Презентация тэк россии 9 класс – Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Презентация » Топливно — энергетический комплекс России»(География, 9 класс, дистанционная школа) | скачать бесплатно
Презентация: «ТЭК», 9 класс.
География России
Природа
Население
Хозяйство
Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье
Топливно-энергетический комплекс
Предприятия, которые
- добывают и перерабатывают
топливо
- производят и транспортируют электроэнергию
Роль ТЭК
- Зависят все отрасли хозяйства страны
- ТЭК основной поставщик валюты ( 40% )
- Без энергии ни один вид человеческой деятельности невозможен
ТЭК – 30.7%
Доля ТЭК в экономике России
уголь – 0,9%
газ 6,1%
нефть 21,1%
электроэнергия – 2,5%
Прочие структуры
– 69,3%
Для России ТЭК имеет большое значение
- Северное положение страны
- На большей территории РФ
суровый климат
- Необходимость преодолевать
огромные расстояния
Добыча топлива
Производство
электроэнергии
Состав ТЭК
Топливная
промышленность
Электроэнергетика
ТЭС
угольная
ГЭС
нефтяная
газовая
АЭС
ПЭС
сланцевая
торфяная
ГеоТЭС
Ветровые
Солнечные
Энергетические ресурсы
Каменный и бурый уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; — солнечная и атомная энергия.
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ)
Соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии (приход) и их использованием
в хозяйстве (расход)
Топливно-энергетический баланс России
на производство
расход
приход
добыча топлива
экспорт
выработка электроэнергии
импорт
преобразование в электроэнергию
остатки на конец года
остатки на конец года
Условное топливо (у.т.) — единица учета органического топлива Теплота сгорания 1кг = 7 000ккал (29 мДж/кг)
Приведение различных видов топлива
к единице условного топлива (1 у.т.)
Вид топлива
Единицы условного топлива
Каменный уголь
1
Бурый уголь
0,43
Нефть
1,43
Природный газ (1 м³)
1,2Торф и горючие сланцы
0,4
Топливно – энергетический баланс
1696 млн. т у. т.
Экспорт 587
Импорт 38
Запасы на конец года 145
Преобразование в другие виды энергии
386
На производственные и прочие нужды 540
Добыча топлива 1513
Ресурсы (приход)
млн. т. у.т.
Распределение (расход)
млн. т. у.т.
Со временем значение различных видов топлива меняется
Уголь (14%)
Дрова
Нефть (29%)
Газ (51%)
На основании топливно-энергетического баланса принимается заключение:
- о достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов
- о возможности вывоза топливно-энергетических ресурсов или необходимости их ввоза
Проблемы ТЭК
- Добыча топлива и производство энергии в России становятся все более дорогими.
- Новые месторождения располагаются в малоосвоенных районах страны с суровыми природными условиями
- Главные потребители электроэнергии (75%) расположены в европейской части страны.
- Предприятий ТЭК оказывает отрицательное влияние на окружающую среду
Проблемы ТЭК
ЗАПАСЫ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ РАЗМЕЩЕНЫ НЕРАВНОМЕРНО
ЗАПАД
ВОСТОК
грузопоток
Основные потребители
( 4/5 общего количества топлива и энергии потребляется в европейской части)
Топливные базы
( 9/10 запасов минерального топлива –
3/4 всего угля, 2/3 нефти, 9/10 газа)
Домашнее задание
- §1 пересказ
- тесты в ОК
multiurok.ru
Презентация — Топливно-энергетический комплекс 9 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Топливно-энергетический комплекс
Учитель географии
1 категории
МКОУ «Кутузовская СОШ»
Панько Татьяна Анатольевна
Слайд 2
ТЭК
«Если техника – сердце экономики, то топливо – её кровь и сила» К. Бенц
ТОПЛИВНО — ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС — № 1 в хозяйстве страны. Почему?
Слайд 3
Топливно – энергетический комплекс России
ТЭК – это совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах.
Слайд 4
Топливная
промышленность
Электроэнергетика
ТЭК
Транспортировка
Состав ТЭК
Слайд 5
нефть
газ
уголь
Слайд 6
Слайд 7
Топливная промышленностьдобыча топливных
ресурсов
переработка
топливных
ресурсов
Слайд 8
Ресурсы ТЭК
Энергетические ресурсы ТЭК
исчерпаемые
неисчерпаемые
возобновимые
невозобновимые
лесные
урановые руды
топливные
— нефть
— газ
— уголь
— торф
— сланцы
Е рек
Е солнца
Е ветра
Е течений
Е приливов
Е земли
Слайд 9
Главные отрасли:
Нефтяная
Газовая
Угольная
Слайд 10
Ресурсы
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Нефть
Газ
Уголь
Добыча полезных ископаемых
Слайд 11
Доля России в добыче минерального топлива
Слайд 12
РОССИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ КРУПНАЯ СТРАНА В МИРЕ,
КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ ТОПЛИВОМ, НО И ПРОДАЕТ ЕГО.
ПО ЗАПАСАМ МНОГИХ ВИДОВ ТОПЛИВА
НАША СТРАНА ВХОДИТ В ДЕСЯТКУ КРУПНЕЙШИХ.
ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
РАЗМЕЩЕННЫ ПО СТРАНЕ НЕРАВНОМЕРНО.
ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОТЕНЦИАЛА СОСРЕДОТОЧЕНА
В ВОСТОЧНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Слайд 13
РОССИЯ
Уголь 2000 лет
Нефть 34 года
Газ 28 лет
Слайд 14
В «Декларации Земли» говорится: забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей каждого человека.
Слайд 15
Эталон ответов
В
В
В
А
Б
В
В,б,а
Б
б
Слайд 16
Критерии оценивания
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более ошибок – «2»
Слайд 17
§ 19
письменно в тетради «Ваши предложения по экономии энергии»
lusana.ru
Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Открытый урок (мастер-класс)
Цели:
- методическая: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленной на формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний;
- образовательная: изучение особенностей становления и развития топливно-энергетического комплекса России, изменения структуры комплекса по периодам времени; основные направления развития в настоящее время;
- воспитательная: воспитание экологической культуры, познавательной активности, чувства патриотизма, экологической грамотности
- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через решение творческих заданий, умения самостоятельно работать с проблемными вопросами по изучаемой теме.
Тип урока: получение новых знаний.
Обрудование: Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География. Хозяйство. Регионы», Москва, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2013 г., план-конспект занятия, карта РФ, тетради, мультимедийный диск по географии для 9 кл., презентация по теме, атласы по географии для 9 кл., схемы по изучаемой теме.
Методическая цель урока: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленных на формирование у обучаемых умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Ход урока и его основные параметры
Начало занятия – проверка готовности класса к занятию, проверка личного состава и рапорт дежурного.
Первый этап занятия: определение целей и задач проводимого занятия – запись темы в тетрадь с опорой на презентацию. Поэтапная работа с темой занятия: объяснение необходимости использования сокращений и обсуждение эпиграфа по отношению к теме занятия.
Работа с первым слайдом – определение понятия ТЭК, работа с учебником и нахождение основных составляющих в определении. Опрос желающих высказаться по данному вопросу и определение степени его понимания.
Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.
Слайд «Роль ТЭКа в современной России»
- От него зависит?
- Почему ТЭК является основным поставщиком валюты в государственный бюджет?
- Какую долю занимает ТЭК в экспорте России?
- Чем ТЭК России отличается от ТЭКа большинства стран мира?
Подведение итогов по ответам, комментарии по отдельным положениям. Поиск связи с изученными разделами истории и современной экономической ситуацией в России.
Слайд «Состав ТЭКа России»
Работа с рисунком в учебнике и на слайде презентации. Главное в работе – определение основных составляющих комплекса. Необходимо выделить три части и указать их взаимную зависимость. Учащиеся работают у доски со слайдом. Указываются основные элементы ТЭКа и их взаимозависимость друг с другом.Следующий слайд служит для закрепления изученного раздела и проверки понимания.
Слайд «Основные виды добываемого топлива по отраслям промышленности»
Особое внимание при работе обращается на расположение отраслей топливной промышленности. Такое положение необходимо обосновать с опорой на фактические данные из учебника или других источников знаний.
Слайд «Топливно-энергетический баланс»
Переход к следующему слайду начинается с проверки понимания термина «баланс». Учащимся необходимо привести пример при помощи весов или других разновесных измерительных приборов. По ходу работы обращаемся к учебнику и обнаруживаем, что определение подразумевает как минимум две составные части. Учащимся предлагается определить их (приходная и расходная часть). Ставится проблемная задача: какие могут быть виды ТЭБа. Полученные результаты фиксируются в тетрадях.
Слайд «Виды ТЭБа» построен таким образом, что на первый тип баланса известен, а остальные необходимо сформулировать с опорой на первый тип ТЭБа.
Создание проблемной ситуации с использованием слайда. По пункту «В» возникает вопрос: почему данный вид баланса является очень неустойчивым? Проблема обсуждается по отделениям и выносится вердикт по правильному варианту.
Последний вопрос в слайде построен на ассоциативных связях: почему цвет чёрный? Чем можно доказать, что ТЭБ России действительно отрицательный и как это отражается на потреблении продукта и на экономике России в целом?
Подготовительный этап к работе по следующему слайду. Ссылка на то, что в решении данных вопросов вам помогут знания по истории и физике.
- Какое топливо было основным в начале XIX века и почему? Какой вид топлива во второй половине XIX века стал основным в России? Аргументируйте свой ответ.
- Что послужило причиной бурного развития нефтяной промышленности?
- Что сдерживало развитие газовой промышленности до середины XX века?
В ответах обязательно должны быть приведены примеры из физики и истории: двигатели и их виды; начало промышленного переворота в России; реформы Витте и Столыпина; прокладка железной дороги на Дальний Восток; поражение России в гонке вооружений во время Крымской войны и др.
Нефтяная промышленность – посылка к эпиграфу – двигатель внутреннего сгорания и открытие нефтяных месторождений на Каспии. Проблемы в развитии газовой отрасли объясняются в сложностях технического характера при добыче и транспортировке, которые стали возможны при совершенствовании материально – технической базы отрасли.
Слайд «Условное топливо (у. т.)»
Учащимся предлагается найти в учебнике определение понятия «условное топливо».
По определению его содержания, предлагается проблемный вопрос: какое полезное ископаемое и почему было взято за основу условного топлива? Выслушав ответы, проводим голосование, кто оказался прав в своих ответах. Определяем показатели, которые стали критериями: теплоотдача – 7000 ккал, способы добычи топлива и роль в истории развития топливной промышленности. Используя межпредметные связи и примеры из биологии, отвечаем на вопрос, сколько калорий необходимо потреблять человеку в сутки для нормального существования. Какие вещества основные в пище человека и видах топлива – углерод и его составляющие.
Слайд «Калорийность топлива»
Один из учащихся указывает, какое же топливо является эквивалентом у.т. Ещё раз вспоминаем, почему всё же каменный уголь является основой понятия и определения условного топлива. Предлагается вспомнить, какие горючие полезные ископаемые имеются в Ульяновской области, и какие события повлияли на их формирование в данной местности. На экране – физическая карта Ульяновской области с указанием месторождений полезных ископаемых и их видов.
Важнейшим вопросом изучения материала будет обсуждение проблем развития ТЭКа через его состояние. Работа по вопросам.
- Добыча и производство энергии дорожает. Объясните, почему?
- Рост затрат на транспортировку. Как вы можете объяснить это явление?
- Как связаны экология и развитие топливно-энергетического комплекса?
Учащиеся должны понять, что такая важная отрасль находится в неблагоприятном положении. Все ответы должны содержать, в той или иной степени, объяснение этой проблемы и указывать наиболее реальные пути выхода из данной ситуации.Работа с картой топливно-энергетического комплекса России, на которой происходит отработка навыков картографической грамотности и умений аргументировать свой ответ параллельно с поискомфактов.
Слайд проблемного содержания «Можно ли выйти из проблем комплекса без потерь?»
Класс работает по статистическому материалу. Ответы должны сопровождаться опорой на имеющиеся знания из системы смежных предметов и объяснять важность этого аспекта с применением на практике в повседневной жизни. Предлагать реальные выходы из трудноразрешимых ситуаций экономического развития в современной жизни России. Приветствуется дискуссионный характер обсуждения. Работа в парах или группах.
Этап первичной проверки знаний проходит в форме повторного рассмотрения основных вопросов изученного материала. Обозначаются элементы значимости изучаемого материала с практической точки знаний и более глубокого изучения отдельных разделов ТЭКа по отраслям.
Осуществляется проверка основного понимания материала с использованием мультимедийного диска. Учащиеся приглашаются на добровольной основе. Тестовое задание в виде таблицы позволяет проверить был ли учебный материал хорошо воспринят фактически и логически. В задании элементы встают на место при их правильном размещении.
Задание на самостоятельную подготовку: разбивается на несколько элементов.
§ 21 – прочитать, сделать выписки для опорного конспекта.
Подготовить информацию о видах и способах энергосбережения в форме презентаций или кратких сообщений с подбором сопроводительных иллюстраций.
Подготовка к проведению конкурса экологической листовки: «Россия – мой дом», «Спасём природу», «Я и мир вокруг меня».
Объявление выставленных оценок с комментариями.
Подведение итогов по взводам и ротам во второй четверти.
rosuchebnik.ru
Презентация ТЭК — 9 класс
- Лазарева Анна Сергеевна, МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа № 36».Учитель географии высшей квалификационной категории.
- География 9 класс Топливно- энергетический комплекс.
- Иллюстративная функция.
- Повышение качества знаний, усиление интереса к предмету, развитие зрительной памяти.
Топливно-энергетический комплекс.
Топливная промышленность(нефтяная, газовая).
План описания межотраслевого комплекса.
- Значение МОК в хозяйстве.
- Состав комплекса и роль отраслей входящих в него.
- Факторы размещения отраслей.
- Районы размещения производства(базы).
- Перспективы и проблемы развития комплекса.
- Экономику России- страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии.
- ТЭК базируется на природных ресурсах.
- 40% экспорта России составляет топливо(нефть и газ)
Задача ТЭК .
- Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
Состав ТЭК
Топливно-энергетический комплекс
Топливная промышленность электроэнергетика
Торфяная угольная нефтяная газовая
электростанции
(атомные, гидростанции
тепловые , приливные,
нетрадиционные )
1. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- Занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа)
2. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
- Занимается производством энергии на электростанциях .
Энергоресурсы: топливо , энергия воды , ядерного топлива , нетрадиционные виды энергии ( ветер , приливы , энергия Солнца , и т.д.)
3. Транспортировка топлива и электроэнергии.
Топливно-энергетический баланс.
Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс- это соотношение добычи топлива и произведённой энергии(приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).
- Определите из чего складывается приход и расход топлива и энергии?
Приход
Составляет:
- Добыча и производство топлива
- остатки на конец года
- импорт .
Расход
Составляет:
- Расход на производственные нужды
- Преобразование в другие виды энергии
- экспорт
задачи
- Увеличение добычи топлива и производства электроэнергии.
- Экономия энергии . Почему?
1. Труднодоступность освоения новых месторождений .
2. Добыча и транспортировка постоянно дорожает .
3. ТЭК оказывает отрицательное воздействие на природу.
???
- Как можно экономить энергию каждому жителю России?
- Как учащиеся школ могут помочь в этом?
videouroki.net
Презентация на тему ТЭК России (9 класс)
Презентацию на тему ТЭК России (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайдов.
Слайд 1Урок географии в 9 классе на тему: «ТЭК. Топливная промышленность России»
Слайд 2Структура топливно-энергетического комплекса
Слайд 3Доля России в мире
Слайд 4Динамика добычи топлива в России за 1990-2006 г
Слайд 5Геологический разрез нефтегазоносной провинции
Слайд 6Добыча нефти в регионах России, 2001 год
Слайд 7Характеристики нефти
Нефть – горючая маслянистая жидкость. Одна из важнейших характеристик — плотность нефти: различают лёгкую, среднюю и тяжёлую нефть. Для специалистов важны и такие показатели, как температура начала кипения (+28 град.) и температура вспышки (35-120 град.)
Нефть классифицируют по содержанию серы на: малосернистые (до 0,5% S), сернистые (0,5 – 2% S) и высокосернистые (свыше 2%). Путём перегонки из Нефти получают бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут.
Слайд 8Нефтеперерабатывающие заводы
Нефтеперерабатывающая промышленность – отрасль обрабатывающей промышленности, производящая из сырой нефти нефтепродукты. Нефтепродукты – смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. Используются в качестве топлив, смазывающих и электроизоляционных материалов, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и т.д. В числе крупнейших НПЗ России – Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод.
Слайд 9Транспортировка нефти
Протяженность нефтепроводов России – 48 тыс. км. Центр нефтепроводной системы – Альметьевск (начало нефтепровода «Дружба»). От него расходятся линии на восток (до Ангарска), северо-запад (до Санкт-Петербурга и Кириши), запад (до Бреста), юго-запад (до Новороссийска – крупного нефтеналивного порта России). Срок службы нефтепровода – 33 года. около 70% нефтепроводов сильно изношены, что приводит к авариям на них. А это небезопасно для окружающей среды и людей.
Слайд 10Газовая промышленность
По запасам и добыче газа Россия занимает первое место в мире. Разведано более 700 месторождений. Главные газодобывающие базы: Западная Сибирь (север) – 92% всей добычи (извлечено лишь 6% запасов!) Оренбургско-Астраханская – 6% общероссийской добычи, газ содержит много примесей и нуждается в очистке. В районах добычи построены крупные газоперерабатывающие комплексы. Тимано-Печорский бассейн – 1% добычи.
Слайд 11Транспортировка газа
В России создана единая газопроводная система, по которой передаётся газ от Уренгоя и Оренбурга (основных центров) к потребителям. Газопроводы: «Сияние Севера» — через север России к странам СНГ на западе; «Голубой поток» — через Черное море в Турцию. Разрабатываются проекты транспортировки газа из Иркутской обл. в Монголию, Японию, Китай, Ю.Корею. В процессе добычи много газа сгорает (см. фото), что дает дополнительный выброс углекислого газа в атмосферу. Газовые факелы над Западной Сибирью видны даже из космоса.
Слайд 12Проблемы отраслей.
Основная часть топливных ресурсов сосредоточена на востоке Росси, тогда как потребители находятся на западе. Главными бассейнами нефти и газа Являются Западная Сибирь и Урало-Поволжье. Для отрасли характерны большие затраты на добычу топлива. Более 50% добываемой нефти и около 70% газа экспортируется. Между тем, выгоднее экспортировать не сырьё, а готовую продукцию – например, нефтепродукты. Существующие НПЗ в России требуют реконструкции, так как оборудование на них старое, поэтому глубина переработки нефти составляет лишь 72%, а качество нефтепродуктов не соответствует мировым стандартам. Предприятия топливной промышленности являются сильными загрязнителями окружающей среды, поэтому необходимо пересмотреть экологическую политику в районах добычи.
prezentacii.org
ТЭК России (9 класс) — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентации к урокам географии. 9-й класс
Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (8,8 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Загрузить презентацию (2,4 МБ)
Загрузить презентацию (1,5 МБ)
Тема урока:
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение проблемыЦели урока:
- повторить понятия «хозяйство страны» из курса 8 класса, раскрыть значение ТЭК в хозяйстве страны, его состав, значение и проблемы.
- развивать познавательный интерес к предмету и особенностям экономики страны.
- совершенствовать умения работать с учебником, схемами, картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова ( книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Топливно-энергетический комплекс России».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение понятий из курса 8 класса по теме «Хозяйство страны»
1 слайд — Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё
2 слайд — Хозяйство страны — это совокупность природных и созданных руками богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий её существования
3 слайд — Валовый внутренний продукт (ВВП)- суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны
4 слайд — Отрасль хозяйства — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги
5 слайд — Сферы хозяйства:
- Производственная сфера ( промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь)
- Непроизводственная сфера (з дравоохранение, образование , культура , социальное обеспечение, охрана правопорядка, бытовое обслуживание)
6 слайд — Хозяйство страны:
- Первичный сектор : отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы
- Вторичный сектор: отрасли, перерабатывающие сырьё, получаемое первичным сектором
- Третичный сектор: сфера услуг
Схема в учебнике ( стр. 7)
III. Изучение нового материала.
7 слайд — Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы — тема урока
8 слайд -ТЭК включает:
- Добычу и переработку топливных ресурсов ( нефть, газ, уголь, торф, уран)
- Выработку электроэнергии ( ТЭС, ГЭС, АЭС)
- Распределение энергии ( ЛЭП)
Работа со схемой в учебнике «Состав ТЭК» ( рисунок 1, стр. 8)
9 слайд — ТЭК — основной поставщик валюты страны. Доля топлива и энергии в экспорт е России составляет чуть менее 40 %
10 слайд — Топливно-энергетический баланс - соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии ( приходная часть) и их использования в хозяйстве ( расходная часть)
Работа со схемой в учебнике «Топливно-энергетический баланс» ( рисунок2, стр. 9)
11 слайд — Для составления топливно-энергетического баланса различные виды топлива переводят в условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7000 ккал. Тепловые коэффициенты: нефть, газ — 1,5, уголь — 1, торф — 0,5
12 слайд — Причины экономии электроэнергии:
- Добыча и производство энергии становятся более дорогими
- Возрастают затраты на транспортировку топлива и энергии
- Отрицательное воздействие на окружающую среду
IV. Домашнее задание.
13 слайд — параграф 1, письменно в тетради: «Ваши предложения по возможности экономии энергии»
V. Итог урока.
Тема урока: Топливная промышленность
Цели урока:
- сформировать представления о топливной промышленности, рассмотреть основные топливно-энергетические базы России
- развивать познавательный интерес к предмету и особенностям экономики страны.
- совершенствовать умения работать с учебником, схемами, картами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова ( книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Топливно-энергетический комплекс России».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1 слайд — Топливная промышленность- тема урока
2 слайд — Топливная промышленность включает в себя добычу и переработку топливных ресурсов
3 слайд — Главные отрасли: нефтяная, газовая, угольная.
4 слайд — Доля России в добыче минерального топлива ( от общемировых): 25% — газ, 9% — нефть, 5% - уголь
5 слайд -Нефтяная промышленность
6 слайд -Нефтяная промышленность включает:
- разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений
- бурение скважин
- добычу нефти и попутного газа
- трубопроводный транспорт нефти
7 слайд — Производные нефти: бензин, керосин, топливо, солярка, мазут
8 слайд — Нефть является сырьем для изготовления пластмасс, химических волокон, полимеров
9 слайд — По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии
10 слайд — Способы добычи нефти: фонтанный и насосный
11слайд — Нефтяные базы:
- Западно-Сибирская- 2/3 добычи нефти ( Самотлор, Сургут)
- Волго-Уральская — 1/4 добычи нефти ( Ромашкинское, Туймазинское)
- Шельфовая добыча — Каспийское море ( Баренцево море, Охотское море)
12 слайд — Протяженность нефтепроводов в России составляет 48 000 км, центром нефтепроводной системы является город Альметьевск
13слайд — Протяженность нефтепродуктопроводов в России составляет 15 000 км
14 слайд — Нефтеперерабатывающие заводы размещены в основном в районах потребления нефтепродуктов. 80% НПЗ расположены в европейской части страны в крупных городах (Москва, Уфа, Рязань, Ярославль, Пермь, Саратов, Кириши)
15 слайд — Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют компании: «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «ЛУКОЙЛ» и др.
16 слайд — Проблемы отрасли:
- Нефть — невозобновимое полезное ископаемое
- Загрязнение окружающей среды
- Экспорт сырой нефти (экономически не выгодно)
- Недостаток современного оборудования
- Замена устаревшего нефтепровода
17слайд — Газовая промышленность
18 слайд — Газ является самым дешевым видом топлива, наименее загрязняет окружающую среду. По запасам газа Россия занимает 1 место в мире (160 трлн. м?), что составляет 45% мировых запасов.
19 слайд — Более 1/3 добываемого газа экспортируется на Украину, в Белоруссию , Западную Европу, Страны Балтии, Турцию
20 слайд — Газовые базы:
- Западная Сибирь- 90% добычи газа (Уренгойское, Ямбургское)
- Оренбургско-Астраханская — 6% добычи газа( Оренбургское, Астраханское)
- Тимано-Печорская — 1% добычи газа (Штокмановское)
21 слайд — Для транспортировки газа к потребителям в России создана единая газопроводная система протяженностью более 150 000 км.
22 слайд — ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России, крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли.
23 слайд — Угольная промышленность
24 слайд — Использование угля:
- Топливо для промышленности
- ТЭС
- Сырье для черной металлургии
- Сырье для химической промышленности
25 слайд — По запасам угля Россия занимает 2 место (бурый уголь), 6 место (каменный уголь), что составляет 23% мировых запасов ( 6 трлн. тонн)
26 слайд — Угольная промышленность РФ — это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.
Виды угля: каменный, бурый
Способы добычи: подземный ( 1/3) , открытый (2/3)
27 слайд — Кузнецкий бассейн — главный бассейн России, запасы угля составляют 725 млрд. тонн, имеет невыгодное положение.
28 слайд — Канско-Ачинский буроугольный бассейн имеет низкое качество угля, обеспечивает ТЭС
29 слайд — Печорский угольный бассейн обладает значительными запасами качественных углей, но расположен в сложных климатических условиях, поэтому здесь очень дорогостоящая добыча
30 слайд — Ленский и Тунгусский бассейны крупнейшие по запасам угля, но добыча не ведётся!!!
31 слайд — Проблемы отрасли:
- Дорогая транспортировка
- Требуется модернизация оборудования
32 слайд — Практическая работа:
План характеристики отрасли
а) географическое положение;
б) место бассейна среди других бассейнов страны по основным показателям;
в) проблемы освоения.
Таблица 1 ( стр. 17)
III. Домашнее задание.
33 слайд — параграф 2, практическая работа, карта
IV. Итог урока.
Тема урока: Электроэнергетика
Цели урока:
- сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны. Рассмотреть основные типы электростанций — их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
- развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны.
- продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. В.П. Дронова (книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта «Электроэнергетика России».
Ход урока
I. Организационный момент.
1 слайд — Электроэнергетика — тема урока
II. Проверка домашнего задания.
2 слайд — Тест «Угольная промышленность»
1. Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн:
А) Кузнецкий
Б) Печорский
В) Тунгусский
Г) Донецкий
2. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:
А) Кузнецкий
Б) Печорский
В) Южно-Якутский
3. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:
А) Печерский
Б) Донецкий
В) Канско-Ачинский
4. Самый дешевый способ добычи угля:
А) подземный
Б) открытый
В) фонтанный
Г) насосный
5. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:
А) Кузнецком
Б) Печорском
В) Канско-Ачинском
6. Бурые угли добывают в бассейне:
А) Донецком
Б) Канско-Ачинском
В) Кузнецком
7. Добыча угля в 90 — х годах…
А) Возросла
Б) Упала
8. Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию.
А) Тунгусского
Б) Южно-Якутского
В) Канско-Ачинского
III. Изучение нового материала.
3 слайд — Электроэнергетика — отрасль, которая производит электроэнергию на различных электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП)
4 слайд — Производство электроэнергии в России 900 млрд кВт ч. Это 4 место в мире. Спад производства вызван социально-экономическим кризисом.
5 слайд — Структура электроэнергетики России: ТЭС — 66 %, ГЭС — 18 %, АЭС — 15%, нетрадиционная электроэнергетика — 1%
6 слайд — таблица » Типы электростанций» ТЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)
7 слайд — Теплоэлектроцентраль ( ТЭЦ) Предназначена для выработки электроэнергии и тепла (горячая вода). Строят в крупных городах, так как передача возможна на расстояние 20-30 км .
8 слайд — Схема работы ТЭС
9 слайд — таблица » Типы электростанций» ГЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)
10 слайд — Построены каскады ГЭС на Волге (8), Енисее (3), Ангаре (5)
11 слайд — Принцип работы ГЭС
12 слайд — таблица » Типы электростанций» АЭС ( тип электростанции, вид топлива, доля энергии, +, -, крупные электростанции)
13 слайд — виды АЭС
14 слайд — Схема работы АЭС
15 слайд — Крупнейшая авария на АЭС. Произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украины.
16 слайд — Нетрадиционные источники электроэнергии:
- Солнечная
- Геотермальная ( Мутновская, Паужетская)
- Приливная ( Кислогубская)
- Ветровая
17 слайд -Энергосистема — группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи ( ЛЭП) и управляемых из одного центра
18 слайд — Единая энергосистема России — ОАО РАО «ЕЭС России». ЕЭС объединяет производство, передачу и распределение энергии между потребителями. ЕЭС страны действует на большей части ее территории в пределах Главной полосы расселения (кроме Дальнего Востока и зоны севера).
IV. Домашнее задание.
19 слайд — параграф 3, на контурной карте обозначить крупные электростанции.
V. Итог урока.
22.03.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai