cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

История возникновения игрушек: История возникновения игрушки

Содержание

История возникновения игрушки


Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой — ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку — неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров.

В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» — это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции — Троянская война — нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

когда появились и кто придумал, их характеристики

Детство — это особый мир, в котором сочетается фантазия, игра и познание. В забавах ребенок учится общаться, получает бытовые навыки, развивает мышление и творческие способности. В мире взрослых игрушки имеют культурную и историческую ценность. Их коллекционируют и выставляют в музеях. История возникновения детских игрушек начинается до нашей эры. За несколько тысячелетий они прошли путь от простейших фигурок до произведений искусства.

Содержание

Характеристика игрушки

Игрушками называют предметы, символизирующие объекты окружающего мира и предназначенные для обучения и развлечения. Их используют в учебно-воспитательной работе, психологическом тестировании и терапии, декорировании, прикладном искусстве.

В игру дети переносят ситуации, которые впервые наблюдают в жизни, выражают собственное отношение к ним. Изготовление игрушек — творческое хобби. В куклах мастера воплощают героев сказок, фильмов и мультфильмов, собственные идеи. Сборные модели автомобилей, кораблей, архитектурных миниатюр украшают интерьер.

История возникновения игрушек для детей

Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.

В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.

Первые игрушки древности

Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.

У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.

Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.

Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.

Появление мягких игрушек

История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.

В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.

К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.

А для чего же нужны игрушки?

Кроме развлечения и познания игрушки служат для всестороннего развития ребенка. Они сопровождают его с пеленок до школы, от развивающего коврика до настольных интеллектуальных игр.

Главные функции игрушек:

  • развитие логики, воображения, мелкой моторики;
  • помощь в выражении внутренних переживаний;
  • объединение с другими детьми в общей игре, социальная адаптация;
  • отвлечение внимания, повышение настроения;
  • заполнение времени ребенка.

Игрушек может быть не много, но разных. Игры помогают родителям лучше понять характер и способности ребенка.

Виды игрушек

Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:

Вид Описание Пример
Сюжетно-образные Изображают объекты окружающего мира Куклы

Фигурки животных, людей

Предметы обихода

Театральные

Карнавальные

Технические

Дидактические Для обучения и развития внимания, логики, фантазии Настольные игры с карточками, фишками и правилами

Конструкторы, наборы для строительства

Головоломки

Музыкальные игрушки

 

Спортивные Изображают спортивный инвентарь Мячик

Кегли

Ракетки

Боксерские груши

Баскетбольные, футбольные сетки

Стрелковые наборы

Настольные футбол, хоккей

Забавы Для развлечения, радости и хорошего настроения ребенка Матрешка

Неваляшка

Куклы на руку

Пружинка

Марионетки

Юла

Заводные

Игрушки по форме бывают цельные, разборные или трансформеры, а также в виде заготовок для склеивания и раскрашивания.

Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, бумаги. По функциям различают механические, электронные, магнитные и пневматические виды.

Как создаются игрушки

Домашнее изготовление и фабричное производство начинается с идеи. Ее переносят на эскиз, продумывают детали и функции, подбирают материалы.

Затем по эскизу делают выкройку или шаблоны, изготавливают модель, чтобы представить изделие в готовом виде.

На следующем этапе готовят детали из материалов, раскрашивают. Во время сборки добавляют механизмы и крепления. Собранное изделие дополнительно украшают наклейками, рисунками. Для кукол придумывают дизайн одежды и причесок.

Чем набивают мягкие игрушки

Плюшевых зверей и тряпичных кукол заполняют натуральными и синтетическими материалами. К натуральным наполнителям относятся:

  • вата;
  • шерсть;
  • соль, крупы, шелуха;
  • травы;
  • опилки.

Набивка из ароматных трав (лаванды, мелиссы) успокаивает ребенка.

Из синтетических наполнителей чаще используют синтепон и синтепух. Легкие материалы сохраняют форму после стирки.

Самые популярные игрушки у детей

С развитием технического прогресса на смену заводным птичкам и обезьянкам пришли электронные и радиоуправляемые питомцы. Но некоторые игрушки нравятся малышам с давних времен.

Потешки, куклы, миниатюры

Старорусская «Наковальня» известна с 9 века. Потешка выглядит как бревнышко, на концах которого сидят медведь и крестьянин и по очереди стучат молотками по наковальне. Куклы-дергунчики с веревочками вместо рук стали прототипами марионеток.

Туловище кукол-стригушек делали из перевязанной крест-накрест соломки, а крупенички шили из мешочков, наполненных зернышками.

Солдаты и лошади

Любимое русское животное – лошадь – сопровождала людей на хлебном и военном поле. Дети играли с деревянными лошадками-качалками, расписными повозками. Солдатики стали участниками детских забав после войны с Наполеоном. Оловянные и деревянные фигурки украшали расписными мундирами. Отдельно делали игрушечные пушки и барабаны.

Настольные игры

В годы правления Николая II в России любили играть в лото. По карточкам «Исторического лото» дети запоминали русских царей, а с помощью «Пифагорова лото» учили таблицу умножения. Первая русская настольная игра с полями и фишками называлась «Путешествие по России» и знакомила с достопримечательностями страны.

Елочные игрушки

До Революции на елку вешали украшения в виде ангелов, свечей, звезд. Позже новогоднее дерево увешивали пряниками, конфетами и фруктами. В советское время изготавливали стеклянные игрушки: солдатиков, часы, шишки, сосульки, фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Верхушку елки венчала красная звезда.

Герои мультфильмов и телепередач

Популярный герой, созданный Уолтом Диснеем — Микки Маус. В России и Японии любимым мультгероем стал Чебурашка. В современное время появились куклы-супергерои и игрушечные персонажи мультсериалов «Лунтик», «Маша и Медведь».

Плюшевый мишка завоевал любовь детей по всему миру. А. А. Милн написал книгу о дружбе мальчика и игрушечного медведя, по которой сняли советский и диснеевский мультфильмы о Винни-Пухе.

Почему нельзя дарить мягкие игрушки

Плюшевые медведи и другие мягкие зверюшки, особенно гигантского размера считаются, бесполезными для маленького ребенка. Они не развивают логику и мышление как головоломки и конструкторы. Огромный заяц или клоун может напугать малыша. Но ребенку нужны не только развивающие игры.

Мягкий мишка рядом поможет ребенку уснуть или отвлечься, почувствовать себя в безопасности в незнакомой ситуации, например, у врача. Детям можно дарить плюшевых «друзей» с трех месяцев, когда они познают мир с помощью прикосновений и тянутся к ним.

Для взрослых игрушечные медведи и зайцы – не лучший подарок, так как получатель может почувствовать себя инфантильным в глазах дарителя.