cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация тэк россии 9 класс – Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Презентация » Топливно — энергетический комплекс России»(География, 9 класс, дистанционная школа) | скачать бесплатно

Содержание

Презентация: «ТЭК», 9 класс.

География России

Природа

Население

Хозяйство

Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс

Предприятия, которые

  • добывают и перерабатывают

топливо

  • производят и транспортируют электроэнергию

Роль ТЭК

  • Зависят все отрасли хозяйства страны
  • ТЭК основной поставщик валюты ( 40% )
  • Без энергии ни один вид человеческой деятельности невозможен

ТЭК – 30.7%

Доля ТЭК в экономике России

уголь – 0,9%

газ 6,1%

нефть 21,1%

электроэнергия – 2,5%

Прочие структуры

69,3%

Для России ТЭК имеет большое значение

  • Северное положение страны
  • На большей территории РФ

суровый климат

  • Необходимость преодолевать

огромные расстояния

Добыча топлива

Производство

электроэнергии

Состав ТЭК

Топливная

промышленность

Электроэнергетика

ТЭС

угольная

ГЭС

нефтяная

газовая

АЭС

ПЭС

сланцевая

торфяная

ГеоТЭС

Ветровые

Солнечные

Энергетические ресурсы

Каменный и бурый уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; — солнечная и атомная энергия.

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ)

Соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии (приход) и их использованием

в хозяйстве (расход)

Топливно-энергетический баланс России

на производство

расход

приход

добыча топлива

экспорт

выработка электроэнергии

импорт

преобразование в электроэнергию

остатки на конец года

остатки на конец года

Условное топливо (у.т.) — единица учета органического топлива Теплота сгорания 1кг = 7 000ккал (29 мДж/кг)

Приведение различных видов топлива

к единице условного топлива (1 у.т.)

  Вид топлива

  Единицы условного топлива

  Каменный уголь

  1

  Бурый уголь

  0,43

  Нефть

  1,43

  Природный газ (1 м³)

  1,2

  Торф и горючие сланцы

  0,4

Топливно – энергетический баланс

1696 млн. т у. т.

Экспорт 587

Импорт 38

Запасы на конец года 145

Преобразование в другие виды энергии

386

На производственные и прочие нужды 540

Добыча топлива 1513

Ресурсы (приход)

млн. т. у.т.

Распределение (расход)

млн. т. у.т.

Со временем значение различных видов топлива меняется

Уголь (14%)

Дрова

Нефть (29%)

Газ (51%)

Значение ТЭБ

На основании топливно-энергетического баланса принимается заключение:

  • о достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов
  • о возможности вывоза топливно-энергетических ресурсов или необходимости их ввоза

Проблемы ТЭК

  • Добыча топлива и производство энергии в России становятся все более дорогими.
  • Новые месторождения располагаются в малоосвоенных районах страны с суровыми природными условиями
  • Главные потребители электроэнергии (75%) расположены в европейской части страны.
  • Предприятий ТЭК оказывает отрицательное влияние на окружающую среду

Проблемы ТЭК

ЗАПАСЫ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ РАЗМЕЩЕНЫ НЕРАВНОМЕРНО

ЗАПАД

ВОСТОК

грузопоток

Основные потребители

( 4/5 общего количества топлива и энергии потребляется в европейской части)

Топливные базы

( 9/10 запасов минерального топлива –

3/4 всего угля, 2/3 нефти, 9/10 газа)

Домашнее задание

  • §1 пересказ
  • тесты в ОК

multiurok.ru

Презентация — Топливно-энергетический комплекс 9 класс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Топливно-энергетический комплекс
Учитель географии 1 категории МКОУ «Кутузовская СОШ» Панько Татьяна Анатольевна

Слайд 2

ТЭК «Если техника – сердце экономики, то топливо – её кровь и сила» К. Бенц
ТОПЛИВНО — ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — № 1 в хозяйстве страны. Почему?

Слайд 3

Топливно – энергетический комплекс России
ТЭК – это совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах.

Слайд 4


Топливная промышленность
Электроэнергетика
ТЭК
Транспортировка
Состав ТЭК

Слайд 5

нефть
газ
уголь

Слайд 6

Слайд 7

Топливная промышленность

добыча топливных ресурсов
переработка топливных ресурсов

Слайд 8

Ресурсы ТЭК
Энергетические ресурсы ТЭК
исчерпаемые
неисчерпаемые
возобновимые
невозобновимые
лесные
урановые руды топливные — нефть — газ — уголь — торф — сланцы
Е рек Е солнца Е ветра Е течений Е приливов Е земли

Слайд 9

Главные отрасли:
Нефтяная Газовая Угольная

Слайд 10

Ресурсы Этап 1 Этап 2 Этап 3
Нефть
Газ
Уголь
Добыча полезных ископаемых

Слайд 11

Доля России в добыче минерального топлива

Слайд 12

РОССИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ КРУПНАЯ СТРАНА В МИРЕ, КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ ТОПЛИВОМ, НО И ПРОДАЕТ ЕГО. ПО ЗАПАСАМ МНОГИХ ВИДОВ ТОПЛИВА НАША СТРАНА ВХОДИТ В ДЕСЯТКУ КРУПНЕЙШИХ. ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗМЕЩЕННЫ ПО СТРАНЕ НЕРАВНОМЕРНО. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОТЕНЦИАЛА СОСРЕДОТОЧЕНА В ВОСТОЧНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Слайд 13

РОССИЯ Уголь 2000 лет Нефть 34 года Газ 28 лет

Слайд 14

В «Декларации Земли» говорится: забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей каждого человека.

Слайд 15

Эталон ответов
В В В А Б В В,б,а Б б

Слайд 16

Критерии оценивания
0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2»

Слайд 17

§ 19 письменно в тетради «Ваши предложения по экономии энергии»

lusana.ru

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Открытый урок (мастер-класс)

Цели:

  • методическая: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленной на формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний;
  • образовательная: изучение особенностей становления и развития топливно-энергетического комплекса России, изменения структуры комплекса по периодам времени; основные направления развития в настоящее время;
  • воспитательная: воспитание экологической культуры, познавательной активности, чувства патриотизма, экологической грамотности
  • развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через решение творческих заданий, умения самостоятельно работать с проблемными вопросами по изучаемой теме.

Тип урока: получение новых знаний.

Обрудование: Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География. Хозяйство. Регионы», Москва, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2013 г., план-конспект занятия, карта РФ, тетради, мультимедийный диск по географии для 9 кл., презентация по теме, атласы по географии для 9 кл., схемы по изучаемой теме.

Методическая цель урока: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленных на формирование у обучаемых умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Ход урока и его основные параметры

Начало занятия – проверка готовности класса к занятию, проверка личного состава и рапорт дежурного.

Первый этап занятия: определение целей и задач проводимого занятия – запись темы в тетрадь с опорой на презентацию. Поэтапная работа с темой занятия: объяснение необходимости использования сокращений и обсуждение эпиграфа по отношению к теме занятия.

Работа с первым слайдом – определение понятия ТЭК, работа с учебником и нахождение основных составляющих в определении. Опрос желающих высказаться по данному вопросу и определение степени его понимания.

Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.

Слайд «Роль ТЭКа в современной России»
  • От него зависит?
  • Почему ТЭК является основным поставщиком валюты в государственный бюджет?
  • Какую долю занимает ТЭК в экспорте России?
  • Чем ТЭК России отличается от ТЭКа большинства стран мира?

Подведение итогов по ответам, комментарии по отдельным положениям. Поиск связи с изученными разделами истории и современной экономической ситуацией в России.

Слайд «Состав ТЭКа России»

Работа с рисунком в учебнике и на слайде презентации. Главное в работе – определение основных составляющих комплекса. Необходимо выделить три части и указать их взаимную зависимость. Учащиеся работают у доски со слайдом. Указываются основные элементы ТЭКа и их взаимозависимость друг с другом.

Следующий слайд служит для закрепления изученного раздела и проверки понимания.

Слайд «Основные виды добываемого топлива по отраслям промышленности»

Особое внимание при работе обращается на расположение отраслей топливной промышленности. Такое положение необходимо обосновать с опорой на фактические данные из учебника или других источников знаний.

Слайд «Топливно-энергетический баланс»

Переход к следующему слайду начинается с проверки понимания термина «баланс». Учащимся необходимо привести пример при помощи весов или других разновесных измерительных приборов. По ходу работы обращаемся к учебнику и обнаруживаем, что определение подразумевает как минимум две составные части. Учащимся предлагается определить их (приходная и расходная часть). Ставится проблемная задача: какие могут быть виды ТЭБа. Полученные результаты фиксируются в тетрадях.

Слайд «Виды ТЭБа» построен таким образом, что на первый тип баланса известен, а остальные необходимо сформулировать с опорой на первый тип ТЭБа.

Создание проблемной ситуации с использованием слайда. По пункту «В» возникает вопрос: почему данный вид баланса является очень неустойчивым? Проблема обсуждается по отделениям и выносится вердикт по правильному варианту.

Последний вопрос в слайде построен на ассоциативных связях: почему цвет чёрный? Чем можно доказать, что ТЭБ России действительно отрицательный и как это отражается на потреблении продукта и на экономике России в целом?

Подготовительный этап к работе по следующему слайду. Ссылка на то, что в решении данных вопросов вам помогут знания по истории и физике.

  1. Какое топливо было основным в начале XIX века и почему? Какой вид топлива во второй половине XIX века стал основным в России? Аргументируйте свой ответ.
  2. Что послужило причиной бурного развития нефтяной промышленности?
  3. Что сдерживало развитие газовой промышленности до середины XX века?

В ответах обязательно должны быть приведены примеры из физики и истории: двигатели и их виды; начало промышленного переворота в России; реформы Витте и Столыпина; прокладка железной дороги на Дальний Восток; поражение России в гонке вооружений во время Крымской войны и др.

Нефтяная промышленность – посылка к эпиграфу – двигатель внутреннего сгорания и открытие нефтяных месторождений на Каспии. Проблемы в развитии газовой отрасли объясняются в сложностях технического характера при добыче и транспортировке, которые стали возможны при совершенствовании материально – технической базы отрасли.

Слайд «Условное топливо (у. т.)»

Учащимся предлагается найти в учебнике определение понятия «условное топливо».

По определению его содержания, предлагается проблемный вопрос: какое полезное ископаемое и почему было взято за основу условного топлива? Выслушав ответы, проводим голосование, кто оказался прав в своих ответах. Определяем показатели, которые стали критериями: теплоотдача – 7000 ккал, способы добычи топлива и роль в истории развития топливной промышленности. Используя межпредметные связи и примеры из биологии, отвечаем на вопрос, сколько калорий необходимо потреблять человеку в сутки для нормального существования. Какие вещества основные в пище человека и видах топлива – углерод и его составляющие.

Слайд «Калорийность топлива»

Один из учащихся указывает, какое же топливо является эквивалентом у.т. Ещё раз вспоминаем, почему всё же каменный уголь является основой понятия и определения условного топлива. Предлагается вспомнить, какие горючие полезные ископаемые имеются в Ульяновской области, и какие события повлияли на их формирование в данной местности. На экране – физическая карта Ульяновской области с указанием месторождений полезных ископаемых и их видов.

Важнейшим вопросом изучения материала будет обсуждение проблем развития ТЭКа через его состояние. Работа по вопросам.

  1. Добыча и производство энергии дорожает. Объясните, почему?
  2. Рост затрат на транспортировку. Как вы можете объяснить это явление?
  3. Как связаны экология и развитие топливно-энергетического комплекса?

Учащиеся должны понять, что такая важная отрасль находится в неблагоприятном положении. Все ответы должны содержать, в той или иной степени, объяснение этой проблемы и указывать наиболее реальные пути выхода из данной ситуации.Работа с картой топливно-энергетического комплекса России, на которой происходит отработка навыков картографической грамотности и умений аргументировать свой ответ параллельно с поискомфактов.

Слайд проблемного содержания «Можно ли выйти из проблем комплекса без потерь?»

Класс работает по статистическому материалу. Ответы должны сопровождаться опорой на имеющиеся знания из системы смежных предметов и объяснять важность этого аспекта с применением на практике в повседневной жизни. Предлагать реальные выходы из трудноразрешимых ситуаций экономического развития в современной жизни России. Приветствуется дискуссионный характер обсуждения. Работа в парах или группах.

Этап первичной проверки знаний проходит в форме повторного рассмотрения основных вопросов изученного материала. Обозначаются элементы значимости изучаемого материала с практической точки знаний и более глубокого изучения отдельных разделов ТЭКа по отраслям.

