cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Химическая промышленность россии 9 класс конспект урока – План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Химическая промышленность | скачать бесплатно

Химическая промышленность России (конспект)

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области»

Тема урока: «Химическая промышленность России».

(9 класс)

Подготовила:

учитель географии

Н.Г. Фиронова

г. Новый Оскол, 2015

Цель урока:

сформировать представление о значении химической промышленности, ее составе, факторах, географии размещения и проблемах.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности; познакомиться с новыми понятиями;

Развивающие: продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа, картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитательные: формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания, формировать интерес к изучаемому предмету и экологическую культуру.

Тип урока: Комбинированный

УМК:

1.Учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. –287с.

2.Рабочая тетрадь по географии России. Хозяйство и географические районы к учебнику под редакцией В.П. Дронова «География России. 8-9 классы / И.И. Баринова, В.П. Дронов. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 172с.

3. Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Используемое оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, презентация «Химическая промышленность России» интерактивная карта химической промышленности России.

Формы учебной деятельности:

фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы:

  • по источнику передачи и восприятия учебной информации — словесные, наглядные и практические;

  • по степени мышления — частично-поисковый, проблемный, картографический, продуктивный и репродуктивный;

  • по характеру управления учебной работой — совместная с учителем и самостоятельная.

Требования согласно программе:

  • иметь представление об особенностях химической промышленности;

  • знать основные районы размещения химической промышленности, факторы размещения основных производств, роль и значение отрасли.

  • уметь самостоятельно работать с ресурсами Интернет, с текстом учебника и с картой.

Межпредметные связи: география, химия.

Ход урока:

1. Организационный этап. —1мин.

Проверка готовности к уроку.

Учитель напоминает о теме «Цветная металлургия», изученной на предыдущем уроке.

2. Проверка домашнего задания. – 8 мин. (Слайды 1-5)

Учащиеся получают карточки с вопросами. (Приложение № 1). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем учащиеся обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения, сравнивая с ответами на доске. При неправильном ответе вносят поправку в ответ. Подсчитывают количество баллов за правильные ответы и выставляют оценку.

3. Изучение нового материала. — 24 минуты. (Слайды 6-36)

На протяжении всего урока учащиеся работают с листами самооценки. (Приложение № 2).

Мотивация учебной деятельности. Учащиеся пробуют самостоятельно определить тему урока, цель и задачи урока.

Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.

План объяснения новой темы:

1. Значение химической промышленности.

2. Особенности химической промышленности.

3. Отраслевой состав.

4. Факторы размещения.

5. География предприятий химической промышленности.

6. Проблемы химической промышленности.

Объяснение:

1.Значение химической промышленности. (Слайды 14, 15)

Химическая промышленность является одной из центральных отраслей современной мировой экономики.

Основная задача химической промышленности – переработка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руды, минералы, других полезных ископаемых, а также воды, воздуха в разнообразные продукты.

Химическая промышленность определяет одно из направлений научно-технического прогресса – ХИМИЗАЦИЯ.

? Химизация – это

Работа с учебником

стр. 33

Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях. (Слайд 17)

2. Особенности химической промышленности. (Слайды 18, 19)

Химическая промышленность имеет особенности, которые влияют на размещение предприятий.

Используя стр. 33-34 учебника, перечислите их.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности:

1. Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты.

2. Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья

3. Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия

4. Возможность КОМБИНИРОВАНИЯ – создание химических комбинатов, в которых тесно взаимодействуют отрасли химической промышленности с другими отраслями: лесохимия, коксохимия, нефтехимия и др.

???

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЁМ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ?

Сырьём для химической промышленности являются полезные ископаемые (каменный и бурый уголь, нефть, каменная и калийная соли, фосфориты, мел, известняки, сера и некоторые другие).

Кроме того, в химической промышленности используются отходы чёрной и цветной металлургии, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности. (Слайды 20, 21)

Работа со схемой (Слайд 22)

Межотраслевые связи химической промышленности

Используя схему определите, что дают для развития химической промышленности топливная промышленность, электроэнергетика и металлургия.

3. Отраслевой состав. (Слайд 23)

Работа с учебником стр. 35 рис. 9 «Состав химической промышленности России». Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?

4-5. Факторы размещения. География предприятий химической промышленности. (Слайды 24-35)

Используя таблицу 6 «Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей.

Работа картой атласа «Химическая промышленность» стр.51, приведите примеры центров различных отраслей химической промышленности.

ЗАДАНИЕ* Заполните таблицу (работа в группах) (Слайд 26)

Проверка (Слайд 27)

Вопрос ???

Какие из перечисленных отраслей получили наибольшее развитие на территории России?

Физкультминутка — 1 мин. (Слайд 29)

Базы химической промышленности. (Слайд 30)

Работа с учебником рис. 10 стр. 37

Назовите основные базы химической промышленности.

В России существуют 4 базы химической промышленности:

1. Северо – Европейская

2. Центральная

3. Урало – Поволжская

4. Сибирская

Краткая характеристика баз химической промышленности.

(Слайды 31-35)

6. Проблемы химической промышленности. (Слайд 36)

4.Закрепление изученного материала – 7 мин. (Слайды 39, 41)

* Какое значение имеет химическая промышленность для развития хозяйства нашей страны?

Распределить отрасли химической промышленности по группам.

5. Рефлексия – 1 мин. (Слайд 43,44)

6. Итоги урока — 2 мин.

Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.

7. Домашнее задание – 2 мин. (Слайд 37,38)

Практическое задание

*Составьте характеристику одной из баз химической промышленности.

Задание выполняется по группам:

1 группа: Северо-Европейская база

2 группа: Центральная база

3 группа: Сибирская база

videouroki.net

«ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ. СОСТАВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»


Конспект

урока по географии

9 класс.

Тема урока:

«ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ.

СОСТАВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Подготовила:

Фролова Татьяна Михайловна, учитель географии

Хасавюртовский многопрофильный лицей

«им. А.Абукова»

Тема урока: «Химико-лесной комплекс России.

Состав химической промышленности»

Цель урока: изучить особенности химической промышленности.

Задачи:

    • рассмотреть особенности химической промышленности России;

    • показать ее значение в экономике России;

    • раскрыть особенности состава химической промышленности;

    • продолжить формирование умений, анализировать, выявлять причинно – следственные связи;

    • находить отрасли, выпускаемую продукцию;

    • продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения схем, таблиц.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.

Оборудование: карта химической промышленности России; карты атласа, учебник географии Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Тест: Металлургический комплекс

Вариант 1.

1. Основные продукты черной металлургии

А. алюминий и сталь Б. сталь и чугун В. чугун и железо

2. Бездоменная технология используется на металлургических заводах в городах

А. Липецк и Электросталь Б. Старый Оскол В. Магнитогорск и Старый Оскол

3. Дополните

Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называется …

4. Расположите металлургические базы России по мере увеличения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. При размещении металлургических комбинатов полного цикла важна прежде всего близость:

А. потребителя и источников энергии Б. источников энергии и топлива

В. источников топлива и сырья Г. источников сырья и воды

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Новотроицк, Магнитогорск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Уральской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. комплексность В. большие запасы

9. Дополните

Комбинаты с последовательной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии.

10. К местам дешевой электроэнергии тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и титана В. титана и магния Г. магния и марганца

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Восточная Сибирь Б. Восточная Сибирь и Поволжье В. Поволжье и Дальний Восток

12. Кризисные явления в России в наименьшей степени затронули

А. золотодобывающую промышленность Б. медную промышленность

В. алюминиевую промышленность Г. оловянную промышленность

Вариант 2.

1. Основные продукты цветной металлургии

А. железо и медь Б. медь и алюминий В. алюминий и сталь Г. сталь и бронза

2. При бездоменной технологии получения металла отсутствует стадия производства:

А. чугуна Б. стали В. проката

3. Размещение предприятий черной металлургии по территории России характеризуется:

А. относительной равномерностью Б. высокой степенью концентрации производства

4. Расположите металлургические базы России по мере уменьшения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. Главным фактором размещения металлургических комбинатов полного цикла является наличие:

А. дешевой электроэнергии и топлива Б. топлива и сырья

В. сырья и потребителя Г. потребителя и дешевой рабочей силы

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Нижний Тагил, Челябинск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Сибирской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. более низкое содержание металла в руде

9. Дополните

Комбинаты с комплексной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии

10. К районам добычи сырья тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и никеля В. алюминия и никеля

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Центральная Россия

Б. Восточная Сибирь и Урал

В. Центральная Россия и Восточная Сибирь

12. Из продуктов цветной металлургии России наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются:

А. золото Б. алюминий Г. олово

III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового комплекса производящего конструкционные материалы – химико-лесного.

Он состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Нам с вами предстоит изучить особенности химической промышленности, ее состав и значение в экономике России.

Как я уже сказала химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

История возникновения химической промышленности (Сообщение учащихся)

Бурно развивающаяся химическая промышленность  выражает широкое применение продуктов своей деятельности во многих сферах производства и потребления и является одной из главенствующих отраслей народнохозяйственной индустрии и тяжелой промышленности в частности. Ведь «химия» – это наука, изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава или строения.

Химические процессы получения металлов из руд, крашение тканей и выделка кожи использовались человечеством еще на заре его культурной жизни. В  III – IV веке родилась алхимия, с помощью которой освоен процесс превращения неблагородных металлов в благородные. А со времен эпохи Возрождения химические исследования стали все в большей степени применять для практических целей – в металлургии, стеклопроизводстве, керамике и т.д.

Человек в своей жизнедеятельности чрезвычайно тесно повязан с химией путем применения продуктов, получаемых в конечном результате. В  1791 году француз Леблан из имеющегося в наличии сырья – каменной соли, угля и известняка – выработал способ получения соды, что и послужило отсчетом рождения химической промышленности.

Химическая отрасль начала выделяться в отдельное специфическое направление производства вместе с началом промышленного переворота. Именно в этот период начали появляться первые заводы по производству серной кислоты, которая является одной из важнейшей минеральных кислот, применяемых человеком. С середины 18 века начали строиться первые химические заводы в Великобритании, Франции, России и Германии. Кроме производства серной кислоты, эти фабрики занимались выработкой кальцинированной соды, необходимой для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности. В середине 19 века появились заводы искусственных удобрений для сельского хозяйства.

Великобритания, имевшая необходимые сырьевые связи и высокий уровень развития промышленности была мировым лидером в химическом производстве до конца столетия. На рубеже 19-20 вв. пальму первенства захватила Германия, но уже в 20-е годы окончательным фаворитом химической индустрии стали США. Богатые запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть и мощный внутренний рынок до сих позволяет американцам успешно конкурировать со странами ЕС, Азии и Россией.

Наша страна по объёму производства химической продукции до революции стояла на 8 месте в мире. В 30-е годы началось массовое строительство предприятий по выпуску синтетических смол и пластмасс, аммиака, азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и нитей. Владимирский химический завод, Охтинский химический комбинат, Кемеровский завод «Карболит», горно-химический комбинат «Апатит», Соликамский калийный комбинат и другие предприятия вывели отечественную химическую промышленность на 5 место в мире.

Потери, понесенные в первые годы Великой Отечественной войны сказались и на объёме выпуска химической продукции.

Химическая промышленность восстанавливалась по мере освобождения западных районов страны. По окончании войны она стала перестраиваться на удовлетворение потребностей мирного времени. Уровень производства многих химических продуктов в 1945 г. был значительно ниже довоенного. Лишь производство синтетических смол и пластических масс возросло с 10,9 тыс. т в 1940 г. до 21,3 тыс. т в 1945 г.

Проведенная в послевоенные годы огромная работа по восстановлению разрушенных предприятий обеспечила быстрый рост выпуска химической продукции.
В четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) все усилия в химической промышленности были направлены главным образом на восстановление разрушенных и демонтированных предприятий и дальнейшее развитие основных производств (минеральных удобрений, пластических масс и др.) с учетом интенсификации и усовершенствования технологических процессов.

По пятилетнему плану в 1950 г. намечалось превзойти довоенный уровень производства химической продукции в 1,5 раза, в том числе по фосфорным удобрениям — в 2, азотным — в 1,8 и калийным — в 1,3, синтетическому каучуку — в 2, автомобильным шинам — в 3, резиновой обуви — в 1,3 раза.

Предусматривались создание новых отраслей органического синтеза и нефтепереработки, организация производства новых видов пластических масс и синтетических смол, широкого ассортимента химических полупродуктов для промышленности пластических масс, анилинокрасочной, лакокрасочной, фармацевтической промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Советский Союз в исключительно короткий срок не только ликвидировал тяжелые последствия войны, но и обеспечил дальнейшее быстрое развитие социалистической экономики.

В последующие годы увеличивались затраты на научно-исследовательские работы, что привело к значительному росту объёма производства химической промышленности.

— Давайте с вами выясним, какие отрасли народного хозяйства используют ее продукцию (беседа с учащимися):

  • Машиностроение (пластмассы, стекло)

  • Текстильная (волокна, краски)

  • Транспорт (моторное топливо, смазочные масла, синтетическое горючее)

  • Сельское хозяйство (удобрения, ядохимикаты)

  • Строительство (самоклеющаяся пленка, пластик, стекло)

— Несомненно, с продукцией химической промышленности вы встречаетесь гораздо чаще, чем можете предположить. Подумайте, где?

Учитель: Конечно! Как можно забыть о предметах гигиены, о косметике, о лекарствах, одежде и обуви! Постирать, вычистить вещи тоже помогает продукция химической промышленности.

Снабжая хозяйство сырьем и материалами, перерабатывая отходы других производств, химическая промышленность сама нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Она, также как и энергетика и машиностроение, непосредственно связана почти со всеми отраслями народного хозяйства и оказывает влияние на их развитие и размещение.

Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; происходит замена дорогого и дефицитного сырья более дешевым и распространенным; производится комплексное использование сырья; улавливаются и утилизируются многие производственные отходы, в том числе вредные в экологическом отношении.

Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов — КОМПОЗИТОВ.

(Сообщение учащихся). Композитные материалы — сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу — в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал — связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,  металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества — основа и матрица — имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.

У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчатых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.

Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.

 Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.

Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век — это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композитов.

Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на  экономику всех отраслей.

Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: «И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина».

 

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей.

Задание: Самостоятельно работая с текстом учебника (параграф 25, стр.106) выявить особенности химической промышленности (записать в тетради).

Особенности химической промышленности

1. Создает новые материалы, которых нет в природе.

2. У химическая промышленности почти неограниченная сырьевая база.

3. Химические технологии очень разнообразны, что открывает огромные возможности для комплексной переработке сырья.

4. Высокая энерго- и водоемкость некоторых отраслей химической промышленности.

5. Химическая промышленность является сильным загрязнителем окружающей среды.

Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?

Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом  оборудовании.

Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.

Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым,  соответствующим новейшим технологиям.

IV. Закрепление изученного материала:

Ответить на вопросы:

1. Какие добывающие производства лежат в основе комплекса конструкционных материалов? Какие проблемы с ним связаны?

2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?

3. Почему крупным металлургическим комбинатам, как правило, сопутствует производство азотных удобрений?

V. Домашнее задание: параграф 25

Источники информации:

1. Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2010.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. – М.: ВАКО, 2010.

3. Г.Н. Элькин. Поурочное планирование. География России. Население и хозяйство. – Санкт-Петербург, «Паритет», 2007

4. В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 класс. М.: Дрофа, 2007.

http://axon.com.ua/istoriya-vozniknoveniya-ximicheskoj-promyshlennosti

http://www.vhz.su/ru/informacija-o-himicheskoj-otrasli/

http://allchem.ru/pages/history/6178

infourok.ru

Урок «Химическая промышленность» — География

 Урок географии

Класс 9

Тема урока: Химическая промышленность России

Цели урока:  

 образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности, состав химической промышленности.  Определить сновные проблемы и перспективы отрасли.

развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи,   находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Оборудование:  презентация «Химическая промышленность России»,  атласы, ПК, телевизор, карта России.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие; Подготовка аудитории к работе; Наличие учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности.

Определение темы с обучающимися, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.

3.Сообщение домашнего задания.

&48, с.192 — 195. Задание на дом дается дифференцированно:

Для основной группы учеников — Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России. Опережающее задание подготовить сообщение о промышленных лесах России.

 4.Изучение нового материала.

1.Значение отрасли

Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей -химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно- технического прогресса.

Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

По учебнику География  параграф 48стр. 192 определите, что такое химизация?

( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.)

Химическая промышленность имеет особенности.

Используя 192-193 страницу учебника, перечислите их.

Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).

У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).

Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. Форма организации производства.

В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

Релакс (зарядка для глаз)

Запишите в тетрадь:

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.

Используя рис. 97 «Состав химической промышленности России» на стр. 193, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?

5. Закрепление

Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 193 определите факторы размещения этих отраслей.

Составить таблицу:

Отраслевой состав

Продукция

Факторы размещения

Горно-химическая

Добыча солей, фосфоритов, апатитов.

У мест добычи сырья.

Основная химия

Кислоты, щёлочи, соли, удобрения.

У сырья и потребителя.

Химия органического синтеза

Органические кислоты и спирты.

У сырья

Химия полимеров

Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы.

У сырья, воды, дешёвой энергии.

Переработка полимеров

Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия.

У потребителя.

Базы химической промышленности. 

В России существуют 4 базы химической промышленности:

1. Северо – Европейская

2. Центральная

3. Урало – Поволжская

4. Сибирская

6. Итог урока. Рефлексия.

    

Просмотр содержимого документа
«Урок «Химическая промышленность»»

Урок географии

Класс 9

Тема урока: Химическая промышленность России

Цели урока:

образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности, состав химической промышленности. Определить сновные проблемы и перспективы отрасли.

развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  презентация «Химическая промышленность России», атласы, ПК, телевизор, карта России.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие; Подготовка аудитории к работе; Наличие учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности.

Определение темы с обучающимися, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.

3.Сообщение домашнего задания.

&48, с.192 — 195. Задание на дом дается дифференцированно:

Для основной группы учеников — Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России. Опережающее задание подготовить сообщение о промышленных лесах России.

4.Изучение нового материала.

1.Значение отрасли

Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей -химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно- технического прогресса.

Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

По учебнику География параграф 48стр. 192 определите, что такое химизация?

( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.)

Химическая промышленность имеет особенности.

Используя 192-193 страницу учебника, перечислите их.

Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).

У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).

Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. Форма организации производства.

В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

Релакс (зарядка для глаз)

Запишите в тетрадь:

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.

Используя рис. 97 «Состав химической промышленности России» на стр. 193, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?

5. Закрепление

Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 193 определите факторы размещения этих отраслей.

Составить таблицу:

Отраслевой состав

Продукция

Факторы размещения

Горно-химическая

Добыча солей, фосфоритов, апатитов.

У мест добычи сырья.

Основная химия

Кислоты, щёлочи, соли, удобрения.

У сырья и потребителя.

Химия органического синтеза

Органические кислоты и спирты.

У сырья

Химия полимеров

Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы.

У сырья, воды, дешёвой энергии.

Переработка полимеров

Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия.

У потребителя.

Базы химической промышленности. 

В России существуют 4 базы химической промышленности:

1. Северо – Европейская

2. Центральная

3. Урало – Поволжская

4. Сибирская

6. Итог урока. Рефлексия.

multiurok.ru

Конспект модульного урока по географии. 9 класс. Химическая промышленность.

Химическая промышленность

УЭ

Деятельность

Время / мин.

Цель:

  • Знать роль химической промышленности в хозяйстве страны, сырьевую базу, отраслевой состав, особенности размещения химической промышленности, ее воздействие на окружающую среду.

  • Уметь устанавливать связь химической промышленности с другими отраслями, анализировать карту химической промышленности, определять факторы размещения отраслей промышленности, давать характеристику химической базы.

  • Осознать важность развития химической промышленности на современном этапе, «вклад» химической промышленности в загрязнение окружающей среды

УЭ 0

  • Цель: проверка выполнения домашнего задания, учёт ваших знаний, повторение пройденного.

  • Задания.

  1. Ответьте на вопросы теста

1. Главной задачей машиностроения является (выберете правильный ответ) :

А) произвести максимальное количество автомобилей

Б) Обеспечивать общество новыми, более современными машинами

В) Обеспечить экспортные поступления для развития сельского хозяйства

Г) Поддерживать безопасность Вооруженных сил РФ

2. Конверсия предприятий ВПК это –

А) переход предприятий ВПК на производство гражданской продукции

Б) увеличение доли высокотехнологичных образцов военной техники

В) приватизация предприятий ВПК

Г) создание на базе предприятий ВПК крупных транснациональных корпораций

3. какой из названных городов не является «закрытым» для посещения?

А) Саров

Б) Новоуральск

В) Моршанск

Г) Снежинск

4. Значительная часть оборонных предприятий сосредоточена в Москве:

А) здесь собраны наиболее квалифицированные рабочие кадры

Б) здесь легче координировать работу предприятий

В) территория надежно защищена системой противоракетной обороны

Г) Москва – крупнейший транспортный узел страны

  1. Россия продает военную технику в другие страны? Не ослабляет ли это военный потенциал России?

5

УЭ1

«РАБОТАЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО»

  1. Используя текст учебника на странице 70 начертите в тетрадь и дополните схему «Межотраслевые связи химической промышленности».

Машиностроение

Сельское

хозяйство

Химическая промышленность

Сделайте вывод о значении этой промышленности в хозяйстве страны.

  1. Используя текст учебника на странице 132 ответьте на вопрос: почему химическая промышленность входит в «авангардную тройку» отраслей наряду с машиностроением и электроэнергетикой.

  2. Запишите примеры (4) продукции химической промышленности, используемой в быту.

Сравните свой ответ с ответом соседа по парте и оцените его по 5-ти балльной шкале.

5

УЭ 2

  1. Проанализируйте карту «Химическая промышленность» в атласе (страницу определите, используя содержание атласа) и дополните предложение. Полезные ископаемые ____________________________________ являются сырьем для химической промышленности.

  2. Используя текст учебника на странице 133, начертите в тетради схему «Отраслевой состав химической промышленности»

Химическая промышленность

«РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ»

  1. Начертите в тетрадь таблицу «Факторы размещения отраслей химической промышленности» заполните пропуски, используя карту «Химическая промышленность» в атласе.

Отрасли

Продукция

Факторы размещения

Центры

Горно-химическая промышленность

Апатиты

фосфориты

Хибины

Егорьевское

Калийная соль

Соликамское

Основная химия

Калийные удобрения

Г. Воскресенск

Фосфорные удобрения*

У газопроводов на металлургических комбинатах

Новомосковск Щекино, Тольятти,

Новгород, Магнитогорск

Серная кислота

Волжский

Химия органического синтеза

Синтетический каучук

У сырья, нефтепроводы

Ефремов. Ярославль, Тольятти, Казань, Воронеж

Шины

Киров, Нижнекамск, Воронеж, Омск

Пластмассы

Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево

Информация*На 1 т фосфорных удобрений расходуется 2,2-3,4 т серной кислоты, а на 1 т азотных удобрений  — 0,75 т серной кислоты. Поэтому сернокислотные заводы стремятся строить в комплексе с заводами по производству минеральных удобрений.

  1. Сделайте вывод и запишите в тетради об особенностях размещения отраслей химической промышленности, используя текст учебника на странице 71-72.

  2. Проанализируйте карту «Химическая промышленность» в атласе и рисунок учебника «Производство минеральных удобрений» и ответьте на вопрос, какие регионы лидируют по производству химической продукции? Чем это можно объяснить?

  1. Какими отраслями представлена химическая промышленность в нашей области? Центры?

  2. Каковы факторы размещения этих отраслей?

  3. Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале

10

УЭ 3

  1. Запишите в тетрадь название основных химических баз страны:

  1. Северо-Европейская,

  2. Центральная,

  3. Урало-Поволжская,

  4. Сибирская

«РАБОТАЕМ В ЧЕТВЕРКАХ»

  1. Выполните практическую работу «Составление характеристики одной из баз химической промышленности» по плану:

  1. Какое сырье имеет данная база?

  2. Какие отрасли здесь представлены?

  3. Крупные центры химической промышленности.

  4. Какие проблемы имеет база?

1. Каждая группа составляет 2 вопроса по своему материалу.

2. Один представитель от группы характеризует химическую базу и задает, приготовленные вопросы классу.

2. Оценивает работу других групп и ответы на свои вопросы по 5-ти балльной шкале.

14

УЭ 4

    1. 5-минутное эссе. В течение 5 минут писать, что Вы узнали по теме «Химическая промышленность». Главное правило письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

Оценить свои знания и умения следующим образом:

    1. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому» (5 баллов).

    2. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому, но при некоторой помощи учителя» (4 балла).

    3. «Я понял/а/ материал частично» (3 балла)

    4. «Я ничего не понял/а/» (0 баллов).

6

УЭ5

Цель: Определить индивидуальное домашнее задание в соответствии с индивидуальными достижениями на уроке.

  1. § 24

  2. .По различным источникам подберите примеры загрязнения окружающей среды отраслями химической промышленности, внедрения в нашей стране малоотходных технологий.

  3. Составьте схемы «Химическая промышленность Перевозского района»

2

Учебник: «Экономическая и социальная география России»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.

УМК

  1. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Банников С. В. Поурочные методические разработки к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев «География. 9 класс» / С. В. Банников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 168 с

infourok.ru

Урок «Химическая промышленность» 9 класс

Амурская область

Ивановский район

МОБУ «СОШ с. Дмитриевка»

Учитель географии

Гаевая Елена

Александровна.

Химическая промышленность.

География 9 класс.

Цели: Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономики России. Раскрыть особенности размещения химической промышленности. Формировать умение анализировать карту химической промышленности и составлять схему межотраслевых комплексов.

Оборудование: Карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырье».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Урок посвящен производству химической промышленности, мы уделим ему особое внимание, т.к. это одна из важнейших отраслей промышленности. Самостоятельно работая с текстом учебника (уч. Д. с. 144, уч. А. с. 146.) выявите 3 особенности химической промышленности.

  1. Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей;

  2. Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу(полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья;

  3. Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получение разновидной продукции.

После обсуждения результатов сам-ной работы, определим факторы размещения предприятий и их географии.

Работая с текстом учебника ( уч. А. с. 146-147, карта рис. 43, карта атласа Химическая промышленность) заполнить таблицу «Химическая промышленность.

Отрасль

Продукция

Факторы размещения

Центры

  1. Горно- химическая

Апатиты, фосфориты

у сырья

у сырья

Хибины. Егорьевское

калийная соль

У сырья

Соликамское

  1. Основная

химия

Калийные удобрения

У сырья

Соликамск, Березняки

Фосфорные удобрения

У потребителя и сернокислотных заводов

г. Воскресенск

Азотные удобрения

У газопроводов,

на металлургических комбинатах

Новомосковск, Щекино, Тольятти, Новгород, Магнитогорск

Серная кислота

У потребителя

Волжский

  1. Химия органического синтеза

Синтетический каучук

У сырья, нефтепроводы

Ефремов, Ярославль, Тольятти, Казань. Воронеж

Шины

К производству каучука

Киров, Нижнекамск, Воронеж, Омск

Пластмассы

К потребителю и НПЗ

Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево

Химия волокна

Водоемкое, энергоемкое

Тверь, Клин, Саратов.

Работа с картой атласа «Химическая промышленность» найти основные базы химической промышленности России.

  1. Северо-Европейская,

  2. Центральная,

  3. Урало-Поволжская,

  4. Сибирская.

А можно ли построить какие ни будь отрасли химии в Амурской области?

Так как у нас есть в г. Сковородино НПЗ, можно производить пластмассы, и имея 2 ГЭС и реки Зея и Амур-химию волокна.

Работая с картой и текстом учебника определите:

1.Какое сырье имеет данная база?

2. какие отрасли здесь представлены?

3.Какие проблемы имеет база?

Необходимо выявить базы, богатые или бедные природными ресурсами; базы. Имеющие крупные химические комплексы, наиболее перспективные базы, а также базы, имеющие экологические проблемы.

Эту работу можно провести по группам – 4 базы, 4 группы. Затем обсудить результаты.

Межотраслевые связи.

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу в классе.

4. Дом. зад. §32, с. 146-148

infourok.ru

«ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ. СОСТАВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»


Конспект

урока по географии

9 класс.

Тема урока:

«ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ.

СОСТАВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Подготовила:

Учитель географии – Исмаилова Саира Нурмагомедовна

МКОУ «СОШ №4»

Тема урока: «Химико-лесной комплекс России.

Состав химической промышленности»

Цель урока: изучить особенности химической промышленности.

Задачи:

    • рассмотреть особенности химической промышленности России;

    • показать ее значение в экономике России;

    • раскрыть особенности состава химической промышленности;

    • продолжить формирование умений, анализировать, выявлять причинно – следственные связи;

    • находить отрасли, выпускаемую продукцию;

    • продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения схем, таблиц.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.

Оборудование: карта химической промышленности России; карты атласа, учебник географии Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Тест: Металлургический комплекс

Вариант 1.

1. Основные продукты черной металлургии

А. алюминий и сталь Б. сталь и чугун В. чугун и железо

2. Бездоменная технология используется на металлургических заводах в городах

А. Липецк и Электросталь Б. Старый Оскол В. Магнитогорск и Старый Оскол

3. Дополните

Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называется …

4. Расположите металлургические базы России по мере увеличения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. При размещении металлургических комбинатов полного цикла важна прежде всего близость:

А. потребителя и источников энергии Б. источников энергии и топлива

В. источников топлива и сырья Г. источников сырья и воды

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Новотроицк, Магнитогорск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Уральской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. комплексность В. большие запасы

9. Дополните

Комбинаты с последовательной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии.

10. К местам дешевой электроэнергии тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и титана В. титана и магния Г. магния и марганца

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Восточная Сибирь Б. Восточная Сибирь и Поволжье В. Поволжье и Дальний Восток

12. Кризисные явления в России в наименьшей степени затронули

А. золотодобывающую промышленность Б. медную промышленность

В. алюминиевую промышленность Г. оловянную промышленность

Вариант 2.

1. Основные продукты цветной металлургии

А. железо и медь Б. медь и алюминий В. алюминий и сталь Г. сталь и бронза

2. При бездоменной технологии получения металла отсутствует стадия производства:

А. чугуна Б. стали В. проката

3. Размещение предприятий черной металлургии по территории России характеризуется:

А. относительной равномерностью Б. высокой степенью концентрации производства

4. Расположите металлургические базы России по мере уменьшения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. Главным фактором размещения металлургических комбинатов полного цикла является наличие:

А. дешевой электроэнергии и топлива Б. топлива и сырья

В. сырья и потребителя Г. потребителя и дешевой рабочей силы

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Нижний Тагил, Челябинск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Сибирской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. более низкое содержание металла в руде

9. Дополните

Комбинаты с комплексной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии

10. К районам добычи сырья тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и никеля В. алюминия и никеля

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Центральная Россия

Б. Восточная Сибирь и Урал

В. Центральная Россия и Восточная Сибирь

12. Из продуктов цветной металлургии России наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются:

А. золото Б. алюминий Г. олово

III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового комплекса производящего конструкционные материалы – химико-лесного.

Он состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Нам с вами предстоит изучить особенности химической промышленности, ее состав и значение в экономике России.

Как я уже сказала химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

История возникновения химической промышленности (Сообщение учащихся)

Бурно развивающаяся химическая промышленность  выражает широкое применение продуктов своей деятельности во многих сферах производства и потребления и является одной из главенствующих отраслей народнохозяйственной индустрии и тяжелой промышленности в частности. Ведь «химия» – это наука, изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава или строения.

Химические процессы получения металлов из руд, крашение тканей и выделка кожи использовались человечеством еще на заре его культурной жизни. В  III – IV веке родилась алхимия, с помощью которой освоен процесс превращения неблагородных металлов в благородные. А со времен эпохи Возрождения химические исследования стали все в большей степени применять для практических целей – в металлургии, стеклопроизводстве, керамике и т.д.

Человек в своей жизнедеятельности чрезвычайно тесно повязан с химией путем применения продуктов, получаемых в конечном результате. В  1791 году француз Леблан из имеющегося в наличии сырья – каменной соли, угля и известняка – выработал способ получения соды, что и послужило отсчетом рождения химической промышленности.

Химическая отрасль начала выделяться в отдельное специфическое направление производства вместе с началом промышленного переворота. Именно в этот период начали появляться первые заводы по производству серной кислоты, которая является одной из важнейшей минеральных кислот, применяемых человеком. С середины 18 века начали строиться первые химические заводы в Великобритании, Франции, России и Германии. Кроме производства серной кислоты, эти фабрики занимались выработкой кальцинированной соды, необходимой для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности. В середине 19 века появились заводы искусственных удобрений для сельского хозяйства.

Великобритания, имевшая необходимые сырьевые связи и высокий уровень развития промышленности была мировым лидером в химическом производстве до конца столетия. На рубеже 19-20 вв. пальму первенства захватила Германия, но уже в 20-е годы окончательным фаворитом химической индустрии стали США. Богатые запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть и мощный внутренний рынок до сих позволяет американцам успешно конкурировать со странами ЕС, Азии и Россией.

Наша страна по объёму производства химической продукции до революции стояла на 8 месте в мире. В 30-е годы началось массовое строительство предприятий по выпуску синтетических смол и пластмасс, аммиака, азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и нитей. Владимирский химический завод, Охтинский химический комбинат, Кемеровский завод «Карболит», горно-химический комбинат «Апатит», Соликамский калийный комбинат и другие предприятия вывели отечественную химическую промышленность на 5 место в мире.

Потери, понесенные в первые годы Великой Отечественной войны сказались и на объёме выпуска химической продукции.

Химическая промышленность восстанавливалась по мере освобождения западных районов страны. По окончании войны она стала перестраиваться на удовлетворение потребностей мирного времени. Уровень производства многих химических продуктов в 1945 г. был значительно ниже довоенного. Лишь производство синтетических смол и пластических масс возросло с 10,9 тыс. т в 1940 г. до 21,3 тыс. т в 1945 г.

Проведенная в послевоенные годы огромная работа по восстановлению разрушенных предприятий обеспечила быстрый рост выпуска химической продукции.
В четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) все усилия в химической промышленности были направлены главным образом на восстановление разрушенных и демонтированных предприятий и дальнейшее развитие основных производств (минеральных удобрений, пластических масс и др.) с учетом интенсификации и усовершенствования технологических процессов.

По пятилетнему плану в 1950 г. намечалось превзойти довоенный уровень производства химической продукции в 1,5 раза, в том числе по фосфорным удобрениям — в 2, азотным — в 1,8 и калийным — в 1,3, синтетическому каучуку — в 2, автомобильным шинам — в 3, резиновой обуви — в 1,3 раза.

Предусматривались создание новых отраслей органического синтеза и нефтепереработки, организация производства новых видов пластических масс и синтетических смол, широкого ассортимента химических полупродуктов для промышленности пластических масс, анилинокрасочной, лакокрасочной, фармацевтической промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Советский Союз в исключительно короткий срок не только ликвидировал тяжелые последствия войны, но и обеспечил дальнейшее быстрое развитие социалистической экономики.

В последующие годы увеличивались затраты на научно-исследовательские работы, что привело к значительному росту объёма производства химической промышленности.

— Давайте с вами выясним, какие отрасли народного хозяйства используют ее продукцию (беседа с учащимися):

  • Машиностроение (пластмассы, стекло)

  • Текстильная (волокна, краски)

  • Транспорт (моторное топливо, смазочные масла, синтетическое горючее)

  • Сельское хозяйство (удобрения, ядохимикаты)

  • Строительство (самоклеющаяся пленка, пластик, стекло)

— Несомненно, с продукцией химической промышленности вы встречаетесь гораздо чаще, чем можете предположить. Подумайте, где?

Учитель: Конечно! Как можно забыть о предметах гигиены, о косметике, о лекарствах, одежде и обуви! Постирать, вычистить вещи тоже помогает продукция химической промышленности.

Снабжая хозяйство сырьем и материалами, перерабатывая отходы других производств, химическая промышленность сама нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Она, также как и энергетика и машиностроение, непосредственно связана почти со всеми отраслями народного хозяйства и оказывает влияние на их развитие и размещение.

Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; происходит замена дорогого и дефицитного сырья более дешевым и распространенным; производится комплексное использование сырья; улавливаются и утилизируются многие производственные отходы, в том числе вредные в экологическом отношении.

Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов — КОМПОЗИТОВ.

(Сообщение учащихся). Композитные материалы — сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу — в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал — связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,  металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества — основа и матрица — имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.

У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчатых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.

Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.

 Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.

Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век — это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композитов.

Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на  экономику всех отраслей.

Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: «И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина».

 

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей.

Задание: Самостоятельно работая с текстом учебника (параграф 25, стр.106) выявить особенности химической промышленности (записать в тетради).

Особенности химической промышленности

1. Создает новые материалы, которых нет в природе.

2. У химическая промышленности почти неограниченная сырьевая база.

3. Химические технологии очень разнообразны, что открывает огромные возможности для комплексной переработке сырья.

4. Высокая энерго- и водоемкость некоторых отраслей химической промышленности.

5. Химическая промышленность является сильным загрязнителем окружающей среды.

Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?

Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом  оборудовании.

Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.

Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым,  соответствующим новейшим технологиям.

IV. Закрепление изученного материала:

Ответить на вопросы:

1. Какие добывающие производства лежат в основе комплекса конструкционных материалов? Какие проблемы с ним связаны?

2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?

3. Почему крупным металлургическим комбинатам, как правило, сопутствует производство азотных удобрений?

V. Домашнее задание: параграф 25

Источники информации:

1. Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2010.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. – М.: ВАКО, 2010.

3. Г.Н. Элькин. Поурочное планирование. География России. Население и хозяйство. – Санкт-Петербург, «Паритет», 2007

4. В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 класс. М.: Дрофа, 2007.

http://axon.com.ua/istoriya-vozniknoveniya-ximicheskoj-promyshlennosti

http://www.vhz.su/ru/informacija-o-himicheskoj-otrasli/

http://allchem.ru/pages/history/6178

infourok.ru

Урок географии в 9 классе по теме «Химическая промышленность»

9-й класс

Дата: 16.12.14.

Урок географии на тему «Химическая промышленность России».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.

  • Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.

  • Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.

Материально-техническое обеспечение.

Ход урока

1. Организация начала урока

Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

  1.  Назовите факторы размещения предприятий машиностроения.

  2. Определите, к каким группам отраслей относятся предприятия Белгородской области.

  3. Дополните таблицу- работа в парах

Предприятие

Город

Продукция машиностроения

АвтоВАЗ

город Нижний Новгород

?

ГАЗ

?

крупнейший производитель легковых автомобилей в России

УАЗ

Ульяновск

?

КамАЗ

?

крупнейший производитель дизельных грузовиков и дизельных двигателей в  России, действующий с 1976 года

Завод имени Лихачёва ЗиЛ

?

крупнейший производитель дизельных грузовиков и дизельных двигателей в  России

ПАЗ

город Павлово, Нижегородская область

?

Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ)

?

Производит автобусы

3.Формулировка темы урока и постановка учебных задач.

— На столе перед учащимися лежат следующие изделия: ткань, линейка, ручка, бумага и др.

Вопрос: — Что может объединять все эти предметы?

— (Это все продукция химической промышленности)

Сформулируйте тему урока: “Химическая промышленность”.( Запись в тетрадь)

Поставьте задачи на наш урок:

  1. Дать характеристику химической промышленности России.

  2. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны.

4. Изучение нового материала.

— Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия. Откройте учебник.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

— Что такое химизация? (Ответ в параграфе)

(Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) 

Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.

Используя текст учебника, перечислите их.

  1. Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).

  2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).

  3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. 

В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

5. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.

  1. Используя рис. “Состав химической промышленности России”, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?

(- Заполните таблицу) – работа в парах

  1. Используя таблицу “Факторы размещения важнейших производств химической промышленности”, определите продукцию и факторы размещения этих отраслей.

Заполнить таблицу

Отраслевой состав

Продукция

Факторы размещения

Горно-химическая

Основная химия

Химия органического синтеза

Самопроверка

Отраслевой состав

Продукция

Факторы размещения

Горно-химическая

Добыча солей, фосфоритов, апатитов.

У мест добычи сырья.

Основная химия

Кислоты, щёлочи, соли, удобрения.

У сырья и потребителя.

Химия органического синтеза

Органические кислоты и спирты.

У сырья

6. Базы химической промышленности. Анализ карт атласа:

Какие крупные химические базы сложились на территории России?

-Почему они изображены разным цветом?

— Назовите их:

1. Северо-Европейская

2. Центральная

3. Урало-Поволжская

4. Сибирская

— Работа в группах:

— Дайте характеристику химической базы по плану:

План: 
1.Географическое положение. 
2.Какое сырьё имеет база. 
3.Какие отрасли здесь представлены. 
4.Проблемы и перспективы базы.

  1. Закрепление изученного материала – 

Разбейте города — на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:

А) Череповец,

1. комплексные —

Б) Кемерово,

2. азотные —

В) Ангарск,

3. калийные-

Г) Липецк,

4. фосфорные-

Д) Соликамск,

Е) Брянск,

Ж) Дзержинск,

З) Тольятти,

И) Воскресенск,

К) Великий Новгород

После 2-3 минут подготовки , самопроверка:

1. а, з, и

2. б, в, г, ж, к

3. д

4. е, и

8 . Итоги урока

— Достигли ли мы цели урока?

— Выполнили ли поставленные задачи?

— Можно ли химическую промышленность назвать чистой?

— Где нужно располагать предприятия химической промышленности по отношению к городам?

Выставляются оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание 

Задание на дом дается дифференцированно:

  1. Для основной группы учеников — Составить таблицу “Крупнейшие химические компании России”

  2. Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.25 учебника

Закрепление:

1. а, з, и

2. б, в, г, ж, к

3. д

4. е, и

Работа в группах:

— Дайте характеристику химической базы по плану:

Северо-Европейская

План: 
1.Географическое положение. 
2.Какое сырьё имеет база. 
3.Какие отрасли здесь представлены. 
4.Проблемы и перспективы базы.

Работа в группах:

— Дайте характеристику химической базы по плану:

Центральная

План: 
1.Географическое положение. 
2.Какое сырьё имеет база. 
3.Какие отрасли здесь представлены. 
4.Проблемы и перспективы базы

Работа в группах:

— Дайте характеристику химической базы по плану:

Урало-Поволжская

План: 
1.Географическое положение. 
2.Какое сырьё имеет база. 
3.Какие отрасли здесь представлены. 
4.Проблемы и перспективы базы

Работа в группах:

— Дайте характеристику химической базы по плану:

Сибирская

План: 
1.Географическое положение. 
2.Какое сырьё имеет база. 
3.Какие отрасли здесь представлены. 
4.Проблемы и перспективы базы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *