Химические свойства металлов урок химии в 9 классе – Разработка урока по химии в 9-м классе по теме: «Химические свойства металлов»
Открытый урок по химии в 9 классе «Химические свойства металлов»
Макеевская общеобразовательная школа I—III ступеней №49
Открытый урок по теме :
“Химические свойства металлов”.
Учитель: Азарян В.В.
2016
АП2 Тема. Химические свойства металлов.
Ряд активности металлов.
Цель. Сформировать представление о химических свойствах простых веществ металлов. Экспериментально изучить химические свойства металлов, основываясь на положении их атомов в ряду активности металлов. Отработать запись химических уравнений. Закрепить на практике умение работать в группе с химическими реактивами.
Развивать зрительную память критическое мышление, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Развивать любовь к исследованию и к науке.
Воспитывать коммуникативные отношения, умения высказывать собственное мнение, а так же сотрудничество в группе.
Оборудование и реактивы :
Компьютер, видеосистема.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Ряд активности металлов.
Инструкции по безопасному выполнению экспериментов.
Видеоопыты : взаимодействие натрия с водой, металлов и неметаллов.
На столах у обучающихся лоточки с реактивами : цинк, магний, медная пластинка, железные стержни, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), 2 железные скрепки, золотое кольцо, вода, стаканы, пробирки, штатив, сухое горючее, спички щипцы.
Базовые понятия : Химическая реакция, типы реакции, щелочь, индикатор метилфталеин, ОВР, окислитель, восстановитель, ряд активности металлов.
Методы – исследовательский, репродуктивный, с элементами метапредметных связей.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок с элементами исследования, демонстрация опытов.
Форма работы – групповая.
Проблемный вопрос – можно ли утверждать, что химические свойства у всех металлов одинаковые? Почему? Докажите, что это утверждение истинное или ложное?
Девиз “Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность” Б. Шоу.
Структура урока.
Организационный – 1. Мотивация изучения темы, постановка цели, объединение обучающихся в группы, распределение и объяснения задания каждой группе.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Релаксация.
Подведения итогов.
Выставление оценок.
Обсуждение домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний.
Разбирается логическая цепочка темы урока.
Из курса 7го класса вспомните признаки химических реакций (изменение цвета, появление запаха, выделение газа, появление или исчезновение осадка, вспышка при горении).
Продолжи мое предложение. ( учитель начинает предложение, а обучающийся его продолжает)
энергию разрушения кристаллической решетки
энергию гидрации, т.е. перехода ионов металла в раствор
5) На основании вышеизложенного я утверждаю, что :
А) чем левее находится металл в ряду активности
тем он активнее
Б) то есть каждый предыдущий элемент
активней последующего
III. Изучение нового материала.
Учитель. Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Эксперимент сначала проведем,
Подумаем, помыслим и теорию учтем
Дерзая, споря новое откроем
И постепенно нужное усвоим.
Учащиеся с помощью учителя объединяются исследовательские группы, получают задание и реактивы для эксперимента, повторяют правила безопасной работы с хим.реактивами. На выполнение работы отводится 3 минуты.
Инструкция
по выполнению лабораторного опыта №1
Тема. Взаимодействие металлов с кислородом.
Цель. В ходе эксперимента установить : способны ли металлы взаимодействовать с кислородом.
Проведите опыт нагревания медной пластинки в пламени горелки на воздухе и магния (демонстрация учителем).
Записать наблюдения.
Составить уравнения реакций и расставить степени окисления атомов.
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
— общий вывод по цели.
Инструкция
по выполнению лабораторного опыта №2
Тема
Цель. В ходе просмотра видео опыта установить : способны ли металлы взаимодействовать с неметаллами.
Посмотреть 2 видеопыта (взаимодействие металлов и с бромом и хлором)
Составить уравнения реакций и расставить степени окисления атомов.
Записать наблюдения.
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
— общий вывод по цели.
Инструкция
по выполнению лабораторного опыта №3
Тема. Взаимодействие металлов с водой.
Цель. В ходе эксперимента установить : способны ли металлы взаимодействовать с водой?
Опыт №1.
Посмотреть видеоопыт взаимодействия натрия с водой.
Составить уравнение реакции, расставить степени атомов.
Записать наблюдения
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
Опыт №2.
Опустите железные скрепки в воду
Составить уравнение реакции, расставить степени атомов.
Записать наблюдения
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
Опыт №3.
Опустите золотую сережку в воду.
Запишите наблюдения.
Сделать вывод.
Сделать общий вывод по цели.
Инструкция
По выполнению лабораторного опыта №4
Тема. Взаимодействие металлов с растворами кислот.
Цель. В ходе эксперимента установить одинаково ли металлы взаимодействуют с кислотами.
Т.Б. (работу провести очень осторожно)
Опыт №1
Опустить в пробирку 2 кусочка цинка и перелить раствор соляной кислоты.
Составить уравнение реакции, расставить степени окисления.
Записать наблюдения.
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
Опыт №2.
Опустить в стаканчик с хлоридной кислотой золотое кольцо (на ниточку).
Записать наблюдения.
Сделать общий вывод по цели.
Инструкция
по выполнению лабораторного опыта №5.
Тема. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Цель. В ходе эксперимента установить: могут ли металлы взаимодействовать с растворами солее.
Опыт №1
Налейте в химический стаканчик немного раствора медного купороса и опустить в него железный прутик.
- Составить уравнение реакции и расставить степени окисления.
Записать наблюдения.
Сделать вывод :
— образовавшиеся вещества?
— тип реакции?
— ОВР- ?
— окислитель — ?
— восстановитель — ?
Опыт №2 Теоретически провести реакцию и сделать вывод по цели.
Инструкция для группы.
по изучению теоретического материала.
Прочитать учебный материал параграфа по учебнику.
Смотреть и слушать отчеты исследовательской группы.
Подготовить по 1 вопросу для закрепления теоретического материала и группе обсудить их.
Каждая группа отчитывается перед классом о проделанной работе с обязательным рассмотрением логической цепочки : Опыт-Наблюдения-Вывод.
Данные записываются в спец таблицу.
IV. Рефлексия
Учитель. Итак, мы провели эксперименты и выяснили, что металлы по своим химическим свойствам отличаются. Но они взаимодействуют с O2, неметаллами, водой, кислотами, солями.
Давайте обобщим наши наблюдения и составим схему химических свойств металлов (учащиеся вместе с учителем состав имеют схему).
Me
Тестовые задания
2. Активные Me с водой образуют : а) щелочь б) оксид в) не реагирует | 2. Металлы средней активности образуются при взаимодействии с водой : а) гидрокид б) оксид в) не реагируют |
3. Металлы пи взаимодействии с кислотами образуют : а) кислород б) водород в) оксиды | 3. Неактивные металлы при взаимодействии с кислотами образуют : а) кислород б) водород в) не реагируют. |
4. К активным металлам относятся : а) Na,Fe,Cu б) Mg, Ni, Cr в) Ca, Na, K | 4. К благородным металлам относятся : а) Pb, Cu, Au б) Fe, Ag, Al |
5. Как называются соли, образованные при взаимодействии металлов и серы : а) карбиды б) сульфиды в) нитриды | 5. Как называются соли, образованные при взаимодействии металлов и азота : а) гидриды б) болиды в) нитриды |
V. Подведение итогов.
Металлы взаимодействуют с простыми и сложными веществами а зависимости от положения в ряду активности металлов.
VI. Выставление оценок и позитивное завершение урока.
VII. Домашнее задание : 1) Проработать конспект. 2) Индивидуальные задания : а) по каждому пункту химических свойств составить свои химические уравнения.
3) Групповые :
а) Найти информацию о взаимодействии с водой I ряд – алюминия, II ряд – магния, III ряд – кальция.
Результаты экспериментов заносятся в таблицу :
Me + O2 →MeO+ O2 →
Mg + O2 →
— Ряд активных металлов
— Реакция соединения
— Эндотермичны
— ОВР. Сu – восстановитель
O – окислитель.
Me + неМе → (видеосюжет)
Al + Br2 →
Cu + Cl2 →
— Ряд активных металлов
— Реакция замещения
— ОВР – Ме – восстановитель
S – окислитель
Me + H2O → MeOH + H2↑
Видеоопыт
Na+H2O →
Fe+H2O →
— Ряд активных металлов
— Реакция замещения
— ОВР – Ме – восстановитель
H – окислитель
Ме+НХ → МеХ + H2↑
In + HCl →
Me + HX →
Cu + HCl →
— Ряд активных металлов
— Реакция замещения
— ОВР – Ме – восстановитель
H – окислитель
Me1 + MeXO → Me1XO+Me
Fe+CuSO4 →
Cu + FeSO4 →
— Ряд активных металлов
— Реакция замещения
— ОВР – Ме1 – восстановитель
M – окислитель
infourok.ru
Урок химии в 9 классе по теме «Химические свойства металлов»
Тема урока: « Химические свойства металлов».
Цели урока. Сформировать представление о химических свойствах простых веществ металлов. Экспериментально изучить химические свойства металлов, основываясь на положении их атомов в ряду активности металлов. Создать условия для развития умения осознано работать с источниками информации и с химическими терминами. Отработать запись химических уравнений. Закрепить на практике умение работать в группе с химическими реактивами.
Задачи.
1.Образовательные: создавать условия для получения учащимися знаний о свойствах металлов, повторить физические свойства и положение металлов в П.С.
2.Развивающие: способствовать совершенствованию у учащихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
3.Воспитательные: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.
Тип урока: изучение нового
Вид урока: семинар с элементами исследовательской деятельности.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, самостоятельная, демонстрационные опыты, лабораторная работа, выполнение индивидуальных заданий.
Оборудование: периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, химическая посуда, железо, магний, цинк, растворы сульфата меди (II), соляной кислоты.
Использованная литература.
Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2013, Химия — 9 класс
Учебно-методические пособия: Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическоепособие.-М.:Дрофа,2011.
Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.-М.:Дрофа, 2013.
Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2014
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.:Методическоепособие.-М.:Дрофа,2013.
Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.-М.:Дрофа,2013.
Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2013
Шалаева Г. П. «Универсальный справочник школьника». ОЛМА – ПРЕСС образование, 2006.
Саттаров У. Г. «Путешествие в мир молекул». Казань. «Рухият», 1998
Бажина И. А., Ситникова Е. Ю. «Правила поведения и техника безопасности при работе в химических лабораториях образовательных учреждений» Казань, 2007
Подготовила: Коблякова Н.В., учитель химии
Ход урока
1.Организаци-онный этапУчитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, проверяет готовность учащихся к уроку
Учащиеся готовятся к уроку
1минута
2. Мотивация познавательной деятельности.
Актуализация знаний учащихся
Учитель.Здравствуйте ребята. Мы продолжаем изучение раздела неорганической химии, химии металлов.
Учитель предлагает ответить на вопросы.
а) Какие разделы темы «Металлы» мы уже рассмотрели?
б) Какие металлы были известны с древности?
в)Посмотрите на экран. Что объединяет эти элементы?
г)А сколько сейчас известно элементов металлов?
Учитель предлагает 2 учащимся выполнить у доски задание по карточке.
Учитель беседует с учащимися по вопросам.
б) Как располагаются металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?
в) Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?
г) Какой вид химической связи в металлах.
Учитель. А сейчас, ребята вы выполните задания в маршрутных листах.
Задание первой группы.
д) Давайте вспомним и назовём физические свойства металлов.
Что такое пластичность?
е) По какому признаку металлов делят на легкие и тяжелые?
ж)На какие классы делят металлы в технике?
Задание второй группы.
Давайте проверим задание у доски.
1.Самый лёгкий металл- …..
2.Самый тяжёлый металл-…
3.Самый легкоплавкий металл-
4.Самый тугоплавкий металл-
5.Самый мягкий металл-…
6.Самый твёрдый металл-…
7.Самый электропроводный-…
8.Самый пластичный-….
Учитель проверяет правильность выполненных заданий.
Учитель. Молодцы ребята! Вы хорошо подготовились к уроку.
А как вы думаете, какой будет тема урока сегодня?
Отвечают на вопросы учителя.
Двое учащихся работают по карточкам у доски.
Задание: составить характеристику химическим элементам Mg и Na по плану.
Работают с маршрутными листами по вариантам
7 минут
3.Сообщение темы, цели и задачи урока
Учитель. Сегодня тема урока: «Химические свойства металлов». Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Учитель сообщает цели и задачи урока.
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
( Или заполняют раздаточные карточки, см. приложение №1)
25 минут
4.Операционно-исполнительная часть урока
Физкульт -пауза
Учитель. Какую роль металлы играют в окислительно-восстановительных реакциях и почему?
Как определить восстановительную активность металлов?
Учитель. Давайте для изучения новой темы мысленно переместимся на корабль и поплывём по «морю реакций», но одновременно вам придётся вести путевые заметки.
В безбрежном море реакций у металлов свои острова. Это те вещества, с которыми, реагируют металлы.
Давайте назовем, с какими веществами будут реагировать металлы.
Первый, и самый любимый остров – «Неметаллы».
Учитель. И как у людей есть определённый тип темперамента, так и у металлов есть свой характер. Их можно разделить на три типа. Первый тип – самые активные – расположены в ряду активности до марганца, второй – от марганца до знака водорода, они более спокойные, и третий тип – очень спокойные, невозмутимые (они располагаются в ряду активности после знака водорода).
С кислородом воздуха легко взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы (поэтому их хранят под керосином). Ребята, а какие элементы относятся к щелочным и щелочноземельным металлам?
Учитель. Посмотрите опыт взаимодействия магния с кислородом и запишите уравнение химической реакции в своих листах.
2Mg+О2->2MgO
Второй остров – «Вода».
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия натрия с водой.
Учитель. Записывает уравнения реакций
Zn + h3O = ZnO + h3↑ (самостоятельно с последующей фронтальной проверкой).
Mg + 2h3O = Mg(OH)2 + h3↑
Третий остров – «Кислоты»
Учитель объясняет материал
(не брать HNO3, h3SO4(конц.)
Азотная кислота с металлами не выделяет водород!!!
а) Металлы I и II типа: Fe+2HCl = FeCl2 + h3↑
III тип не взаимодействует.
б) с h3SO4 (конц.): Ag + h3SO4 → Ag2SO4 + h3O + SO2
в) с НNO3: Fe + HNO3 → Fe(NO3)3 + h3O + NO
Учитель. Эти реакции (а, б,в) вы уравняете дома, применив метод электронного баланса.
Четвёртый остров – «Соли»
Учитель обращает внимание учащихся, что свободный металл должен быть активнее, чем в соли по электрохимическому ряду напряжений.
Учитель провидит физкульт-паузу.
Лабораторная работа.
Учитель. Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
Опыт №1.Взаимодействие магния с раствором соляной кислоты.
Опыт №2. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.
Опыт №3.Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты.
Опыт №4 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди.
Выводы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся делают записи в маршрутных листах на своих столах.
Учащиеся записывают реакции и отвечают на вопросы учителя.
с кислородом: н.у
I тип 2 Na + O2 → Na2O2
II тип 2Cu + O2 → 2СuO
III тип Au + O2 → не взаимодействует.
2) c водородом: (только активные металлы)
2Na + h3 → 2NaH
3) с другими неметаллами: 2Fe +3Cl2 → 2FeCl3 (следующие четыре реакции учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой)
Al + S →
Mg + N2 →
K + C →
Ca + P →
Учащиеся записывают уравнение реакции:
2Na+2h3O=2NaOH +h3
Учащиеся записывают уравнения реакций,
работают в маршрутных листах по группам
Учащиеся работают в маршрутных листах
Выполняют упражнения физкульт-паузы.
Учащиеся называют правила техники безопасности при работе с кислотами и выполняют опыты, записывают уравнения реакций.
Оформляют отчёт по работе, формулируют выводы.
5. Закрепление знаний
Учитель. Допишите уравнения практически возможных реакций самостоятельно:
Na + S →
K + h3O →
Li + HCl →
Ca + Cl2 →
Cu + h3O →
Выполните задания теста. Приложение 1
Работают в маршрутных листах по группам
7минут
6.Подведение итогов урока
Учитель подводит итог урока. Анализирует работу учащихся. Выставляет оценки.
Отвечают на вопросы учителя.
3 минуты
7. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся выразит своё отношение к уроку
Делают записи в маршрутных листах
1минута
8.Задание на дом
П.11,вопросы №4,5,6
Подготовить сообщения о металлах.
Записывают задание в дневник
1минута
Приложение 1.
Маршрутный лист №1
Фамилия Имя ____________________________________________________________
Класс________
Тема урока__________________________________________________________________
Задание №1. Перечислите металлы древности____________________________________
_____________________________________________________________________________
Сколько сейчас известно металлов_____________________________________________
Задание№2 Вариант 1.
Вспомните и назовите физические свойства металлов.
_____________________________________________________________________________
Что такое пластичность?_______________________________________________________
По какому признаку металлы делят на легкие и тяжелые?____________________________
На какие классы делят металлы в технике? ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание №3.
Какую роль металлы выполняют в окислительно-восстановительных реакциях?
____________________________________________________________________
«Путешествие металлов по морю реакций».
1.Остров «Неметаллы»
Задание №1.
Уравняйте химические реакции.
А) горение магния Mg + O2 -> MgO
Б) горение алюминия Al + O2 -> Al2O3
В) закончите уравнения химических реакций.
Al + S →
Mg + N2 →
K + C →
Ca + P →
2.Остров «Вода»
Задание №2.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Na + h3O -> NaOH + h3
3.Остров «Кислоты»
Задание №3
Закончите уравнение реакции. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Ca + HCl->……
4.Остров «Растворы солей»
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Задание №4
Каждый впереди стоящий металл в ряду напряжений, вытесняет последующий из растворов его соли.
Составьте уравнения возможных реакций, используя данное правило.
а) Sn + Pb(NO3)2 ->
б) Ag + Mg(NO3)2 ->
в) Au + Pt(NO3)2 ->
5.Остров «Металлотермия»
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Al + Fe3O4 = Al2O3 + Fe
Лабораторная работа
Инструкция
Цель. Изучить химические свойства металлов.
Вспомните меры предосторожности при работе с едкими веществами.
При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над лотком.
Опыт №1.Взаимодействие магния с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор кислоты и положите одну гранулу магния.)
Опыт №2. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор соляной кислоты и положите гранулу цинка.)
Опыт №3.Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор соляной кислоты и положите гранулу алюминия)
Опыт №4 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди.
(Опустите в раствор сульфата меди железный гвоздь.)
Заполните таблицу.
Выводы:«Путь домой». Выполните задания теста.
1.Из предложенных элементов к металлам относятся:
а) калий; б) марганец; в) гелий; г) углерод.
2.Более яркими металлическими свойствами обладает:
а) калий; б) марганец; в) алюминий; г) медь.
3. Выберите наиболее пластичный металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au
4. Выберите наиболее тугоплавкий металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au.
5. Установите соответствие:
Металлы Реакции с серной кислотой
1) платина а) выделяется водород из разбавленной кислоты
2) алюминий б) не идет
3) медь в) взаимодействует с концентрированной кислотой при нагревании
6. Из предложенных возможна реакция:
а) Mg + FeCl3 =
б) Cu + Al2(SO4)3 =
в) Hg + CuSO4 =
Рефлексия. Продолжить предложение (на выбор), выразите своё отношение к уроку.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
Маршрутный лист№2
Фамилия Имя ____________________________________________________________
Класс________
Тема урока__________________________________________________________________
Задание №1. Перечислите металлы древности____________________________________
_____________________________________________________________________________
Сколько сейчас известно металлов_____________________________________________
Задание №2 Вариант 2.
1.Самый лёгкий металл- …..
2.Самый тяжёлый металл-…
3.Самый легкоплавкий металл-…
4.Самый тугоплавкий металл-…
5.Самый мягкий металл-…
6.Самый твёрдый металл-…
7.Самый электропроводный-…
8.Самый пластичный-….
Задание №3.
Какую роль металлы выполняют в окислительно-восстановительных реакциях?
____________________________________________________________________
«Путешествие металлов по морю реакций».
1.Остров «Неметаллы»
Задание №1.
Уравняйте химические реакции.
А) горение магния Mg + O2 -> MgO
Б) горение алюминия Al + O2 -> Al2O3
В) закончите уравнения химических реакций.
Al + S →
Mg + N2 →
K + C →
Cu + S →
2.Остров «Вода»
Задание №2.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
K + h3O -> KOH + h3
3.Остров «Кислоты»
Задание №3
Закончите уравнение реакции. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Mg + HCl->……
4.Остров «Растворы солей»
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Задание №4
Каждый впереди стоящий металл в ряду напряжений, вытесняет последующий из растворов его соли.
Составьте уравнения возможных реакций, используя данное правило.
а) Fe+HgSO4 ->
б) Ag + Mg(NO3)2 ->
в) Au + Cu(NO3)2 ->
5.Остров «Металлотермия»
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Al + Fe3O4 = Al2O3 + Fe
Лабораторная работа
Инструкция
Цель. Изучить химические свойства металлов.
Вспомните меры предосторожности при работе с едкими веществами.
При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над лотком.
Опыт №1.Взаимодействие магния с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор кислоты и положите одну гранулу магния.)
Опыт №2. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор соляной кислоты и положите гранулу цинка.)
Опыт №3.Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты.
(В пробирку налейте раствор соляной кислоты и положите гранулу алюминия)
Опыт №4 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди.
(Опустите в раствор сульфата меди железный гвоздь.)
Заполните таблицу.
Выводы:«Путь домой». Выполните задания теста.
1.Из предложенных элементов к металлам относятся:
а) калий; б) марганец; в) гелий; г) углерод.
2.Более яркими металлическими свойствами обладает:
а) калий; б) марганец; в) алюминий; г) медь.
3. Выберите наиболее пластичный металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au
4. Выберите наиболее тугоплавкий металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au.
5. Установите соответствие:
Металлы Реакции с серной кислотой
1) платина а) выделяется водород из разбавленной кислоты
2) алюминий б) не идет
3) медь в) взаимодействует с концентрированной кислотой при нагревании
6. Из предложенных возможна реакция:
а) Mg + FeCl3 =
б) Cu + Al2(SO4)3 =
в) Hg + CuSO4 =
Рефлексия. Продолжить предложение (на выбор), выразите своё отношение к уроку.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
infourok.ru
Конспект урока в 9 классе по химии: «Общие химические свойства металлов».
Разработка урока по химии в 9 классе.
Конспект урока в 9 классе.
Тема урока: Общие химические свойства металлов.
Задачи:
Обучающие: научить анализировать, делать выводы, записывать уравнения реакций, взаимодействия веществ, самостоятельно, с соблюдением ТБ, проводить опыты, решать экологические проблемы.
Развивающие: развивать интерес к химии, логическое мышление, навыки составления уравнений реакций и проведения лабораторных опытов.
Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, умение создавать на уроке творческую и демократическую обстановку, исключающую равнодушие.
Методы и методические приемы:
Самостоятельная работа с текстовым заданием.
Иллюстративно- поэтическое объяснение материала.
Практическая работа с реактивами.
Работа в группе и обмен информацией.
Ход урока:
Организационный момент. (приветствие учащихся, подготовка к уроку, сообщение целей и формы проведения урока, учащимся раздаются листы для оценивания своей деятельности).
Химическая разминка.
Экспресс- опрос (с использованием сигнальных знаков). Учащиеся поднимают карточку со знаком «+», если физическое свойство относится к металлам, и карточку со знаком «- «, если не относится.
— металлический блеск.
— газообразное состояние вещества.
— ковкость.
-отсутствие электропроводности.
— теплопроводность.
— аллотропия.
— электропроводность.
— твердое состояние вещества.
— резкий запах.
2. Фронтальная беседа по вопросам.
1) Почему у металлов сходные свойства?
2) Где расположены металлы в периодической системе химических элементов?
3) Сколько электронов находится, как правило, на внешнем энергетическом уровне в атомах металлов? Есть исключения?
4) Используя ряд напряжений металлов, покажите на какие группы можно разделить металлы по химической активности?
5) Назовите 10 активных, 7 неактивных и 10 малоактивных металлов.
6) Какие свойства могут проявлять атомы металлов: окислительные или восстановительные?
Отдельное внимание уделяется вопросу, какие правила ТБ нужно соблюдать при нагревании веществ; при работе с кислотами, щелочами.
Изучение нового материала в ходе работы в группе.
Класс заранее поделен на 5 групп. Каждая группа получает свое задание. На обсуждение и подготовку доклада дается 5 минут. Затем учащиеся выполняют у доски (демонстрационно) практическую часть задания, делают выводы, записывают на доске правила и уравнения химических реакций.
Задания для групп. (при ответе групп задания высвечиваются на экране).
Группа 1.
Взаимодействие металлов с простыми веществами.
Ответьте на вопрос: атомам каких элементов могут отдавать свои электроны атомы металлов?
Запишите уравнения реакций взаимодействия: а) магния с хлором; б) лития с кислородом; в) железа с серой.
Составьте электронные балансы уравнений реакций, указанных в п.2. Укажите восстановитель и окислитель.
Проведите опыт: «Взаимодействие железа с серой»: смешайте порошки железа и серы, осторожно нагрейте. Продемонстрируйте классу результат.
Сделайте вывод по проведенному эксперименту.
Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 2.
Взаимодействие металлов с водой.
Запишите уравнения реакций взаимодействия с водой натрия и алюминия. Укажите условия.
Составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите обобщающую схему:
Н2О + М (активный)=…+…
Н2О + М (средней активности)= …+ …
Н2О + М (неактивный)= ….
Проведите опыт: «Взаимодействие металлов с водой»: в три пробирки с водой, в которую добавлен ф/ф, опустите одновременно небольшие кусочки натрия, цинка, меди. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжения металлов.
Сделайте вывод по проведенному опыту.
Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 3.
Взаимодействие металлов с кислотами.
Запишите уравнения реакций взаимодействия с соляной кислотой натрия и цинка. Укажите условия.
составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите обобщающую схему:
М (до Н2) + кислота (кроме НNO3)= … +….
4. Проведите опыт «Взаимодействие металлов с кислотами»: в три пробирки с растворами соляной кислоты опустите небольшие кусочки натрия, цинка, меди. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжения металлов.
5. Сделайте вывод по проведенному опыту.
6. Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 4.
Взаимодействие металлов с растворами солей.
Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия железа и цинка с раствором CuSO4.
Составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите схему:
М + растворимая соль менее активного М1= растворимая соль М + М1
4. Проведите опыт «Взаимодействие железа и цинка с раствором сульфата меди (2): в две пробирки с раствором сульфата меди (2) опустите железный гвоздь, гранулу цинка. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжений металлов.
5. Сделайте вывод по проведенному опыту.
6. Предположите практическое применение и экологический аспект этого взаимодействия.
Учитель добавляет к ответу учеников, что активные металлы взаимодействуют с растворами солей по- иному, и демонстрирует взаимодействие натрия с раствором сульфата меди (2). Объясняет, что в данном случае натрий, в первую очередь взаимодействует с водой с образованием гидроксида натрия и водорода, гидроксид натрия в свою очередь, взаимодействует с раствором сульфата меди (2) и образуется осадок гидроксида меди (2). Ученики записывают уравнения этих процессов и, суммируя их, записывают общее уравнение ( на слайде):
2 Na+2 h3O= 2 NaOH + h3
2 NaOH + CuSO4= Na2SO4 + Cu(OH)2
2 Na + h3O + CuSO4= Cu(OH)2 + h3 + Na2SO4
Затем составляют схему- вывод:
М (акт) + Н2О + раствор. соль малоакт. М1= раствор. соль М + гидроксид М1 + Н2
Группа 5.
Взаимодействие амфотерных металлов со щелочами.
Назовите известные вам амфотерные металлы.
Запишите молекулярные формулы гидроксида цинка как а) основания; б) кислоты.
Допишите обобщающую схему:
…
Амфотерный М1 + щелочь М =… +….
Проведите опыт «Взаимодействие цинка с раствором щелочи»: в концентрированный раствор гидроксида натрия опустите гранулы цинка и осторожно нагрейте. Объясните наблюдаемые явления.
Запишите уравнения реакций взаимодействия цинка с гидроксидом натрия.
t
Zn + 2NaOH=Na2ZnO2 + h3
t
Zn + 2NaOH + 2 h3O = Na2(Zn(OH)4) + h3
Сделайте вывод.
Учащиеся и учитель совместно оценивают работу каждой группы. Далее учитель добавляет, что металлы могут реагировать с органическими веществами, но этот вопрос будет рассмотрен в 10 классе.
Закрепление материала.
Вместе с учащимися составляется обобщающая схема. Устно повторяются правила.
Обобщающая схема «Химические свойства металлов». (на слайде).
Далее учащимся предлагаются иллюстрированные сказки: они должны узнать описываемое вещество и ответить на предлагаемые вопросы. (рисунки к сказкам на слайдах : Ртуть на лавочке сидела, На дискотеке(если остается время можно обсудить все сказки).
Иллюстрированные сказки.
«А у нас во дворе».
Ртуть на лавочке сидела, рядом Медь дремала.
Цинк взобрался на забор, очень рад- все видит он!
Ну а Натрий непоседа, всем спортсмен известный,
Лихо на одной руке крутит «солнце» на турнике.
Дело было вечером, делать было нечего.
Вдруг, откуда ни возьмись, тучка прибежала.
Озорница все металлы с лейки обливала.
Через несколько секунд вдруг один металл исчез.
Через некоторое время второй металл прибавил вес.
Долго, долго обливала тучка двух лентяев.
А они не шелохнулись, так и сидят до сих пор.
Почему? Кто мне ответит? Что случилось с остальными?
(идет обсуждение с учащимися).
«На дискотеке».
Сегодня праздник у ребят- у Серебра с Железом.
И щеки их с утра горят, сверкая металлическим блеском.
Принарядившись вечерком и захватив с собою электроны,
Отправились друзья все в «Бриз», который в парке рядом с морем.
А в «Бризе» музыка гремит, и под нее кружатся пары.
Бейк-данс танцует лихо Медь на пару здесь с сульфат- ионом.
А рядом с ними в ритме танго проплыл, качаясь, Алюминий
В обнимочку с нитратом. Нитрат- ион понравился друзьям.
«Я первое танцую с ним!»- Железо вслух сказало.
И в «па», и в «де», и в «па-де-де» Железо так крутилось!
Но не смогло с Нитратом быть, никак не получилось!
Вперед выходит Серебро, сверкая в лунном свете.
Но Алюминий , ну никак не видит гневный блеск тот!
Тогда сердитое Железо подходит быстро к Меди.
И Медь безропотно садится отдыхать.
Сульфат танцует брейк с Железом!
Не суждено в тот вечер было размяться в танце Серебру.
Но почему? Кто может дать ответ?
(идет обсуждение с учащимися).
Рефлексия.
С помощью сигнальных карточек «+» и «-« учащиеся дают ответы на предложения учителя:
— я узнал много нового;
— урок понравился;
— на уроке все было понятно.
6. Домашнее задание. *9,10.
Далее учащиеся сдают оценочные листы, учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
kopilkaurokov.ru
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Цели урока учебные, воспитательные и развивающие:
— создать условия для изучения общих химических свойств металлов; расширить и углубить знания по теме, понять принцип расположения металлов в ЭХРНМ, закрепить знания об окислительно-восстановительных процессах, представляющих наглядный пример единства противоположностей. Научиться использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании результатов реакций между металлами с растворами кислот и солей.
Заложить теоретические основы для решения практического использования знаний в жизни, в производстве, в военном деле.
Установить межпредметные связи с физикой, рассмотреть историю развития вопроса, формировать умение обращаться с химической посудой; научное объяснение химических и физических явлений.
Продолжать формировать научное мировоззрение.
Развивающий аспект. Дальнейшее развитие общеучебных умений. Развитие у учащихся умения мыслить, а именно — умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы, делать выводы. Развивать логическое мышление и память, а также научный химический язык. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, воспитывать культуру умственного труда.
Воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: проблемный, исторический подход к решению учебного вопроса, словесно – диалогическое изучение нового материала, игровые формы, дидактическая сказка, исследовательский эксперимент, самостоятельная работа.
Задачи урока:
Восстановление опорных знаний – правила электрохимического ряда напряжений
металлов.
На основании исследовательского химического эксперимента создать свой фрагмент «вытеснительного ряда» (работы Н.Н.Бекетова 1865г) части электрохимического ряда напряжений металлов.
С помощью самостоятельного лабораторного опыта выяснить вопрос о положении водорода в ЭХРНМ.
Показать использование ЭХРНМ в школьном курсе химии.
Рассмотреть практическое значение ЭХРНМ, применение металлов в военном деле.
Осуществить закрепление знаний полученных на уроке.
.Средства обучения. Мультимедиа презентация. Таблицы: «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Химические свойства металлов». Химические реактивы: растворы солей магния, цинка, железа(II), меди(II). Металлы: магний, цинк, железо, медь, натрий, алюминий, фенолфталеин, компьютер, проектор. На столах суворовцев реактивы для выполнения лабораторных опытов: гранулы цинка, пластинки меди, соляная кислота; опорный конспект.
Опорный конспект для учащихся к уроку по теме:
« Общие химические свойства металлов. Взаимодействие со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
План:
1. Правила электрохимического ряда напряжений металлов.
2. «Вытеснительный ряд» — часть электрохимического ряда напряжений металлов.
История вопроса (работы Н.Н.Бекетова 1865 г.)
Общие химические свойства. Взаимодействие металлов со сложными веществами.
3. Использование электрохимического ряда напряжений металлов в курсе химии
средней школы.
4. Значение металлов в военном деле.
2). А). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ СОЛЕЙ.
Результаты опытов отметьте в таблице 1 (+ или -).
РАСТВОРЫ
СОЛЕЙ
М Е Т А Л Л Ы
Mg
Zn
Fe
Cu
MgSO4
ZnSO4
FeSO4
CuSO4
-Сделайте вывод о восстановительных свойствах металлов.
-Составьте свой фрагмент «вытеснительного» ряда напряжений металлов на
основании результатов опытов.
-Напишите уравнения соответствующих реакций, рассмотрите с точки зрения
окислительно- восстановительного поцесса.
Б). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ КИСЛОТ.
Лабораторный опыт. Налейте в две пробирки 1-2 мл раствора соляной кислоты. В первую пробирку опустите 1-2 гранулы цинка, во вторую – медную пластинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, рассмотрите с точки зрения О.В.Р.
Осторожно и внимательно работайте с кислотами!
В) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С ВОДОЙ.
Me + nh3O → Me(OH)n + h3↑
3). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЯДА АКТИВНОСТИ МЕТАЛЛОВ В ШКОЛЬНОМ
КУРСЕ ХИМИИ.
А) Для показа активности металлов в реакциях замещения.
СВОЙСТВА
ПОПРАВКИ
МЕТАЛЛ + КИСЛОТА
Pb + h3SO4 ≠ трудно растворимая соль
МЕТАЛЛ + СОЛЬ
Ca + CuSO4(раств.)≠
Na + FeCL3(раств.)≠
AL + CuSO4 → снять оксидную пленку
AL + CuCL2 → реакция идет в обычных условиях, так как хлорид-ион CL- разрушает оксидную пленку.
МЕТАЛЛ + ВОДА
Условия и продукты реакции зависят от активности металла.
Б). Объяснение формы нахождения металлов в природе:
— до Н2 – в виде соединений;
— Сu, Нg – в свободном виде и в виде соединений;
— Аu – в свободном виде.
В). Для объяснения восстановительных свойств металлов – простых
веществ.
Г). Практическое значение электрохимического ряда напряжений металлов:
— для объяснения работы гальванического элемента;
— методы борьбы с коррозией металлов;
— электролиз растворов и расплавов солей.
Автор: Ухлинова Людмила Николаевна
pedportal.net
Урок «Химические свойства металлов» 9 класс
План – конспект
урока химии в 9 классе
Емельченковой Ольги Алексеевны
Тема: Химические свойства металлов
Цель урока:познакомить учащихся с химическими свойствами
металлов.
Задачи урока:
образовательные:
— знать химические свойства металлов;
— уметь устанавливать причинно-следственные связи между положением металла в периодической таблице и свойствами металлов;
— уметь прогнозировать свойства металлов по их положению в ряду
активности;
развивающие:
— развивать творческие способности, логическое мышление;
— развивать общеучебные умения и навыки;
— развивать коммуникативные и информационные компетенции;
воспитательные:
— воспитывать познавательный интерес к предмету;
— воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, ответственность.
Тип урока: формирование новых знаний.
Технологии:проблемного, объяснительно-иллюстративного обучения.
Программно – дидактическое обеспечение.
1. Учебно-методический комплекс:
А) программа курса химии 8-11 классов для общеобразовательных
школ, 2008 год, автор О.С.Габриелян.
Б) учебник О.С.Габриелян «Химия.9 класс», 2008 год.
2. Наглядность: пробирки, литий металлический, воронка, стакан с дистиллированной водой, железо металлическое, раствор соляной кислоты,
железный гвоздь на нитке, раствор сульфата меди, таблицы, компьютер, мультимедийный диск.
Ход урока
Организационный.
У ч и т е л ь (приветствует учащихся). Сегодня мы с вами предпримем путешествие в море химических реакций по разным островам.
II. Актуализация опорных знаний. 1. 4 человека работают по карточкам по предыдущей теме «Физические свойства металлов» в течение 7 минут.
Карточка №1. Металлическая кристаллическая решетка, особенности строения.
Карточка №2. Фотоэффект, то есть свойство металлов испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных металлов, например, цезия. Почему? Где это свойство находит применение?
Карточка №3. Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения?
Карточка №4. Какие физические свойства металлов используют в технике?
2. Остальные работают с учителем.
Металл – это точность, металл – это прочность.
Скорость, высота, блеск и красота.
Не сразу в дом пришёл металл,
Не сразу вилкой, ложкой стал.
Не сразу стал он кружкой и заводской игрушкой.
Он в проводах несёт нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.
Какие физические свойства металлов легли в основу их применения? (ответы учащихся).
www.prodlenka.org
Организационная информация | |||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Химические свойства металлов | ||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Химия | ||||||||||||||||||||||||||
Класс | 9 | ||||||||||||||||||||||||||
Автор урока (ФИО, должность) | Зайберт Инна Сергеевна, учитель химии | ||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | Муниципальное образовательное учреждение Светлолобовская средняя общеобразовательная школа №6 имени героя России Мудрова М.И. | ||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Изучение нового | ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Образовательные – создать условия для изучения химических свойств металлов Развивающие – развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований Воспитательные – воспитание положительной мотивации учения. | ||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | |||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Формирование знаний о химических свойствах металлов, умения наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований | ||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, реактивы: раствор соляной кислоты, натрий, цинк, медь, железо, сульфат меди, вода, фенолфталеин. | ||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся |
| ||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока |
| ||||||||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов | А теперь на основании ваших знаний заполните таблицу. | Заполняют таблицу. Самопроверка. | |||||||||||||||||||||||||
Итог урока | В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили гипотезы. Вы почти убедили меня, но все-таки я хочу еще раз проверить. (опыт: золотое кольцо с соляной кислотой) | Да, гипотезы оказались верны | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Посмотрите на экран и улыбнитесь вместе со мной. | ||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Дополнить таблицу уравнениями реакций. | ||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю | |||||||||||||||||||||||||||
Использованные источники и литература (если имеются) | Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, «Дрофа» |
pedsovet.su
Урок химии в 9 классе по теме: «Щелочные металлы»
Урок химии в 9 классе по теме «Щелочные металлы»
Урок: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы. Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: Изучение физических и химических свойств щелочных металлов, основных способах их получения и областях применения.
Задачи:
1. Учебно- обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего,
особенного и единичного по трем формам существования химических
элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить
основные закономерности изменения свойств элементов в
Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и
химические свойства металлов.
2. Учебно-развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления
учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать.
Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать
с книгой, инструкцией, тестом.
3. Учебно — воспитательные: продолжить формирование диалектико материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причин следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: метод проектов, исследовательский
Методические приемы:
работа с презентацией
практическая работа
дискуссия
постановка проблемных заданий
рассказ
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Технологические особенности:
1. Применение ИКТ-технологии.
2. Исследовательская деятельность.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, химическая посуда, натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, кристаллизатор с раствором хлорида алюминия тигельные щипцы, газовая горелка.
Приобретаемые навыки детей:
Работа на компьютере.
Выполнение лабораторной работы
Работы с наглядным материалом.
Решение проблемного вопроса.
Участники: Учащиеся поделены на 6 групп:
Роль учителя: помощник-наблюдатель.
Подготовительная работа к уроку: Заранее учащиеся делятся на группы, и дается опережающее задание: найти информацию «Об открытии щелочных металлов», «О применении щелочных металов», « О роли щелочных металлов в живых организмах»
Класс до урока разделить на 6 групп. Со звонком ученики рассаживаются уже в группы. На столах ученикам:
Правила ТБ
Критерий оценки.
Задание №2-4 для каждой группы.
Энциклопедия «Химия»
Реактивы и оборудование для задания №2.
План урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Организация учебной деятельности учащихся
Этап рефлексии
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)
Учитель: Предлагаю следующее задание. (Задание 1) Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько слайдов. Вы, просматривая слайды, выпишите в тетради формулы всех представленных минералов.
Демонстрация презентации «Минералы».<Презентация> (2 мин)
Учитель: Ребята, соли каких металлов входят в состав перечисленных выше горных пород?
Учащиеся перечисляют: Каменная соль— соль натрия, Сильвинит— соль натрия и калия, Поллуцит— соль натрия и цезия, сподумен –соль лития.
Учитель: Скажите, какие это металлы, к какой группе периодической системы они относятся?
Учащиеся: Щелочные металлы составляют главную подгруппу I-ой группы периодической системы.
Учитель: На основании выше сказанного давайте вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы. ( Записывают в тетради, а учитель на доске)
Учитель:Итак, тема урока: «Металлы главной подгруппы I группы периодической системы». Что же ам необходимо выяснить сегодня и щелочных металлах? Сформулируйте цель урока.
Ученики:.(формулируют цель)
Учитель:да, ребята я с вами согласна.
Затем идет работа в группах:
1. Дайте характеристику металлам по положению их в таблице.
2. Каковы особенности строения атомов? Составьте схемы строения атомов ( Li, Rb)
3. Проанализируйте положения металлов в электрохимическом ряду напряжения .
Заполните таблицу( Задание №2)
Название элемента
Знак
Порядковый номер
Относительная атомная масса,
Аr
Количество электронов на внешнем уровне
Степень окисления
ЛИТИЙ
НАТРИЙ
КАЛИЙ
РУБИДИЙ
ЦЕЗИЙ
ФРАНЦИЙ
Ученики делают вывод: Общая черта в строении этих атомов – один электрон на внешней оболочке, который они легко отдают, являются при этом восстановителями, степень окисления + 1. Это активные металлы, так как ряд напряжений начинается с щелочных металлов. Поэтому можно предположить ,что они самые активные металлы.
Учитель: Так ли это на самом деле?
Вместе с учениками определяем название нашего будущего проекта: «Химические свойства элементов I- ой группы главной подгруппы в периодической таблице».
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся. (10 мин)
Учитель: Правила ТБ лежат у вас на столах, повторите их. Когда будете презентовать результат своей работы, должны написать уравнения реакций на доске и продемонстрировать опыт.
Работа в группах
Ребята выполняют задания. Готовятся к выступлению. Оформляют в тетрадях таблицу
Протокол сследования
Лабораторные работы ”Изучение свойств щелочных металлов”.
инструктаж;
выполнение работы;
обсуждение результатов работы, выводы
( Задание №3)
1 группа: работая с материалами учебника исследуйте нахождение щелочных металлов в природе. Сделайте вывод об их химической активности.
2 группа: Изучите физические свойства щелочных металлов. Сравните физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Сделайте вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.
3, 6 группа: Изучите взаимодействие натрия с водой. Составьте рекомендации.
4 группа: Изучите взаимодействие натрия с раствором хлорида алюминия. Составьте рекомендации.
5 группа: Изучите горение щелочных металлов на воздухе. Составьте рекомендации.
Примечание. Щелочные металлы хранятся в специальной таре. В данном случае склянки с металлами уже приготовлены для опыта.
Инструктивная карточка для группы №1
Работая с материалами учебника исследуйте нахождение щелочных металлов в природе. Сделайте вывод об их химической активности.
Протокол исследования группы №1
Работая с учебником, найдите решение проблемы
Проблема
Гипотеза
Проверка гипотезы. Уравнения реакций
Наблюдения
Вывод
Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды?
Инструктивная карточка для группы №2
Изучите физические свойства щелочных металлов. Сравните физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Сделайте вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.
Проблема
Гипотеза
Проверка гипотезы. Уравнения реакций
Наблюдения
Вывод
Почему щелочные металлы режутся ножом? Почему в лабораториях они хранятся в запаянных ампулах, под слоем керосина, а вот литий под слоем вазелина?
Инструктивная карточка для групп №3, 6
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Взаимодействие щелочных металлов с водой”.
Проведите опыт: Для опыта возьмём образец активного металла (см.ряд активности металлов): Na. В кристаллизатор с водой прильем 2-5 капель фенолфталеина и поместим небольшой, очищенный (скальпелем) от перекиси и предварительно подсушенный (сухой фильтровальной бумагой) от керосина кусочек Na, (под наблюдение учителя). Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Проблема
Гипотеза
Проверка гипотезы. Уравнения реакций
Наблюдения
Вывод
Почему щелочные металлы нельзя тушить водой и как удалять их остатки после работы?
Инструктивная карточка для группы №4.
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Взаимодействие щелочных металлов с хлоридом алюминия”.
В кристаллизатор с раствором хлорида алюминия и несколькими каплями фенолфталеина поместить небольшой кусочек натрия (работаем под наблюдением учителя). Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Проблема
Гипотеза
Проверка гипотезы. Уравнения реакций
Наблюдения
Вывод
Почему щелочные металлы не вытесняют алюминий из растворов его солей?
Инструктивная карточка для группы №5
Прежде чем приступить к опыту ознакомьтесь с ИНСТРУКЦИЯ № 12
Лабораторный опыт “Окрашивание пламени ионами щелочных металлов”.
Инструкция:
1. Нихромовую проволоку с ушком (от электроспирали), предварительно очистить в растворе соляной кислоты и прокалить над спиртовкой до бесцветного пламени. Поместить в ушко немного кристаллической соли и внести в пламя. Перед каждым опытом проволоку обрабатывают в соляной кислоте и прокаливают
Результаты эксперимента оформите в тетради.
Проделайте аналогичные опыты с остальными металлами, отметьте цвет пламени при их сгорании.
Презентация групп (обсуждение результатов работы)
Проблема
Гипотеза
Проверка гипотезы. Уравнения реакций
Наблюдения
Вывод
Как можно распознать ионы щелочных металлов?
Результаты работы группы №3 и 6
Наблюдения:
– Натрий «бегает» по поверхности воды и быстро реагирует с ней, полностью исчезнув, выделяется газ, а вода окрашивается в розовато-малиновый цвет;
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 ^
Работая с литературой мы обратили внимание, что это активные металлы хранят под слоем керосина, так как он мгновенно начнет реагировать с кислородом воздуха.
Вывод: Натрий активно реагирует с водой при обычных условиях
Результаты работы группы №4
Наблюдения показали , что в ходе реакци выделяются пузырьки газа, розово-малиновое окрашивание раствора и образование белого осадка. Почему?
Учащиеся: Натрий (активный металл) активно реагирует с водой растворяющей хлорид алюминия по уравнению:
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2^. Таким образом, мы объясняем выделение газа (водорода).
Учитель: Как объяснить выделение осадка? Обратимся к таблице растворимости (растворимость исходных и продуктов).
Учащиеся: Все исходные вещества и предполагаемые продукты реакции растворимы в воде.
Учитель: Какие ионы имеются в предложенном растворе?
Учащиеся: Ионы Na+, OH–, Al3+, Cl––
Мы предположили, что между этими ионами возможно протекания реакций.
Запишем возможные уравнения реакций взаимодействия между этими ионами:
Na+ + OH– = NaOH;
Na+ + Cl– = NaСl;
Al3+ + 3Cl– = AlСl3;
Al3+ + 3OH– =Al(OH)3v .
Таким образом, все вещества находятся в одной пробирке, следовательно, вступать во взаимодействие могут не только исходные вещества, но и продукты их взаимодействия.
Запишем оба уравнения и суммируем их:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2^
3NaOH + AlCl3 = Al(OH)3v + 3NaCl
Вывод: согласно ряду напряжения щелочные металлы активные и они должны вытеснять алюминий из раствора солей. Но этого не происходит, исключение: щелочные и щелочноземельные металлы: они реагируют с водой, растворяющей соли.
Результаты работы группы №5
Наблюдения: Щелочные металлы горят и окрашивают пламя горелки
Li + -темно-красный; Na +— желтый; K+, Rb+, Cs+— сине-фиолетовый.
Вывод: Значит – это качественная реакция на определение катионов щелочных металлов. По окрашиванию пламени горелки можно предположить, катион какого металла входит в состав выданной соли. Щелочные металлы мягкие, серебристо-белого цвета имеют металлический блеск.
3 Закрепление изученного материала
1. Определите “лишний” элемент в ряду
а) Fr, K, Cu, Na;
б) P, Li, O, Cl;
в) Al, Ag, Ra, Cs.
Объясните свой выбор.
Игра «Крестики-нолики»
1. Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь?
Si
Na
Fr
Cu
Li
Pb
Cs
Zn
K
2. Определите электронные формулы щелочных металлов
4s2
1s1
2s2
3s1
6s1
2s1
3s23p1
4s1
6s2
Учитель: А теперь послушаем краткие сообщения, которые были подготовлены заранее.
1. Применение щелочных металлов и их соединений.
4. Этап контроля знаний
Вариант 1
1.Соединение NaCl называется
1) каустическая сода, 2) кристаллическая сода,
3) питьевая сода, 4) галит.
2.Используется в производстве стекла, бумаги, мыла
1) Na2CO3*10 H2O 2) Na2SO4*10H2O
3) NaCl 4) NaOH
3. Продукт взаимодествия лития с кислородом
1) Li2O 2) Li2O2
3) LiOH 4) LiO
4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия
1) желтый 2) фиолетовый
3) красный 4) зеленый
5. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия.
Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)?
1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г
Вариант 2
1.Соединение Na2SO4 *10H2O называется
1) глауберовая соль 2) поваренная соль
2) пищевая сода 4) поташ
2. Разъедает ткани и бумагу. Используется при производстве мыла и волокон
1) Na2CO3*10 H2O 2) Na2SO4*10H2O
3) NaCl 4) NaOH
3. Продукт взаимодействия натрия с кислородом
1) Na2O 2) Na2O2
3) NaOH 4) NaO
4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы калия
1) желтый 2) фиолетовый
3) красный 4) зеленый
5. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия.
Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)?
1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г
Этап рефлексии (3мин)
Внутренняя оценка деятельности участников группы
Ф.И. обучающихся
Работа с литературой
Проведения эксперимента
Выдвижение гипотез, формирование вывода
5. Итог урока. Выставление оценок. Учитель ставит оценки, комментируя.(5 мин)
6.Домашнее задание.( 2 мин)
1 Изучите параграф 50. Ответь на вопросы, которые поставлены в параграфе .
2. Подготовить кроссворд по теме: «Распространение щелочных металлов в природе и биологическое значение щелочных металлов»
.
ИНСТРУКЦИЯ № 12
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ЩЕЛОЧНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
Из щелочных металлов, применяющихся в школе, наибольшей осторожности в обращении требует натрий. Литий обладает меньшей химической активностью. Калий в школе применяться не должен!
Хранят щелочные металлы и работают с ними вдали от воды, водных растворов и галоидированных жидкостей. Куски металлов хранят в фабричной упаковке. На банке и металлическом кожухе делают полоски-наклейки красного и зеленого цветов. Слой изолирующей жидкости (керосина) в банке над поверхностью металла должен быть не менее 10—15мм. Банку закрывают пропарафиненной пробкой или пластмассовой навинчивающейся крышкой.
При опытах с щелочными металлами их поверхность предварительно очищают от пероксидов. Пинцетом вынимают из банки кусок металла, помещают его в заполненную керосином чашку с плоским дном и в ней, очистив от налета, нарезают на порции необходимой величины. Непосредственно перед опытом очищенные кусочки достают пинцетом из керосина, быстро и тщательно осушают фильтровальной бумагой и используют по назначению. Если после опыта остается немного металла, кусочки полностью растворяют в этиловом спирте и выливают в канализацию.
Все работы с щелочными металлами проводятся с применением средств индивидуальной защиты, т.к. при попадании на кожу или влажную одежду кусочков металлов возможны химические ожоги и даже воспламенение.
Первая помощь заключается в как можно более быстром удалении кусочков металла с поверхности кожи. Затем следует обмыть пораженное место под струёй воды (10—15 мин.). После промывания для нейтрализации надо наложить повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снять, осторожно удалить остатки влаги с кожи фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазать поверхность кожи глицерином для уменьшения болевых ощущений.
Хранят щелочные металлы в переносном металлическом ящике-сейфе, который при пожаре подлежит выносу в первую очередь.
Опыты с щелочными металлами проводит только учитель.
Группа хранения № 2 — вещества, выделяющие при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы.
infourok.ru