Деепричастия с не примеры слитно – Деепричастие с «не» пишутся слитно. Примеры предложений
Деепричастие с «не» пишутся слитно. Примеры предложений
Ряд деепричастий пишутся с «не» слитно. Рассмотрим их и приведем примеры предложений, в которых употреблены деепричастия, пишущиеся с «не» слитно.
Общеизвестно, что отрицательная частица «не» с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, например:
- не рисовать — не рисуя;
- не готовиться — не готовясь;
- не создать — не создав, не создавши;
- не отправиться — не отправившись.
Но все же в русской орфографии существует слитное написание деепричастий с не-, когда эта глагольная форма образована от слова, в котором начальное не- является частью корня. Без не- глагол не употребляется. Образуем от таких глаголов деепричастия:
- нежится — нежившись;
- недоумевать — недоумевая;
- ненавидеть — ненавидя;
- негодовать — негодуя;
- неистовствовать — неистовствуя;
- невзлюбить — незлюбив;
- недомогать — недомогая;
- невзвидеть белого света — невзвидев белого света.
Начальное не- пишется слитно в составе деепричастий, образованных от глаголов с приставкой недо-, которая придает значение незавершенности или неполноты действия, например:
- недоплатить зарплату — недоплатив зарплату;
- недополучать внимание и заботу — недополучая внимание и заботу;
- недосевать поле — недосевая поле;
- недосмотреть малыша — недосмотрев малыша;
- недослышать — недослышав;
- недолюбливать шум и суету — недолюбливая шум и суету;
- недописать статью — недописав статью;
- недоспать — недоспав;
- недосчитаться — недосчитавшись.
Примеры предложений, в которых «не» с деепричастиями пишется слитно
Нежившись на солнце, белый пушистый котенок привлекал всеобщее внимание.
Неистовствуя и размахивая руками, толпа болельщиков громко выкрикивала слова одобрения любимой футбольной команде.
Негодуя по поводу отказа в решении вопроса, мужчина вышел из учреждения.
Невзлюбив шумного соседа, старик старался не общаться с ним.
Недомогая с самого утра, женщина чувствовала слабость во всем теле и головокружение.
Он побежал прочь невзвидев белого света от ярости.
Ненавидя рутинную и скучную работу, она занялась творчеством.
Недослышав вопрос, старик ответил мне невпопад.
Накануне недоспав, студент был рассеян и невнимателен на лекции.
Недописав статью, автор не мог отдать её в печать.
Недополучая внимание и заботу родственников, старик чувствовал себя одиноким.
Недолюбливая шум и суету городских улиц, он часто гулял по тихим аллеям старого парка.
Недосчитавшись цыплят, хозяйка пошла искать их на луг.
russkiiyazyk.ru
Написание НЕ с деепричастиями. Видеоурок. Русский язык 7 Класс
Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. Также рассмотрите случаи субстантивации, когда деепричастие переходит в разряд предлога.
Тема: Деепричастие
Урок: Написание НЕ с деепричастиями
Как и глаголы, деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно
Например: Он смотрел, не мигая. Она вошла, не улыбнувшись.
Если деепричастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно:
Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.
Различение приставки НЕДО- и сочетания частицы НЕ и приставки ДО-
Как и при написании глаголов, при написании деепричастий следует различать слова с приставкой недо- и слова с отрицательной частицей не и приставкой до-.
Приставка недо- придает глаголам и деепричастиям значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой:
Глаголы и деепричастия с частицей не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: Не доев суп, мальчик побежал гулять.
Домашнее задание:
Упражнение № 172, 173. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание №1. Спишите, распределив в 2 колонки: слитно/ раздельно. Определите и надпишите часть речи (глагол/деепричастие).
(Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русский язык (Источник).
Дидактические материалы. Раздел «Морфология. Деепричастие»
2. Русский язык (Источник).
НЕ с деепричастиями.
3. Тамара Крюкова (Источник).
Правила орфографии. Правописание НЕ с деепричастиями.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
interneturok.ru
НЕ пишется раздельно | НЕ пишется слитно | |||
правило | примеры | правило | примеры | |
Глагол | НЕ с глаголами всегда пишется раздельно | не хотеть, не спешить, не думать | Если глагол без НЕ не употребляется | несдобровать, неволить, нездоровиться |
Если глагол образован при помощи приставки недо- и обозначат неполное действие | недосчитать, недоесть, недослышать (но не дочитать книгу до конца) | |||
Деепричастие | НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно | не закрывая, не поднимая, не дойдя | Если деепричастие образовано от глагола, который без НЕ не употребляется | ненавидя, недоумевая, негодуя |
Если деепричастие образовано при помощи приставки недо- (от глагола с приставкой недо-) | недосмотрев, недоделав, недосказав | |||
Причастие | Если причастие имеет зависимые слова | не проснувшийся в девять утра студент, не сделанная к сроку работа, не скошенное рабочими поле | Если причастие употребляется без зависимых слов | непроснувшийся студент, несделанная работа, нескошенное поле |
Если в словосочетании или предложении есть противопоставление с союзами но, а | решение не продуманное, а спонтанное; руки не вымытые, а грязные; ваза не разбитая, а целая | Если причастие образовано при помощи приставки недо- (от глагола с приставкой недо-) | недоговоривший, недооценивший, недопонимаемый | |
Все краткие причастия | не написан, не собран, не укрыт | Если причастие образовано от глагола, который без НЕ не употребляется | несдобровавший, ненавидящий, негодующий |
obrazovaka.ru
правило, исключения и трудные случаи 🚩 загадки с деепричастиями с не 🚩 Школы
Основное правило написания частицы «не» с деепричастиями заключается в том, что частицу следует писать отдельно. Это легко запоминается аналогией с глаголами: раз «не» с глаголами пишется раздельно, то и «не» с деепричастиями, которые образованы от этих глаголов, тоже пишется раздельно. К примеру: не слушая, не создавая, не умея. На уроке он занимался своими делами, не слушая учителя.
«Не» с деепричастием пишется слитно только в одном случае: если без «не» слово вовсе не употребляется. К примеру: ненавидя, невзлюбив, негодуя. Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. «Не» в данном случае нельзя убрать, это часть слова.
Еще одна небольшая сложность состоит в том, что частицу «не» легко перепутать с приставкой «недо». Приставка является частью слова и пишется слитно: недоделав, недооценивая, недосыпая. Он ушел с работы, недоделав отчет. В данном случае корнем слова будет «дел», а «недо» — приставка, неотделимая от корня.
Главная сложность написания «не» с деепричастиями заключается в употреблении омонимичных форм. То есть, одинаковые по звучанию слова в русском языке могут иметь разное лексическое значение, и, соответственно, разное написание.
К примеру, слова «недоедая» и «не доедая» имеют разный смысл и поэтому пишутся по-разному. Мама уходит на работу, не доедая завтрак. Здесь слово использовано в значении «не съедает целиком». В этом случае «не» пишется раздельно. Во время войны люди жили, недоедая месяцами. Здесь смысл иной – «не наедались до конца». Такой вариант пишется слитно.
Также часто делаются ошибки из-за неотличимых на слух друг от друга деепричастий и производных предлогов. К примеру: «не смотря на» и «несмотря на». Не смотря на небо, он двинулся в путь. В этом случае использовано деепричастие, которое пишется раздельно с «не». Несмотря на температуру, она пошла в школу. Здесь «несмотря на» — производный предлог, а он пишется слитно.
Чтобы легко отличить деепричастие от предлога, нужно задать вопрос к интересующему слову. Так к деепричастию подойдет вопрос: «Что делая?» или «Что сделав?» Он двинулся в путь, что делая? Не смотря на небо. Ко второму предложению вопросы деепричастий не подходят.
Также деепричастие бывает легко определить, потому что его можно заменить глаголом без искажения смысла в предложении. Он двинулся в путь и не смотрел на небо. Второй пример таким же образом трансформировать нельзя.
www.kakprosto.ru
Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме: Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Тема урока: Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.
2. Развивающие: формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
3. Воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.
Приемы работы:
— работа с карточками, с таблицей, с текстом, с учебником.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
— Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.
— Взаимопроверка упр. 139.
3. Работа по карточкам (у доски работают 2 ученика).
— Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания и вставить орфограммы.
№ 1. Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)
№ 2. Подсели к костру всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.
- 4. Письмо под диктовку. Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.
— Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.
5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.
(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).
— Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.
Глаголы | Деепричастия | ||
Раздельно | Слитно | Слитно | Раздельно |
не спешить | негодовать | негодуя | не спеша |
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются ( как и глаголы).
6. Тренировочные упражнения.
— Упр. 144.
Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.
— Упр. 146
7. Запись текста с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст проецируется на экран.
Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.
Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню… (М. Пришвин.)
8. «Чужой» среди «своих»? Найдите его (задание проецируется на экран) :
А) (Не) дождавшись.
Б) (Не) догорев
В) (Не) довольствуясь
Г) (Не) дооценив.
Д) (Не) добросив
А) (Не) здороваясь
Б) (Не) завлекая
В) (Не) навидя
Г) (Не) ответив
Д) (Не) чувствуя.
9. Подведение итогов урока.
– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.
Домашнее задание: упр. 145.
nsportal.ru
правило, исключения и трудные случаи
Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:
- Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.
- Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.
Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:
- Отец, недосыпая, ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.
Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.
Сравним:
- Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
- Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.
Ориентируясь на категорически раздельное написание НЕ с деепричастиями, многие забывают о производных предлогах и наречиях.
Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».
Примеры трудных случаев правописания:
- Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
- Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
- Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
- Выходите из комнаты немедля (наречие)!
Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.
Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:
- Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.
Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.
Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:
- Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.
К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».
fb.ru
«Не» с деепричастиями: правила правописания :: SYL.ru
Деепричастие – такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно – вот в чем вопрос!
Когда употребляется раздельное написание
Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно. Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.
Когда необходимо слитное написание
Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями – примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.
Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.
Нестандартные ситуации
Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.
Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» – это предлог. И написание здесь слитное. А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» – деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель – «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно. К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму – можно.
Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».
И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» – это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором – слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).
Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.