Бегут ручьи в темном подземном царстве: Подготовка четвероклассников к Всероссийским проверочным работам по русскому языку (диктанты)
Орфей в подземном царстве — мифы древней греции. Энциклопедия сказочных героев: «Орфей и Эвридика» Нарушение запрета и его последствия
Страница 1 из 2
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.
Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.
Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.
Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Предлагаем ознакомиться с текстом мифа Древней Греции «Орфей и Эвридика.
Орфей и Эвридика читать онлайн
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.
Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь.
Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
— Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс.
По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
— Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
— Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
— Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов.
В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.
Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.
Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.
Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:
— Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.
Орфей сказал Аиду:
— Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, — никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила… Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе!
Так говорил Орфей и просил Персефону:— Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!
— Пусть будет так, как ты просишь! — сказал Аид Орфею. — Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать…
— Всё, что прикажешь! — воскликнул Орфей. — Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!
— Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, — сказал Аид. — Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься — потеряешь её навеки!
И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.
Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю.
Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Только сердце его стучало:
«Эвридика! Эвридика!»
Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.
Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним?
Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.
— Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо… Но лишь на мгновение.
Орфей обернулся посмотреть на Эвридику
— Эвридика?!
Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.
С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.
Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь — Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.
Селезнева Дарья
Орфей и Эвридика
Краткое содержание мифа
Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика
По преданию на севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Его имя переводится как «лечащий светом».
Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она потерялась. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад к Орфею.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль. Поняв, что он больше не может жить без жены, Орфей отправился искать её в подземном царстве Аида. Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых. Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них.
Пройдя множество испытаний в царстве мёртвых Орфей, движимый силой любви добирается до дворца грозного повелителя подземного царства — Аида. Обратился Орфей к Аиду с просьбой вернуть ему Эвридику, которая ещё так молода и любима им. Аид сжалился над Орфеем и согласился отпустить его жену только при одном условии, которое обязательно должен был выполнить Орфей: он не должен видеть её на протяжении всего их пути на землю живых. Он пообещал Орфею, что Эвридика последует за ним, но он не должен оборачиваться и смотреть на неё. Если он нарушит запрет — потеряет жену навсегда.
Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю. Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним.
Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг. Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним? Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся. На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо… Но лишь на мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке. С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого. Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь — Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.
Образы и символы мифа
Орфей , загадочный образ из греческих мифов и символ музыканта, который покоряющей силой звуков мог перемещать животных, растения и даже камни, вызывать сострадание у богов подземного мира (преисподней). Образ Орфея — это еще и преодоление отчужденности человека.
Орфей — это сила искусства, которое оказывает содействие превращению хаоса в космос — мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир».
Неспособность удержать любовь превратила Орфея также в символ человеческой слабости, приводящей к неудаче в момент перехода рокового порога, напоминание о трагической стороне жизни…
Образ Орфея — мифическое олицетворение тайного учения, согласно которому планеты вращаются вокруг Солнца, расположенного в центре Вселенной. Сила притяжения Солнца — источник всеобщей связи и гармонии, а исходящие от него лучи — причина движения частиц Вселенной.
Образ Эвридики — символ молчаливого знания и забвения. Идея воплощённого безмолвного всеведения и отрешённости. Её также связывают с образом музыки, которую ищет Орфей.
Образ Лиры — магический инструмент, с помощью которого Орфей трогает сердца не только людей, но и Богов.
Царство Аида — царство мертвых, которое начинается далеко на западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Стихия Аида — земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в её лоне таятся семена новой жизни.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Эмиль Бен
Смерть Орфея, 1874
Миф об Орфее и Эвридике впервые упоминается в трудах крупнейшего римского поэта Публия Овидия Назона. Главным его трудом стала книга «Метаморфозы», в которой Овидий излагает около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев. Миф об Орфее и Эвридике в его изложении привлекал поэтов, художников и композиторов во все времена и эпохи.
Почти все сюжеты мифа нашли отражение в живописи Рубенса, Тьеполо, Коро м многих других.
Написано множество опер, лейтмотивом для которых стал миф об Орфее: опера «Орфей» (К. Монтеверди, 1607), опера «Орфей» (К. В. Глюк, 1762), оперетта «Орфей в аду» (Ж. Оффенбах, 1858)
В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др.
В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р. M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др.
Орфей — герой трагедии Ж. Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Теме Орфея были посвящены два фильма Ш.Кокто — «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960). Античный певец — герой «семейной драмы» Г.Ибсена «Орфей» (1884). Т.Манн использует образ Орфея как главного героя в произведении «Смерть в Венеции» (1911). Орфей — главное действующее лицо в «Жестяном барабане» (1959) Гюнтера Грасса.
В русской поэзии начала 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой («Федра», 1923).
В 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным была написана первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика». Она была поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории. В 2003 году рок-опера «Орфей и Эвридика» была внесена в книгу рекордов Гиннеса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом. На момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз. Это происходило в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера».
Социальное значение мифа
«Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» 1648
Орфей — величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии — фракийского царя), от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9-ти муз. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний. Орфей считался основателем орфизма — особого мистического культа. Согласно орфическому учению, бессмертная душа обитает в смертном теле; после человеческой кончины она отправляется в подземное царство для очищения, а затем переселяется в другую оболочку — тело человека, животного и т. д., обогащаясь опытом, приобретенным в ходе этих последовательных перевоплощений. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела.
Прошло время, и реальный Орфей был безнадежно отождествлен со своим учением и стал символом греческой школы мудрости. Посвященные воздерживались от плотских наслаждений и носили одежду из белого льна, символизировавшую чистоту. Греки высоко ценили изумительную силу и смышленость Орфея, его мужество и бесстрашие. Он — любимец многочисленных сказаний, покровительствовал спортивным школам-гимнасиям и палестрам, где учили юношей искусству побеждать. А у римлян прославленному герою посвящали свое оружие уходившие в отставку гладиаторы. Образ Орфея и по сей день возрождает в людях веру в силу вечной, прекрасной, непостижимой любви, веру в верность и преданность, в единение душ, веру в то, что из мрака подземного царства существует хотя бы одна маленькая, но надежда выбраться. Он объединил в себе внутреннюю и внешнюю красоту, тем самым, являясь для многих образцом для подражания.
Учение Орфея это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого из нас.
Список литературы
- Мифы народов мира //http://myths.kulichki.ru
- Реферат: Образ Орфея в мифологии, античной литературе и искусстве. Сюжеты. Атрибутика http://www.roman.by
- Орфей //http://ru.wikipedia.org
- Миф об Орфее и Эвридике в лирике Серебряного века //http://gymn.tom.ru
Страница 1 из 2
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.
Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, – это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
– Нет, не могу я жить без Эвридики! – говорил он. – Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя – это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
– Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
– Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
– Сжалься! – молил Орфей. – Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства – Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.
Только младший брат бога Смерти – бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, – даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.
Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Итоговый тест по русскому языку за 4 класс
Русский язык
4 класс
Итоговая аттестация
(тренировочный тест)
I вариант
1часть
1. Запиши текст под диктовку (см. Приложение).
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
2. Выпиши из текста 9-е предложение.
Ответ. ___________________________________________________
1) Подчеркни главные члены предложения.
2) Над каждым словом надпиши, какой частью речи оно является.
3. Найди в тексте предложение, состоящее из 3-х грамматических основ.
Выпиши его и подчеркни главные члены предложения.
Ответ. ____________________________________________________
_____________________________________________________
2часть
4. Произнеси данные слова, поставь в них знак ударения над ударным гласным.
поняла, торты, звонит, километр
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Кошка лакала молоко из мисочки.
Ответ. __________________
Прочитай текст и выполни задание 6 – 16, запиши ответы.
(1) Бегут в тёмном подземном царстве ручьи. (2) В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери. (3) И ручейки упорно пробиваются наверх, где светит солнце и где все им будут рады. (4) Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. (5) И, наконец, где-нибудь в низинке, где помягче земля, начинает бить маленький фонтанчик – родник родился!
(по Т.Д. Нуждиной)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. _____________________________________________________
___________________________________________________________
7. Замени слово «родник» (из 5-го предложения) близким по значению словом, запиши это слово.
Ответ. __________________________
8. В 1-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. _______________________
9. Выпиши из 2-го предложения глагол в той форме, в которой он стоит в предложении, укажи морфологические признаки.
Ответ. _________________________________________________
10. Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся.
Ответ. __________________________________________________
11. Выпиши предложение, в котором содержится слово со значением «непреклонно, настойчиво, упрямо», подчеркни его.
Ответ. _______________________________________________________
12. Выпиши из текста 1-е предложение. Над каждым словом надпиши, какой частью речи оно является.
Ответ.________________________________________________________
13. Выпиши из 3-го предложения местоимение, укажи лицо и число.
Ответ. ___________________________________________________
14. Выпиши из 5-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении.
Ответ. ______________________________________________________
15. Выпиши из текста слово на орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова».
Ответ. ___________________
16. Выпиши предложение, которое соответствует этой схеме.
_____ _____ _____
[ _____ _____] , [ _____ _____ ] и [ _____ _____ ].
Ответ. _______________________________________________________
______________________________________________________________
17. Дай толкование слова:
Шоссе — ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Приложение к 1части
I вариан
Ивовый пир
Когда зацветает ива, гости собираются со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые, а ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Жёлтым пуховым цыплёнком светится каждый ивовый барашек. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд. Спешат гости на пир. Прилетел толстый мохнатый шмель, забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи, набросились на пыльцу. Раздулись у них животы, как бочки. Комарики прилетели, жуки разные копошатся, мухи жужжат.
Все гудят и торопятся. Когда ива зазеленеет, пиру — конец.(84)
(По Н. Сладкову)
Дикий разум и подземный мир души
Институт Долины Анимас предлагает широкий выбор путешествий в тайны природы и психики, с более чем 40 современными практиками и церемониями, которые помогают представителям западных культур в их поисках более значимого, полноценного и культурного занятая жизнь, связанная с природой, душой и Великим Поворотом.
В Институте Долины Анимас есть два потока, один течет над землей через залитые солнцем горы и плодородные поля нашей повседневной жизни, а другой течет под землей через темные своды и скрытые проходы души. Мы называем их потоком Дикого Разума и потоком Преисподней соответственно.
Оба потока протекают через пустынные царства вдали от основных центров торговли, новостей и развлечений, образования и религии. Воды обоих потоков являются драгоценными эликсирами для тех, кто жаждет воплотить и выразить свое полное великолепие и человеческие возможности. Когда вы сдаетесь течению любого потока, вас уносит в непредвиденные области и к непредсказуемым встречам. Возврат без изменений невозможен.
Отправляясь в Долину Анимас — Долину Душ — лучше всего знать, какой поток зовет тебя сильнее всего. Все наши подношения исходят из вод обоих потоков, но некоторые более интенсивно сосредоточены на практиках Дикого Разума, а другие более яростно обращаются к течениям Подземного мира Души.
Те, кто лучше всего подготовлен к потоку Преисподней, имеют, во-первых, хорошую базу в практиках Дикого Разума, которые не только подготавливают нас к глубинам, но и поддерживают само путешествие в преисподнюю, а также возвращение из глубин.
Поток Дикого Разума
Поток Дикого Разума помогает вам культивировать все четыре аспекта вашей врожденной человеческой целостности, особенно те из них, которыми чаще всего пренебрегают. Все грани должны быть пробуждены и воплощены, чтобы делать что-либо в жизни на полную мощность. Однако взращивание своей целостности может быть опасным. Ваше сознание смещается. Вы кажетесь изменившимся себе и другим. И вы.
То, что мы называем западной гранью, позволяет вам воспринимать черты мира, скрытые для повседневного цивилизованного разума, то, что находится в мифических глубинах или воспринимается как магия или романтика, — и соответственно переосмысливать себя и свой мир. Ваша южная грань воплощает ваши полностью пробужденные чувства, вашу связь со всеми людьми и всеми природными вещами, а также вашу дикую чувственность и эротическую жизненную силу. Ваша восточная грань позволяет вам проявить себя безоговорочно и без привязанности к результату, увидеть общую картину — и просветлеть. Ваша Северная грань дает вам возможность руководить, учить, исцелять и воспитывать других, а также вносить свой вклад в культурную трансформацию в это время глобальных перемен. Все четыре аспекта, по отдельности и вместе, позволяют вам исцелить себя и с большей уверенностью шагнуть к заветным и опасным возможностям вашей жизни. (см. Дикий Разум , книга для полного описания четырех граней целостности.)
Поток Подземного мира
Поток Подземного мира , с другой стороны, несет вас через плодотворную тьму к краю вашей текущей жизни плато, а затем сбрасывает вас с водопада, разрушая историю, которой вы жили, когда вы падаете к заманчивым, но опасным тайнам вашей мифопоэтической идентичности * , вашего единственного истинного места — не в человеческой культуре, а в большом земном сообществе. Анимас возникла и продолжает развиваться — современный западный, основанный на природе подход к этому путешествию посвящения души — насколько нам известно, первый в своем роде. Это путешествие не является целительным или целостным процессом и не является терапевтическим. Это предприятие смерти-возрождения, инициатическое нисхождение к преобразующему огню ваших глубин, где вы могли бы, если повезет, раскопать метафору или стихотворение, которым вы родились, образ или мифическую историю, в которой вам суждено жить, или, если у вас есть ранее выжженные этими пожарами, вы можете обнаружить дополнительные и более глубокие слои этого образа или истории. Целью здесь является не снижение стресса или счастье — или даже глубокое исследование и исцеление наших жизненных историй срединного мира — а превращение в более эффективного, глубоко укоренившегося в душе участника культурной трансформации. Это не тот поток Animas, в который стоит входить, если вы удовлетворены своими текущими жизненными целями или историей, в которой живете, даже если вы хотите изменить или улучшить ее. Путешествие в подземный мир перевернет с ног на голову почти все, во что вы верите и чего желаете в своей жизни, какой вы ее считаете сейчас.
Мифологии со всего мира рассказывают об искателях, чьи трудные путешествия в тайны подземного мира раскрывают блага, которые должны быть возвращены людям. Но мифы не говорят нам, как современные люди могут совершить это путешествие. Даже Джозеф Кэмпбелл не сказал нам. С 1980 года Animas развивает земной набор переплетенных практик и церемоний, основной целью которых является изменяющее жизнь и изменяющее мир пересечение порога жизни, инициированной душой.
Как узнать, правильно ли вам нырнуть в поток Преисподней? Это, скорее всего, будет хорошим выбором, когда вы чувствуете себя достаточно исцеленным всеми обычными способами эмоционального исцеления; когда ваши самые большие вопросы больше не касаются социального положения, отношений, работы или карьеры, а скорее касаются тайны, которая мягко пульсирует в самом сердце вашей жизни, и самых больших желаний вашей души, признание которых, как вы подозреваете, радикально изменит ваше понимание того, о чем твоя жизнь.
У двух потоков Animas много общего. И то, и другое поможет вам стать более человечным, более подлинным и более живым. И то, и другое поможет вам построить жизнь с большим смыслом, целью и вдохновением. И то, и другое углубляет ваше восприятие мира как общности субъектов, как выразился геолог Томас Берри, в котором все живо, дышит, одушевлено, осознает, одушевлено. Ни один из потоков Animas не предлагает обрядов посвящения, шаманских услуг, психотерапии, экотерапии или избавления от зависимостей.
В любой момент вашей жизни вы можете войти в любой из потоков Animas. Нет необходимой последовательности. И все же поток Преисподней может быть опасным и сбивающим с толку, если вы не полностью подготовлены психологически. Прежде чем войти в него, вы должны быть уверены, что у вас есть доступ ко всем четырем аспектам вашей врожденной целостности.
Все погружения Animas обеспечивают руководство через пороги обоих потоков, а также руководство при переходе от одного потока к другому. Однако в некоторых погружениях основное внимание уделяется подземному миру. Для этого требуется приложение. В описаниях программ на нашем веб-сайте они обозначаются словами Погружение в подземный мир — требуется приложение .
(На самом деле существует третий поток Animas: наши обучающие программы для тех, кто призван вести других по любому из двух других потоков. Наши обучающие программы также требуют приложений.)
*«Мифопоэтическая идентичность» как способ обозначения душа – это термин, введенный Биллом Плоткиным и Генин Мари Хауген в 2009 году.
Области ночи и густой тьмы
Древнеегипетские легенды: XI: Области ночи и густой тьмыСвященные тексты Древний Египет Индекс Предыдущий Следующий
Древнеегипетские легенды , М. А. Мюррей, [1920 г.], на сайте священных текстов.com
с. 86
XI
ОБЛАСТИ НОЧИ И ГЛУБОЙ ТЬМЫ
Когда возник мир, было две реки, река Египта и река неба. Велик Нил, река Египетская, берущая начало в двух своих пещерах на юге за порогом, заливающая землю Египетскую и приносящая радость и хорошие урожаи Там-мери. Велика и могуча река небесная, текущая по небесам и через Дуат, мир ночи и густой тьмы, и по этой реке плывет Лодка Ра. Его зовут Лодка Миллионов Лет, но люди называют его Лодкой Манзет на рассвете, когда Ра восходит в великолепии на восточном небосклоне; Лодка Месектет называется вечером, когда Ра во славе входит в врата Дуата, где гора Ману возносит свои вершины к западному небу. На западном горизонте виднеется гора Ману. а на восточном горизонте гора Баху; обширны и громадны они, возвышают свои гребни над землей, и небо покоится на
р. 87
их вершины. А на самой вершине горы Баху обитает змей; тридцать локтей в длину, и его чешуя из кремня и блестящего металла. Он охраняет гору и Великие Зеленые Воды, и никто не может пройти мимо него, кроме Ра в его Лодке.
Вечером Ра нисходит в величии к западному горизонту небес, к вратам Дуата в Ущелье Абидоса. Великолепна месектская ладья, славна ее атрибутика, а цвета ее — аметист и изумруд, яшма и бирюза, лазурь и блеск золота. У Ущелья Абидоса группа богов ждет отряд богов, чтобы подготовить Лодку к путешествию через Дуат, страну ночи и густой тьмы. Лодка лишена своего великолепия, гола и лишена славы, когда проходит через врата Дуата, и в ней тело Ра, бездыханное и мертвое.
Тогда боги берут большие буксирные канаты; медленно Лодка движется по реке. Врата Дуата широко распахнуты, и двенадцать богинь ночи занимают свое место на Лодке, чтобы вести ее через мрак и опасности Дуата; они лоцманы реки, и без них сам Ра не смог бы пройти невредимым.
«Водоток Ра» — название первой страны Дуата. Мрачна эта земля, но не совсем темна; ибо по обе стороны реки шесть змей, свернувшихся кольцами и с поднятыми головами, и
р. 88
дыхание уст их — пламя огня. В каюте Лодки Ра, мертвый и безжизненный; на носу — Уп-уаут, Открывающая Пути, и Са, богиня часа. Вокруг хижины стоит компания богов; это они охраняют Ра от всех опасностей и опасностей, а также от нападения отвратительного Апопа.
Медленно идет Лодка Ра, проходя через Дуат, в области густой тьмы, ужаса и смятения, где обитают мертвые, и Апоп ждет прихода Ра. Так проходит первый час ночи, и близится второй час.
У входа в каждую страну Дуата есть ворота; высокие стены и узкий проход; на стенах наконечники копий, острые и заостренные, через которые никто не может перелезть. Дверь ворот деревянная, вращающаяся на стержне, а охраняет дверь чудовищная змея. Никто не может пройти мимо него, кроме тех, кому известно его имя. На повороте прохода две большие змеи в капюшонах, одна вверху, другая внизу. Дыхание их уст — смесь огня и яда; через узкий портал во все стороны они посылают потоки пламени и яда. В обоих концах прохода стоит стражник, наблюдающий за происходящим.
Тогда богиня первого часа уступает место богине второго часа, и она громко зовет Хранителя врат.
р. 89
[абзац продолжается] Порталы широко распахнуты, огонь и яд прекращаются, и проходит Лодка Ра.
«Ур-нес» мы называем эту вторую страну Дуата, но ханебу и те, кто населяет острова Великих Зеленых Вод, называют ее Уранос. Река широка и несет в своих темных водах четыре лодки; у них нет ни вёсел, ни мачт, ни рулей, они плывут по течению и несутся течением. Таинственны и странны они, и тени, заполняющие их, имеют формы, подобные формам людей. В этой стране Ра — Господь и Царь, и живущие здесь живут в мире, ибо никто не может пройти мимо огромных змей в капюшонах, охраняющих ворота, чье дыхание — смесь пламени и яда. Счастливы те, кто населяет эту землю, ибо здесь обитают духи хлеба, Беса, Непра и Тепу-ин. Это они взращивают пшеницу и ячмень и умножают плоды земли.
Медленно идет Лодка Ра, проходя через Дуат, через области густой тьмы, ужаса и смятения, где обитают мертвые, и Апоп ждет прихода Ра. Так проходит второй час ночи, и близится третий час. Затем богиня второго часа уступает место богине третьего часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Водоток единого Бога» это имя
р. 90
третья страна Дуата, а здесь в прекрасном Аментете царство Осириса. По обеим сторонам реки огромные фигуры богов окружают форму самого Осириса. Он восседает на троне, являясь в великолепии как король, с Белой Короной Южной Земли и Красной Короной Северной Земли на голове.
Велик Осирис, бог мертвых, ибо все, кто умирает, предстают перед ним на суд, и их сердца взвешиваются на весах против пера Истины. Его трон стоит над бегущим потоком, чистым и глубоким, а из воды поднимается одинокий цветок лотоса цвета утреннего неба. На цветке стоят четверо Детей Гора, помогающие Осирису на суде, защищающие тела мертвых. Им принадлежат Юг и Север, Запад и Восток, а четыре великие богини являются их защитницами. Они стоят на цветке лотоса и обращены лицами к Осирису; у первого лицо человека, у второго лицо обезьяны, у третьего лицо шакала, а у четвертого лицо хищной птицы. Это час, которого боятся злодеи; по своим делам они судимы, и ничто не может им помочь. Тяжко сердце злодея и тянет вниз чашу весов; все ниже и ниже он опускается, пока не достигает пасти Амемта, Пожирателя сердец. Тогда злодей изгнан в густую тьму Дуата, чтобы жить с отвратительными
р. 91
[абзац продолжается] Апеп и наконец упасть в Огненные Ямы.
Но есть и такие, которые творили правду на земле; которые никому не причинили вреда обманом или насилием; кто помог вдове, сироте и потерпевшему кораблекрушение моряку; которые давали пищу голодным и одежду нагим; которые не возбудили раздора и не пролили слез. Когда они приходят на суд Осириса, и их сердца находятся на весах, тогда перо Истины становится тяжелее. Весы с перьями опускаются вниз, а весы с сердцем поднимаются вверх. Затем Тот, дважды великий, берет сердце и снова помещает его в грудь человека, и Гор берет его за руку и ведет к подножию трона Осириса, чтобы он мог обитать в царстве Осириса. навсегда и навсегда. И только теперь он может видеть самого чистого и истинно святого Осириса, ибо «души человеческие не могут приобщаться божественной природы, пока они окружены телами и страстями… Когда они освобождаются от этих препятствий и удаляются в те более чистые и невидимые области… вот тогда этот Бог становится их Вождем и Царем; от него они всецело зависят, все еще созерцая без пресыщения и все еще пламенно стремясь к той красоте, которую человек не может ни выразить, ни помыслить». *
р. 92
Медленно движется Лодка Ра, проходя через Дуат, в области густой тьмы, ужаса и смятения, где отвратительный Апоп подстерегает приход Ра, и где для нечестивых уготованы Ямы Огня. Так проходит третий час ночи, и четвертый час близок. Затем богиня третьего часа уступает место богине четвертого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Живая одна из форм» — это название четвертой страны Дуата, и Сокар владеет этой землей. Тосклив пустырь песка, бескрайняя пустыня, сумрачный и мрачный пейзаж. Не видно ни травинки, ни дерева, ни травы; ничто не растет, ничто не живет, кроме чудовищных многоголовых змей, скользящих по земле или ползающих на ногах. Ужасны они на вид, когда корчатся, вертятся, шипят и ревут; они высоко поднимают свои отвратительные гребни и расправляют свои темные крылья. Но их гнев не на Ра, и он благополучно проходит среди них.
Поглощенная великая река, потерянная под зыбучими песками, а там, где она текла, теперь глубокий овраг. Скальные стены возвышаются высоко и круто, и путь между скалами извивается и извивается. Люди называют это место Ре-стау, Устье Могилы. Даже в этой мрачной пустыне господствует Осирис; Его зовут Лорд Ре-стау, поэтому
р. 93
никто не должен бояться, проходя по узкой тропе. И теперь Лодка Ра больше не может плавать по воде, а превращается в великого и могучего змея с блестящей чешуей. На носу — змеиная голова с зоркими и свирепыми глазами, на корме — змеиная голова с приготовленными ядовитыми клыками. По песку он скользит, как лодка по воде.
Медленно движется Лодка Ра, проходя через Дуат, через области густой тьмы, ужаса и смятения, к месту, где Апоп ждет прихода Ра. Так проходит четвертый час ночи, и пятый час близок. Затем богиня четвертого часа уступает место богине пятого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Скрытая» — это название пятой страны Дуата, и в этой темной и мрачной области обитает Сокар, ее Лорд и Царь, бог тех, кто погребен. Рядом с поворотом извилистого пути находится его жилище глубоко под землей; над ним возвышается высокая гора песка. С обеих сторон его охраняют два сфинкса; львы они в телах своих, с лицами человеческими; и их когти растопырены, как когти хищного зверя. Посреди лежит змей с тремя головами, а между его крыльями стоит Сокар в образе человека с головой ястреба. Дикий и свирепый, как ястреб, Сокар, и страшный
р. 94
— это наказание, которое он назначает тем, кто восстает против него. Рядом с его жилищем находится озеро, в котором вода кипит и кипит теплом, как кипит вода в горшке. В кипящее озеро брошены мятежники, и они взывают к Ра о помощи, но Ра лежит холодный и безжизненный, ожидая прихода Хепри, и их крики остаются без внимания, пока Лодка идет своим путем.
На дальней стене ущелья находится высокое сводчатое здание, обитель Ночи и Тьмы. По обе стороны цепляются две птицы, а вокруг него скользит двуглавый змей. Он поднимает свои дикие головы, и его яд всегда готов поразить опрометчивого нарушителя, который осмелится попытаться пройти. Верны его часы, ибо в доме Ночи и Тьмы живет Хепера, великая Душа вселенной, тот, чьей эмблемой является жук, бог воскресения. В образе скарабея он наблюдает за пришествием Ра, и он летит на Лодке и ждет там времени, когда он вернет жизнь богу. И вот сквозь густую тьму по узкому проходу падает отблеск света; Утренняя Звезда стоит у ворот, чтобы вести Лодку вперед; ибо в самой темной ночи есть обетование грядущего дня.
Медленно движется Лодка Ра, проходя через Дуат, через области густой тьмы, ужаса и смятения, к месту, где лежит отвратительный Апоп, поджидающий приход Ра.
р. 95
[абзац продолжается] Так проходит пятый час ночи, и шестой час близок. Затем богиня пятого часа уступает место богине шестого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Бездна вод» — название шестой страны Дуата, и Осирис владычествует над ней, Осирис, великий бог, владыка города Дадду, живой Царь, Творец людей, скота и зелень, которая растет на земле, Осирис, которому все люди преклоняются в хвале и поклонении.
Река снова поднимается из песка, и Лодка плывет по ее водам, и те, кто в ней, радуются, ибо часы ночи проходят. На берегах реки великие формы богов, таинственные и чудесные; там же стоят девять скипетров владычества, и чудовищный лев вырисовывается во тьме, едва видимый в свете, исходящем от Ладьи Ра. У реки стоят три святилища, и каждое из них охраняет змея, чье дыхание — пламя. Таинственны и странны формы внутри святилищ, и человеку не дано знать их значение; в одном голова человека, в другом крыло птицы, в третьем задняя часть льва. Здесь также живет великий свернувшийся змей с пятью головами, и в его кольцах лежит Хепера, бог воскресения. На его
р. 96
голову помещает скарабей, под ногами знак плоти; таким образом он посылает Жизнь в мертвых, и таким образом он оживит Ра. Ибо это самая дальняя точка Дуата, и за воротами лежит путь к восходу солнца.
Медленно идет Лодка Ра, проходя через Дуат, через области густой тьмы, ужаса и смятения, где отвратительный Апоп ждет прихода Ра. Так проходит шестой час ночи, и седьмой час близок. Затем богиня шестого часа уступает место богине седьмого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Тайная пещера» — название седьмой страны Дуата. Она полна опасностей и опасностей, ибо отвратительный Апоп обитает в этой земле. Он появляется как великий и чудовищный змей и с широко раскрытой пастью поглощает воды реки, чтобы Лодка потерпела крушение и чтобы Ра погиб. Тогда земля принадлежала бы силам тьмы, а зло и нечестие победили бы богов.
Но на носу Лодки стоит Исида, великая чародейка, волшебству которой никто не может противостоять; Исида, величайшая из богинь, та, что может воскрешать мертвых и которой все человечество питает любовь и почтение. С раскинутыми руками она читает Слова Силы; звонить вслух
р. 97
через темную реку. Над телом Ра змей Мехен набрасывает свои защитные кольца, ибо сейчас время опасности.
На песчаной отмели посреди реки лежит отвратительный Апеп. Длина песчаной отмели четыреста пятьдесят локтей; кольца Апепа покрывают его так, что ничего не видно, кроме реки вокруг него. Громко он шипит и ревет, и Дуат наполняется громом его голоса, но Исида не вздрагивает и не прекращает своих заклинаний и волшебных движений своих рук. Ее заклинания побеждают, и отвратительный Апеп беспомощно лежит на песке. Тогда Селк и Хер-десуф спрыгивают с Ладьи Ра и связывают его веревками, а острыми ножами пронзают его плоть, надеясь погубить его. Но Апоп бессмертен, и каждую ночь он будет ждать и нападать на Лодку Ра. И все же Селк и Хер-десуф крепко держат его, пока Лодка продолжает свой путь мимо огромных песчаных отмелей, где он корчится, извивается и изо всех сил пытается освободиться, но веревки крепки, а ножи остры, и его усилия тщетны.
Вперед идет Лодка к местам захоронения богов. Они стоят у реки; это высокие насыпи из песка, над каждой насыпью здание, и на каждом конце голова человека наблюдает за прохождением Ра.
Мягко идет Лодка Ра, проходя через Дуат, двигаясь сквозь тьму к
р. 98
рассвет и день. Так проходит седьмой час ночи, и восьмой час близок. Затем богиня седьмого часа уступает место богине восьмого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Саркофаг богов» — название восьмой страны Дуата, ибо здесь обитают мертвые боги. Они мертвы и погребены, забальзамированы и перевязаны, как люди бальзамируют и перевязывают мертвых на земле. Они громко приветствуют Ра, когда он проходит, взывая к нему через бескрайние просторы, но они так далеки, что звук их голосов подобен реву свирепых быков, крику хищных птиц, вою плакальщицы, как ропот пчел. Перед Лодкой идут девять Последователей Богов; странны формы их, таинственны и чудесны, как ничто на земле. Перед ними маршируют четыре души Татанена в подобии баранов, больших и свирепых, с широко раскинутыми и остроконечными рогами. Первый увенчан высокими торчащими перьями, второй — Красной короной Северной Земли, третий — Белой короной Южной Земли, четвертый — сверкающим диском солнца. Древним является Татанен, житель Мемфиса, где обиталище Птаха находится к югу от стены.
Мягко идет Лодка Ра, проходящая через
р. 99
Дуат, движущийся сквозь тьму к рассвету и дню. Так проходит восьмой час ночи, и девятый час близок. Затем богиня восьмого часа уступает место богине девятого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Шествие образов» — название девятой страны Дуата. Полная и сильная бежит река, и Лодку несет вперед стремительный поток. Двенадцать звездных богов охраняют Лодку с веслами в руках, готовые помочь Лодке в случае необходимости. Густая тьма не сгущается над этой землей, ибо двенадцать больших змей в капюшонах лежат, свернувшись клубком, на берегу, и дыхание их пастей — пламя огня, сияющее на темной воде и на тех, кто живет в Дуате. Три лодки плывут по мрачной реке; странная форма этих лодок, не похожих на лодки людей; и призрачные формы внутри них подобны корове, барану и душе человека. От них жители этой земли получают подношения, которые делаются им на земле. Затем звездные боги начинают петь; и двенадцать богинь, и боги ткачества, и обитатели этой земли воспевают славу и честь Ра, восхваляя Владыку Лодки, Творца земли и небес. С радостью и пением они идут по назначенному пути.
р. 100
Вперед идет Лодка Ра, проходя через Дуат, путешествуя к восходу солнца и свету открытого дня. Так проходит девятый час ночи, и десятый час близок. Затем богиня девятого часа уступает место богине десятого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Бездна вод, возвышенность берегов» — название десятой страны Дуата, правителем которой является Ра. Жители этой земли приходят навстречу своему королю, когда он проходит мимо бурлящей реки. Глубокий, полный и сильный поток течет, и Лодку несет вперед стремительный поток. Божественные воины, вооруженные сверкающим боевым оружием, охраняют своего короля; свет на их лицах, как свет солнца. На берегу реки четыре богини; на тьму они бросали лучи света, освещая путь Ра над мрачной рекой. Перед Лодкой Ра движется Звезда Утра в виде двуглавого змея, идущего на ногах, а на головах его короны Южной Земли и Северной Земли; между его кольцами находится большой небесный ястреб; Вождь Неба — его имя, ибо звезды небесные следуют за ним, но люди называют его также Геспер и Люцифер. В ладье по ручью змей, Жизнью Земли зовется, и караулит в Дуате против врагов Ра.
р. 101
Это величайшая из всех стран Дуата, ибо в этом царстве чудес и тайн Хепера соединяется с Ра, и сам Ра создается заново. И все же мертвое тело Ра остается в лодке; но его душа соединяется с душой Хепри.
Вперед идет Лодка Ра, проходя через Дуат, путешествуя к восходу солнца и свету открытого дня. Так проходит десятый час ночи, и близится одиннадцатый час. Затем богиня десятого часа уступает место богине одиннадцатого часа, и она громко зовет Хранителя врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Устье пещеры» — название одиннадцатой страны Дуата, и Ра — ее правитель. Низко упала река и вяло течет, и Боги влекут Лодку вперед; не веревками тянут его, а телом великого змея Мехена, защитника Ра. На носу Лодки горит яркая звезда, но ее свет не краснее странного и мрачного сияния, заливающего эту землю; страшное и красное оно, и вид его полон ужаса. Это место, которого боятся злодеи, ибо здесь их ждет наказание. Далеко и близко ямы огненные; богини, чье дыхание — пламя, охраняют ямы, держа в руках сверкающие огненные мечи. Своими ножами они мучают нечестивых и
р. 102
бросил их в ямы пламени, пока они не погибнут полностью. Гор стоит рядом и созерцает их муки, ибо это враги Осириса и Ра, творящие зло на земле и хулители богов. Никакая помощь не может прийти к ним, никакой побег невозможен; обречены они своими действиями на меч и огонь. И дым и пламя их мучений поднимаются в Дуате.
На той стороне реки звезды; Шеду в образе змеи; багряный и малиновый он, и десять звезд, образующих его тело. Там также видна форма, таинственная и чудесная; как крылатая змея с ногами, он появляется, а между крыльями — призрачное подобие человека. Люди называют его Атму, обитателем Гелиополя; древний Атму, более древний, чем сам Ра; и он посылает сладкие бризы Северного Ветра на землю Египта. По обе стороны от него в тусклом и зловещем свете тускло светятся Глаза Гора. И вот веет утренний ветерок; нежный он и легкий, но с ним приходит обещание дня.
Вперед идет Лодка Ра, проходя через Дуат, путешествуя к восходу солнца и свету открытого дня. Так проходит одиннадцатый час, а двенадцатый час и рассвет близятся. Тогда богиня одиннадцатого часа уступает место богине двенадцатого часа, и она
р. 103
громко произносит имя Стража врат. Широко распахнуты порталы, и через них проходит Лодка Ра.
«Опустилась тьма, и воссияли рождения» — так называется двенадцатая страна Дуата. На носу Лодки находится великий скарабей Хепри, готовый преобразить Ра прежде, чем он достигнет конца Дуата. Не похожа на другие земли эта двенадцатая область Дуата, ибо она заключена в теле огромного и чудовищного змея. «Жизнь богов» — его имя, и по этому огромному и огромному каркасу путешествует Лодка Миллионов Лет. Двенадцать поклонников Ра хватаются за буксирные канаты и тянут Лодку вперед, и вот в теле змеи Ра превращается в Хепри и снова оживает, ибо теперь путешествие через Дуат близится к концу. У пасти змеи стоят двенадцать богинь; им Поклоняющиеся Ра отдают буксирные канаты, и они тянут Лодку к восточному горизонту неба. И вот мертвый труп Ра выбрасывается из Лодки, как выбрасывается шелуха при веянии зерна, ибо душа и жизнь Ра находятся в скарабее Хепри, и превращения Ра завершены. С восклицаниями и пением, с радостью и ликованием ладья Ра покидает Дуат.
Славная лодка Манзе, мчащаяся к
р. 104
рассвет! Широкие, широко распахивайте порталы и вступайте в день. Между сикоморами бирюзы появляется Ладья Ра, и гора Баху озаряется светом. Змей, хранитель Великих Зеленых Вод, созерцает Ра во славе на восточном небосклоне, и лучи блестят на его чешуе.