуют различные виды матрёшек. Они отличаются друг от друга не только формой, но и росписью. Минимальное количество кукол, которое скрывается внутри главной матрёшки – не менее трёх.
Дифференциация видов матрёшек по их росписи
Ниже представлены наиболее распространённые разновидности:
- тверские;
- семёновские;
- вятские;
- Полхов-Майданские;
- Сергиево-Посадские.
Если говорить о наиболее ценной матрёшке, то таковой является тверская разновидность. Дело в том, что на её роспись уходит больше всего времени. В качестве персонажей используются исключительно герои детских русских народных сказок.
Безусловно, все матрёшки расписываются исключительно вручную. Этот факт является дополнительной причиной такой популярности этих сувениров. Более того, люди, которые увлекаются русской культурой, специально ездят в города, которые являются центром производства уникальных видов матрёшек.
Сегодня в этом нет необходимости, так как любой из видов означенной традиционной сувенирной продукции можно приобрести в Интернете.
Семёновские и вятские матрёшки
Семёновские матрёшки можно назвать масс-маркетом. Действительно, они наиболее широко представлены на рынке сувениров. Более того, именно семёновские матрёшки присутствуют на Красной площади в сувенирных киосках.
Отличает их относительно простая роспись. Называют эту роспись «сельчанка». Сегодня появились семёновские матрёшки с контурированием. Эти сувениры предназначаются для самостоятельной росписи.
В особенности подобный подарок будет интересен ребёнку, который увлекается рисованием. Говоря иначе, гоняться за семёновскими матрёшками вряд ли стоит – они продаются в каждой сувенирной лавке РФ.
Вятские матрёшки – это настоящее искусство. Во-первых, доминирующим цветов в них является небесно-голубой. Во-вторых, они немного отличаются по форме (более пузатые). В-третьих, для оформления используется рожь! Только профессионал может выполнить вятскую роспись матрёшки.
Смотрите также:
В видео будет подробно рассказано о русских народных матрёшках:
www.loveispassion.info
Русская матрёшка: народный промысел — Щи.ру
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
История появления промысла
(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)
Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.
(Классическая матрёшка)
Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.
Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.
Элементы промысла
Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.
(Матрёшечная семья из 8 куколок)
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.
(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)
В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
- загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
- мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
- семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
- полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
- вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)
Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.
Техника выполнения
Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.
(Изготовление матрёшек)
Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.
Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.
(Роспись готовой матрёшки)
Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.
После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.
schci.ru
Русская Матрешка бывает разной… — Veil_M — ЖЖ
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Матрёшку вырезают из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Русские матрешки очень разнообразны по форме и росписи в зависимости от своего места происхождения (региона России).
Сергиево-Посадские матрёшки
Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Семёновская матрёшка
Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.
Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.
Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.
Вятская матрешка
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.
Матрёшка из Полховского Майдана
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевских и семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. Также встречаются и примитивные одноместные фигурки–столбики, похожие на грибы.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. «Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
Гжель
Палех
Жостово
Хохломская росписью
Мезенская роспись
Дымковская
На сегодняшний день бренд «Матрешка» активно используется по всему миру. Дизайнеры разных стран предлагают различные стилистические решения, а также самые неожиданные варианты применения русской матрешке.
veil-m.livejournal.com
Управление культуры администрации города Белгорода МБОУ ДОД «Детская художественная школа города Белгорода» РЕФЕРАТ Тема: «Традиционные виды матрешки» выполнила преподаватель первой квалификационной категории Гамова М.А. г. Белгород 2014 г 2 Содержание 1. Введение стр. 3 2. История появления матрешки на Руси стр. 4 — 6 3. Традиционные виды матрешки стр. 7 -1 4 4. Матрешка — технология производства стр. 15 — 16 5. Заключение стр. 17 -18 6. Литература стр. 19 3 1. Введение Мир матрешки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью деревянной куклы ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с матрешками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. В матрешке по — своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Изучение традиционных видов матрешки неотъемлемая, обязательная и важная часть при знакомстве учащихся с народным творчеством. Программа по предмету «Работа в материале» на отделении «Декоративно-прикладное творчество» в ДХШ включает в себя задание – «знакомство с традиционными видами матрешки», выполнение эскизов, а также роспись авторской матрешки. При выполнении данного задания ставятся задачи – познакомить учащихся с историей рождения деревянной матрешки, изучить разнообразие видов данной игрушки, роль традиций в композиции матрешки, развить познавательный интерес, воспитать аккуратность, усидчивость. Знакомясь с различными видами матрешек у учащихся формируются знания в области декоративно-прикладного искусства, эмоционально — ценностное отношение к жизни на примере деревянной матрешки как символа русского народного искусства. 4 2. История появления матрешки на Руси Первую матрешку изготовили в Московской мастерской «детское воспитание», принадлежавшую известному меценату Мамонтову. Её авторы — опытный токарь Звездочкин и известный художник Малютин. Восьмиместная фигурка была украшена выжиганием с росписью. «Наряжена» она была миловидной девушкой. Для затейливости каждая из них держит что то в руках. Одна – черного петуха, а её меньшие сестренки кто миску, кто серп, кто братца, а самая последняя сама изображала спеленутого младенца. Тогда же и получила деревянная кукла свое забавное, известное всюду название «Матрешка» — от популярного русского имени – Матрена. Игрушка сразу понравилась взрослым и детям. Понравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгожития матрешки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром зарубежом? Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщину в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры и элементы традиционного народного костюма: платок, 5 фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба, да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина, югослава, француза и американца. Вскоре после закрытия мастерской Мамонтова матрешка «переселилась» в Сергиев Посад — ныне Загорск, где издавна находился крупнейший в России игрушечный промысел. Здесь в учебно — показательной мастерской московского губернского земства и начали её изготавливать. Местные кустари — надомники подхватили новое дело и начали точить и расписывать на все лады. Пестрым разноликим был игрушечный базар начала ХХ века. Бояре, витязи, монахи, богомольцы, богатыри, этнографические куклы «Народы прибалтики», «Ненцы», сказочные наборы «Золотая рыбка», «Иван — царевич» — каких только не делали матрешек. К 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя появились литературные матрешки «ревизор», «Тарас Бульба», а к юбилею Победы в войне 1812 года были изготовлены исторические матрешки «Кутузов» и «Наполеон» со своими штабами. Разнообразная продукция Сергиевских игрушечников быстро приобрела популярность. В 1900 году русская матрешка впервые экспонировалась за рубежом на всемирной выставке в Париже, а с 1904 года земская мастерская уже выполняла крупные заказы для других стран. Это и есть начало экспорта русской игрушки. Кому не знакома русская матрешка, разъемная деревянная кукла с веселой цветистой росписью? Сначала она привлекает внимание просто как игрушка, но игрушкой оказывается необычной, с чудесным сюрпризом: внутри сидит фигурка поменьше, а в той – ещё и ещё. И вот выстроилась в ряд, «мал мала меньше» большая кукольная семья: 18,19,20, а бывает, что семейство насчитывает 50 фигурок и больше. Расставлять, собирать матрешку – не только увлекательная детская забава, но 6 ещё и серьезное обучение. Малышу игрушка помогает освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество. И это постижение проходит в интересной игре, потому что дидактика матрешки на редкость удачно «очеловечена». Но образ её настолько выразителен и совершенен, что она давно живет самостоятельно, в не зависимости от её игровой функции, живет как прекрасное произведение народного творчества, как памятный подарок, традиционный национальный сувенир. Это репутация прочно сохраняется за матрешкой вот уже более века. Что характерно – краски у всех художников одинаковые, рисунок и узор у всех один, а игрушки получаются все — таки разные, чуть- чуть не похожие друг на друга. И в этом их художественная ценность. 7 3. Традиционные виды матрешки Эксперты выделяют несколько видов матрешки, классифицируя их в основном по территориальной принадлежности. Это загорская, семеновская, полхов-майданская и вятская матрешки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления. Матрёшки из Сергиева Пасада Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. 8 Я имею с давних пор на переднике узор. Знаменит платочек мой разноцветною каймой. До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен,что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базар-ная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” — куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Загорская матрешка – самая задорная и бойкая среди всех своих подруг. Самая многоцветная и детально прописанная. Матрёшка из Сергиева Посада имеет приземистую форму — верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче — крестьянской Красной 9 Армии. Матрёшки из Полховского Майдана А я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными. Наивной прелестью народного примитива отличается матрешка другого Нижегородского центра – Полхов — Майдана. Они сразу выделяются особым декоративно — образным звучанием, яркой образной росписью, живым кистевым мазком. Полхов — Майданские матрешки появились тоже не случайно. Их мастера выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешки нет платка с 10 завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «Большая роза», «Колокольчик», «Яблочко», «Виноград» и т.д. Рассматривая роспись букетов, мы попадаем в особый, сказочный мир. Только в сказке на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и красные и синие цветы, и ягоды. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. У Полхов – Майданской матрешки нет рук. Это связывают с легендой о том, что в тех местах было много беглых пугачевцев и разинцев. Среди них была Марья-разбойница, грабившая купцов и раздававшая деньги крестьянам. Её схватили и казнили в один из зимних воскресных дней четвертованием. Вид крови на снегу ошеломил присутствующих. Мастера росписи решили в игрушке увековечить память о ней. Поэтому у них матрешка без рук, а на росписи много маков и плодов красного цвета. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем мастера Полховского Майдана, как и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало 11 их от конкурентов. Их матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др. Я из тихого зеленого городка Семёнова. Я в гости к вам пришла. Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла. Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Семеновская матрешка очень яркая, ее 12 основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличии от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью — в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. 13 Вятская матрешка Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая 14 выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо. 15 4. Матрешки — технология производства Процесс изготовления матрешки сложен и требует от ее создателей мастерства, знания традиций и терпения. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные — восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35-ти местные, даже 70-ти местные матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 16 Хорошая матрешка отличается тем, что все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то что сделано выжиганием, оставалось надолго. Роспись собственной матрешки — дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, индивидуальное — своё. 17 5. Заключение В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Одной из задач подготовки учащихся детской художественной школы на отделении декоративно-прикладного искусства является обучение профессиональным навыкам росписи известных народных промыслов России, а также их применение на практике — в данном случае роспись авторской матрешки. Выбранная тема дает возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Знакомство с традиционными видами матрешки и ее историей, с особенностями технологии ее производства, а также использование 18 современных художественных материалов, применяемых для росписи деревянной куклы – именно эти основополагающие знания, описанные в данном пособии, должны впитать в себя учащиеся детской художественной школы. Выбранная тема очень объемная, безграничная и является неиссякаемым источником для вдохновения. 19 6. Литература 1. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995. 2. Русская игрушка. : Советская Россия 1987. 3. Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др. 4. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета 1987. 5. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989. 6. Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР. 1987. |
docs.likenul.com