Подготовка к огэ 9 класс по биологии – Материал для подготовки к ОГЭ по биологии 9 класс
№ | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Дата |
Блок №1 Биологи я как наука | |||
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей | 1 | |
2 | Клеточное строение организма как доказательство их родства, единства живого мира | 1 | |
Блок № 2 Царство Растений, Грибов. | |||
3 | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы. | 1 | |
4 | Царство Растения. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники | 1 | |
5 | Царство Растения. Голосемянные. | 1 | |
6 | Царство Растения. Покрытосемянные. | 1 | |
Блок № 3 Царство Животные. | |||
7 | Царство Животные. Беспозвоночные. | 1 | |
8 | Царство Животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | 1 | |
9 | Царство Животные. Птицы. Млекопитающие. | 1 | |
Блок №4 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. | |||
10 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 1 | |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 1 | |
12 | Человек: опора и движение | 1 | |
13 | Человек: внутренняя среда | 1 | |
14 | Человек: транспорт веществ | 1 | |
15 | Человек: питание, дыхание | 1 | |
16 | Человек: обмен веществ, покровы тела, выделение | 1 | |
17 | Человек: органы чувств | 1 | |
18 | Психология и поведение человека | 1 | |
19 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Приемы оказания первой доврачебной помощи | 1 | |
Блок №5 Введение в общую биологию | |||
20 | Влияние экологических факторов на организмы | 1 | |
21 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 1 | |
Блок № 6 Практическая работа с тестами | |||
22 | Работа с тестами | 1 | |
23 | Работа с тестами | 1 | |
24 | Работа с тестами | 1 | |
25 | Работа с тестами | 1 | |
26 | Работа с тестами | 1 | |
27 | Работа с тестами | 1 | |
28 | Работа с тестами | 1 | |
29 | Работа с тестами | 1 | |
30 | Работа с тестами | 1 | |
31 | Работа с тестами | 1 | |
32 | Работа с тестами | 1 | |
33 | Работа с тестами | 1 |
nsportal.ru
что нужно знать, чтобы подготовиться к экзамену
Биология не похожа на физику. Чем
больше мы узнаем, тем очевиднее
становится, что одного объяснения, до
которого нужно докопаться, не будет.
Стив Джонс
Экзамен по биологии в 9 классе входит в список необязательных предметов, доступных к сдаче по выбору. Предмет пользуется популярностью и высокий процент учащихся сдаёт его на максимальный бал.
Почему выбирают ОГЭ по биологии?
- На уровне 9 класса материал достаточно прост.
- Объёмы информации невелики (биологию изучают с 5 по 9 класс, если образовательное учреждение или направление обучения – непрофильное).
- После 9 класса с экзаменом по биологии можно поступать/переводиться в медицинские колледжи и университеты.
- Это отличная тренировка, если в планах – сдавать ЕГЭ по биологии в 11 классе.
Таким образом, экзамен чаще всего выбирают в двух случаях:
- либо у школьника ещё нет чётких планов на обучение, тогда экзамен «выигрывает» за счёт своей простоты;
- либо же – напротив, уже определена дальнейшая программа и в планах – профильное направление в старшей школе или в профессиональном училище.
Ещё один неоспоримый плюс: вопросы и задания ОГЭ по биологии из года в год остаются фактически неизменными. При подготовке можно пользоваться не только материалами 2018-2019 года, но даже периода 2015-2017 года. Также, в сборники тестов входят дополнительные упражнения, которые не встретятся на самом испытании, но будут крайне полезны для оттачивания навыков сдачи и прохождения теста – рекомендуем уделить им внимание.
Структура экзамена по биологии
- Длительность: 180 минут (3 часа).
- Объём: 32 вопроса.
- Формат испытания: 2 части (с коротким ответом и с развёрнутым комментарием).
- Использование материалов во время сдачи – запрещено.
Сгруппировать задания можно:
— по уровням сложности
- базовый – 22 задания (1-22)
- повышенный – 7 заданий (23-29)
- высокий – 3 задания (30-32)
— по формату выполнения
Задания 1-22: ответ записывается с помощью одной цифры (бланк №1).
Пример
Плесневые грибы человек использует при:
- выпечке хлеба
- силосовании кормов
- получении сыров
- приготовлении столового вина
Задания 23-28: ответ записывается в виде последовательности цифр (бланк №1).
Пример
Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в таблицу.
ТИПЫ КЛЕТОК
Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных _________(Г) и синезелёных.
Перечень терминов:
- хромосома
- прокариоты
- цитоплазма
- кольцевая молекула
- ядро
- одноклеточное животное
- бактерия
- эукариоты
Задания 29-32: даётся развёрнутый ответ (бланк №2).
Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.
- Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
- Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
- Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Ответ: |
Банки и марля / 8 банок, марля |
Мясной бульон |
Черви — червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами |
Основные темы при сдаче ОГЭ по биологии
Чтобы разнообразить подготовку, задания ОГЭ по биологии 2019 года, как и задания прошлых лет, можно сгруппировать по темам. Количественно они тоже отличаются: где-то встретится всего 1-2 вопроса, а обширные темы охватывают большой объём материала и насчитывают до 50-60.
- Роль биологии в практической деятельности людей
- Клеточное строение организмов
- Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы
- Царство Растения
- Царство Животные
- Сходство человека с животными и отличие от них
- Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
- Опора и движение
- Внутренняя среда
- Транспорт веществ
- Питание. Дыхание
- Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
- Психология и поведение человека
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм
- Влияние экологических факторов на организмы
- Экосистемная организация живой природы. Биосфера
- Интерпретирование результатов научных исследований
- Определение структуры объекта
- Умение оценивать правильность биологических суждений
- Умение проводить множественный выбор
- Умение устанавливать соответствие
- Биологические процессы, явления, объекты
- Пропущенные термины и понятия из числа предложенных
- Соотнесение морфологических признаков организма
- Работа с текстом биологического содержания
- Статистические данные, представленные в табличной форме
- Определение энерготрат и составление рациона
- Обосновывание рационального и здорового питания
Обратите внимание на последние четыре темы. Их знание потребуется, если вы планируете сдать вторую часть теста ОГЭ по биологии (29-32/С1-С4) на высокие баллы.
Оценки и критерии
Оценивание ОГЭ по биологии строится следующим образом.
Задание | Максимальный балл |
---|---|
1-22 | 1 |
23-27; 32 | 2 |
28-31 | 3 |
Максимальный балл | 46 |
Для перевода оценок в пятибалльную шкалу воспользоваться можно этой таблицей:
Пятибалльная шкала
Балл за ОГЭ по биологии
Минимальный проходной балл – 13. Для его достижения необходимо без ошибок решить минимум 13 заданий базового уровня.
Советы по подготовке к экзамену
Когда предмет для сдачи выбран, возникает логичный вопрос: как готовиться к ОГЭ по биологии?
Даём советы, следуя которым, вы сможете подготовиться и сдать на высокий балл.
- Начинайте подготовку заранее. Бывает такое, что всё внимание «перетягивают» на себя основные экзамены (русский язык и математика), а на биологию и другие дополнительные экзамены совершенно не хватает времени. Не нервничайте: подготовиться, чтобы хорошо сдать, получится и за короткий срок (хотя, конечно, лучше не затягивать). Главное: выявить сложности и слабые места, грамотно распланировать подготовку и чётко следовать намеченной структуре.
- Определите уровень знаний по предмету. Сделать это можно как с помощью репетитора, так и самому – достаточно без подготовки решить несколько вариантов теста и оценить результат. Это поможет выявить слабые места и «западающие» темы. После того, как вы поймёте все эти моменты – можно приступать к планированию подготовки.
- Осуществляйте постоянный контроль. Выработайте у себя привычку отслеживания и проверки результатов вашей подготовки. Если вы занимаетесь на курсах или с репетитором, то ваши действия регулирует преподаватель, и корректирует, при надобности. Но это не освобождает вас от необходимости самостоятельно отслеживать собственные шаги, успехи и, напротив, слабые места.
- Помните про возможность подачи апелляции. Этот совет – на самый крайний случай. Но если вдруг случится ситуация, где нужно будет оспорить справедливость оценки, почему бы не воспользоваться им.
Если вы сознательно выбрали сдачу биологии, а результаты пригодятся в будущем, то мы желаем вам успехов! Напоминаем, что, если у вас возникли трудности при подготовке к сдаче ОГЭ по биологии, вы всегда можете записаться на курсы в Ruseducenter.
Занятия в учебном центре Ruseducenter проходят в 2 филиалах по адресам:
Москва, Старопименовский переулок, 18
Москва, ул.Мясницкая, 22
Телефон: 8 (495) 189-69-80 Записаться
E-mail: [email protected]
Читать похожие статьи
ruseducenter.ru
Статья по биологии (9 класс) на тему: Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по биологии
Методика подготовки к ОГЭ по биологии
ОГЭ по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9 классе. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах, профильных классах.
Структура ОГЭ по биологии следующая:
Работа состоит из двух частей и содержит в себе 32 задания.
Часть 1: 28 заданий (1–28) с кратким ответом, являющимся цифрой или последовательностью цифр, из которых 22 задания с выбором одного правильного краткого ответа, 2 задания с выбором трех правильных ответов , 1 задание на соответствие терминов, понятий, процессов, 1 задание на последовательность событий, 1 задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму и 1 задание на работу текстом, имеющим пропуски.
Часть 2: четыре задания (29–32) с развернутым ответом и полностью записанным ходом решения задания. Одно задание — это ответы на вопросы после прочтения текста, второе — на умение работать с таблицей, делать определённые выводы из статистических данных. Третье задание проверяет умение составить меню определённое калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников. Четвёртое задание — это вопрос со свободным ответом.
Длительность экзамена сравнительно невелика – всего 180 минут. Справочных материалов на ГИА по биологии нет, значит, кроме себя рассчитывать не на кого. Соответствие баллов ОГЭ по биологии школьным оценкам следующее:
- 0-12 баллов – 2;
- 13-25 баллов – 3;
- 26-36 баллов – 4;
- 37-46 баллов – 5;
Специфика тестирования, в том числе и ОГЭ по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста.
Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ОГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к ОГЭ очень актуальна.
В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.
Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с биологией. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.
Но основная подготовка начинается в 9 классе, когда дети уже осознанно выбирают экзамен по биологии в новой форме.
1. Сначала изучаем нормативные документы, определяющие содержание и структуру обучения биологии, основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы. Определяем, наличие, каких знаний и умений проверяют задания КИМ по биологии, изучаем спецификацию, кодификатор, демоверсию ОГЭ. Распределяю учебный материал таким образом:
Сентябрь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Октябрь – биология животных и решение тематических заданий.
Ноябрь – биология человека и решение тематических заданий.
Декабрь – общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.
Январь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Февраль – биология животных и решение тематических заданий.
Март – биология человека и решение тематических заданий.
Апрель – общие закономерности и решение тематических заданий.
Май – повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разных изданиям.
Для решения тестов используем печатные пособия по подготовке к ОГЭ.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами.
Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.
В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как половину всех заданий составляют вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.
Следующее направление — это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ОГЭ
Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.
Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет. Для более успешной подготовки в 9 классах ведётся элективный курс «На пути к ОГЭ по биологии».
На уроках по биологии и во внеурочное время я использую такие мультимедийные учебные пособия, как:
- «Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников»,
- «1С:Школа. Биология. Сдаем ЕГЭ 2010»,
- «Биология 6-11 классы. Интерактивные дидактические материалы»
- «Уроки биологии 10 класс. Электронное интерактивное приложение», «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс»,
- «1С:Школа. Биология. Человек. 8 класс»,
- «1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс», атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
-систематизировать усвоенные знания,
-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации,
На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/ . Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы «СтатГрад» — http://statgrad.mioo.ru/
На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ , http://ege.yandex.ru ) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.
- Следующим направлением в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, материалы, рекомендованные ФИПИ.
Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.
Выступаю на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ОГЭ и т. д.
Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
«Дорогу осилит идущий».
nsportal.ru
Материал для подготовке к ОГЭ по биологии 9 класс
Чуповский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош
учитель биологии Ермакова Е.П.
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовке обучающихся к ГИА по биологии.
Для подготовки к экзамену следует пользоваться школьными учебниками последних изданий и дополнительной литературой.
На экзамене по биологии необходимо:
Знание главных понятий, закономерностей, законов, касающихся строения и жизнедеятельности живых организмов, развития живой природы.
Знание классификации живых организмов.
Умения делать выводы, оперировать понятиями, приводить примеры, осмысливать знания.
Подготовка к экзамену:
В течении года проводились дополнительные занятия – консультации.
Выработана особая организация учебной деятельности на уроках, рассматриваются разделы, которые потребуются на ОГЭ.
Учащимся говорила, какие темы повторить и задавала вопросы к этим темам в форме ОГЭ.
Организовала взаимодействие, сотрудничество с родителями с целью оказания помощи и поддержки их детям в подготовке к ОГЭ.
Выполняли тренировочные задания по каждой теме в формате ОГЭ.
Проводила курс интенсивной подготовки.
Спецификация
Назначение работы:
Промежуточная оценка уровня подготовки учащихся 9 класса по биологии.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания образовательной программы по биологии базисного учебного плана и требования к уровню подготовки учащихся.
Структура работы:
Тестовые задания предназначены для текущей проверки знаний, на уроках при повторении раздела: «Царства Бактерии и Грибы».
Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания, А (базового уровня сложности) с выбором ответа, В(повышенного уровня сложности) на продолжение определения и установления соответствия, С (высокого уровня сложности) с развернутым ответом.
Задания с выбором ответа самые многочисленные в тестовой работе. Они построены на материале всего раздела «Царства Бактерии и Грибы».
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование заданий для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов ответа.
Задания с кратким ответом также построены на материале этого раздела, но в отличии от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большого числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) самостоятельное формулирование и запись ответа.
В тестовой работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Задания на установление соответствия позиций.
Задания «дополните».
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 содержит 25 заданий (А1 – А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1 –В4). Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
ГИА по биологии в 9 классе по теме «Царства. Бактерии. Грибы».
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. |
Часть 1
А1. Какая из наук изучает грибы?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А2. Какие бактерии являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А3. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются бактерии и грибы, разлагающие органические остатки до минеральных веществ?
первом
втором
третьем
последнем
А4. Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
споровики
синезеленые водоросли
пеницилл
хламидомонада
А5. К какой группе грибов относится мукор?
шляпочные грибы
плесневые грибы
дрожжи
грибы-паразиты
А6. Какая наука изучает спорынью?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А7. Какой способ размножения характерен для бактерий?
спорами
фрагментами
семенами
делением на 2 клетки
А8. Какой из грибов является многоклеточным?
пеницилл
мукор
дрожжи
белая плесень
А9. Какой из грибов является одноклеточным?
пеницилл
мукор
головня
спорынья
А10. К какой группе грибов относится опенок?
шляпочные
плесневые
дрожжи
грибы-паразиты
А11. Какие из бактерий образуют симбиоз с бобовыми растениями?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А12. Возбудителями такого заболевания человека как туберкулез является:
бактерии
грибы
вирусы
простейшие
А13. Какое из перечисленных заболеваний вызвано бактериями?
цинга
рахит
чума
бронхит
А14. Какие из перечисленных организмов выращивают для получения пеницилла?
бактерии
плесневые грибы
мхи
вирусы
А15. Грибы по способу питания относят к:
аэробам
анаэробам
гетеротрофам
автотрофам
А16. Какие грибы используют в хлебопечении?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А17. Какие грибы используют для получения антибиотиков?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А18. Какие грибы вызывают заболевания растений?
дрожжи
шляпочные
масленок
головные
А19. какие грибы способны образовать симбиоз с высшими растениями?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А20. Микориза – это симбиоз…
гриба и водоросли
гриба и корней высших растений
бактерий и бобовых растений
бактерий и грибов
А21. Какой из перечисленных организмов вызывает грипп?
бактерии
простейшие
вирусы
грибы
А22. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?
растения
животные
грибы
бактерии
А23. Для сохранения многообразия грибов при их сборе нельзя повреждать грибницу, т.к. она:
улучшает плодородие почвы
служит местом образования спор
защищает почву от размывания водой
поглощает из почвы воду и минеральные вещества
А24. Неблагоприятные условия для жизни бактерий создаются при:
квашении капусты
приготовлении кефира
консервировании грибов
закладке силоса
А25. К какой группе организмов относят бактерии
к гетеротрофным
к автотрофным
к симбионтам
к продуцентам
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Характерные признаки царства Грибов –
Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:———-
наличие хитина в оболочке клетки
ограниченный рост
автотрофный тип питания
гетеротрофный тип питания
отсутствие в клетках ядра
неограниченный рост
В2. Установите соответствие между организмом и типом питания. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Организм | Тип питания |
А) хламидоманада | 1) автотрофный |
Б) железобактерия | 2) гетеротрофный |
В) сфагнум | |
Г)шампиньон | |
Д) мукор | |
Е) сосна |
Ответ:
В3. Установите правильную последовательность образования спор у бактерий при неблагоприятных условиях. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Цитоплазма бактериальной клетки сжимаясь отходит от материнской оболочки
Цитоплазма округляется
Образуется внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку
Образуется спора
Споры разносятся ветром, водой и т.д.
в благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
В4. Вставьте в текст «Ядро» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Ядро.
Клетки растений, грибов и животных имеют ядро. Их относят к ——(А). Клетки бактерий ядра не имеют —-(Б). В ядре содержатся__(В). Неспирализованная молекула ДНК с белками и ядрышками.
Перечень терминов:
ядерная оболочка
хроматин
эукариотная
внутреннее содержимое ядра
прокариотам
хромосомы.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С3) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. |
С1. Почему тиф, холеру называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?
Прочитайте текст и выполните задания С2 – С3). |
Грибы и растения.
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное – гликоген, клеточную стенку прочность, которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания (осмотрофно), способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических веществ, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, поглощают пищу путем всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
С2. Вы прочитали текст «Грибы и растения». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика грибов и растений» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика грибов и растений.
Характеристика | Грибы | Растения |
Тип питания | Гетеротрофный | 1 |
2 | Гликоген | Крахмал |
Вещество, придающее прочность клеточной оболочке | 3 | целлюлоза |
С3. На основании текста «Грибы и растения» сделайте предположения, являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы. Ответ обоснуйте.
kopilkaurokov.ru
Задания базовой и повышенной сложности | ||||||||||||||||
В разработку клеточной теории внесли вклад 1) А. И. Опарин 2) В. И. Вернадский 3) Т. Шванн и М. Шлейден 4) Г. Мендель 5) Р. Вирхов | ||||||||||||||||
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения 1) степени влияния среды на формирование фенотипа 2) наследования сцепленных с полом признаков 3) кариотипа организма 4) хромосомных аномалий 5) возможности проявления признаков у потомков | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
5. У человека, в отличие от других млекопитающих, | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
6. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани? | ||||||||||||||||
7. Верны ли следующие суждения об обмене веществ? А. Для большинства процессов жизнедеятельности клетки необходима энергия АТФ. Б. Преобразование световой энергии в энергию химических связей осуществляют хемотрофы.
| ||||||||||||||||
8. Установите соответствие между строением мышечной ткани человека и ее типом | ||||||||||||||||
СТРОЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ | ТИП МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ | |||||||||||||||
А. клетки достигают 10 – 12 см |
| |||||||||||||||
Б. имеет поперечную исчерченность |
| |||||||||||||||
В. клетки имеют веретеновидную форму | ||||||||||||||||
Г. клетки многоядерные | ||||||||||||||||
Д. иннервируется вегетативной нервной системой | ||||||||||||||||
9. Выберите три верных ответа из шести. Много белков содержат продукты питания: 1. сахар 2. творог 3. сыр 4. картофель 5. хлеб 6. рыба | ||||||||||||||||
10. Установите соответствие между особенностями и видами тканей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | ||||||||||||||||
ОСОБЕННОСТИ | ВИД ТКАНЕЙ | |||||||||||||||
| А. образовательная | |||||||||||||||
| Б. покровная | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
11. Установите последовательность процессов, происходящих при обмене углеводов в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Задания высокой сложности (В) | ||||||||||||||||
12. Проанализируйте диаграмму, на которой представлена плотность нервных клеток в головном мозге разных видов млекопитающих. | ||||||||||||||||
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
13. Проанализируйте таблицу «Распределение хлоропластов в клетках хвои ели в зависимости от температуры». | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, 1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез. | ||||||||||||||||
15. Объясните, почему в жаркую погоду надо пить подсоленную воду. |
nsportal.ru
Программа подготовки к ОГЭ по биологии (9 класс)
Программа
подготовки выпускников 9 класса 2015-2016 учебного года
к прохождению итоговой аттестации.
Предмет: биология
Пояснительная записка
Цель: подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации форме ГИА по биологии.
Задачи: 1) Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках биологии с 6-9 класс.
2) Дать понятие о процедуре проведения итоговой аттестации в разных формах и критериях оценки знаний учащихся.
3) Научить эффективно распределять время на подготовку ответа и правильно его выстраивать.
4) Формировать навыки самостоятельной работы учащихся и практического использования знаний.
5) Развивать коммуникативной компетентности учащихся через решение экологических задач, изучение вопросов сохранения окружающей среды и здоровья человека.
Планируемые результаты обучения:
— знают материал биологии 6-9 класса.
— знают о процедуре проведения итоговой аттестации и о критериях оценки знаний.
— умеют работать самостоятельно: заполнять таблицы, составлять план ответа, выделять главное, доказывать, анализировать, делать выводы — умеют эффективно распределять время во время подготовки к экзамену и на экзамене.
— умеют рассказывать логично, доказательно, грамотно, активно пользуются биологической терминологией
План подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по биологии.
Учитель: Буторина С.В.
№
Дата
2 полугодие
Формы проведения занятий
01.02-05.02
Биология как наука. Признаки живых организмов.
Лекция, беседа. Тесты, вопросы, задачи, решение тестов в форме ГИА.
08.02-12.02
Царство Растения.
15.02-19.02
Царство Животное.
22.02-26.02
Царство Грибы. Царство Бактерии. Лишайники. Вирусы.
29.02-04.03
Эволюция органического мира.
Пробный вариант ГИА
07.03-11.03
Биосоциальная сущность и высшая нервная деятельность человека.
14.03-18.03
Нервная система и органы чувств человека.
30.03-01.04
Пищеварительная, дыхательная и выделительная системы человека.
Пробный вариант ГИА
04.04-08.04
Внутренняя среда организма человека
11.04-15.03
Покровы тела. Опора и движение. Размножение и развитие организма человека.
Пробный вариант ГИА
18.04-22.04
Экология.
Пробный вариант ГИА
Репетиционный экзамен.
infourok.ru
№ | Тема | Дата |
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей | 12.09 |
2 | Клеточное строение организма как доказательство их родства, единства живого мира | 19.09 |
3 | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы. | 26.09 |
4 | Царство Растения. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники | 3.10 |
5 | Царство Растения. Голосемянные. | 10.10 |
6 | Царство Растения. Покрытосемянные. | 17.10 |
7 | Царство Животные. Беспозвоночные. | 24.10 |
8 | Царство Животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | 7.11 |
9 | Царство Животные. Птицы. Млекопитающие. | 14.11 |
10 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 21.11 |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 28.11 |
12 | Человек: опора и движение | 5.12 |
13 | Человек: внутренняя среда | 12.12 |
14 | Человек: транспорт веществ | 19.12 |
15 | Человек: питание, дыхание | 26.12 |
16 | Человек: обмен веществ, покровы тела, выделение | 16.01 |
17 | Человек: органы чувств | 23.01 |
18 | Психология и поведение человека | 30.01 |
19 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Приемы оказания первой доврачебной помощи | 6.02 |
20 | Влияние экологических факторов на организмы | 13.02 |
21 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 20.02 |
22 | Решение заданий №20 | 27.02 |
23 | Решение заданий №21 | 5.03 |
24 | Решение заданий №22 | 12.03 |
25 | Решение заданий №23 | 19.03 |
26 | Решение заданий №24 | 2.04 |
27 | Решение заданий №25 | 9.04 |
28 | Решение заданий №26 | 16.04 |
29 | Решение заданий №27 | 23.04 |
30 | Решение заданий №28 | 30.04 |
31 | Решение заданий №29 | 7.05 |
32 | Решение заданий №30, 31 | 14.05 |
33 | Решение заданий №32 | 21.05 |
nsportal.ru