cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чувство родины важнейшее чувство для каждого человека –   Текст В.Пескова (1)Если чувство Родины – важнейшее…

Содержание

  Текст В.Пескова (1)Если чувство Родины – важнейшее…

 
Текст В.Пескова
(1)Если чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека, то у взрослых людей оно подобно большой реке. (2) Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечество расширяют до границ всего государства, но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. (3) И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (4) Этим зернышком в детстве могла быть речка, что журчит в ивняках по степи, или зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. (5) Это могла быть лесная опушка  с выступающей в поле грушей, дикий, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть те самые четыре сосны над равнинной дорогой или городской двор с какими-нибудь дорогими подробностями. (6) Перечислять можно до бесконечности. (7) Всякий человек, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. (8) И не так уж сложно объяснить, почему это нам дорого, почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни в особо трудные ее моменты.
    (9) Все достаточно просто. (10) Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. (11) Это могучая сила памяти! (12) Она влечет птиц к месту, где они родились. (13) Она на всю жизнь согревает сердце человека, делает его счастливым. (14) Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (15) И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый начальный росток. (16) Чем он крепче, тем быстрее дерево будет расти, тем зеленее его вершина.
  (17) Ничего особо нового в размышлении этом нет. (18) Читая Ушинского, мы видим, как  много этот большой педагог уделял внимания воспитательной силе природы, воздействию пейзажа на формирование человека, значению изначальных ростков  в глубоком патриотическом чувстве. (19)»…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что пейзаж воспитывает. (20) Я скажу больше: прекрасный ландшафт имеет такое же громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». (21) Красноречивые строки! (22) Действительно, всегда тянет туда, где прошло детство, юность…
 (23) К истоку патриотических чувств человека Константин Симонов обратился в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть! (24) Мы и сегодня без волнения не можем читать его стихи.
(25) Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей     руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал…
(26) Ты вспоминаешь родину такую,
Какой  ее ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
(27) Вряд ли надо еще что-то говорить в доказательство того, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны все, что способно тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память. (28) Все ли у нас тут в порядке?
(29) Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что я затрудняюсь все даже и перечислить. (30) Работали мелиораторы – оставили после себя «лишние «трубы, ржавый, отслуживший свое бульдозер. (31) Дорожники брали песок – оставили рваную язву в земле, хотя обязаны были рекультивировать землю, засадить ее лесом. (32) Газопроводчики по лесам оставляют иногда полосы, кои немудрено спутать со следами печально известного смерча: тот же  поваленный, сдвинутый в кучи, гниющий лес, те же бугры земли, погнутое железо. (33) Хотим ли мы видеть такой свою родину?( ПО  В.Пескову)

А 28. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) 1  2) 10 3) 22 4) 27

А29 Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложения(ях) 9-16?
1) рассуждение 2) повествование 3) повествование и рассуждение 4)описание

А 30 Какое значение имеет приставка РЕ- в слове рекультивировать( предложение 31)?
1) отрицание 2) действие, противоположное обозначенному бесприставочным глаголом 3) повторность и возобновление действия 4) подчиненность

tvshell5.livejournal.com

Василий Песков — Полное собрание сочинений. Том 15. Чудеса лунной ночи

* * *

Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие «Отечество» расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. И чувство Родины (обратите вниманье на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них. Могли быть те самые четыре сосны над равнинной дорогой или городской двор с какими-нибудь дорогими сердцу подробностями. Перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого. Почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особо в трудные ее моменты.

Все достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас в самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастает, тем зеленее его вершина.

Ничего особо нового в размышлении этом нет. Читая Ушинского, мы видим, как много этот большой педагог уделял внимания воспитательной силе природы, воздействию пейзажа на формирование человека, значению изначальных ростков в глубоком патриотическом чувстве. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красноречивые строки!

К истоку патриотических чувств человека обратился Константин Симонов в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть! Мы и сегодня без волненья не можем читать эти строки.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить азом надо
Все, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вряд ли надо еще что-нибудь говорить в доказательство, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны все, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. Все ли у нас тут в порядке?

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег украшает автомобильное колесо или какие-то старые ящики, брошенная мелиораторами труба. Опушка леса и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами, неаккуратно распыленными с самолета. Живописную вековечную тропку к деревне вдруг видишь запруженной морем навоза, для которого почему-то именно тут устроили склад. Березы в лесу испачканы пятнами масляной краски – помечали лыжный маршрут. Зеленый травяной склон горы нередко видишь изрезанным громадными буквами какого-нибудь призыва. Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зеленом дерне?

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. Работали мелиораторы – оставили после себя «лишние» трубы, ржавый, отслуживший свое бульдозер. Дорожники брали песок – оставили рваную язву в земле, хотя обязаны были рекультивировать землю, засадить ее лесом. Газопроводчики по лесам оставляют иногда полосы, кои немудрено спутать со следами печально известного смерча – поваленный, сдвинутый в кучи, гниющий лес, бугры земли, погнутое железо.

Строителям скоростной магистрали Москва – Симферополь был нужен песок, и такой, чтобы стоил недорого, чтобы был под рукой. Где же его нашли? В пойме Оки, на узкой полоске земли, лежащей между рекой и Приокско-Террасным заповедником. Это было особой красоты место с холмами, поросшими соснами, с остатками реликтовых растений, оберегаемых заповедником. Близость заповедника (сто метров до его границы!), близость крупнейшего в нашей стране биологического центра Пущино (стоит на противоположном берегу Оки) добывателей песка не смутила. Ревели бульдозеры – срезали «песчаные неровности рельефа», пылили тяжелые самосвалы, размалывая колесами податливую землю. В рытвины по пробитым дорогам из Серпухова сейчас же повезли всякий мусор и хлам. Кто разрешил тронуть место не просто живописное, но драгоценное из-за близости к двум исследовательским и природоохранительным центрам? И как объяснить равнодушие и заповедника, и ученого мира в Пущине, на глазах у которых добывался «дешевый песок»?

Уникальность ландшафта, дорогие сердцу черты природы в ряду ценностей, как правило, не стоят. Без колебаний они приносятся в жертву сиюминутной выгоде и потребностям дня. А часто эта небрежность сопряжена с бесхозяйственностью. Всем памятно увлечение «культурными пастбищами». Луга, там, где они еще сохранились, поделили на секции – сегодня пасем коров в одной загородке, завтра – в другой. Хорошее в принципе дело, пошумев и затратив деньги на городьбу, почему-то, однако, забросили – пасут коров, как пасли раньше. Но тогда убрать бы с лугов бетонные столбы и рваную проволоку. Нет. Во многих местах торчат эти столбы, как обглоданные кости, путается проволока под ногами коров и людей, растут ребятишки, полагая, что это дело нормальное.

К деревне Зимёнки на юго-западе от Москвы в прошлом году взамен электролинии на старых сосновых столбах подвели новую – на бетонных. Хорошо! – упрочилась подача электричества в деревеньку. Плохо, что старую линию не убрали, не увезли. В живописном местечке, приютившем пионерский лагерь, торчат так и сяк столбы и старые провода. В обнимку – бесхозяйственность и равнодушие…

И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Можно докопаться до причинности этого. Не в том сейчас дело. Главное – что волнует, всегда волновало и заставляло беречь эти стоящие над ручьем в поле, на взгорке или где-нибудь особняком на опушке березу, дуб, вербу, дикую грушу. И это у всех народов. Во Вьетнаме, когда проезжаешь по рисовым полям, видишь одиноко растущие дерева. «Дерево дао… – помню, сказал переводчик. – Под ними отдыхают во время работ, о них сложены стихи и песни. Их берегут, как священные». Вспоминаю сейчас вьетнамский пейзаж и не могу представить его без этих одиноких деревьев.

Интересный разговор у меня состоялся с крестьянином одной деревеньки в Швейцарии. Ему по каким-то важным хозяйственным соображениям надо было срубить одиноко стоявший на его земельном участке вяз. Оказалось, не может он это сделать без разрешения сельской власти. Обратился. И ему отказали – «испортишь пейзаж». Пейзаж в Швейцарии – это валюта. Но к тому, что создано тут природой, много красоты прибавил и человек, изначально заботясь не об охах и ахах туристов, а о том, чтобы самому видеть землю свою нарядной.

profilib.org

Чувство Родины- важнейшее чувство для каж?

Напишите пожалуйста сжатое изложение: Чувство Родины- важнейшее чувство для каж??ого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отчество расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины прорастает, как всё большое, из маленького зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая и ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них. Перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему асё это нам дорого, почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особо в трудные её моменты. Всё достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самими первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной ещё благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвлённое дерево чувство Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

Ответы:

Убери перениси несколько стро и получиш зжатое изложение

cwetochki.ru

Чувство родины — Сочинения ОГЭ

Чувство родины

Вариант 1
Любовь к родине, верность своей стране — все эти качества свойственны не только тем, кто с трепетом хранит горсть родной земли или вспоминает белоствольную берёзку с трепещущими на ветру листочками, но и тем, кто волею судьбы оказался далеко за пределами своей страны, потому что, несмотря на все трудности и беды, человек, помнящий свои корни, никогда не перестанет помнить и искренно любить Россию. (Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) И с автором невозможно не согласиться.

Подтверждением этого также могут служить строчки В. Набокова:

Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.

В них звучит гордость за свой народ, свой край, свою землю.

Я вспоминаю слова одного из величайших поэтов России А. Блока, который жил в сложную эпоху перемен, но всё равно писал о любви к Родине. Его стихотворения полны искренней надежды, что его личная судьба и судьба России неразделимы:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви!

Или вновь и вновь перечитывая дневники известного поэта К. Бальмонта, оказавшегося после Октябрьской революции на чужбине, задумываемся над его строчками: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться… Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына.

И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой звук. Знаю, что тоже не смогу вырвать любимую страну из своего сердца. И если кто-то посягнёт на неё, брошусь защищать, как защищали мои деды и прадеды: до последней капли крови, до последнего дыхания, до последней искры в глазах.

Вариант 2
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Родина — это очень много. Это наша честь, которую мы бережём. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.

Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.

Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.

В тяжёлые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Сталин в речи на параде Красной армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве говорил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена и их идеи, и мы победили! Наше прошлое стало нашим оружием. Силу его никто не измерил. Можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Итак, без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.

Вариант 3
«Чувство Родины» — это прежде всего любовь к родной природе и традициям. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния предков, ратный и трудовой подвиг отцов.

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Поэт Есенин посвятил всё своё творчество «шестой части земли с названьем кратким “Русь”». Что значит чувствовать Родину? По-моему, это наивысшее проявление патриотизма.

Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.

Поэт называет Россию «страной берёзового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — всё это «край любимый», «край заброшенный». Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, тёмные приглушённые тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:

Загорелась зорька красная

В небе тёмно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своём блеске золотом.

Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с клёном:

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

Поэт считал клён «своим» деревом.

Автор пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью-природой. Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры.

«Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли!». Такое мог написать только человек, любящий деревенскую жизнь. Таким образом, дела наши в совокупности с прошлым миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. Белинского, который писал: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

Заставить любить своё Отечество невозможно. Эту любовь на-до воспитать, взрастить. И стоит помнить, солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.

owlearn.ru

Родина (по В. Конецкому) — ЕГЭ 2014

Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.

В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».

Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека — это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.

Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, к примеру, известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Действительно, каждая строчка стихов С.А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С.А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.

Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина — как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет.

Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.

ege-mobile.ru

Чувство Родины- важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отчество расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины прорастает, как всё большое, из маленького зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая и ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них. Перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему асё это нам дорого, почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особо в трудные её моменты. Всё достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самими первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной ещё благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвлённое дерево чувство Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

Напишите пожалуйста сжатое изложение: Чувство Родины- важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отчество расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины прорастает, как всё большое, из маленького зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая и ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них. Перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему асё это нам дорого, почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особо в трудные её моменты. Всё достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самими первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной ещё благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвлённое дерево чувство Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

Ответы:

убери перениси несколько стро и получиш зжатое изложение

cwetochki.ru

Чувство Родины

Этот урок нужно провести так, чтобы дети почувствовали, что место, где они родились и жили в детстве, а может быть, и теперь живут, для них священно. В ходе занятия необходимо их подвести к собственному определению понятия «Родина».

Читаем вместе отрывок из трактата Лукиана «Похвала родине».

«Старая эта истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина? Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество».

Ученики знакомятся с понятиями: Родина, ощущение Родины.

Можно работать в группах. Каждая выписывает на листе мнение учеников из своей группы.

Мои родные — мама и папа. Родители. Родная сестренка. Дедушка родненький. Бабушка — роднуленька. Много-много родственников. Родинка на щеке. Родник в лесу. Родной дом. Родная деревня. Каждый человек когда-либо произносил эти слова. Или родственные слову «род». Очень важному слову с глубоким содержанием.

Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «род человеческий»? Вспомните, что такое родовая община, родичи. Что же такое Родина?

Конечно, кое-что вы уже знаете и слышали. Есть множество стихов, посвященных Родине. Думали ли вы о таком понятии, о своем отношении к ней? Стало привычным словосочетание «Родина-мать». Хотя в английском языке слово «родина» состоит из двух слов — «мать» и «земля», а в немецком — «отец» и «земля»; «земля отцов», «отчизна».

Подумайте, что есть Родина для каждого из вас. Начните с простых слов: «Родина — это…»

После выполнения задания нужно объединить все мысли, все мнения, высказанные детьми. Объединенные вместе, они дадут более широкое толкование понятия «Родина». Поэты, конечно, сказали о Родине красивее, нежнее, возвышеннее. Но сейчас важно, чтобы каждый из вас подумал об этом сам и составил собственное мнение.

Каждый из вас знает, что человек имеет органы чувств. Именно они прежде всего связывают нас с миром. То, что мы получаем через органы чувств, называется — ощущения. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус доносят до нас цвет и свет, музыку и тишину, горечь и сладость, жар и холод. Чувства рождаются на основе ощущений. Они связаны с чем-то определенным, конкретным. Например, чувство привязанности к животному, преданности человеку, любви к Родине.

Ощущение — это отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга; исходный пункт познания мира.

Упражнения

1. Представьте, что вы в летний знойный полдень лежите на лугу. Слышны очень знакомые звуки: шелестит трава, стрекочут кузнечики, лает собачка. А можно ли услышать мягкое, пушистое облако? Какие, по-вашему, оно может издавать звуки?

2. А теперь представьте морозную предрождественскую ночь. Вы смотрите в окно. Рядом нарядная разноцветная елка. За окном темно-фиолетовое небо проглядывает сквозь черные ветви деревьев. На небе серебристо-белый месяц и мерцающие звездочки. Вы в окружении тайны. Вдруг раздается негромкий мамин смех. Какого он цвета?

3. Вы в гостях у своей бабушки. На столе соленые душистые маслята, свежевыпеченный хрустящий ржаной хлеб. Пыхтит самовар. Вдруг на скатерти заскользил солнечный зайчик. Каков он на вкус?

4. Кто не бывал летом в прохладной темной чаще леса! Тихо и сумрачно. Но сквозь кроны деревьев пробивается солнечный луч. Как он пахнет?

5. Обращали ли вы внимание на то, как выглядит обычно пыльный и шумный город после майского дождя? Попробуйте потрогать умытый город. То, что было раньше липким, шершавым, жестким, колючим, каким стало теперь? А какова на ощупь радуга над городом? Потрогайте ее. Сравните ваши ощущения. Есть ли среди них знакомые и родные?

Если человек родился и жил долго в определенном месте, то множество ощущений постепенно откладывается в памяти, даже если он этого не осознает. Если он надолго покидает родные места, ему кажется, что он все забыл. Но обязательно наступает момент, когда человеку становится плохо без видимой причины. В действительности он страдает от недостатка, потери знакомых ему, родных с детства ощущений и чувств и, конечно, привычного ему когда-то человеческого общения. Все это вместе и составляет чувство любви к Родине. Талантливый русский писатель, музыкант, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов так сказал о Родине: «И дым отечества нам сладок и приятен». Как вы думаете, что эти слова объясняют?

Задания

1. Подумайте и определите для себя родные, связанные с вашей Родиной: запахи, вкусы, звуки, ощущения.

2. Напишите небольшое сочинение: «Я уже 30 лет живу вдали от того места, где родился. Ко мне все чаще приходят родные воспоминания о…»

Где бы вы хотели жить?

Вопросы могут быть устные и письменные. Но необходимо обсуждать варианты ответов, обмениваться мнениями. Мнение учителя принимается как одно из многих и не должно довлеть над другими. В заключение можно свести все суждения в одно более или менее обобщенное. Учитель помогает поддерживать дискуссию и сводит ответы воедино.

Каждый заполняет плакат, посвященный самому себе. В нем одна строчка: «Вот мое любимое место». Причем совершенно не важно, какое пространство каждый определит: можно назвать страну, берег реки, двор у дома или подоконник своей комнаты. Любимые, и все тут.

Поразмышляйте пять минут и допишите фразу: «Я хотел бы жить в…, потому что…» Несомненно, вторая половина фразы заставит призадуматься. Действительно, по каким признакам человек выбирает место для жизни? Сравните ваши ответы. Возможно, среди вас есть желающие много путешествовать и постоянно менять местопребывания. Романтики и фантазеры могут высказать желание пожить в прошлом или будущем, или на другой планете, или в другом измерении. Подведите общие итоги.

Может быть, это начало ответа на вопросы: имеет ли значение для человека и его судьбы место, в котором он живет? Каково это значение?

Приведем некоторые сравнения. В отношении животных мы употребляем выражение «среда обитания». Подходит ли оно для человека? Если подходит, то в каких случаях мы эту фразу употребляем, какой в нее вкладываем смысл? Для жизнедеятельности животных важное значение имеют природа, климат, территория, на которой они живут. А для человека? Можете ли вы привести конкретные примеры такого влияния?

Пусть те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках, сейчас помогут. Итак, влияют ли природные условия, климат, территория на характер человека, его чувства и эмоции, формирование потребностей, мотивы поведения, жизненные ценности?

Это трудное задание, но порассуждайте в отношении самих себя.

Слышали ли вы, чтобы говорили так: «На жизнь животных влияет страна, в которой они живут»? Или выражение: «Животные разных стран…»? Что-то здесь не то. Зато вполне нормально звучит: «Народы разных стран мира…» Значит, для человека имеет значение, в какой стране он живет. Не так-то просто эту связь, это влияние ощутить, определить. А она, эта связь, есть, и очень крепкая.

Продолжим рассуждения

«Моя страна определяет во мне…»

«Люди моего родного края отличаются от других тем, что…»

Для продуманных ответов на эти вопросы нужно больше сведений и о своей стране, и о родном крае. Когда об этом вам говорят взрослые, не торопитесь отмахиваться. Помните, независимо от того, сколько вы знаете о близком вам мире, он оказывает на вас огромное влияние. Это должно вызывать ваш интерес. Старайтесь видеть, слышать, чувствовать взаимосвязь между собой и миром. Эта связующая нить не просто крепкая, но и очень сложная. В этом вопросе еще много тайн. Может быть, одна из них откроется вам.

Вот темы для маленьких сочинений:

«Я и мой котенок Барсик»;

«Если бы моя собака могла говорить, то, возможно…».

А вот другие, более сложные: «Если бы я мог понимать язык животных…», «О чем шелестела трава на лугу?», «Усталые дороги шептали мне…».

Человек не выбирает место своего рождения. Что же, получается, он должен приспосабливаться к тому, что есть? Или не должен? Может быть, ему родное место помогает в жизни?

И в конце концов сам человек влияет на окружающий мир? Как он может повлиять на природу, общество, людей, свою страну?

Зачем люди это делают? А ты сможешь повлиять на что-то из перечисленного? Очень много еще непростых вопросов вытекает из, казалось бы, простого: где бы ты хотел жить?

Марина СУББОТИНА, кандидат педагогических наук, Нижний Новгород

www.ug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *