cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Гин триз педагогика – — ( ) — Bookz

Содержание

Анатолий Гин. Педагогика + ТРИЗ = ?

Словом «ТРИЗ» сейчас мало кого удивишь: публикации не только в специализированных изданиях, но и в «Огоньке», «Смене», «Учительской газете»... И все же — какое, самое общее, определение ТРИЗ вы можете дать для наших читателей? 
Позволю аналогию: возможно, вы наблюдали когда-нибудь, как строит гнездо оса... Упорно, слой за слоем, не покладая «рук». Хороший строитель? Да! Но только в стандартной ситуации, выверенной поколениями ос. Вот экспериментатор разрушает часть гнезда. А что оса? Да она не замечает разрушения! И достраивает свой дом, как будто ничего не произошло. К сожалению, в умении не замечать проблемные ситуации люди и осы — «близнецы-братья»...

  1. Ситуация 
    Большинство первоклассников (и не только первоклассников) аккуратно начинают новую страничку в тетрадке, но их терпения хватает до первой помарки — дальше ребенок стремится дописать лишь бы как, чтобы начать «новую жизнь» со следующей страницы. Эффект этот знаком учителям начальной школы. Но в нем можно увидеть и задачу: чем чаще дети будут открывать новую страницу, тем чище будут писать. Но не оставлять же по пол-листа недописанными? 
    Как быть?

Вот решение преподавателя курса РТВ (развития творческого воображения) на базе ТРИЗ школы № 51 Светланы Гин: тетрадки были порезаны пополам. И страница стала в два раза короче, и писать дети стали чище... Просто?

  1. А вот случай, с которым мы столкнулись, консультируя в Латвии. Заказчик — руководитель крупного частного предприятия, организовал вуз для молодых бизнесменов. Реклама обеспечила конкурс девять человек на место. И тут оказывается (пусть причина останется тайной Заказчика), что свежеиспеченных студентов придется отправить в колхоз на картошку. Казалось бы, разочарование студентов и падение престижа неизбежно... 
    Как быть?

Мы нарочно привели примеры изобретательских ситуаций в педагогике. Но их вокруг — в любой области деятельности — многие тысячи, если не миллионы...

А теперь — внимание! Задач — миллионы. А способов грамотного анализа ситуации, приемов разрешения противоречий, прогнозирования последствий принятого решения — значительно меньше. И ими можно научить пользоваться любого нормального человека. Собственно говоря, ТРИЗ — это и есть система инструментов «вскрытия» и решения проблемных ситуаций.

Но так ли необходимо изучать ТРИЗ, — ведь задачи появлялись и решались человеком с того момента, как он встал на «задние лапы» (и без всяких теорий...)?

 
Человечество, люди прошли долгий путь. Но чем больше они узнавали, тем больше становилось точек соприкосновения с неизвестным, неоткрытым, непознанным. Колумб вдали от Европы увидел берег — всего один новый факт. Но за этим фактом скрывался целый континент неизвестного. 
Больше знаний — больше и проблем. Они всегда решались «природными» талантами, гениями. Но мир меняется все стремительнее. Проблемы нарастают лавиной — экономические, технические, общественные. И их нужно решать вовремя, иначе... 
Сколько миллионов жизней сохранилось благодаря открытому А. Флемингом в 1929 году антибиотику — пенициллину? Не сосчитать... А скольких трагедий удалось бы избежать, будь он открыт на год, два, пятьдесят лет раньше? Но ведь пенициллин изучали, и свойства его были известны задолго до открытия Флеминга! Русские ученые В. Манассеин и А. Полотебнов опубликовали результаты своих опытов с пенициллином еще в 1871 году. Оставалось сделать один шаг, но помешал стереотип: разве может быть лекарством эта плесень? 
Последнее десятилетие «подарило» нам полтора десятка новых болезнетворных вирусов, да плюс модификации «старых знакомых». И это — норма, лучше не будет... Говорят, скупой платит дважды. А сколько раз мы будем расплачиваться за неумение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке? 
Что делать? Назад — в пещеры? Технику под пресс и стройными рядами на лоно природы — кто в пастухи, кто в пастушки, а кто в овечки? Но История знает только одно направление... 
Выход один: нам придется — никуда не денешься — готовить много сильных решателей.

В необходимости обучения ТРИЗ вы меня убедили. А достаточно ли этого, чтобы — пользуясь вашими словами — подготовить сильных решателей? 
Для стабильного, подчеркиваю — стабильного (!) решения нестандартных задач прежде всего необходим инструментарий. И это не только ТРИЗ. В идеале надо знать все то лучшее, что наработало человечество в технологиях разрешения проблемных ситуаций. 
Творческого человека отличает интуиция. Нет, это не только «божий дар». Это особым образом организованный творческий опыт. Вбитый в подсознание опыт решения нестандартных задач. Если хотите — это невербальное, скрытое знание закономерностей. Растущему человеку-решателю необходимо буквально купаться в творчестве. Для этого педагогам нужна база творческих, или так называемых открытых. задач. В ТРИЗ собрано большое количество учебных задач, как не требующих специальных знаний, так и по направлениям: физика, химия, биология, социология, бизнес, искусство, литература... Однако никакую базу задач нельзя считать достаточной. Задачи устаревают, и достаточно быстро. 

Кстати — развитая интуиция и серьезный инструментарий — это именно то, что дает человеку уверенность в своих силах. Согласитесь — немаловажный компонент характера. 
Что еще важно? Навыки организации творческого труда. Сюда входит планирование работы и учет времени, умение работать с базами данных, владение критериями оценки научной разработки и многое другое...

У нас страна — сплошная нестандартная ситуация. А как на далеком Западе — считают ли они воспитание изобретательского мышления актуальной задачей? 
Да, хоть на дальнем Западе, хоть на Ближнем Востоке, извините за каламбур. Это новое приоритетное направление педагогики развитых стран. Пока сделаны первые шаги. Чтобы не быть многословным, просто перечислю несколько фактов:

  • клуб юных инженеров «Розбери» в Англии регулярно проводит изобретательские конкурсы, имеет свои печатные издания;
  • руководители университета «Мэрдок» в Западной Австралии ввели экзамен по фантастике для будущих учителей;
  • в министерстве образования Израиля разрабатывается спецкурс по ТРИЗ для школьников. А в Иерусалимском Политехническом институте курс по ТРИЗ читается бывшим гомельчанином Г. Френклахом;
  • японская «Белая книга по науке и технике» рекомендует в качестве одной из главных задач на 1990-1994 годы разработать системы и концепции поиска талантов;
  • компания «Вестингауз» совместно с общественными организациями США ежегодно проводят конкурс школьных работ, именуемый «Поиск научных талантов»;
  • патентное ведомство США разработало специальную программу PROJECT XL, призванную поддерживать развитие навыков изобретательского мышления на всех уровнях учебы. Ведомство разработало также «Справочник ресурсов изобретательского мышления» для преподавателей...

Как бы не получилось, что ТРИЗ, как это не раз случалось с другими изобретенными у нас сильными технологиями, вернется к нам с Запада, но уже в новых одеждах — как чужеземное открытие... И все же традиционно «наш» вопрос: что Вы скажете о воспитании?

 
Мы с вами знаем — воспитывают не слова и лозунги. Воспитывает деятельность. Например, решение изобретательских задач. В них нет раз и навсегда установленного правильного ответа, зато всегда есть простор для вариантов. А это лучше любых призывов и душеспасительных бесед воспитывает уважение к другим мнениям. Уважение, столь необходимое нашим народам сегодня. 
Часто решаем с ребятами задачи, связанные с предотвращением аварий, спасением людей в сложных ситуациях.

  1. Например: человек упал в море с борта корабля. Пока он держится на плаву, нужно — как можно быстрей — ему помочь. Остановить сразу морской лайнер невозможно. Спускать шлюпки — долго. Спасательный круг далеко не бросишь, да и точность мизерная. 
    Как быть?

Вот одно из ряда решений, предложенных 
школьниками-кружковцами: прицельно выстреливаемая из специального ружья капсула «плюхается» рядом с «купающимся». Из нее выскакивает эластичная оболочка, мгновенно раздувающаяся под действием сжатого газа... 
Понятно, мы хотим получить результатом школы не громадную голову на тоненьких ножках, а Творческую Личность — с большой буквы! Хотя вырастить творческую личность гораздо сложнее, чем обучить основам ТРИЗ.

Предположим, ТРИЗ начнет широко распространяться в школы. Какие нежелательные эффекты можно при этом ожидать? 
Больше всего боюсь, что ТРИЗ будут школам и институтам навязывать. Любую идею можно погубить плохим исполнением — прецедент уже был в одной из бывших Союзных республик. Были также случаи, когда родители притаскивали своих детей в кружок ТРИЗ чуть ли не за шиворот. Но творчество не терпит насилия. Все известные мне кружки ТРИЗ хорошего уровня основаны на добровольном посещении — никакой «принудиловки».


Интервью брала Мария Ладина, учитель биологии, г. Гомель. Опубликовано в журнале «Адукация и выхаванне », № 2, 1994. — С. 111.

nsportal.ru

ТРИЗ-педагогика читать онлайн, Гин Анатолий Александрович

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица

Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.

О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов.[1]

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.[2]

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…

• Как зажечь внутренний огонь интереса?

• Чему и как нужно учить детей в современном мире?

• Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

• На эти и другие вопросы ответит эта книга.

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.

Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века. Какой? Давайте разбираться…

Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.

И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».

Может быть это – подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования.Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:

Раскроем содержание каждого направления подробнее.

I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция – следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.

II. Обучение методам решения творческих задач

ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей[3], используя их как вспомогательные.

Накоплен опыт преподаван ...

knigogid.ru

Читать онлайн "ТРИЗ-педагогика" автора Гин Анатолий Александрович - RuLit

Анатолий Гин

ТРИЗ-педагогика

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица

Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.

О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов.[1]

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.[2]

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…

• Как зажечь внутренний огонь интереса?

• Чему и как нужно учить детей в современном мире?

• Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

• На эти и другие вопросы ответит эта книга.

Глава 1. Чему и как учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

вернуться

Факт из книги: Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг Обучение Здоровье. М.: Просвещение, 1989. C. 205.

www.rulit.me

Что такое ТРИЗ-педагогика? - Образование для новой эры

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.

Рекомендуем также посмотреть материал
«Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» (Размышления о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике).

Список литературы
  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 1989.
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
  3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
  5. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  8. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  9. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2001.
  10. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
  11. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: «Лумина», 1988.
  12. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: «Лумина», 1989.
  13. Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
  14. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. — Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
  15. Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до.... — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
  16. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  17. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростовский университет, 1993.
  18. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.
  19. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
  20. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  21. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. — Гомель: «Сож», 1995.
  22. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка». — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
  23. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
  24. Нить в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1988.
  25. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1989.

Справку подготовил А. Гин   

trizway.com

Читать книгу «ТРИЗ-педагогика» онлайн полностью — Анатолий Гин — MyBook.

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица

Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.



О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов.[1]

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.[2]

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…

• Как зажечь внутренний огонь интереса?

• Чему и как нужно учить детей в современном мире?

• Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

• На эти и другие вопросы ответит эта книга.

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.

Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века. Какой? Давайте разбираться…



Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.

И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».

Может быть это – подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.


Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования.

Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

mybook.ru

ТРИЗ-педагогика. Обзорная статья - Образование для новой эры

ТРИЗ-педагогика — педагогическое направление, сформировалось в России в конце 80-х годов. В основу ТРИЗ-педагогики положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), используются и другие методы поиска новых идей.

Содержание статьи:

Цели и методы ТРИЗ-педагогики:

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование продуктивного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники могут изобретать игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника бизнес и др.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики, которые позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является умение применять соответствующие методики для решения реальных задач.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями, методом устранения психологической инерции (инерция мышления).

Принципы ТРИЗ-педагогики:

ТРИЗ-педагогика исходит из того, что в глобальном динамичном мире:

  • знания важнее природных ресурсов;
  • навыки важнее знаний;
  • умение обучаться важнее навыков;
  • умение творчески перерабатывать знания важнее умения обучаться1.

Принципы, исходя из которых разрабатывается содержание и педагогическая техника ТРИЗ-педагогики:

  1. Целостный мир описывает целостная система знаний;
  2. Качественные знания и умения формируются через творческую деятельность;
  3. Креативность - важнейшая составляющая современной личности;
  4. Ученик – субъект образования;
Литература по ТРИЗ-педагогике:

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по ТРИЗ-педагогической тематике.

1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 1989.
2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
5. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
6. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
8. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
9. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2001.
10. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
11. Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
12. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. — Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
13. Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до.... — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
14. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
15. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростовский университет, 1993.
16. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.
17. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
18. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
19. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. — Гомель: «Сож», 1995.
20. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка». — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
21. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
22. Нить в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1988.
23. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1989.
24. Гин С. И. Мир загадок: Методическое пособие для учителей начальной школы. / Школа креативного мышления — М.: «Вита-Пресс», 2012.
25. Гин С. И. Мир человека. / Школа креативного мышления — М.: «Вита-Пресс», 2013.
26. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: «Вита-Пресс», 2013.
27. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое: Серия «Библиотека Мир 2.0». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
28. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают: Серия «Библиотека Мир 2.0». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
29. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей: Серия «Библиотека Мир 2.0». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
30. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести: метод. пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
31. Гин А., Баркан М. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления. М.: Народное образование, 2014.
32. Гин А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить / М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
33. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Необычное в обычном: 50 креативных решений / Школа креативного мышления — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
34. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Необычное в обычном: 100 креативных решений / Школа креативного мышления — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
35. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Однажды в истории// Серия «Библиотека Мир 2.0». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 152 с.: ил.
36. Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. — Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
37. Гульназ Садыкова ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий — Москва: «Галактика», 2018.
38. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Воображайте! — Москва: «Галактика», 2018.
39. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Москва: «Галактика», 2018.

Ссылки:
Дополнительные материалы:

1. Гин А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить / М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 19 с.


Зарегистрироваться на семинары по ТРИЗ-педагогике для учителей можно здесь. 


Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.

ТРИЗ-педагогика как концепция современного образования

trizway.com

как сделать своего ребёнка гением.

Здравствуйте, друзья! Мы уже поговорили про ценность теории решения изобретательских задач и важность ее использования в учебно-воспитательных учреждениях разных уровней. Сегодня предлагаю вам сделать упор на принципах, задачах и функциях, которые содержит в себе ТРИЗ-педагогика. Чем она отличается от стандартных методов обучения, что дает детям (и не только) и для чего вообще нужна?

Давайте  разбираться вместе!

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Многие люди думают, что данная технология предназначена исключительно для того, чтобы учить грамотно мыслить тех, кто имеет отношение к изобретательству в той или иной его форме.То есть если, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался в данном ключе, то вы, соответственно, отдаете его в то учебное заведение, в котором практикуется методика.

Так вот, я спешу развеять данный миф! Конечно, ТРИЗ — это чрезвычайно полезно для больших и маленьких изобретателей. Но уникальность подхода как раз в том, что он универсален! А все потому, что теория решения изобретательских задач развивает творческое мышление. А это, в свою очередь, означает, что она очень важна решительно для каждого человека, для любой сферы деятельности.

Поэтому ТРИЗ выбирают все те, кто хочет, чтобы их чадо развивалось активно и гармонично. Чтобы ребенок рос сообразительным и креативным.

Где применяется ТРИЗ?

Да везде! Начинается все еще в детском саду. То есть в то золотое время, когда ребенок пребывает на пике своих способностей принимать и усваивать информацию. Полученные в это время азы становятся мощнейшим фундаментом для дальнейшего совершенствования малышей, усиления тех способностей, которые были им дарованы природой.

Кроме этого, дошколят при помощи ТРИЗ готовят к школе. Благодаря этому переход на новую важную учебную ступеньку для детей становится не таким сложным и стрессовым как для тех ребят, которые воспитывались без ТРИЗ.

Далее  методика задействуется в начальной школе. На этом этапе маленьким учащимся дается информационная база, которая поможет им в дальнейшей школьной жизни. Дети учатся решать свои первые школьные задачки, используя максимально эффективные и при этом наиболее простые способы.

Конечно, продолжается ТРИЗ в средних и старших классах. В это время у школьников есть возможность начать применять усвоенное на занятиях в той сфере, которая им непосредственно интересна. В тех областях, с которыми они планируют связать свою профессиональную деятельность.

Кроме этого, технике обучаются сегодня и уже вполне взрослые и состоявшиеся в профессии люди. Инженеры, маркетологи, бизнесмены, управленцы, рекламщики и т.д. То есть все, кто имеет хоть какое-то отношение к творчеству.

Кому  подойдет методика?

Сразу отмечу еще одно распространенное заблуждение. Так, многие свято уверены в том, что ТРИЗ — это способ развития одаренных детей с какими-то исключительными способностями. Если и вы, мои уважаемые читатели, придерживаетесь аналогичного мнения, то поспешу вас разубедить.

Без сомнения, теория решения изобретательских задач способна в разы усилить возможности тех ребят, которые от природы обладают некими талантами, способностями. Однако огромнейшую пользу методика принесет и тому ребенку, который не может похвастаться таким же большим багажом умений.

Развивая смекалку, умение мыслить незаурядно и смело, ТРИЗ выведет кроху на новый уровень развития, усилит или даже подарит те возможности, которых у малыша от природы не было или они были слабо развиты. Именно поэтому так важна ТРИЗ педагогика в начальной школе и при работе с дошколятами.

Цель и задачи для педагогов по ТРИЗ

Главная задача техники — формирование эффективного мышления и воображения, способных при работе с творческими задачами искать и находить те варианты решений, которые заведомо являются максимально продуктивными и верными. Тематика и уровень сложности задач при этом значения не имеют, т.к. ТРИЗ, как мы уже отмечали, универсальна.

Соответственно, именно эта базовая функция и стоит перед теми педагогами, которые применяют методику в своей работе с детьми или даже взрослыми людьми. Что касается более узких целей, то их много:

  • Минимизация «перебора вариантов» при решении задач.
  • Прогнозирование развития выбранной отрасли и поиск тех решений (в том числе, уникальных, новых), которые будут потенциально хороши в будущем.
  • Тренировка, совершенствование тех способностей, которые заложены в каждом учащемся от рождения.
  • Работа с коллективами. С целью увеличения КПД целой группы людей, работающих над некой общей задачей.

Принципы метода

 В основе ТРИЗ-педагогики лежат принципы:

  • Объективности законов развития системы. Решения должны находиться с учетом того, что любая система априори развивается определённым образом.
  • Противоречия. Внешние и внутренние факторы рождают в системах диссонанс. Решения задач должны быть такими, чтобы они помогали устранить эти противоречия.
  • Идеальности. При минимальных затратах должен быть получен наилучший результат.
  • Конкретности. Решения должны учитывать, что любая задача абсолютно конкретна, реальна, а человек ее решающий — индивидуален.
  • Кроме того обязательно обеспечить свободу выбора, открытость, деятельность, обратную связь.
  • https://www.litres.ru/anatoliy-gin/priemy-pedagogicheskoy-tehniki-svoboda-vybora-otkrytost-deyatelnost-obratnaya-svyaz-idealnost/?lfrom=165377464

Литература

Для обучения ТРИЗ я хотел бы посоветовать несколько отлично зарекомендовавших себя изданий.

Для педагогов:

  • Анатолий Гин «Приемы педагогической техники». В издании содержится множество приемов для работы по ТРИЗ и эффективной проверке знаний по пройденному материалу. Кроме этого, автор рассказывает про различные технологии организации классических и нетривиальных форм работы с учащимися.
  • Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика». Книга, которая будет полезна не только преподавателям, но и родителям. Вся информация подана максимально просто и понятно.

Для детей:

  • Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина». Ребятам в увлекательной игровой форме предложат вместе с пушистым товарищем находить правильные выходы из различных трудных ситуаций. Красочная, доброжелательная книга была переведена на несколько языков и издана не только на территории СНГ, но и в США, Чехии, Китае, Польше и других странах.

Для взрослых:

  • Юрий Саламатов «Как стать изобретателем». Кроме книги есть и полноценный обучающий курс, который позволит в совершенстве овладеть методикой и научиться продуктивно применять ее на практике. Работы автора в свое время снискали положительную оценку самого Генриха Сауловича Альтшуллера, советского исследователя, изобретателя и основателя ТРИЗ.

Ну, что, вроде как, ничего не забыл. Надеюсь, после этой статьи вы стали еще ближе к пониманию ценности этой удивительной методики. Как человек, постоянно совершенствующийся, а также как отец троих детей, я настоятельно вам рекомендую обратить на нее самое пристальное внимание. В конце концов, если потом вы поймете, что это не ваше (хотя я свято убежден в обратном), всегда можно будет отойти в сторону.

На этом все. Впереди — еще несколько статей по ТРИЗ. Так что до новых публикаций! Жду ваши комментарии — задавайте вопросы, делитесь личным опытом. Не забудьте оформить подписку на блог, чтобы не пропустить выход свежих материалов.

my-day.pro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *