cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Деепричастия с не примеры слитно – Деепричастие с «не» пишутся слитно. Примеры предложений

Деепричастие с «не» пишутся слитно. Примеры предложений

Ряд дее­при­ча­стий пишут­ся с «не» слит­но. Рассмотрим их и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых упо­треб­ле­ны дее­при­ча­стия, пишу­щи­е­ся с «не» слит­но.

Общеизвестно, что отри­ца­тель­ная части­ца «не» с гла­го­ла­ми и дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

  • не рисо­вать — не рисуя;
  • не гото­вить­ся — не гото­вясь;
  • не создать — не создав, не создав­ши;
  • не отпра­вить­ся — не отпра­вив­шись.

Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не-, когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не- явля­ет­ся частью кор­ня. Без не- гла­гол не упо­треб­ля­ет­ся. Образуем от таких гла­го­лов дее­при­ча­стия:

  • нежит­ся — нежив­шись;
  • недо­уме­вать — недо­уме­вая;
  • нена­ви­деть — нена­ви­дя;
  • него­до­вать — него­дуя;
  • неистов­ство­вать — неистов­ствуя;
  • невзлю­бить — незлю­бив;
  • недо­мо­гать — недо­мо­гая;
  • невзви­деть бело­го све­та — невзви­дев бело­го све­та.

Начальное не- пишет­ся слит­но в соста­ве дее­при­ча­стий, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой недо-, кото­рая при­да­ет зна­че­ние неза­вер­шен­но­сти или непол­но­ты дей­ствия, напри­мер:

  • недо­пла­тить зар­пла­ту — недо­пла­тив зар­пла­ту;
  • недо­по­лу­чать вни­ма­ние и забо­ту — недо­по­лу­чая вни­ма­ние и забо­ту;
  • недо­се­вать поле — недо­се­вая поле;
  • недо­смот­реть малы­ша — недо­смот­рев малы­ша;
  • недо­слы­шать — недо­слы­шав;
  • недо­люб­ли­вать шум и суе­ту — недо­люб­ли­вая шум и суе­ту;
  • недо­пи­сать ста­тью — недо­пи­сав ста­тью;
  • недо­спать — недо­спав;
  • недо­счи­тать­ся — недо­счи­тав­шись.

Примеры предложений, в которых «не» с деепричастиями пишется слитно

Нежившись на солн­це, белый пуши­стый коте­нок при­вле­кал все­об­щее вни­ма­ние.

Неистовствуя и раз­ма­хи­вая рука­ми, тол­па болель­щи­ков гром­ко выкри­ки­ва­ла сло­ва одоб­ре­ния люби­мой фут­боль­ной коман­де.

Негодуя по пово­ду отка­за в реше­нии вопро­са, муж­чи­на вышел из учре­жде­ния.

Невзлюбив шум­но­го сосе­да, ста­рик ста­рал­ся не общать­ся с ним.

Недомогая с само­го утра, жен­щи­на чув­ство­ва­ла сла­бость во всем теле и голо­во­кру­же­ние.

Он побе­жал прочь невзви­дев бело­го све­та от яро­сти.

Ненавидя рутин­ную и скуч­ную рабо­ту, она заня­лась твор­че­ством.

Недослышав вопрос, ста­рик отве­тил мне нев­по­пад.

Накануне недо­спав, сту­дент был рас­се­ян и невни­ма­те­лен на лек­ции.

Недописав ста­тью, автор не мог отдать её в печать.

Недополучая вни­ма­ние и забо­ту род­ствен­ни­ков, ста­рик чув­ство­вал себя оди­но­ким.

Недолюбливая шум и суе­ту город­ских улиц, он часто гулял по тихим алле­ям ста­ро­го пар­ка.

Недосчитавшись цып­лят, хозяй­ка пошла искать их на луг.

russkiiyazyk.ru

Написание НЕ с деепричастиями. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. Также рассмотрите случаи субстантивации, когда деепричастие переходит в разряд предлога.

Тема: Деепричастие

Урок: Написание НЕ с деепричастиями

Как и глаголы, деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно

Например: Он смотрел, не мигая. Она вошла, не улыбнувшись.

Если деепричастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно:

Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.

Различение приставки НЕДО- и сочетания частицы НЕ и приставки ДО-

Как и при написании глаголов, при написании деепричастий следует различать слова с приставкой недо- и слова с отрицательной частицей не и приставкой до-.

Приставка недо- придает глаголам и деепричастиям значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой:

Они ринулись в бой, недооценив силы противника.

Глаголы и деепричастия с частицей не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: Не доев суп, мальчик побежал гулять.

 

Домашнее задание:

Упражнение № 172, 173. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Спишите, распределив в 2 колонки: слитно/ раздельно. Определите и надпишите часть речи (глагол/деепричастие).

(Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Русский язык (Источник). 

    Дидактические материалы. Раздел «Морфология. Деепричастие»

2. Русский язык (Источник). 

    НЕ с деепричастиями. 

3. Тамара Крюкова (Источник). 

    Правила орфографии. Правописание НЕ с деепричастиями. 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

interneturok.ru

НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями – правописание и примеры

НЕ пишется раздельно НЕ пишется слитно
правило примеры правило примеры
Глагол НЕ с глаголами всегда пишется раздельно не хотеть, не спешить, не думать Если глагол без НЕ не употребляется несдобровать, неволить, нездоровиться
Если глагол образован при помощи приставки недо- и обозначат неполное действие недосчитать, недоесть, недослышать

(но не дочитать книгу до конца)

Деепричастие НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно не закрывая, не поднимая, не дойдя Если деепричастие образовано от глагола, который без НЕ не употребляется ненавидя, недоумевая, негодуя
Если деепричастие образовано при помощи приставки недо- (от глагола с приставкой недо-) недосмотрев, недоделав, недосказав
Причастие Если причастие имеет зависимые слова не проснувшийся в девять утра студент, не сделанная к сроку работа, не скошенное рабочими поле Если причастие употребляется без зависимых слов непроснувшийся студент, несделанная работа, нескошенное поле
Если в словосочетании или предложении есть противопоставление с союзами но, а решение не продуманное, а спонтанное;

руки не вымытые, а грязные;

ваза не разбитая, а целая

Если причастие образовано при помощи приставки недо- (от глагола с приставкой недо-) недоговоривший, недооценивший, недопонимаемый
Все краткие причастия не написан, не собран, не укрыт Если причастие образовано от глагола, который без НЕ не употребляется несдобровавший, ненавидящий, негодующий

obrazovaka.ru

правило, исключения и трудные случаи 🚩 загадки с деепричастиями с не 🚩 Школы

Основное правило написания частицы «не» с деепричастиями заключается в том, что частицу следует писать отдельно. Это легко запоминается аналогией с глаголами: раз «не» с глаголами пишется раздельно, то и «не» с деепричастиями, которые образованы от этих глаголов, тоже пишется раздельно. К примеру: не слушая, не создавая, не умея. На уроке он занимался своими делами, не слушая учителя.

«Не» с деепричастием пишется слитно только в одном случае: если без «не» слово вовсе не употребляется. К примеру: ненавидя, невзлюбив, негодуя. Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. «Не» в данном случае нельзя убрать, это часть слова.

Еще одна небольшая сложность состоит в том, что частицу «не» легко перепутать с приставкой «недо». Приставка является частью слова и пишется слитно: недоделав, недооценивая, недосыпая. Он ушел с работы, недоделав отчет. В данном случае корнем слова будет «дел», а «недо» — приставка, неотделимая от корня.

Главная сложность написания «не» с деепричастиями заключается в употреблении омонимичных форм. То есть, одинаковые по звучанию слова в русском языке могут иметь разное лексическое значение, и, соответственно, разное написание.

К примеру, слова «недоедая» и «не доедая» имеют разный смысл и поэтому пишутся по-разному. Мама уходит на работу, не доедая завтрак. Здесь слово использовано в значении «не съедает целиком». В этом случае «не» пишется раздельно. Во время войны люди жили, недоедая месяцами. Здесь смысл иной – «не наедались до конца». Такой вариант пишется слитно.

Также часто делаются ошибки из-за неотличимых на слух друг от друга деепричастий и производных предлогов. К примеру: «не смотря на» и «несмотря на». Не смотря на небо, он двинулся в путь. В этом случае использовано деепричастие, которое пишется раздельно с «не». Несмотря на температуру, она пошла в школу. Здесь «несмотря на» — производный предлог, а он пишется слитно.

Чтобы легко отличить деепричастие от предлога, нужно задать вопрос к интересующему слову. Так к деепричастию подойдет вопрос: «Что делая?» или «Что сделав?» Он двинулся в путь, что делая? Не смотря на небо. Ко второму предложению вопросы деепричастий не подходят.

Также деепричастие бывает легко определить, потому что его можно заменить глаголом без искажения смысла в предложении. Он двинулся в путь и не смотрел на небо. Второй пример таким же образом трансформировать нельзя.

www.kakprosto.ru

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме: Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Тема урока: Раздельное написание  НЕ с деепричастиями.

 Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.

 2. Развивающие: формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

3.     Воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.

Приемы работы:

— работа с карточками, с таблицей, с текстом,  с учебником.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

— Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.

— Взаимопроверка упр. 139.

3. Работа по карточкам (у доски работают 2 ученика).

— Произвести  синтаксический разбор предложения, расставить  знаки препинания и вставить орфограммы.

№ 1.  Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)

№ 2. Подсели к костру  всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.

  1. 4. Письмо под диктовку. Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.

 — Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.

5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.  

(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).

                                      НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь                                                               ненавидя
не_думая                                                                            негодуя
не_прочитав                                                                      недоумевая
не_двигаясь                                                                       невзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).

 — Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.

Глаголы

Деепричастия

Раздельно

Слитно

Слитно

Раздельно

не спешить

негодовать

негодуя

не спеша

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ  не употребляются ( как и глаголы).

6. Тренировочные упражнения.

 — Упр. 144.

Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.

 — Упр. 146

7. Запись текста с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст  проецируется на экран.

  Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую

девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.

Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню… (М. Пришвин.)

8. «Чужой» среди «своих»? Найдите его (задание проецируется на экран) :

А) (Не) дождавшись.

Б) (Не) догорев

В) (Не) довольствуясь

Г) (Не) дооценив.

Д) (Не) добросив

А) (Не) здороваясь

Б) (Не) завлекая

В) (Не) навидя

Г) (Не) ответив

Д) (Не) чувствуя.

9. Подведение итогов урока.

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 145.

nsportal.ru

правило, исключения и трудные случаи

Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

  • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.
Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:
  • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

  • Отец, недосыпая, ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.
Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

Сравним:

  • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
  • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.

Ориентируясь на категорически раздельное написание НЕ с деепричастиями, многие забывают о производных предлогах и наречиях.

Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

Примеры трудных случаев правописания:

  • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
  • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
  • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
  • Выходите из комнаты немедля (наречие)!
Чтобы не допустить ошибку, нужно знать грамматические признаки этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).

Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

  • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

  • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.

К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

fb.ru

«Не» с деепричастиями: правила правописания :: SYL.ru

Деепричастие – такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно – вот в чем вопрос!

Когда употребляется раздельное написание

Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно. Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.

Когда необходимо слитное написание

Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями – примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.

Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.

Нестандартные ситуации

Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.

Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» – это предлог. И написание здесь слитное. А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» – деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель – «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно. К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму – можно.

Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».

И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» – это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором – слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).

Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.