Осуществляется проверка основного понимания материала с использованием мультимедийного диска. Учащиеся приглашаются на добровольной основе. Тестовое задание в виде таблицы позволяет проверить был ли учебный материал хорошо воспринят фактически и логически. В задании элементы встают на место при их правильном размещении.

Задание на самостоятельную подготовку: разбивается на несколько элементов.

§ 21 – прочитать, сделать выписки для опорного конспекта.

Подготовить информацию о видах и способах энергосбережения в форме презентаций или кратких сообщений с подбором сопроводительных иллюстраций.

Подготовка к проведению конкурса экологической листовки: «Россия – мой дом», «Спасём природу», «Я и мир вокруг меня».

Объявление выставленных оценок с комментариями.

Подведение итогов по взводам и ротам во второй четверти.

rosuchebnik.ru

Презентация ТЭК — 9 класс

  • Лазарева Анна Сергеевна, МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа № 36».Учитель географии высшей квалификационной категории.
  • География 9 класс Топливно- энергетический комплекс.
  • Иллюстративная функция.
  • Повышение качества знаний, усиление интереса к предмету, развитие зрительной памяти.

Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность(нефтяная, газовая).

План описания межотраслевого комплекса.

  • Значение МОК в хозяйстве.
  • Состав комплекса и роль отраслей входящих в него.
  • Факторы размещения отраслей.
  • Районы размещения производства(базы).
  • Перспективы и проблемы развития комплекса.
  • Экономику России- страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии.
  • ТЭК базируется на природных ресурсах.
  • 40% экспорта России составляет топливо(нефть и газ)

Задача ТЭК .

  • Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.

Состав ТЭК

Топливно-энергетический комплекс

Топливная промышленность электроэнергетика

Торфяная угольная нефтяная газовая

электростанции

(атомные, гидростанции

тепловые , приливные,

нетрадиционные )

1. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  • Занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа)

2. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

  • Занимается производством энергии на электростанциях .

Энергоресурсы: топливо , энергия воды , ядерного топлива , нетрадиционные виды энергии ( ветер , приливы , энергия Солнца , и т.д.)

3. Транспортировка топлива и электроэнергии.

Топливно-энергетический баланс.

Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс- это соотношение добычи топлива и произведённой энергии(приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

  • Определите из чего складывается приход и расход топлива и энергии?

Приход

Составляет:

  • Добыча и производство топлива
  • остатки на конец года
  • импорт .

Расход

Составляет:

  • Расход на производственные нужды
  • Преобразование в другие виды энергии
  • экспорт

задачи

  • Увеличение добычи топлива и производства электроэнергии.
  • Экономия энергии . Почему?

1. Труднодоступность освоения новых месторождений .

2. Добыча и транспортировка постоянно дорожает .

3. ТЭК оказывает отрицательное воздействие на природу.

???

  • Как можно экономить энергию каждому жителю России?
  • Как учащиеся школ могут помочь в этом?

videouroki.net

Презентация на тему ТЭК России (9 класс)

Презентацию на тему ТЭК России (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайдов.

Слайд 1

Урок географии в 9 классе на тему: «ТЭК. Топливная промышленность России»

Слайд 2

Структура топливно-энергетического комплекса

Слайд 3

Доля России в мире

Слайд 4

Динамика добычи топлива в России за 1990-2006 г

Слайд 5

Геологический разрез нефтегазоносной провинции

Слайд 6

Добыча нефти в регионах России, 2001 год

Слайд 7

Характеристики нефти

Нефть – горючая маслянистая жидкость. Одна из важнейших характеристик — плотность нефти: различают лёгкую, среднюю и тяжёлую нефть. Для специалистов важны и такие показатели, как температура начала кипения (+28 град.) и температура вспышки (35-120 град.)

Нефть классифицируют по содержанию серы на: малосернистые (до 0,5% S), сернистые (0,5 – 2% S) и высокосернистые (свыше 2%). Путём перегонки из Нефти получают бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут.

Слайд 8

Нефтеперерабатывающие заводы

Нефтеперерабатывающая промышленность – отрасль обрабатывающей промышленности, производящая из сырой нефти нефтепродукты. Нефтепродукты – смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. Используются в качестве топлив, смазывающих и электроизоляционных материалов, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и т.д. В числе крупнейших НПЗ России – Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод.

Слайд 9

Транспортировка нефти

Протяженность нефтепроводов России – 48 тыс. км. Центр нефтепроводной системы – Альметьевск (начало нефтепровода «Дружба»). От него расходятся линии на восток (до Ангарска), северо-запад (до Санкт-Петербурга и Кириши), запад (до Бреста), юго-запад (до Новороссийска – крупного нефтеналивного порта России). Срок службы нефтепровода – 33 года. около 70% нефтепроводов сильно изношены, что приводит к авариям на них. А это небезопасно для окружающей среды и людей.

Слайд 10

Газовая промышленность

По запасам и добыче газа Россия занимает первое место в мире. Разведано более 700 месторождений. Главные газодобывающие базы: Западная Сибирь (север) – 92% всей добычи (извлечено лишь 6% запасов!) Оренбургско-Астраханская – 6% общероссийской добычи, газ содержит много примесей и нуждается в очистке. В районах добычи построены крупные газоперерабатывающие комплексы. Тимано-Печорский бассейн – 1% добычи.

Слайд 11

Транспортировка газа

В России создана единая газопроводная система, по которой передаётся газ от Уренгоя и Оренбурга (основных центров) к потребителям. Газопроводы: «Сияние Севера» — через север России к странам СНГ на западе; «Голубой поток» — через Черное море в Турцию. Разрабатываются проекты транспортировки газа из Иркутской обл. в Монголию, Японию, Китай, Ю.Корею. В процессе добычи много газа сгорает (см. фото), что дает дополнительный выброс углекислого газа в атмосферу. Газовые факелы над Западной Сибирью видны даже из космоса.

Слайд 12

Проблемы отраслей.

Основная часть топливных ресурсов сосредоточена на востоке Росси, тогда как потребители находятся на западе. Главными бассейнами нефти и газа Являются Западная Сибирь и Урало-Поволжье. Для отрасли характерны большие затраты на добычу топлива. Более 50% добываемой нефти и около 70% газа экспортируется. Между тем, выгоднее экспортировать не сырьё, а готовую продукцию – например, нефтепродукты. Существующие НПЗ в России требуют реконструкции, так как оборудование на них старое, поэтому глубина переработки нефти составляет лишь 72%, а качество нефтепродуктов не соответствует мировым стандартам. Предприятия топливной промышленности являются сильными загрязнителями окружающей среды, поэтому необходимо пересмотреть экологическую политику в районах добычи.

prezentacii.org

ТЭК России (9 класс) — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентации к урокам географии. 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (8,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Загрузить презентацию (1,5 МБ)


Тема урока:

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение проблемы

Цели урока:

  • повторить понятия «хозяйство страны» из курса 8 класса, раскрыть значение ТЭК в хозяйстве страны, его состав, значение и проблемы.
  • развивать познавательный интерес к предмету и особенностям экономики страны.
  • совершенствовать умения работать с учебником, схемами, картами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова ( книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Топливно-энергетический комплекс России».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение понятий из курса 8 класса по теме «Хозяйство страны»

1 слайд — Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё

2 слайд — Хозяйство страны — это совокупность природных и созданных руками богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий её существования

3 слайд — Валовый внутренний продукт (ВВП)- суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны

4 слайд — Отрасль хозяйства — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги

5 слайд — Сферы хозяйства:

  • Производственная сфера
  • ( промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь)
  • Непроизводственная сфера (з
  • дравоохранение, образование , культура , социальное обеспечение, охрана правопорядка, бытовое обслуживание)

6 слайд — Хозяйство страны:

  • Первичный сектор
  • : отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы
  • Вторичный сектор:
  • отрасли, перерабатывающие сырьё, получаемое первичным сектором
  • Третичный сектор:
  • сфера услуг

Схема в учебнике ( стр. 7)

III. Изучение нового материала.

7 слайд — Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы — тема урока

8 слайд -ТЭК включает:

  • Добычу и переработку топливных ресурсов ( нефть, газ, уголь, торф, уран)
  • Выработку электроэнергии ( ТЭС, ГЭС, АЭС)
  • Распределение энергии ( ЛЭП)

Работа со схемой в учебнике «Состав ТЭК» ( рисунок 1, стр. 8)

9 слайд — ТЭК — основной поставщик валюты страны. Доля топлива и энергии в экспорт е России составляет чуть менее 40 %

10 слайд — Топливно-энергетический баланс - соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии ( приходная часть) и их использования в хозяйстве ( расходная часть)

Работа со схемой в учебнике «Топливно-энергетический баланс» ( рисунок2, стр. 9)

11 слайд — Для составления топливно-энергетического баланса различные виды топлива переводят в условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7000 ккал. Тепловые коэффициенты: нефть, газ — 1,5, уголь — 1, торф — 0,5

12 слайд — Причины экономии электроэнергии:

  • Добыча и производство энергии становятся более дорогими
  • Возрастают затраты на транспортировку топлива и энергии
  • Отрицательное воздействие на окружающую среду

IV. Домашнее задание.

13 слайд — параграф 1, письменно в тетради: «Ваши предложения по возможности экономии энергии»

V. Итог урока.

Тема урока: Топливная промышленность

Цели урока:

  • сформировать представления о топливной промышленности, рассмотреть основные топливно-энергетические базы России
  • развивать познавательный интерес к предмету и особенностям экономики страны.
  • совершенствовать умения работать с учебником, схемами, картами.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова ( книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Топливно-энергетический комплекс России».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1 слайд — Топливная промышленность- тема урока

2 слайд — Топливная промышленность включает в себя добычу и переработку топливных ресурсов

3 слайд — Главные отрасли: нефтяная, газовая, угольная.

4 слайд — Доля России в добыче минерального топлива ( от общемировых): 25% — газ, 9% — нефть, 5% - уголь

5 слайд -Нефтяная промышленность

6 слайд -Нефтяная промышленность включает:

  • разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений
  • бурение скважин
  • добычу нефти и попутного газа
  • трубопроводный транспорт нефти

7 слайд — Производные нефти: бензин, керосин, топливо, солярка, мазут

8 слайд — Нефть является сырьем для изготовления пластмасс, химических волокон, полимеров

9 слайд — По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии

10 слайд — Способы добычи нефти: фонтанный и насосный

11слайд — Нефтяные базы:

  • Западно-Сибирская-
  • 2/3 добычи нефти ( Самотлор, Сургут)
  • Волго-Уральская
  • — 1/4 добычи нефти ( Ромашкинское, Туймазинское)
  • Шельфовая добыча
  • — Каспийское море ( Баренцево море, Охотское море)

12 слайд — Протяженность нефтепроводов в России составляет 48 000 км, центром нефтепроводной системы является город Альметьевск

13слайд — Протяженность нефтепродуктопроводов в России составляет 15 000 км

14 слайд — Нефтеперерабатывающие заводы размещены в основном в районах потребления нефтепродуктов. 80% НПЗ расположены в европейской части страны в крупных городах (Москва, Уфа, Рязань, Ярославль, Пермь, Саратов, Кириши)

15 слайд — Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют компании: «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «ЛУКОЙЛ» и др.

16 слайд — Проблемы отрасли:

  • Нефть — невозобновимое полезное ископаемое
  • Загрязнение окружающей среды
  • Экспорт сырой нефти (экономически не выгодно)
  • Недостаток современного оборудования
  • Замена устаревшего нефтепровода

17слайд — Газовая промышленность

18 слайд — Газ является самым дешевым видом топлива, наименее загрязняет окружающую среду. По запасам газа Россия занимает 1 место в мире (160 трлн. м?), что составляет 45% мировых запасов.

19 слайд — Более 1/3 добываемого газа экспортируется на Украину, в Белоруссию , Западную Европу, Страны Балтии, Турцию

20 слайд — Газовые базы:

  • Западная Сибирь-
  • 90% добычи газа (Уренгойское, Ямбургское)
  • Оренбургско-Астраханская
  • — 6% добычи газа( Оренбургское, Астраханское)
  • Тимано-Печорская
  • — 1% добычи газа (Штокмановское)

21 слайд — Для транспортировки газа к потребителям в России создана единая газопроводная система протяженностью более 150 000 км.

22 слайд — ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России, крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли.

23 слайд — Угольная промышленность

24 слайд — Использование угля:

  • Топливо для промышленности
  • ТЭС
  • Сырье для черной металлургии
  • Сырье для химической промышленности

25 слайд — По запасам угля Россия занимает 2 место (бурый уголь), 6 место (каменный уголь), что составляет 23% мировых запасов ( 6 трлн. тонн)

26 слайд — Угольная промышленность РФ — это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.

Виды угля: каменный, бурый

Способы добычи: подземный ( 1/3) , открытый (2/3)

27 слайд — Кузнецкий бассейн — главный бассейн России, запасы угля составляют 725 млрд. тонн, имеет невыгодное положение.

28 слайд — Канско-Ачинский буроугольный бассейн имеет низкое качество угля, обеспечивает ТЭС

29 слайд — Печорский угольный бассейн обладает значительными запасами качественных углей, но расположен в сложных климатических условиях, поэтому здесь очень дорогостоящая добыча

30 слайд — Ленский и Тунгусский бассейны крупнейшие по запасам угля, но добыча не ведётся!!!

31 слайд — Проблемы отрасли:

  • Дорогая транспортировка
  • Требуется модернизация оборудования

32 слайд — Практическая работа:

План характеристики отрасли

а) географическое положение;

б) место бассейна среди других бассейнов страны по основным показателям;

в) проблемы освоения.

Таблица 1 ( стр. 17)

III. Домашнее задание.

33 слайд — параграф 2, практическая работа, карта

IV. Итог урока.

Тема урока: Электроэнергетика

Цели урока:

  • сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны. Рассмотреть основные типы электростанций — их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
  • развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны.
  • продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова (книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Электроэнергетика России».

Ход урока

I. Организационный момент.

1 слайд — Электроэнергетика — тема урока

II. Проверка домашнего задания.

2 слайд — Тест «Угольная промышленность»

1. Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн:

А) Кузнецкий

Б) Печорский

В) Тунгусский

Г) Донецкий

2. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:

А) Кузнецкий

Б) Печорский

В) Южно-Якутский

3. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:

А) Печерский

Б) Донецкий

В) Канско-Ачинский

4. Самый дешевый способ добычи угля:

А) подземный

Б) открытый

В) фонтанный

Г) насосный

5. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:

А) Кузнецком

Б) Печорском

В) Канско-Ачинском

6. Бурые угли добывают в бассейне:

А) Донецком

Б) Канско-Ачинском

В) Кузнецком

7. Добыча угля в 90 — х годах…

А) Возросла

Б) Упала

8. Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию.

А) Тунгусского

Б) Южно-Якутского

В) Канско-Ачинского

III. Изучение нового материала.

3 слайд — Электроэнергетика — отрасль, которая производит электроэнергию на различных электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП)

4 слайд — Производство электроэнергии в России 900 млрд кВт ч. Это 4 место в мире. Спад производства вызван социально-экономическим кризисом.

5 слайд — Структура электроэнергетики России: ТЭС — 66 %, ГЭС — 18 %, АЭС — 15%, нетрадиционная электроэнергетика — 1%

6 слайд — таблица » Типы электростанций» ТЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)

7 слайд — Теплоэлектроцентраль ( ТЭЦ) Предназначена для выработки электроэнергии и тепла (горячая вода). Строят в крупных городах, так как передача возможна на расстояние 20-30 км .

8 слайд — Схема работы ТЭС

9 слайд — таблица » Типы электростанций» ГЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)

10 слайд — Построены каскады ГЭС на Волге (8), Енисее (3), Ангаре (5)

11 слайд — Принцип работы ГЭС

12 слайд — таблица » Типы электростанций» АЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)

13 слайд — виды АЭС

14 слайд — Схема работы АЭС

15 слайд — Крупнейшая авария на АЭС. Произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украины.

16 слайд — Нетрадиционные источники электроэнергии:

  • Солнечная
  • Геотермальная ( Мутновская, Паужетская)
  • Приливная ( Кислогубская)
  • Ветровая

17 слайд -Энергосистема — группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи ( ЛЭП) и управляемых из одного центра

18 слайд — Единая энергосистема России — ОАО РАО «ЕЭС России». ЕЭС объединяет производство, передачу и распределение энергии между потребителями. ЕЭС страны действует на большей части ее территории в пределах Главной полосы расселения (кроме Дальнего Востока и зоны севера).

IV. Домашнее задание.

19 слайд — параграф 3, на контурной карте обозначить крупные электростанции.

V. Итог урока.

22.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *