Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие подготовки студентов к педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды дошкольной организации с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
Please use this identifier to cite or link to this item:http://hdl.handle.net/10995/32071
Title: | Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды дошкольной организации с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов |
Authors: | Усынина, Т. А. |
Issue Date: | 2015 |
Publisher: | Уральский федеральный университет |
Citation: | Усынина Т. А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды дошкольной организации с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов / Т. А. Усынина // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13–14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е. В. Патраков. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — С. 163-169. |
Abstract: | The article discusses the problem of creating a group of preschool organization psychologically comfortable and safe learning environment by providing preschoolers personal space and privacy. Element of such a comfortable space became Area psychological relief. The creation of such places can become one of the prerequisites for building motivation to preserve the health of preschool children. В статье рассмотрены проблемы создания в группе дошкольной организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды посредством предоставления дошкольнику личного пространства и уединения. Элементом такого комфортного пространства стал уголок психологической разгрузки. Создание таких уголков может стать одной из предпосылок формирования мотивации к сохранению здоровья у дошкольников. |
Keywords: | PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL PROCESS PSYCHOLOGICAL HEALTH COMFORTABLE SPACE A CORNER OF PSYCHOLOGICAL RELIEF CORNER OF SOLITUDE ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КОМФОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ |
URI: | http://hdl. handle.net/10995/32071 |
Conference name: | Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства» |
Conference date: | 13.11.2014-14.11.2014 |
RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=24105165 |
ISBN: | 978-5-905227-10-3 |
Origin: | Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства. — Екатеринбург, 2015 |
Appears in Collections: | Конференции, семинары |
Show full item record Google Scholar
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы
С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. В настоящее время все школы переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, что задает новые требования к образовательным учреждениям. В Федеральном государственном образовательном стандарте (В ред. от 18 мая 2015 года) утверждается и закономерно ставится вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС (В ред. от 18 мая 2015 года) определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения [4].
Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе.
Безопасность образовательного учреждения:
— это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
— это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.
Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:
1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, милицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.
2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по образовательному учреждению.
4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил безопасности.
5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.
6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с
правилами и тактикой безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной
сигнализации, состоянием технических средств защиты.
8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.
10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и
безопасности окружающих.
11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам [2, с. 26].
Кроме того, начальная ступень обучения – чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребенка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников [1, с. 108].
В первые дни у школьников можно заметить так называемый «кризис семи лет». Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка, общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.
Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.
Например, чтобы период адаптации школьников прошел спокойнее, родителям нужно заранее подготовить ребенка к школьной жизни:
— за месяц поменять режим дня;
— заранее познакомить ребенка и со школой, и возможно с учителем;
— в первые недели не загружать ребенка различными внеурочными кружками, секциями, репетитором;
— нужно уделять внимание состоянию ребенка: каждый день обсуждать, как прошел учебный день, помогать, поддерживать быть для него опорой.
Такая подготовка ребенка родителями может способствовать лучшей адаптации и снижению тревожности ребенка в первые дни обучения. Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы.
При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.
В качестве показателей психологической безопасности образовательной среды М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности школьной средой [4, с. 41]. Процесс психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности школьников опирается на ряд важных организационных принципов, среди которых — системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества учащегося и педагога в области создания условий информационной безопасности личности школьника [3, с. 12].
Создание образовательной среды в школе предусматривает внедрение специального педагогического обеспечения данной работы. По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении [6, с. 46]. Педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом.
Создание психологически безопасной среды обучения – CMA
Психологически безопасная учебная среда, способствующая рискованному поведению в межличностных отношениях, например разговорам или просьбам о помощи, критически важна для студентов-медиков и резидентов.
На безопасность учебной среды часто влияет «скрытый учебный план»: повседневные взаимодействия, которые неявным образом учат студентов-медиков приемлемым ценностям и поведению. (Узнайте больше о скрытом учебном плане из подкаста CMA Sound Mind.)
Важность безопасной среды обучения
Безопасность среды обучения может иметь ряд долгосрочных последствий, которые в конечном итоге могут повлиять на уход за пациентами.
Результаты учебной среды
Психологическая безопасность в медицине – это чувство комфорта в самовыражении, в том числе в выражении ошибок и опасений, без боязни смущения или насмешек. Небезопасная среда обучения может вызвать у учащихся-медиков чувство беспокойства, стыда или неадекватности. В результате они могут задавать меньше вопросов или меньше высказываться.
В отличие от этого, безопасная среда обучения побуждает к вовлечению. Студенты не стесняются задавать вопросы и уделять больше внимания поставленной задаче. Исследование, опубликованное в Academic Medicine , показало, что студенты-медики, которые не чувствовали осуждения, лучше могли сосредоточиться на учебе и строить поддерживающие отношения между наставником и подопечным.
Психологическая безопасность и сообщения о нежелательных явлениях
Психологическая безопасность является решающим фактором, побуждающим врачей-резидентов сообщать о нежелательных явлениях. Исследование, опубликованное в 9Медицинское образование 0017 * обнаружило, что уменьшение предполагаемого дисбаланса власти и повышение инклюзивности лидеров привели к тому, что жители чувствовали себя в большей психологической безопасности и, в свою очередь, с большей вероятностью сообщали о событии.
Психологическая безопасность в обратной связи
Психологическая безопасность также побуждает учащихся-медиков участвовать в интерактивном диалоге и совместном конструировании знаний. В другом исследовании, опубликованном в журнале Medical Education *, исследователи проанализировали видеоролики с обычной официальной обратной связью в клинической практике. Они обнаружили, что преподаватели, которые создавали психологически безопасную среду обучения, делали это следующим образом:
- Подготовка сцены для диалога и откровенности
- Действовать как союзник
- Сосредоточение внимания на постоянном улучшении
- Поощрение интерактивного диалога
*Примечание. Этот товар необходимо приобрести или взять напрокат .
Создание культуры хорошего самочувствия
Продвижение здорового образа жизни для врачей, студентов и резидентов важно во всех контекстах, включая среду обучения, как обсуждалось в подкасте Making the Rounds. Чтобы поддерживать здоровье, необходимо преодолеть такие барьеры, как личная неуверенность, травматический опыт, огромные временные затраты и стресс, связанный с навигацией по сложной системе.
В статье, опубликованной AMA , подробно описаны некоторые способы устранения этих барьеров. К ним относятся:
- Изменение культуры медицинского образования
- Проведение оздоровительных мероприятий
- Расширение ресурсов по охране психического здоровья
- Обеспечение устойчивости
- Сосредоточение внимания на позитиве
- Укрепление социальных сетей
Узнайте больше о школьных оздоровительных ресурсах.
Почему психологическая безопасность имеет значение в классе
Психологическая безопасность: это термин, который может иметь огромное значение, когда речь идет о преподавании и обучении, особенно при работе в группах. Но это также термин, о котором некоторые никогда не слышали. Что такое психологическая безопасность и почему она важна в школах?
Это отчасти то, что преподаватели из Гарварда и других стран исследовали на прошлой неделе в рамках ежегодной конференции Гарвардской инициативы по обучению и преподаванию (HILT) 2022 года «Командная работа: содействие групповой динамике и поощрение сотрудничества студентов».
HILT — это общеуниверситетская инициатива, начатая в 2011 году и направленная на инновации и повышение качества обучения и преподавания в Гарварде.Открывая однодневное мероприятие, Ракеш Курана, декан Гарвардского колледжа, сказал, что «успех почти всегда зависит от командной работы». Но заставить студентов работать более совместно — а затем привнести этот совместный образ мышления в рабочий мир — не данность, сказал он. «Ожидается, что студенты, выходящие из колледжа, автоматически будут знать, как работать в команде. На самом деле это неправда».
Одним из препятствий, по его словам, является то, что доверие в классе часто не устанавливается, когда команды впервые собираются вместе. По его словам, без этого доверительного климата студенты и преподаватели могут не чувствовать себя «психологически безопасными», чтобы вести откровенные, а иногда и сырые обсуждения или мозговой штурм, которые не полностью сформированы. Им также будет неудобно передумать, когда они столкнутся с глубоко укоренившимся убеждением.
«Кто-нибудь на самом деле учил вас, как это делать — как изменить свое мнение?» — сказала Луана Маркес, адъюнкт-профессор психологии Гарвардской медицинской школы, о своих учениках. «Это то, что мы не всегда делаем, но должны делать».
«Кто-нибудь на самом деле научил вас, как это сделать — как изменить свое мнение? Это то, что мы не всегда делаем, но должны делать».
Хурана сказал, что осознал важность этого во время своего рабочего дня в начале этого семестра, когда несколько студентов пришли поговорить о «проблемных областях» в классе. Были смешанные реакции. Некоторые задавались вопросом, почему в обсуждениях в классе разрешалось поднимать определенные стереотипы, в то время как другие хотели поднять эти темы, но не хотели показаться расистскими или сексистскими, поэтому промолчали.
«Нас всех умаляли, — говорит Курана.
Бет Эймс Альтрингер Игл, профессор инженерии в Университете Брауна и бывший преподаватель Гарвардского университета, добавила, что преподавателям важно понимать, как психологическая безопасность часто ставится под сомнение, сознательно или неосознанно, студентами.
«Безопасно ли мне совершать разумные ошибки? Безопасно ли рисковать?» она говорит. «Легко ли просить помощи у других? Будут ли оценены мои уникальные навыки?»
Для профессора школы Эда Моники Хиггинс это начинается с быстрого сканирования комнаты, когда она входит в класс.
«Сначала я смотрю на энергию», — говорит она. — Люди разговаривают друг с другом? Если энергии мало, она задает вопросы, чтобы заставить их говорить.
Хурана сказал, что цель состоит в том, чтобы перейти к классным комнатам, где «мы серьезно относимся к проблеме, но не друг к другу».
Пример того, как это происходило на одном из курсов Хиггинса по лидерству, когда студенты разделились на команды, чтобы обсудить тематическое исследование в Фергюсоне, штат Миссури, где 18-летний Майкл Браун был застрелен полицией в 2014 году. Скорее вместо того, чтобы быть мудрецом на сцене или заставлять студентов высказывать и защищать свои чувства по поводу дела, она обратилась к объединению.
«У всех нас есть контекст и история. И вы должны быть уязвимы со своими собственными линзами, чтобы помочь другим растянуть их».
«Я украла тактику у Zoomland», — говорит она. «Я разделяю их на группы поменьше, по трети. Каждая группа рассматривала точку зрения одного из трех суперинтендантов школьного округа, соседнего с Фергюсоном». Она попросила их не объединяться с людьми, с которыми они обычно тусовались, и, рассматривая конкретную точку зрения, подумать о том, что их удивило и о чем они раньше не думали.
«Углубление эмпатии к нашим ученикам очень важно, — сказала Хурана, — и единственный способ сделать это — принять точку зрения кого-то другого, как это сделала Моника со своими учениками». Создание такого рода безопасного пространства в классе по сложной, деликатной теме позволило «объективно отстраниться» и расширить наш «круг нас», сказал он.
Маркес сказал, что в таких случаях преподавателям также важно осознавать, что они приносят в класс свою собственную линзу.