2 принципы и правила обучения: 3. Принципы и правила обучения
Принципы и правила обучения
Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, mnqyhu название дидактических принципов и правил.
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.
Принцип сознательности и активности
В его основе лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебновоспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др. ; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала.
Практическая реализация принципа осуществляется путем соблюдения ряда важных правил.
Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения; покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы.
Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия; раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.
Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко учащимися воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить товарищам ваши лучшие ученики.
То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
Шире используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
Творческое мышление учащихся развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.
Принцип наглядности
Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе — строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6×106, акустического — 0,32×106, тактильного — 0,13×106 бит/с. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.
Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
Помните: ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
Золотое правило обучающих: все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
Следует использовать средства наглядности не только для иллюстрации, но h в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
Используйте средства наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте виды наглядности к применению.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом особой заботой учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков — они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности реализуется путем соблюдения многих правил обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (модули, шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.
Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний: установите объект и предмет (природы и научной теории), изложите основания теории, раскройте инструментарий теории, объясните следствия теории и покажите границы ее применения.
Помните: то, что является элементарным и простым исторически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.
Ничего не следует добавлять к объяснению нового материала кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учащихся.
Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.
Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
Не забывайте совета Я. А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
Принцип прочности
В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанных стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет выделить важные правила прочного обучения.
Материал, требующий запоминания, следует заключать в короткие ряды: то, что мы будем носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов надо исключать все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните: забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать совсем.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Логически связанные между собой знания и убеждения усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
В случае снижения темпов обучения следует немедленно установить его причину. Наиболее распространенные причины — падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Ищите пути к их восстановлению. Не интенсифицируйте обучение искусственно.
Принцип доступности
Принцип базируется на законе тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «тезаурус» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем знаний, умений, способов мышления. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями ‘ протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
Не забывайте наставления Я. А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.
Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний — для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.
Поспешайте медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения учителем: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
Реализуя принцип доступности, основное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
Доступность не означает легкости обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний. Помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить — это и есть будни доступного обучения.
Принцип научности
Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научнотехнического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа.
Каждое нововведенное научное понятие систематически повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
Изучение законов науки проводите с учетом наиболее важных сторон процесса развития изучаемых явлений, зависимости от внешних условий, места и времени, конкретных форм изменения явления, борьбы старого с новым, содержания и формы.
В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.
Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся отечественных ученых, их вкладом в развитие науки.
Применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе последних научных достижений по своему предмету.
Раскрывайте генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализуйте требования историзма в обучении.
В связи с все увеличивающимся потоком научной информации основное внимание уделяйте ключевым проблемам науки, раскрывайте перед учащимися основные идеи научных достижений, приучайте их следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
Поощряйте исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной и опытнической работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.
Освещая новые достижения в науке и технике, не забывайте рассказать о совершенствовании технологии обучения, раскрывайте сложности учебного труда и способы повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной организации учебного труда.
Урок 2.
Основные принципы дидактикиВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.
Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.
Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.
Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.
Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.
Основные принципы дидактики
Итак, к основным дидактическим принципам относятся:
- Принцип научности
- Принцип доступности
- Принцип целенаправленности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип наглядности
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип прочности
- Принцип сознательности и активности
- Принцип воспитания и развития
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
- Наличие системы теоретических знаний у учащихся
- Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
- Аргументированность действий и практических выводов наукой
Принцип доступности
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
- Должен учитываться образовательный уровень учащихся
- Должны учитываться познавательные возможности учащихся
- Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
- Должны учитываться возрастные особенности учащихся
- Должны учитываться потребности и интересы учащихся
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
- Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
- Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
- Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
- Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
- Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств.
Требования принципа наглядности:
- Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
- Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
- Объём наглядности должен определяться целенаправленно
- Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
- Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
- Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
- К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
- Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
- Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
- В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания
Требования принципа сознательности и активности:
- Учебный процесс должен быть двусторонним
- Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
- В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
- Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
- Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения.
Требования принципа прочности:
- Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
- Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
- Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
- В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
- Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
- В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
- В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
- В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
- В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.
е. как учить и учиться)Первое основоположение гласит:
- Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
- Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
- Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент
Второе основоположение гласит:
- Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
- Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
- Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
- Примеры должны служить основой правил
Четвёртое основоположение гласит:
- Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет
Шестое основоположение гласит:
- Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
- Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом
Седьмое основоположение гласит:
- Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
- Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
- Юношеское образование следует начинать рано
- Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
- Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы
Второе основоположение гласит:
- В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
- Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению
Третье основоположение гласит:
- Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
- Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
- Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
- Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
- Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
- Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
- Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
- Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т. д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений БуяновКирилл
← 1 Педагогические теории3 Психология и педагогика →
Ваше руководство по основным принципам тренировок
В наши дни кажется, что у каждого спортсмена есть совет, как тренироваться наиболее эффективно. Их идеи и философия часто являются результатом собственного опыта спортсменов в тренировках и гонках; довольно часто они имеют некоторые достоинства, однако, когда дело доходит до принципов обучения, определенно верно, что мы «не знаем, чего мы не знаем».
Меня часто просят просмотреть программы тренировок спортсменов. Хотя может быть трудно судить, не зная, чего пытаются достичь и спортсмен, и их тренер, я довольно часто вижу тренировки и программы, которые настолько сложны, что я думаю, что люди забыли основные принципы физиологии упражнений. Я подумал, что воспользуюсь этой возможностью, чтобы напомнить всем всегда учитывать основные принципы обучения в первую очередь при составлении следующего тренировочного блока.
Принцип тренировки 1: Перегрузка
Для любой адаптации человеческое тело должно прилагать усилия, выходящие за рамки обычного уровня стресса во время тренировок. Проще говоря, вам нужно «страдать» на тренировках, чтобы прогрессировать. Это не означает, что на каждом сеансе вам нужно помещать себя в «пещеру боли», но вам нужно будет регулярно проверять, чтобы убедиться, что вы достаточно напрягаетесь, чтобы тело могло сбросить свой текущий уровень физической подготовки.
Принцип обучения 2: Прогресс
Мне нравится думать о прогрессе как о тесной связи с перегрузкой. Перегрузка относится к стрессу одного занятия, прогрессия относится к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному развитию спортсмена. В хорошо периодизированной программе спортсмену следует регулярно ставить задачи для достижения новых уровней физической подготовки, чтобы обеспечить более высокие результаты. Чем выше уровень спортсмена, тем труднее его выявить.
Принцип тренировки 3: Восстановление
Адаптация к перегрузке происходит во время периодов отдыха. Когда вы выходите за пределы своих возможностей, вы разрушаете свое тело. Во время фазы восстановления тело испытывает «суперкомпенсацию», в результате чего тело приспосабливается к новым уровням физической подготовки. Помните, что вы не можете ожидать восстановления после каждого сеанса, а если бы вы ждали полного восстановления между сеансами, вы бы очень мало сделали. Это нормально и нормально тренироваться уставшим и утомленным. Затем, когда будут назначены правильные и запланированные этапы восстановления, вы можете ожидать, что будете чувствовать себя потрясающе!
Принцип обучения 4: Специфика
Это просто означает, что вы станете лучше в том, что делаете. Если вы хотите улучшить свое плавание, то плавайте больше. Если вы хотите улучшить свою езду, катайтесь больше. Если вы хотите улучшить свой бег, бегайте больше. Есть много других видов упражнений, которые будут иметь некоторую пользу для вас, но ничто не сравнится с тренировками специально для тех дисциплин, которые вы пытаетесь улучшить.
Принцип обучения 5: Обратимость
Это просто… Используй или потеряешь. Несоблюдение регулярной программы тренировок приведет к тому, что вы откатитесь назад. Так что тот массивный тренировочный блок, который вы сделали 6 месяцев назад, не будет иметь большого значения сейчас, если вы ничего не делали с тех пор!
Принцип тренировки 6: Индивидуальная реакция на тренировочный стимул
Вероятно, здесь я вижу самые большие ошибки, совершаемые тренерами и спортсменами. К сожалению, один размер не подходит всем, поэтому, когда у одного спортсмена отличный отклик на тренировочную программу, возникает искушение попытаться заставить всех следовать одной и той же программе. Хотя нам необходимо учитывать и учитывать все вышеизложенные принципы, то, как мы применяем их на практике, является скорее искусством, чем наукой. Хороший тренер выявит врожденные различия и различия в каждом отдельном спортсмене и поработает над тем, чтобы определить лучший рецепт, чтобы подготовить этого человека к оптимальной работе.
Постарайтесь учесть все это, когда будете готовить следующий тренировочный блок. Причудливая программа тренировок не означает, что она эффективна. Просто спросите Крейга Александра — он скажет вам, что его тренировки часто довольно скучны, но они были достаточно хороши, чтобы выиграть Кону трижды!
2 Принципы и определения | Национальные стандарты научного образования | The National Academies Press
Посетите NAP.edu/10766, чтобы получить дополнительную информацию об этой книге, купить ее в печатном виде или загрузить в виде бесплатного PDF-файла.
« Предыдущая: 1 Введение
Страница 19 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Разработка Национальных стандартов научного образования основывалась на определенных принципах. Эти принципы
Наука для всех учащихся.
Изучение науки – это активный процесс.
Школьная наука отражает интеллектуальные и культурные традиции, характеризующие практику современной науки.
Улучшение естественнонаучного образования является частью системной реформы образования.
Напряжение неизбежно сопровождало включение этих принципов в стандарты. Напряжение также возникнет, когда эти принципы будут применяться в школьных научных программах и на уроках. Следующее обсуждение развивает принципы и разъясняет некоторые связанные с ними трудности.
Страница 20 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
[См. Стандарт обучения B, Стандарт оценки D, Стандарт программы E и Стандарт системы E]
НАУКА ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Это принцип справедливости и совершенства. Наука в наших школах должна быть доступна всем учащимся: все учащиеся, независимо от возраста, пола, культурного или этнического происхождения, инвалидности, устремлений или интереса и мотивации к науке, должны иметь возможность достичь высокого уровня научной грамотности.
Стандарты предполагают включение всех учащихся в сложные возможности изучения естественных наук и определяют уровни понимания и способностей, которые все должны развивать. Они категорически отвергают любую ситуацию в естественнонаучном образовании, когда некоторые люди, например представители определенных групп населения, не поощряются к занятиям наукой и лишены возможности изучать ее.
Превосходство в естественнонаучном образовании воплощает идеал, согласно которому все учащиеся могут достичь понимания науки, если им будет предоставлена такая возможность. Стандарты содержания описывают результаты — то, что учащиеся должны понимать и уметь делать, а не то, каким образом учащиеся достигают этих результатов. Учащиеся достигают понимания разными способами и на разной глубине, отвечая на вопросы о мире природы. И учащиеся достигают результатов с разной скоростью, кто-то раньше, чем кто-то другой. Но у всех должны быть возможности в виде многократного опыта в течение нескольких лет для развития понимания, связанного с 9.0043 Стандарты .
[См. Стандарт программы D и Стандарт системы D]
Приверженность всех учащихся науке имеет значение как для разработки программы, так и для системы образования. В частности, должны быть выделены ресурсы для обеспечения того, чтобы Стандарты не усугубляли различия в возможностях обучения, которые в настоящее время существуют между учащимися из обеспеченных и неблагополучных семей.
[см. учебный стандарт B]
ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ — ЭТО АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. Изучение науки — это то, чем занимаются студенты, а не то, что с ними делают. Изучая науку, учащиеся описывают объекты и события, задают вопросы, приобретают знания, строят объяснения природных явлений, проверяют эти объяснения различными способами и сообщают свои идеи другим.
В Национальных стандартах естественнонаучного образования термин «активный процесс» подразумевает физическую и умственную деятельность. Практической деятельности недостаточно — студенты также должны иметь «мысленный» опыт.
Преподавание естественных наук должно вовлекать учащихся в исследовательские исследования, в ходе которых они взаимодействуют со своими учителями и сверстниками. Учащиеся устанавливают связи между своими текущими научными знаниями и научными знаниями, найденными во многих источниках; они применяют научное содержание к новым вопросам; они участвуют в решении проблем, планировании, принятии решений и групповых обсуждениях; и они получают оценки, соответствующие активному подходу к обучению.
Упор на активное изучение естественных наук означает смещение акцента с учителей, представляющих информацию и освещающих научные темы. Осознанная потребность включить все темы, словарный запас и информацию в
Страница 21 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Учебникинаходятся в прямом противоречии с главной целью, заключающейся в том, чтобы учащиеся усваивали научные знания с пониманием.
ШКОЛЬНАЯ НАУКА ОТРАЖАЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАКТИКУ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Чтобы получить глубокие знания о науке и мире природы, учащиеся должны ознакомиться с методами научного исследования, правилами доказывания, способами формулирования вопросов и
способами предложения объяснений. Связь науки с математикой и технологией, а также понимание природы науки также должны быть частью их образования.
[См. определение научной грамотности]
Четкой целью Национальных стандартов естественнонаучного образования является установление высокого уровня научной грамотности в Соединенных Штатах. Важным аспектом научной грамотности является более глубокое знание и понимание предмета науки, то есть знаний, непосредственно связанных с физическими науками, науками о жизни и науками о Земле. Научная грамотность также включает понимание природы науки, научного предприятия и роли науки в обществе и личной жизни. Стандарты признают, что многие люди внесли свой вклад в традиции науки и что, с исторической точки зрения, наука практиковалась во многих различных культурах.
Наука — это способ познания, характеризующийся эмпирическими критериями, логическими аргументами и скептическим анализом. Учащиеся должны развивать понимание того, что такое наука, чем она не является, что наука может и чего не может делать, и какой вклад наука вносит в культуру.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СИСТЕМНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Национальные цели и стандарты способствуют системным инициативам на уровне штатов и на местном уровне, а усилия по реформированию на национальном и местном уровнях дополняют друг друга. В рамках более крупной системы образования мы можем рассматривать научное образование как подсистему с общими и уникальными компонентами. Компоненты включают студентов и преподавателей; школы с директорами, суперинтендантами и школьными советами; программы подготовки учителей в колледжах и университетах; учебники и издательства учебников; сообщества родителей и учащихся; ученые и инженеры; музеи науки; бизнес и промышленность; и законодателей. Национальные стандарты естественнонаучного образования обеспечивают единство цели и видения, необходимые для эффективного сосредоточения всех этих компонентов на важной задаче улучшения естественнонаучного образования для всех учащихся, обеспечивая последовательность, необходимую для требуемых долгосрочных изменений.
Страница 22 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Перспективы и термины в Национальных стандартах естественнонаучного образованияХотя такие термины, как «научная грамотность» и «научное содержание и учебная программа» часто появляются в дискуссиях по вопросам образования и в популярной прессе без определения, эти термины конкретное значение, используемое в Национальные стандарты научного образования .
НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Научная грамотность — это знание и понимание научных концепций и процессов, необходимых для личного принятия решений, участия в общественных и культурных делах и экономической эффективности. Он также включает в себя определенные типы способностей. В Национальных стандартах естественнонаучного образования стандарты содержания определяют научную грамотность.
Научная грамотность означает, что человек может задавать, находить или определять ответы на вопросы, возникающие из любопытства в отношении повседневного опыта. Это означает, что человек обладает способностью описывать, объяснять и предсказывать явления природы. Научная грамотность предполагает способность с пониманием читать статьи о науке в популярной прессе и участвовать в общественной беседе о справедливости выводов. Научная грамотность подразумевает, что человек может определять научные проблемы, лежащие в основе национальных и местных решений, и выражать позиции, основанные на научной и технологической информации. Грамотный гражданин должен уметь оценивать качество научной информации на основе ее источника и методов ее получения. Научная грамотность также подразумевает способность формулировать и оценивать аргументы, основанные на доказательствах, и соответствующим образом применять выводы из таких аргументов.
Люди будут демонстрировать свою научную грамотность по-разному, например, правильно используя технические термины или применяя научные концепции и процессы. И люди часто будут иметь различия в грамотности в разных областях, например, большее понимание концепций и слов наук о жизни и меньшее понимание концепций и слов физических наук.
Научная грамотность бывает разных степеней и форм; она расширяется и углубляется на протяжении всей жизни, а не только в школьные годы. Но отношение и ценности, установленные по отношению к науке в ранние годы, будут определять развитие научной грамотности человека во взрослом возрасте.
[См. Стандарт программы B]
СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММА. Содержание школьной науки определяется в широком смысле и включает конкретные способности, понимание и способности в науке. Стандарты содержания не являются учебным планом по естественным наукам. Учебный план — это способ подачи контента: он включает в себя структуру, организацию, баланс и представление контента в классе.
Стандарты содержания не являются уроками естественных наук, классами, курсами обучения или школьными научными программами. Компоненты описанного научного содержания могут быть организованы с различными акцентами и точками зрения во множество различных учебных программ. Организационные схемы стандартов содержания не предназначены для использования в качестве учебных программ;
Страница 23 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
вместо этого объем, последовательность и координация концепций, процессов и тем оставлены на усмотрение тех, кто разрабатывает и внедряет учебные программы в научных программах.
Учебные планы часто объединяют темы из разных предметных областей, таких как науки о жизни и физические науки, из различных стандартов содержания, таких как науки о жизни и
науки, с личной и социальной точек зрения, а также из разных школьных предметов, таких как естествознание и математика, наука и словесность или наука и история.
ЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ. Внедрение Национальных стандартов естественнонаучного образования подразумевает приобретение научных знаний и развитие понимания. Научное знание относится к фактам, концепциям, принципам, законам, теориям и моделям и может быть получено разными способами. Понимание науки требует, чтобы человек интегрировал сложную структуру многих типов знаний, включая идеи науки, отношения между идеями, причины этих отношений, способы использования идей для объяснения и предсказания других явлений природы, а также способы их применения к много событий. Понимание включает в себя способность использовать знание и влечет за собой способность различать, что является научной идеей, а что нет. Развитие понимания предполагает, что учащиеся активно используют идеи науки и имеют большой опыт работы с миром природы.
[См. Стандарты содержания A и G (для всех классов)]
[См. Стандарт обучения B]
ЗАПРОС. Научное исследование относится к разнообразным способам, которыми ученые изучают мир природы и предлагают объяснения, основанные на данных, полученных в результате их работы. Исследование также относится к деятельности учащихся, в которой они развивают знания и понимание научных идей, а также понимание того, как ученые изучают мир природы.
Исследование — это многогранная деятельность, включающая наблюдения; постановка вопросов; изучение книг и других источников информации, чтобы узнать, что уже известно; планирование расследований; обзор того, что уже известно, в свете экспериментальных данных; использование инструментов для сбора, анализа и интерпретации данных; предложение ответов, объяснений и прогнозов; и сообщение результатов. Исследование требует выявления предположений, использования критического и логического мышления и рассмотрения альтернативных объяснений. Студенты будут заниматься отдельными аспектами исследования по мере того, как они изучают научный способ познания мира природы, но они также должны развивать способность проводить полные исследования.
Хотя Стандарты подчеркивают важность исследования, это не следует интерпретировать как рекомендацию единого подхода к преподаванию естественных наук. Учителя должны использовать разные стратегии для развития знаний, понимания и способностей, описанных в стандартах содержания. Практическая научная деятельность не гарантирует исследования, равно как и чтение о науке не является несовместимым с исследованием. Достижение понимания и способностей, описанных в Главе 6, не может
Страница 24 Делиться Цитировать
Предлагаемая ссылка: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
может быть достигнута с помощью какой-либо одной стратегии обучения или опыта обучения.
НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ. Как указано в Стандартах , центральным отличительным признаком между наукой и технологией является различие в целях: цель науки — понять мир природы, а цель технологии — внести изменения в мир для удовлетворения потребностей человека. . Технология как дизайн входит в 9Стандарты 0043 параллельны науке и исследованию.
Технологии и наука тесно связаны. Одна проблема часто имеет как научный, так и технологический аспекты. Необходимость отвечать на вопросы в мире природы стимулирует разработку технологических продуктов; более того, технологические потребности могут стимулировать научные исследования. А технологические продукты, от карандашей до компьютеров, предоставляют инструменты, способствующие пониманию природных явлений.
[см. стандарт содержания E (все уровни обучения)]
Использование термина «технология» в Стандартах не следует путать с термином «технология обучения», которая предоставляет учащимся и учителям захватывающие инструменты, такие как компьютеры, для проведения исследований и понимания науки.
Дополнительные термины, важные для Национальных стандартов естественнонаучного образования, , такие как «преподавание», «оценка» и «возможность учиться», определены в главах и разделах, где они используются. Повсюду мы старались избегать использования терминов, которые имеют разное значение для многих различных групп, которые будут участвовать в реализации Стандарты .
Ссылки для дальнейшего чтенияAAUW (Американская ассоциация университетских женщин). 1992. Как школы обсчитывают девочек. Вашингтон, округ Колумбия: AAUW.
Бин, Д.Б. 1988. Математика и естественные науки: критические фильтры для будущего студентов из числа меньшинств. Вашингтон, округ Колумбия: Среднеатлантический центр расового равенства.
Браун, А.Л. 1992. Дизайнерские эксперименты: теоретические и методологические проблемы при создании сложных вмешательств в классной комнате. Журнал обучающих наук, 2: 141-178.
Браун, Дж. С., А. Коллинз и П. Дугид. 1989. Расположенное познание и культура обучения. Исследователь в области образования, 18: 32-42.
Брюер, Дж.Т. 1993. Школы мысли: наука обучения в классе. Кембридж, Массачусетс: MIT Press/Bradford Books.
Bybee, RW 1994. Реформирование научного образования: социальные перспективы и личные размышления. Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа, Колумбийский университет.
Байби, Р.В. и Г. ДеБоер. 1994. Исследования как цели учебной программы по естественным наукам. В Справочнике по исследованиям в области преподавания и изучения естественных наук, Д. Гейбл, изд. Нью-Йорк: Издательская компания MacMillan.
Шампанское, A.B. и L.E. Хорниг. 1987. Практическое применение теорий обучения. В этом году школьной науки, 1987: отчет Национального форума школьной науки, А.Б. Шампанское и L.E. Хорниг, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация развития науки.
Клеуэлл, Британская Колумбия, Б.Т. Андерсон и М.Е. Торп. 1992. Преодоление барьеров: помощь учащимся из числа женщин и меньшинств в достижении успехов в математике и естественных науках. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
ДеБоэр, Г. 1991. История идей в естественнонаучном образовании: значение для практики. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
Страница 25 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Форман, Э. А. и К. Б. Казден. 1985. Изучение перспективы Выготского в образовании: познавательная ценность взаимодействия со сверстниками. В книге «Культура, коммуникация и познание: взгляды Выготского», Дж. В. Верч, изд.: 323–347. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Фредериксен, Н. 1984. Значение когнитивной теории для обучения решению проблем. Обзор образовательных исследований, 54: 363-407.
Грино, Дж.Г. 1989. Ситуации, ментальные модели и порождающие знания. В «Сложной обработке информации: влияние Герберта А. Саймона». Д. Клар и К. Котовский, ред. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум и партнеры.
Гросс, П.Р. и Н. Левитт. 1994. Высшее суеверие: академическое левое и его споры с наукой. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Холтон Г. 1993. Наука и антинаука. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Джонсон Д.В. и Ф. Джонсон. 1994. Объединение вместе: теория групп и групповые навыки, 5-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Кале, Дж. Б. 1988. Гендерное и научное образование II. В книге «Развитие и дилеммы научного образования», П. Феншам, изд. Нью-Йорк: Фалмер Пресс.
Ли О. и К. В. Андерсон. 1993. Задание и концептуальные изменения в классах естественных наук средней школы. Американский журнал исследований в области образования, 30: 585-610.
NCTM (Национальный совет учителей математики). 1989. Учебный план и стандарты оценивания по школьной математике. Рестон, Вирджиния: NCTM.
NRC (Национальный исследовательский совет). 1989. Биология средней школы сегодня и завтра. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
NRC (Национальный исследовательский совет). 1987. Образование и обучение мышлению, Л. Резник, изд. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
NSF (Национальный научный фонд). 1992. Влияние тестирования на преподавание математики и естественных наук в классах 4-12: отчет об исследовании. Честнат-Хилл, Массачусетс: Центр изучения политики тестирования, оценки и образования.
Оукс, Дж. 1990. Потерянный талант: недостаточное участие женщин, меньшинств и инвалидов в науке. Санта-Моника, Калифорния: RAND Corporation.
Олссон, С. 1992. Когнитивные навыки теоретической артикуляции: забытый аспект естественнонаучного образования. Наука и образование, 1 (2): 121-92.
Пиаже, Дж. 1970. Генетическая эпистемология. Перевод Элеоноры Дакворт. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Пиаже, Дж. 1954. Конструирование реальности в ребенке. Перевод М. Кука. Нью-Йорк: Баллантайн Букс.
Резник, Л.Б. и Л.Е. Клопфер, ред. 1989. К учебной программе мышления: текущие когнитивные исследования. Александрия, Вирджиния: Ассоциация надзора и разработки учебных программ.
Шайер М. и П. Адей. 1981. На пути к науке о преподавании естественных наук: когнитивное развитие и спрос на учебную программу. Лондон: Образовательные книги Heinemann.
Тайсон-Бернштейн, Х. 1988. Фиаско американского учебника: заговор добрых намерений. Вашингтон, округ Колумбия: Совет по базовому образованию.
Вера А. Х. и Х.А. Саймон. 1993. Расположенное действие: символическая интерпретация. Когнитивная наука, 17: 7-48.
Белый, Б.Ю. 1993. Thinkertools: причинно-следственные модели, концептуальные изменения и научное образование. Познание и наставление, 10: 1-100.
Страница 26 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 19 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 20 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 21 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 22 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 23 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 24 Делиться Цитировать
Предлагаемая ссылка: «2 принципа и определения». Национальный исследовательский совет. 1996. Национальные стандарты научного образования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/4962.
×
Сохранить
Отменить
Страница 25 Делиться Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «2 принципа и определения».