cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фрикативное р: ЛОГОПЕД ДОМА — Звук «Р»

Постановка звука «Р». Бесплатные консультации логопеда-дефектолога. Детский портал Солнышко solnet.ee



Регистрация   /   ВХОД

Поиск по сайту




Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!

• Постановка звука «Р»

Спрашивает Вера
Скажите, пожалуйста, как мне научить ребенка произносить звук Р и ввести его в речь?

Спрашивает Люда
Моему сыну 10 лет. Он не выговаривает «р». Беременость проходила нормально, но из-за повышеного давления мне сделали кесарево. Физически и умственно он нормальный, учится хорошо. Можно ли в домашних условиях научить его выговаривать «р»? Помогите, пожалуйста, у меня последняя надежда на Вас.

Ответ

Начинать надо с комплекса артикуляционной гимнастики (см. в статье «Артикуляционная гимнастика» комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «р».

Когда органы артикуляционного аппарата будут готовы, приступать к постановке звука.

Наиболее распространенным является постановка звука «р» от звука «д», повторяющегося на одном выдохе: ддддд, с последующим, более фиксированным произношением последнего. Применяется также чередующиеся произношение звуков «т» и «д» в сочетаниях тд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков «д», «т» надо попросить малыша сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции «р» или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации (перед постановкой звука определите характер вибрации): задней и новой передней. Одновременно сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым), зашумленным.

Также можно попробовать другой способ постановки, который используется в том случае, если произношение шипящих звуков не нарушено.



Постановка звука «р» идет в 2 этапа: на 1-ом этапе ставится фрикативный звук «р» без вибрации от звука «ж» при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах, но можно, не закрепляя в слогах, перейти ко 2-му этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд (в домашних условиях можно заменить черенком чайной ложки или указательным пальцем). Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движением зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.

Данный прием приводит к положительным результатам. Но его недостаток в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно, и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки звука «р» от слогового сочетания «за» с несколько удлиненным произнесением первого звука «зззза». В ходе многократного повторения слогов ребенок по вашей просьбе перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного звука «р» в сочетании с гласным «а». После этого вводите зонд (указательный палец, черенок чайной ложки, шпатель), с его помощью приводите язык к вибрации. В момент возникновения вибрации должен быть слышен достаточно чистый звук «р», нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки не требуется специального введения звука в сочетании с гласным, т.к. сразу получается слог.

Но самый эффективный способ — обратиться к логопеду (очно) за помощью.

Материал подготовлен специально
для детского портала «Солнышко»
и опубликован 11 сентября 2008 г.

За советом к логопеду (все статьи)

Поиск по сайту

Популярное

Снежная королева
Сказки народов мира
День рождения ребенка
Спят усталые игрушки
Развивающие компьютерные игры
Песни о маме, бабушке
Обучалки   Стихи
Шоу, спектакли, квесты, сценки
Песни: ноты, караоке

Постановка звука {р} | Учебно-методический материал по логопедии на тему:

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р

Приёмы постановки звука Р (передненёбного) известны давно. По литературным данным, приведенным М.Е. Хватцевым, число их в начале прошлого века доходило до 50.

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть  связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой*.
  2. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».
  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного Р. Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный Р использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный Р хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упражнения.

  1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок
    говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары
    кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения
    можно вложить шпатель между коренными зубами.
  2. Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА… ТДЫ-
    ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.
  3. «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся
    «вниз» к верхним резцам.

  1. «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).
  2. «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.
  3. «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

  1. В момент произнесения учеником фрикативного Р его язык механически приводится
    в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки
    указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли
    тельно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите
    язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
  2. Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — ив это время приводит
    своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.

WALS Online — Озвучивание главы взрывными и фрикативными звуками

1. Введение

Как отмечалось в главе 5, одно из основных отличий согласных друг от друга заключается в сопутствующем действии гортани, при этом наиболее типичным положением гортани является такое, которое позволяет воздуху свободно проходить между голосовыми связками, а не между голосовыми связками. y такой, при котором голосовые связки вибрируют, создавая правильный голос. Один из аспектов этого противопоставления между звонкими и глухими согласными обсуждается в главе 5. В этой главе будет обсуждаться распределение контраста между звонкими и глухими согласными в двух основных классах согласных, внутри которых обычно встречается этот контраст. Эти два класса согласных — взрывные и фрикативные.

Взрывные звуки — это звуки, обычно связанные с буквами p, t, k; б, г, ж, , у которых поток воздуха из легких прерывается путем полного закрытия ротовой полости. Фрикативные звуки
— это звуки, обычно связанные с такими буквами, как f, s; v, z, , в котором воздух проходит через узкое сужение, из-за чего воздух течет турбулентно и, таким образом, создается шумный звук. Остальные классы согласных, встречающиеся в большинстве языков (носовые, «жидкие» и гласные аппроксиманты), в подавляющем большинстве случаев звонкие.

Глухие взрывные и фрикативные согласные встречаются в большем количестве языков, чем звонкие, но тем не менее звонкие типы встречаются относительно часто. В центре внимания этой главы будет то, насколько часто в языках встречается контраст между звонкими и глухими взрывными и фрикативными звуками и как распределяются такие контрасты. Язык будет считаться имеющим контраст между звонкими и глухими взрывными или фрикативными звуками только в том случае, если существует пара звуков, в которой место артикуляции и все другие основные характеристики пары, кроме категории звонкости, совпадают.

Таким образом, для английского языка такая пара слов, как rope и robe достаточно, чтобы установить, что английский язык имеет контрастное звучание взрывных звуков, поскольку конечные согласные в этих двух словах оба двугубные взрывные, и они различаются тем, что один глухой, а другой звонкий. Точно так же пары слов рис и подъем достаточно, чтобы показать, что в английском языке есть звуковой контраст фрикативов, поскольку конечные согласные в этих двух словах являются альвеолярными фрикативами, которые различаются по звучанию. На самом деле в английском языке есть три пары контрастных взрывных и четыре пары контрастных фрикативов. В языке чикасо (маскогский; алабамский и миссисипский) есть три глухих взрывных звука (двугубные, зубные и небные на месте), но есть только один звонкий, двугубный, пишется / b /. Этого, однако, достаточно, чтобы этот язык считался имеющим звонкую контрастность во взрывных формах. С другой стороны, Сенека (ирокезский язык; штат Нью-Йорк), как сообщается, имеет два глухих взрывных звука /t, k/, которые сочленяются в альвеолярных и велярных местах, и звонкий двугубный взрывной звук /b/.
Этот язык не считается имеющим контраст звонкости во взрывных формах, поскольку ни в одном месте артикуляции нет пары звонкий/глухой. Канела-Крахо (Ge-Kaingang; Бразилия), как сообщается, имеет один глухой фрикативный звук, который является небным на месте, и два звонких фрикативных звука, написанных / v, z /, которые произносятся в губно-зубных и альвеолярных местах. Поэтому этот язык не считается имеющим звонкую контрастность фрикативов, так как нет пары звонких и глухих фрикативов, образованных в одном и том же месте.

Значения Карты 4А. Озвучивание взрывных и фрикативных звуков
Перейти к карте
  Значение Представление
Нет контраста голоса 182
Голосовой контраст только во взрывчатых веществах 189
Голосовой контраст только в фрикативных звуках 38
Голосовой контраст во взрывных и фрикативных звуках 158
Итого: 567

2.

Географическое распределение голосовых контрастов

Около трети языков, рассмотренных для этой главы (32,0%),

не имеют голосового контраста ни во взрывных, ни в фрикативных формах , как это было определено выше. Наибольшая их концентрация наблюдается в Австралии, где подавляющее большинство языков имеют только глухие взрывные звуки и вообще не имеют фрикативов (см. главу 18). Значительное количество языков в Америке также попадают в этот класс, но в этих случаях в инвентаре согласных обычно присутствуют как взрывные, так и фрикативные звуки. Одним из типичных примеров является Zuni (изолированный; Нью-Мексико), в котором есть несколько глухих представителей классов взрывных и фрикативных согласных, но нет звонких членов ни одного из этих классов. Canela-Krahô, упомянутый выше, является менее типичным случаем, поскольку в нем есть как звонкие, так и глухие фрикативные звуки, но, тем не менее, ему не хватает контраста. Некоторые языки Африки и островов Тихого океана, попадающие в этот класс, имеют как звонкие, так и глухие взрывные звуки, но звонкие члены этого класса преназальные, т.
е. начинаются с той части, во время которой воздух выходит через носовой проход. Примером является паамский (океанический; Вануату). В нем есть глухие взрывные звуки / p , t , k / , но их звонкие аналоги слышны только с носовым началом как часть преназализированных звонких взрывных звуков, поэтому в этом языке нет прямого контраста звонких взрывных звуков. Отсутствие какого-либо голосового контраста также время от времени встречается в Восточной Азии.

Приблизительно еще одна треть (33,4%) обследованных языков имеет звуковой контраст во взрывных, но не во фрикативных . Этот тип господствует в самых южных частях Азии, где он характерен как для дравидийских языков, так и для языков других семейств, и распространен в Новой Гвинее. Он также хорошо представлен в Африке и Америке, но практически отсутствует в Европе и Западной Азии. В этих языках чаще всего есть несколько фрикативов, но только глухие. Африканским примером является йоруба (Дефойд, Нигер-Конго; юго-восточная Нигерия), который имеет три контрастные пары звонких и глухих взрывных звуков, а также три глухих фрикативных звука. Chickasaw, упомянутый ранее, также принадлежит к этой группе, хотя у него есть только одна контрастная взрывная пара. В нем четыре глухих фрикативных звука, но нет звонких. Ика (чибчан; Колумбия) и мурле (сурмик, нило-сахарцы; Эфиопия) являются необычными членами группы, поскольку сообщается, что они имеют только звонкие фрикативные звуки, которые, следовательно, не контрастируют с глухими аналогами. Сообщается, что у хуаве (уавеан; Оахака, Мексика) есть несколько глухих и несколько звонких фрикативов, но нет пар в одном и том же месте артикуляции, поэтому этот язык также принадлежит к этой группе.

Другая существенная группа языков имеет звонкий/глухой контраст как во взрывных, так и в фрикативных . Эта группа составляет 28,1% от общего числа, поэтому в ней немного меньше членов, чем в двух ранее описанных. Языки этой группы доминируют в Европе и Западной Азии, а также очень распространены в Африке, но довольно редки за пределами этих районов Старого Света. Большинство основных языков европейского колониализма, таких как португальский, английский, французский и русский, в настоящее время широко используемые за пределами их исконной родины, принадлежат к этой группе, и их влияние на языки коренных народов в районах их распространения, вероятно, будет все больше «вербовать» языки в группу (если языки коренных народов просто не заменяются). Обратите внимание, что испанский язык не считается звучащим контрастом во взрывных звуках, поскольку звуки, написанные буквами b, d, g произносятся не как взрывные звуки в большинстве случаев их появления в речи, а как звонкие фрикативные или аппроксимирующие. Таким образом, испанский язык относится к последней группе языков в этой классификации, к тем, в которых звучащий контраст фрикативных, но не взрывных звуков.

Лишь относительно небольшая часть языков, 6,7% от общего числа, имеют звонкую контрастность в фрикативных, но не во взрывных . Эти языки не проявляют большой тенденции к географическому скоплению, за исключением небольшой группы в западной субарктической зоне, где эта модель встречается в эскимосско-алеутских языках, а также в некоторых соседних языках на-дене. Сибирский юпик (эскимосско-алеутский; Сибирь), например, имеет три контрастные пары звонких/глухих фрикативов, но не имеет звонких взрывных звуков. Другие примеры этой группы включают Tsou, UMbundu и Mesa Grande Diegueño. Tsou (австронезийский язык; Тайвань) имеет контрастные пары фрикативов / f, v / и / s, z /, но только / p, t, k / в своем наборе взрывных звуков. Однако у Tsou есть имплозивы / ɓ, ɗ /, обсуждаемые в главе 7. UMbundu ( банту ; граница Анголы и Намибии ), напротив, имеет фрикативную пару / f, v /, но единственные звонкие смычки в языке — это взрывные звуки с преназализацией. Меса-Гранде-Диегеньо (Юман, Калифорния) имеет пять глухих фрикативов и шесть глухих взрывных звуков, но единственный прямой контраст по звучанию возникает в паре боковых фрикативов (см. главу 8).

3. Обсуждение

Если сложить числа по четырем категориям языков, обсуждаемым в этой главе, мы увидим, что контраст звучания во взрывных формах встречается значительно чаще, чем контраст звучания во фрикативах. В целом, 347 или 61,3% языков в опросе имеют звонкий/глухой контраст между по крайней мере одной парой взрывных звуков с контрастом в звонкости среди фрикативов или без него. Только 196 или 34,5% имеют звуковой контраст по крайней мере между одной парой фрикативов, с контрастом в звучании взрывных звуков или без него.

Поскольку существует гораздо больше языков, в которых фрикативное звукосочетание встречается в сочетании с взрывным звукосочетанием, чем тех, в которых оно встречается отдельно, это предполагает, что существует некоторое предпочтение в построении языков таким образом, чтобы фрикативное звукоизвлечение было «паразитическим». » по взрывному звучанию. Мы можем использовать общие частоты, чтобы рассчитать, какие числа можно было бы ожидать в нашей выборке, если бы взрывное и фрикативное звучание были распределены независимо друг от друга. Эти расчеты показывают, что около 120 языков, как ожидается, будут иметь комбинацию двух голосовых контрастов, а около 78 языков будут иметь только фрикативную голосовую контрастность. Эти числа достаточно отличаются от наблюдаемых сумм 158 и 38, чтобы показать, что появление фрикативного звучания в значительной степени зависит от наличия взрывного звучания в том же языке. В то же время, однако, появление фрикативного голосового контраста действительно демонстрирует явную географическую ограниченность, поскольку это явление особенно характерно для Старого Света и в значительной степени отсутствует в Америке, Австралии и Новой Гвинее и даже не особенно часто встречается в Южной и Восточной Азии. . Таким образом, одновременное появление голосовых контрастов как во взрывных, так и во фрикативных звуках может быть в значительной степени связано с территориальным распространением фрикативных голосов в языках Старого Света.

Praxis II для подготовительного курса ESL

Технические названия согласных говорят о звуке три вещи:

  1. Состояние голосовых связок (звонкие или глухие)
  2. Место артикуляции в голосовом тракте (двугубные и др.)
  3. Способ артикуляции или способ прохождения воздуха через голосовой тракт (фрикативный и т. д.)

Технические названия согласных следуют порядку, указанному выше. Так, например, то, что учитель в начальной школе обычно называет звуком «ф», технически называется «9».0125 глухой губно-зубной фрикативный звук . Термины, используемые в технических названиях, как и многие другие научные и технические термины, часто происходят от латинских корней.


Упражнение: Изучите технические названия

(Джо, здесь учащиеся должны уметь делать что-то вроде наведения курсора на термин и слышать звук, сопровождающий название, и наоборот. )

b

звонкий двугубный упор

д

стопор звонкий альвеолярный

ф

глухой губно-зубной фрикативный звук

ч

глухой гортанный фрикативный звук

к

глухой велярный упор

л

звонкая альвеолярная боковая жидкость

м

звонкий двугубный носовой

нет

звонкий альвеолярный носовой

р

глухой двугубный упор

с

глухой альвеопалатальный фрикативный звук

т

глухая альвеолярная стопа

v

звонкий губно-зубной фрикативный звук

ш

звонкое велярное скольжение

с

звонкий альвеопалатальный фрикативный звук

Упражнение: Изучите технические названия

Символы IPA, связанные со многими согласными звуками речи, уже знакомы носителям английского языка, и они даже представляют тот же звук, который NSE привык ассоциировать с этим символом. . К ним относятся следующие (сделайте это тоже как-то интерактивным):

б

звонкий двугубный упор

д

стопор звонкий альвеолярный

ф

глухой губно-зубной фрикативный звук

ч

глухой гортанный фрикативный звук

к

глухой велярный стоп

л

звонкая альвеолярная боковая жидкость

м

звонкий двугубный носовой

нет

звонкий альвеолярный носовой

р

глухой двугубный упор

с

глухой альвеопалатальный фрикативный звук

т

глухой альвеолярный стоп

v

звонкий губно-зубной фрикативный звук

ш

звонкое велярное скольжение

с

звонкий альвеопалатальный фрикативный звук

Упражнение: Изучение технических названий

Другие согласные звуки могут быть записаны знакомыми символами, но представляют собой звуки, отличные от тех, к которым привык носитель английского языка. Другие могут иметь более одного звука в английском языке, но только один из двух в IPA. Наконец, другие согласные звуки записываются совершенно незнакомыми символами. Это требует практики (сделать интерактивным).

г

звонкий велярный стоп

к

звонкое небное скольжение

ŋ

звонкий велярный носовой

д’

звонкая небная аффриката

глухая небная аффриката

ʃ

глухой небный фрикативный звук

ʒ

звонкий небный фрикативный звук

θ

глухой межзубный фрикативный звук

ð

звонкий межзубный фрикативный звук

ʍ

безмолвное велярное скольжение

Упражнение: Изучение технических названий

Некоторые другие символы могут использоваться в дополнение к уже перечисленным основным звукам. Эти символы представляют собой звуки английского языка, которые большинство носителей языка не осознают, что они воспроизводятся, и которые не представлены в практической орфографии английского языка. (Сделать интерактивным)

ɾ звонкий альвеолярный лоскут
ʔ гортанная стопа
_ ч аспиратор стоп

Наконец, хотя IPA включает уникальный символ [ɹ] для звонкой альвеолярной ретрофлексной жидкости, Praxis не использует этот символ и вместо этого использует r из латинского алфавита для английского ретрофлекса.

Таблица ниже соответствует стандартному формату IPA, показывая термины, связанные с передней частью речевого тракта (губы) слева и перемещаясь назад по речевому тракту, пока все звуки, воспроизводимые дальше всего в речевом тракте, не будут путь справа. В этой таблице показаны только согласные в английском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *